Разработкой всех игр серии Stronghold, начиная с самой первой и заканчивая анонсированной в 2020 году четвертой части, занимается британская компания Firefly Studios. Ее основатели, Саймон Бредбери, Девид Лестер и Эрик Овеллетт к моменту создания фирмы в 1999 году были далеко не новичками в геймдеве – ведь за их плечами лежала совместная работа над несколькими частями серии градостроительных симуляторов Caesar и пошаговых стратегий Lords of the Realm.
Неудивительно, что в играх серии Stronghold можно найти немало общего с этими проектами. Точно так же как в Caesar, в большинстве миссий всех игр серии нам предстоит строить собственный город-замок, налаживать в нем производственные цепочки, следить за счастьем жителей и сражаться с коварными противниками.
Ну а сюжетная часть многих игр серии и вовсе совпадает с общей канвой событий Lords of the Realm – точно так же нам предстоит объединять раздробленную между несколькими лордами средневековую Англию. Благо, в 2001 году ни одной из студий не приходило в голову патентовать что-то вроде кнопки «В бой», поэтому тогда подобные заимствования никому не казались чем-то зазорным.
Несмотря на то, что и сюжет, и геймплей Stronghold содержал немало заимствований как из предыдущих проектов его создателей, так и из других стратежек той эпохи, в ней было немало оригинальных находок, благодаря которым игры этой серии популярны и через 18 лет после выхода первой части.
Stronghold (2001)
Экономический и градостроительный аспекты игр серии Caesar были почти безупречны, а вот стратегическая составляющая оставляла желать лучшего. В Stronghold разработчикам «Цезаря» наконец-то удалось достигнуть идеального баланса между строительством, экономикой и сражениями.
Для этого пришлось немного сократить экономическую часть и сильно расширить военную. В итоге игра могла похвастаться как продвинутой экономикой с 5 видами ресурсов (золото, железо, камень, дерево и нефть) и 4 видами провианта (хлеб, сыр, фрукты и мясо), так и сбалансированной системой юнитов, которые были представлены кавалерией, пикинерами, копейщиками, мастерами булавы, мечниками, лучниками, арбалетчиками и инженерами.
Последний род войск был почти бесполезен в открытом поле, зато незаменим во время осады. Ведь именно инженеры занимались обслуживанием осадных орудий при атаке и защитных систем вроде чанов с кипящим маслом при обороне. Впрочем, и другие воины неплохо владели инженерным делом – например, пикинеры умели копать рвы, а лучники устраивали зрелищную огненную стену с помощью нефти.
Вообще, осады в этой игре были проработаны гораздо детальнее, чем в большинстве стратегий того (да и нашего) времени. Кроме множества различных осадных и оборонительных устройств вроде баллист, катапульт, лестниц и таранов, присутствовала возможность устраивать пожары или эпидемии в лагере противника или обрушивать стены и башни вражеского замка с помощью хитрых подкопов.
В перерывах между сражениями нужно было не только методично отстраивать замок и укреплять войска, но и решать множество случайных проблем – от неурожая из-за расплодившихся на полях зайцев до полноценной эпидемии чумы (что ж за Средневековье без Черной смерти?).
От эффективности принятых решений (а еще от наполненности амбара и сокровищницы) зависела популярность вашего персонажа. Если она была ниже 50, жители замка начинали покидать его. И наоборот, чем больше баллов популярности было над отметкой в 50, тем больше новых подданных приходило в ваши владения.
Сюжет Stronghold почти полностью повторял события Lords of the Realm – король попал в передрягу, а Англия поделена между злыми феодалами со звучными именами Змея, Кабан, Волк и Крыса. Ради объединения страны придется сразиться с каждым из них.
Игра стала глотком свежего воздуха для закостенелого жанра фэнтезийных стратегий, благодаря чему получила восторженные отзывы от большинства критиков. Ее продажи постепенно достигли отметки в 1,5 миллиона дисков.
Многие хардкорные фанаты до сих пор считают именно первую часть и аддоны к ней лучшими во всей серии. Чтобы оценить всю прелесть первой «Цитадели» на современных ПК и не порвать глаза графикой 2001 года на мониторах с разрешением вроде 1920×1080, лучше всего скачать HD-переиздание.
Купить Stronghold HD
Stronghold 3: Gold Edition
Третий выпуск серии игр для бестселлеров, представленный в 2001 году. После предыдущих выпусков, которые экспериментировали с игровой механикой, разработчики студии Firefly решили вернуться к корням. Поэтому задачей игрока является развитие средневековой деревни, а также титульной крепости и системы укреплений, обеспечивающих безопасность ее жителей. Следуя формуле предыдущей игры, игровой процесс был разделен на военные и экономические части. Мы можем сосредоточиться на экономическом аспекте, обеспечивая постоянный запас необходимого сырья, обеспечивая рабочие места для наших субъектов в процессе. Мы также можем сосредоточиться на военном аспекте, расширять армию и участвовать в битвах, используя различные специализированные подразделения и тяжелые осадные машины. Помимо типичных игровых режимов, был введен совершенно новый режим, называемый свободным зданием. Новый графический движок предлагает улучшенный визуальный слой и способность вести бои в ночное время.
Игрок принимает на себя роль дворянина. Сначала у него есть только небольшой замок и соседняя деревня. Геймплей состоит из создания и развития новых поселений, создания все более мощных опорных пунктов и ведения войн с соперничающими лордами. В игре основное внимание уделяется экономическим и строительным аспектам. Замки могут быть свободно спроектированы. Мы можем построить их из ряда готовых элементов (башни, разводные мосты, секретные входы, ямы, балиста, несколько типов стен и т. Д.), Чтобы замки функционировали как защитные механизмы, позволяя гражданам жить мирной жизнью , Даже при осаде.
Управление поселениями предлагает одинаково богатые возможности. Мы можем строить дома, коттеджи, рынки, фермы и т. Д., Короче говоря, структуры, которые дают работу нашим субъектам, кроме еды и денег. Конечно, игра не будет полной без битв, в которой акцент делается на различные методы осады. Во время битв мы используем такие подразделения, как инженеры, саперы, создающие подземные пассажи, солдаты, которые штурмуют стены с помощью мобильного оборудования (баранов, щитов, балистов, катапульт и мощных требушетов).
Помимо кампании, Stronghold 3 для ПК / Windows предлагает различные многопользовательские режимы, такие как осады / защиты исторических замков и так называемый режим свободного строительства. В очередной раз саундтрек не разочаровывает — кроме новых треков, была реализована музыка из предыдущих партий (первая, вторая и крестоносца). В игре используется совершенно новый графический движок, который представляет впечатляющие эффекты освещения и тени (особенно заметные во время ночных миссий), а также в равной степени интересную физику.
Stronghold Crusader (2002)
Первый аддон мало менял геймплей, зато заметно расширял игровую географию и сильно поднимал градус эпичности событий. Место действия из Англии переместилось на Ближний Восток времен Крестовых походов. Благодаря этому появляется возможность поиграть за таких легендарных личностей, как Салладин, Ричард Львиное Сердце и Фридрих Барбаросса.
Само собой, линейка юнитов пополнилась арабскими аналогами всех основных воинов. Уникальным нововведением стали знаменитые ассасины – скрытные убийцы, способные в одиночку перебить отряд лучников.
Несмотря на такие незначительные изменения, аддон все равно получил положительные обзоры от критиков, а его продажи перевалили за 600 000 дисков.
Купить Stronghold Crusader HD
Stronghold 2 (2005)
Жизненный цикл большинства успешных игр ранних двухтысячных выглядел как «номерная часть – аддон – номерная часть», и серия Stronghold не стала исключением. Через 3 года после выхода аддона вышел полноценный сиквел. При этом разработчики решили не ломать то, что работает, и большинство усилий сосредоточили на модернизации игровой графики.
В итоге вторая «Цитадель» по сути стала просто новой оберткой для оригинала, ведь их геймплей почти не отличался. Конечно же, появилась пара новых юнитов да несколько новых зданий, но основные игровые принципы перекочевали в сиквел без заметных изменений.
Единственным важным нововведением стало появление «поместий» – прилегающих к замку самоуправляемых поселений, которые приобретались за очки популярности и регулярно поставляли владельцу свежие партии ценных ресурсов.
В этот раз критики были более жестоки – ведь то, что позволено аддону, не позволено сиквелу. Все-таки цифра «2» в названии намекает на более серьезные изменения, чем новый контент и свежий графон. Поэтому и продажи второй части заметно уступали первой и составили порядка 600 000 копий.
Купить Stronghold 2: Steam Edition
Особенности Stronghold 3
- Игровая графика и физика. При помощи обновленных графического и физического движка вы более точно сможете рассматривать застраиваемые вами в игре постройки и крепости, а также сможете легко разрушать объекты врагов.
- Осада ночью. Как было упомянуто, вы сможете добыть себе ресурсы ночью. Но здесь нужно умело нападать на сектор оппонентов. Ведь противники ночью тщательно охраняют свой сектор. Поэтому будьте бдительны и внимательны, атакуя противника в ночное время суток.
- Разнообразные тактики. Применяйте в игре разные тактики, особенно когда вы нападаете на вражеские территории. Каждый противник имеет свои тактические способности, поэтому изучите внимательно вашего противника, прежде чем атаковать его сектор.
- Постройка замков. На вашей локации вы сможете построить максимальное количество замков, если пройдете определенное количество игровых уровней. Начните с простого уровня, переходя постепенно на более сложные.
- Строим и воюем. Сначала застройте свой сектор крепостями и замками, а потом можно немного и повоевать. Так что распределите ресурсы в игре рационально.
Stronghold Legends (2006)
Осознав свою ошибку, Firefly Studios решила выкатить аддон, который поменяет все. Впервые в истории серии в игре появились 3 фракции, юниты которых отличались не только скинами, но и доступными навыками. Так, играя за Короля Артура, мы управляли классическими рыцарями Круглого стола, при игре за Зигфрида нам доставались суровые нордические рубаки, ну а выбрав Графа Дракулу можно было порулить толпами вампиров, вервольфов и прочей нечисти.
Из-за того, что уровень защиты замков соперников заметно вырос по сравнению с предыдущими частями, в «Легендах» повысилась роль героев и заклинаний. А вот ассортимент миссий сюжетных кампаний стал менее разнообразным – теперь почти все они сводились к постройке своего замка практически «с нуля» и последующему захвату замка противника.
Как и следовало ожидать, теперь те же критики, что ругали «двойку» за отсутствие изменений, набросились на «легенды» за «чрезмерное отхождение от канонов серии». В итоге продажи аддона были не лучше, чем у «Цитадели 2».
Купить Stronghold Legends Steam Edition
Игровой процесс
В игре присутствуют три стороны, управляемые тремя легендарными героями: Король Артур, Влад Дракула и Зигфрид. Игровой процесс заметно изменился, некоторые типы юнитов были убраны, а также добавлены новые. Есть три типа игры: однопользовательская (подразделяется на сценарии, кампании (их три, за каждую из сторон и Пути Легенд), сетевую, редактор карт. Игровой процесс по сравнению со Stronghold 2 изменился не сильно, в основном за счёт фэнтезийных юнитов. Заметно изменилось лишь ведение войны.[1]
Практически каждая новая миссия начинается с того, что игроку надо возвести свой замок с основания. По мере развития требуется наладить добычу ресурсов, производство и построить оборонительные сооружения для отражения атак. Дальше следует создание армии для нападения на вражеские замки, которые расположены в другой части карты. Захват чужих укреплений происходит постепенно (не с одного захода), так как каждый замок имеет хорошую оборону. В данной части игры основные тактические преимущества дают волшебные заклинания и сильные герои со своими дополнительными возможностями.[2]
Stronghold Kingdoms (2010)
Поскольку ни вторая часть серии, ни аддон к ней хоть и не были провальными, но явно не оправдали возложенных на них надежд, Firefly Studios решили взять небольшую паузу и повременить с выпуском следующей номерной части. Вместо этого была предпринята попытка освоить стремительно развивавшийся в 2010 году рынок ММО. В итоге появились «Королевства» – такой себе Stronghold Online. Само собой, геймплей сингла пришлось сильно переделать под формат типичных для тех времен MMORTS.
Первой жертвой безжалостных разрабов стали юниты, количество типов которых сократилось всего лишь до 5 – крестьян, пикинеров, лучников, мечников и капитанов. Из всего разнообразия осадной техники до онлайн-версии дожили только катапульты.
Еще больнее переход в мир ММО ударил по экономической составляющей. Фирменные производственные цепочки (добываем железо, обрабатываем, делаем из него оружие) исчезли полностью. Соответственно, снизилось и количество доступных для возведения зданий.
Зато в игре появилась система исследований, позволявшая улучшать параметры отдельных юнитов и получать доступ к возведению новых зданий.
Казалось бы, конечный продукт был ближе к какой-нибудь типичной браузерке, а не классическому Stronghold. Но разработчиков спасло то, что они сумели выкристаллизовать дух серии, и смогли добиться, чтобы даже в онлайн-версии игроки понимали, что играют почти в ту же самую «Цитадель». Благодаря этому проект получил в целом благосклонные отзывы критиков и полностью окупился с финансовой точки зрения.
ИГРАТЬ
Stronghold 3 (2011)
Третьей части удалось сделать то, что не получилось у второй – вернуться к истокам, и при этом избежать тупого повторения механик оригинала. Преемственность серии сохранена за счет развития сюжета – действие Stronghold 3 происходит через 10 лет после событий оригинала, а в основе сюжета лежит противостояние главного героя первой игры и чудом выжившего Волка.
Большинство оригинальных находок игры, включая систему осад и производственные цепочки, претерпели чисто косметические изменения. Зато третья часть может похвастаться множеством новомодных фич вроде разных погодных условий, цикла смены дня и ночи (что дает возможность вести ночные осады), проработанной физики осадных машин и разного облика одних и тех же зданий в зависимости от района их постройки (чем ближе к Замку – тем богаче выглядят строения).
К сожалению, большинство игроков не смогло по достоинству оценить эту игру из-за того, что первые ее версии просто кишели багами и недоработками. Из-за этого большинство критиков поставили игре низкие оценки, и в целом она считается чуть ли не худшей в серии. И только вышедшее в 2012 году переиздание Stronghold 3 Gold исправляло большинство ошибок. Так что для того, чтобы оценить третью «Цитадель» по достоинству, стоит искать именно «золотую» версию.
Купить Stronghold 3 Gold
Что же нового внесли разработчики?
Начать стоит с того, что появилась смена дня и ночи. И это принесло не только звёздное небо и темноту, но и внезапные нападения, и незаметные вылазки! Под покровом ночи войска можно перемещать незаметно для врага и только бдительные стражи и крестьяне могут выдать неприятеля и зажечь факелы и стога сена, для того чтобы сообщить всем о нежданных гостях.
Помимо смены времени суток появилась и погодная система. В отличие от предыдущих частей, здесь погода не будет такой же однообразной, а в совокупности с новой системой освещения, игра приобретает неповторимую окраску и свою завораживающую реальность.
Следующее, на что следует обратить внимание, это возведение зданий и стен. Во-первых, теперь строить можно не только по прямой и углом 45 градусов, но и вообще в любом направлении, такого не было в последней версии Stronghold 2, странно что эта идея не пришла им раньше. Это даёт огромное поле деятельности для фантазии игрока. Во-вторых, такие преграды как лес, овраги, складки местности для строительства больше не являются непреодолимыми. Лес можно вырубить, овраги засыпать и все неровности сравнять с землёй.
Что касается экономической стороны, то разработчики решили не нарушать традиций и уделили достаточно внимания на систему развития замка. Появился новый фактор, который нужно учитывать, при возведении зданий – это удалённость от главного здания или от залежей ресурсов. Например, чем ближе лесопильня к лесу, тем больше будет доход от неё, чем дальше жилища крестьян от дома лорда, тем они более убогие, некрасивые, даже могут напоминать сараи и вмещать меньшее количество крестьян. Также не малозначимую роль будут играть дороги и расположение складских помещений.
Stronghold Crusader 2 (2014)
От оригинального аддона к первой части серии второй «Крестоносец» отличается в основном графикой. Наконец-то «Цитадель» полностью переехала в полноценное 3D. Во всем остальном перед нами все тот же Crusader – те же юниты, те же производственные цепочки.
Большинство нововведений представляют собой свежий контент вроде новых юнитов или зданий. Самое главное отличие механики игры 2014 года от предыдущих – здесь появилась возможность совместного прохождения сюжетных миссий вместе с другом в кооперативном режиме.
Купить Stronghold Crusader 2
Stronghold Next (анонсирована в 2016)
Окончательное название ожидаемой части серии по состоянию на начало 2019 года еще не было объявлено. Разработчики уверяют, что планируют вернуть в игру те самые механики оригинала, которые так полюбились фанатам. Заодно из проекта собираются убрать магию и другие элементы фэнтези, приблизив ее к реалистичному Средневековью. Особое внимание «светлячки» обещают уделить уникальным осадным орудиям той эпохи, а также еще лучшей проработке экономической составляющей.