Ты помнишь, как всё начиналось
Тернистая история консоли Microsoft началась отнюдь не с релизом самой первой «Коробки» в 2001 году, а с момента, когда Microsoft залезла одной ногой в игры. Запуск Windows 95 стал не только большим шагом к тем операционным системам, что мы видим сейчас, но и подарил миру тот самый DirectX. Для простого пользователя это была всего лишь назойливая софтина, без которой не запускались долгожданные игры, тогда как для разработчиков игрового ПО это был совершенно новый программный интерфейс. Компании Билла Гейтса стоило недюжинных усилий убедить игроделов в удобстве платформы, но уже к Windows 98 DirectX стал стандартом индустрии.
В 1999 в Редмонде задумались над телевизионной приставкой. Спонтанно формируется «Команда-Икс», она же DirectX Team: Симус Блекли, Отто Беркес, Кевин Бахус и Тед Хейз (ни один из них ныне не работает в компании). Эти четверо, словно Макаревич с товарищами, готовили «Новый поворот» в индустрии. Внутри компании долго шли баталии между сторонниками и противниками выхода на консольный рынок, всё-таки уже произошёл анонс Sony PlayStation 2, Nintendo тоже не дремлет и имеют большую долю. Зелёный свет на реализацию проекта фактически даёт Стив Балмер, который встаёт у руля компании в 2000 году (Билл Гейтс всё ещё возглавляет совет директоров).
Дуэйн «Скала» Джонсон и Билл Гейтс презентуют самый первый Xbox
Вскоре приставка с кодовым именем DirectX Box превращается в лаконичный Xbox и вместе с командой Microsoft Game Studios начинается работа по созданию «абсолютно нового игрового опыта». Основой для консоли стала Windows 2000 и интерфейс DirectX 8. Это решение благоприятно сказалось на разработке игр, фактически открывая её для PC-игроделов, среди которых были поглощённые Microsoft конторы. Таким образом линейка существенно отличалась от той, что предлагали Nintendo и Sony с их собственными интерфейсами и оболочками.
Операционная система[ | ]
Операционная система для игровой приставки Xbox — это очень сильно изменённая Windows 2000. Во время адаптирования к игровой приставке в Windows 2000 было изменено много кода (в части, отвечающей за работу с файловыми системами), поэтому операционную систему этой игровой приставки нельзя назвать принадлежащей к линейке Microsoft Windows. Специалисты называют её «Xbox OS».[3] Однако член команды разработчиков консоли Garry Trinder в своём посте в соответствующем блоге вкратце дал разъяснение что операционная система Xbox разработана «с нуля» и в неё внедрены лишь некоторые API из Win32.
Новый поворот
И вот 10 марта 2000 года на сцену конференции разработчиков GDC в Сан-Хосе выходит Билл Гейтс и анонсирует то, о чём ходило столько слухов — прототип консоли Xbox. Перечисленные преимущества поражали: превосходящее конкурентов железо (Pentium III на 733Мгц, чип и графика GeForce на 233Мгц от Nvidia, 64Mb оперативной памяти DDR), подключение к интернету и даже задатки Интернет-телевидения. Уже в то время Редмонд начал развязывать вечную войну между «консольщиками» и «пекарями», называя сидение за монитором с клавиатурой «занятием для головы», а полёживание с джойстиком на диване «душевным». Тогда же мир впервые услышал сочетание «поколение консолей будущего», превратившееся позже с нарицательное «next-gen», т.е. консоли нового поколения. Однако ждать мультимедийный комбайн и типа убийцу шестого поколения консолей пришлось ещё полтора года.
Коммерческий вид консоли и дату выхода явил миру рестлер и тогда ещё начинающий актёр Дуэйн «Скала» Джонсон на выставке CES 2001 в Лас-Вегасе. Чёрный корпус с буквой X и зелёным логотипом Xbox в центре пришёлся многим по вкусу, а вот с геймпадом всё сложно. Первый блин вышел не просто комом, а до сих пор считается одним из худших контроллеров. Во-первых, он был громоздкий, особенно первая ревизия, которую так и прозвали Fatty («Толстяк»). Во-вторых, революционная схема с двумя стиками, расположенными диагонально, была непонята, да и с точки зрения эргономики работало не совсем так. Для запуска в Японии геймпад доработали и т.н. версия S стала стандартом, ибо походила на то устройство, с помощью которого удобно играть.
Xbox с самым первым громоздким геймпадом
Microsoft понимали, что к запуску в ноябре 2001, они в консольную гонку вступают в качестве новичка И догоняющего — PlayStation 2 била все мыслимые рекорды, GameCube радовал любителей игрового садо-мазо контроллером и продолжениями любимых игр. Разогнать болид должны были, вы не поверите, игры. Американский разработчик Bungie незадолго до анонса Xbox анонсировал свой новый проект Halo. Новый IP наделал шуму, сколько не удавалось никому. Сначала игру представил сам Стив Джобс, мол, выйдет ещё и на Mac’ах, т.е. не только на PC. В Редмонде смекнули, что назревает что-то грандиозное, плюс консоль запускают, и просто-напросто купили студию, превратив Halo в стартовый эксклюзив Xbox. Дерзко, но это сработало.
Консоль за 299 долларов от Microsoft не могла тягаться GameCube и уж тем более с PS2, у которой кол-во проданных консолей стало восьмизначным спустя считанные недели. Для сравнения, Sony смогла продать миллион консолей за сутки, а Microsoft за три недели. Однако даже при таком разрыве, запуск первой американской консоли со времён последней Atari (имеется в виду Jaguar, Flashback не будем считать) удался, а это уже дорогого стоит. Да и слишком много консольных «самых первых моментов» для провала: встроенный жёсткий диск (8Гб), многоканальный Dolby Digital звук и даже возможность конвертации музыки с CD в читабельный формат.
Дальше — больше. Microsoft продолжила скупать студии (Авторы Battletoads и GoldenEye 007 студия Rare, команда FASA с MechWarrior) и выпускать консоль в других регионах. Оставался открытым вопрос, для чего нужен Интернет кроме банального обновления прошивки? Ответ был дан в 2002, ровно через год после запуска. Для домашнего рынка компания представила сервис Xbox Live для сетевой игры с другими обладателями Xbox. Список поддерживаемых проектов поначалу был весьма небольшой, но революционный консольный сервис быстро развивался и набирал огромную аудиторию — 150 тысяч человек за первую неделю. Одной из первых игр стала Unreal Championship от Epic Games. Это маленькое сотрудничество скоро выльется в большую дружбу разработчика и платформодержателя.
Запуск Halo 2 по ажиотажу вполне мог потягаться с запуском консоли от Sony или телефона от Apple
Следующим шагом в области сетевых сервисов стал Xbox Live Arcade. Так уж совпало, что Sony и Microsoft сфокусировались на играх поменьше, которые невгодно выпускать в рознице одновременно, только у японцев для этого нужно было докупать сетевой адаптер или ждать скорого выхода PlayStation Portable, а у американцев к маю 2004 уже всё было, кроме разве что портативной консоли, которая в условиях лидерства Nintendo была не нужна. Ценник на проекты независимых студий варьировался от $5 до $15, оплата производилась с помощью банковских карт. В общей сложности игр вышло 27 штук и среди них были хиты вроде AstroPop, Zuma и Richochet.
Серьёзной заявкой на лидерство стал релиз Halo 2 в 2004. Продажи сиквела супер-хита от Bungie составили 2,5 млн. копий в первый день. Тогда это значило самый громкий и прибыльный старт в индустрии развлечений в целом, т.е. лучше любой книги и фильма на тот день. Игра до сих пор остаётся самой продаваемой игрой Xbox с суммарным показателем свыше 8 млн. дисков. Летом 2005 года Nvidia прекратила выпуск чипов для главной американской консоли, тем самым начиная отсчёт последних дней ей жизни. Компании Стива Балмера удалось реализовать порядка 24 млн. консолей, из них 16 в Америке, что в пропорциональном отношении было уже куда ближе к показателям Sony. Индустрия очень быстро менялась и кое-кто забыл перестроиться.
