Лучшие настольные игры древнего мира: история в фотографиях


Pac-Man

Эта игра будет постарше некоторых читателей . Она появилась в Японии аж в 1980 году и была дико популярна на игровых автоматах. К нам Pac-Man пришел уже на приставках. Принцип игры прост как двери: надо двигаться по лабиринту и поедать точки, при этом не попадаясь привидениям. Но в этой простоте было что-то магическое. Играть ЗДЕСЬ

Чатуранга

Или космические шахматы, которые привили миру древние индусы. Любители шахмат почитают эту игру как прародительницу. Ее версии обнаружены в Таиланде, Корее и в Индии. По разным версиям игра может разыграна пара на пару. Или каждый за себя.

Как и во всех настольных играх присутствует доска. По четырем ее сторонам расположены команды фигур, олицетворяющие стихии: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Игра невероятной сложности.

У каждой фигуры своя задача, свои ходы. Партия считается выигранной, когда кто первый: 1. поставить мат одному из противников 2. объявить неотразимые шахи сразу двум королям 3. побить королем какую-нибудь незащищенную фигуру противника.

Dune II

Сенет в переводе – прохождение

Старейшая игра в мире. Наборы этой игры были найдены в погребальных камерах и часто не по одному комплекту. В начале она было светским развлечением, а после смерти облегчала переход в царство мертвых.

Но у этой игры был и сакральный смысл. Она символизирует круговорот смертей, перерождений на пути от земного к божественному. На квадратах отмечались различные символы, представляющие богов, вопросы жизни после смерти. Азартная игра, позволяющая заработать деньги, с играть на интерес, да и просто погадать.

Игра хнефатафл и рождение шахмат

(400 гг.)

Хнефатафл принадлежит к древнегерманским и кельтским стратегическим настольным играм, использующим шахматную доску и две армии неравных размеров.

Несмотря на то, что размеры доски и количество фигур различалось от версии к версии, во всех сохранялась явная пропорция 2:1 в количестве фигур разных сторон, у меньшей из которых была фигура короля в центре поля. Задача короля заключалась в том, чтобы сбежать за пределы доски, пока превосходящие силы пытались взять его в плен. Атакующая сторона имела преимущество в начале каждой игры. Предполагается, что такой тип расстановки сил был вдохновлён успехами рейдов викингов.

Хнефатафл распространялся везде, где путешествовали викинги, включая Исландию, Британию, Ирландию и Лапландию. В одной только Северной Европе встречаются несколько версий игры…

Хнефатафл получил ответвление, названное «чатуранга». Чатуранга — это древнеиндийская стратегическая игра, появившаяся в государстве Гуптов примерно в VI в. н.э. Затем, в VII в., она была перенята под названием шатрандж в Сасанидской Персии, а вследствие этого перешла в позднюю средневековую Европу уже как шахматы.

Набор чатуранги

Игра чатурангу проводилась на доске 8 × 8 без шашечной разметки, называемой аштапада. Доска иногда обладала особыми пометками, предназначение которых неизвестно до сих пор.

Вскоре игра приобрела свой европейский вид — шахматы, использующие такую же доску 8 × 8 клеток. Ранние следы шахмат можно найти в Сасанидской Персии в шестисотых годах н.э. Строятся теории о том, что мусульманские купцы заходили в европейские порты и завозили с собой орнаментальные фигуры шахматных королей, которые носили с собой на счастье, прежде чем игра была завезена туда полностью.

Игра могла прийти в Западную Европу и Россию по трём путям, самый ранний из которых существовал в IX в. К тысячному году н.э. она распространилась по всей Европе. Привезённая на Иберийский полуостров маврами, она была описана в знаменитом манускрипте XIII века Libro de los juegos, описывающего шатрандж, нарды и игру в кости.

Примерно в 1200-х годах правила шатранджа начали изменяться в южной Европе, и примерно в 1475 г. несколько радикальных изменений сделали игру такой, какой мы знаем её сегодня. Эти современные правила для базового движения были переняты Италией и Испанией. Пешки получили возможность двигаться на две клетки на первом ходу, а слоны и королевы получили свои ныне известные способности. Королева заменила старую фигуру визиря в конце десятого века и к пятнадцатому стала самой весомой единицей. Поэтому современные шахматы стали называть «шахматами королевы» или «шахматами безумной королевы». Эти новые правила быстро распространились по западной Европе. Правила, берущие во внимание патовые ситуации, были утверждены только в позднем XIX в. Таким образом, шахматы, в которые мы играем сегодня, были результатом изменения правил другой игры.

Во время эпохи Просвещения шахматы рассматривали как средство саморазвития. Бенджамин Франклин даже написал статью «Моральные ценности шахмат» в 1750 г. В ней он утверждал следующее:

«Шахматная игра — не просто праздное развлечение. С её помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни, служащих во всех случаях жизни. Ведь жизнь есть подобие шахматной игры; в жизни мы тоже стремимся что-нибудь выиграть и при этом вступаем в борьбу с соперниками; в жизни встречается такое огромное разнообразие добрых и дурных событий, являющихся в некоторой мере результатом нашего благоразумия или отсутствия такового».

Вскоре после этого шахматы были внедрены в школы, вместе с первыми шахматными клубами. Хоть это и не официальная олимпийская дисциплина, Международный Олимпийский Комитет (МОК) признаёт шахматы видом спорта. У них даже есть собственная олимпиада, проводящаяся каждые два года как спортивное состязание. Во многих странах также есть национальные шахматные организации.

Искусство в Олимпии

.

Люди приезжали насладиться произведениями искусства, украшавшими храм. Те, кто впервые видел это место, поражались его красоте. Когда-то на месте этих руин были тысячи шедевров, «лес скульптур», как выразился один писатель.

Но лишь несколько их них дошли до наших времен – те, что археологи вытащили из-под булыжников чуть более века назад. К сожалению, ничего не осталось от легендарной статуи Зевса, стоявшей в храме и считавшейся одним из Семи чудес света.

На создание этой статуи ушло несметное количество золота и слоновой кости

. Все тело Зевса было выполнено из слоновой кости, его трон был из слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Одеяние Зевса было целиком из золота – золотой фольги.

Десятки желобов в виде львиных голов украшали храм и окружали статую. Снаружи по периметру храма скульптуры изображали сцены из греческой мифологии. Яркие орнаменты на стенах некоторых построек комплекса делали храм еще ослепительнее.

Руины, окруженные 182 колоннами, когда-то были гостиницей Леонидио

, в которой останавливались лишь самые богатые люди. Из сотни тысяч приезжавших к Олимпу лишь 50 постояльцев могли разместиться здесь одновременно.

. Когда-то он находился между храмами Зевса и Геры, он был главной святыней
Олимпии
, здесь ежедневно приносили животных в жертву. Этот алтарь в виде конуса высотой более 9 метров был знаменит на всю Древнюю Грецию. Он целиком состояли из пепла жертвенных животных. Алтарь был
символом поклонения Зевсу
: чем больше ему приносили жертв, тем больше почестей ему оказывалось, а это наглядное напоминание о том, сколько жертв принесено его божественной сущности.

Пепел смешивали с водой и спрессовывали в форму. На склоне этого пепельного кургана были вырезаны ступени, по которым жрецы поднимались, чтобы сделать еще одно жертвенное подношение.

В полдень третьего дня игр жертвоприношение становилось особых зрелищем

: стадо быков – целую сотню –
закалывали и сжигали в честь Зевса
. Но в действительности лишь маленький символический кусочек от каждого животного отдавали богу.

Они брали самые бесполезные части животных, клали на алтарь, а затем сжигали для богов. 90% туши они разделывали и готовили

, а вечером каждому доставалось по куску. Мясо раздавали толпе, это было целое событие.

«Кикстартер» даёт людям возможность финансировать новые игры

(2009 год)

С ростом рынка, которому поспособствовали такие игры, как «Каркассон» (Carcassonne), «Колонизаторы», Alhambra и Ticket to Ride, люди захотели большего. Тем не менее, создавать и поставлять настольные игры на рынок не так уж просто.

Как уже говорилось, у многих геймдизайнеров есть полноценные работы и создание игр является для них хобби. Обычно они даже не получают достаточно прибыли, чтобы окупить создание игры, не говоря о том, чтобы выпустить пару дополнений.

… По крайней мере так было до «Кикстартера».

И если вы жили под камнем, лежащим на необитаемом острове, расположенном в пещере на другой планете, «Кикстартер» — это глобальная краудфангиновая платформа, помогающая претворить в жизнь самые смелые и креативные проекты.

Изначально задуманный для музыки и фильмов, «Кикстартер» породил более 200 000 проектов, в числе которых музыка, шоу, комиксы, цифровая продукция и, конечно же, настольные игры. Площадкой было собрано более 1,5 миллиарда долларов на различные проекты, а спонсоры получили ощутимые награды в обмен на их вклады.

«Кикстартер» устроил революцию на рынке настольных игр, дав заядлым игрокам шанс представить свои идеи единомышленникам. Игровое сообщество получило шанс воплотить свои задумки в жизнь. Вы не поверите, сколько денег подняли некоторые из игровых проектов.

Кампания на сбор средств на игру Conan стартовала 12 января 2015 года с целью сбора $80 000. Полная сумма была набрана за пять минут и тридцать семь секунд. Всего проект собрал $3 327 757.

И это относится не только к настольным играм. Компания Dwarven Forge собрала $2 140 851, занимаясь проектом по производству моделей местности для ролевых игр.

На момент написания этих строк вы можете проспонсировать на «Кикстартере» 213 проектов, связанных с настольными играми. Это хороший показатель того, насколько далеко зашло сообщество настольных игр.

Мельница

Эта иллюстрация 13-го века демонстрирует, как испанцы играют в Nine men’s morris (дословно «Моррис девяти мужчин», в русском варианте игру принято называть «Мельница»).

Волосы как в русалки: мамы красят своих девочек в разные яркие цвета: фото

Поклонники увидели новые фото Андрея Губина: на них он выглядит постаревшим

Кассиры считают неприличным, когда покупатель разговаривает по телефону на кассе

Осенью 2020 года при раскопках русской крепости в Выборге была обнаружена давно забытая средневековая игровая доска, выгравированная на поверхности глиняного кирпича.

Хотя сама находка датируется сравнительно недавним 16-м веком, игра, которую она представляет, впервые была сыграна еще в 1 400 году до н. э.

Настольные игры обзаводятся ежегодным мировым событием

(2013 год)

Мы наконец возвращаемся к одному из сильнейших ускорителей роста интереса к настольным играм — TableTop. TableTop является веб-сериалом о настольных играх, созданным Уилом Китоном и Фелицией Дэй. В каждом эпизоде Уил играет в настольные игры с популярными телевизионными лицами и интернет-звёздами.

TableTop начался как шоу на Youtube-канале Geek & Sundry и быстро стал там самой популярной передачей. Концепт TableTop начался с того, что Уил Уитон (ярый фанат настольных игр) делал обзоры на игры. Но потом Уил понял, что лучший метод показать, насколько хороши эти игры — это показать их игровой процесс. И, если посмотреть на успех шоу, у него получилось это сделать.

TableTop добился такого роста, что к третьему сезону создатели шоу запустили краудфандинговую кампанию в попытке стать независимыми. Кампания собрала втрое больше изначальной цели в $500 000. Недавно они анонсировали, что используют дополнительные сборы на то, чтобы запустить веб-сериал Titan’s Grave: The Ashes of Valcana.

Titan’s Grave станет многосерийным шоу, сфокусированным на единственной ролевой настольной игре. Geek & Sundry объединились с Green Ronin Publishing (создателями ролевых игр, в том числе Dragon Age), чтобы создать новый игровой движок, используемый для их RPG.

TableTop стал резонирующей силой в сообществе настольных игр. Его задача в том, чтобы представить настольные игры новичкам, заблуждающимся о настольных играх. Многие люди до сих пор представляют «Монополию» и «Риск», думая о настольных играх. Популярность TableTop изменила это. Шоу стало настолько популярным, что у игр, участвующих в нём, могли мгновенно возрастать продажи. Когда в передаче была игра Tsuro, спрос на неё был так высок, что у издателей кончились все складские запасы игры. На некоторое время игра была недоступна в Европе, так как производство пыталось покрыть запросы из США. Создатели игр назвали это «эффектом Уитона».

Как популярный Youtube-канал связан с ежегодным событием? В 2013-м Уил и Фелиция устроили международный день настольных игр, где играли на сцене с гостями из предыдущих эпизодов. На следующий год событие превратилось в мировой праздник в более чем 80 странах. Следующий день настольных игр проводился 11 апреля 2020 года, и игровые магазины по всему миру устраивали различные мероприятия и раскручивали их участников. Игроки, наконец, получили свой всемирный праздник.

Патолли

В патолли игроки должны переместить фишку с одного конца крестообразной дорожки на другой. Простолюдины и аристократы одинаково играли в патолли, которая была особенно популярна в столице ацтеков Теночтитлане. По словам летописца XVI века Франсиско Лопеса де Гомары, даже император Монтесума наслаждался игрой и иногда смотрел, как в нее играли другие.

Как и многие аспекты ацтекской культуры, патолли была запрещена испанскими конкистадорами.

Первые свидетельства манкалы

(700 гг н.э.)

Манкалой обычно называют конкретную игру, но, тем не менее, это целый жанр. Такие игры часто называют «играми в зёрна» или «играми посева и захвата», что описывает сам игровой процесс. Слово «манкала» происходит от арабского слова «накала», означающее «двигать». Известно более 800 вариантов манкалы и почти 200 изобретённых игр были описаны. Но некоторые из этих названий могут означать одну и ту же игру, в то время как одна игра может иметь несколько названий.

Большая часть игр такого типа имеет схожий игровой процесс. Игроки начинают, помещая определённое количество семян, варьирующиеся в разных играх, в каждую лунку на поле. Игроки могут посчитать свои камни, чтобы спланировать игру. Ход начинается с изъятия всех семян из лунки, «посева» семян (помещения по одному в каждую соседнюю лунку) и захвата, основанного на состоянии поля. На этом основана английская фраза count and capture («посев и захват»), часто используемая для описания игрового процесса.

Поля для манкалы, делающиеся из самых разных материалов, имели ряд лунок, расположенных по рядам, обычно в два по четыре. Материалом могла быть глина и другие податливые субстанции. Иногда играли, роя ямки в земле или вырезая их в камне. Ямки могли называться «углублениями», «лунками» или «домиками». Иногда на полях были большие углубления, называемые «амбарами», нужные для расположения игровых элементов.

В качестве игровых фишек использовались семена, бобы, камни, раковины каури, половинки шариков и другие маленькие однообразные метки, которые клались и перемещались между лунками во время игры.

Цель большинства игр с двумя или тремя рядами лунок в том, чтобы захватить больше камней, чем твой оппонент. В играх с четырьмя рядами часто нужно оставить противника без возможности сделать разрешённое правилами движение, а иногда и захватить все фишки в своём переднем ряду.

В начале хода игрок выбирает ямку с семенами, которые будут посеяны по полю. Выбор часто ограничен углублениями, ближайшими к действующему игроку, и лунками с наименьшим количеством семян.

На стадии, известной как посев, все семена из лунки опускаются одни за другими в последующие лунки, распространяя их по полю. Это действие называется посевом не только потому, что игры в манкалу часто игрались с настоящими семенами. Помещение семян по одному в разные лунки отражает настоящий посев. Игра может иметь лишь один круг посева.

Ранние свидетельства игры представляют собой фрагменты гончарных полей и каменные вырезки, найденные в районе Аксума в Эритреи, а также в Иехе (в Эфиопии). По словам археологов, они принадлежат к VI и VII векам. Игру так же упоминал Георгий Абба в своём тексте XIV в. «Тайны рая и земли», написанном на языке геэз. Георгий ссылается на игру, называемую «каркис» — термин, использующийся на геэз для определения гебта (манкалы) и сант’араз (современный сентередж, эфиопские шахматы).

Предполагаемые поля для манкалы

Схожесть некоторых аспектов с сельскохозяйственной активностью и отсутствие нужды в специализированных деталях наводят на мысль о том, что игра могла быть старше самой цивилизации; к сожалению, было найдено слишком мало экземпляров игры старше 1300 лет.

Влияние «Колонизаторов» в Соединённых Штатах

(1995 год)

«Колонизаторы» (Settlers of Catan) были одной из первых еврогеймов, достигших популярности вне Европы. Было продано свыше 24 миллионов игр этой серии, переведённых на более чем тридцать языков.

В «Колонизаторах» игроки соревнуются в попытках построить самую успешную колонию на острове, называемом Катан (умно, да?). Игровое поле, изображающее остров, состоит из гексагональных плиток с разными типами местности.

В свой ход игрок бросает кубики (и не только), чтобы увидеть, производит ли занятая им земля ресурсы, используемые для строительства дорог, городов и поселений.

Строя поселения и приобретая карты, игроки получают победные очки. В отличие от многих других игр, «Колонизаторы» подстегивают игрока выходить за рамки привычных правил, позволяя им составлять собственные соглашения, торгуя ресурсами друг с другом.

Популярность «Колонизаторов» в Соединённых Штатах завоевала им имя «настольная игра нашего времени», которое было дано изданием The Washington Post. Она также появлялась в американском документальном фильме 2012 года «Going Cardboard», где детально расписывалось влияние игры на американское игровое сообщество.

Игра была создана Клаусом Тойбером, который в 80-х работал зубным техником недалеко от индустриального города Дармштадт в Германии. Тойбер разрабатывал настольные игры у себя дома в подвале в свободное время. По его словам, делал он это, чтобы отвлечься от работы.

62-летний Тойбер всё ещё сбит с толку популярностью собственного создания. Он никогда не подозревал, что «Колонизаторы» станут настолько успешной игрой.

Почти все геймдизайнеры настольных игр, даже самых успешных, чаще всего имеют основную профессию, помимо создания игр. Тойбер стал одним из немногих, кто зарабатывает этим на жизнь.

Когда он появляется на важных игровых мероприятиях, Тойбера встречают словно рок-звезду.

Для многих игроков, включая меня, «Колонизаторы» стали проходом в мир еврогеймов. До «Колонизаторов» разговор о настольных играх сводился к Sorry, «Монополии», «Тривиал Персьют», «Морскому бою» — играм, которые не вызывали ни у кого большого интереса.

«Колонизаторы» стали основным катализатором внезапной популярности настольных игр в США. Они подарили людям интерес к играм, которые использовали кардинально другой набор правил и механик.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: