История портативных игровых консолей. Часть 1 (До 2000 года)
Привет, Хабр! В продолжение постов об истории игровых приставок я решил написать о портативных игровых системах. Я постарался обеспечить вам минутку ностальгии в это воскресенье, так что — добро пожаловать под хабракат.
Первые попытки
Microvision
О чем вы думаете, когда слышите понятие «портативная игровая консоль»? Вероятнее всего — о PlayStation Portable. Конечно, и до неё мы дойдем, но начало было положено всё-таки даже не компанией Nintendo. Одними из первых в 1970-х годах стала компания Milton-Bradley со своей портативной консолью Microvision, в которой (О Боги!) даже была возможность сменить игру. Разрешение жидкокристаллического дисплея составляло всего 16х16 пикселей, что на данный момент кажется нереальным — как можно играть, когда у тебя всего-то 256 точек на дисплее?
Весьма необычным кажется и то, что кнопки управления располагались не на консоли, а на картридже. Количество кнопок — от двух до двенадцати, это зависело от конкретной игры. Консоль состояла только из корпуса, чипа для экрана и кнопок и штурвала.
Ассортимент игр был крайне мал — за три года продаж консоли их вышло всего-то 13 штук.
Всего было продано 8 миллионов экземпляров Microvision.
Сравните размеры с PSP.
Одна из игр, выпущенная в первый год продаж — Star Trek: Phaser Strike.
Palmtex Home-Computer Software Super Micro Cartridge System
В 1984 году выходит Palmtex Home-Computer Software Super Micro Cartridge System. Скорее всего, вы о ней даже не слышали — потому как эта портативная игровая система в плане продаж была провальной.
Nintendo
И вот уже после этого лидером стала компания Nintendo, в 1989 году выпустив Game Boy. Но путь к этой начался с серии игр Game & Watch. В советском союзе была своя Game & Watch, с волками и зайцами, называлась она Электроника. Подробнее об истории компании советую почитать тут: История Nintendo во главе с Хироси Ямаути.
В серии игр Game & Watch впервые появился D-Pad, ныне кажущийся обязательным элементом джойстика почти любой игровой приставки.
Талисман серии игр — Мистер Game & Watch.
Родная советская версия. Сумели пройти до мультика в конце?
Затем в 1989 году Nintendo выпускают первый Game Boy. После этого была выпущена масса версий, включая цветную в 1996 году. Разрешение дисплея — 160×144, масса игр и низкое энергопотребление, а также выпуск других версий сделали линейку этих консолей самой популярной. Наверняка вы, дорогие читатели, сами были или до сих пор являетесь счастливым обладателем Game Boy.
Кроме игр, были и другие бонусы. Среди них — внешний аккумулятор, возможность объединить несколько геймбоев для совместной игры, поиграть в игры от Game Boy на телевизоре и даже сонар для поиска рыбы под водой.
И принтер…
Прямо мечта ребенка из 90-х.
В этом ролике робот перестает разрушать все вокруг, потому что начинает рубиться с парнем в тетрис.
Первые цветные консоли
Atari Lynx
В 1989 году Atari выпустила первую цветную игровую консоль Lynx. Попытка захватить рынок портативных игровых приставок провалилась.Не смотря на потрясающие преимущества в графике над Game Boy, тогда еще вообще монохромным, консоль осталась позади.
Один из гвоздей в её гробу — это слишком высокое энергопотребление. Шести батареек хватало на четыре часа игры, в то время как в Game Boy нужно было только четыре батарейки, и играть можно было гораздо дольше.
Еще гвозди — это медленные игры, а также их выпуск с большим опозданием. И корпус, кстати, был чуть менее чем полностью заполнен воздухом — виной этому исследования, согласно которым консоль с большим корпусом можно продавать по большей цене.
Их хорошего: — цветной дисплей — возможность совместной игры до 17 человек — возможность повернуть экран на 180 градусов, что было бонусом для левшей.
Вот забавный ролик — в нем снялся Тоби Магуайер, известный человек-паук.
В 1991 году Atari выпустила обновленную консоль, сделав ее чуть более привлекательной. И незначительно обновив чипсет и дисплей. В любом случае к середине 1990-х на прилавках магазинов данную приставку найти было очень сложно.
NEC Turboexpress
Одной из первых цветных портативных игровых консолей была Turboexpress от NEC в 1990 году. Это была портативная версия вышедшей за пару лет до этого приставки TurboGrafx-16.
Это была первая портативная игровая консоль с 16-битной графикой. Разрешение 2,6 дюймового экрана — 400×270 пикселей. Весьма неплохо.
А тв-тюнер, приобретаемый отдельно, делал из Turboexpress настоящий портативный телевизор.
Sega Game Gear
В начале 1990-х Sega вышла на тропу войны и представила миру свою версию портативной консоли. Это была Sega Game Gear, аппаратная часть которой сделана на основе восьмибитной игровой приставки Sega Master System. Это упрощало перенос игр с домашней приставки на портативную. К тому же, был ряд неоспоримых преимуществ над Game Boy: — цветной экран 3,2 дюйма — поддержка модулей расширения (даже телетюнер) — линза, увеличивающая дисплей до 5 дюймов
Но такие вкусняшки сопровождались одним перекрывающим почти всё минусом: слишком высокие эгергозатраты. Комплекта батареек хватало на четыре часа игры. Так что если ты хотел взять её в поход или в поликлинику — нужен бы был мешок батареек.
Консоль с линзой Super Wide Gear.
Ох уж эта реклама 1990-х! В тлене и безысходности бытия явно видна Nintendo Game Boy, которую затем возвращают продавцу, потому что видите ли цветную приставку кто-то принес. Потрясающий полет фантазии.
Этот ролик веселее, но бред тот ещё.
Game Boy Color
Первую цветную портативную консоль Nintendo выпускает лишь в 1998 году. Это был Game Boy Color, правопреемник классической версии. Для этой консоли было выпущено около семи сотен игр, среди которых есть даже игры в жанре Survival Horror.
Консоль оснащена 8-разрядным процессором Z80, работающим с частотой 8 МГц, 32 килобайтами памяти и 17 килобайтами видеопамяти. Дисплей диагональю 60 мм вместил в себе 169х144 пикселей. Было несколько версий корпуса различных цветов, включая прозрачный. Для работы нужны две пальчиковых батарейки.
Самыми продаваемыми играми были Pokemon Gold и Silver.
На видео — геймплей Resident Evil: Gaiden.
Это рекламный ролик 1998 года. Вы тоже увидели за рулем тачки парня из сериала Клиника?
В следующей части мы поговорим о Nokia N-Gage, Game Boy Advance, Nintendo DS и PlayStation Portable.
Это интересно: История Nintendo во главе с Хироси Ямаути История игровых приставок в рекламе. Часть 1: от Magnavox Odyssey до Super Nintendo История игровых приставок в рекламе. Часть 2 История игровых приставок в рекламе. Часть 3 Альтернативные аркады на GDC: галерея сумасбродных контроллеров домашнего производства Управление движением в играх
Характеристики PlayStation 5
- Размеры: неизвестно
- Вес: неизвестно
- Цвет: неизвестно
- Процессор (CPU): 8-ядерный процессор AMD Ryzen с архитектурой Zen 2
- Графический процессор (GPU): AMD Oberon или Radeon Navi (поддерживает трассировку лучей)
- Память: неизвестно
- Накопители: SSD
- Дисковой привод: есть
- Поддержка 4K: есть
- Поддержка HDR: неизвестно
- Поддержка VR: есть
- Обратная совместимость: PlayStation Now/Remote Play
- Онлайн-подписка: неизвестно
- Цена: около 40 000 руб.
- Будет доступна: в конце 2020 года
Фото: geekculture.co
Развитие 3D-игр
Пятое поколение компьютерных игр и скачок в развитии компьютерных технологий, положили начало эре трехмерных игр.
В 1995 году в Северной Америке Sega выпускает свою первую 32-разрядную систему Saturn, игры для которой поставлялись на компакт-дисках, а не на, всем привычных, картриджах, на пять месяцев раньше запланированного срока. В ответ, в конце этого года, Sony выпустила свою приставку PlayStation, которая продавалась на 100 долларов дешевле, чем Saturn. В следующем году Nintendo выпустила свою 64-разрядную систему на основе картриджей — Nintendo 64.
