Серия «Jak and Daxter» | |
Логотип серии | |
Жанры | Платформер Action Шутер от третьего лица Приключенческая игра Action-adventure Гонки на выживание |
Разработчики | Naughty Dog High Impact Games Ready at Dawn |
Издатели | Sony Computer Entertainment |
Создатель | Энди Гэвин и Джейсон Рубин |
Платформа | PlayStation 2 PlayStation Portable PlayStation 3 PlayStation Vita |
Движки | Kinetica |
Первая игра | Jak and Daxter: The Precursor Legacy / 4 декабря 2001 |
Последняя игра | Jak and Daxter Collection / 19 июня 2013 |
Jak and Daxter
— серия трёхмерных платформеров, разработанная компанией Naughty Dog и изданная Sony Computer Entertainment. Игры серии представляет собой смесь экшена, гонок и головоломок. Серия расположена в вымышленной вселенной, связанной с научной фантастикой. Протагонисты — Джек и его друг Декстер, превращенный в животное. В продолжениях
Jak II
и
Jak 3
появились стрельба и город в стиле
Grand Theft Auto
. Декстер стал героем одноименной отдельной игры для PSP. На протяжении игр герои пытаются раскрыть секреты своего мира и разгадать тайны, оставленные древней расой, ранее населявшей планету.
Разработка
Naughty Dog начал создавать новую игру вскоре после выхода шестого поколения консолей. Только двое программистов были первоначально выделены на проект, так как остальные были заняты разработкой Crash Team Racing
. Они начали с разработки нового графического движка, который был бы способен на подключение открытой окружающей среды в мире. Необычно для большинства игр, Naughty Dog изобрёл новый язык программирования, который использовался специально для серии Jak & Daxter. Затем они разработали полностью сформулированный характер для изучения эффективности двигателей до представления идеи Sony Computer Entertainment после завершения
Crash Team Racing
[1][2][
уточните ссылку
].
Jak and Daxter: The Precursor Legacy
имел бюджет 14 миллионов долларов и находился в разработке почти три года[3]. За это время разработчики сумели создать полностью интерактивный мир. Оба главных персонажа также прошли через жёсткий процесс проектирования, вдохновленные мангой и диснеевской анимацией. Саундтрек игры был записан в Mutato Muzika Studios, продюсером стал Марк Мазерсбо, а композитором Джош Манселл.
Под дых
Через десять минут корабль, который вы сейчас обстреливаете, станет вашим новым домом. |
Мы уже говорили, что сильнее всего The Lost Frontier разочарует тех, для кого, по идее, предназначена, — фанатов сериала. Все потому, что игра смотрится в миллион раз слабее, если знать, чем была Jak & Daxter раньше.
Сложные, но интересные уровни, открытый геймплей, симпатичные герои и грамотно вписанные в общую картину элементы экшена — вот на чем держалась оригинальная трилогия. Создавшие ее люди выпустили недавно Uncharted
2
, одну из самых захватывающих и красивых игр года. Увы, пока они сочиняли продолжение приключений Натана Дрейка, принесший им известность сериал продолжали другие студии. Сначала вышел абсолютно невменяемый Daxter для PSP, а теперь вот — The Lost Frontier: игра, внешне вроде бы действительно похожая на Jak & Daxter, но лишенная ее обаяния, глубины и немного мультяшной эпичности. И это очень плохо, потому что история Джека заслуживает полноценного продолжения. Такого, какое получила недавно во многом похожая на нее серия
Ratchet & Clank
. The Lost Frontier таким продолжением, к сожалению, не стала.
В новой игре Джек разучился пользоваться темными силами. Теперь это за него делает Декстер. | Таких скучных способностей и врагов не было еще ни в одной части Jak & Daxter. |
Игры
- Jak and Daxter: The Precursor Legacy
(2001) — первая игра серии, выпущенная для PlayStation 2 в 2001 году. Джек и его лучший друг Декстер пошли на туманный остров, несмотря на запрет. Декстер упал в сосуд с Тёмным Эко и превратился в выдростая (англ.
Ottsel
, от слов otter — выдра, и weasel — горностай). Джек берет его в путешествие, чтобы вернуть нормальный облик. Действие происходит на «планетке-на-отшибе», в заросшем джунглями заштатном мирке, далёком от центра галактической цивилизации.
- Jak II
(2003), известная в Северной Америке как
Jak II: Renegade
— вторая игра, выпущенная для PS2 в 2003 году. Она начинается там, где была прервана сюжетная линия первой игры. Джек и команда попали в будущее, и их пути разошлись. Джек брошен в тюрьму на два года и используется в программе «the Dark Warrior Program». После того, как Декстер спасает его, они начинают мстить. Действие происходит в гигантском футуристическом мегаполисе Хейвен-сити, для передвижения по запруженным улицам которого используются воздухолеты, монобайки и прочий транспорт.
- Jak 3
(2004) — третья игра, выпущенная для PS2 в 2004 году. В городе Хейвен-сити разразилась война меж тремя фракциями, борющимися за контроль. Люди, не доверяющие тёмным способностям Джека, выслали его в пустыню. Декстер и Пекер последовали за ним. Задача — выжить. Пустыня не так уж и пуста, она кишит отбросами общества и мирными поселенцами. Её масштаб в 5 раз превышает площадь прошлой игры. Транспорт — пустынные багги со скорострельными пулемётами и ракетами; по городу разрешено перемещаться верхом на небольшом ящере.
- Jak X: Combat Racing
(2005) — четвёртая игра, выпущенная для PS2 в 2005 году. Джек, Декстер, Кира, Самос, Эшлин и Торн отравлены и вынуждены участвовать в гонках в городе Крас-сити, цена победы — противоядие. На этот раз Джек борется не за «весь мир», а за жизни друзей.
- Daxter
(2006) — пятая игра, выпущенная для PlayStation Portable (PSP) в 2006 году. Хронологически это вторая игра: действие происходит между
Jak and Daxter: The Precursor Legacy
и
Jak II
. Мы видим подробности приключений Декстера как «уничтожителя жуков». Инструменты, которые он использует для своей работы, пригодятся, когда придет время для спасения Джека.
- Jak and Daxter: The Lost Frontier
(2009) — шестая игра, выпущенная для PS2 и PSP в ноябре 2009. События в игре разворачиваются после Jak 3. В мире заканчивается Эко, поэтому ему грозит конец. Джек, Декстер и Кира находят место the Brink («грань», край мира), где обнаружены скопления Эко. Им приходится выбирать друзей и врагов, так как хотя тут вроде бы как и «край света», но он заселён пиратами и воинственной цивилизацией Aeropan’цев. Мир огромен, для передвижения используются воздушные корабли, напоминающие транспорт из «Звёздных войн». Имеется возможность улучшать не только Джека, но и летательные аппараты — устанавливать на них различные пушки, ракеты и т. п. Джек работает в команде с Декстером; Джек — пилот, Декстер заведует всем огнестрельным оружием, исполняет роль механика, штурмана, а также диверсанта.
Сюжет[ | ]
С момента завершения событий первой части прошло немного времени. То,что нашли герои в конце,оказалось Машиной Времени (Time-Rift). Решив опробовать её в деле, Джек открывает временное кольцо, откуда вылетают полчища Меднолобых, а затем и их Лидер. Запустив машину, Джек, Самос, Кира и Декстер пролетают через Лидера в Кольцо и летят сквозь время. Внезапный скачок Энергии крушит машину,и команда разлетается во временной воронке. Джек и Декстер, держась вместе, оказываются в совершенно незнакомом им мире, огромном людном мегаполисе — Хейвен-Сити. Их появление не осталось незамеченным, и их берут под стражу люди из Стражи Кримзон. Декстеру удается сбежать, но Джека забирают.
Прошло два года. Джек, находясь в тюрьме, оказывается подопытным в эксперименте «Темный Воин» (Dark Warrior), который проводился Бароном Праксисом (Baron Praxis), правителем города. Декстер спасает Джека из тюрьмы, попутно знакомясь с его темной стороной (результатом этих экспериментов). Также Джек обретает дар речи. Вместе они бегут из тюрьмы и ищут ответы на то, где они, и кто стоит за всем произошедшим.
Геймплей
Игры открывают игрокам мир, наполненный различными природными средами, которые охватывают деревни, джунгли, шахты и многое другое. Есть множество различных сред, доступных для исследования. А древняя цивилизация, обитающая в мире, имеет большие достижения в плане технологий, что создаёт атмосферу стимпанка. Вселенная Jak & Dexter населена в основном человекоподобной расой с длинными острыми ушами. В игре присутствует вещество, называемое Эко (англ. Eco
) и встречающееся на протяжении всего игрового процесса. Оно считается источником жизненной силы.
В игре есть несколько видов Эко:
- Зелёное Эко
— энергия жизни. Восполняет здоровье Джека. - Синее Эко
— энергия движения. Ускоряет Джека, попутно собирая артефакты, находящиеся в непосредственной близости к герою и разбивая ящики. Также активирует некоторые механизы. - Красное Эко
— энергия силы. Увеличивает физические способности Джека. - Жёлтое Эко
— энергия мощи. Позволяет Джеку стрелять энергией Эко. - Тёмное Эко
— смертоносная и таинственная энергия. - Светлое Эко
— редкая, легендарная энергия; как и тёмное Эко, окутана завесой тайны.
Эко многофункционально и используется для всего, начиная от улучшения оружия и заканчивая развитием технологий.
В игре также присутствуют батарейки и сферы предков, использующиеся как валюта. Собирать эти предметы необходимо для продвижения по сюжету. Получить их возможно как обычным исследованием мира, при выполнении заданий, так и у населения мира.
В игре присутствуют и альтернативные средства передвижения, такие как птицы и летательные аппараты.
Элементы шутера вводятся в Jak II, с которого открывается настраивание оружия и другие разнообразные формы боя. Некоторые особенности от предыдущей игры также расширены. Декстер теперь играбельный персонаж. Тёмные Эко становятся доступными, и противостоят внедрению Светлых Эко в Jak 3. Сферы предков могут быть собраны в каждой игре, чтобы разблокировать дополнения.
Jak X отклоняется от серии на более традиционный стиль игры, и основывается на механике, разработанной для Jak 3.
В трех елках
Уровни напичканы неоправданно мощными ловушками и скучными головоломками. |
Игра очевидно разрабатывалась в первую очередь для PSP, поэтому уровни The Lost Frontier чрезвычайно коротки (а качество графики так низко, что, по ощущениям, и самая первая Jak & Daxter 2001 года выпуска была симпатичнее).
И это притом что серия всегда славилась в первую очередь огромными уровнями. Начиная с первой части Jak & Daxter была фактически open world игрой, а в TLF гигантские открытые пространства со множеством сюжетных и побочных заданий, секретов и тайников уступили место крошечным, однообразным и скучным картам, которые разработчики пытаются искусственно «удлинить» за счет несложных, но утомительных головоломок. В принципе здесь тоже есть открытые зоны, которые можно облететь на одном из нескольких доступных самолетов (друг от друга они отличаются разве что скоростью и количеством слотов для нового оружия и апгрейдов — взаимозаменяемых и необязательных к покупке). Но и они слишком малы, да и заняться в них по большому счету нечем — разве что поучаствовать в скучнейших аэрогонках или выполнить пару миссий для местных пиратов. Суть их заданий практически всегда заключается в том, чтобы растерзать вяло отбивающееся воздушное судно и получить либо новый апгрейд (абсолютно ненужный, помните?), либо пару тонн металлолома, на который опять-таки можно купить новое оружие или улучшения для самолета.
Персонажи
- Джек
(англ.
Jak
) (как потом выясняется, его настоящее имя Мар (англ.
Mar
)) — является главным героем серии игр
Jak and Daxter
. Исключение —
Daxter
, в это время он сидит в тюрьме, а главным героем оказывается его лучший друг —
Декстер
. - Декстер
(англ.
Daxter
) — второй протагонист серии видеоигр
Jak & Daxter
. Это спутник Джека, который всегда попадает в беду. В первой игре он превратился в выдрастая, теперь он наполовину выдра, наполовину горностай. Декстер спасает Джека в начале
Jak II
и становится играбельным. В
Jak 3
его роль возрастает, он получает пару брюк в качестве награды за свои усилия. Подробности его личных приключений мы узнаем из одноименной игры. - Самос
(англ.
Samos
) — в
Jak and Daxter: The Precursor Legacy
мудрец зелёного Эко, в более поздних играх он служит в качестве наставника и источника советов. - Кира
(англ.
Keira
) — дочь Самоса, возлюбленная Джека. Она появляется в каждой игре, действуя в качестве механика-изобретателя. - Тесс
(англ.
Tess
) — возлюбленная Декстера. В конце 3 части превращается в выдростая, как и Декстер. Во второй игре серии работает в качестве шпиона, а в третьей занимается созданием оружия. - Эшлин
(англ.
Ashelin
) — начальник штаба охраны Пристанища в Хейвен-сити. - Эррол
(англ.
Errol
) — главный враг Джека в
Jak 3
во время гонки разбился, но выжил благодаря Тёмным Творцам, которые сделали его киборгом. Также Эррол встречается в
Jak II
и
Daxter
.
Прочие появления
- Джек появляется как играбельный персонаж в файтинге-кроссовере PlayStation All-Stars Battle Royale
и в
PlayStation Move Heroes
. - В LittleBigPlanet
,
LittleBigPlanet 2
и
LittleBigPlanet Karting
костюм Джека и Декстера доступен для Sackboy через бонусные дополнения. - В Sly Cooper: Thieves in Time
, Декстер появляется в набедренной повязке леопарда в качестве экспоната музея. Его описание гласит: «Lutrela Nivadensis является редким гибридным видом семейства плотоядных. Он известен своим оранжевым мехом и громким воем». - «Странный реликт» может быть обнаружен в Uncharted
, другой серии игр, разработанной Naughty Dog. Это копия сфер предков, найденных во вселенной Jak и Daxter, при переводе гласит: «NaughtyDog, сумасшедший». - Джек и Декстер появляется на плакатах в серии игр Ratchet & Clank и в фильме по её мотивам, в эпизоде, когда Кланк пытается определить вид Рэтчета.
- Декстер упоминается в Uncharted: Drake’s Fortune
. - В The Last of Us
, Джек и Декстер сделаны в виде пасхальных яиц и открываемых нарядов. - Naughty Dog выпустила различные виды изделий, начиная с запуска серии. К ним относятся руководство по стратегии для каждой игры, различные формы одежды и коллекционные фигурки[4] ограниченного тиража. В ознаменование 10-летия серии была выпущена сфера предков[5].
Критика
Серия получила положительные отзывы от критиков[6]. IGN воздал хвалу «огромным мирам, экшн-истории и отличному геймплею».
Game Informer хвалил работу Naughty Dog за создание новой франшизы, точно настроенный геймплей и непрестанную изобретательность.
Eurogamer заявил, что «серия Джек и Декстер не может быть рассмотрена в качестве твёрдого платформера, как Sly Cooper, и стрельба в нём не такая совершенная, как в Ratchet & Clank. Но с точки зрения амбиций, изобретательности и грандиозности игра стоит выше своих платформерных собратьев по поколению»[7].
Критика[ | ]
Рецензии | |
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
GameRankings | 87,90 % |
Metacritic | 87/100 |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
Game Informer | 9,25/10 |
GameSpot | 9,1/10 |
IGN | 9,5/10 |
X-Play | 4/5 |
Награды | |
Издание | Награда |
IGN | Editor’s Choice 2003 |
GameSpot | Editor’s Choice 2003 |
В целом критикам игра очень понравилась. IGN оценили игру в 9,5 баллов из 10 возможных, сравнивая её с играми Max Payne
и
Indiana Jones
[1]. Игра была номинирована на Editor’s Choice в 2003 году журналом IGN[2] и GameSpot[3].
Примечания
- Stephen White.
Ответвления Jak X: Combat Racing ·
DaxterПрочее Персонажи (Daxter) · PlayStation Move Heroes ·
Jak and Daxter Collection
·
PlayStation All-Stars Battle RoyaleРазработчики Naughty Dog · High Impact Games · Ready at Dawn · Mass Media Jak and Daxter Jak and Daxter: The Precursor Legacy (2001) ·
Jak II
(2003) ·
Jak 3
(2004) ·
Jak X: Combat Racing
(2005)Uncharted Drake’s Fortune (2007) ·
Among Thieves
(2009) ·
Drake’s Deception
(2011) ·
A Thief’s End
(2016)Другие игры Dream Zone (1988) ·
Keef the Thief
(1989) ·
Rings of Power
(1991) ·
Way of the Warrior
(1994) ·
The Last of Us
(2013)Прежние Crash Bandicoot ·
Jet Moto
·
Spyro The DragonКроссоверы PlayStation All-Stars Battle Royale
Отрывок, характеризующий Jak and Daxter
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела. Нынче был для него торжественный день – годовщина его коронования. Перед утром он задремал на несколько часов и здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа, в котором всё кажется возможным и всё удается, сел на лошадь и выехал в поле. Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание. Он смотрел то на Праценские высоты, то на выплывавшее из тумана солнце. Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело. Маршалы, сопутствуемые адъютантами, поскакали в разные стороны, и через несколько минут быстро двинулись главные силы французской армии к тем Праценским высотам, которые всё более и более очищались русскими войсками, спускавшимися налево в лощину. В 8 часов Кутузов выехал верхом к Працу, впереди 4 й Милорадовичевской колонны, той, которая должна была занять места колонн Пржебышевского и Ланжерона, спустившихся уже вниз. Он поздоровался с людьми переднего полка и отдал приказание к движению, показывая тем, что он сам намерен был вести эту колонну. Выехав к деревне Прац, он остановился. Князь Андрей, в числе огромного количества лиц, составлявших свиту главнокомандующего, стоял позади его. Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты. Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет. Местность и положение наших войск были ему известны, насколько они могли быть известны кому нибудь из нашей армии. Его собственный стратегический план, который, очевидно, теперь и думать нечего было привести в исполнение, был им забыт. Теперь, уже входя в план Вейротера, князь Андрей обдумывал могущие произойти случайности и делал новые соображения, такие, в которых могли бы потребоваться его быстрота соображения и решительность. Налево внизу, в тумане, слышалась перестрелка между невидными войсками. Там, казалось князю Андрею, сосредоточится сражение, там встретится препятствие, и «туда то я буду послан, – думал он, – с бригадой или дивизией, и там то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю всё, что будет предо мной». Князь Андрей не мог равнодушно смотреть на знамена проходивших батальонов. Глядя на знамя, ему всё думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется итти впереди войск. Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее. – Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля. – Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал. Кутузов желчно засмеялся. – Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши. – Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции… – Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают. – Слушаю с. – Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d’une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.] К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна? Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому: – Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s’arreter et d’attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.] Только что князь Андрей отъехал, он остановил его. – Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu’ils font, ce qu’ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу. Князь Андрей поскакал исполнять поручение. Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге. – Хорошо, хорошо, – сказал он князю Андрею и обратился к генералу, который с часами в руках говорил, что пора бы двигаться, так как все колонны с левого фланга уже спустились. – Еще успеем, ваше превосходительство, – сквозь зевоту проговорил Кутузов. – Успеем! – повторил он. В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему. Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее в этот день, чем на ольмюцком поле, где его в первый раз за границей видел Болконский; но то же обворожительное соединение величавости и кротости было в его прекрасных, серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости. На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, такие же оживленные, как и его, лица своей свиты. Чарторижский и Новосильцев, и князь Болконский, и Строганов, и другие, все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях, переговариваясь и улыбаясь, остановились позади государя. Император Франц, румяный длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. Он подозвал одного из своих белых адъютантов и спросил что то. «Верно, в котором часу они выехали», подумал князь Андрей, наблюдая своего старого знакомого, с улыбкой, которую он не мог удержать, вспоминая свою аудиенцию. В свите императоров были отобранные молодцы ординарцы, русские и австрийские, гвардейских и армейских полков. Между ними велись берейторами в расшитых попонах красивые запасные царские лошади.