Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai Collection (2011/PC/RUS)( ALL DLC)[Repack] от xatab


Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).

До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Содержание

  • 1 Особенности геймплея
  • 2 Нововведения
  • 3 Хронология разработки
  • 4 Примечания

Особенности геймплея

В данном аддоне представлен наиболее поздний период истории по сравнению с другими играми серии «Total War», о чём свидетельствуют некоторые особенности игры, отсутствовавшие ранее. Впервые в серии для кампании станут важны железные дороги, позволяющие быстро перевозить войска по карте. Также появится пулемёт Гатлинга, одно из первых автоматических орудий, которым игрок сможет управлять напрямую.

Артиллерия и боевые корабли теперь способны обстреливать вражеские войска прямо на карте кампании. Также игрок может строить береговые орудия, чтобы бороться с обстрелом с моря. Морской бой также претерпел серьёзные изменения, так как все корабли теперь являются пароходами, что существенно меняет тактику ведения боя.

Нововведения

  • Игрок имеет доступ к шести кланам: три на стороне Имперского трона (Тёсю, Сацума, Тоса) и три на стороне последнего Сёгуната (Айдзу, Нагаока, Дзёдзай).
  • Новые иностранные государства (Великобритания, США и Франция) играют немалую роль в Войне Босин. От отношений игрока с этими державами зависит возможность найма зарубежных войск и изучения технологий.
  • Некоторые войска можно нанять у западных держав, включая британскую, американскую и французскую морскую пехоту. Также можно приобретать иностранные броненосцы.
  • Новые тип битвы — штурм порта. Нападающий флот должен оккупировать вражеский порт, отстреливаясь при этом от береговых орудий.
  • Если во время наземной битвы поблизости находится флот игрока, то игрок может вызвать обстрел указанной территории.
  • Новые типы агентов: иностранный ветеран, Исин Сиси и Синсэнгуми.
  • Дополнительные способности для ниндзя и гейши.
  • Возможность улучшить оборонные башни определённым оружием (мушкет, артиллерия и пулемёты).
  • 4 клана (Обама, Сага, Сендай, Цу) являются эксклюзивом и могут быть загружены для всех режимов за 99 р.

Хронология разработки

28 ноября 2011 года — анонс нового крупномасштабного аддона.

23 марта 2012 года — официальный релиз «Заката самураев».

Рецензии
Рейтинг на основании нескольких рецензий
АгрегаторОценка
GameRankings86.79%[5]
Metacritic86/100[4]
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
IGN9/10[1]
Русские издания
ИзданиеОценка
Absolute Games84/100[2]
Игромания7,0/10[3]

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Всем привет! Сегодня я представляю вашему вниманию первую часть отчёта о прохождении кампании в дополнении для Total War: Shogun 2 – «Рассвет Самураев» По мере прохождения кампании наш дневник обзаведётся новыми главами и дополнительной информацией.

Обсудить на ФОРУМЕ!

Начав составлять отчёт, я сразу же начал писать о своих впечатлениях с первых минут игры. Очень многие интересовались особенностями «Рассвета Самураев» Мне представилась превосходная возможность удовлетворить ваше любопытство.

Для тех из вас, кто не в курсе, скажу, что «Рассвет Самураев» — новый DLC, создаваемый студией The Creative Assembly для Total War: Shogun 2. События разворачиваются за четыре века до Гражданской Войны, лёгшей в основу основной кампании в Shogun 2. Этот период Японской истории носит имя «Смута Гэмпэй», этот конфликт развернулся между тремя легендарными семьями, разделёнными на шесть кланов. Эта война привела к установлению первого Сёгуната и постепенному выделению Самураев в отдельный доминирующий класс Японского общества. Отсюда и происходит название нашего дополнения.

Сперва, я потратил немного времени на выбор клана. Варианты были следующими: Камакура и Кисё (Семья Минамото), Ясима и Фукухара (Дом Тайра) и Хираизуми с Кубота (Род Фудзивара). Не знаю, как вы, а я всегда любил играть за те фракции или кланы, которые с самого начала игры подразумевали определённую концепцию и стратегию развития.

Будучи игроком такого склада, я сразу же сделал выбор в пользу семьи Фудзивара. Восточное расположение Клана позволило бы мне сразу же отправиться на завоевание западных земель, распространяя власть рода Фудзивара по всем островам. Необходимо было сделать выбор между Кубота и Хираизуми. Поскольку я хотел заполучить в своё распоряжение агента «Дзюнсатсюси», я выбрал Хираизуми. Этот клан имеет ряд бонусов для данного типа агентов (+10% к вероятности успешности миссии; -20% к стоимости услуг Дзюнсатсюси). С самого начала кампании в распоряжении Клана находится технология «Запасы Риса», а я очень люблю рис!

Выбор пал на короткую кампанию, стартующую в 1175 году. К концу 1199 года мне необходимо держать под контролем 25 провинций, включая Эсизэн, Фукусима, Иватэ, Мияги, Киото и Ямото. (Кстати, при выборе длинной кампании, завершающейся к 1219 году, вам нужно захватить 40 регионов; в случае с кампанией «Господство» — 60 поселений к 1219 году).

