Обзор Westboro — шутер, скрытый в тумане войны
Много пушек и толпы врагов. Задания меняются на ходу, и от тщательности их выполнения зависит не только ваша жизнь, но и судьба всего человечества. Вот только, как это часто бывает в киберпанковском мире постправды, верный путь — не самый простой или самый честный. Верного пути нет вообще…
Визуально, да и геймплейно, Westboro заметно похож на Hatred. Тот же движок, та же чёрно-белая палитра, та же стрельба из уровня в уровень. Отличий, впрочем, тоже хватает, но главное из них то, что о Hatred, продолжателе идей незабвенного симулятора маньяка Postal, вы вполне могли слышать. А вот Westboro, являясь, при всей похожести, продуктом более высокого ранга, по совокупности реализованных идей и общей интересности игры в целом, рекламировалась ровно никак. Она просто вышла в Steam год назад, получила с десяток отзывов, пару небольших обновлений, и к новогодней распродаже уже стоила менее 100 рублей, при исходной цене в 399.
А ведь сравнивая с тем, что сейчас выходит в том же Steam за эти же деньги (то есть включая параметр цена/качество), мы не так уж много найдём добротных игр. Кажется, само понятие «хорошая игра» в Стиме отмирает, с выходом всё новых и новых ачивко-ферм, в которые даже играть-то не требуется… Но здесь мы уходим от темы.
Итак, Westboro. Киберпанк-приключение в стиле action-RPG, судя по тэгам на странице всё того же Steam store. Тэги… не совсем корректны.
Котлеты и мух стреляем разными калибрами
Киберпанка — да, от души. Беспросветная серая реальность перенаселённого мегаполиса, мегакорпорации, которые безальтернативно контролируют важнейшие жизненные ресурсы вроде воды. Сюжет здесь, впрочем, вообще сродни пасхальным яйцам: его легко упустить, не исследуя ключевые уровни. При этом каждый выжный сюжетный эпизод будет отсылкой к разным известным произведениям.
В комнате, которую мы обыскиваем, вдруг звонит допотопный телефон, а через несколько секунд вламывается спецназ. Матрица?
И даже вариативные концовки, все три как на подбор: Чума, Война, Голод. Здорово, правда? Очень обнадёживает… По крайней мере, мрачную атмосферу киберпанка игра передаёт отлично, а что ещё надо?
Спецназ зачистил всё здание, в котором ловят шпиона, от постояльцев. Видите маленький мешок для тела? Здесь никого не жалеют.
От «приключения» здесь — всё больше поиск спрятанных на локациях снаряжения, которое без подсветки прекрасно сливается с обстановкой.
Автоподсветки нет, нужно водить мышкой по экрану в лучших традициях hidden object — но находки обычно того стоят.
Без этого поиска патронов на спокойное прохождение, к сожалению, не хватает, особенно на узких коридорных уровнях, где нужно отбивать несколько волн противников (обычно не меньше 5, по 3-5 бойцов), что раз за разом респаунятся где-нибудь у лифта. Впрочем, патроны и оружие можно закупать у местных продавцов…
Ммминиган ннада?!
Но денег за всю игру дают что-то около 2000-2500, и даже если покупать только патроны, этого всё равно будет не хватать. А сдавать тем же торговцам хабар, как было, скажем, в довольно старой уже, но довольно похожей принципиально игрушке Cold Zero, увы, нельзя. Дропа с врагов тоже нет. К счастью, на лёгкой и нормальной сложности вполне можно включить мини-карту в левом нижнем углу, которая голубыми точками отметит на всём уровне все предметы…
Просто подобранные предметы с карты исчезнут, обысканные ящики так и будут отображаться.
И лучше бы вам запомнить их расположение, потому что на харде такие отметки с мини-карты исчезнут. «Тяжёлая» сложность, к слову, открывается после прохождения игры на средней, и нужна по большей части ради ачивок, и дополнительного вызова тем игрокам, которым одного раза показалось мало, и захотелось увидеть другие варианты концовки…
Впрочем, большинству игроков за глаза хватит и нормальной сложности, а то и лёгкой. Во всяком случае, пока вы не привыкнете к управлению. Кстати, апдейты, вышедшие после релиза, как раз добавили несколько раскладок кнопок для клавиатуры, и возможность быстрых сохранений (без них после смерти приходилось переигрывать весь уровень). Но главное — это даже не непривычная раскладка, а сам базовый принцип. Игра проходит в реальном времени, но все команды игрока персонажу проходят с некоторой задержкой. Кроме того, чтобы попасть во врага выстрелом или рукопашным ударом, нужно его обязательно выцелить. Иначе можно высадить всю ленту из минигана (400 выстрелов), с максимальным разбросом, целясь «в сторону противника»… и не попасть ни разу. Удар в рукопашную требует почти трёхсекундной анимации, и если вы второпях кликнули противника несколько раз — это только задержит удар, и даст врагу больше шансов среагировать… В общем, нужно привыкнуть, и к кнопкам, и к особенностям разного оружия, и к расставленным по уровням скриптам и противникам.
Нужно привыкнуть к слепым противникам: пока я запинываю одного, второй стоит в 10 метрах и скучает.
Так это ролевая игра или нет?
Как вы уже, надеюсь, поняли по скриншотам, игра представляет собой шутер с видом от третьего лица, в изометрии.
Paint it black: Рисовать авангард шотганом в упор — милое дело!
Но причём здесь тэг «RPG»? Давайте смотреть: три персонажа с разными параметрами на выбор (реально отличаются некоторые второстепенные диалоги, параметры здоровья и брони, и немного анимации, Валька заметно быстрее тяжеловесного Спектра и тише «Рекона», но и слабее их обоих), очки опыта и умений, получаемые за убийства врагов и выполнение заданий, а также собственно прокачиваемые умения (увеличиваем урон, уровень здоровья, размер инвентаря, уровень брони в статике и в движении, обязательно включаем регенерацию, из активных умению берём щит и инвиз, остальное — по желанию). Умения стандартные для всех трёх персонажей, и в основном, за исключением имбовой невидимости, не очень-то и нужны. Вот мой персонаж всего в паре шагов от level cap.
Это не идеальный вариант, но всю игру на харде реально пройти, лишь изредка врубая щит неуязвимости первого уровня — кроме главного босса.
Кроме того, в немногочисленных диалогах этой, в общем-то, линейно-коридорной стрелялки — есть вариативность, как от выбранного персонажа, так и от некоторых ключевых действий по ходу игры. Скажем, на первом уровне можно найти такой случайный лут, как очки (такой лут для второстепенных квестов может быть в разных местах при перезагрузке уровня), которые потом можно отдать их хозяйке, за толику очков опыта. Но если вы играете за Валькирию, старушку можно послать куда подальше, и оставить очки себе Опыта не дадут, но в начале следующего уровня появится ачивка «fashion time».
А она точно старушка? Моделька в игре — похожа, а вот портрет в диалоге — как-то нет…
Примерно такой же «сложности» ветвления и дальше (поговорили с ключевым персонажем, или пропустили, прихватили квестовые предметы или просто пробежали мимо). Как написал сам автор Westboro, эта «вариативность» добавлена, чтобы немного интереснее было перепроходить игру. До реального «отыгрыша роли», как в настоящих ролевых играх, понятно, далековато, но если мы берём к сравнению подвид «action-rpg» вроде Diablo, тогда да, тогда тэг «RPG» у игры оправдан.
Давайте подытожим?
Вроде как «не очень» по описанию, да? Недо-ролевушка, коридорная стрелялка со странным управлением и специфической визуальной компонентой (почти всё вокруг серое, а сами уровни — натуральные лабиринты).
С другой стороны, это вполне себе цельный, вариативный шутер на вечер-другой (точнее, 5-12 часов на прохождение). Да, противники в целом не очень умны, и предпочитают набегать толпами, ну или устраивать скриптовые засады с использованием «невидимых» врагов.
Они и вправду набегают как тараканы порой.
В целом, вызов игроку вполне адекватный: игра не слишком проста, и не запредельно сложна. А кроме того, она не настолько занудно-однообразна, как Hatred, или как другая киберпанковская игра схожей динамики, Satellite Reign. Да, у вас всего один герой, а не 4, как там, нет тактических и стратегических экранов в духе Syndicate… Нет лишней бесполезной в деле шелухи. Зато есть примерно 1500 врагов за одну игру, которым остро нужна от вас пуля. И конечно, есть пушки. Много пушек.
Это итоговый комплект, все топовые стволы. Как говорится «Не то чтобы всё это было реально полезно, но если начал собирать весь лут с уровня, остановиться потом уже трудновато.
Для инди-проекта, выполненного одним человеком, при условии, что вы готовы именно к стрелялке, и не ждёте от сюжета шекспировских высот — игра вполне окупает свою цену и время, на неё потраченное. Технически всё достойно: интерьер разрушается, враги оставляют кровавые посмертные пятна, модели всех персонажей и NPC в игре физически достоверны (за исключением груди Валькирии). Мир киберпанка, с его мрачно-апокалиптическим флёром, передан вполне объёмно. Этому дополнительно способствует музыкальный фон, написанный Павлом Перепелицей — по звучанию сопоставимый с темами из последних Deus Ex или Max Payne 3 (правда, без вокала).
Вердикт
Почти хорошая игра, в целом по рынку, среди всех аналогов (то есть даже без учёта, что это инди), и более чем достойная, с учётом цены (особенно со скидками). С той лишь оговоркой, что она лучше, чем относительно новые проекты, вроде помянутых выше Satellite Reign и Hatred, но парадоксально хуже и слабее куда более старых Cold Zero и Crusader: No Remorse. Чисто по интересу от игрового процесса и его разнообразию.
Ломбард Зеда
Для начала вам как раз таки и придется наведаться к этому самому Зеду. Вход в его жилище накрепко закрыт, поэтому придется поискать другой путь в дом.
В этом вам помогут лестницы, расположенные справа от дома, по ним вы сможете забраться наверх, а оттуда перепрыгнуть на небольшой выступ.
Тут вы найдете дверь, ведущую на чердак нужного вам дома, где спрыгнув на нижний этаж вы обнаружите труп старьевщика.
Спустившись вниз вам на глаза попадутся, рыщущие по дому убийцы, посланные Герцогом, для того чтобы первым достать карты, разыскиваемые Золтаном. Из их разговора вы узнаете о некой учетной книге которая должна быть где-то в доме.
Расправившись с бандитами, вам для начала нужно обыскать трупы, у одного из них вы найдете нужную вам карту (Изенгрим), а так же ключ от ломбарда в котором вы находитесь. Начинаем поиски, нужный вам сундук с учетной книгой расположен под лестницей, доступ к нему поможет открыть знак Аард.
Получив учетную книгу, следует вернуться к Золтану, чтобы узнать о следующих действиях. К счастью краснолюд знает людей, которым Зед успел продать нужные ему карты — Цезарь Бильзен и Равик.
Последовательность посещения покупателей не важна, поэтому легче отправиться к ближайшему месту.
Цезарь Бильзен
Цезарь Бильзен является старым знакомым Золтана, а так же таким же краснолюдом, поэтому вам будет предложено пообщаться с ним в компании Золтана. Ваш друг встретит вас у дома Цезаря и расскажет план действий. У Золтана припасен махакамский спирт, любимый напиток краснолюдов и пока он будет убалтывать знакомого вы должны будите раздобыть карту.
И так, встретившись со старым знакомым в присутствии ведьмака, который составит компанию любителям рыбалки, Золтан начнет разговаривать про рыбу, иногда задавая вопросы Геральту, которые в свою очередь предоставят возможность ведьмаку «отлучиться на минуточку».
Пока Золтан развлекает краснолюда, вам стоит подняться на верхний этаж дома, где вы обнаружите кабинет Цезаря. Для начала вам понадобится нож, расположенный у дальней стены помещения, при его повороте откроется ящик комода, на котором был нож.
В том ящике вы найдете ключ от потайной двери.
Этот ключ поможет вам открыть дверь, ведущую наверх, его необходимо вставить в треугольное отверстие, расположенное в книжном шкафу.
Открывшийся проход приведет вас в своеобразный музей, карта, необходимая вам для прохождения квеста находится у дальней стены под картиной.
Но это еще не все, рядом с лестницей, вы найдете комод, внутри которого лежит статуэтка, взять ее вы сможете только выполняя данное задание, поэтому не забудьте. Она нужна для выполнения побочного задания «Статуэтка солдата», ее следует показать чародейке Трисс.
Набрав ценностей, вы можете смело спускаться вниз и сообщить сообщнику о том, что вам следует убираться отсюда.
Ваш отход омрачит появление людей Тесака (с которым вы могли познакомиться в задании Банды Новиграда), Цезарь является заведующим финансами банды и чем то насолил Тесаку, поэтому его люди угрожают ему расправой. У вас появится выбор:
1. Помочь Цезарю — вам придется сразиться с двумя головорезами Тесака, Цезарь будет благодарен за спасение и покинет Новиград.
2. Оставить Цезаря с его проблемами — задание продолжится.
Равик и Граф
Следующая ваша цель это Равик. Для того чтобы с ним пообщаться придется направиться в «Золотой осетр». Спустившись на нижний этаж вы обнаружите разыскиваемого в компании Графа, который уже успел сыграть с Равиком и получил его карту, но теперь бедолаге угрожает смертельная расправа. Геральту поступит предложение о игре в Гвинт на жизнь бедолаги. У вас появится выбор несущий последствия:
1. Сыграть в гвинт с Графом:
— Если вы одержите победу в игре то Равик останется жив и отдаст карту ведьмаку, к сожалению с Графом и его подручным придется расправиться.
— Если же вы проиграете, то бандиты убьют Равика, а потом нападут на вас, карту можно будет получить обыскав труп бедолаги.
2. Просто напасть на бандюг, не смотря на угрозы Графа — он сразу приведет приговор в действие и убьет Равика, а следом нападет на вас, обозвав при этом Геральта скучным. Вам так же придется обыскать труп Равика, чтобы раздобыть нужную карту.