Вся правда о кадрах в секунду: почему 30 и 60


Что такое FPS

Как уже было сказано выше, FPS – это аббревиатура от английского термина frames per second. На русский язык это переводится как «количество кадров за секунду». За одну секунду видеокарта отрисовывает большое количество картинок, которые создают анимацию на вашем мониторе. Чем выше FPS, тем приятнее изображение для глаз игрока.

На что влияет FPS

В первую очередь FPS влияет на комфорт от игры. Чем выше, тем лучше. Также количество кадров за секунду может сказываться на отзывчивости управления в игре. Особо важны высокие FPS в шутерах и динамических играх. Кроме того, чем выше FPS, тем выше нагрузка на железо вашего компьютера. Для достижения более высоких показателей компоненты ПК нагружаются сильнее, а потому увеличивается тепловыделение, шум системы охлаждения и снижается производительность в параллельных задачах. Если вы хотите уменьшить нагрузку на компоненты компьютера, можно ограничить количество кадров.

Сколько должно быть FPS в играх

Это весьма спорный вопрос. В 2020 году стандартом индустрии является 60 FPS. Этот показатель в современных играх в классическом разрешении FullHD способно выдать большое количество даже бюджетного железа.

Популярное заблуждение: многие утверждают, что глаза способны распознать только 24 кадра за секунду. Это не так. На самом деле мозг более чем способен уловить разницу между 30 FPS и более высокими значениями. В спорах между пользователями консолей и любителями поиграть на ПК раньше часто обсуждался этот вопрос, но на современных консолях, способных отрисовать 60 FPS, аргумент потерял свою актуальность. Консольщики внезапно поняли, что 60 FPS — это очень круто, а глаза на самом деле могут видеть не только 24 кадра за секунду.

Условным порогом «играбельного» показателя FPS является 30, но многие сходятся во мнении, что в современные игры с таким количеством играть очень сложно, если не невозможно. Особенно это касается тех самых шутеров и других динамических игр. Ранее 30 FPS было стандартом для консолей и до сих пор Xbox One X и PlayStation 4 Pro во многих играх в разрешении 4К не могут отрисовать больше из-за ограничений старого железа. Конечно, все дело в привычке и многие пользователи играют с 30 FPS и не особо страдают из-за этого. При этом все, что ниже 30 FPS, уже считается неиграбельным. Для виртуальной реальности, к примеру, недостаточно даже 60 FPS. Здесь уже рекомендуют 90 FPS и выше, чтобы пользователя банально не стошнило.

Стоит также отметить, что на комфортность восприятия картинки влияет не только максимальный показатель FPS, но и его стабильность. Если изображение постоянно скачет от 30 до 60, к примеру, комфортной такую игру не назовешь. Картинка не только будет неприятной для глаз, но и сложной в управлении. Именно поэтому порой лучше ограничить FPS до более низких показателей или сильнее нагрузить видеокарту, чтобы избежать больших просадок. Лучше стабильный низкий FPS, чем постоянно скачущий с более высокими средними и максимальными значениями. Опять же, у разных пользователей разные предпочтения и привычки. Мы лишь делимся советами на основании своего опыта.

Для максимально комфортной игры в привычном понимании достаточно 60 FPS, но на более мощном железе в паре с более дорогими мониторами возможны и более высокие показатели. Конечно, показатель FPS выше 60 – это хорошо, но, если ваш монитор работает в режиме 60 Гц и не поддерживает большую частоту (или вы не разгоняете матрицу), никакой разницы межу 60 FPS и 100 FPS вы не увидите. Поэтому в таковых сценариях есть смысл включать вертикальную синхронизацию и ограничивать счетчик до 60. Это не только избавит вас от «разрывов кадров» (отсутствие синхронизации частоты обновления матрицы и отрисовываемой картинки видеокартой), но и уменьшит нагрузку на видеокарту и другие компоненты компьютера. Если же монитор поддерживает более высокие частоты, разницу между 60 FPS можно легко заметить. Те, кто пробовал играть на мониторах со 120 или 144 Гц, соглашаются, что плавность такой картинки просто завораживает.

Тестирование FPS в World of Tanks

Тест первый, назовем его условно «FPS 1».

Итак, Fraps установлен и запущен, самое время войти в World of Tanks и измерить FPS. Для первого теста я выбрал Автоопределние в настройках графики в игре. Движок игры, запросив данные о характеристиках системы сделал вывод, что мой ноутбук потянет:

  • улучшенную графику
  • освещение, тени, среднюю детализацию, а так же среднее качество воды.

Ну что ж, спорно конечно, но давайте попробуем так поиграть. Бой запустился, жду отсчет 30 секунд и жму F11, чтобы начать запись FPS в лог. Я откатал с такими настройками несколько боев и усредненные результаты тестирования вы увидите ниже:

  • Avg: 26,84
  • Min: 9
  • Max: 43

Avg — среднее значение FPS; min и max думаю понятно. Было не очень комфортно играть — частые просадки FPS, подтормаживания. Из-за этого произошло несколько неприятных сливов.

Тест второй, FPS 2

Для этого теста я решил самостоятельно определить настройки графики в игре. Поставил все на минимум, кроме дальности прорисовки. Не буду на долго останавливаться на этом моменте, лишь поверьте мне на слово — дальность прорисовки никак не влияла на FPS, поэтому оставьте её на максимум.

Для этого теста я поставил:

  • стандартную графику;
  • все остальное на минимум или отключено, кроме дальности прорисовки — её на максимум.

Результат тестирования:

  • Avg: 35,1
  • Min: 18
  • Max: 62

Ну что ж, уже неплохо! Прирост есть, минимальная просадка увеличилась в два раза, что в геймплее отразилось в том, что не было сильных тормозов. Средний уровень FPS увеличился на 8,26 единиц, что в принципе тоже неплохо, но останавливаться на достигнутом не было желания.

Тест третий, FPS 3

Этот тест оказался немного не похожим на остальные и скоро вы поймете почему. Во первых, я оставил все настройки, как во втором тесте, однако изменил графику со стандартной на улучшенную. И что вы думаете? FPS стал чуть-чуть лучше, чем во втором тесте (буквально на несколько единиц). Но, как я уже сказал, останавливаться на достигнутом не хотелось. Все же разработчики были правы на счет нового рендера ;)

Для еще большего увеличения производительности игры я разогнал свою видео карту. Это еще называется оверклокингом. Результат меня очень порадовал.

Почему падает FPS

Когда падает FPS, картинка становится более дерганной, из-за чего играть становится сложнее и менее комфортно. К сожалению, существует очень большое количество аспектов, которые влияют на стабильность частоты кадров за секунду. В этой статье мы попробуем упомянуть самые популярные причины просадки FPS в ваших любимых играх.

Слабая видеокарта. В одной сцене игры FPS может быть выше из-за того, что видеокарта нагружена меньше. К примеру, в кадре нет большого количества динамических или детализированных объектов. Когда же на экране появляются более сложные элементы, с которыми железо справляется уже не так хорошо, FPS может снизиться.

Возможное решение: можно уменьшить детализацию, сглаживание или разрешение картинки.

Слабый процессор или память. Если после уменьшения качества графики или разрешения FPS не вырос, значит причиной просадок может быть слабый процессор или память. Процессор не способен передать видеокарте достаточное количество информации и она фактически простаивает. Этот феномен называется «бутылочное горлышко». Также обращайте внимание на количество свободной оперативной памяти, ее частоту и частоту контролера. Если памяти недостаточно для работы игры, производительность может пострадать.

Возможное решение: разгон процессора, памяти и контроллера памяти, если ваше железо поддерживает разгон. Если нет, тогда только покупка более мощных комплектующих, вроде процессора, дополнительной памяти, улучшенной видеокарты и так далее.

Фоновые задачи. Открытый браузер с большим количеством вкладок, сложные приложения, потребляющие много оперативной памяти или нагружающие процессор, центр обновлений Windows или любой другой процесс, использующий в какой-то мере диск, память или процессор.

Возможное решение: закройте все приложения и последите в диспетчере задач, не нагружает ли какой-нибудь системный процесс ваш компьютер. После этого попытайтесь снова запустить игру и последить за FPS.

Драйвер видеокарты. Иногда проблемой просадки FPS может быть драйвер видеокарты. Ознакомьтесь на сайте вашего производителя с подробностями последнего релиза. Возможно, в нем указано, что в некоторых играх возможны снижения количества кадров за секунду. Зачастую подобные проблемы исправляются выходом новых драйверов.

Возможное решение: установите свежую версию драйверов или откатитесь на предыдущий, если раньше проблем не было.

Плохая оптимизация. Худший вариант, так как пользователь фактически ничего не может сделать с кривым кодом, написанным разработчиками, если только не брать во внимание покупку более мощного железа.

Возможное решение: ждать выхода обновлений для самой игры или драйвера. Если игра уже не поддерживается, то можно попытаться установить более мощное железо.

Троттлинг. Это когда ваша система охлаждения не может справиться с тепловыделением процессора или видеокарты. Причиной этому может быть слишком большое тепловыделение (TDP) или слишком слабая система охлаждения. Также троттлинг может возникать из-за перегрева системы питания на материнской плате при слишком сильном разгоне не самого дорогого железа. Чтобы избежать чрезвычайного перегрева и выхода из строя компонентов, процессор или графика начинают «тормозить», то есть понижать частоты для охлаждения. Кроме того, причиной троттлинга может быть слишком старая термопаста, нуждающаяся в замене, или чрезвычайное загрязнение радиатора или вентилятора.

Возможное решение: уменьшите частоту процессора или видеокарты. Попробуйте также почистить компьютер от пыли или заменить термопасту. Если ничего не помогает и система далее троттлит, стоит задуматься о покупке более мощной системы охлаждения или диагностике железа на наличие неисправностей.

Помочь справиться с просадками FPS может как один вышеуказанный совет, так и несколько вместе. Часто попытки справиться со слишком низким или резко просидающим FPS занимают много времени, но в подавляющем большинстве случаев получается либо добиться более стабильного FPS, либо хотя бы узнать причину просадок. К сожалению, подобные танцы с бубном являются неотъемлемой частью ПК-гейминга, особенно на более бюджетном железе. Cправедливости ради стоит отметить, что богатые тоже плачут – часто плохая оптимизация игр или драйверов приводит к неприятным проседаниям и на более производительном и дорогом железе.

Команды для параметров запуска игры

В параметрах запуска игры пропишите:

-threads 2 -high +fps_max 10000 -tickrate 128

-threads 4 — использует 4 ядра процессора. Если на компьютере 2 или 6 ядер, ставим соответственно 2 или 6; -high — запускаем игру с высоким приоритетом. Данный параметр можно активировать через Ctrl+Alt+Delete в Диспетчере задач Windows; -tickrate 128 — устанавливает частоту обновления до 128 (при запуске сервера LAN); +fps_max 1000 — ставит максимальный FPS в игре. Поставив цифру выше, мы увеличиваем и загрузку карты.

  • Если комп слабоват, то не используйте во время катки Skype. Пользуйтесь TeamSpeak или RaidCall, которые слабее нагружают систему.
  • Не устанавливайте паленые сборки Windows, типа Windows Zver. Такие ОС часто глючат и содержат ненужный, тормозящий систему софт.

Чтобы прописать команду в параметрах запуска, нужно зайти в Steam — Библиотека. Выбрать CS: GO, нажать по ярлыку правой кнопкой мыши, далее Свойства — Установить параметры запуска.

Как измерить FPS в играх

С теорией разобрались, переходим к практике. Замер FPS – дело №1 для проверки производительности вашего компьютера. Существует большое количество способов, при помощи которых вы сможете узнать FPS в играх. Мы собрали несколько самых простых и популярных методов. Они могут вам посмотреть FPS без программ, а также наглядно вывести счетчик кадров за секунду на экран при помощи дополнительных приложений.

Как узнать FPS без программ

«Без программ» — весьма условное выражение. Вам в любом случае нужен какой-то софт для замера производительности (за исключением встроенных в игру счетчиков). В этом случае понятие «без дополнительных приложений» подразумевает в себя возможность отобразить FPS без необходимости в установке какого-то вспомогательного софта. Хорошая новость в том, что счетчики FPS входят в состав драйверов видеокарт, а также такой функцией обладают клиенты популярных игровых платформ.

Обычному пользователю будет достаточно встроенного в драйвер счетчика кадров за секунду. Он универсален и работает во всех играх. Полезно в том случае, если вы играете в игру не из Steam / Origin, а из Microsoft Store, к примеру, или вообще в пиратский репак (чего уж греха таить).

Как посмотреть FPS в игре

Прежде чем обращаться к каким-нибудь приложениям или драйверам, проверьте настройки графики самой игры. Существуют игрушки, в которых разработчики предусмотрели возможность включения встроенного счетчика FPS. Также многие игры располагают собственным бенчмарком, позволяющим проверить производительность игры и замерить FPS в различных сценариях. Поищите эти возможности в настройках графики или дисплея. Если их там нет, переходите к следующим опциям.

Как включить счетчик FPS на видеокартах Nvidia

Предельно простая процедура.

  1. На рабочем столе нажмите на иконку GeForce Experience (или выберите приложение из списка).
  2. В появившемся окне нажмите на иконку с шестеренкой в правом верхнем углу. Откроется интерфейс параметров.
  3. На вкладке Общее найдите пункт Внутриигровой оверлей и убедитесь, что он включен.

  4. Нажмите Настроить, а затем перейдите на вкладку Расположение HUD.
  5. Выберите Счетчик частоты кадров и укажите угол, в котором он будет отображаться.

  6. Закройте оверлей и запустите игру. В выбранном вами углу появится счетчик.

Кстати, все эти настройки можно изменить внутри самой игры. Достаточно нажать Alt + Z и зайти в тот самый раздел настроек.

Счетчик FPS на видеокартах AMD Radeon

В этом тоже нет ничего сложного, просто есть свои особенности.

  1. Нажмите правой кнопкой мыши на рабочем столе и выберите AMD Radeon Settings (настройки также доступны из области уведомлений панели задач).
  2. Перейдите в Глобальные настройки игр – Мониторинг производительности. Убедитесь, что параметр Кадры в секунду включен.

  3. Запустите игру и нажмите Alt + R. Откроется оверлей Radeon, а затем нажмите Ctrl + Shift + O. На экране появится экран мониторинга производительности. Оверлей можно закрыть, при этом счетчики останутся на экране.

В отличие от драйвера Nvidia, оверлей Radeon предоставляет больше информации о работе вашей графики, что облегчит вам анализ производительности и поиск способов увеличить FPS.

Как показать FPS в Steam

Если вы хотите следить за счетчиком FPS только в играх из Steam, можно включить отображение в клиенте этой платформы.

  1. Откройте Steam и в верхнем меню нажмите Steam – Настройки.

  2. На появившемся окне параметров Steam найдите вкладку В игре. Убедитесь, что параметр Включить оверлей Steam в игре включен.

  3. Найдите пункт Отображение частоты кадров и из выпадающего меню выберите угол, в котором должен отображаться счетчик.
  4. Чтобы данные было удобнее считывать, отметьте флажком пункт Высокий контраст счетчика кадров.
  5. Сохраните изменения и запустите нужную вам игру. В выбранном углу зелеными цифрами будет отображаться счетчик кадров за секунду. Учтите, что FPS будет отображаться только в тех играх, которые запускаются из Steam. Для всего остального используйте глобальные счетчики в драйверах видеокарты или при помощи сторонних приложений.

Отображение FPS в Origin

Принцип такой же, как и в Steam:

  1. В верхнем меню нажмите Orign – Настройки приложения.

  2. Щелкните Дополнительно – Внутриигровой экран Origin.

  3. Убедитесь, что пункт Включить внутриигровой экран Origin включен.

  4. В разделе Во время игры включите пункт Показывать частоту кадров. В выпадающем списке будут доступны опции расположения счетчика.
  5. Origin автоматически сохранит все изменения и при следующем запуске игры в выбранном вами угле экрана будет отображаться счетчик FPS.

Программы для показа FPS в играх

Есть большое количество различных сторонних приложений для измерения счетчика кадров за секунду в играх. Они открывают дополнительные возможности для более детального мониторинга производительности системы и проведения комплексных замеров с последующим анализом. Одним из самых популярных приложений для подобных задач является FRAPS. Оно бесплатное, доступно на официальном сайте и весьма простое в усвоении. Достаточно скачать, установить, выбрать положение счетчика, оставить приложение включенным и запустить игру.

Также можем порекомендовать FPS Monitor. Это более продвинутый инструмент, позволяющий выводить на экран целую россыпь показателей системы. В нем доступно много различных персонализаций и настроек, описание которых может занять отдельную большую статью. В этой же статье лишь соберем приложения, которые мы бы порекомендовали для измерения FPS и предоставим ссылки на них. Минусом FPS Monitor является необходимость приобретать лицензию на приложение, если вы не хотите, чтобы во время замера FPS на экране отображался водяной знак.

Бонус: замер FPS встроенными в Windows средствами

Осенью 2020 года выйдет новая версия Windows 10, в которой появятся системные механизмы измерения производительности. Вы сможете следить за FPS, нагрузкой на видеокарту, процессор и память прямиком из игровой панели. Это избавит вас от необходимости устанавливать дополнительные приложения или включать счетчики в настройках драйверов. Когда Microsoft выпустит это обновление, мы обновим статью и расскажем, как включить замер FPS встроенными в Windows 10 средствами.

Зачем надо 60 FPS в видео и фильмах?

Логичный вопрос.

Когда я рассказываю про эту фишку друзьям или пишу на форуме, мне часто его задают. Приведу хороший интерактивный пример, зачем же это надо. Клац.

Здесь выбираем интересующую нас частоту кадров и смотрим разницу

Если вы не заметили разницы между 30 и 60 FPS, дальше можно не читать)

Обычно фильмы снимаются с частотой 24 кадра в секунду, ну если не считать новомодных экспериментов вроде «Хоббита», снятого в 48 к/с.

Подробнее про «Хоббита» можно почитать вот тут, там комменты лучше самой статьи, хорошо видно, как народ реагирует на новый формат.

Проблема в том, что на 24 к/с можно заметить характерные рывки, присущие всем фильмам, снятым с этой частотой. Причем, новые телевизоры обычно уже оснащены своими «уплавнялками», дающими 60 FPS, однако, этот эффект не всем нравится. Мол, фильм превращается в дешевый сериал, теряется «магия кино», и т.п. Но, лично мне он, наоборот, по душе.

Пришествие 60 FPS в нашу жизнь я ощутил, когда стал замечать во многих роликах на ютюбе (обычно это были какие-то обзоры), что с картинкой что-то не то. Она выглядит реалистичнее, чем обычно. Я не сразу понял, в чем дело, и сначала решил, что это Full HD так себя ведет, но нет. Позднее я заметил, что все такие ролики сняты в 60 FPS, это легко увидеть, нажав на значок в правом нижем углу ютюба, там, где качество:

60 FPS на ютюбе

Пример ролика в таком формате, а вобще их там тонны. Собственно, мне настолько понравился этот эффект, что в итоге я заказал себе камеру Xiaomi Yi, которая как раз умеет в Full HD и 60 FPS. Все обзоры на этом сайте сняты с ее помощью, и да, на них так же стоит заветный значок 60 FPS, можете проверить)

Вывод: видео в 60 FPS выглядит более плавным и реалистичным, «как-будто на перемотке», но — не всем нравится этот эффект.

Если вам он не нравится — нафиг вы читаете эту статью? А если нравится или вы его еще не ощутили и не видели — читаем дальше, я расскажу, как сделать такое у себя, бесплатно и без смс.

Существенный минус всей этой темы: повышенные требования к процессору и видеокарте, ибо — расчет дополнительных кадров требует больше ресурсов вашего ПК, и это я не говорю про то, когда вы это начнете в VR запускать.

Как повысить FPS в играх

Этот вопрос волнует каждого владельца более-менее игрового компьютера. Способы увеличения частоты кадров за секунду в играх такие же, как и способы борьбы с просадками, которые описаны в статье выше. Попробуйте:

  1. Упростить настройки графики – детализация, разрешение текстур, сглаживание, тени, дальность отражения, общее разрешение картинки, анизотропная фильтрация и так далее. Все эти параметры влияют на интенсивность загрузки видеокарты. Иногда добиться оптимального соотношения FPS / графики помогает автоматический подбор параметров самой игрой или драйвером видеокарты. В GeFroce Experience, к примеру, есть функция автоматической оптимизации настроек игр.
  2. Разогнать процессор, память, контроллер, видеоядро и память видеокарты. Процедура разгона каждого из этих компонентов является весьма щепетильным делом и зависит от большого количества факторов. В этой статье мы лишь советуем разгон как метод повышения FPS в играх. Как именно разгонять процессор, память или видеокарту, вы можете узнать в Интернете. Описывать все подробно в этой статье нет смысла (она и так получилась очень большой).
  3. Закрыть фоновые задачи и приложения. Убедитесь, что никакой другой софт или системные задачи не «тянут одеяло на себя». Порой простое закрытие параллельного приложения помогает существенно увеличить FPS в играх.
  4. Отключить системы записи геймплея или стриминга. Это актуально для тех, у кого недорогие компьютеры с не самыми мощными процессорами и видеокартами.
  5. Предотвратить троттлинг или исправить его. Исключите возможные просадки FPS из-за падения мощности процессора или графики. Сюда же можно добавить чистку компьютера и замену термопасты на процессоре и видеокарте. Важно: если вы не знаете, как это делается, лучше обратитесь к специалисту или хотя бы погуглите.
  6. Обновить драйверы. Мало не главную роль в повышении производительности играет хорошо оптимизированный код как самой игры, так и драйверов, поэтому убедитесь, что используете самые последние версии обеих. Если после обновления драйвера возникли просадки FPS, откатитесь на предыдущую версию.
  7. Проверить настройки энергопотребления. В первую очередь это касается игровых ноутбуков. Портативные игровые устройства сделаны так, что при работе от батареи мощность процессора и видеокарты понижается для уменьшения энергопотребления и увеличения времени жизни от одного заряда. Подключите устройство к сети, а затем проверьте, включился ли максимально производительный режим. Если включен режим энергосбережения, FPS в играх будет гораздо меньше. Настроить энергопотребление можно в настройках Windows (Win + X – Управление электропитанием – Дополнительные параметры питания) или в утилитах от производителя, которыми комплектуется ваш ПК.
  8. Купить более производительное железо. Если уж совсем ничего не помогает, у вас остается только этот вариант.

Как я проводил тесты на FPS в World of Tanks

Я провел ряд тестов, измеряя показаели FPS с различными настройками графики. Помимо настроек самой игры я редактировал файл preferences.xml, а так же изменил настройки видео карты, о чем мы уже с вами поговорили выше.

Цель теста — установить оптимальные настройки для получения максимального FPS в игре Мир Танков. Вы так же можете проделать эти тесты и сами, чтобы установить максимально возможные настройки графики для комфортной игры, поэтому статья будет весьма подробной. Я настоятельно рекомендую всем проделать эти же тесты, так как у всех разное железо и одни и те же настройки игры могут работать не одинаково на разных компьютерах.

Для снятия показаний FPS я использовал программу Fraps (fraps.com), которая кстати еще может записывать видео, но нам эта функция для поставленных задач не потребуется. Можно конечно руководствоваться счетчиком кадров в секунду, встроенным в игру, однако Fraps имеет одно неоспоримое преимущество.

Речь идет о записи показателя FPS в лог-файл, что очень удобно для проведения моего теста, так как это наглядно демонстрирует статистику FPS. Запись в лог осуществляется нажатием хоткея (по умолчанию F11), опционально лог может вестись ограниченный отрезок времени — я поставил 100 секунд, этого вполне достаточно. За 100 секунд можно вдоволь накататься на танке, покрутить камерой, ввязаться в бой, ну в общем сделать стресс тест для видео карты. Лог записывается в два файла:

  • текстовый, с указанием среднего, минимального и максимального значений FPS;
  • таблицу в формате csv (Excel) в которой посекундно отображается FPS.

Ниже на скриншоте вы увидите программу Fraps и её интерфейс. Бесплатная версия обладает всеми нужными нам функциями.

Fraps запись FPS в лог файл

Для сбора статистики FPS нас как раз интересует эта вкладка, изображенная на картинке. Давайте разберем, что это там все означает.

  • Строка Folder to save benchmarks in — путь к папке, в которую будет сохраняться журнал FPS (лог-файлы). У себя для удобства я определил папку на рабочем столе, чтобы было проще её найти.
  • Benchmark hotkey — клавиша при нажатии которой начинается запись показаний FPS в лог-файл.
  • Benchmark Settings — данные, которые будут писаться в лог. Нам достаточно галочки на FPS.
  • Stop benchmark after — если стоит галочка, то запись в лог будет прекращена через указанный промежуток времени после нажатия хоткея.

Остальные настройки я не трогал. Если вы не хотите сами проводить тесты, то не нужно качать Fraps, можете прочитать статью до конца и внести указанные изменения в настройках игры и компьютера.

Забегая вперед хочу сказать, что количество кадров в секунду может различаться не только из-за настроек графики, но и из-за карты, на которую вас отправил великий рандом. Таким образом на пустынных картах FPS как правило выше, чем на городских. Это объясняется тем, что в городе больше различных объектов, таких как дома, мосты и прочие постройки, на прорисовку которых требуется гораздо больше ресурсов видео карты, чем на пустынные пейзажи. Поэтому тесты одних и тех же настроек я проводил несколько раз на разных игровых картах.

Как ограничить FPS и зачем это делать

Выше в статье мы уже писали о том, что нет никакой выгоды в частоте кадров, которая превышает частоту обновления матрицы монитора. Иными словами, 60 FPS на мониторе 60 Гц будут ощущаться точно так же, как и 600 FPS. Картинка фактически будет одинаковой, но вот разница в нагрузке на компоненты ПК будет огромная. Чтобы не нагружать компоненты компьютера впустую (что увеличивает энергопотребление, тепловыделение и шум систем охлаждения), есть смысл включить ограничение частоты кадров. В этом случае видеокарта будет отрисовывать лишь заданное количество кадров и экономить ресурсы ПК.

На видеокартах AMD Radeon ограничить FPS можно встроенными в оверлей механизмами. Они называются Radeon FRTC. Там можно указать точное количество кадров за секунду, которое видеокарта должна отрисовывать. Доступны варианты от 30 до 300. Во время игры нажмите Alt + R и найдите пункт Radeon FRTC.

На видеокартах Nvidia нет подобного механизма, но добиться ограничения количества кадров за секунду можно путем активации вертикальной синхронизации (это же актуально и для видеокарт Radeon). В этом случае игра будет выводить на экран соответствующее частоте монитора количество кадров за секунду. В подавляющем большинстве игр вертикальная синхронизация включается из настроек графики самой игры, а в отдельных тайтлах разработчики предусмотрели встроенные механизмы ограничения количества кадров за секунду. Можно также принудительно задать настройки вертикальной синхронизации в параметрах управления Nvidia, если подобная опция не предусмотрена в самой игре (что бывает весьма редко).

  1. Нажмите правую кнопку мыши по рабочему столу и выберите Панель управления Nvidia.
  2. Перейдите на вкладку Параметры 3D – Управление параметрами 3D.
  3. В правой части экрана откройте вкладку Программные настройки и из выпадающего списка Выберите программу для настройки укажите нужную вам игру. Если ее нет, нажмите Добавить и выберите нужную из списка, либо нажмите Обзор и укажите исполняемый exe-файл игры.
  4. В списке параметров найдите пункт Вертикальный синхроимпульс и выберите параметр Вкл. Объяснение всех опций доступно немного ниже, что позволит вам подобрать оптимальный для себя режим.

Как было написано в начале статьи, FPS и связанные с этим показателем вопросы – тема для большого количества больших статей. Мы попытались собрать базовую информацию и сведения, владея которыми вы сможете настроить свой компьютер для отображения комфортных значений FPS. Если вам интересно узнать подробнее об отдельных аспектах, описанных в статье, воспользуйтесь всемогущей поисковой системой Google. Если мы не упомянули что-то важное, сообщите нам в комментариях об этом. Возможно, вы также знаете какие-то хитрости или нюансы, помогающие увеличить FPS или бороться с его просадками. Ваша помощь будет полезна как нам, так и другим читателям.

Разгон видео карты

Внимание! Все ниже указанные действия вы делаете исключительно на свой страх и риск!

«Да ну, это очень сложно!» — скажите вы и будете не правы. Сегодня разогнать видео карту очень просто и с наличием головы с мозгами, а не дыркой, в которую вы едите — это еще и безопасно. Прежде чем разгонять видео карту необходимо подготовить свой компьютер.

Самое главное в разгоне видео карты — это её правильное охлаждение. Для измерения температуры видео карты установите какой-нибудь виджет на рабочий стол, например GPU Meter. В пассивном состоянии температура видео карты должна быть в диапазоне 50-60 градусов по цельсию, а в активном (в игре) не больше 85-90, если выше — у вас проблемы с её охлаждением.

Для охлаждения видео карты можно поставить дополнительный кулер, если ваш системный блок вместит его или, если у вас ноутбук, можно купить специальную подставку под него с дополнительными вентиляторами охлаждения. При перенагреве она конечно не расплавится, но только в том случае если у вашего ПК предусмотрено аварийное отключение (практически во всех ноутах есть такая фича).

Так же неплохой идеей было бы заменить термопасту на плате видео карты и прочих местах, если вы этого еще никогда не делали, а комп у вас уже давно. Как наносить термопасту можете найти опять же в гугле, на youtube даже видео об этом есть в большом количестве.

Что касается меня, то я полностью разобрал свой ноутбук, дабы прочистить все платы от пыли и заменить термопасту. Настоящий хардкор, но статья не об этом к сожалению. Кстати после сборки он отлично работает, пишу с него. Может открыть свою мастерскую?

Предположим, что у вас теперь все в порядке с температурой и охлаждением, так как же разгонять? Для этого не требуется ничего разбирать, достаточно скачать и установить одну из ниже перечисленных утилит:

  1. Riva Tuner — утилита для разгона карт на базе Nvidia. Больше подойдет для профессионалов, так как имеет огромную массу настроек. Можно легко запутаться, если не знаете что к чему. Но я больше рекомендую вам вторую программу, более простую, но не менее эффективную:
  2. MSI Afterburner — очень простая в освоении утилита, поддерживает карты Nvidia и AMD, так что подойдет практически всем. Почитать о возможностях и посмотреть список поддерживаемых карт можно здесь, а скачать саму программу отсюда (ссылки на официальный сайт проги).

Запускаем прогу. В ней вы сможете управлять питанием своей видяхи, а так же частотой её процессора + несколько других функций. Выглядит она так:

К сожалению (или к счатью) на моем ноутбуке нельзя управлять питанием видео карты, так же как и скоростью вращения её кулера (потому, что отдельного кулера у нее нет), но зато можно менять частоту проца и памяти. Давайте не будем сильно углубляться в тонкости, если интересно — гуглите все понятия, но на начальном этапе я вам рекомендую следующее (это более безопасно):

  • увеличивать значения только Core Clock и Memory Clock;
  • увеличивать ОБЯЗАТЕЛЬНО постепенно, примерно по 5-10% и постоянно мониторить температуру видео карты!
  • НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СТАВИТЬ СРАЗУ МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ! Сожгете свою карту, потом не приходите ко мне с притензиями.

В правой части прога показывает всю необходимую статистику видео карты. Что указано на графиках — подписано в самой программе, разберетесь. После установки новых значений Core и Memory clock необходимо нажать кнопку Apply, чтобы изменения вступили в силу. Перезагружать комп не надо, изменения происходят мгновенно.

Прежде чем бежать мерить FPS в игре я тщательно настроил разгон карты, подобрав такой режим, при котором на максимальной нагрузке карта не нагревалась выше 85 градусов. Для этого использовалась программа 3D Mark. Опять же не буду сильно углубляться и в этот вопрос, покажу лишь результаты моих тестов:

  • без разгона: 6371 очков
  • с разгоном: 7454 очка

Очки дает программа 3D Mark, что то вроде её внутреннего рейтинга.

Теперь возвращаемся к World of Tanks, тест третий, он же FPS 3

Подобрав оптимальный режим разгона видео карты, я запустил WOT и записал в лог показания FPS в нескольких боях. Вот средние значения:

  • Avg: 39,90
  • Min: 11
  • Max: 82

Впервые за всю историю игры в World of Tanks я увидел значение FPS больше 80! Не смотря на самые минимальные просадки из трех тестов — 11 FPS, игра была намного комфортнее. Танки начали летать!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: