Final Fantasy XIV | |
Разработчик | Square Enix |
Издатель | Square Enix |
Часть серии | Final Fantasy |
Даты выпуска | Microsoft Windows : Специальное издание: 21 сентября 2010 Обычное издание: 30 сентября 2010 |
Последняя версия | 1.23b / 12 сентября 2012[1] |
Жанр | MMORPG |
Возрастные рейтинги | ACB: PG — Parental Guidence BBFC: 12 — 12 Certificate CERO: B — Ages 12 and up ESRB: T — Teens PEGI: 12 |
Создатели | |
Руководитель | Ноаки Ёсида |
Продюсер | Ноаки Ёсида |
Геймдизайнер | Нобуаки Комото |
Сценарист | Яэко Сато |
Художники | Хироси Такаи Акихико Ёсида |
Композитор | Нобуо Уэмацу |
Технические данные | |
Платформы | Windows, PlayStation 3 (отменена) |
Игровой движок | Crystal Tools |
Режим игры | Многопользовательский |
Носители | Blu-ray Disc, DVD |
Официальный сайт |
Системные требования | ||
Минимальные | Рекомендуемые | |
Windows | ||
Операционная система | Windows XP с Service Pack 3 или Windows Vista с Service Pack 2 или Windows 7 | |
Центральный процессор | Intel® Core™ 2 Duo (2.0GHz) или AMD Athlon™ X2 (2.0GHz) | |
Объём RAM | 1.5GB и выше (для Windows XP), 2.0GB и выше (для Windows Vista и Windows 7) | |
Объём свободного места на жёстком диске | 15 GB свободного пространства | |
Видеокарта | Direct3D 9.0c-совместимая видеокарта 512 Мб (или больше) NVIDIA® GeForce® 9600 или выше; ATI Radeon™ HD 2900 или выше | |
Звуковая плата | 100%-я DirectX 9.0c-совместимая звуковая карта | |
Сеть | Для активации игры и мультиплеера необходимо интернет-соединение | |
Устройства ввода | клавиатура, компьютерная мышь, геймпад |
Эта статья — о компьютерной игре 2010 года. О перезапуске 2013 года см. Final Fantasy XIV: A Realm Reborn.
Final Fantasy XIV
(яп. ファイナルファンタジーXIV
файнару фантадзи: фо:ти:н
) — массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра, разработанная и изданная для Microsoft Windows японской компанией Square Enix. Это четырнадцатая игра серии
Final Fantasy
и вторая онлайн-игра в этой серии после
Final Fantasy XI
.
Игра не была связана прямо с предыдущими частями серии Final Fantasy
, хотя и почерпнула из предыдущих игр ряд сюжетных, дизайнерских и геймплейных элементов. Её действие происходило на вымышленном материке Эорзея (англ. Eorzea), где различные независимые государства пытаются противостоять вторжению агрессивной Гарлейской империи. Игрокам предлагалось обследовать мир Эорзеи, выполняя различные задания и взаимодействуя друг с другом.
Поддержка Final Fantasy XIV
осуществлялась в течение двух лет, с сентября 2010 года по ноябрь 2012. С момента выхода игра подвергалась ожесточенной критике со стороны игроков и журналистов, указывавших на очень низкое качество игры. В 2012 году компания Square Enix приняла решение прекратить поддержку игры и заменить её другой версией —
Final Fantasy XIV: A Realm Reborn
. Действие
A Realm Reborn
происходит в том же мире, и игрокам было позволено перенести своих персонажей из
Final Fantasy XIV
в
A Realm Reborn
.
Разработка и поддержка игры
Хронология разработки игры
Впервые игра Final Fantasy XIV
была анонсирована 2 июня 2009 года на выставке [2]. Было объявлено, что игра будет доступна только на платформах и PlayStation 3[3]. В разработке игры принимает участие команда, ранее работавшая с предыдущими играми серии[4]:
- Хиромити Танака (англ. Hiromichi Tanaka) — продюсер, работал над созданием Final Fantasy I, Final Fantasy II, Final Fantasy III, Final Fantasy XI;
- Нобуяки Комото (англ. Nobuaki Komoto) — директор, работал над созданием Final Fantasy IX, Final Fantasy XI;
- Акихико Ёсида (англ. Akihiko Yoshida) — арт-директор, работал над созданием Vagrant Story и Final Fantasy XII;
- Нобуо Уэмацу (англ. Nobuo Uematsu) — композитор, написал музыку ко всем основным играм серии начиная с Final Fantasy I и заканчивая Final Fantasy XII.
3 июня 2009 года в ходе пресс-конференции Square Enix было сообщено[5]:
- разработка игры ведётся уже почти 5 лет параллельно с разработкой Final Fantasy XI;
- релиз будет произведён для всех территорий одновременно и игра будет доступна в четырёх локализациях: японская, английская, французская и немецкая. При наличии спроса также рассматривается возможность выпуска испанской локализации;
- невозможно будет перенести героев из Final Fantasy XI в Final Fantasy XIV
; - в игру вернутся чокобо[4].
5 августа 2009 года в журнале Famitsu помимо всего прочего были перечислены расы, которые будут доступны в Final Fantasy XIV
[6] (30 марта 2010 года стала доступна более подробная информация об этих расах[7]):
- Hyur
(на ранних стадиях разработки игры была известная как
Hyuran
) — самая многочисленная раса мира Йорзи (англ. Eorzea), в зависимости от места обитания делятся на живущих в горах и живущих в центре мира. После падения столицы расы — города
Aramigo
, численность некогда многочисленной горной части нации резко сократилась и теперь её представителей очень сложно встретить; - Miqo’te
— раса охотников, разделена на Дневной и Ночной кланы. Называние первого — «Ищущие Солнце» (англ. Seekers of the Sun), второго — «Хранители Луны» (англ. Keepers of the Moon). Клан «Ищущие Солнце» активен в дневное время и поклоняется богу
Arzema
, клан «Хранители Луны» активен в тёмное время суток и поклоняется богу
Manefina
; - Lalafell
— малочисленная раса фермеров, пришедшая с островов в Южных морях. В настоящее время распространена по всему миру, но предпочитают не селиться в районах с холодным климатом. Раса состоит из двух видов: обитатели дюн — живут в пустынях, и обитатели полей — живут в соломенных домах, благодаря превосходному слуху способны расслышать малейший шум (на ранних стадиях разработки игры данное умение ошибочно приписывалось расе
Elezen
); - Elezen
— старинная раса, ранее правившая миром Йорзи (англ. Eorzea). Представители расы обладают очень хорошим слухом благодаря торчащим ушам (позже выяснилось, что на самом деле эти способности есть у представителей расы
Lalafell
). Состояли в войне с расой
Hyuran
, когда последние вторглись в мир. В настоящий момент обе расы сосуществуют в мире. Раса состоит из двух видов: обитатели лесов — сотни лет представители вида жили в лесах, затем приспособились к городской жизни, а после вернулись к жизни в полях, обитатели тени — раньше жили в темных пещерах, многие настоящие представители вида до сих пор продолжают проживать в пещерах, занимаются воровством, презирают вид живущих в лесах; - Roegadyn
— раса мореплавателей, обитающая в Северных морях. Делится на два вида:
Hellsguard
— живут у кратера вулкана, который по их поверию является воротами в ад, и
Seawolf
— бывшие пираты, пришедшие из Северных морей, в настоящее время работающие моряками.
21 августа 2009 года, после ознакомления с промежуточной версией игры, представители портала IGN обнародавали новые подробности[8]:
- мир Final Fantasy XIV
будет меньше чем мир Final Fantasy XI; - бои будут проходить в реальном времени и не в автоматическом режиме;
- игроки будут получать задания от парящих кристаллов, которые можно найти в различных уголках мира;
- некоторые задания будут ограничены временем, за которое их необходимо выполнить;
- игра будет поддерживать образование игроками гильдий и у каждого игрока также будет своя страница для общения с остальными игроками;
10 июня 2010 года стал доступен первый скриншот из готовящегося к презентации на трейлера игры Final Fantasy XIV
[9]. Сам трейлер был продемострирован публике 15 июня 2010 года[10].
17 июня 2010 года стало известно, что Final Fantasy XIV
поддерживает [11].
В августе 2010 года на выставке GamesCom, проходившей в Германии, Хиромити Танака (англ. Hiromichi Tanaka) в беседе с журналистом ресурса VG247 объяснил причину задержки выхода игры для консоли PlayStation 3
— память. Было сказано, что недостатка в памяти нет на
PC
, но в то же время объём её ограничен на консоли от
Sony
, но команда активно с ней работает: добавляет и кастомизирует. При попытке уточнить, про какую именно память идёт речь: HDD или Blu-ray, Хиромити Танака (англ. Hiromichi Tanaka) на английском ответил без каких-либо уточнений: «Память». Скорее всего речь шла о RAM[12].
14 сентября 2010 года за день до официальной презентации на Tokyo Game Show студия Square Enix
выложила семиминутный ролик в высоком разрешении о мире игры
Final Fantasy XIV
. В конце ролика были подтверждены даты выхода версий для
PC
и была указана более общая информация для
PlayStation 3
— март 2011 года[13].
16 ноября 2010 года студия Square Enix
продлила бесплатный период пользования многопользовательской игрой ещё на 30 дней[14].
10 декабря 2010 года на официальном сайте игры размещено объявление о том, что период бесплатного мультиплеера для PC
версии продлён на неопределенный срок, а выход версии для консоли
PlayStation 3
отложен, то есть игра не появится на прилавках в марте 2011 года, как было заявлено раньше. Президент студии
Square Enix
Ёити Вада (англ. Yoichi Wada ) извинился перед всеми поклонниками, ожидающими игру, и объяснил смещение даты релиза тем, что студия желает не просто выпустить порт
Windows
версии игры на
PlayStation 3
, но и реализовать все идеи, которые накопились у создателей. Так же информация на сайте сообщает о том, что была произведена реструктуризация команды разработки игры[15].
Бета-версия
28 февраля 2010 года на шоу Tokyo Game Show
, проходившем в Токио, Square Enix раскрыла подробности процесса бета-тестирования
Final Fantasy XIV
. Предшествовать этому будет альфа-тестирование, к бета-тестированию будут привлечены избранные игроки. Представители студии начали связываться с этими игроками начиная с 1 марта 2010 года, приглашения также получили все участники
VanaFest
— мероприятие, посвященное игре Final Fantasy XI, прошедшее в рамках
Tokyo Game Show
. Сайт для бета-тестеров был запущен 11 марта 2010 года[16].
Первые отзывы об альфа-версии появились в начале мая 2010 года[17]. Бета-версия появится в начале июля 2010 года[18].
23 августа 2010 года студия Square Enix сообщила, что третья фаза закрытого бета-тестирования закончится 25 августа 2010 года и перейдёт в стадию открытого бета-тестирования. Открытая бета-версия будет выпущена в начале сентября 2010 года, более точная дата не сообщается[19].
27 августа 2010 года студия Square Enix
сообщила точную дату начала публичного бета тестирования игры
Final Fantasy XIV
— 1 сентября 2010 года. Так же в этот день был выпущен ещё один трейлер игры[20].
31 августа 2010 года на официальном сайте студии Square Enix
вывешен анонс, что выход публичной бета версии
Final Fantasy XIV
отложен из-за наличия в текущей версии некоего количества критических ошибок. В ближайшее время студия обещала объявить новую дату начала публичного бета тестирования[21].
1 сентября 2010 года студия Square Enix
объявила, что публичное бета тестирование начнётся 2 сентября 2010 года[22]. Как выяснилось позже, публичное бета тестирование шло всего чуть более двух недель и закончилось 19 сентября 2010 года[23].
Релиз игры
Выпуск игры Final Fantasy XIV
для персонального компьютера состоялся в конце сентября 2010 года. По мнению CEO
Square Enix
выход продукта в том виде, в котором он дошёл до покупателя, сильно навредил имиджу игр серии
Final Fantasy
[24]. Выход игры для игровой консоли PlayStation 3 релиз был изначально запланирован на март 2011 года, однако впоследствии был перенесен на третий квартал 2012 года. Игра будет выпущена полностью переработаной о чём будет говорить номер её версии — 2.0, такое же обновление будет сделано и для версии игры для
PC
[25].
Версия для консолей Xbox 360 и Xbox One
В интервью порталу 4players.de
Хиромити Танака (англ. Hiromichi Tanaka) рассказал о том, что компания Microsoft отказалась работать над версией для Xbox Live, так как по мнению компании сервис на данном этапе не предназначен для MMOG. После этого все разработки
Final Fantasy XIV
для консоли компании
Microsoft
были остановлены[26]. Следует заметить, что в 2009 году Танака заявлял, что разработка для консоли
Xbox 360
была приостановлена из-за проблем с сервисом
Xbox Live
[27].