32-разрядная приставка SEGA Saturn (1995)
Главный конкурент SEGA Saturn — консоль Playstation от SONY
Несмотря на то, что Sega и Nintendo выпустили львиную долю высококлассных брендовых 3D-игр, таких как Vitrua Fighter на Saturn и Super Mario 64 на Nintendo 64, признанные компании, выпускающие видеоигры не смогли конкурировать с сильной третьей стороной в лице Sony.
Virtua Fighter от SEGA (1993)
Проще говоря: Sony, начала доминировать на рынке видеоигр и продолжает это делать и по сей день. Фактически, Playstation 2, выпущенная в 2000 году, стала самой продаваемой игровой консолью всех времен.
Самая продаваемая консоль всех времен — SONY Playstation 2 (2000)
Playstation 2, которая была первой консолью использующей DVD, шла вразрез с Sega Dreamcast (выпущенным в 1999 году), Nintendo Gamecube (2001) и Microsoft Xbox (2001).
Последнее детище SEGA — Dreamcast (1999)
Dreamcast, который многие считают опережающей свое время и величайших консолей, когда либо созданных, по нескольким причинам, включая его возможность онлайн-игр, был коммерческим провалом, который положил конец усилиям Sega в области консолей. Sega закрыла этот проект в 2001 году, и стала сторонней софтверной class=»aligncenter» width=»1920″ height=»883″[/img]
Первая консоль от Microsoft — XBOX (2001)
Семейство PC Engine/TurboGrafx
Желание плюхнуться на два стула — обычное дело среди бизнесменов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что компания NEC, удерживающая лидерство на рынке ПК в Японии, решила попытать счастья в сегменте консолей. И PC Engine, вышедшая на родине в октябре 1987 года, стала первой 16-битной системой в истории. Правда, с оговоркой: 16-битным был только видеочип, а процессор и звуковой чип были 8-битными. Тем не менее, техническое превосходство над ближайшим конкурентом в лице NES было очевидно. И благодаря мощной поддержке от таких мастодонтов игропрома, как Namco и Konami, консоли удалось показать отличные продажи в первый год своего существования. Но потом вышла Sega Mega Drive, и интерес к приставке NEC стал стремительно падать. А в США PC Engine, будучи переименованной в TurboGrafx-16, и вовсе оказалась не у дел из-за позднего запуска, состоявшегося уже после появления «Сеги» на прилавках.
«Меня убила Sega Mega Drive»
Грустная история Turbografx — консоли, которая могла стать легендой
Подробнее
Поняв, что биться с Sega на Западе уже бесполезно, NEC не оставляла попыток инвестировать в платформу на родине. Там PC Engine получила множество вариаций, включая портативный вариант. А уже в конце 88-м был выпущен аддон PC Engine CD, работающий в тандеме с оригинальной консолью. Таким образом NEC не только поспособствовала выпуску первой 16-битной игровой платформы, но и первой приставки, использующей компакт-диски в качестве носителя информации. Со временем к ней даже вышла специальная карта, увеличивающая объем ОЗУ и давшая зеленый свет портам с аркад, которые были максимально приближены к ним по качеству графики. Позже NEC выпустит линейку консолей Duo, объединивших оригинальную консоль и CD-аддон к ней в рамках одного корпуса.
Тем не менее, большая часть разработчиков скептически относилась к новому виду носителя, да и провал на Западе дал о себе знать. Это привело к тому, что PC Engine даже на родине лишилась поддержки многих именитых компаний и, как следствие, не могла предложить игрокам столь же богатой библиотеки, которой щеголяла Sega Mega Drive. Не говоря уже о вышедшей в начале 90-х SNES. Финальным аккордом стал выпуск прокаченной версии под названием SuperGrafx. Эта система была обратно совместима со всеми проектами для оригинальной PC Engine, а также имела собственную библиотеку эксклюзивов. Насчитывающую всего 6 игр. Комментарии излишни.