Игры[ | ]
Основная статья: Проект:Компьютерные игры/Списки/Игр на Xbox
Игры, доступные при запуске консоли в продажу в Северной Америке 15 ноября 2001 года:
| Двадцать наиболее продаваемых игр для Xbox:[4]
|
Однажды мир прогнётся под нас
Пока Sony заигрывалась в лидера, максимально тянула со следующим поколением и тщетно боролась с Nintendo за портативки, в стенах Microsoft вовсю кипела работа то ли над проектом Xenon, то ли XboxNext, в общем, следующей консолью. Для этого они хэдхантили нужных людей, как, например, Питера Мура, который будучи боссом Sega America во времена величия Dreamcast (и прикончил консоль тоже он), обрастали связями и даже заключили на этот раз контракт с ATi о поставке чипов для грядущей консоли.
Большой истории за разработкой седьмого поколения у Microsoft нет, кроме лишь того важного факта, что компания спешила быть первой и у неё это вышло. Неожиданно для всех Xbox 360 анонсировали на телеканале MTV в мае 2005. Скоро на E3 показали игры, контроллер и всё остальное. Совместный с IBM процессор Xenon на 3,2Гц и графический чип ATi Xenos были не только созвучны Xbox’у, но и отлично работали друг с другом. В качестве устройства ввода предлагался новый беспроводной геймпад. Работал он как от батареек, так и от подключаемого аккумулятора. Были и проводные версии. Инженеры потрудились на славу и создали лучший контроллер седьмого поколения консолей, а для кого-то он до сих пор остаётся лучшим из лучших.
Консоль Xbox 360 в супер-комплектации Elite
В производство консоль отправилась лишь за 69 дней до поступления в продажу в ноябре 2005, что привело к проблемам с поставками и активной деятельности перекупщиков в первые недели. 10% первой партии, а это несколько десятки тысяч коробок, осели на онлайн-аукционах. Под конец года продажи составляли полтора миллиона, что однозначно было успехом.
Обогнать Sony удалось прежде всего за счёт простоты архитектуры, как программной, так и физической. Во-первых, не было проблем с процессором как у Sony с их Cell, во-вторых, использовался не самый передовой, но повсеместный и дешёвый формат DVD. Поначалу одного диска даже хватало. Потом игры стали быстро толстеть и стали весить два, три и даже четыре диска. Это имело забавный эффект, вместо деления контента на главы или части, многие до сих пор помнят, что любимый момент случился «в конце второго» или как игра «лагала на третьем». Был вариант использовать конкурирующий с Blu-Ray формат HD-DVD, но для этого приходилось тратить дополнительные средства на дисковод, да и диски было трудно достать, особенно в нашей глубинке. Кстати об СНГ, Microsoft существенно расширило поддержку и рынок для консоли, так что русский человек довольно скоро тоже смог оценить мощь некст-гена, пусть и по завышенной цене.
Непродолжительный этап тестирования первой ревизии Xbox 360 привёл к закономерным серьёзным проблемам. Из-за недоработок в системе охлаждения и некачественных видеочипов консоль перегревалась (два красных огня на передней панели). Постоянный или просто чрезмерный перегрев приводил к повреждению кристалла видеопроцессора, в результате чего консоль вспыхивала тремя огнями. «Красное кольцо Смерти», или «три огня», или просто RRoD (Red Ring of Death) попортил много крови как игрокам, так и Microsoft. Консоли горели как дрова в печи, а Редмонд платил — замена консолей обошлась в $1 миллиард. У автора есть примеры, когда менять приходилось 4 коробки за год.
Три красных огня смерти Xbox 360, которые игроки запомнят надолго
После весьма запоздалого выхода Sony PlayStation 3 отсутствие ёмкого жёсткого диска в Xbox 360 выглядело странновато. 299 долларов за консоль не такие уж и большие деньги, но брать ещё и жёсткий диск хотел мало кто. В результате вместо прайс-ката игроки получили Xbox 360 Slim, по примеру консолей от Sony, приставка уменьшилась в размерах, стала меньше греться/гореть, получила встроенный жёсткий диск на 250Гб и вообще стала почти образцовой. Продажи консоли не думали падать, однако на повороте в июне 2008 года её обошла Wii на святом домашнем американском рынке, доминируя по всему миру. Тем временем в Японии продажи X360 выходили ещё меньше, чем у первого Xbox.
В Редмонде посмотрели на все эти фитнес-платформы в гостиной, motion-контроллеры и предприняли попытку заиметь свой кусок пирога семейного активного отдыха. Долгое время ходили слухи о Project Natal, прибамбасе от Microsoft, который изменит индустрию. Добавка к приставке получила название Kinect. Снова пригодились внутренние студии, на этот раз выстрелила Rare. Сенсорный контроллер стал главной новинкой выставки E3 2009. Революция заключалась в том, что в отличие от той же Nintendo Wii, игроку не требовались контроллеров для участия. Секрет девайса прост: два сенсора глубины, видеокамера и микрофон. Заглянуть в новую эру интерактивных развлечений захотели многие, что вылилось в сумасшедшие 8 млн. Kinect’ов за 2 месяца. С этим показателем девайс даже попал в Книгу Рекордов как самое быстро распродаваемое устройство.
С самого начала своей жизни у Xbox 360 не было проблем с играми. Коробки с Мастером Чифом, символом консоли и главным героем Halo появлялись на полках регулярно, ставя всё новые и новые рекорды. Классического героя стали потихоньку затмевать новые — бравые широкие мужики из Gears of War. Сотрудничество Microsoft с Epic Games и командой Клиффа Блезински подарило серию чуть ли не самых мощных консольных эксклюзивов. Игры серии имели превосходную прессу и продались тиражом свыше 22 млн. копий на начало 2014 года. Свою роль в становлении консоли сыграл и разработчик старой школы Питер Мулиньё, чья Lionhead Studios в итоге поклялась в верности Xbox’у, а игры Fable украсили яркой вишней торт для игроков.
Slim-версия Xbox 360, периферия Kinect и самая продаваемая игра консоли Kinect Adventures
Уверенно удерживать второе место после Wii и опережать PlayStation 3 на протяжении всего поколения не получилось. Японцы долго запрягали, но под конец устроили такой конец поколения, что будто это и не конец был вовсе, будто бы и не было пятилетки величайшей битвы за сердца игроков. Тут ещё и введение премиум подписки Xbox Live Gold вызвало больше критики, чем радости, особенно учитывая успех PS Plus с ежемесячной россыпью хороших игр бесплатно. С раздачей игр пачками в рамках инициативы Games with Gold («Игры по подписке Gold») совсем припозднились, на целых три года — только с июня 2013 года, под самый конец поколения. На закате своего величия американская консоль подарила всего два стоящих AAA-проекта — Forza Horizon и Halo 4, тогда как эксклюзивы для PS3 сыпались как из рога изобилия. Но «иксбоксы» продолжали покупать, пусть и не так активно. По данным на сентябрь 2014 года, продажи Xbox 360 составили 83 млн. штук, что на уровне легендарных портативных консолей PlayStation Portable и GameBoy Advanced. Копии игр на физических и цифровых носителях 900 млн. Это была славная охота.
Ссылки
2-е Microvision • Fairchild Channel F • RCA Studio II • Atari 2600 • Odyssey² • Intellivision • Arcadia 2001 • Atari 5200 • ColecoVision • Vectrex • SG-1000 • Bally Astrocade • Epoch Game Pocket Computer • Epoch Cassette Vision 3-е Nintendo Entertainment System • Master System • Atari 7800 • Amstrad GX4000 • Casio PV-1000 • Epoch Super Cassette Vision • Supergame VG 3000 4-е TurboGrafx-16 • Mega Drive • SNES • Neo-Geo • CD-i • Amiga CDTV • Halcyon 5-е Amiga CD32 • 3DO • FM Towns Marty • Jaguar • Saturn • Playdia • PlayStation • PC-FX • Nintendo 64 • Pippin • Casio Loopy 6-е Dreamcast • PlayStation 2 • GameCube • Xbox 7-е Xbox 360 • PlayStation 3 • Wii • Zeebo 8-е Wii U • OUYA • PlayStation 4 • Xbox One • Steam Machines Серверное ПО[en] Windows Server • SQL Server • IIS • Exchange • BizTalk • Commerce[en] • Forefront TMG • Systems Management • System Center • Licensing Services[en] Технологии Active Directory • DirectX • .NET • Windows Media • PlaysForSure[en] • App-V[en] Интернет Основные компоненты • Microsoft Office Live[en] • MSNBC • ninemsn[en] • MSN • Bing • Bing Bar • Edge • EntityCube • Hotmail • Windows Live Messenger • Сферы Windows Live • MSN Groups • Windows Live ID • Microsoft Ignition[en] • CodePlex • Microsoft HealthVault[en] • Skype • OneDrive • Vine • Zune Marketplace Игры Microsoft Studios • MSN Games[en] • XNA • Xbox • Xbox 360 () • Xbox One • Kinect • Xbox Live (Arcade • Marketplace) • Games for Windows (Live • Tray and Play) • Live Anywhere Аппаратное обеспечение Surface • Zune (4, 8, 16[en] • [en] • 80, 120[en] • ) • MSN TV • Natural Keyboard[en] • IntelliType[en] • IntelliPoint[en] • LifeCam[en] • LifeChat[en] • SideWinder[en] • UMPC • Fingerprint[en] • Audio[en] • Cordless Phone[en] • Pocket PC • RoundTable[en] • Response Point[en] • KIN Образование MTA • MCP • MCTS • MCITP • MSDN • MSDNAA • MSCA[en] • Microsoft Press[en] • MVP[en] • Student Partners Лицензирование Лицензионная политика • Client Access License • Shared source Подразделения Microsoft Research • MSN • Macintosh Business Unit • Microsoft Studios • Майкрософт Рус Совет директоров Балмер • Кэш[en] • Дублон[en] • Гейтс • Гилмартин[en] • Хастингс[en] • Маркурдт[en] • Наделла • Носки[en] • Панке[en] • Ширли[en] - [www.xboxrussia.ru Первое официальное сообщество пользователей Xbox в России].
Скачки
Поколение длилось так долго, что игроки всех лагерей откровенно устали ждать. Первая отстрелялась Nintendo с Wii U. Начинка была по большей мере из прошлого поколения, контроллер странный, 3DS всё ещё была всем нужней, в общем, не взлетела. Взгляды были устремлены на Sony и Microsoft, кто же сделает первый шаг. Японцы представили консоль PS4 первыми зимой 2013. На презентации был правда только геймпад, но миру хватило этой заявки. На счёт консоли Microsoft продолжили ходить слухи, особенно в плане названия. Звучал вариант Xbox 720, именно такой вариант можно приметить в фильме «Живая сталь» с Хью Джекманом, но Редмонд оставил это без комментария. Второй популярной версией ходила Xbox Infinity.
За пару недель до E3 2013 Microsoft не дотерпели и таки открыли завесу тайны над своей приставкой восьмого поколения. Имя ей было Xbox One. Анонс, мягко говоря, прошёл не очень гладко. При виде здорового короба, который превосходил по размерам все предыдущие поколения, игроки не долго думая окрестили консоль VHS-магнитофоном. Над названием не потешался только ленивый, в наших краях Xbox One нарекли «Хуаном», а в Америке так вообще XBone (Икс-Кость, если дословно, хотя смысл тут более жаргонный). Но это были ещё цветочки. Больше всего аудиторию задело отсутствие чёткой игровой линейки, вместо которой большую часть презентации посвятили телевидению и прочим сервисам. Слово TV было произнесено неприлично много раз. Акции Microsoft поползли вниз, презентация была провалена. На волне общего недовольства всем было глубоко по барабану, что Стивен Спилберг анонсировал сериал по Halo…
На E3 игровое подразделение только добавило поводов для недовольства. Во-первых, на волне разоблачений Эдварда Сноудена большие люди выходили на сцену и на полном серьёзе говорили, что идущий на этот раз в комплекте с приставкой Kinect за версией 2.0 будет постоянно следить за вами и держать включённым микрофон. Во-вторых, для игры в Xbox One нужно будет хотя бы раз в сутки выходить с неё в Интернет. И в-третьих, цена — $499 долларов против $399 за утончённую, напрочь геймерскую консоль PlayStation 4 в соседнем павильоне. «Радости» потенциальных покупателей консоли не было предела. Долгожданные анонсы игр состоялись, но их всё ещё было мало, плюс большую часть презентации речь шла о собаке из Call of Duty: Ghosts.
С точки зрения начинки тоже находилось к чему придраться. С одной стороны, Blu-Ray формат окончательно победил и дисковод нашёл своё место в свежей консоли. Не мог не радовать и встроенный жёсткий диск на 500Гб. С другой стороны, графический процессор (от AMD) и оперативная память (8Гб) были несколько устаревшими уже на момент запуска, а ведь впереди ещё минимум 4 года активной службы. Не обошлось и без проблем с первыми поставками — Xbox One буквально чем-то «протекал» из-за фабричного брака, но случаи были очень редки. Новый геймпад не нёс столь значительных изменений, как DualShock 4, но тоже находил, чем похвастаться. Например, эргономика эталонного геймпада Xbox 360 доведена до совершенства, правда пришлось отказаться от сложной крестовины; новые триггеры удобней и приятней нажимать, ведь непосредственно в них встроены вибромоторы.
Глава развлекательного подразделения Microsoft Дэн Мэттрик приглашает журналистов испытать Xbox One
Старт был намечен на ноябрь 2013, но только лишь для Америки и частично Европы. Очень многие страны Европы, вся Азия, Южная Америка попали во вторую волну запуска в сентябре 2014, а кому-то, как Китаю, не повезло оказаться и вовсе в третьей волне. В первый день запуска редмондцы отрапортовали о продаже 1 миллиона чёрных коробок, а к концу года цифра выросла до 3 млн. Можно ли назвать такой запуск успешным? Едва ли, во всяком случае до статуса «горячие пирожки» консоль не дотягивала. Зато это можно было сказать про PlayStation 4. На японскую консоль был дефицит даже спустя 3 месяца после запуска, тогда как Xbox One частенько залёживался на полках. Больше полугода PS4 доминировала на всех территориях с трёхкратным превосходством, даже на домашнем для Xbox рынке. Игроки хотели консоль, покупали её, но о контроле над ситуацией, как во времена Xbox 360, не было и речи.
В 2014 курс резко поменялся. Для начала Microsoft заявили, что не так то уж и нужен этот Kinect и стали продавать консоль за $399 без него. Практически весь костяк разработчиков Xbox One ушёл, включая главу направления Xbox Марка Уиттена и начальника развлекательного подразделения компании Дэна Мэттрика. Подобный исход верхов говорит о том, что компания признаёт ошибки и хочет наверстать упущенное в 2012-2013 годах. На конференциях стало куда больше разговоров про Xbox Live, игровую линейку и вообще новый босс всея Xbox Фил Спенсер стал больше откровенничать о том, что в компании понимают, чего от них требуют.
Фил Спенсер возглавил подразделение Xbox в 2014 и сразу же взял верный курс
Сильная Microsoft значит сильный конкурент на рынке, а в таких условиях и Sony не станут расслабляться, подстёгивая своих главных соперников к новым битвам. Ситуация в зелёном лагере нормализуется, особенно после выпуска обновлённой Xbox One S и новостях о приходе эры полного 4K с проектом Project Scorpio, о которых вы и так уже всё знаете. На момент 15-летия Xbox компания ведёт 4 месяца подряд в консольном чарте восьмого поколения консолей. Для игрового отделения Microsoft всё только начинается и война за восьмое поколение консолей ещё далеко не проиграна.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно