Penumbra: Overture — Episode One: Обзор

Неофициальные продолжения любимых игровых франшиз очень часто оказываются достойными того, чтобы стоять на одной линии со своими вдохновителями. Одним из таких примеров хороших фанатских модификаций является «Пенумбра: Некролог». Игра возвращает всех поклонников серии в уже знакомый мир, пропитанный атмосферой настоящего страха и ужаса.

Разработчики из CounterCurrent Games действительно постарались на славу — продолжение ничем не уступает оригинальным частям Penumbra. Игроки столкнутся с новыми монстрами, повстречают уже знакомых персонажей и, наконец, узнают о том, что же стало с Филиппом.

Сюжет

События «Пенумбры: Некролог» стартуют с момента окончания «Реквиема», где произошло финальное столкновение Филиппа с неизвестным существом. Герой приходит в себя и понимает, что ему не удалось излечиться от заражения, так как принятая вакцина не дала нужного эффекта. Вирус начинает прогрессировать, однако Филипп не теряет надежды на то, чтобы спастись.

Смотреть галерею

Чуть позже на связь выходит доктор Анабель Свансон, от которой герой узнает, что на самом деле он никого не убивал. Предыдущая встреча с Анабель оказалась плодом галлюцинаций, вызванных вирусом — в этом нам тут же признается голос по имени Кларенс. Кроме того, на место вот-вот прибудет спасательная экспедиция, а это значит, что у Филиппа и доктора Свансон появляется шанс на спасение.

Обзор Penumbra: Overture — Episode 1

Пожалуй, мы, люди, самые удивительные и странные существа на Земле. Количество наших чудачеств просто зашкаливает. Например, никто, кроме нас, не станет намеренно заставлять себя переживать неприятные ощущения. Ведь когда мы бодрым шагом держим путь в кинотеатр на премьеру очередного ужастика, мы сознательно хотим ощутить мурашки на своей спине и вдоволь покричать от ужаса. Ну, а киноиндустрия, в свою очередь, прилежно старается утолить нашу потребность в страхе. На экраны чуть ли не каждый месяц выходят новые фильмы ужасов, истории про восставших зомби, кровожадных маньяков и прочую мерзость. Давно подметили такую «странность» и в игровой индустрии, и со времен первого Alone in the Dark нас пробуют запугать с экранов компьютеров.

Надо сказать, у игр перед фильмами в этой области есть весьма значительное преимущество. А именно интерактивность — здесь чувствуется сопричастность к происходящему — действовать приходится самому игроку. В игре не закроешь глаза во время страшной сцены и не отвернешься в сторону, иначе персонаж погибнет в такой ситуации. Отсюда и значительно больший эффект страха. Правда, в основном для запугивания используют не умело нагнетаемую атмосферу, а банальное «выскакивание зомби из-за угла» или нечто подобное. Однако, как мы знаем, из любого правила есть исключения. Вот и в прошлом году представили на суд публики horror по мотивам произведения Говарда Лавкрафта Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Игра умело пугала именно атмосферой, благодаря чему мигом собрала вокруг себя много поклонников. Но после того, как Dark Corners of the Earth был пройден, перед нами неминуемо вставал вопрос: во что же играть дальше? Никаких достойных продолжателей дела horror-игр тогда на горизонте не было, но опять случилось чудо, и в конце туннеля появился лучик света, имя которому было Penumbra: Overture и который обещал завести нас в самую что ни на есть тьму-тьмущую.

Тяни-толкай-жми

Penumbra: Overture приобрела известность после выхода технологической демо-версии в 2006 году. Тогда же игра нашла и издателя. Демка не вызвала широкого ажиотажа среди игровой общественности, но определенную славу вполне заслуженно заполучила. Главное отличие игры от других квестов (да, не удивляйтесь: Penumbra представляет собой самую настоящую смесь из различных жанров — тут слились воедино и квест, и horror, и action) заключалось в необычном взаимодействии главного героя с окружающим миром. Отныне любое действие требовало не простого «тыка» по кнопке, а вполне осознанного шевеления мышкой. Хотите открыть дверь — наведите на нее курсор и потяните «грызуна» на себя. Желаете огреть тварь молотком? Отведите назад все того же «мыша», а затем двигайте его вперед или из стороны в сторону. Такой процесс здорово увеличивал интерес к происходящему на экране и добавлял еще большее чувство сопричастности. Все показанное в технодемке оказалось не очередной обманкой, а самой настоящей правдой и было честно перенесено в полную версию игры образца 2007 года. Так что привыкайте: отныне не только лениво тыкаем по нужным кнопкам, но и честно отрабатываем все действия, которые совершает главный герой на экране. И, надо сказать, это действительно здорово. Такие вливания свежих идей пошли только на пользу игре. Отныне довольно обычные задачки вроде «добычи» предохранителей с верхней полки шкафчика решаются тысяча и одним способом. Можете сбить их метлой или метко брошенным камнем, можете построить к ним лестницу из ящиков, можете, наконец, перевернуть сам шкаф (это не всегда возможно) и взять заслуженный трофей.

Правда, реализация такой особенности зачастую оставляет желать лучшего. Так, например, довольно неудобен режим бросания предметов. Дело в том, что для того, чтобы более-менее метко кинуть какой-нибудь камешек, приходится входить в специальный режим прицеливания, в котором герой теряет всякую способность к движению — можно только елозить волосатой рукой с зажатым в ней предметом по экрану. Впрочем, это было бы не самое плохое решение, если бы не тот факт, что швыряться игрок будет преимущественно в схватке, где промедление неминуемо ведет к смерти. Разочаровывает и реализация управления местным оружием. В Пенумбре средствами нашей самообороны выступят молоток, кирка и динамит. Если с последним проблем возникнуть не должно, то вот инструмент шахтера и «прибор» для забивания гвоздей могут серьезно раздражать. По общей схеме интерактивности для того, чтобы кого-нибудь осчастливить ударом кирки или молотка, нужно изрядно поелозить мышкой, причем во время этой операции управлять направлением взгляда героя невозможно — в итоге пока замахнешься, проворная тварь уже успеет больно укусить бедного Филиппа (так зовут главного героя) за филейную часть. А поскольку наш персонаж самый обычный человек, а не супермен, то хватает всего пары укусов, чтобы отправить его в вечный нокаут. Остается надеяться, что в последующих эпизодах разработчики переработают управление и постараются сделать его более удобным.

Смешать, взболтать и получить в итоге…

Несмотря на то, что Пенумбра позиционируется как ужастик, она является настоящим коктейлем из различных жанров. Тут вам и доминирующий horror, и adventure, и action, и даже stealth в одном флаконе. Поэтому стоит немного поговорить про реализацию каждого из «компонентов». Первым вам на глаза попадется adventure-элемент. Придется решать загадки и различные головоломки. Причем здесь, как в стандартных квестах, используется инвентарь, а кроме того, сообразительность и внимательность игрока. Последнее, пожалуй, в большей мере. По локациям разбросано большое количество различных документов, содержащих подсказки и информацию, необходимую для выполнения той или иной задачи. Поэтому каждую найденную бумажку следует внимательно прочитать. Задачки достаточно сложны и разнообразны, что не может не радовать. Встречаются, впрочем, и легкие задания вроде поиска того же предохранителя, но и серьезные головоломки, например, на расшифровку кода, тоже имеются. Многие задачи основаны на активном использовании выдающихся особенностей физического движка. Как, например, добыть аккумулятор из ящика, не имея к нему ключей? Но глубокая яма по соседству явно вырыта не только для красоты, а ящик после такого падения точно развалится. В таких головоломках приходится полагаться на свою логику и сообразительность, а не умение лихо комбинировать предметы в инвентаре.

Несомненно, по ходу игры не раз и не два придется использовать и stealth-режим. Наш герой весьма слабый человек, да и местные зверюшки отличатся злобным характером и острыми клыками. Так что зачастую лучше сдержать просящегося наружу Конана-варвара, а положиться на скрытность. Чтобы войти в этот самый stealth-режим, герою достаточно присесть на корточки в темном месте. Теперь при его передвижении шума от шагов будет гораздо меньше. Кроме того, Филипп обретет способность видеть в темноте (не будем излишне придираться к реализму и выяснять, почему у человека, если тот встанет на четвереньки, ни с того ни с сего появится возможность ночного видения). Ну, а если скрыться от монстров все же не удалось, игроку доведется опробовать и action-элементы. Правда, разнообразием злобных тварей, желающих нашей смерти, Frictional Games решила не баловать. Всего их два вида: злобные собаки с недобрым оскалом и огоньком в глазах да ядовитые пауки. В качестве бонуса выдается огромный червяк, надавать киркой по голове которому нельзя — приходится делать ноги. Сражения с собачками и паучками выглядят немного повеселее, но из-за вышеописанных проблем с прицеливанием и камерой зачастую превращаются в почти что избиение младенцев. Младенцем, к сожалению, выступает сам игрок. Пока его пребольно кусают, герой, а заодно и сам игрок, пытается неловко замахнуться киркой и хоть немного попасть по вражине. После пары смертей приходится искать обходные варианты. Например, можно взобраться на ящик, откуда ловко дубасить по растерявшим прыть четвероногим. К сожалению, их ИИ не позволяет запрыгнуть на тот же ящик, да и вообще алгоритм поведения монстров реализован весьма странно: они никак не реагируют, если посветить им фонариком в спину или кинуть под лапы камень, кроме того, передвигаются по заранее спланированным маршрутам.

Технологии страха

Но все же многие огрехи Пенумбре можно простить за реализованную в ней атмосферу. Особенно в самом начале игры. Прибытие на заброшенную шахту, постоянные обвалы и мини-землетрясения, странные доносящиеся непонятно откуда звуки, общая атмосфера безысходности и неизвестности передана прекрасно. Да и дизайн работает на игру: мрачные, утопающие во тьме шахты создают подходящий настрой. Радуешься любому огоньку в темноте. Однако затем атмосферность начинает постепенно улетучиваться. Стоит только разобраться, что собак и пауков и бояться-то особо не надо (а ведь больше некого), как понимаешь что гренландские шахты — не самое страшное место в мире. Благо совсем хрупкую атмосферу саспенса не дают разрушить прекрасный звук и неплохая графика. Несмотря на то, что движок Penumbra: Overture не претендует на сверхтехнологичность, генерируемая им статичная картинка вполне симпатична. Правильные тени, игра света, приличная детализация. Удручает лишь анимация двигающихся существ. Еле ковыляющие собаки порой вызывают не столько страх, сколько жалость. Зато со звуком все в полном порядке. Именно звуковые эффекты создают напряженную атмосферу страха и неизвестности. Скрипы дверей, завывания монстров, удары, звуки шагов. Все задействовано, чтобы напугать игрока. И, надо сказать, порой это очень даже удается.

Но если атмосфера страха временами все же исчезает, то некая завеса таинственности над всем происходящим не покидает нас до самого конца игры. Постепенно игра превращается в настоящий увлекательный фильм. Хочется стремиться вперед, только чтобы узнать, что же за тем поворотом, за той дверью, за тем завалом. И финальная надпись «Продолжение следует» появляется как обычно на самом интересном месте, заставляя с нетерпением ждать второго и третьего эпизодов. Ведь история первой части выступает своеобразной прелюдией, предысторией главного действа. Сюжет Penumbra: Overture — Episode 1 начинается с рассказа главного героя Филиппа. Из его слов мы можем узнать, что недавно у него скончалась мать, а он получил таинственное послание от отца, которого никогда не видел и даже не знал, жив ли тот. В весточке содержалась карта района Гренландии с помеченными на ней некими таинственными объектами. Покойный папаша (теперь уже точно) настоятельно рекомендовал ее уничтожить, но кто не знает, что запретный плод сладок. Уже через год Филипп отправляется на остров льдов с твердой уверенностью раскрыть его тайну. Искателя приключений недружелюбно встречают пустынные шахты, заброшенные склады и лаборатории и… чей-то голос, доносящийся из громкоговорителя. Как оказалось, где-то за завалом есть единственный выживший — Рыжий. Его-то спасением мы и займемся. Не сказать чтобы сюжет блеснул оригинальностью или своей лихой закрученностью, но по всем признакам это верхушка айсберга. Все, что скрыто под толщей воды, мы узнаем из второй и третьей части.

Плюсы: ·Инновационная схема взаимодействия игрока с окружением. ·Отличный звук и музыка. ·Атмосферность и увлекательность. ·Постепенно развивающийся сюжет.

Минусы: ·Глупый ИИ врагов. ·Скучные бои. ·Порой возникающие сложности в управлении. ·Не самая современная графика и хромающая анимация.

Оценка: 7,5.

Вывод:

Учитывая, что при разработке Penumbra: Overture — Episode 1 в руках Frictional Games было не много ресурсов, да и сама команда разработчиков была малочисленна, первый их коммерческий опыт в создании horror-игр можно считать более чем удачным. Интересные загадки и головоломки, необычное управление и атмосферность позволят получить от игры удовольствие. Добавьте к этому набирающий обороты сюжет, и у вас не будет причин не ждать последующих эпизодов Пенумбры.

Антон Костюкевич

Примечания[ | ]

  1. Penumbra: Overture (неопр.)
    . AG.ru. Дата обращения 31 марта 2010.
  2. Игры Humble Indie Bundle будут открыты (рус.) (недоступная ссылка). Новость
    . Хабрахабр (5 ноября 2010). Дата обращения 24 июня 2010. Архивировано 16 мая 2010 года.
  3. Нильссон, Йенс
    Penumbra: Overture, HPL1 Engine and OALWrapper released as open source (англ.).
    Пресс-релиз
    . Frictional Games (05-14-2010). Дата обращения 24 июня 2010. Архивировано 14 марта 2012 года.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: