Legacy of Kain: Soul Reaver | |
Североамериканская обложка игры | |
Разработчик | Crystal Dynamics |
Издатель | Eidos Interactive |
Часть серии | Legacy of Kain |
Дата выпуска | PlayStation : 16 августа 1999 1999 Microsoft Windows : 8 сентября 1999 1999 Dreamcast : 27 января 2000[1] 2000 PlayStation Network : 19 ноября 2009 2 марта 2011 |
Последняя версия | 1.2 (Microsoft Windows) |
Жанр | приключенческий боевик |
Возрастной рейтинг | ESRB: T (PlayStation) ESRB: M (Переоценка)[2] |
Создатели | |
Композитор |
|
Технические данные | |
Платформы | PlayStation, Windows, Dreamcast, PlayStation Network |
Режим игры | однопользовательский |
Носитель | CD-ROM, GD-ROM, PSN |
Системные требования | Процессор 266 MHz, 16 МБ ОЗУ, 2 МБ видеокарта, 4X CD-привод, DirectX 6.0, 320 МБ свободного места на жестком диске. |
Управление | геймпад, клавиатура, мышь |
Официальный сайт (англ.) |
Legacy of Kain: Soul Reaver
(рус. Наследие Каина: Похититель душ) — компьютерная игра от 3-го лица в жанре action-adventure, разработанная Crystal Dynamics и издана Eidos Interactive. Вышла на платформах: Sony PlayStation, и Sega Dreamcast.
Soul Reaver
вторая игра из серии Legacy of Kain, является сиквелом к
Blood Omen: Legacy of Kain
. Имеет прямое продолжение —
Legacy of Kain: Soul Reaver 2
.
События разворачиваются через 1500 лет после Blood Omen
. В
Soul Reaver
рассказывается судьба вампира Разиэля, лейтенанта армии лорда вампиров Каина. Каин калечит Разиэля, после чего бросает последнего в Озеро Мёртвых. Но Старейший Бог спасает Разиэля от полного разрушения и превращает в своего «Похитителя Душ», для того, чтобы тот мог отомстить. Такое же название имеет и меч Каина, который он приобретает в ходе игры.
Crystal Dynamics начали разработку игры в 1997 году, но портящиеся отношения с Silicon Knights (создатели Blood Omen
) создали правовую проблему. Эта и другие задержки вынудили разработчиков вырезать много материала, который, впрочем, был добавлен в последующие части.
Soul Reaver
был хорошо оценён критиками за свою интригующую готическую историю и высококачественную графику. В то же время, обозревателям не понравился повторяющийся геймплей и невыразительный конец. Игра включена в линейку Sony «Greatest Hits».
Игровой процесс[ | ]
В плане геймплея игра совершенно не похожа на своего предшественника и представляет собой классическую action-adventure. В Soul Reaver
игрок управляет Разиэлем — обезображенным вампиром. Игровая камера располагается позади Разиэля, но игрок может и самостоятельно управлять ею. По большей части, геймплей основывается на переходе между материальным и духовным миром. Это позволяет игроку продвигаться дальше по сюжетной линии. Взаимодействие с объектами в духовном мире ограничено, но это также приносит пользу Разиэлю, поскольку он может пересекать находящиеся в воде ворота, недоступные в материальном мире. Блоки, двери и переключатели могут быть использованы только в материальном мире[3]. Многие головоломки основаны на разнице между обоими мирами, например: окружение и платформы в одном мире, в другом могут изменить свою форму, таким образом открыв новый проход. В игре часто встречаются загадки, требующие двигать и поворачивать огромные блоки, нередко за определенный промежуток времени.
Боевая система в Soul Reaver
основывается на hack and slash, и состоит из различных атак и завершающих ударов. Враги Разиэля разделены на три группы: люди, духовные существа и вампиры[3]. Среди человеческих врагов встречаются: жители, охотники на вампиров, почитатели вампиров. В духовном мире игрок сражается против Sluagh и душ мёртвых вампиров. Каждый тип вампиров-врагов имеет свою уникальную силу, схожую с лидером их клана.[4]
Основными особенностями боевой системы являются: использование в качестве оружия подручных предметов и возможность использования окружения для борьбы с противниками. Обычными атаками можно убить людей и духовных существ. Вампиров необходимо избить до потери сознания и за несколько секунд добить следующими приёмами: вынести на солнечный свет, столкнуть в воду, забросить на торчащие из стены шипы, пробить шестом (при этом шест придётся оставить; если его вынуть, противник снова придёт в себя), поджечь факелом, бросить в костер, уничтожить с помощью клинка Soul Reaver, применить заклинание огня или солнечного света[5].
Из поверженных противников вылетает душа, которую необходимо поглотить для восстановления здоровья. В материальном мире здоровье медленно уменьшается, в то время как в духовном — восполняется. Наличие меча Soul Reaver останавливает уменьшение здоровья в материальном мире, но если Разиэль потеряет свой меч, получив повреждения, он сможет его вернуть только если полностью восстановив шкалу здоровья. В игре принципиально невозможно умереть. Если шкала здоровья достигнет нуля, пока персонаж находится в материальном мире, он перенёсется в мир духов. Если и там он получит смертельный урон, он очнётся в пещере под озером, в которой начиналась игра (оттуда же игра начинается при загрузке сохранения)[5].
Поначалу Разиэль может: прыгать, парить (используя остатки своих крыльев), двигать глыбы и бросать своих врагов[3].
Разница между материальным и духовным миром
Изначально он сражается с помощью своих когтей, но в дальнейшем сможет использовать различное оружие: камни, факелы, копья, посохи и Soul Reaver[5]. Разиэль может беспрепятственно переходить в духовный мир, но чтобы вернуться в материальный мир, ему требуется найти специальные порталы и иметь полную шкалу здоровья. По мере прохождения игры, Разиэль обретет способность проходить сквозь решёточные ворота в духовном мире, и карабкаться по отвесным стенам в материальном мире. Вода, опасная в начале, в дальнейшем перестанет представлять угрозу для Разиэля, и он научится плавать[3]. Игрок может найти древний артефакт, который даст возможность Разиэлю стрелять сгустком телекинетической энергии. Хоть наносимые им повреждения незначительны, он может откидывать врагов, а также двигать блоки на расстоянии[3]. Soul Reaver можно превратить в Fire Reaver, освятив его в священном огне. Fire Reaver может поджигать врагов и добавляет огонь к телекинетическим сгусткам. Игрок может найти магические глифы, которые дадут Разиэлю возможность использовать магическую энергию для одновременной атаки нескольких врагов[4].
Анализ Legacy of Kain: Soul Reaver | Другая игра
Прежде чем начать рассказ о Soul Reaver, нужно внести некую ясность. Игры – это искусство, а оценивать искусство необходимо в контексте его появления. Банальным примером будет черный квадрат Малевича. Для большинства современных людей – это просто черный квадрат. Но когда он появился – это было необычно. Простой квадрат, нарисованный в черном цвете — вызывал эмоции в сердцах людей и заставлял о себе говорить. Пример может быть поверхностным, но суть надеюсь, донести получилось. Тоже самое касается и Soul Reaver. Для меня это устаревшая игра, но если рассматривать ее в контексте, то она выходит довольно инновационной для своего времени, что не помешает мне заострить внимание на устаревших деталях, которые сегодня можно назвать архаизмом. Но хватит вступлений, пора и про игру рассказать. Видеоверсия
После выхода Blood Omen отношения между Silicon Knights и Crystal Dynamics перешли в разряд “Напряженные”. Все доходило до судебных разбирательств, из-за чего контент будущей игры претерпел изменения. Большая его часть подвергалась скорейшему удалению из-за нехватки времени на разработку. Но когда было покончено со всеми задержками, игроки получили новую часть серии под названием Soul Reaver, от новых разработчиков в лице Crystal Dynamics. Но изначально, это была совершенно другая игра.
Не знаю, многие ли в курсе, но изначально — это не был сиквел Blood Omen: Legacy of Kain. Нам предложили создать новое IP, которому мы дали название “Shifter”, немного вдохновленное поэмой “Потерянный Рай”. Главный герой был падшим ангелом смерти, пожирателем душ, охотившийся на своих бывших братьев и пытавшийся разоблачить и уничтожить ложного бога, которому они все служили.
―Эми Хеннинг, PlayStation Blog, 2012
Если углубляться в разработку игры, становиться ясно, что большая часть наработок Shifter, без изменений были реализованы в Soul Reaver. Это касается как внешнего облика персонажей, в основном главного героя, так и основной механики, которая основывалась на перемещение главного героя между двумя мира, спектральным и реальным. Но нельзя отрицать того факта, что все это очень хорошо вписалось в мир Legacy of Kain. Более того, когда команде Эми Хеннинг предложили изменить концепцию игры, переквалифицировав ее в продолжение Blood Omen, в разработке которого она так же принимала участие, команда приняла это предложение как вызов и с воодушевлением принялась за работу.
Больше ангел, нежели вампир.
Основной идеей для вдохновения разработчиков — выступила поэма о падших ангелах Джона Мильтона “Потерянный рай”. Влияние хоть и незначительное, но отлично прослеживается в образе главного героя Разиеля, который своим внешним видом напоминает больше ангела, нежели вампира. Религиозность происходящего только усиливается после его перерождения в образе похитителя душ и при прохождение сквозь решетки в позе мученика в спектральном мире. Что же касается самого спектрального мира, то разработчики основывались на философии гностицизма. Они постарались воссоздать мир, управляемый злым богом самозванцем. Где люди находятся в плену его лжи и вечной борьбе за свободу своей воли.
Данная тема, к сожалению, не раскрывается в полной мере в Soul Reaver, из-за того, что пришлось вырезать большую часть концовки. От этого, темы свободы воли и неопределенности судьбы проскальзывают только в виде намеков. Но задумывались они как основные темы, которые будут влиять на повествование каждой игры. В последующих играх так и было. Но не будем спешить.
История Soul Reaver переносит нас на столетия вперед, после того как Каин уничтожил колонны, отказавшись приносить себя в жертву. За такой продолжительный срок, вампиры смогли захватить большую часть Нозгота. А Каина начали обожествлять. Мы играем за Разиеля, одного из лучших и верных лейтенантов Каина. Crystal Dynamics решили воспользоваться такой отдалённостью игры от оригинала и расширили лор. Вампиры со временем начинали эволюционировать, и первым из них всегда был Каин. Но Разиелю не посчастливилось обогнать своего хозяина, приобретя крылья, наградой ему была — агония. Сброшенный за свою дерзость в бездну, Разиель обгорал от воды, словно от кислоты несколько веков, и когда от трупа почти ничего не осталось, он пришел в себя, услышав пронзительный голос старшего бога. Он сделал самое щедрое предложение, о котором Разиель мог только мечтать – месть Каину. Но попутно ему необходимо было возобновить цикл перерождения, который прервался из-за вампиров, бессмертные души которых не попадали на Колесо Судьбы.
Облик Разиеля — после перевоплощения в похитителя душ.
Игра, в какой-то степени остается верна своим изначальным идеям. Мы попадаем в большой мир, открытый для изучения. Точно так же как в Blood Omen или The Legend of Zelda. Разиель, великолепно озвученный Майклом Беллом, обладает определёнными способностями, большинство из которых достаются ему после побед над боссами. Изначально мы можем парить на израненных ошметках его крыльев, сражаться с противниками используя окружающую обстановку. Тут стоит сказать, что бои в игре слегка нестандартны. Наши враги предстают в образе обычных людей, с которыми Разиель довольно легко расправляется, но помимо людей, нам будут встречаться вампиры. Не классические, которых мы видели в первой части, а мерзкие, видоизменение потомки, оставшихся лейтенантов Каина. К этим вампирам уже совсем другой подход. В первую очередь их оглушаешь, а затем пытаешься применить одно из средств их уничтожение: кинуть в шип, торчащий из стены, бросить в костер, столкнуть в воду или использовать подручные средства и проткнуть насквозь. Но если забудешь поглотить душу и вытащишь пику обратно, вампир оживет и попытается тебя сожрать. Поначалу боевка кажется интересной и даже затягивает, но спустя какое-то время — она превращается в рутину. На этом как раз и влияют бессмертные вампиры, которых никак нельзя убить обычными атаками. И мне пришлось вернуться к схеме прохождения Blood Omen – убегать от врагов. Благо игра никак не ограничивает тебя и не заставляет убить определенное количество врагов, что бы открыть какой либо проход.
Как я уже сказал, мир игры является бесшовным. Сейчас это является обычным делом, но в начале двухтысячных, это казалось чем-то инновационным. Подобной открытости разработчики смогли достичь, используя двери, как способ подзагрузки. Мир же, по которому Разиель путешествовал, представлял собой своеобразную антиутопию. Вдохновившись индустриализмом 19-го века и добавив разложения в этот мир, разработчики заставили Нозгот играть новыми красками. Что же касается спектрального мира, то тут вдохновения черпалось из немецких кинофильмов начала 20-го века, а если быть точным, то в экспрессионизме. В большинстве случаев эти фильмы старались показать безумие, используя нестандартные декорации, с резкими линиями и нарисованными на них же предметами. Подобный подход отлично подошел спектральному миру, в который Разиель отправлялся после своей смерти, что делало этого персонажа по сути бессмертным, ведь поглотив достаточное количество душ, он мог в любой момент вернуться обратно.
Кабинет доктора Калигари, как ярчайший пример немецкого экспрессионизма.
Убивая своих братьев – Разиель приобретал новые способности. За его долгое отсутствие они так же смогли эволюционировать, только в более мерзкие формы. Например, Зефон превратился насекомоподобное существо, а его потомки стали похожи на пауков. После победы над ним, Разиель получает способность карабкаться по отвесным скалам, что дает возможность изучать мир игры. В ходе этого изучения мы можем искать определенные артефакты усиливающие энергию Разиеля или различные глифы, представляющие собой сильную магию. Но тут возникает проблема — ты изучаешь данный мир, решая головоломки. Разработчики сделали на это большой акцент, мол, эта игра скорее про решения загадок, нежели про бои.
Это была бы отличная идея, если они реализовали в игре больше разнообразных загадок, но нам встречаются всего лишь две их разновидности. При переходе в спектральный мир – меняется окружение и за счёт таких манипуляций нужно отыскать путь в новую локацию или способ передвинуть предмет. А вот уже двигать предметы в игре придется очень часто. Если взять в процентом соотношение, то игра проходится часов за 5-7, два из которых, ты точно потратишь на перетаскивание предметов. Зачастую, во время решения подобной загадки, на тебя будут нападать вампиры, убить которых можно подручными средствами, которые редко встречаются в подобных комнатах. Или использую Soul Reaver, который исчезает, если у тебя не полная полоска здоровья. Все это в большей степени раздражает, нежели помогает получать удовольствие от игры. Хотя, я бы выделил еще один вид загадок — схватки с боссами, которые сделаны интересно и изобретательно. В игре нет такой схемы, что тебе нужно нанести противнику определенное количество урона, как в большинстве слешеров. Игра предлагает тебе разгадать загадку, после чего, ты придешь к пониманию, как можно разобраться с определённым боссом. Для этого активно используется окружение. Самый простой пример – это первая схватка с Мелкайей. Сначала ты пытаешься заманить его под открытые тобой ворота, после чего закрываешь их, затем, опираясь на его способность проходить сквозь решетки, ты заманиваешь его в центр комнаты, под пресс и превращаешь его в кровавый фарш. За все время сражения, от тебя не требуется ни разу его ударить. И подобный подход задействован на протяжение всей игры.
Прежде чем ящики таскать, разобраться с ним ты должен.
Но раз мы затронули тему Похитителя душ, думаю можно поговорить и про Каина. Персонаж претерпел кардинальные перемены. Когда Разиель впервые встречает его, ты не можешь усомниться, что перед тобой предстал умудрённый жизнью вампир, проживший более тысячи лет. Его речь полна философских изречений и загадок. В какой-то степени, Каин стал похож на Мобиуса, персонажа, которого он обезглавил в первой игре. Это сравнение становится еще очевиднее, когда Каин, в попытке убить Разиеля, разбивает свой меч “Похититель душ”, но не испытывает никакой агрессии или сожаления, он ведет себя, словно так и задумано, будто бы он видит будущее ожидающее их обоих.
Если брать на рассмотрение двух этих персонажей, можно определить тип каждого из них. Каин, независимо от того, что является антагонистом игры, по мере ее прохождение приобретает черты классического героя, который сражается за свободу воли в мире, где твоя судьба определяется корыстным богом, который пожирает души людей ради своей жизни. В то время как Разиель предстаёт в образе трагического героя. Одержимый местью и считающий свои решения верными. Он в то же время является обманутым, пешкой в игре высших сил в лице Каина и Старшего бога. В игре это все появляется в виде намеков, но в изначальной концовки, это было центральной темой, а игра ощущалась более целостной и завершенной.
В релизной версии главные герои встречаются во владениях Мобиуса. Каин объясняет, что судьба каждого из них предрешена и свобода воли – лишь иллюзия, а все они пешки. Даже возвращение Разиелья было предсказано Каином. Разиель же одержимой жаждой мести, отказывается поверить в это и считает, что Каин ищет рациональное оправдание своим преступлениям. После непродолжительной схватки, они отправляются в портал, ведущий в другое время, где Разиель встречает живого Мобиуса. Но изначально, идея была другой.
Нужно отдать должное, для людей, проходивших оригинальный Blood Omen, подобный твист был полной неожиданностью.
Разиель убивал Каина, а после уничтожал всех вампиров, что привело к еще более ужасающей ситуации. После чего к Разиелю приходило осознание, что он был лишь пешкой в жестокой игре Старшего бога. Единственным способом исправить ситуацию – было путешествие во времени. История заканчивалась ровно тем же самым, чем и релизная версия, но она помогала окончательному формированию и пониманию истории Разиеля, которая теперь станет ясна только в продолжение. Эми Хеннинг ненавидела концовку, в которой звучало “Продолжение следует”, но все же призналась, что это дало больше возможностей для развития сюжета в продолжение.
После такого сложно однозначно сказать, плохо или хорошо, что концовка была изменена. Но что точно можно сказать – мы получили одну из лучших игр на Ps1. Которая не лишена недостатков, но на тот момент, их перевешивали все достоинства игры, в виде шикарной, сохранившейся озвучки, великолепного дизайна локаций и глубокого сюжета. Все эти достоинства серия сохраняла на протяжение всех игр, к слову, как и недостатки, но об этом уже в следующий раз. Если вам понравилось, не поленитесь и поддержите ролик лайком, а канал подпиской. Это очень поможет и замотивирует меня выпустить продолжение как можно скорее.
Позитиватор
Игровой мир[ | ]
Сеттинг[ | ]
Основная статья: Legacy of Kain
События Soul Reaver
разворачиваются в вымышленном мире Носгот, где благополучие земли связанно с девятью Колоннами Носгота, каждую из которых представляет Хранитель. Ещё до событий
Soul Reaver
, Хранители стали порочными, и, после того как Каин убил восьмерых из них, он узнал, что он — девятый. Отказавшись пожертвовать собой, ради восстановления Колонн, он обрёк Носгот в упадок и разрушения на века, и начал создавать своих лейтенантов, в том числе и Разиэля, для захвата земель. Ко времени развития сюжетной линии Soul Reaver, люди были почти истреблены, а каждый клан вампиров закрепился в определенных частях Носгота, изменив их вид (ландшафт). Под землями Носгота скрывается Старейший Бог, древнее и сильное создание, о существовании которого вампиры даже и не догадываются. Старейший Бог управляет Колесом Судьбы — циклом перевоплощения душ, которые перемещаются в Колесе в витке (петле) судьбы. Но так как вампиры бессмертны, их души не приводят в действие Колесо, вызывая тем самым упадок Носгота. Когда Разиэля воскрешают по прошествии 1000 лет, Носгот находится на краю разрушения.
Персонажи[ | ]
Основная статья: Список персонажей Legacy of Kain
Главным героем Soul Reaver
является Разиэль — бывший вампир, превращенный в духа, которого Каин в начале игры бросает в Озеро Мёртвых. Хоть Каин и был протагонистом в прошлой игре — Blood Omen: Legacy of Kain, в
Soul Reaver
он выступает главным врагом и последним боссом. Старейший Бог воскрешает и помогает Разиэлю, объясняет игровое управление и предыдущие события из истории Носгота. Ариэль, которая была Хранителем Колонны Баланса до Каина, появляется перед Разиэлем в виде духа, и время от времени помогает ему советом. Во время поисков, Разиэль встречает своих братьев: Мелка́я, Зефона, Рахаба и Дума́, которые выступают в качестве боссов. Каждый из них развил особые навыки, которые, Разиэль получит, победив и поглотив их души. Пятый брат, Турел, не попал в игру из-за урезанных сроков разработки.
Сюжет[ | ]
Геймплей игры
Игра начинается с того, что Разиэль подходит к трону Каина и расправляет новообретенные крылья. Каин наказывает Разиэля за превосходство его в эволюции, вырывая кости из крыльев, и приказывает сбросить его в Озеро Мёртвых на вечное мучение. По прошествии 1000 лет Старейший Бог воскрешает Разиэля в виде бессмертного духа, чтобы последний стал его «Похитителем Душ» и убил Каина для восстановления Носгота. С помощью Старейшего Бога, Разиэль осваивает своё новое перевоплощение и возвращается в Носгот. Проникая на территорию клана Мелкая, Разиэль встречает своего брата, который превратился в монстра, неспособного поддерживать свою собственную плоть. После долгого разговора, Разиэль вступает в битву с Мелкая, убивает и поглощает его душу. Получив новую способность, от поглощения души, Разиэль встречает Каина в Святилище Кланов, расположенном на руинах Колонн Носгота. В короткой битве Каин одерживает победу, и пытается убить Разиэля с помощью Soul Reaver, сильнейшего меча, способного поглощать души поверженных врагов. Но меч разрушается после удара по Разиэлю, и Каин убегает. Ослабленный битвой, Разиэль переходит в мир духов. Напротив себя он замечает духовную форму Soul Reaver, до которой он дотрагивается. Этим действием он связывает себя с мечом, становясь с ним одним целым. После этого Разиэль встречает Ариэль, которая восстанавливает его силы, и узнает местонахождение своего следующего брата — Зефона.
Разиэль, с огромным риском, входит в кафедральный собор, когда-то населённым людьми, и находит клан Зефона. После долгого подъёма в верхнюю башню собора, перед взором Разиэля восстает Зефон, который обрел форму паука, и тело которого погружено в верхушку башни. Впоследствии Разиэль убивает своего брата, и с помощью новообретенных сил попадает в древнюю усыпальницу, где расположены гробы членов Ордена Сарафан — особого клана людей-охотников на вампиров, убитых задолго до правления Каина. К своему ужасу, Разиэль осознает, что древняя усыпальница была создана для него и его братьев. По жестокой иронии, Каин воскресил членов Ордена Сарафан, и сделал их своими сыновьями-вампирами. Разиэль находит секретный проход под усыпальницей и попадает в затопленный монастырь, населённый кланом Рахаба. Члены клана мутировали в амфибий, а их лидер — Рахаб — превратился в водяного. Встретившись лицом к лицу, Разиэль рассказывает своему брату об их человеческом прошлом, но в ответ Рахаб атакует его. Победив Рахаба и поглотив его душу, Разиэль получает возможность плавать. С этой новой силой он пересекает Озеро Мертвых, и исследует заброшенную крепость своего брата, Думи. Старейший Бог объясняет, что клан Дума был рассредоточен перед атакой охотников на вампиров. В конечном счёте, Разиэль находит своего брата, прикованного к своему трону с помощью пик, протыкающих его сердце. Разиэль освобождает Думу и впоследствии сжигает его заживо в гигантской печи.
Дальше, Разиэль находит Пещеры Оракула, где Мёбиус — Хранитель времени однажды спрятал Хронопласт — магическую машину времени. Пройдя через пещеры, Разиэль обнаруживает Каина в зале управления Хронопластом. В ответ на негодование Разиэля по-поводу прошлого, Каин говорит ему о судьбе и свободе воли. Разиэль атакует Каина, который пытается задействовать Хронопласт. Разиэль получает преимущество в сражении, но Хронопласт активируется и Каин убегает через временной портал. Игнорируя предупреждения Старейшего Бога, Разиэль ступает вслед за Каином. В конце игры Разиэль выходит из портала, и его встречает Мёбиус — Хранитель времени. После этого начинается сюжетная линия Legacy of Kain: Soul Reaver 2
.
Разработка и поддержка игры[ | ]
Soul Reaver
начали разрабатывать одновременно с Legacy of Kain: Blood Omen 2, в 1997 году, отдавая предпочтение разгадыванию головоломок, нежели сражениям, как в
Blood Omen 2
[6]. Во время проектировочной стадии, команда разработчиков создала огромные пространства, которые можно было исследовать даже после того, как Разиэль получил бы новые возможности. Таким образом, локации становились более проработанными, чем в
Blood Omen
[7]. Crystal Dynamics создавала
Soul Reaver
на основе исследований Silicon Knights на тему вампирской мифологии, которую они проводили для
Blood Omen
[8]. Другие аспекты игры, такие как идея падшего ангела, который поглощает души, были взяты из эпической поэмы «Потерянный Рай»[6]. Разработчики хотели сделать геймплей похожим на Tomb Raider и использовали улучшенную версию движка из собственной игры — Gex 3, для создания трёхмерного игрового мира[9]. [10] Ещё до релиза
Soul Reaver
, отношения между Silicon Knights и Crystal Dynamics окончательно испортились. Из-за того, что использовались наработки Silicon Knights, компания подала в суд на запрет рекламного продвижения игры (выпуск новых скриншотов, пресс-релизов и т. д.). Эта и многие другие задержки отодвинули релиз игры с октября 1998, на август 1999 года.
Задержки заставили Crystal Dynamics урезать большую часть игрового материала, включая дополнительные силы для Разиэля, третью битву с Каином и более проработанную систему глифов, которая наделяла бы меч Soul Reaver новыми способностями различных стихий[11]. В одном из интервью, директор серии Эмми Хейнинг сказала, что разработчики разделили огромный план по разработке на две части, после того как поняли, что они «перенаполнили» игру и не успевают завершить её в нужный срок. Это решение объясняет интригующий конец и появление ранее задуманного материала в последующих играх[12]. Несмотря на урезание, Хейнинг добавила, что команда оставила неиспользуемые компоненты — такие как дополнительные силы и враги — в движке игры, чтобы избежать непредвиденных проблем, которые могли бы появиться при их вырезке[9][12].
В 1998 году, Soul Reaver
был представлен на выставке , где посетители могли получить бесплатный демо диск[13]. Со временем, были выпущены дополнительные демо диски, включая один, который поставлялся с журналом Official PlayStation Magazine.
Soul Reaver
вышел на и Sony PlayStation в 1999 году. Версия для Sega Dreamcast появилась в 2000. ПК и Dreamcast версии имели гораздо больший фреймрейт, чем версия для PlayStation. Порт для Dreamcast имел небольшие графические улучшения. Игра планировалась к выпуску в Японии, но релиз был отменен[14]. В 2000 году Soul Reaver был включен в список игр Sony «Greatest Hits»[15], с более чем 1.5 миллионами проданных копий к концу 2001 года[16].
Eidos Interactive, издатель игры, потратила 4 миллиона долларов на рекламную кампанию, которая включала в себя статьи в журналах, рекламные ролики на ТВ и книгу комиксов, изданную Top Cow Productions[17]. Благодаря выходу фильмов Шестое чувство, Ведьма из Блэр: курсовая с того света и Мумия, в первой половине 1999 года, релиз Soul Reaver
был идеальный по времени, как для игры с хоррор направлением. Отсутствие экранов загрузки было ключевым в маркетинговой политике, которую отметили некоторые обозреватели[17][18]. [19] После выхода, Eidos и BBI выпустили фигурки Каина и Разиэля[20].
Звук и музыка[ | ]
Курт Харланд сочинил большую часть музыки для Soul Reaver
, остальным занимался Джим Хеджес. Харланд заметил, что под руководством Эмми Хейнинг он запрограммировал музыку на изменение в зависимости от игровой ситуации, например при сражении или плавании. Это было достигнуто с помощью особого MIDI драйвера, который запускал музыку в зависимости от сигналов игрового движка. Каждый клан вампиров имел свою особую музыкальную тему; один клан механических вампиров был ассоциирован с медленной, глухой темой, для передачи чувства работающего механизма[21]. Чтобы ещё больше интегрировать музыку с обстановкой, команда звуковых операторов консультировалась с дизайнерами уровней[21]. Музыка из
Soul Reaver
и
Soul Reaver 2
была включена как дополнительный материал, который находился на диске с игрой
Legacy of Kain: Soul Reaver 2
[22].
Разиэля озвучил Майкл Белл, а Тони Джей, озвучивший Мортаниуса в Blood Omen
, служил голосом для Старейшего Бога. Анна Ганн, Саймон Темплмен и Ричард Дойл играли свои соответствующие роли из
Blood Omen
— Ариэль, Каина и Мёбиуса. Белл, Темплмен и Джей также озвучили Мелкая, Дума и Зефона соответственно. Голосом Рахаба стал Нейл Росс[23].
Компания Crystal Dynamics, которую сегодня многие любят за достойную трилогию перезапущенных приключений Лары Крофт, и ждут их новую разработку — Marvel’s Avengers
— а другие недолюбливают, считая всех их проекты априори проходными, когда-то выпустила обожаемую в 90-х и начале 00-х игру
Legacy of Kain: Soul Reaver
, сиквел к культовому оригиналу
Blood Omen: Legacy of Kain
. Который не только продолжил франшизу, но и превзошёл свою предшественницу, которую Crystal Dynamics только издавали, а разработана она была Silicon Knights. Однако Soul Reaver команда Crystal Dynamics разработала уже собственными силами, начав трудиться над ней параллельно с разработкой
Blood Omen 2
, и заметно скорректировав жанр. Работать над двумя играми в одном стиле не хотелось, поэтому Blood Omen 2 продолжила развиваться как экшен, тогда как из Soul Reaver было решено сделать экшен-приключение с головоломками, и близким к
Tomb Raider
игровым процессом. Идея об истории вампира, поглощавшего души, пришла в голову разработчикам благодаря двум источникам вдохновения — исследованиям мифологии вампиров, проведённых Silicon Knights, и поэмой «Потерянный рай», написанной британским поэтом Джоном Милтоном в XVII веке.
Также разработчики немало вдохновения черпали из The Legend of Zelda: A Link to the Past
, особенно по части игрового процесса. «Развитие Blood Omen в Soul Reaver — это как эволюция сериала The Legend of Zelda из двухмерных частей на Super NES в трёхмерные на Nintendo 64», — отмечала режиссёр проекта Эми Хеннинг, позже работавшая в Naughty Dog над
Jak and Daxter
и
Uncharted
, а затем оказавшаяся в споткнувшейся об Electronic Arts студии Visceral Games, ныне закрытой вместе с амбициозным проектом по франшизе «Звёздные войны». Во время разработки возникли и трудности, заставившие разработчиков задержать выпуск проекта и существенно порезать его. Проблемы касались отношений со студией Silicon Knights — когда они испортились и сотрудничество было разорвано, последняя подала иск с требованием прекратить рекламу Soul Reaver, поскольку игра основана на их исследовании мифологии вампиров, но разрабатывается без их участия. Последствия этого включают: упразднение ряда сверхъестественных способностей Разиэля, удаление третьей битвы с Каином, и исключение расширенной системы Глифов, наделявшей Похитителя Душ стихийными способностями. При этом весь этот контент был не столько вырезан из игры, сколько заблокирован, потому что разработчики опасались возможных технических проблем в результате удаления части кода и механик. Тем не менее, даже такая чистка Legacy of Kain: Soul Reaver не помешала игре стать чертовски успешной, заслужить высокий средний балл на Metacritic (91%), и порадовать тысячи игроков во всём мире. Мы управляли Разиэлем, призрачным вампиром, способным перемещаться между материальным и духовным мирами — в первом он мог больше взаимодействовать с окружением, а во втором проходить сквозь некоторые препятствия, вроде закрытых дверей. Призраку-то деревяшка или сталь не помеха! Боевая система игры построена на комбинациях, завершаемых добиванием, а врагами игрока выступают крестьяне, вампиры и сектанты, поклоняющиеся последним. Как и говорилось выше, важным элементом игрового процесса стали головоломки.
История игры стала одной из её сильных сторон, и эффектно начиналась — подойдя к трону Каина, Разиэль расправил свои новые крылья. Это вызвало непреодолимые чувства ярости и зависти у первого, и тогда он буквально разорвал крылья нашего героя, вырвав кости, а затем бросил Разиэля в Озеро Мёртвых. Однако погибший Разиэль был воскрешён Старшим Богом, который предложил сделку: «Стань моим “похитителем душ” и уничтожь Каина», — сказал он, и падший вампир, к тому же сжигаемый жаждой мести, согласился.
В дни своего релиза, в августе и сентябре 1999 года (зависит от платформы), игра собрала высокие оценки от критиков, нахваливавших сложные и интересные головоломки, сюжетные ролики, графику и игровой процесс. В IGN игру назвали одной из самых амбициозных и наиболее реализовавших эти самые амбиции, а порт проекта для SEGA Dreamcast был назван одной из самый красивых игр, среди вышедших. Последняя была самой совершенной среди консольных версий, она получила ряд новых фишек, однако отсутствие карты так и не было компенсировано. Это не плохо, просто многие критики на данный аспект жаловались, называя игру слишком хардкорной. Soul Reaver — это немножко Dark Souls своего времени.
Отзывы прессы[ | ]
Рецензии | |
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
GameRankings | 88,16%[27] |
Metacritic | 91%[28] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
Game Informer | 8.5/10[10] |
GameSpot | 9/10[4] |
IGN | 9.3/10[3] |
Allgame | [24] |
RPGamer | 6/10[5] |
Computer Gaming World | [25] |
Official PlayStation Magazine UK | 9/10[26] |
Готическая атмосфера Soul Reaver
была хорошо воспринята; некоторые обозреватели особо отмечали игровые кат-сцены[3][4][10].
Обозреватель из IGN
назвал игру «амбициозной, такой, которая практически достигает всех своих задумок» и похвалил саундтрек за ненавязчивое слияние с атмосферой[3]. Порт для Dreamcast был назван «одной из самых красивых консольных игр, когда-либо сделанных»[29].
IGN
также добавили, что получение и изучение сил братьев Разиэля приносит часть удовольствия от игры, и что движения Разиэля хорошо анимированы и скоординированы[3].
Next Generation Magazine
написал, что «даже если вы владелец Playstation версии, вы захотите взять игру и на Dreamcast», но выразил разочарование в том, что в порте для Dreamcast не было добавлено нового контента[30].
Обозреватель сайта AllGame
назвал кат-сцены «плавными, без резких переходов» а их количество «не большим и не маленьким»[24].
Сюжет игры был высоко оценён критиками из Game Informer
, которые назвали его «мрачным и интересным». Озвучивание
Soul Reaver
было также удостоено похвалы[10].
GameSpot
оценил этот аспект игры в своем Топ 10 «Лучших озвучиваний в играх»[31].
GameSpot
посчитал атмосферу такой же богатой, как и в
Blood Omen
, но менее драматичной, а графику «одной из самых лучших на Playstation». Лёгкость управление камерой обозреватель сравнил с таковой в
Banjo-Kazooie
, добавив, что игроки захотят повернуть камеру, чтобы увидеть движения Разиэля[4].
GamePro
отметил возможность перехода между мирами, и, в том числе, визуальную составляющую[9].
RPGamer
назвал геймплей гладким и «бесшовным»; обозреватель опасался, что интерфейс будет таким же, как и в играх серии Tomb Raider, но поиграв, откинул все опасения[5].
Computer Gaming World
понравилось поглощать души[25], а Александр Смит, из Star Tribune, сравнил
Soul Reaver
с телевизионным сериалом «Горец»[32].
Критики также посчитали геймплей Soul Reaver
слишком нелинейным, а задачи не слишком ясными[3][4][24].
Next Generation Magazine
посетовал на сложность игры из-за её пазлов, и отсутствие карты игрового мира, благодаря чему игроки запутывались во время прохождения[30].
Рецензент из RPGamer
сказал, что музыка «более подходит для убаюкивания младенцев» а враги издают звуки, словно животные на скотном дворе[5].
AllGame
называли игровые пазлы сложными, даже для опытных игроков[24], а
Game Informer
посчитал их «сложными до безумия»[10].
The Tampa Tribune
подвергла критике управление камерой, и в то же время заметила, что функция автоцентровки уменьшает эту проблему[33].
PC Zone
не понравился порт игры на персональные компьютеры, в частности критике подверглись «сжатая» графика и плохое управление камерой: «чувствуется, словно версию для Playstation наспех портировали на ПК»[34].
Computer Gaming World
также посчитали, что ограничения Playstation были перенесены и на ПК версию, которая выглядит, по их мнению, «очень скучно»[25]. Издание похвалило историю, схожую с идеей Люцифера, за мотивирование игроков, но было разочарованно тем, что она «иссякает вместе с неудовлетворительной развязкой»[25].
Game Informer
заявил: «даже после многих годов в разработке,
Soul Reaver
не чувствуется завершенным. Он чувствуется созданным наспех»[10].
1UP
позже поставил
Soul Reaver
на второе место в своем «Топ 5 игр, которые остановились на полпути», объяснив это словами: «предельно ясно, что сюжет мог быть совершенно другим, если бы в этих непростых обстоятельствах не закончились деньги»[35].