Кликнув «средняя сложность», я начал игру. Изначально мой Клан владел провинциями Мияги и Иватэ. Регионы Уго и Узэн находились под контролем моих сородичей – Клана Кубота. В начале кампании вы являетесь союзниками, хотя, если вы жаждете крови, то легко можете объявить войну вашим соседям. Такая возможность была заманчивой, но я решил, что такие действия не принесут мне ровным счётом никакой выгоды в начале кампании.

Взглянув на карту кампании, я с трудом узнал её – она выглядела совершенно отлично от той карты, что вы привыкли видеть в Shogun 2. Появились новое небо, была улучшена детализация местности, добавлены новые текстуры, увеличено разнообразие флоры, на море появились отражения и белоснежные «барашки». Казалось бы незначительные изменения и улучшения полностью меняют восприятие игры, позволяют глубже и быстрее погрузиться в атмосферу Японии.

По большей части я прибегаю к помощи автоматического расчёта итогов сражения, хоть и отыгрываю ключевые битвы. Я хочу собственными глазами увидеть фиаско вражеского полководца! Прекрасная возможность плюнуть ему в лицо! И не важно, что враг виртуальный и не слышит меня… всё равно.

Итак, вот моя стратегия. Перво-наперво я возьму Фукусиму. Она находится под властью Сома, состоящего в перемирии с моим Домом. Однако в мои планы не входит сохранение этого мира. Давайте не будем забывать, что это, прежде всего, Тотальная Война.

Кликнув по моему замку, Сендай, я замечаю новые показатели: влияние, выраженное в процентах. Этот показатель даёт понять, насколько этот регион предан вашей Семье. (Заметьте, именно Семье, не Клану. Это ведёт к хорошим взаимоотношением с другим Кланом из вашей Семьи). Пока что провинция лояльна на 100%, однако, враг может склонить чашу весов в свою сторону.

Если провинция падёт, её лояльность будет ослабевать. Вражеское влияние на регион будет увеличиваться с каждым ходом. Если враг решит послать Дзюнсатсюси, чтобы подпортить мои дела, это также приведёт к увеличению вражеского влияния на мой народ. Теперь вы понимаете, почему я выбрал Клан с Дзюнсатсюси! У меня есть зуб на тех ребят…

Итак, возвращаемся в мирную землю восходящего солнца, которая вскоре будет омрачена моей неожиданной атакой на Клан Сома. Стараясь следовать всем правилам, я объявил им войну, воспользовавшись дипломатической панелью (заодно оказалось, что Сома изначально были расположены ко мне враждебно). Так им и надо, смерть неверным!

Я запросил помощи у союзников, которые охотно присоединились ко мне. Между родственными Кланами всегда есть особые связи, которые заставляют их идти друг-другу на выручку… а иногда могут привести и к кровавой расправе, всё может быть. Всегда следите за действиями своих союзников. В большинстве случаев вы заручитесь их поддержкой, но не воспринимайте это как должное. У них тоже есть амбиции, тоже есть цель – объединить всю Японию под своей властью.

Я обучил несколько отрядов с Нагината и двинул войска, возглавляемые наследником Клана, на юг. Вскоре я решил прибегнуть к помощи моего Дзюнсатсюси, использовав его против вражеской армии. В случае успеха я получу прекрасный бонус – «Удачливый Исполнитель», что увеличит вероятность успешности действий моего Дзюнсатсюси на 10% в течение восьми сезонов. Помимо этого я начал изучать Конфуцианство.

Краткость – сестра таланта — я уничтожил Сома. В учебнике по истории наверняка бы спросили: «А заслуженна была сея кара?» Но мы все знаем ответ. Однозначно, да. Они встали на моём пути к победе.

Сома выставили против меня довольно приличные силы (810 против 635 моих воинов), однако, после кровопролитного боя, их ряды дрогнули. Однако я знал, что самые суровые испытания всё еще впереди. Например, Семья Минамото, располагающаяся рядом с только что захваченным замком. Они тоже должны умереть!

Я полностью вырезал невинные и до той поры мирные Кланы Сатакэ, Асикага и Нитта, чтобы добраться до Минамото. Я даже не поинтересовался, как им жилось до моего коварного нападения. Взяв их провинции, я частично удовлетворил свою страсть к завоеваниям. Вскоре я смог позволить себе нанять более сильных юнитов – Оруженосцев Нагината и Метателей Огненных Бомб.

Гул войны отдавался в моей голове, а самые сложные испытания были всё еще впереди…

Спасибо, Крейг Лэйкок.

Остаётся отметить, что точная дата релиза DLC «Рассвет Самураев» до сих пор не определена. Однако, по заверениям разработчиков, вам не придётся ждать последних чисел Сентября, чтобы насладиться дополнением.

Обсудить на ФОРУМЕ!

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Обзор Total War: Shogun 2 – Fall of the Samurai

Разницу между оригинальной Total War: Shogun 2 и аддоном Fall of the Samurai понимаешь сразу. И дело даже не в том, что разработчики перерисовали глобальную карту, по которой теперь курсируют паровозы, позволяющие перебрасывать войска на дальние дистанции, и купцы, толкающие свои телеги на торговых путях. Изменилось само настроение игры: когда поле битвы застилает пороховой дым, а сотни японцев превращаются в натуральный фарш под огнем пулеметов Гатлинга, начинаешь понимать, что ныне Япония – это не страна благородных и преданных самураев и цветущей сакуры, а индустриальное государство, сдавшееся под напором интервентов и их технологий.

При этом список изменений, которые претерпела игра, не такой уж и большой. Да, есть новые морские и сухопутные юниты, да, некоторые агенты сменили поле своей деятельности, но все это нисколько не меняет основ геймплея, заложенных в Shogun 2. Мы все так же будем захватывать провинции, создавать альянсы и развивать экономику своего дома, правда, теперь все это будет происходить в новой эпохе, задающей тон всему происходящему.

Последний самурай

На дворе вторая половина XIX века – время, когда Страна восходящего солнца отказалась от политики изоляционизма и на смену феодальному строю пришел индустриальный. Заморские гости поделились с недалекими японцами новыми идеями в экономике и военном деле, что, с одной стороны, дало сильный толчок к модернизации всего и вся в сильно отсталой от остального мира стране, а с другой – многим консервативно настроенным жителям такие реорганизации, рушащие многовековые традиции, оказались не по нраву. После того, как сегун подписал несколько оскорбительных для Японии соглашений с иноземцами, в государстве случился раскол: часть населения поддержала политику государя, а часть посчитала текущий политический режим недостойным и решила возродить императорское правление, не гнушаясь при этом услугами иностранцев.

В таких условиях игрок берет на себя управление одним из шести кланов, три из которых приняли сторону сегуната, а три, соответственно, выступили против. Вначале кампания Fall of the Samurai не сильно отличается от оной из Shogun 2. На первых порах воевать приходится посредством копейщиков и стрелков, вооруженных примитивными ружьями. И только потом, через несколько лет, когда уже будут налажены отношения с заморскими послами, флот будет представлять собой не сборище рыбаков-любителей, а целую армаду величавых и неприступных броненосцев с паровыми двигателями, а сухопутная армия пополнится современными боевыми единицами. И вот тогда Fall of the Samurai покажет себя во всей красе.

В соответствии с бусидо

Противостояние культуры Востока и Запада потрясающим образом отражено в дополнении и прекрасно ложится на геймплей. На одном поле могут спокойно сосуществовать американская линейная пехота и самураи в доспехах, при этом последним вполне по силам конкурировать с обученными стрелками – главное подобраться вплотную. В то же время прогресс в экономике влечет за собой многие социальные проблемы, с которыми гарантированно придется столкнуться каждому управленцу, а именно – восстания. Постоянные волнения народных масс практически всегда можно успокоить понижением налоговой ставки и многочисленным гарнизоном, но, во-первых, снижение налогов значит малую прибыль на следующем ходу, а во-вторых, размещение большой армии в каждом городе требует огромных затрат на содержание, что в итоге чревато экономическим кризисом.

Кроме того, разделение всей Японии в политическом плане на две части привело к тому, что ни на йоту не изменившийся (все такой же тугой и безучастный) дипломатический искусственный интеллект выкручивает такие кренделя, что просто диву даешься. Даже сейчас, когда есть два политических фронта, договориться с товарищем по лагерю чрезвычайно сложно – максимум, чего от него можно добиться, это заключение торгового соглашения, да и то лишь по большим праздникам. И только где-то к середине кампании удастся совладать с непримиримой дипломатией и организовать пару-тройку альянсов, но к тому времени надобность в этом уже отпадет – вы и так будете способны задавить всех противников натиском пулеметов Гатлинга.

***

Но даже если оставить за скобками все недочеты – новые и оставшиеся по наследству от прошлых частей серии, – то получается, что мы вновь получили традиционный интерактивный экскурс в историю, рассказывающий об изменениях в обществе и экономике Японии времен индустриальной революции. Кроме того, Fall of the Samurai четко показывает, что нынешняя концепция серии Total War уже выдохлась и требует не просто реконструкции, а полноценного обновления. И мы уверены, что разработчики из The Creative Assembly блестяще справятся с этой задачей. А вот Японию мы уже не увидим лет эдак десять.

Радости:

  • Проработанная стратегия
  • Новый исторический период

Гадости:

  • Не всегда адекватный AI

Баги

Оценка: 7.5

Вывод:

Fall of the Samurai – совершенно необязательное дополнение, которое, как и предыдущие игры серии, с легкостью оторвет вас из реальности на многие часы. Другое дело, что находиться в антураже Японии, пусть и индустриальной, уже немножко надоело, тем более что мы занимались похожими делами в похожей обстановке еще год назад, а изменилось с того времени не так уж много вещей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: