«Помню, когда только началась война против терроризма, я наткнулся на газетную статью, в которой упоминался Глобальный Совет Безопасности (Global Defence Initiative или GDI)», – говорит Луис Касл (Louis Castle), сооснователь Westwood Studios и разработчик, принимавший участие в создании Command & Conquer. Касл смеется, откинувшись на спинку кресла – мы находимся в конференцзале EA LA, где собралась горстка ветеранов серии, чтобы вспомнить прошлое знаменитой RTS-франшизы. «Это было в 2003 году. Реальному миру понадобилось восемь лет, чтобы дойти до этой точки».
Команда Касла изобрела собственную GDI еще в 1995 году, однако несмотря на воодушевляющее название и милитаристические фетиши – красочные взрывы, героические танковые атаки, пылающие груды тяжелой брони – сюжет Command & Conquer всегда был уникально двусмысленным и избегающим простых ответов на то, кто хороший, а кто плохой. Помимо прочего, игра использовала противоборствующие фракции – GDI и братство NOD – в целях изучения одной проблемы с двух разных точек зрения.
Как говорит Сэм Бэсс (Sam Bass), главный дизайнер Command & Conquer 3: Tiberium Wars и аддона Kane’s Wrath: «Это философские концепции, которые разрешаются самым радикальным образом – при помощи военного конфликта». В этой статье мы пройдемся по первым трем частям C&C: освежим в памяти сюжет и попытаемся определить, каким образом франшиза повлияла на жанр RTS.
Command & Conquer: Tiberian Dawn (1995)
«В случае с Tiberian Dawn одним из самых значимых нововведений было не то, что сражения проходили в реальном времени, а то, что мы потратили много сил и энергии на создание истории», – подтверждает Касл. «Именно это и отличает самые лучшие RTS – сложность и глубина. Без понимания того, зачем вы строите ионную пушку или зачем вы шлете отряд бойцов на верную смерть, коммуникация между игрой и игроком будет страдать. Без контекста игры теряют добрую долю своего очарования».
В 1995 году Wesеwood уже экспериментировала с нарративными элементами в Dune II – этот тайтл, раз на то пошло, стал одним из прародителей жанра RTS, а его история была разбита на множество маленьких кусочков. Игра Tiberian Dawn, возможно, использовала модифицированную версию интерфейса Dune II, но в отношении сюжета была куда более амбициозной.
«Когда мы делали Tiberian Dawn, появились CD-ROM’ы. Целый вагон мегабайтов и совершенно внезапно», – смеется Касл. «И что нам было делать со всем этим? Мы решили снимать полноэкранное кино».
Манерные, натянутые и очаровательно примитивные видеозаставки разбивали кампанию на миссии и быстро стали отличительной чертой серии. Некоторые, глядя на эти брифинги, давились от смеха, но они помогли рассказать совершенно серьезную историю о геополитических последствиях падения метеорита в реку Тибр в 1995 году, из-за которого на Земле появляется новый кристалл инопланетного происхождения, названный «тибериум».
«Стержень вселенной C&C – это внезапное появление странного минерала», – говорит Касл. «Этот кристалл-растение впитывает из недр земли металлы и минералы, а затем аккумулирует их внутри себя, и после этого его можно собрать. В один прекрасный момент ученые поняли, что могут расщепить его, и очень скоро тибериум становится источником энергии и богатства. Одни ученые считают, что внеземной кристалл – это отличная штука, а другие серьезно обеспокоены».
И как! Покуда государства пытаются контролировать использование тибериума, из небытия появляется харизматичный подпольный лидер по имени Кейн, который создает культ «Братство Нод». Они могут показаться сообществом городских торговцев, которые любят наряжаться в комбинезоны и спать на раскладушках, но на самом деле являются эдакой военизированной организацией.
«Кейн призывает людей культивировать тибериум везде, где только можно», – продолжает Касл. «Он хочет сделать мир, который будет ровной игровой площадкой – он хочет равенства, он сражается на стороне простого человека. Однако весь западный мир клеймит его лидером террористов, который призывает людей сражаться против своих же государств».
В ответ на появление Кейна страны создали Глобальный Совет безопасности.
«Будучи на западе, вы видите эту фракцию героической силой, которая будет защищать нас от террористов Кейна. Но важно помнить, что с самого начала Кейн считает себя не террористом, а освободителем», – говорит Касл. «А GDI считает себя не деспотичным милитаристическим правительством, а защитником. И это создает фундамент для по-настоящему эпического конфликта.»
Братство Нод: обильно спонсируется через теневые группы, владеет уникальными тактиками, но разбито на разрозненные группы. GDI: иерархичная и очень организованная, но неповоротливая структура.
«Но интереснее всего то, что история была написана в период между 1993 и 1995 годами. Много лет назад», – задумчиво говорит Касл. «Но она поразительно похожа на сегодняшние события, поскольку люди – между прочим, очень неглупые люди – которые писали эту историю, смотрели на то, что творилось в мире, и говорили: “Знаете что, в будущем настоящим врагом будет не нация-изгой. Это будет не холодная война. Настоящим врагом станет неправительственная организация, состоящая из плохо связанных между собой террористических ячеек. И если ее возглавит – а затем примется за дело – харизматичный лидер, это действительно может изменить мир”».
Жуткие прогнозы и угловатые видеозаставки – это не единственные нововведения C&C. Кампания развлекала сюжетом и объясняла основы, но мультиплеер сумел установить новые стандарты сетевой игры: в C&C можно было сражаться вчетвером, да еще и через модем, а два последующих аддона лишь обогатили игру. Помимо прочего, Westwood явила миру таланты Джо Кукана, которого студия наняла в качестве режиссера видеозаставок, но тот смело взял на себя роль Кейна и сделал ее своей собственностью. Стиль Кукана лучше всего описать словами «рестлер в гостях у RTS» – с тех пор каждая часть франшизы озаряется его чарующим присутствием, а сам он пользуется малоизвестными, но высокоэффективными актерскими приемами, среди которых, помимо прочего, долгий неторопливый монолог и пристальный взгляд. Ну, знаете, прямо в душу.
Но даже за вычетом козлинобородочного обаяния Tiberian Dawn по-прежнему остается значительной вехой в истории RTS – эта игра, следуя по стопам Dune II, упрочила позиции жанра и привнесла в игру перспективные нарративные элементы: две фракции с оттенком моральной двусмысленности, вступившие в жестокую схватку за опасный ресурс. Были созданы все необходимые условия для долгой и кровопролитной войны на истощение… и преждевременного износа правой кнопки мыши.
Установка полной версии
Шаг 1. Заходим на страницу, прокручиваем вниз и жмём на кнопку «view all downloads», а затем на «single player campaign».
Шаг 2. Попадаем на не самую красивую страницу. Ищем слово «Downloads», под ним нажимаем на выделенную красным на картинке снизу ссылку – эта сборка имеет онлайн вместе с кампанией, но в ней отсутствуют видеовставки. Они ставятся отдельно – кнопка «English videos pack».
По ссылкам попадаем на moddb- остаётся нажать на кнопку:
Шаг 3. Запускаем скачанный файл cc95v106c_r3_u4_full.exe и проходим классическую процедуру установки.
Если нужны ролики — после ставим cc95v106_videobase_eng.1.exe в ту же директорию, что и саму игру.
После установки имеем два ярлыка:
Шаг 4. Тут есть выбор:
- Запустив первый ярлык, попадём в онлайн режим (см. 4 шаг выше).
- Запустив второй, попадём в главное меню синглплеерной версии.
Если игра при запуске пишет ошибку, УБЕРИТЕ в свойствах ярлыка совместимость, как бы абсурдно это не звучало.
Если это не поможет, запустите игру через выделенный ниже файл:
А запустив «CCConfig.exe», можно настроить игру.
Вот и всё — знающим английский можно наслаждаться игрой. Если нужна русская локализация — читаем ниже:
Command & Conquer: Tiberian Sun (1999)
В финале первой части GDI стреляет из орбитальной ионной пушки по Храму Нод в Сараево и тем самым убивает Кейна, пока тот ведет очередную проповедь. Эта история получает продолжение лишь спустя четыре года, когда на свет появляется вымученная Tiberian Sun.
«Прошло время – Нод и GDI сражаются уже несколько десятилетий. Именно здесь мы и начали добавлять сюжету глубины», – говорит Касл. «К тому времени все уже знают, что тибериум – это очень ядовитая субстанция, а мир начинает фрагментироваться на зоны: одни свободны от минерала, а другие заражены им. На зараженных территориях население начинает мутировать, и GDI все больше убеждается в своей правоте: тибериум опасен, его нужно уничтожить, и беда тем, кто стоит на их пути. А вот Братство потеряло своего лидера, потеряло цель и разбилось на отдельные группы. Добрую половину игры за Нод отдуваются совершенно разные лидеры – генералы, которые вдруг начали считать себя важными персонами».
Но где-то в середине игры вновь объявляется Кейн.
«Он по-прежнему жив и выглядит также, как 40 лет назад», – говорит Касл. «И мы не знаем почему – толи из-за экспериментов, которые он проводил, толи из-за того, что он не совсем человек».
Кейн объявляется не с пустыми руками, а с Тацитом – древним инопланетным артефактом, содержащим все богатство знаний о тибериуме – благодаря которому Братство делает резкий технологический рывок.
Впрочем, этого рывка оказалось недостаточно, и GDI снова побеждает Кейна, на этот раз в Каире.
Но это влечет за собой новые вопросы.
«В процессе GDI узнает о Скринах», – говорит Касл. «Об инопланетной расе, которая вручила людям Тацит. Впрочем, никто в точности не знает зачем. Это подарок, который мы можем использовать на благо цивилизации, или своего рода предупреждение? А это, в свою очередь, закручивает интригу вокруг тибериума – что это на самом деле? Минерал, который преобразует Землю в нечто неведомое, или что-то еще?».
Тибериум стал играть заметную роль не только в сюжете, но и в самой игре. Tiberian Sun расщепила собираемый – и ядовитый – кристалл на две разновидности, а его залежи нельзя было просто так превратить в кредиты. Вместе с тем сиквел привнес новых юнитов – Героев. Эта идея уже успела засветиться в Tiberian Dawn, а затем получила логическое продолжение в первой части Red Alert. Благодаря Героям игрок получал подавляющее преимущество в битве, но кроме того, они в какой-то мере персонализировали безликую толпу снующих по экрану солдатиков: под флагом GDI сражается несколько Забытых, разношерстных людей-мутантов, которым не повезло обитать вблизи тибериума, а на стороне Нод воюют могущественные Киборги-Коммандос.
Среди других нововведений – деформация ландшафта, продвинутое освещение и мехи. В дополнении Firestorm сюжет продолжился сразу после финала Tiberian Sun, оно повествовало о борьбе против CABAL – искусственного интеллекта, который был создан Кейном в целях использования знаний, извлеченных из Тацита.
Установка Онлайн версии
Шаг 1. Заходим на страницу, прокручиваем вниз и жмём большую оранжевую кнопку. Если у вас не Windows, то кнопкой ниже открывается список, где можно выбрать одну из четырёх опций.
Шаг 2. Запускаем скачанный установщик, он почти полностью русифицирован и проблем возникнуть не должно. Если хотите, чтобы в игре у вас был оригинальный саундтрек, поставьте галочку на «Install Music».
Шаг 3. Открываем ярлык, после небольшой докачки файлов видим шесть кнопок. Первая- для онлайн игры, вторая- Скирмиш с ботами.
P.S. Перед игрой советую заглянуть в настройки, где можно изменить разрешение и включить OpenGL рендерер (если у вас черный экран в игре, например). В Доп. Настройках их огромное количество, но не вижу смысла все перечислять.
Шаг 4. Нажимаем «Играть онлайн», вводим ник, по которому вас будут видеть другие игроки. Тут снова можно выбрать Онлайн или Локальную сеть. После нажимаем кнопку «Войти».
Вот и всё, справа можно видеть созданные игры, кнопка «Новая игра» создаст игру. Сверху — выбор цвета ваших сообщений в чате.