Фэнтези не для славян
С самого анонса Pagan Online позиционировалась как игра в сеттинге славянских сказок и былин. Сюжет рассказывает о временах, когда люди поклонялись языческим богам, таким как Велес, Перун и Дажьбог.
Но однажды боги покинули свой пантеон, и задача игрока заключается в том, чтобы выяснить, почему это произошло. Сюжет подается через озвученные диалоги и красивые заставки. Создатели игры нашли баланс между серьезным тоном повествования и шутливыми моментами, которые разбавляют атмосферу и не дают заскучать во время прохождения.
Мир игры строится на борьбе пяти верховных богов с силами Мглы — царства теней, где живут демоны и нежить. По какой-то ведомой только разработчикам из Mad Hare Games причины Мглу в игре представляет Усуд.
Это славянский бог судьбы, и он действительно в какой-то степени олицетворяет смерть, однако его представление в игре явно вдохновлено Мальтаэлем из Diablo 3: Reaper of Souls и другими европейскими образами, но никак не славянскими!
В Pagan Online есть и другие странности, которые нехарактерны для славянского фэнтези и больше подходят для нордического эпоса и мифологии северных народов. Об этом мы уже писали в нашем превью, поэтому повторно останавливаться на этом смысла нет. Достаточно лишь сказать, что эта игра — не славянское фэнтези, а что-то отдаленное по мотивам.
Warhammer: Chaosbane
Вселенная Warhammer Fantasy Battles как нельзя лучше подходит для игры в жанре hack’n’slash. Огромный бестиарий, хорошо прописанный сеттинг и мрачная атмосфера обречённого на гибель мира прекрасно сочетаются с геймплеем в стиле Diablo. Тем страннее то, что Chaosbaneэто первый подобный проект в данном антураже.
И именно поэтому разработчики из Eko Software обещают уделить особое внимание проработке мира и сюжету. Геймплейно же нас ожидает не сильно оригинальная игра. Из примечательного можно вспомнить лишь возможность прямого управления проджектайлами в полёте. Но в случае с Chaosbane главным решающим фактором выступает всё же словоWarhammer в названии.
Долгое путешествие
В релизной версии игры есть длинная сюжетная кампания из восьми актов. В отличие от билда на старте раннего доступа, история не прерывается на середине и получает достойный и громкий финал. В каждом акте несколько продолжительных миссий, так что полное прохождение на первой Pagan Online занимает примерно 15-20 часов.
И это только на одной сложности, а в игре их несколько! И это без учета динамических заданий. Они бывают разными — уничтожение опциональных боссов, оборона от волн противников, выживание на время и так далее. Проходить их не обязательно, но это хороший способ раздобыть ценное снаряжение и поднять уровень.
Играть можно с друзьями, мультиплеер работает отлично. И надо отметить, что в компании проходить веселее, чем «месить» врагов в гордом одиночестве. Но в целом мультиплеер опциональный, так что пугаться слова «Online» в названии не стоит.
Героев в Pagan Online аж десять штук, то есть на три больше, чем в Diablo 3 со всеми купленными дополнениями. Учитывая, что игра от Mad Hare Games стоит в несколько раз меньше «Дьяблы», такое разнообразие приятно удивляет. Однако каждый отдельный герой «Пагана» проработан слабее, чем классы D3, но тут уже дело в основной геймплейной механике и ролевой системе.
Несмотря на это, игру хочется похвалить за большое количество контента. За свою текущую цену Pagan Online дает очень много всего. Правда, из описания в Steam непонятно, насколько изменится стоимость на релизе.
Pagan Online
Wargaming.net продолжают пытаться доказать игровой общественности, что не танками едиными живёт белорусский гигант. На этот раз они стали издателем для сербского проекта Pagan Online. Несмотря на типичную для дьяблоида внешность, Pagan нехило так отличается от всех выше описанных игр.
Во-первых управляется он не стандартным закликиванием мышкой, а более привычной для экшенов комбинацией WASD, да и скилы тоже разбросаны по клавиатуре. Во-вторых герои больше похожи на персонажей какой-нибудь MOBA с заранее определёнными умениями, поменять которые по ходу пьесы не получится.
В-третьих механизм игры похож больше на сессионку, чем на классическую Hack’n’Slash с сюжетом и актами. Начав игру мы попадаем в общий хаб из которого мы можем совершать кратковременные вылазки в заранее заготовленные инстансы. Такой подход, вероятно, понравится людям, не желающим тратить на игру более пары часов в день.
Это клон Diablo?
Нет. И это самое главное, что нужно знать о Pagan Online. Это не клон Diablo, и сейчас очень странно вспоминать сравнения игры с франшизой от Blizzard на этапе анонса. Есть сразу несколько важных отличий. Во-первых, длительность сессии: каждая миссия разбита на небольшие этапы на 10-15 минут. Карты гораздо меньше и менее «рандомные».
Во-вторых, в игре используется другая система движения — с помощью клавиш W, A, S и D. В настройках ее можно заменить на клики мышкой, но по ощущениям проект все-таки заточен под клавиши. Если вы играли в консольную версию Diablo 3, то здесь будете как рыба в воде, так как Pagan Online отлично проходится на геймпаде.
В-третьих, в «Паган» более простая ролевая система. У каждого героя свое заранее предопределенное оружие и небольшой набор способностей. В то время как в Diablo 3 игрок мог использовать разное оружие и делать разные из множества способностей, в Pagan Online набор «абилок» фиксированный и постоянный. Единственное, что не упростили, это система «лута». Предметов много, и у них много разных свойств.
Таким образом, проект Mad Hare Games гораздо ближе к мобильным играм по типу Dungeon Hunter, и если его и можно сравнить с «Диабло», то только с мобильной Diablo Immortal. Плохо ли это? Пожалуй, нет, но если вы ждали, что эта игра подарит вам опыт, похожий на D2 или D3, то вас ждет разочарование.
И да, дополнительная монетизация не требуется. Это премиум-продукт, который вполне самодостаточен. Поэтому все те, кто заочно называли игру очередной «донатовыжималкой» от Wargaming, глубоко ошибались.
Пришёл на поле боя — дерись
Игровой процесс Pagan Online довольно прост и понятен — у нас есть основная сюжетная линия, в ходе которой игроку расскажут больше ценной информации о виртуальном мире и заставят пройти уйму уровней. На этих уровнях задача всегда одна — уничтожить всех врагов. Да, иногда сценаристы вносят разнообразие в наши забеги и добавляют нотку драматургии, но на общую картину это не влияет. Игрок приходит на задание и продвигается по локации, натыкаясь на орды противников. Всю эту нечисть нужно уничтожить, чтобы пройти дальше, ведь локацию «закрывают» невидимыми стенами. Убежать от врагов нельзя.
Боссы очень больно кусаются
Второстепенных активностей здесь тоже достаточно много и они позволяют разжиться ценными ресурсами для крафта или улучшения умений нашего героя. Например, если вы видите, что по сюжету продвигаться уже слишком сложно, то откройте список походов и пройдите там парочку заданий. Они разбиты на уровни, чтобы вам было понятно, какие вам точно подойдут, а на какие пока что лучше не смотреть. Прошли? Теперь улучшайте героя и пробуйте вновь пройти сюжетную линию. Опять тяжело? Тогда стоит попробовать одолеть те же походы, только на более высоком уровне сложности. В целом, геймплей затягивает, но только в том случае, если вы получаете удовольствие от гринда. С другой стороны, если вы не наслаждаетесь сбором предметов и ресурсов, то что вы вообще забыли в этом жанре видеоигр?
Эндгейм и лут-система
Вот уже семь лет Diablo 3 живет только благодаря поддержке и проработанному эндгейму. Но как дела с ним обстоят в Pagan Online? Как уже было отмечено ранее, игра долгая, но настоящий вызов она бросает игроку только на финальной сложности. Это примерно как «Инферно» в релизной версии D3 — хардкорно и не для всех.
Также есть особые испытания, которые нужны для «фарма» специальных кристаллов, с помощью которых можно открыть новые облики и цвета для героев. По части эндгейма игра к релизу заметно похорошела, потому что на старте раннего доступа его считай и не было. Также разработчики немного переработали интерфейс, избавились от некоторых глюков и подкрутили баланс.
Но проблемы все еще есть. Самая заметная — это преимущества астрального щита над броней. В Pagan Online персонажи-маги могут увеличивать запас здоровья с помощью дополнительного щита, который принимает весь урон на себя и через некоторое время восстанавливается. Так вот, астральный щит позволяет существенно снизить расход лечебных зелий и тем самым повышает выживаемость.
Эту проблему можно решить, сделав так, чтобы щит поглощал лишь часть урона. Например, 50%. Но сейчас проходить игру магическим классом на порядок проще, чем воином.
Также нельзя вновь не упомянуть тот факт, что снаряжение, за исключением его оружия, не отображаются на персонаже. Да, тут можно открыть крутой «скин», но вот нельзя как в той же Diablo 3 приблизить камеру и полюбоваться «обновками». Из-за этого видимый прогресс в игре ниже, чем в D3.
Разумеется, будущее проекта во многом зависит от того, будут ли разработчики выпускать обновления после релиза. На текущий момент в Pagan Online есть много контента для любителей «позадротить» и хороший задел для будущего развития.
Графика и звук
К визуальному ряду нет никаких претензий. Еще в раннем доступе Pagan Online выглядела красиво и опрятно, и на релизе это не изменилось. Не подкачала и оптимизация, все работает отлично и без сбоев, при этом системные требования у игры низкие. Для игры на «максималках» вполне сгодится средний компьютер с 4-ядерным процессором и видеокарта уровня GTX 1050 Ti.
Со звуком дела хуже. Звуки боя и всякие крики сделаны качественно, а вот музыкальное сопровождение бедное. Вроде бы музыка есть, но какая-то безликая и не запоминающаяся. А ведь можно было столько интересных «славянских» композиций написать! Потенциал явно не раскрыт.
Также в Pagan Online нет русской озвучки, все диалоги и заставки на английском. Текст переведен, но частично: тут и там можно заметить фрагменты на английском языке. Скорее всего, текст поправят патчами, но вот английский звук явно не способствует развитию атмосферы славянского фэнтези.
Стиль игры
У ассасина имеется 3 ветки умений: Боевые искусства (Martial arts), Дисциплины тени (Shadow disciplines) и ловушки (Traps).
В первой ветке расположены умения для бойцов ближнего боя, такие как Tiger strike, Phoenix Strike и пр. Стоит обратить внимания, что навыки в этой ветке подразделяются на заряжаемые (charge-up skill) и финальные (Finishing move). Первые используются для усиления ударов, а вторые для эффектного и мощного завершения первых. При этом максимально можно «зарядить» удар всего 3 раза подряд далее усиления эффекта не будет. Каким образом это работает: ассасин использует заряжаемый скилл 1-3 раза, а затем исполняет финальное движение (хотя использование Finishing move вовсе не обязательно, можно использовать и обычную атаку). Эффект будет суммирован: будет считаться эффект от заряжаемого скилла + эффект финального движения. Но играть таким персонажем без сноровки непросто: придется каждый раз переключать заряжаемый\финальный скилл (совет: на одну кнопку ставьте простую атаку, а на второй нужную «зарядку»)
Во второй ветке находятся полезные умения для ассасина: тень (Shadow master\Shadow Warrior), Claw master, Fade и пр. Без прокачки умений из этой ветки ассасину будет сложно играть, а подчас и вовсе невозможно. Ведь даже на 1 уровне эти умения довольно сильны. Особо стоит отметить стойки, которые позволяют быстрее двигаться, увеличивать защиту от магии и добавлять к ударам эффект отравления.
В третьей ветке находятся умения для ассасинов, которые не хотят близко подходить к монстрам, а именно ловушки. Ассасином с прокачкой на ловушки проще играть, чем контактником (Убийцей с прокачкой на боевые искусства). Но это не значит, что она слабее. Можно не лезть в толпу монстров ловушки все сделают за вас. Ловушки представляют из себя объекты, которые ставит ассасин, имеющие определенное количество зарядов и стреляющие по врагам. Максимум их можно поставить 5 штук (суммарно с Shadow master). И вопреки распространенному заблуждению вы вместе с тенью никогда не сможете поставить больше 5 ловушек. Ловушки используют при атаке силу стихий: есть те, что ипользуют огонь, а есть те, что используют молнии. А учитывая, что ассасин от природы имеет большой запас здоровья, то с прокачкой на ловушки он становится незаменим при игре на хардкоре.