Почему Bloodbath Kavkaz не должна существовать
Честно говоря, про Bloodbath Kavkaz
мне совсем не хотелось писать. Не хотелось, чтобы вы вообще о ней что-то знали. Но как СМИ мы обязаны иногда писать даже про такие вещи — все же игра продается в Steam за вполне реальные деньги, и вы по неосторожности запросто можете их на нее потратить, вместо того чтобы сходить в кино на хороший фильм или купить действительно творческую, знаковую, социально значимую игру.
Вы могли бы подумать, что Bloodbath Kavkaz
актуальна для российской действительности, что она несет в себе какой-то важный месседж. Или что это прекрасная сатира на наше общество, как
GTA 5
— на американское. Но нет. Месседжа нет, а сатира начинается на вступительных титрах, там же и заканчивается. Социальная значимость? Не больше, чем у множества безвкусных расистских флэшек на просторах интернета.
► Вы тоже видите Hotline Miami, нарисованную в Paint? Так вот, это фишка. Так задумано. Ирония!
Может быть, стоит потратить 228 рублей хотя бы ради геймплея?
Представьте, что вы играете в Hotline Miami
, но не можете смотреть дальше своего носа и постоянно застреваете в проходах. Еще у вас есть bullet time, который срабатывает через раз. И песочница есть, и мультиплеер… которых на самом деле нет, хотя страничка в Steam говорит об обратном. А еще все это дьявольски тормозит без видимых на то причин.
По правде говоря, это вообще не важно. Чем Bloodbath Kavkaz
на самом деле
отличается от
Hotline Miami
, так это меметикой.
Hotline Miami
создает свои мемы, а
Bloodbath Kavkaz
строится на чужих — ну, знаете, тех, которые миллионы уже успели пережевать и выплюнуть. Спайс, «яжка», лезгинка, перекаты и укрытия, троллфейс, битарды, Рик Эстли, Тесак, няш-мяш, братишка, летсплееры и «лойс, если знаешь, что такое 228».
Мемы — это модно. Мемы любят все. Вот только они не освобождают от ответственности. Создатели Bloodbath Kavkaz
, похоже, наивно полагают, что раз уж игры — всего лишь игры, то в них можно всё и просто так. Что заявление «Игра не несет в себе никакого расистского подтекста» автоматически заставляет исчезнуть из игры весь расистский подтекст, а стереотипные кавказцы против бойцов «Беркута» посреди Майдана никого и никогда не обидят.
► И чего нас отправили именно сюда? Ну Майдан же, прикольно
!
Но давайте представим, какой шум поднимется, если Bloodbath Kavkaz
попадется на глаза нашим политикам. Или вообразим, что произойдет, если какой-нибудь ушлый юрист додумается провести экспертизу и объяснить, почему эта игра все-таки несет в себе расистский подтекст. Да, такое было уже тысячу раз, и мы каждый раз как-то выкручивались. Проблема в другом.
Как игра Bloodbath Kavkaz
не состоялась, это мы уже выяснили. Но состоялась ли она как злободневная акция?
«У этой игры есть яйца, — скажете вы. — Здесь высмеиваются кавказцы, шапки 228 и яга». Тогда давайте вспомним акции арт-группы «Война». Или Pussy Riot. Или работы Тимофея Ради из Екатеринбурга. Или того парня, что прибил свою мошонку к Красной площади в знак протеста. Вот им — хватило яиц. Хватило того, чего у Bloodbath Kavkaz
нет и в помине. Того, что стыдливо прикрывается дисклеймером перед вступительными титрами.
Это не взрослая акция с актуальной для нашего общества идеей. Никакой идеи здесь нет и в помине. Это бунт уровня «Я покажу тебе письку» в детском саду.
► Даже дежурный уровень с наркотическим трипом удалось запороть.
► Ну… привет. | ► И тебе не хворать. |
Это игра, которая существует лишь для того, чтобы создавать негативный прецедент. Мы можем объяснить, каких целей добивается GTA 5
, или
Company of Heroes 2
, или та же
Hotline Miami
. А чего добивается
Bloodbath Kavkaz
? Зачем она нужна? Все, что в ней есть, — это повторение старых и давно переставших быть смешными шуток. Ради них она создавалась.
А ведь если бы Bloodbath Kavkaz
дерзнула сказать хоть что-то новое, выразить хоть какую-нибудь идею — это была бы совершенно другая история. Это был бы не просто сборник мемчиков, а игра-высказывание, для некоторых — игра-икона. Или уверенный бунт против утомивших конвенций.
► А еще противники здесь истошно орут с типичным таким гиви-акцентом. Причем каждый раз одно и то же. Каждый. Проклятый. Раз.
А так в Bloodbath Kavkaz
даже матерщина неизобретательная. Не за что взяться, не за что ухватиться. Во всех нашумевших произведениях, играющих на эпатаже, было что-то свое: когда речь заходит о
Postal 2
, первым делом вспоминают кошачьи глушители, когда рядом оказываются слова «зеленый» и «слоник», в уме возникает целый спектр ассоциаций. Даже если вы не смотрели тот фильм — он давно стал самодостаточным феноменом, успевшим тысячу раз осточертеть. Bloodbath Kavkaz подобное не светит.
Продолжать можно долго. У фильмов студии Troma
свой отмороженный стиль абсолютно во всем, а индустриальное звучание японского
Tetsuo: The Iron Man
ни с чем не спутать. И как будто бы строго в противовес этому, визуально
Bloodbath Kavkaz
вчистую копирует
Hotline Miami
(хотя с какой вообще стати России выглядеть как Майами?), а в ее саундтреке есть модный областной ретровейв и самая ходовая лезгинка из пабликов «Вконтакте».
► Нормальную систему сохранений приделывать не стали. Вычитывать тексты тоже. А зачем? Все равно все пришли за мемосами.
В Bloodbath Kavkaz
нет ничего своего. Это сборник всего подряд, который сам по себе ничего не стоит. Это не столько игра, сколько срез дна рунета.
Однако срез, который мы, похоже, заслужили. Потому что какими бы снобами и эстетами мы ни были, создатели Bloodbath Kavkaz
все равно в итоге заработают на ней денег — не слишком много (потому что их аудитория обычно качает игры с торрентов), но на отпуск в Турции хватит.
Понравилось
Не понравилось
- можно ломать двери.
- замыленные мемы ради замыленных мемов;
- даже скопировать механику Hotline Miami получилось плохо;
- код дырявый, а сценарию (даже такому) не помешала бы редактура;
- эта игра продается за деньги.
Оценка сайта
1,0
Иронично
Вердикт
Талантливые и умные ребята выпускают Katawa Shoujo
, у других же получается
Bloodbath Kavkaz
, не удавшаяся ни как игра, ни как акция. Целая видеоигра о протухших сетевых мемах, которую можно купить в Steam. Признайтесь, вы всю жизнь об этом мечтали!
Обзор Bloodbath Kavkaz
Если вы не знакомы с механикой и геймплеем серии Hotline Miami, то вот обзоры первой части и сиквела. Здесь же я постараюсь разобраться в отличиях данной игры от оригиналов. Первое, что нас встречает — это меню, которое фактически абсолютно скопировали с западного оригинала. Казалось бы, всё не так уж и плохо — даже музыка слушается, как нечто до боли знакомое и близкое, хоть и с советским колоритом. Впрочем, мне просто повезло. Многие игроки столкнулись с непредвиденной проблемой в виде непонятной ошибки. Разработчики активно фиксили все проблемы, так что в течение первых двух дней от этой ошибки избавились.
Меню настроек позволяет включить/выключить некоторые графические плюшки (огромное им спасибо за это. Почему? Ответ ищите ниже), включить/выключить звук. Его нельзя сделать громче или тише, лишь включить или выключить (патч третьего дня добавил ползунок громкости).
Запускаем игру… Примерно минут пять геймплея занимают «ролики», которые показывают сюжетную завязку: на вас совершается покушение, причём почти успешное, затем вас похищают из больницы люди в форме и с шокерами и доставляют к вам домой, где уже поджидает таинственный наниматель. Впрочем, его личность раскрывается через секунду — это В.В. Путин (президент РФ, если что) собственной персоной. И вот, вы стоите в общежитии, и некто в маске медведя предлагает провести тренировку. Благодаря ему мы узнаём, что есть клавиша «отдалить камеру». Ввиду того, что крайне полезная функция обзора здесь отсутствует (патч третьего дня добавил и её), то без этой кнопочки некоторые люди просто не могли играть (как же я люблю людей, которые не проходят тренировки и не копаются в настройках ДО того, как лезть на форумы и гнать на разработчиков, что что-то не так в их игре).
После тренировки нас знакомят с местным аналогом масок. В принципе, здесь ничего не изменили, разве что большинство «масок» — это головные уборы, но есть две реально маски и пара очков. Правда, эффекты от всего этого «великолепия» почти не дают альтернатив в выборе фаворита, так что я всю игру пробегал под личиной Гая Фокса, так как она даёт бонус к очкам жизни (да, там была шапка, позволяющая замедлять время, но вот только вы замедляетесь вместе с окружающим миром, так что полезного эффекта — минимум). Да-да, вы не ослышались. На смену системе «одна-две пули» пришли три уровня сложности и HP, которые легко восстанавливаются, если находить на уровнях банки Ягуара и шаурму, которая больше похожа на тако. Только вот я не заметил ни одного раза, когда на экран выводилась бы полоска здоровья, чтобы можно было знать, когда есть «аптечки», а когда — нет. Впрочем, я вас обманываю. Один раз она выводилась. Но на том уровне не было аптечек, да и это были очки жизни не главного героя, а его авто.
Но вернёмся к первому уровню. Уже здесь мы можем увидеть все плюсы и минусы адаптации. Что нового? Врагов можно не только бить руками, но и пинать ножкой (я не могу сказать «ногой», потому что анимация этого действия максимально комична). И знаете что? Если удар рукой вырубает противников, и их надо добивать, то пинком вы сразу убиваете любого вражину, коих здесь… ну, наверное, три вида. Враг обыкновенный (есть два подвида — взрывающиеся при близком контакте и нет), враг бронированный (бойцы отряда Беркут) и враг мирный (убить можно, но можно и не убивать. Встречаются на одном уровне).
И тут возникает проблема. Те самые враги, которые при контакте взрываются, почти никак не отличаются от стрелков, так что оружие ближнего боя сразу становится бессмысленным, что печально. Впрочем, его здесь довольно мало, да и есть всего один босс, которого надо убить именно в рукопашной (да-да. Здесь есть боссы. Они почти как рядовые противники, просто имеют полоски жизни, отвратительны внешне (почти все) и требуют большего времени для устранения).
С огнестрелом всё не так плохо. Есть пара пистолетов, несколько автоматов, которые отличаются звуком стрельбы и объёмом магазина (иногда вы будете находить контейнеры с патронами, где можно заполнить магазин вновь, но взять второй рожок нельзя), дробовик, РПГ (стены не пробивает, летит ракета медленно), огнемёт (дают один раз. И спасибо, ибо уровень специально создан для этого обрубка, пламя которого очень медленно распространяется, но зато поджигает всё, кроме вашего персонажа) и шестиствольный пулемёт (дают дважды, причём, когда этот монстр попадёт к вам в руки в первый раз, вы ещё и бессмертным становитесь (вроде)).
Всем, кроме кулаков, можно выбивать двери. Они красиво разлетаются в щепки, но пользы от этого минимум. Иногда это даже грозит лишней опасностью, ведь за дверьми можно прятаться. Местный ИИ позволяет убежать в соседнюю комнату и отсидеться там, пока он заставляет врагов носиться где угодно, кроме как рядом с вами.
Вроде я рассказал обо всём, кроме самого геймплея, сюжета и технической стороны проекта.
Геймплей.
Дело в том, что в оригинале у нас была чёткая задача — убить всех и перейти дальше. Теперь же убивать всех на карте не обязательно. Иногда достаточно найти ноутбук и пароль от двери к выходу. Причём, пароли не меняются, что даёт возможность пройти некоторые уровни и вовсе без убийств. А один уровень я и на первом прохождении тупо пробежал, ибо этот чёртов спецназ обожает прятаться за щитами, а убить их можно лишь тогда, когда они выскакивают из-за них, чтобы убить вас (а для этого надо подойти ну очень близко). Но спешу вас обрадовать. Остались таки уровни, где надо убить всё и вся. И даже счётчик врагов есть. Иногда будут необычные уровни, типа поездки на авто, или кооператива с напарником под управлением ИИ, или битвы с боссами, но это уровней 5-6 из тридцати. Кстати! Для продолжения игры (если вы вдруг вышли) надо в меню выбора уровней нажать «продолжить». Только вот в этом меню все уровни открыты сразу. Так что никто не мешает вам проскочить в самый финал, не приходя весь тот ад, через который прошел я. И это не ад, который свойственен серии, а нечто уникальное. Но об этом позже.
Раньше геймплей менялся, если выбрать другую маску. Здесь — нет. Почему? Да потому что маски здесь бессмысленные. Одна делает мир чёрно-белым. Другая — даёт вам на старте дробовик. Третья — АК-47 сразу в руки выдаст на старте. Четвёртая — даст больше НР. Ещё одна позволит замедлять время, но я уже расписал причины её бессмысленности. Последняя вроде как уменьшает шанс смерти в рукопашной… Что бы это ни значило. Ведь врага, который не стрелял в меня, я встретил лишь однажды. И тот — босс.
А теперь я вам расскажу о самом болезненном ударе, который перенесла игра при адаптации. Дело в том, что многие жаловались на камеру в Hotline Miami 2. Огромные уровни, а обзор никакой. Я в этом проблемы не видел. А вот здесь, при масштабах локации как в Hotline Miami 1, я страдал из-за нехватки обзора. Дело в том, что даже в «отдалённом» состоянии камера даёт настолько маленький обзор, что единственный способ выжить — это стрелять наугад всегда. И именно так я передвигался. Куда бы не шел — тупо поливал границу экрана свинцом (и всё равно меня так часто убивали).
Вы помните ранние ролики, где персонаж катался на трупах и столиках, стрелял из автоматов по-македонски? Большая часть всего этого «великолепия» — постановка. Заскриптованые ролики. Разве что два автомата можно взять в руки когда угодно, но вот только именно определённую модель нужно найти дважды за уровень и не истратить все патроны, пока ищете. Мне повезло единожды, но особого смысла во всём этом я не нашел.
Сюжет.
Я не могу сказать, что именно сюжет плох. На самом деле довольно неплохая история о политическом заговоре с довольно приятным сюжетом. Но вот диалоги, персонажи, квесты… Всё это не просто содержит «мемчики», а целиком и полностью состоит из них. Здесь почти нет уникальных персонажей, которые не являлись бы мемом или тяжёлой и неприятной сатирой на бушующую действительность. Ты играешь в оживший мем, который поливает тебя накопившимся за все годы существования термина мусором. И я реально всю игру думал, что ну не могли взрослые и адекватные люди сделать нечто настолько ужасное. Ну нельзя восхвалять все те ужасы, что накопились в интернете, в одной игре. И я оказался почти прав. Финал выворачивает всё наизнанку, давая понять, что сами авторы относились ко всему этому с тяжелой такой иронией. Что всё происходящее — именно ирония, а не мировоззрение четырёх застывших в янтаре конца нулевых человек. И, наверное, спасибо им за это. Если бы не финал, если бы игра действительно была сделана ради «мемчиков», то я бы считал получившегося гомункула претендентом на экстренное сожжение. А так — довольно глубокий проект, где главная цель — показать все ужасы современного интернета в одном месте и намекнуть, что это, оказывается, плохо! Как же я был наивен…
Но есть один момент в игре, который довольно неплохо так намекает ещё до финала, что всё это — едкая злободневная сатира. Был в середине игры уровень, где мы попадаем в бар. Там сидят довольно известные летсплееры — Мэдисон и Логинов. И из диалогов с их участием становится понятно, что разработчики пытаются высмеять и техническое состояние игры на момент релиза, и дизайн, и местный юмор.
Техническая сторона проекта.
• Ещё на первом уровне можно столкнуться с тем, что игра периодически подвисает на несколько секунд даже на мощном железе. В середине игры в диалоге с Логиновым заявляют, что это авторская задумка и вообще фича.
• Звуковое сопровождение (не музыка, а именно звуки) режут слух и сознание. Если это смешно или полезно для геймплея, то ладно, но вот я не нашел ни того, ни другого в этих ужасных воплях имбецилов. Это уже не сатира. Это уже ненужный мусор.
• Интеграция в Steam выполнена ужасно. Нет возможности войти из игры в чат нажатием shift+tab или даже просто сделать скриншот на F12! Мне пришлось пользоваться сторонней программой (спасибо iXy, что он когда-то со мной ею поделился).
• Патчи не хотят грузиться даже при принудительных настройках Steam.
• Вылеты и невозможность войти в игру. У меня за 6 часов был единственный вылет. Но если у других людей была проблема, то об этом надо упомянуть.
• Ни разу не было заявлено, что игра выйдет неполной. В данный момент в ней нет ничего, кроме кампании. В разделе с мультиплеером, выживанием и открытым миром пока вот такая штука:
• Графика довольно специфична. Впечатление, что всё сделано вообще на flash. Но проблема не в этом. Весь кошмар в том, что я впервые столкнулся с игрой, которая реально ставит перед собой цель убить всех страдающих эпилепсией. Играть было чертовски сложно, пока я не выключил все графические фишки типа теней, бликов и покачиваний камеры. Но и это не спасает от первой четверти игры и первого босса, где приходится выживать в условиях тотального графического кошмара, где всё блестит, сверкает, переливается и взрывается. Я страдал. Честно.
• Герой обожает застревать в неровностях локации. И иногда нельзя предугадать, где можно пройти, а где застрянешь. Враги же этим не страдают. Впрочем, они умеют застревать в дверях и крутиться на месте. А двери и вовсе могут превратиться в пропеллер, который крутится без остановки и ограничений. Вреда от этого нет, но это проблема.
Вывод.
Я не знаю, на какую аудиторию нацелен данный проект. Геймплей для фанатов явно слабоват, юмор вообще неясно для кого, ведь под у***дочной сутью игры почти невозможно найти иронию. Да и была ли она там? Технические проблемы вылечат, обещанные режимы завезут в конце месяца, но вот как вылечить геймплей, который нам преподнесли обрубленным — непонятно. Если вам хочется историю — вам не сюда. Она не несёт ничего уникального, за исключением содержимого. Но если вы фанат всего этого — то я не смогу отрицать, что любовь, с которой всё это преподнесёно, сохранено и собрано, просто зашкаливает. Возможно, что геймплей в открытом мире будет иным, возможно, что мультиплеер будет ураганным, но вот ценности хоть в одной категории, кроме, разумеется, юмора «про у***дков — для у***дков» — не имеет. Это не Postal 2, где реальные проблемы общества в доведённой до абсолюта форме были именно сатирой. Это чистая, неразбавленная масса *овна, которую сам разработчик презирает.