Lifeless Planet. Аэлита по-американски
Если говорить о Lifeless Planet в двух словах, то это а) инди б) на движке Unity. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить знакомство с игрой, если бы не потрясающий фантастический сеттинг — американский астронавт обнаруживает на далекой планете разрушенные поселения Советского Союза.
15 лет назад, потеряв всякий смысл жизни после смерти жены, молодой американский астронавт отправился вместе с группой исследователей покорять далекую планету, на которой была обнаружена жизнь. Путешествие было «в один конец» — уровень развития технологий не позволял вернуться обратно домой, но парня это совершенно не пугало. Ведь дома его никто не ждал.
Пробыв весь долгий полет в криогенной камере, он очнулся когда капсула начала входить в верхний слой атмосферы. Посадка оказалась жесткой, но это было не единственной проблемой — вокруг главного героя не было зеленых лесов и чистых рек, а только безжизненная пустыня и палящее в небе солнце. Теряясь в догадках (это подстава! я жертва эксперимента!), Вы бродите по планете и со временем понимаете — СССР нашел это место первым, но что-то случилось, и все живое погибло. Отныне ваша задача — это выяснить что случилось и попытаться вернуться домой. Но что за существо преследует вас? Куда делись тела ваших мертвых товарищей? И что за странные устройства раскиданы по всей равнине?
История
Идейный вдохновитель и главный автор проекта — Дэвид Борд, изначально планировал сделать классический платформер, но со временем весь акцент сместился на сюжет, т.е. автор решил прежде всего рассказать «историю», а уже потом сделать нам весело. В качестве ориентиров Дэвид называет игру Another World, исторический промежуток времен Холодной Войны и старые американские научно-фантастические фильмы.
Тема холодной войны раскрыта хорошо — развесистая клюква о коммунистах в космосе была достаточно популярна в трэшевых научно-фантастических фильмах 70-ых. Здесь степень абсурда выдержана в разумных пределах и не переходит грань идиотизма — в историю веришь и в каком-то смысле даже проникаешься. Присутствует чисто человеческая драма о потерянном доме, лейтмотив которой тесно переплетается с трагедией, случившейся на самой планете. Здесь не подают сюжет прямо и в лоб — история раскрывается через многочисленные флешбэки и разбросанные страницы личных дневников.
Найденные аудиозаписи советских ученых проливают свет на происходящее. Скажу лишь, что речь пойдет о порталах в другие миры, древние цивилизации и советскую антиутопию о планете коммунизма — отличный набор для хорошей и атмосферной истории. В этом смысле на проект действительно стоит взглянуть, т.к. редко встретишь в играх настолько необычный сюжет. Другое дело, что все попытки «донести месседж» напрочь разбиваются об невнятный геймплей.
Игра
Еще выпущенная в марте 2014 года бета-версия подверглась жесткой критике со стороны журнала «PC Gamer» — игру называли «поверхностной», головоломки слишком очевидными, а некоторые элементы геймплея надуманными. Конечно, делать выводы на основе шести из двадцати глав — поспешное решение, но, тем не менее, релиз полной версии расставил все по своим местам.
Игра оказалась действительно слабой с точки зрения геймплея.
Вы путешествуете по пустым локациям, в основном прыгая по уступам в поисках рычагов и кнопок. Находите кнопку, открываете следующий проход, оцениваете обстановку и снова ищете проход (и так до самого финала). Иногда кислород заканчивается и приходится искать специальные станции, чтобы восполнить запас воздуха. Так же случается и с топливом для ракетного ранца. Проблема в том, что джетпак и кислород — это не конечные единицы, т.е. вы никогда не знаете, сколько у вас осталось «энергии» и надолго ли этого хватит. И это связано не с тем, что в игре практически отсутствует интерфейс, а с тем, что разработчик произвольно включает эти элементы в специально отведенных местах — кислород может заканчиваться каждые десять минут, а потом держаться на протяжении нескольких глав. Или джетпак — если вы видите высокие уступы, то значит пора искать баллоны с топливом и прыгать, прыгать, прыгать. Это выглядит странно, т.к. сразу же ощущаешь отсутствие вообще всякой свободы выбора (даже условной) — автор ведет вас за ручку, подкидывая по пути нелепые препятствия, заставляя вас порой психовать и звать маму.
Другое дело — враги. Фактически, их нет. Ваше единственная проблема заключается в том, чтобы не свалится в пропасть (спасибо управлению, заточенному под геймпад). Но если вы доберетесь до середины игры, то увидите, что планета отнюдь не безжизненна, и редкие агрессивные виды местной фауны (точнее даже флоры) с радостью с вами расправятся. В такие моменты игры включается настоящий survival-horror — нужно вести себя осторожно и тщательно планировать каждый свой шаг. Постепенно сюда вплетают и элементы головоломок, но они достаточно просты, если опять же понимать логику их построения. А она действительно не всегда очевидна — так что приготовьте пачку летсплеев с прохождением.
Тем не менее, в игре есть интересный элемент геймплея, который, к сожалению, остался в зачаточном состоянии — поиск и исследование местных минералов. Обычно они находятся в трудно доступных местах, и максимум, что с ними можно делать — это собирать и читать статьи о них на экране планшета. Это действительно хорошая и обоснованная идея, ведь вы же на чужой планете, вы астронавт и, черт побери, покоритель космоса — чем же вам еще заниматься, как не изучать мир вокруг? Жаль только, что собирание камней очень быстро превращается в рутину и теряет вообще всякий смысл в силу своей ненужности для дальнейшего прохождения.
Порой совершенно не понятно куда идти и что делать — геймдизайн выполнен на уровне 90-ых и это даже скорее плюс, чем минус. В каком-то смысле вы действительно чувствуете себя пришельцем — «где я? что делать? что происходит?». С другой стороны, под конец игры уже начинаешь понимать логику и тупо бежишь вперед, мечтая о финальных титрах и тортике.
Итог
Конечно, первый блин всегда комом, но потенциал этого проект очевиден — если вы готовы мирится с невнятной игровой механикой в угоду хорошей и атмосферной истории, то, пожалуйста, сыграйте в это. Остальные проходят мимо, т.к. игра будет вызывать как минимум раздражение.
Итого оценка: 70/100 и спец звание лучшего развлечения для гиков
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
70
totemwoodstep
@delossmo (2 lvl) Алексей. 22 года. Блоггер, геймер, любитель хорошей литературы и атмосферных фильмов. Я рассказываю о каждом интересном проекте, который меня впечатлил, задел, либо запал в душу.
Всем времени добрых суток! В силу того, что больше в этом году я ничего не проходил, далее последуют, возможно, последние тексты. Итак, представляю Вашему вниманию игру под названием «Безжизненная Планета»!
Ну, или Lifeless Planet
, суть одна. Прошёл её я буквально через пару дней после релиза (непреднамеренно проигнорировав ранний доступ), но оформлять в письменном виде какие-либо впечатления от игры тогда не стал. Свои коррективы внесло время. Спустя почти год воспоминания о потраченных за игрой часах оказались на удивление положительными и приятными, а после беглого просмотра летсплея от Чёрно-серебряного Артура я так и вовсе решил, что надо точно что-то делать. В силу некоторых особенностей игры, обзор обещает получиться достаточно компактным. Понадеюсь на это.
Честно говоря, ещё только увидев обсуждение игры на одном из сайтов, я был настроен по отношению к ней очень скептически. Первой и главной причиной этого являлся её логотип. Да, серп и молот, а следовательно, где-то неподалёку и всеми любимый СССР. Разумеется, ничего кроме бестолковой клюквы и бравых американских супергероев от игры мною уже не ожидалось. Забегая вперёд, скажу, что опасения, как ни странно, не оправдались — подошли разработчики ко всему русскоязычному на удивление щепетильно. Но до этого мы ещё дойдём, а сейчас пора бы уже и игру включить.
Знакомьтесь, ещё одна игра, задающая извечный вопрос: «одни ли мы во Вселенной?». Однако на сей раз не к нам кто-то прилетает с ответом (и недобрыми помыслами), а летим уже мы. Найдя в закромах галактики планету, якобы богатую жизнью и обладающую родственной Земле атмосферой, NASA отправляет туда экспедицию из трёх человек, одним из которых и является главный герой этой истории. Учитывая тот факт, что полёт туда продлится целых 15 лет, для космонавтов это станет билетом в один конец. Готовы ли Вы отдать всю оставшуюся жизнь ради призрачного шанса повидать абсолютно иной мир? Тогда полетели. Как это обычно и бывает в подобных историях, на подступах к планете что-то начинает идти не по плану и экипаж терпит крушение, пусть и не фатальное. Но эта неприятность станет ничтожно малой сразу после того, как первопроходцы, окинув взором местные пейзажи, осознают одну ма-а-аленькую деталь — в пределах видимости нет никаких признаков жизни. Теперь кое-как уцелевшему главному герою надо найти пропавших без вести товарищей и разобраться, куда делась вся местная флора и фауна.
Что ж, начало настраивает на нужный лад. И с первых же минут Lifeless Planet
делает то, что удаётся лишь немногим играм — сдувает геймера таким беспощадным порывом атмосферы, что теряешь контакт с землёй во всех смыслах. А ведь, казалось бы, что такого особого может быть в обычной пустыне? Знаете, всё-таки музыка, внешний вид, сценарий и пара прямых рук, соединивших все эти ингредиенты в правильных пропорциях, способны творить настоящие чудеса. Начнём тогда по порядку.
Нечасто я стартую с музыки, но здесь имеет место быть такая нетипичная ситуация, что без понимания того, как оно звучит, невозможно понимание того, почему игра цепляет буквально ничем. Композитор Рич Дуглас создал целый ряд крайне густых и медитативных композиций, которые как нельзя подходят чужому миру, в котором больше нет ни капли жизни. Квинтэссенцией вышесказанного является главная тема игры The New World
, давящая на психику своей красивой и даже надрывной меланхолией. Послушайте её и представьте состоящий из одного песка и камня мир, в котором нет никого, кроме Вас, а путь до дома, будь он вообще реален, занял бы целых 15 лет. Если композиция Вас хоть немного зацепила, то с большой вероятностью и остальная игра придётся по вкусу.
It suddenly struck me that that tiny pea, pretty and blue, was the Earth. I put up my thumb and shut one eye, and my thumb blotted out the planet Earth. I didn’t feel like a giant. I felt very, very small. © Neil Armstrong
Про внешний вид сказать могу немногое. В конце концов, я буду не я, если хоть раз что-то вякну о текстурах.
Хотя нет, кое-что меня всё-таки смутило: катсцены. К сожалению, именно на них наиболее ясно просвечивается гаражное происхождение игры. При их просмотре создаётся впечатление кукольного театра, только верёвочек не видно. Не то чтобы в Lifeless Planet
так уж много роликов на движке, но под конец они действительно начинали бить по глазам.
С сюжетом дела уже обстоят сложнее. В принципе, он был одной из главных причин, по которой сей текст появился в этом году, а не в прошлом. Потребовалось некоторое время на то, чтобы его как следует обдумать. Не из-за того, что он такой уж прям витиеватый и сложный, нет. Больно уж противоречивые чувства он вызвал.
Продолжим с момента, когда главный герой отправился на поиски своих товарищей. Угадайте, что он первым же делом нашёл. Советское поселение. Советское, мать его, поселение! На планете, расположенной чёрти где во Вселенной. Впрочем, поселение на деле было уже давно заброшенным, и представляло из себя оно зрелище угрюмое до дрожи. Некоторые дома уже частично засыпало песком, а наспех сколоченные могилки на окраине усугубляют и без того мрачный настрой. И всё же, как наши соотечественники умудрились оказаться там? Из записей учёных станет известно, что где-то на территории СССР вдруг был обнаружен портал в форме тора (мм… Stargate?), ведущий сюда.
Да много чего станет известно из записей. Воссоздание цельной картины прошлого на основе обрывочных данных будет являться первостепенной задачей игрока. Даже более важной, чем сам геймплей, но об этом позже. Благодаря такой подаче сюжета появляется смысл хотя бы раз перепройти игру, ибо информация, поначалу казавшаяся каким-то набором слов, вдруг обретает смысл. Записи бывают как сугубо текстовые (к ним относится и дневник главного героя), так и голосовые, зачитываемые либо нашим соотечественником, либо человеком, посвятившим уйму времени освоению русского языка, поскольку никакого акцента в них я не уловил вообще. За это разработчикам определённо зачёт.
А ещё им зачёт за то, что уж как-то они перебороли себя и не стали нашпиговывать сценарий клюквой. За всё время мною не было обнаружено ни одной vodka bottle, ни balalaika, ни даже останков russian bear. «В чём подвох?» — спросите Вы. Помимо того, что русские, как водится, окажутся виновниками всех бед (пусть и косвенно), в остальном, честно говоря, ума не приложу! Пару раз я даже задумывался над тем, что подвоха может и не быть вовсе, но скептическая часть мозга подобные порывы простодушия душила на корню.
Вышеупомянутые противоречивые чувства вызвала святая наивность всего и вся. Таинственный портал на территории Советов, внезапное раскрытие личности главного героя, у которого нет не только имени, но и лица, и наш загадочный спутник… Вернее, спутница, над которой русские учёные проводили чудовищные эксперименты. В общем, примешали всё, что только можно. Однако заключительный поворот, ставящий точку в вопросе о коренных разумных обитателях планеты, просто сотворил с игрой чудо.
Последним по порядку и, в принципе, по значению будет сам игровой процесс. Я специально вынес всю геймплейную составляющую во вторую часть обзора, поскольку в ней будет собран весь тот негатив, который Lifeless Planet
вызвала в процессе прохождения. Сразу же скажу, что самой игры здесь практически нет. Всё, чем игрок будет заниматься — бегать, прыгать и думать о Высоком. Кто-то, возможно, скажет, что ещё и решать загадки, но, лично на мой взгляд, местные потуги на паззлы не заслужили таковыми называться. Основная задача на протяжении всей игры — прокладка маршрута из точки «А» в точку «Б» посреди безжизненной песчаной пустоши. Но даже не само отсутствие геймплея меня расстроило. Как Пиноккио из одноимённого мультфильма студии Дисней хотел стать настоящим мальчиком,
Lifeless Planet
вполне искренне желает стать настоящим платформером. Особенно это чувствуется в моменты, когда главный герой иногда будет находить баки с горючим для своего ранца, позволяющим отталкиваться от земли ещё более энергично и преодолевать огромные расстояния за один лишь прыжок. На пути к становлению игрой
Lifeless Planet
мешают, к сожалению, бесконечные жизни главного героя и на каждом шагу расставленные точки восстановления. Даже агрессивные растения, выходящие на тропу войны ближе ко второй половине, сложности вызывать будут не больше, чем лужи на дороге — в большинстве случаев их можно обойти. Если даже и окочуритесь где-нибудь ненароком, игра любезно возродит Вас неподалёку, и можно будет попытаться пройти проблемный участок ещё раз. И ещё раз. И так до тех пор, пока не пройдёте. Говоря другими словами, в
Lifeless Planet
попросту невозможно проиграть. Во всех смыслах типичная современная видеоигра, что ж поделать.
С другой стороны, Lifeless Planet
остаётся верна принципу «всё ради идеи». Разработчики настолько сконцентрировались на окунании игрока в атмосферу одинокого блуждания по умершей планете в компании с существом, в котором от человека-то ничего не осталось, что банально забыли сделать игру. Впрочем, обвинять их в этом было бы чистым свинством.
Что-то, наверное, надо сказать в заключение. Что бы такое сказать… Lifeless Planet
— это не просто история, за которой интересно наблюдать, невзирая ни на что.
Lifeless Planet
— это настроение, которое хочется примерить на себя.
Lifeless Planet
— это новый мир, частью которого хотелось бы стать. Если игра зацепит, то на технические изъяны станет плевать. Если же не зацепит, то и играть в неё смысла нет.
Реализация — 9.5
(Блин, ну катсцены! Катсцены меня напрягают. В остальном же отлично.)
Музыка — 10
(По ощущениям просто
Sublustrum
в космосе.)
Сюжет — 7
(Своеобразный очень уж. Странные вещи в нём творятся, но прожить историю русских колонистов и гибели планеты было весьма интересно.)
Личное мнение — 9
(Игра-настроение, авторы которой вложили все силы в то, чтобы их детище получилось максимально эмоциональным. В принципе, у них это получилось лучше, чем у создателей той же Monochroma.)
Сюжет
Как заявил сам Дэвид Боард, он воспитан на таких шедеврах игровой индустрии, как The Dig, Out of this World, и ICO. Цель его работы в том, чтобы привнести в жанр приключенческих игр больше действия и вернуть его в русло «action-adventure».
В основе сюжета Lifeless Planet лежит неудачное приземление исследовательской миссии на удалённую планету. Игроку предстоит почувствовать себя в роли астронавта, затерянного посреди безжизненной и пустынной планеты. Его товарищи по команде бесследно пропали, а сам герой растерян и дезориентирован. Начав поиски своих пропавших товарищей, наш астронавт находит нечто большее – давно заброшенную, и кажется безжизненную, советскую исследовательскую базу. Ему предстоит повстречать загадочную помощницу, исследовать огромные пространства и решить массу интереснейших головоломок. Автор оттачивал сюжет на протяжении многих месяцев и, кажется, создал захватывающую и интригующую историю. Будучи под впечатлением от драматичной и безмолвной подачи сюжета в платформере LIMBO, Дэвид Боард обещал создать нечто подобное и в своей игре Lifeless Planet. При этом, в игре будет присутствовать элемент интерактивности, а сам игрок не будет себя чувствовать накрепко привязанным к основной сюжетной линии.