Chronostorm:? Сибирский Рубеж (2009) PC | Repack


ГИМН РЕКЛАМЕ Почему мы покупаем те или иные игры? Бывает, ждешь игру заранее, собираешь по крохам сведения и новости, и в день релиза вприпрыжку мчишься в магазин. Бывает, прочитаешь чей-нибудь обзор и загоришься желанием приобрести такую игру. Или кто-нибудь посоветует, поделится впечатлениями. Бывает, конечно, что купишь диск случайно, чуть не наугад. А бывает и так: зайдешь в магазин, и в глаза тебе бросится смутно знакомая обложка. Подумаешь, погадаешь — где же я её видел? Почешешь в затылке, ознакомишься с «особенностями игры» на обороте, не заподозришь подвоха, да и купишь. Приблизительно такая же ситуация была у меня с игрой «Chronostorm. Сибирский рубеж». «Мужика с обложки» я неоднократно видел на главной странице сайта «Буки», рекламную кампанию той же «Буки» (в частности, связанную с, цитирую, «китайскими фотожабами») направленную на раскрутку игры тоже видел, а что там внутри коробочки, за обложкой, скрывается – понятия не имел. Ну и купил. Да здравствует реклама! Да здравствуют пиарщики! Свой титанический оклад жалования они отработали на славу. Те несчастные, что купили игру, будут их долго помнить.
ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ Игр, как стратегий, так и шутеров, в которых объединенные силы России и Китая пытаются показать кузькину мать союзу Европы и Северной Америки (чаще всего – безуспешно «по определению»), стараниями Тома Клэнси и других параноиков развелось в последнее время достаточно много. Страх перед «красной угрозой» с завидным постоянством возвращается в умы западных обывателей. И в периоды сезонных обострений воплощается в очередную игру. Отечественные разработчики решили не отставать от моды. Но сделали это в своеобразной манере. То ли они не осмелились кусать кормящую руку, то ли по другой какой причине, но ситуация, обыгрываемая в их творении, к «загнивающему Западу» не имеет касательства. Зато присутствует во всей своей нелицеприятной красе конфликт Китая и России. И не из-за какого-то там никчёмного Даманского, а гораздо масштабней. Да еще с использованием перемещений войск во времени. Итак. Недалекое будущее, 2020 год, если быть точным. Вблизи границы с Китайской Народной Республикой, на военной базе профессор Преображенский (слава богу, не Филипп Филиппович) и капитан Мамонов проводят эксперименты со временем. Кончается всё, разумеется, плохо – ни с того, ни с сего части НОАК мелкими группами, не более миллиона человек каждая, переходят границу и нападают на российскую базу. Тут-то всё и начинается… За каким лешим китайцев понесло захватывать Сибирь, почему на головы агрессоров не свалилось несколько десятков ядерных боеголовок и куда смотрело мировое сообщество – игра ответов не даёт. Ну и не надо. Это, чай, «стратегия в реальном времени» чистой воды, в самом незамутненном и первозданном смысле. Сюжет ей ни к чему. Если честно, то всю игру можно описать в двух-трех словах: минималистичная низкобюджетная RTS уровня исполнения десятилетней давности. Но я сделаю вид, что получаю построчный гонорар и напишу много. Страна должна знать своих антигероев. И плевать им в лицо. Порой надо кого-то присобачить к позорному столбу – чтоб другим неповадно было. То, что есть в данной игре, давно стало не просто стандартом, а «необходимым, жизненным, минимумом» подобных стратегий. Другое дело, что кроме необходимого минимума (да и то, выполненного из рук вон плохо) в игре «Chronostorm. Сибирский рубеж» нет ничего другого. Ничего.

ТВОРЧЕСКИЙ МИНИМАЛИЗМ Единственная кампания повествует о героической борьбе российских войск с китайскими захватчиками. Миссии делятся на два классических типа – «построй свою базу и разнеси базу противника» и «проведи свой отряд из точки А в точку Б». С не менее традиционным «главный герой не должен погибнуть». Игра на «одиночных/случайных картах», пресловутый «скирмиш», главное, ради чего создаются RTS, в «Сибирском рубеже» представлена всего четырьмя (повторяю – четырьмя!) картами. Ну, зато там дадут возможность поуправлять и китайцами. С отвычки я аж полчаса боролся против китайцев на одной из одиночных карт. Вспомнив навыки, и освоившись с неудобным управлением (на «паузе» отдавать приказы нельзя!) на другой «одиночке» разнес российскую армию за десять минут семнадцать секунд. А всего одиночных карт, напомню, четыре. Вот и думай тут. Набор юнитов, как российских, так и китайских, весьма скуден – пара-тройка видов пехоты, пять-шесть видов техники и по одному летательному средству. Апгрейдов, непременного элемента RTS, не густо, от силы десяток. Построек ровно семь – это если считать вместе с главным «центром» (который, в единственном экземпляре, уже построен, и нового не положено), и с традиционной оборонительной «турелью». Завод клепает технику, вертолетная площадка – вертолеты (кто бы сомневался). В лаборатории изучается пара-тройка особых апгрейдов, а электростанции выполняет функцию «домиков» (если вы играли в «Казаков» то поймете, о чем я). Лимит всех юнитов определяется именно количеством электроэнергии. Видимо, пехота в 2020 году будет работать на батарейках. Кстати, о пехоте. Разработчики, не мудрствуя лукаво, назвали здание, производящее пехоту не казармой а «бараком», как в старые добрые времена кривых пиратских переводов. Ресурсов в игре имеется всего два – та самая электроэнергия, ограничивающая численность армий (и всё, больше ни для чего другого она не нужна!) и деньги, добывающиеся захватом контрольных точек. Главной «изюминкой» игры, видимо, предполагалось сделать не саму российско-китайскую войну, а связанные с ней выкрутасы со временем. На сколько качественным вышел изюм у разработчиков – другой вопрос. Используя временные технологии можно вызвать подмогу из прошлого или из будущего. Т-34, «Катюша» и некий «шагающий робот» (непременный атрибут футуристических армий со времен пятого эпизода «Звездных войн») – вот помощники российской армии. С китайцами сложнее. Об их армии разработчики, видимо, знают не шибко много, потому китайцам положена некая «пехота 60-х», китайские камикадзе (?) вкупе с «клоном генерала Хо» и танк из будущего, называющийся, естественно, «Великий Мао». Впечатляет? Вот-вот, и меня не особо. Такие буржуазные изыски, как реалистичное бронирование, типы боеприпасов и типы наносимого урона, топливо и боевой дух нам не нужны. У нас есть «полоска жизни» — лайфбар, и больше ничего. Десяток пехотных отделений, при наличии времени и желания, могут расстрелять танк или постройку из автоматов. Есть лайфбар, есть наносимый урон, есть защита от урона. А всё остальное – от лукавого.

НАЗАД, В ПЕЩЕРЫ Стиль игры – тот самый, классический, «обвел рамкой и послал подальше». Правда, тут же возникают проблемы. Выделив группу юнитов и отправив их в более-менее длительное путешествие можно быть уверенным – до места дойдут далеко не все. Почему? Да потому, что юниты имеют тенденцию застревать, буксовать, наткнувшись друг на друга и, в итоге, просто игнорировать приказы. С пресловутым «поиском пути» в игре дела хуже некуда. Ситуация, когда из десяти выделенных единиц до места доходят две-три – обыденность в «Chronostorm». К тому же, выделив единичный юнит и велев передвинуться, никогда нельзя угадать – на сколько точно место его остановки совпадет с указанным. Реальные «вольюмы» объектов не только не совпадают с видимыми, но и весьма своеобразны. Двинули мы БТР на двадцать метров вперед, а он прошел пять метров вперед, да еще пять вбок – и встал. В «Chronostorm» такого сколько угодно! К тому же, при перемещении юнита от начальной точки к конечной, он, юнит, игнорирует абсолютно все вокруг, в том числе и вражеский огонь. По нему стреляют, понимаешь, а он, болван, двигается себе дальше, не отвлекаясь, к назначенному месту. И гибнет по дороге, естественно. Про физику и игровую механику – разговор особый. Про то, что у юнитов есть только «атака», «защита» и «жизнь» уже было сказано. Надо добавить, что «интерактивность окружения», которой уже и хвалится-то не стоит приличной RTS – на столько это стало обыденностью – в «Сибирском рубеже» отсутствует напрочь. Более того, из разрушаемых объектов на карте присутствуют только деревья, которые изредка сшибаются танками. Ну, еще постройки и юниты, созданные игроком можно раздраконить. Все остальное – абсолютно статично. Доходит до смешного – имеющиеся на карте стены и проволочные заграждения техника и пехота проходит насквозь, словно через воздух — не повреждая и не повреждаясь. Спрашивается – для чего их рисовали?! Пехоту можно укрыть в зданиях (далеко не во всех, только некоторых, заранее выбранных мапдизайнером) или в эдаком «ведьмином круге» из мешков с песком. Выбить пехоту из такого укрытия можно, было бы желание. Но разрушить или повредить укрытие нельзя. Ничем! Всё, что есть на карте будет существовать вечно, что бы игрок там ни маркитанил. Игровая физика в «Сибирском рубеже» ограничивается тем, что танки не летают. И по воде, аки по суху, не ходят. Графика в игре тоже заслужила пару ласковых слов. Первое слово – отвратительно. Второе слово из цензурных соображений приводить не буду. Текстуры размыты, размазаны и нечетки. Модели убогоньки и совершенно не производят впечатления «объемных». Словно нарисовано на листе. Даже до пресловутого «словно вырезано из картона» далеко, как до Китая. Приближением в игре лучше не пользоваться вовсе – иначе, вместо плоско-картонных фигурок рискуешь получить кашу-размазню во весь экран. Казалось бы, и можно сделать хуже, да, боюсь, хуже-то некуда. И подобный продукт нам предлагают в 2009 году!

К ХОРОШЕМУ БЫСТРО ПРИВЫКАЕШЬ – Воистину так! Все описание игры «Chronostorm. Сибирский рубеж» можно представить как перечисление того, чего в ней НЕТ (но к наличию чего в других RTS мы уже давно привыкли). То, что в игре есть, уже было в RTS-играх в момент их появления на рынке. И в гораздо лучшем виде, с лучшим качеством. Может, не зря выбрана такая сюжетная тема? Может, эта игра перенеслась к нам из далёкого прошлого? Такое ощущение, что разработчики просто проигнорировали всё то, что появилось в соответствующем жанре гейм-индустрии за последние десять лет. Графика, механика, геймплей… Слов много, каждое отражает что-то своё. Но итог-то один – хорошая игра или плохая. А «Chronostorm. Сибирский рубеж»… Выражение «плохая игра» просто не в силах вместить все появляющиеся эмоции. Пока я в неё играл, выражения «Хунвэйбин!» и «Денсяопин твою мать!» были самыми мягкими. Я намеревался еще долго гвоздить эту поделку, имеющую наглость именовать себя игрой. Но – зачем? Всё уже ясно. В игре, по сути дела, есть только задумка (на уровне идеи, родившейся в бурном застолье, и в этой фазе застывшей) – война с помощью перемещения «из времени» бойцов прошлого и будущего. Ну, война между Россией и Китаем (хотя это уже не принципиально). Из реализации задумки не удалось ничего. Ни в какой части. Абсолютно. Есть игры средненькие, есть плохонькие, есть отвратительные. Рассматриваемая игра без сомнения принадлежит к последней категории. Если у вас имеются лишние двести рублей – потратьте их куда угодно, хоть пропейте. Только не покупайте игру «Chronostorm. Сибирский рубеж»!

Сибирский рубеж (М. Д. Хорсун, 2016)

Серый шлепнул бегуна из противотанкового ружья «ПРТД». Ружьишко было старым, из таких били еще фашистскую бронетехнику в Великую Отечественную. Но сработало оно точно и сильно. Как надо сработало.

Бегун лежал на боку и натужно перебирал лапами, вороша снег широченными ступнями. Из пробоины в килеобразной, как у птицы, грудине валил густой и вонючий дым. Разновеликие глазки оптики на крошечной голове слепо пялились в позолоченное утренним солнцем небо.

Серый сдвинул ушанку набок и почесал бритый затылок.

Обычно бегуны в этих краях раньше конца апреля не появляются: сволочь теплолюбивая. А этот – в марте сунулся. Серый долго шел по его следу и едва сам не попался, когда гад что-то учуял и попер на него, словно голодный после спячки медведь… Впрочем, на медведя Серый тоже когда-то ходил. Давно, правда. До войны.

Бегун был вооружен 5,56-миллиметровым пулеметом. Не так уж и много, но он – всего лишь разведчик-одиночка, который стремится избежать огневого контакта. Но есть и другие, есть много других.

Серый осмотрелся. Шумели корабельные сосны, серебрился снег на ветвях можжевельника. Вяло подрагивали на ветру торчащие из наста острые стебли прошлогодних сорняков. Лисьи следы, птичьи следы, характерный след шасси бегуна.

И все-таки Серому на этот раз повезло: успел устроиться с ружьем в валежнике, и пуля с закаленным стальным сердечником словно сама нашла цель. Вообще, бегуна можно было вырубить несколькими точными выстрелами из «АКМ», естественно, использовать бронебойные патроны, но противотанковым ружьем – вернее.

Серый еще раз посмотрел по сторонам, затем потянулся к рации. Он бы и сам поковырялся в еще горячем нутре подбитого робота, имелся такой почти детский интерес, но гадов минировали, без саперов было не обойтись. А с саперами придут и технари, которые разберут бегуна на запчасти, и будет все шито-крыто. У них – своя служба, а у него – своя. Ружье перезарядить и дальше – на обход.

Черт, гильза застряла! Ну, шомполом ее, шомполом…

Полковник Кевин О’Бэннон не любил зиму, потому что зима – это время русских. Словно сама природа помогает им в это время года. Вот и разномастная армия вардроидов простаивала в боксах до весны, потому что в условиях сибирских морозов и снежных заносов высокотехнологичное оружие будущего превращалось в оловянных солдатиков.

Зима закончилась, и половина марта пролетела. Пришла пора первых ласточек Альянса. Беспилотники – в воздух, дроиды – в десант: искать, собирать данные среди непроглядных чащ, рыть землю, если понадобится.

В Пентагоне ворчали – на кой оно все надо, Сибирская Республика сломлена, большая часть ее ополчения полегла, не позволив Альянсу форсировать Урал, и сейчас хватит двух батальонов морпехов, чтобы зачистить то, что осталось от непризнанного мировым сообществом даже не государства, а вольницы, ставшей символом сопротивления. О’Бэннон все это понимал, разделял и даже сам в сердцах временами говаривал, что «вот бы этих ополченцев выжечь ядерным оружием». Само собой, ни о каком ядерном ударе речи идти не могло: не ради того Альянс воюет. Им нужна нормальная, без радиационного загрязнения, территория, на которой они начнут добычу полезных ископаемых, и чистая тайга, где они смогут отдыхать на туристических маршрутах, любоваться красотами, охотиться и наслаждаться воздухом. Сибирское сопротивление ослаблено, и, действительно, нужно не так уж много сил, чтобы ликвидировать все, что с ним связано, но…

О’Бэннон любил свою семью, загородный дом на Побережье, свой «Крайслер» последней модели, собаку, бейсбол по телевизору с 6-футовым экраном, хорошо прожаренное мясо и светлое пиво. О’Бэннон очень не хотел очутиться в Южно-Китайском Аду, где день и ночь работает конвейер по производству начинки для цинковых гробов.

Поэтому О’Бэннон держался обеими руками за «Сибирский вопрос», за Отдел перспективного вооружения и за тот проект, который ему некогда доверили курировать. Потому что, возможно, благодаря проекту он до сих пор еще жив.

О’Бэннон изо всех сил лоббировал интересы корпораций, поставляющих Альянсу вардроидов. «Мы в состоянии прихлопнуть сибирское сопротивление в любой момент, – говорил он в штабе, – но нам необходим полигон для отработки нового вооружения в боевых условиях. Именно там, в Сибири, мы учимся применять наших терминаторов. И как только будет наработан достаточный опыт, исправлены все недоработки, учтены наши пожелания, в распоряжении Альянса появится совершенно новый и эффективный род войск, который внесет вклад в скорейшее победное завершение Китайской кампании». В штабе скептически хмыкали, чесали лысины, что-то бурчали, но проект пока не закрывали: возможно, потому, что он представлял собой удобную статью для «распила» бюджета.

О’Бэннон не любил зиму. За зиму русские успевали зализать раны, починить оружие, поставить в строй еще вчерашних подростков, зачать детей – новых солдат для войн грядущего.

Вот и первая дурная весть из Сибирского полигона, как про себя называл территорию, контролируемую сопротивлением, О’Бэннон. Вардроид класса «Инвестигатор» стоимостью в двадцать с половиной миллионов долларов был сражен единственным выстрелом…

– Зырь, салаги… – с придыханием проговорил Старый Хрыч, а затем легонько провел гаечным ключом по урановой сфере нейтронного источника. Во все стороны ударили белые искры, огненный водопад полился на видавший виды, в подпалинах, линолеум.

– Оба-на! – всплеснул руками Худеющий. – А как это?

– Ясное дело – шайтан, – ответил, довольно жмурясь, Старый Хрыч.

– Да ну вас на! – Серый перемахнул через высокий порог хранилища и договорил уже из коридора: – Зарекался ведь с тобой пить, Хрыч! И какого надо было это делать?

– А чего ты глазом задергал, Серый? – делано удивился Хрыч и снова прикоснулся ключом к сфере. Заискрилось, засияло. Заметались по полу и стенам длинные тени.

– Боюсь, что ссать кровью будем, – буркнул Серый и сплюнул.

Хрыч положил ключ в карман фуфайки, надел сварочные рукавицы, подхватил источник на ладони и бережно перенес к сейфу. Уложил в ячейку, притворил толстенную дверцу.

– Я всю жизнь – при «изделиях», – сказал он с расстановкой. – Двести граммов водки приму – и в хранилище. Вожусь, проверяю, все ли в порядке, разговариваю с ними, как с детьми. И вот что я тебе скажу, Серый: выдумки это все про радиацию. Про вред придумали, чтоб народ подальше держался. Вот мне – за шестьдесят, а я всегда как на свежих батарейках, даже простатита нет.

– Так ты, наверное, этот… – Серый задумался, вспоминая нужное слово. – Мутант!

Худеющий и Хрыч заржали.

Пора было уходить из опасного помещения. Смотритель хранилища подтолкнул Худеющего к дверям, окинул хозяйским взглядом бетонную коробку. Потом закрыл противоударную дверь, затянул кремальеру.

– Слушай, дядь! – обратился Худеющий к Хрычу. – Если твои «изделия» работают, если шайтан все еще дает жару, почему бы нам не жахнуть по Белому дому?

Серого тоже интересовал ответ на этот вопрос. Он поглядел на Хрыча, мнущего в раздумьях бороденку.

– Почему-почему, – пробубнил наконец Хрыч. – Это вам не винтовка Мосина, которая с сороковых годов лежит в арсенале и до сих пор в масле: можно заряжать и воевать. Сложное и тонкое оно, ядерное оружие. Тут регламентные работы нужны… я, конечно, занимался ими, как мог… срок годности-то «изделий» уже вышел. Может, жахнет, а может – нет. Может, теперь оно только для фейерверков годится.

– Во блин, – Серый разочарованно покачал головой.

– Можно, конечно, собрать и «грязную бомбу», – продолжил Хрыч, пропуская молодежь вперед: нужно было запереть еще одну бронированную дверь. – Взять радиоактивные материалы и начинить ими ракету. Но «грязные бомбы» ни в одной войне не применялись, а еще у нас нет ракеты, которая бы долетела до Америки… да и не верю я в радиацию, я ж говорил.

Они прошли через давно пустующий КПП, свернули в каптерку Хрыча. В комнатушке ярко светила лампа без абажура, на столе в тарелках остывал рассольник. Серый и Худеющий сели на табуреты, а Хрыч – в дерматиновое кресло. У Худеющего после посещения хранилища проснулся аппетит, пока Хрыч наполнял рюмки, тот успел выхлебать суп и подчистить тарелку кусочком грубого, из местной пекарни, хлеба.

– За твой почин, Серый! – сказал Хрыч. – С такими бойцами, как ты, мы еще поживем!

Выпив и занюхав рукавом, Худеющий вдруг спросил:

– А если собрать «грязную бомбу» да жахнуть по Москве? До Москвы ведь наши ракеты долетят?

Серый опешил, а Хрыч переменился в лице и проворчал:

– Если бы да кабы! Закусывай лучше, салага! А то чушь из тебя поперла, как гной из гангрены!

Конец ознакомительного фрагмента.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: