Ты не фанат поп-культуры 80-х
Про этот фильм мало сказать «он переполнен отсылками культуры 80-90-х годов». Он – одна сплошная отсылка. Фильмы, музыка, компьютерные игры, гаджеты, герои, средства передвижения, оружие и т.д и т.п.
При просмотре глаза просто разбегаются от невероятного количества цитирования различных источников.
Каждое погружение в «Оазис» — это волшебное ощущение от стакана газировки в жаркий день. Хочется пить ещё и ещё. Проблема в том, что, если ты родился в 2000-х, или не знаешь по каким-то загадочным причинам большинство культурных феноменов конца прошлого века – кино будет для тебя пресным.
Происходящее на экране не будет вызывать теплых ламповых эмоций из детства и юности.
ФильмПервому игроку приготовиться
Спилберг в гостях у геймеров
В 2045 году любимое и более или менее единственное развлечение человечества — виртуальная вселенная OASIS: колоссальное игровое пространство, где аватары зарабатывают деньги, сражаются с монстрами, танцуют в клубах и так далее. Создали «Оазис» два друга — Огден Морроу (Саймон Пегг) и Джеймс Холлидей (Марк Райлэнс), но один ушел из компании, а второй несколько лет назад умер чудаковатым триллионером. И оставил завещание: тот, кто найдет спрятанные в «Оазисе» три ключа и с их помощью пройдет квест, получит долю Холлидея в его компании, то есть де-факто станет управлять миром. С тех пор все безрезультатно ищут эти ключи. Корпорация IOI во главе со злодеем по имени Нолан (Бен Менделсон) мечтает забить «Оазис» рекламой и снарядила целую армию геймеров. Остальные просто стараются для себя, поодиночке или сбившись в кланы. Уэйд Уоттс (Тай Шеридан), 18-летний сирота из трущоб Колумбуса, Огайо, надев VR-шлем, превращается в татуированного анимешного блондина Парсифаля, у которого есть несколько союзников, в том числе бойкая девица с ником Артемида (Оливия Кук).
В российских кинотеатрах только прошло «Секретное досье», типичный поздний Спилберг — элегантный, назидательный и скучноватый (тут можно спорить, впрочем), как пришло время Спилберга винтажного — захватывающего дух фантастического блокбастера для всех возрастов. «Первому игроку приготовиться» поставлен по одноименному роману Эрнеста Клайна, киномана и геймера, чьи гиковские фантазии в золотой век этой субкультуры, который мы наблюдаем в последнее десятилетие, стали бестселлером.
Своеобразие книги, насколько можно судить по отзывам, заключается в том, что поп-культурные отсылки являются в нем не украшением, а центральным номером, отодвигая на второй план и сюжет, и характеры. Оправдано это так: покойный Холлидей был фанатом 80-х (время его детства, очевидно), а чтобы пройти квест, нужно нырнуть в его сознание, а следовательно, полюбить Duran Duran, куклу Чаки и Бакару Банзая. В фильме это осталось, но, видимо, в чуть меньших масштабах — хотя все равно страшно даже представить, какие ресурсы были брошены на переговоры с правообладателями всего того сакрального барахла, которое здесь без передышки мелькает, порой на считаные секунды: от Кинг-Конга и Толкиена до каких-то дремучих видеоигр.
Известная ирония состоит в том, что Спилберг — разумеется, один из главных кумиров Клайна, и скромному режиссеру пришлось по возможности игнорировать собственный вклад в мировую культуру. Впрочем, тут не все так просто. То, что блокбастеры Спилберга — кино глубоко личное, давным-давно общее место, и в «Игроке» у режиссера обнаруживается целых два альтер эго. Юный брюнет в очках, оставшийся без родителей, — это, понятно, классика (Шеридан даже внешне похож на Спилберга в молодости). Но есть еще Холлидей, создатель волшебных миров, одинокий гений; Райлэнс играет его как старичка-подростка где-то на краю аутистического спектра, со слегка заторможенной речью. Отчасти Стив Джобс, отчасти Гудвин, отчасти герой Энтони Хопкинса из «Мира Дикого Запада», только добренький (как известно, все демиурги и маги — пожилые англичане). И конечно, это тоже Спилберг, автор нескольких из самых популярных сказок в истории человечества. Таким образом, «Игрок» — фильм про то, как молодой Спилберг встречается со старым. Что, конечно, страшно трогательно. Другое дело, что напутствие старика настолько смехотворно, что даже юный герой над ним потешается, но, видимо, в этом как раз и состоит бесценный урок.
Вялый финал — не единственная драматургическая проблема фильма. Слишком многое в этом мире приходится объяснять закадровым комментарием. Слишком многое все равно остается непонятным. Скажем, механика управления аватарами: герои то совершают немыслимые трюки, не двигаясь с места, то не могут вставить виртуальный ключ в скважину, потому что в реальности потряхивает. Или вся линия про IOI: что за работу люди делают в долговых центрах? Что за Сопротивление, которое появляется и тут же навсегда исчезает? Чем до финальной сцены занято государство? Есть ли хоть одна модель будущего, реального или виртуального, в которой не предусмотрена планета-казино?
В пресловутых фильмах 80-х за «diversity», многообразие форм, цветов и ориентаций, обычно отвечал толстый мальчик. Теперь у Спилберга все сделано по новейшим методичкам, но настолько робко, что весь смысл теряется: скажем, в команде героев есть чернокожая лесбиянка, но что она лесбиянка, можно только догадаться (или прочитать) самому, а у другого персонажа есть физический дефект, но он такой незначительный, что и говорить не о чем. И не совсем ясно, к чему вообще все это внешнее разнообразие, если оно не подкреплено разнообразием внутренним; между тем в головах и сердцах героев, включая Уэйда, не происходит ровным счетом ничего, заслуживающего упоминания.
Впрочем, в войне формы и содержания — а не про это ли виртуальная реальность? — у Спилберга не впервые побеждает первая, и в его случае с этим очень легко смириться. Автогонки с препятствиями (крупными) по Нью-Йорку, танец в невесомости под «Stayin’ Alive» (восьмидесятыми дело совсем не ограничивается), совершенно грандиозная прогулка по фильму «Сияние», превращенному в пещеру ужасов. Какое мастерство и, главное, какая дисциплина: фантасмагорические полеты камеры по «Оазису» чем-то напоминают последнюю картину Люка Бессона, но насколько Спилберг собраннее, четче, проще. Наверное, горячей любви к Пакману и Джону Хьюзу маловато для интересной истории, и под конец от постоянного подмигивания у Спилберга начинает дергаться глаз, но это, ей-богу, не худшие два часа в любой реальности — экскурсия по морю с китом в роли гида.
Тебе не нравится компьютерная графика
Зритель увидит на экране сразу два мира. Один суровый тусклый и плохо детализированный – реальный, второй красиво отрисованный, наполненный фантастическими ракурсами, экшеном и героями – виртуальный «Оазис».
Режиссёр сделал буквально все, чтобы возвращаться в тот самый настоящий мир не хотелось.
Сама графика, конечно, чересчур мультяшная, но тем самым она создаёт особое геймерское настроение. Ты будто бы смотришь заставку к любимым видеоиграм. Всем сразу.
Цитата из фильма: Сегодняшняя реальность – полный отстой.
И если ты не фанат бесконечной лавы из пикселей, которая льётся с экрана, этот фильм точно не для тебя.
Примечания
- ↑ 12
John Williams and Alan Silvestri to Score Steven Spielberg’s Next Films (EXCLUSIVE),
Variety
, Variety Media, LLC (July 7, 2017). Дата обращения 8 июля 2017. - ↑ 12345
Film Releases
(неопр.)
.
Variety Insight
. Дата обращения 16 сентября 2020. - READY PLAYER ONE
(12A)
(неопр.)
.
British Board of Film Classification
. Retrieved March 8, 2018 - Steven Spielberg on Why ‘Ready Player One’s’ SXSW Debut Gave Him an ‘Anxiety Attack’ (неопр.)
.
Variety
. Penske Business Media (March 12, 2018). Дата обращения 13 марта 2020. - Ready Player One
(2018)
(неопр.)
. Box Office Mojo. Дата обращения 8 июля 2020. - ↑ 12
Warner Bros and De Line Pictures Win Book Auction For ‘Ready Player One’,
Deadline
, Penske Business Media, LLC (June 18, 2010). Дата обращения 30 марта 2020. - Eason to rewrite ‘Player’ script, Variety
, Variety Media, LLC (January 13, 2012). Дата обращения 30 марта 2015. - ‘X-Men’ Scribe Zak Penn to Rewrite ‘Ready Player One’ for Warner Bros. (Exclusive), TheWrap
, TheWrap News Inc. (June 23, 2014). Дата обращения 30 марта 2015. - Steven Spielberg to Direct Sci-Fi Novel ‘Ready Player One’ for Warner Bros., The Hollywood Reporter
, Prometheus Global Media Inc. (March 25, 2015). Дата обращения 31 марта 2020. - Scott Mendelson.
Does Steven Spielberg Need A Box Office Comeback And Will ‘Ready Player One’ Provide It?
(неопр.)
.
Forbes
(February 28, 2018). Дата обращения 1 марта 2020. - Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’ Shortlist Includes Elle Fanning, Olivia Cooke, Lola Kirke (Exclusive), thewrap.com
(September 1, 2015). Дата обращения 2 сентября 2020. - Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’ Finds Female Lead in Olivia Cooke (Exclusive), The Hollywood Reporter
, Prometheus Global Media Inc. (September 11, 2015). Дата обращения 13 сентября 2020. - Ben Mendelsohn Eyed for Villain Role in Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’ (Exclusive), The Hollywood Reporter
, Prometheus Global Media Inc. (January 6, 2016). Дата обращения 7 января 2020. - Chitwood, Adam
. Tye Sheridan Lands Lead in Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’,
Collider
, Complex Media, Inc. (February 24, 2016). - Simon Pegg in Talks to Join Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’ (Exclusive), The Hollywood Reporter
, Prometheus Global Media Inc. (March 17, 2016). Дата обращения 19 марта 2020. - McNary, Dave
. Mark Rylance Joins Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’,
Variety
, Variety Media, LLC (April 13, 2016). Дата обращения 9 июня 2016. - ‘Silicon Valley’ Star T.J. Miller Joins Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’ (Exclusive), The Hollywood Reporter
, Prometheus Global Media Inc. (June 1, 2016). Дата обращения 7 сентября 2020. - Hannah John-Kamen Lands Role In Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’, Deadline
, Penske Business Media, LLC (June 24, 2016). Дата обращения 25 июня 2020. - Variety Staff
. Japan’s Win Morisaki Joins Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’,
Variety
(June 5, 2016). - Busch, Anita
Hannah John-Kamen Lands Role In Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’
(неопр.)
(June 24, 2016). - First week of ReadyPlayerOne finished. Surreal.
- Ready Player One Set Photos Show a Grungy Dystopia, ComingSoon.net
(August 16, 2016). Дата обращения 17 августа 2020. - Recap: Spielberg films Ready Player One in JQ — another set location revealed plus car chase filmed, Birmingham Mail
, Midland Newspapers Limited (September 6, 2016). Дата обращения 6 сентября 2020. - Zak Penn [zakpenn].
Two days of production left on #ReadyPlayerOne.. [твит]
(неопр.)
.
Твиттер
(September 25, 2016). Дата обращения 23 ноября 2020. - ↑ 123
Steven Spielberg Has Finally Finished ‘The Post’,
IndieWire
, Penske Business Media, LLC (November 7, 2017). Дата обращения 23 ноября 2020. - Couch, Aaron
Steven Spielberg Brings Ambitious ‘Ready Player One’ Footage to Comic-Con
(неопр.)
.
The Hollywood Reporter
. Prometheus Global Media, LLC (July 22, 2017). Дата обращения 25 июля 2020. - Burlingame, Jon
. AFI Honoree John Williams Looks Back on Six Decades of Iconic Themes,
Variety
, Variety Media, LLC (June 9, 2016). Дата обращения 9 июня 2016. - Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’ Slotted For December 2017, Deadline
, Penske Business Media, LLC (August 6, 2015). Дата обращения 7 августа 2020. - ↑ 12Chitwood, Adam
Steven Spielberg’s ‘Ready Player One’ Flees ‘Star Wars’, Sets New 2020 Release Date
(неопр.)
.
Collider
. Complex Media, Inc. (February 9, 2016). Дата обращения 10 июня 2017. - Warner Bros. Pictures Gets Ready to Run the Gamut at Comic-Con International: San Diego (неопр.)
. Warner Bros. Pictures. Дата обращения 9 июля 2020. - Ready Player One (англ.). Rotten Tomatoes. Дата обращения 22 июня 2020.
- Ready Player One (англ.). Metacritic. Дата обращения 22 июня 2018.
- Sequel citations:
- Lussier, Germain
Ernie Cline Writing a ‘Ready Player One’ Sequel
(неопр.)
.
/Film
(January 16, 2015). Дата обращения 2 мая 2020. Архивировано 30 апреля 2020 года.
West, Kelly
Ready Player One Is Getting A Sequel
(неопр.)
.
CinemaBlend
. GatewayBlend (January 16, 2015). Дата обращения 2 мая 2020. Архивировано 23 апреля 2020 года. - Lussier, Germain
- Berkey, Rachel
READY PLAYER ONE Sequel Rumored To Be In The Works — Nerdist
(неопр.)
.
Nerdist
(January 25, 2015). Дата обращения 2 мая 2020. Архивировано 23 апреля 2020 года. - Knight, Jacob
Ernie Cline Penning A Sequel Novel To READY PLAYER ONE
(неопр.)
.
Birth.Movies.Death.
(December 12, 2017). Дата обращения 4 апреля 2020. Архивировано 20 марта 2020 года. - Radish, Christina
Ernest Cline on ‘Ready Player One’, Working with Spielberg, and Hopes for a Sequel
(неопр.)
.
Collider
. Complex Media (March 29, 2018). Дата обращения 1 апреля 2020. Архивировано 31 марта 2020 года. - Moran, Sarah
Ready Player Two? It Could Happen – And The First Movie May Tease It
(неопр.)
.
Screen Rant
(March 30, 2018). Дата обращения 1 апреля 2020. Архивировано 31 марта 2020 года. - Ready Player One Star Is Signed On For Sequels (неопр.)
. Дата обращения 24 августа 2020. Архивировано 24 августа 2018 года.
Ты не любишь компьютерные игры
Отсылок к компьютерным играм в фильме просто невероятное множество. Причем абсолютно из разных эпох. Даже самые прошаренные гики с первого раза не смогут сосчитать все пасхалки, спрятанные создателями.
К примеру, если ты не представляешь в какой игре есть «святая граната» и принцип ее действия, то фильм точно не для тебя. Кайф пройдёт мимо.
Да и вообще о чем с тобой говорить после этого?
HTC рассказала о 8 играх по мотивам «Первому игроку приготовиться»
HTC Vive является официальным партнером фильма «Первому игроку приготовиться» (Ready Player One) Стивена Спилберга. Премьера фильма состоится в этом месяце. После фильм отправится на конференцию SXSW в Техасе, где компания готова продемонстрировать некоторые уникальные пользовательские опыты по мотивам по мотивам «Первому игроку приготовиться», которые она создала с помощью множества разработчиков.
Мы пока насчитали восемь различных приложений по мотивам «Первому игроку приготовиться» от множества разработчиков, включая Morph3D, Steel Wool Studios, Drifter Entertainment, Directive Games, 2 Bears Studio, Linden Lab и The WaveVR. Контент появится в специализированных развлекательных аркадах, использующих виртуальную реальность. Дома их тоже можно использовать – они будут доступны бесплатно и выйдут позднее в марте.
Ready Player One: Avatar Creator (от Morph3D)
Люди приходят в Оазис ради того, что они могут сделать, но остаются там из-за того, кем могут быть. С миллионами мутаций, перевоплощений опыт Avatar Creator позволяет вам создать свой собственный очень подробный персонаж мира будущего под названием Оазис. После вы можете поделиться своим необычным аватаром с друзьями и коллегами.
Battle for the OASIS (от Steel Wool Studios)
Помогите спасти Оазис, победив наступающие волны IOI Sixers. Продвигайтесь через траншеи к снежным самолетам, которые окружают Замок Анорака. Со всем оружием, какое только есть, вы должны остановить IOI и не дать им захватить контроль.
Rise of the Gunters (от Drifter Entertainment)
Борьба с почти непобедимой армией высококвалифицированных IOI Sixers. Соблюдайте осторожность, когда вы побеждаете IOI Sixers, собираете свои монеты, находите бонусы и выжидаете: беспощадный натиск врагов может в любой момент уничтожить все ваши достижения. Оазис принадлежал вам. Вам нужно его вернуть. Сражайтесь с IOI самостоятельно или с двумя друзьями.
Gauntlet (от Directive Games)
Вам нужно проходить через бесконечную темницу, пока нежить пытается уничтожить вас. Сбор золота улучшит ваш счет, а еда будет восстанавливать ваше здоровье. Однако только ваши навыки стрельбы из лука гарантируют, что вы останетесь живы.
Smash (от 2 Bears Studio)
Вы можете повысить свою координацию рук и глаз в этой игре. Сама по себе она некий кивок любимым аркадным играм 80-х годов.
Fracture (от 2 Bears Studio)
В этой игре вы можете повысить свое пространственное осознание и рефлексы. Это также некий возврат к играм 80-х годов, когда в пиксельных играх вы можете оказываться в виртуальной реальности.
Aech’s Garage (от Linden Lab и Sansar)
Вдохновленная виртуальной вселенной Оазис 2045 года, игра Aech’s Garage представляет собой кульминацию самого представления о виртуальной реальности такой, как она существует в сейчас в 2018 году.
The Distracted Globe Music Experience (от TheWaveVR)
Вы сможете ступить в фантастическое пространство, вдохновленное сценой танца с нулевым гравитационным полем из фильма. Сам опыт студии TheWaveVR позволяет вам погрузиться в сцену в танцевальном клубе со специально разработанными аватарами, визуальными эффектами и музыкой в стиле 80-х, а также возможностью летать под музыку в невесомости.
Вконтакте
Ты пришёл на сеанс с девушкой
Да, в фильме есть любовная линия (куда без нее в подростковом фильме?), но вряд ли она сможет вызвать у твоей спутницы слезы умиления. Все настолько банально, что даже скучно.
Цитата из фильма: Хочешь Сокол Тысячелетия?
Горячие «приветы» из игр и фильмов, вероятнее всего, для подруги пройдут мимо. Ну, а холодящая душу изумительная и при этом невероятно стёбная сцена из одного легендарного фильма ужасов может вызывать у нее такие же неприятные эмоции, как и оригинал.
Оно тебе надо?
Интересные факты
- Кассовые сборы первой части составили почти 583 миллиона долларов при бюджете 175 млн.
- По признанию режиссера и продюсера картины Стивена Спилберга, фильм стал самым тяжелым для него проектом в техническом плане со времен работы над шедевром 1998 года «Спасти рядового Райана».
- Планировалось, что первый фильм выйдет на большие экраны в декабре 2020 года. Но примерно в это же время в прокат было запланировано пустить очередной эпизод франшизы «Звездные войны». Чтобы избежать соперничества, премьеру картины перенесли на 29 марта 2020 года.
- Оценки первой части на отечественных киносайтах оказались выше средних Поэтому можно сказать, что дату выхода в России Первому игроку приготовиться 2 ожидает внушительная армия поклонников фантастики.
Ты любишь замысловатые сюжеты
К сожалению, сюжет фильма банален, как сценарий квеста для видеоигры из 90-х. Здесь не будет неожиданных поворотов событий или сильно раскрытого морального посыла.
Все читается с первых минут – поступки, герои, их взаимоотношения. Но это не делает фильм хуже, ты просто не отвлекаешься от основного блюда – визуального пиршества от одного из главных основателей кинофантастики. Фильм невероятно динамичен и наполнен целым грузовиком разнообразного экшена.
Гонка в начале фильма четко показывает, что Спилберг – великий в плане крутого визуала. Такой хореографии компьютерных гонок зритель ещё не видел.
К сожалению, в плане шуток кино уже не столь изобретательно. Юмор есть, но он, скорее, ненавязчивый и предельно детский. Можно даже сказать, примитивный. Минус ли это?
Диалог из фильма: – Как ты опередил меня? – Я не тратил время на парикмахерскую.
Зрителя просто на два часа возвращают в его детство, где деревья были большими, со стены грозно смотрел Робокоп, а новые картриджи с играми для приставки вызывали особый трепет.
Дедушка Спилберг в свои 71 год залихватски раскручивает качели аттракциона практически с первой минуты. И заставляет с большим удовольствием нестись на безумной вагонетке по рельсам нашей с вами геймерской и кишношной ностальгии на протяжении всего светопреставления.
Делитесь в комментариях, какая пасхалка вам понравилась большее всего.
P.S. Книга совсем другая. Не лучше и не хуже. Просто другая.
Рейтинг поста:
(
5.00 из 5, оценили: 2)