18 августа 2010 года Хиромити Танака (англ. Hiromichi Tanaka) в интервью на выставке GamesCom
сообщил, что версия проекта для
Xbox 360
не отменена, а всё так же находится в замороженном состоянии — студия ведёт переговоры с
Microsoft
. Хиромити Танака так же отметил, что даже приблизительно не может предположить, когда возобновится работа над версией для консоли от
Microsoft
[28].
Расы
В зависимости от пола персонажа, игрок получает разные атрибуты в рамках одной и той же расы.
Элезен (Elezen)
Люди-кочевники, первая раса Йорзи. У расы развито самоуважение и гордость, так как она, по собственным верованиям, пользуется благосклонностью Богов. Представители расы – высокие, подтянутые люди с большими и чувствительными ушами.
Лалафелли (Lalafell)
Лалфелли – изначально группа земледельцев, проживавшая возле южных морей. Благодаря морскому сообщению нашли торговые пути с Йорзи. Теперь это самая многочисленная раса Йорзи. Лалафелли очень проворны и выносливы в путешествиях. Также многие из них очень умны.
Хайры (Hyur)
Хайры попали в Йорзи через океаны соседних континентов. Они привнесли в Йорзи многие технологии и способствовали культурному и техническому прогрессу. Это очень комплексная раса. Она вступает в серьезный конфликт с Элезенами.
Рогадины (Roegadyn)
Рогадины живут в северных областях Йорзи. Это морская раса, ее представители обладают мощным и мускулистым телосложением, смелостью и решительностью.
Микоуты (Miqo`te)
Микоуты произошли от охотничьих племен. Делятся на ищущих Солнце и ночных хранителей Луны. Раса обладает острым обонянием и мощной ножной мускулатурой. Это очень изолированная раса.
Ограничения на набор XP
26 августа 2010 года стало известно, что в игре будет присутствовать ограничение на количество , которые игрок может заработать в единицу времени. Единицей времени в Final Fantasy XIV
является неделя. В течение недели игрок может потратить на зарабатывание очков 8 часов, по истечении 8 часов количество очков, получаемых за выполнение заданий и убийство монстров, будет уменьшаться в течение 7 часов до нуля. То есть за 7 дней игрок может прокачивать своего персонажа только 15 часов, всё остальное время играет в своё удовольствие. Создатели игры аргументируют введение подобной системы необходимостью соблюдения баланса — всем людям должно быть одинаково интересно играть вне зависимости от количества времени, проведённого за игрой. Игроки, которые имеют возможность играть дольше чем остальные, не должны иметь заметного преимущества перед теми, кто проводит за игрой меньше времени[29]. Было также приведено сравнение с реальной жизнью: если проводить в спортзале каждый день по 3-4 часа, то на здоровье человека это не скажется в лучшую сторону, а даже навредит ему — организм не будет развиваться пропорционально количеству часов, проведённых в зале[30]. Данные изменения в игровой системе не были положительно восприняты хардкорными игроками, однако привлекли внимание казуальных представителей игровой общественности.
После выхода дополнения A Realm Reborn ограничение было убрано и на данный момент в игре не присутствует.
Геймплей
- Боевая система
В игре используется фирменная боевая система «Active Time Battle», в которой игроки обладают ограниченным временем для выполнения своих навыков, прежде чем настанет очередь врагов. Боевая система позволяет вам контролировать только лидера группы (которые сменяются в ходе игры). Игрок пытается произвести цепь атак, благодаря которой враги начинают пошатываться, и в этот момент можно получить бонус для урона. Важную роль играют смены так называемых парадигм в течение битвы. Парадигмы – создаваемые игроком установки, которые меняют роли каждого участника группы в ходе битвы. Игроки не могут контролировать членов группы напрямую, поэтому парадигмы – единственный способ влиять на поведение дружественного искусственного интеллекта. Игрок может составлять до 6 слотов парадигм, защитных и наступительных. Наряду с ручным созданием парадигм есть возможность использования сгенерированных игрой парадигм.
- Роли
Роли – качества персонажей. Каждый персонаж имеет доступ к множеству ролей, предоставляющих уникальные навыки. Каждая роль обладает ролевым бонусом (Role Bonus). Игроки могут повышать уровень определенной роли персонажа с помощью «кристогенных» очков (в сущности – очков опыта). Повышение уровня называется «кристогенезисом».
- Привидения
Привидения (Eidolons) – специальные создания, которых может вызывать игрок. Чтобы заполучить преданность привидения, его сначала нужно победить в битве. Каждое привидение может превращаться в телесную форму (Gestalt Mode), и тогда на нем можно ездить.
Типы издания
Содержимое упаковки лимитированного издания Final Fantasy XIV
Кроме обычного издания для платформы также будет доступно коллекционное издание игры Final Fantasy XIV
. Для консоли PlayStation 3 будет доступно только стандартное издание. В коллекционное издание входит[18]:
- сосуд с кусочком мира Йорзи (англ. Eorzea); (входит только в Европейское издания и является, по сути, железной банкой, обшитой кожей, в которой нельзя хранить продукты, воду и прочее).
- DVD с записями процесса создания игры;
- более ранний доступ к сетевой игре (коллекционное издание выходит на одну неделю раньше обычного издания);
- бесплатный 30-дневный доступ к сетевой игре (при приобретении обычной версии игры игроку также предоставляется бесплатный доступ на 30 дней[31]);
- диск с игрой;
- документация к игре;
- пароль для приглашения в сетевую игру друга, друг может играть в сетевую игру бесплатно в течение какого-то ограниченного времени;
- карта мира Йорзи (англ. Eorzea);
- токен для обеспечения безопасности, работает совместно с паролем игрока;
- игровой артефакт The Onion Helm
[31]; - журнал для записи информации о своих путешествиях.
Игровой процесс
Игроку в Final Fantasy XIV предлагалось управлять настраиваемым персонажем-приключенцем одной из пяти доступных рас. У каждой расы наличествует два племени, но не все племена дают выбор создания и мужского, и женского аватара. Настройка аватара предлагает игроку выбрать черты лица, цвет волос, причёску и прочие детали настройки внешнего вида. Стартовая локация и начало игры зависят от выбора игрока. Для прокачки игроку доступны два вида заданий: сюжетные
(англ. Main Story Quests, MSQ
) и так называемые
ливквесты(англ. Levequests
), доступные через Гильдию Приключенцев побочные задания.
В отличие от большинства игр своего жанра, многие задания в Final Fantasy XIV сбалансированы таким образом, чтобы игроку не нужно было постоянно прибегать к игре с другими игроками на сервере. Также в игре отсутствовала авто-атака, каждый навык должен был активироваться вручную, пока игрок сфокусирован на противнике.
Изначально в игре также присутствовало ограничение на количество , которые игрок может заработать в единицу времени. Единицей времени в Final Fantasy XIV
являлась неделя. В течение недели игрок может потратить на зарабатывание очков 8 часов, по истечении 8 часов количество очков, получаемых за выполнение заданий и убийство монстров, будет уменьшаться в течение 7 часов до нуля. То есть за 7 дней игрок может прокачивать своего персонажа только 15 часов, всё остальное время играет в своё удовольствие. Создатели игры аргументировали введение подобной системы необходимостью соблюдения баланса — всем людям должно быть одинаково интересно играть вне зависимости от количества времени, проведённого за игрой. Игроки, которые имеют возможность играть дольше чем остальные, не должны иметь заметного преимущества перед теми, кто проводит за игрой меньше времени[2]. Было также приведено сравнение с реальной жизнью: если проводить в спортзале каждый день по 3-4 часа, то на здоровье человека это не скажется в лучшую сторону, а даже навредит ему — организм не будет развиваться пропорционально количеству часов, проведённых в зале[3]. Данные изменения в игровой системе не были положительно восприняты хардкорными игроками, однако привлекли внимание казуальных представителей игровой общественности. После выхода дополнения A Realm Reborn ограничение было убрано и на данный момент в игре не присутствует.
Игровые классы
Благодаря системе снаряжения Final Fantasy XIV
, оружие игрока определяет его игровой класс (специализацию). Классы в игре делятся на боевые — Последователи Войны
(англ. Disciples of War
, персонажи-воины, полагающиеся на тяжелое ручное оружие) и Последователи Магии
(англ. Disciples of Magic
, волшебники и чародеи) — и мирные — Последователи Ремесла
(англ. Disciples of Hand
, ремесленники) и Последователи Земли
(англ. Disciples of Land
, собиратели ресурсов).
Примечания
- Patch 1.23b Notes. Square Enix (2012-9-13). Проверено 13 сентября 2012. Архивировано 5 апреля 2013 года.
- Jeremy Dunham.
E3 2009: Final Fantasy XIV — What We Know. IGN (4 июня 2009). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Michael Thomsen.
E3 2009: Final Fantasy XIV Online Coming to PS3 and PC. IGN (2 июня 2009). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 27 января 2011 года. - ↑ 12IGN Staff.
E3 2009: Square Enix Releases New Final Fantasy XIV Online Info. IGN (2 июня 2009). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - IGN Staff.
E3 2009: Final Fantasy XIV Online Q & A Live Blog. IGN (3 июня 2009). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - John Tanaka.
Final Fantasy XIV Races Revealed. IGN (5 августа 2009). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Anoop Gantayat.
Final Fantasy XIV’s Races and Tribes. IGN (30 марта 2010). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Ryan Clements.
GC 2009: Final Fantasy XIV Detailed by Devs. IGN (21 августа 2009). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Anoop Gantayat.
E3 2010: First Glimpse at the Final Fantasy XIV Trailer. IGN (10 июня 2010). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - IGN Staff.
Final Fantasy XIV Online PlayStation 3 Trailer — E3 2010: Trailer. IGN (15 июня 2010). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Nick Kolan.
E3 2010: Final Fantasy XIV Impressions. IGN (17 июня 2010). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Johnny Cullen.
FFXIV PS3 delay down to “memory,” says Square Enix. VG247 (24 августа 2010). Проверено 25 августа 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Patrick Garratt.
Stunning FFXIV HD CG trailer dropped for TGS. VG247 (14 сентября 2010). Проверено 14 сентября 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Stephany Nunneley.
Free trial period of Final Fantasy XIV extended once more. VG247 (16 ноября 2010). Проверено 10 декабря 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - An Important Announcement for FINAL FANTASY XIV Fans (10 декабря 2010). Проверено 21 декабря 2010. Архивировано 1 мая 2012 года.
- Anoop Gantayat.
Final Fantasy XIV Beta Detailed. IGN (1 марта 2010). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Anoop Gantayat.
Welcome to Final Fantasy XIV’s Beta. IGN (20 мая 2010). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - ↑ 12Johnny Cullen.
Final Fantasy XIV releasing in September for PC, PS3 version coming in March. VG247 (30 июня2010). Проверено 2 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Johnny Cullen.
FFXIV open beta kicks off in “early September”. VG247 (23 августа 2010). Проверено 24 августа 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Johnny Cullen.
FFXIV TGS trailer releases in HD, open beta to start September 1. VG247 (27 августа 2010). Проверено 27 августа 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Patrick Garratt.
FFXIV open beta delayed due to “critical bugs”. VG247 (31 августа 2010). Проверено 1 сентября 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Patrick Garratt.
FFXIV open beta to start tomorrow. VG247 (1 сентября 2010). Проверено 1 сентября 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Stephany Nunneley.
Final Fantasy XIV open beta ends September 19. VG247 (11 сентября 2010). Проверено 13 сентября 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Johnny Cullen.
Final Fantasy brand “greatly damaged,” says Wada. VG247 (27 сентября 2011). Проверено 14 октября 2011. Архивировано 1 мая 2012 года. - Johnny Cullen.
FFXIV PS3 coming Q3 2012, v2.00 confirmed for PC. VG247 (14 октября 2011). Проверено 14 октября 2011. Архивировано 1 мая 2012 года. - Johnny Cullen.
Square: MS unwilling to work on FFXIV 360 problems. VG247 (12 июля 2010). Проверено 13 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Johnny Cullen.
FFXIV: “Discussions” with Microsoft holding up 360 version. VG247 (20 августа 2009). Проверено 13 июля 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Johnny Cullen.
FFXIV 360 paused and not cancelled, talks with MS still going, says Tanaka. VG247 (18 августа 2010). Проверено 18 августа 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Nathan Grayson.
Square: FFXIV’s playtime-limiting system in place to keep certain players from having an “unfair advantage”. VG247 (26 августа 2010). Проверено 26 августа 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - Mike Fahey.
Final Fantasy XIV’s Play-Limiting Fatigue System Explained. kotaku (25 августа 2010). Проверено 26 августа 2010. Архивировано 1 мая 2012 года. - ↑ 12Aaron Chatha.
Final Fantasy XIV online to charge extra per character. https://wildgunmen.com+(30 июня 2010). Проверено 2 июля 2010 года. Архивировано 1 мая 2012 года.