Destiny 2
Сиквел не самой удачной Sci-Fi MMORPG, в котором проделана колоссальная работа над ошибками. События игры развиваются в далеком будущем: Солнечная система кишит инопланетянами, а людям доступны практически все планеты. В борьбе с внеземными захватчиками Стражам помогает загадочный Странник, однако последний оплот света, легендарная Башня, пала под натиском Красного Легиона. Сюжетная кампания игры напоминает дорогую космооперу и, по сути, таковой и является.
Уделив большой внимание сюжету и вселенной, авторы не забыли про экшен. Destiny 2 – отличный шутер, в котором нашлось место стычкам с боссами, патрулированию локаций, сайд-квестам, заданиям Кейда по поиску сундуков и массовым PvP-баталиям. В целом, игра стала красивее, насыщеннее и живее, но все так же ориентирована на гринд.
играть
Tyranny
CRPG с мрачным, полным жестокости и безнадежности миром, в котором тьма взяла верх над светом и добром. Главный герой – один из подчиненных темного владыки Кайроса, который несмотря на свой непростой статус все же наделен определенной самостоятельностью в принятии решений. Посему весь геймплей Tyranny имеет нелинейный характер, в котором каждое принятое решение непременно обернется далеко идущими последствиями и повлияет на развитие сюжета.
Купить
EVE Online
Космическая «песочница» и глобальный политический симулятор, в котором альянсовые баталии насчитывают тысячи кораблей с каждой стороны, а стоимость одного «Титана» превышает стоимость некоторых моделей авто. В игре порядка 5 000 звездных систем, поделенных на зоны безопасности: относительно безопасную Империю окружают пиратские зоны, а за ними лежат гигантские пространства «нулей» — локации, где PvP ничем не ограничивается. Несмотря на огромные размеры, мир EVE Online кипит жизнью: здесь копают астероиды, добывают лед, охотятся на шахтеров, грабят караваны, устраивают диверсии на рынке, исследуют кротовые норы, отбиваются от вторжений пиратов и, естественно, воюют за территории и влияние. Даже спустя 16 лет после релиза EVE Online остается самым цельным и сбалансированным космосимом в мире.
Играть
Геймеры, от чего будем фанатеть в 2014 году?
Уже сейчас можно назвать лучшие научно фантастические игры 2014 года, которые опять уведут нас от серой реальности в мир захватывающих приключений. Исходя из рейтингов игр 2013 года можно сделать некоторые выводы. Конечно, только нам сами решать, какие из этих игр в жанре научной фантастики — лучшие. Возможно, этому выбору поможет обзор игр, которые за 2013 год успели получить развитие. А также тех, которым в 2014 году еще предстоит заполнить наше сознание.
Еще нет аккаунта? Зарегистрируйтесь в EVE Online и начните свои приключения в этой вселенной. Этот шедевр современных цифровых технологий обязан попробовать каждый геймер на этой планете!
Elite: Dangerous
В этой Sci-Fi онлайн игре самый большой открытый мир из существующих. Для исследования доступны 400 миллиардов звездных систем, плюс еще больше планет, на которые можно высаживаться. Правда, обитаемый «пузырь» имеет диаметр всего 1000 световых лет, но никто не мешает вам бросить все и улететь на другой край Млечного Пути. Elite: Dangerous заставит вас почувствовать все прелести и ужасы одиночества космоса, научит управлять кораблем в условиях скрупулезно проработанной ньютоновской физики и заставит забыть о реальном мире на долгие месяцы. Развлекать игра вас не будет – готовьтесь искать развлечения сами.
Купить
Grim Dawn
Дьяблоподобный action/RPG, действие которого разворачивается в огромном умирающем мире, раздираемом на части войной между несколькими жуткими фракциями — Эфириалами и Х’тонцами. Люди же в этой войны выступают в качестве явных аутсайдеров, обреченных на медленное, но неминуемое вымирание. Если, конечно, ситуацию не изменит главный герой, стремительно ворвавшийся в самую гущу эпических событий и изменивший их ход.
Купить
Planet Calypso
Уже немолодая, но все еще бодрая Sci-Fi MMORPG с возможностью вывода заработанных денег в реал. Экономика игры основана на валюте Project Entropia Dollar (PED) с фиксированным обменным курсом к американскому доллару (10:1). Способов заработка в Planet Calypso куча: сбор пота животных (да-да, именно пота), майнинг, перевозка пассажиров, торговля, крафт, доходы от инвестирования. Правда, далеко не все они действенные, поэтому для хорошего старта придется вложить в игру реальные средства.
Мир Planet Calypso состоит из пяти отдельных планет, между которыми возможны перелеты. Каждая из них имеет свою флору, фауну и полезные ископаемые. Космическое пространство тоже не мертво – в нем орудуют пираты, поэтому путешествия между планетами не всегда безопасны. Порог вхождения в игру чрезвычайно высок, но если разобраться во всех нюансах, то вас ждет перспектива неплохого заработка.
Играть
Mordheim: City of the Damned
Тактическая пошаговая РПГ от Rogue Factor, основанная на вселенной настольной игры Mordheim, которая, в свою очередь, является частью еще более глобальной вселенной Warhammer Fantasy, созданной компанией Games Workshop. Действие игры разворачиваются в городе Мордхейме, полуразрушенном в результате падения метеорита и ставшем ареной для противостояния нескольких враждующих группировок, ведущих борьбу за фрагменты варпстоуна.
Купить
Star Trek Online
Созданная по мотивам знаменитого сериала, эта Sci-Fi MMORPG предлагает два режима: космический симулятор, в котором можно порулить собственным звездолетом, и классический наземный режим с перестрелками и выполнением сюжетных заданий. Основной экшен происходит в космосе, не самом реалистичном, но местами красивом. В пеших боях игрокам доступны помощники, но сами миссии однообразны и быстро надоедают. Помимо основного героя в игре нужно прокачивать команду звездолета – новые офицеры появляются по мере ваших скитаний по галактике и активно помогают как в наземных, так и в космических драках. К сожалению, русский язык в Star Trek Online не поддерживается.
Играть
Lords of the Fallen
Хардкорная экшен/РПГ в духе Dark Souls, в которой главный герой выступает против орд всевозможных демонов и их предводителей. Атмосферная, красивая, не сильно уступающая по сложности Dark Souls, эта игра определенно должна понравиться любителям жанра Dark Fantasy и качественных ролевых экшенов.
Купить
Star Citizen
Эпический долгострой от создателя серий симуляторов Starlancer и Freelancer Криса Робертса потихоньку добрался до стадии альфа-релиза. Поиграть могут не все, а только бэкеры, то есть те, кто помог собрать 65 000 000 долларов на разработку. За эти деньги Крис и Ко создали полноценный онлайновый симулятор космических боев с открытым миром, кораблями на несколько человек, высадками на планеты и сражениями от первого лица. А еще в игре реализована аренда космических станций и есть оперативная база для игроков вне закона (да, в Star Citizen можно стать пиратом-изгоем). Количество доступных кораблей уже перевалило за пять десятков, причем среди них есть не только боевые, но и транспортные, исследовательские и промышленные.
Официальный сайт
Жанр научно фантастических игр
Научно фантастические игры являются тем, что в наибольшей степени отражает сущность полного погружения в виртуальную реальность. Ведь, начиная игру, мы надеемся на то, что она существенно отличается от окружающей действительности. Еще лучше, если совсем не имеет точек соприкосновения с ней. Такие игры делятся на те, что предлагают путешествовать во вселенной на фантастических средствах передвижения – звездолетах, космических истребителях, и на те, где игроку предлагается выполнить миссию в чужом мире в качестве «боевой единицы».
В 2013 году лучшими онлайн научно-фантастическими играми, судя по количеству принимавших участие в космических путешествиях геймеров, стали две из них. Первая — симулятор космического корабля с элементами RPG «EVE Online» со своим дополнением «Rubicon». Вторая — онлайн Sci-Fi шутер от третьего лица «WarFrame».
Star Wars: The Old Republic
Создатели этой MMORPG сделали ставку на сюжетную кампанию, которая оказалась настолько интересной, что проект можно смело включать в топ приключенческих игр. Местные квесты ломятся от интереснейших диалогов и душераздирающих сцен, и в итоге приводят к полномасштабной войне между Империей и Республикой. Особенно ценно, что взглянуть на зарождающийся конфликт можно с обеих точек зрения. В тоже время, геймплейная механика SW:TOR мало чем отличается от других проектов. Единственное, чем выделяется игра в этом плане – система компаньонов. С этими ребятами гораздо интереснее зачищать инстансы и воевать против других игроков, не говоря уже о том, что каждого из них нужно одеть, накормить и прочее.
Играть
5Ведьмак 2: Убийцы королей
В свое время одна из лучших фэнтези игр на ПК «Ведьмак» произвела настоящий переворот в игровой индустрии. Разработчики не остановились на достигнутом и сделали продолжение. Действия «Ведьмак 2: Убийцы королей» начинаются сразу после событий первой части. Главный персонаж, как и раньше — Геральт из Ривии. По сравнению с первой частью сюжет стал сложнее. Герой много путешествует по огромным локациям, стало больше разнообразия в магии и прокачке. Весь сюжет игры завязан на том, что Геральта обвинили в убийстве короля Фольтеста. Ведьмак начинает расследование, чтобы найти настоящих убийц и вернуть свою репутацию.
Space Engineers
Набор Лего, юного химика и физика в одном флаконе, в котором нужно не просто построить космический корабль или базу, но и заставить все это работать. Фактически, это виртуальный конструктор с бесконечным списком коннекторов, коллекторов, реакторов и прочих строительных кубиков. Именно так будет выглядеть жизнь астероидного старателя где-то ближе к концу XXI века. Игра вышла на PC в 2013 году, но до сих пор находится в полусобранном состоянии. Что ни в коей мере не умаляет ее достоинств. Если вы ищете «Minecraft для умных», то Space Engineers – лучший кандидат на эту должность.
Купить
Симулятор космического корабля «EVE: Valkyrie»
«EVE: Valkyrie», который уже проходит бета-тестирование, даст возможность участвовать во вселенной EVE Online не только от третьего лица, но и находясь прямо в кабине звездолета. В этом новом творении CCP Games есть еще одна игровая «вкусность» — для него необходимо использовать игровой шлем Oculus Rift. Подробности об игре EVE: Valkyrie сохраняются в тайне. На официальном сайте игры есть лишь его трейлеры и немного общей информации.
Дата выхода «EVE: Valkyrie» назначена на вторую половину 2014 года. Уже сейчас можно назвать ее лучшей научно-фантастической игрой 2014 года в суб-жанре Космические симуляторы. Игра будет использовать новые технологии виртуальной реальности шлема Oculus Rift. Это не умеет делать ни одна другая известная нам игра.
Spiral Knights
Завязка этого проекта достаточно стандартна для космических РПГ – ваш корабль попадает под вражеский обстрел, поэтому вам и другим членам организации «Спиральные рыцари» приходится высадиться на неизвестной планете. Обнаруженный вами город под названием Haven оказывается населен вполне дружелюбными созданиями, но вот его окрестности просто кишат опасностями.
Чтобы починить корабль и продолжить путешествие, вам придется пробираться поближе к центру планеты в надежде добыть ресурсы и энергию. Уникальная фишка проекта – динамический мир, заметно изменяющийся в реальном времени в процессе ваших приключений.
Играть
Iratus: Lord of the Dead
Iratus: Lord of the Dead – вышедшая в июле 2020 года стратегия с пошаговыми боями, которая может заинтересовать не только фанатов жанра, но и любителей некромантов, оживших мертвецов и прочей нечисти. Игра предлагает примерить на себя роль Иратуса – могущественного некроманта, которому суждено стать во главе армии нежити, коей насчитывается аж 16 разновидностей.
Помимо сражений, главнокомандующему придется развиваться собственные таланты и всячески улучшать свое логово.
Купить
RF Online
Ветеран-долгожитель Рунета с морально устаревшей картинкой, но все еще востребованным в среде любителей массового PvP расовым противостоянием. Драка идет за руду в одной локации, носит название «войны за шахту» и не редко превращается в слив конкурирующих гильдий из одного альянса (в игре можно убивать представителей своей расы). Всего в этой бесплатной MMORPG доступно 3 фракции: киборги-акреты, практически полностью состоящие из металла, федерация Беллато (технологичный вариант магов) и Коры – типичные эльфы, которых каким-то непонятным образом занесло на планету Новус.
Играть
Conan Exiles
Популярная игра про выживание в мире, созданном по мотивам произведений Роберта Ирвина Говарда, просто не могла остаться за бортом нашего списка. Ведь сага о легендарном воителе Конане из Киммерии считается классикой героического и темного фэнтези, во многом определившей основные каноны жанра. Conan Exiles имеет множество достоинств, принесших игре популярность, и к таковым можно отнести ее характерную атмосферу вселенной о Конане, удачно воссозданную разработчиками из Funcom.
КУПИТЬ
Project Genom
Сравнительно новая, российская MMORPG на Unreal Engine с non-target системой боя, в которой отсутствуют классы и присутствует бесшовный мир. В топ лучших эта игра попала авансом – сейчас Project Genom находится в раннем доступе, поэтому пестрит багами и глюками. Однако в перспективе вырисовывается очень интересный проект, обильный на всякие сценарные безумства.
Например, как вам такая история: бежавший в космос после разрушения Земли звездолет возвращается назад и находит недобитый кусок Голландии на орбите, радиация которого породила злобную расу «пустых». Ее предводитель крадет корабль и через червоточину отправляется в эпоху динозавров, где его настигают бывшие владельцы звездолета и устраивают бойню. А тем временем обезьяны, глядя на все это, быстро эволюционируют и сами берутся за оружие… В общем, должно быть интересно, особенно, если вам нравятся мехи, экзоскелеты, дроны и боевые роботы-питомцы.
Купить
10Warcraft III: The Frozen Throne
The Frozen Throne – это дополнение к игре Warcraft III: The Reign of Chaos. Вы снова вернетесь в земли Азерота, где с минуты на минуту разгорится новая война. Прошло несколько лет с того момента, как Пылающий Легион был окончательно уничтожен. Эльфы вернулись в родной Ашенвальский лес, орки обосновалась где-то на севере Калимдора. А вот Артес, новый король Лордерона, собирается захватить весь мир. В это же время свои планы вынашивает Иллидан.
Skyforge
Сеттинг Skyforge – интересное сочетание фэнтези и научной фантастики. Когда-то планета Элион находилась под защитой создавшего ее могущественного божества. Но затем покровитель исчез, а некогда процветавший Элион оказался целью массированного инопланетного вторжения.
На защиту планеты стали многочисленные бессмертные герои, каждый из которых получил частичку божественной силы. Наш персонаж – один из таких героев, а конечная цель здесь – развить собственный культ, собрать последователей и присоединиться к новому пантеону Богов этого мира. Важная особенность геймплея – возможность переключения классов персонажа прямо посреди боя.
Играть
6Final Fantasy VII
Фэнтезйная Вселенная этой игры выполнена в стиле научной фантастики, напоминая наш мир. Весь вымышленный мир называется очень просто — «Планета». Планетой правит огромная корпорация «Шин-Ра». У корпорации есть своя мощная армия и полиция. «Шин-Ра» добывает электрическую энергию с помощью специальных реакторов, которые истощают все вокруг. Корпорации противостоят обычные добровольцы, которые должны остановить деятельность «Шин-Ра», в противном случае планета погибнет.
«WASD»: Наука об играх и не только. Всё, что нужно знать о game studies
Game studies: что это и зачем это?
Game studies – одно из наиболее активно развивающихся направлений в современном научном дискурсе. Казалось бы, есть масса популярных, доступных и интересных для изучения объектов – для них всего лишь требуется адекватный инструмент, не так ли? Но если мы попытаемся для начала дать определение игре вообще, потом – видеоигре, а затем понять, кто же должен всё это изучать, мы можем несколько раз оказаться в тупике.
Сложность определений и размытость границ понятия, отсутствие единого метода изучения… Как вообще при таких условиях получилось, что о видеоиграх пишут научные статьи и монографии, а game studies представлены в спецкурсах многих университетов мира? [Автор этой статьи, например, окончила два таких курса на «Coursera – Understanding Videogames» от университета Альберты и «Online Games: Literature, New Media and Narrative» от университета Вандербильта – прим. автора].
Более того – нужны ли game studies геймерам? Что, если вам нравится просто играть, а читать умные статьи об игровом процессе – не очень? Не переживайте, с вами всё нормально: авторы исследований видеоигр и сами часто не знают ответов на эти вопросы. Но тем интереснее их искать!
Термин в широком и узком смысле
Чтобы увидеть первую проблему, даже не нужно глубоко копать – достаточно всего лишь заглянуть в русскую и английскую Википедии [да-да, мы знаем, что Википедия – это ненаучно – прим. автора]. Русская настаивает, что game studies – исследования видеоигр, а людология – исследования игр вообще. Английская указывает на обратное: ошибочно называть game studies исследованиями видеоигр, следует использовать термин «людология»…
Кадр из игры «The Beginner’s Guide»
Тем не менее, если вы зададите тот же вопрос Гуглу, то он выдаст вам сначала сайт журнала game studies, посвященного исключительно научным статьям о видеоиграх, и сайт подобного русскоязычного журнала, посвященного той же теме. Кажется, один вопрос решен: если вы слышите словосочетание game studies, то почти гарантированно речь будет идти именно о компьютерных играх… или видеоиграх? А как их вообще правильно называть?
Что такое видеоигра?
Объект исследования game studies – вещь темная и непонятная. Действительно, если вы попробуете дать определение видеоигре, то можете столкнуться с некоторыми непредвиденными трудностями.
Повестововательная линия (кадр из игры «The Stanley Parable»)
Во-первых, что считать видеоигрой? Если допустить, что это любая игра, для которой необходимо специальное оборудование вроде приставки или компьютера (планшета, телефона и проч.), то что делать с цифровыми версиями традиционных игр вроде преферанса? Могут ли они быть объектом изучения game studies только потому, что в них можно играть на компьютере? Во-вторых, жанровое разнообразие видеоигр часто не позволяет дать однозначное определение игре как таковой. Более того, в последние годы разработчики нередко ломают игровые стереотипы, убирая из уравнения один из ключевых элементов геймплея.
В результате компьютерные игры могут ничем не отличаться от интерактивных новелл или фильмов – еще Эспен Орсет характеризовал их как разновидности гипертекста. Разумеется, эти трудности исследователей не останавливают. В одних случаях авторы исследований самостоятельно формулируют многосоставные и часто громоздкие определения видеоигр. В других же они пробуют порассуждать о тех качествах, которые принципиально отличают видеоигры от кино, литературы и других игр.
Так, например, поступает автор книги «The Art of Game Design: A Book of Lenses» Джесси Шелл: он предлагает своего рода энциклопедию для гейм-дизайнера с длинными списками навыков, которые ему понадобятся, и качеств, присущих или не присущих видеоиграм. Другой вариант – предложить определение игры вообще, но так, чтобы и видеоигра под него тоже подходила. Джейн МакГонигал, к примеру, выделяет следующие параметры игры: цель, правила, фидбек и добровольное участие.
А вот куда повествовательная линия может привести (кадр из игры «The Stanley Parable»)
Если с конечной целью, правилами и добровольностью участия всё ясно без дополнительных комментариев, то под фидбеком здесь понимается четкое ощущение того, сколько осталось до достижения цели (мерой могут быть очки, чекпойнты и так далее). Как считает МакГонигал, с помощью таких параметров можно описать абсолютно любую игру – хоть гольф, хоть «Portal».
Нарратология против (или не против?) людологии
Как вы уже поняли, о проблемах game studies можно говорить, читать и писать бесконечно – поэтому кратко остановимся еще на одной. Можно ли игры сравнивать с другими произведениями искусства или вообще считать искусством? А как насчет «Сапёра»? Можно ли ставить в один ряд с Джокондой «Супер Марио»? Да, дело совсем не в качестве и не в продолжительности, а в самой природе игры. Именно об этом дискуссия между нарратологами и людологами [краеугольный камень game studies! – прим. автора] – они не вполне сходятся в понимании того, насколько игра уникальна в сравнении с другими медиа.
Первое направление предлагает рассматривать видеоигры в ряду других нарративных произведений искусства – а это любые произведения, в основе которых лежит повествование. Уходить в дебри нарратологии мы не станем, но укажем только, что в целом это более понятное и до известной степени более традиционное направление исследовательской мысли. С такой точки зрения можно рассматривать подавляющее большинство игр как нарратив разной степени разветвленности – к примеру, если вспомнить игру «Undertale», то там принципиально разных нарратива будет аж три.
Второе направление отрицает нарративную природу игр, настаивая, что их ключевой характеристикой является именно «игровое начало» и личный опыт. Одним из наиболее активных критиков нарративного подхода к играм можно назвать теоретика игр Йеспера Юла [его блог не просто так называется «The Ludologist» – прим. автора]. Юл считает, что если мы контролируем нарратив, то он перестает быть таковым. Более того, по этой причине игры не могут рассказывать истории. Действительно, если мы задумаемся о видеоиграх в широком смысле, то выяснится, что не все из них нарративны в строгом смысле: например, трудно найти нарративное начало в том же «Сапёре» или симуляторах автомобильных гонок. Но есть другой вопрос к людологии: что считать игровым началом?
В последние годы популярность получили игры типа «Dear Esther», где собственно игровое начало очень проблематично определить – как, впрочем, и нарративное. Допустим, игроку предлагается бродить по острову, разглядывая объекты и слушая закадровый текст. Интерактивность, однако, ограничена возможностью открыть или закрыть дверь. Нет предметов, взаимодействующих друг с другом, а, главное – нет однозначной конечной цели, на первом месте стоит опыт, а не целеполагание.
Определение игры, предложенное МакГонигал, легко ломается об игру такого типа: здесь можно говорить разве что о добровольном участии в «игровом процессе», который непонятно к чему приведет, непонятно когда кончится и не имеет никаких правил. То же можно сказать об игре «The Beginner’s Guide», где собственно игровой «опыт» очень мало чем отличается от опыта просмотра геймплея этой же игры на YouTube; ситуация складывается поистине модернистская, из разряда ceci n’est pas une pipe – это действительно не игра, это видео, изображающее разные игры (чуть подробнее об этом мы поговорим в следующем разделе).
По вышеупомянутым причинам некоторые людологи (например, Гонзало Фраска) утверждают, что они вовсе не против нарративов, да и спор людологов с нарратологами (нарративистами?) выдуман… Впрочем, рекомендуем ознакомиться со статьей Фраски «Людологи тоже любят истории: заметки о споре, которого не было», где он подробно говорит о миллионе противоречий game studies и способах их преодоления.
Кто ты, исследователь видеоигр?
В эпоху Интернета понятие профессиональной критики стало размытым. Кто квалифицирован писать об играх? Люди со степенью? Сами степени по game studies существуют не настолько давно. Опытные геймеры? Авторы с опытом критических исследований в другой сфере? Как всегда, все ответы отчасти правильны.
В поисках смысла (кадр из игры «The Beginner’s Guide»)
Несомненно, практический игровой опыт очень важен – точно так же, как для литературоведа важна начитанность (при том, что быть писателем ему необязательно). Остальные параметры будут мало отличать исследователя видеоигр от исследователя литературы или кино, разве что некоторые специфические темы вроде игровой механики будут требовать больше практического опыта и знаний.
С одной стороны, существуют профессиональные издания для исследований видеоигр – хотя бы одноименный ресурс «Game Studies». Просмотрев представленные там работы, можно заключить, что они ничем принципиально не отличаются от литературоведческих, киноведческих или социологических. Для большинства характерен междисциплинарный или социологический уклон; есть также вполне традиционные работы вроде школьных сочинений – тема того-то и того-то в «Skyrim», например. С другой стороны, обыватель, который не обязательно интересуется работами профессиональных исследователей, может столкнуться с подобием game studies на большинстве развлекательных ресурсов.
Вопрос критики видеоигр занимает гейм-дизайнеров не меньше, чем самих критиков. Как уже упоминалось выше, исследователю или критику видеоигр иметь опыт разработки необязательно, к чему разработчики относятся с известным скепсисом. Например, создатель «Braid» и «Witness» Джонатан Блоу, услышав вопрос о критических трактовках своих игр, говорит: «Большинство из тех, кто хочет обсуждать игры, не знают, о чем говорят – причем неважно, хвалят они игры или ругают». Именно этому посвящена вышеупомянутая игра «The Beginner’s Guide» другого любителя параллельных интерпретаций, Дэви Ридена. [Риден получил всеобщее признание за игру «The Stanley Parable» – прим. автора].
Внимать, говорить и снова внимать (кадр из игры «The Beginner’s Guide»)
Вместе с рассказчиком вы смотрите на отрывки из разных неоконченных игр одного и того же автора и… не то чтобы в них играете, скорее бродите в них, слушая аудиокомментарий, как в музее. Повествователь очень подробно размышляет о том, как автор игр чувствовал себя в момент их создания, почему именно они не были окончены – всё это звучит убедительно, по-научному и даже по-человечески трогательно, поскольку становится ясно, что автор переживает глубокий творческий кризис. И тут вся эта критическая конструкция с примерами, логическими построениями и хронологическими отсылками… нет, все же вам стоит выделить чуть больше часа своего времени на игру или на просмотр её прохождения на Youtube, чтобы ощутить всю прелесть замысла Ридена.
Социальная призма
Если взглянуть на курсы на Coursera, посвященные видеоиграм, то нетрудно заметить сочетание нарративного и людологического подхода. Но значительную часть анализа занимает социальный аспект видеоигр – то есть отражение в них наиболее «горячих» тем на данный момент.
«Нет документа – нет и человека», – М. А. Булгаков (кадр из игры «Papers, Please»)
В частности, спецкурс «Understanding Videogames» содержит отдельные лекции о гендерных проблемах в видеоиграх [их долгое время критикуют за неглубокие и излишне сексуализированные женские персонажи, хотя положительная динамика определенно заметна – прим. автора] и о любимой теме старшего поколения – насилии.
Кто не слышал от родителей: «Это все твои игрушки виноваты»? Если вы знакомы с современными game studies, можете смело отвечать: ничего подобного. Прямую связь между видеоиграми со сценами жестокости и повышением уровня агрессии в реальной жизни еще не удалось убедительно доказать ни одному исследователю. Свежайшая статья на эту тему из журнала «Game Studies» заключает лишь, что игроки не чувствуют вины за агрессию, проявленную в играх, но выводы по поводу проекции такого поведения на реальную жизнь делать преждевременно.
Более того, автор нашумевшей «Reality is Broken» Джейн МакГонигал считает, что игры улучшают жизнь современного человека и в других отношениях. По мнению МакГонигал, если за новым опытом и интересными заданиями людям приходится обращаться к играм, то это с реальностью что-то не так, а не с людьми: «Реальность не так эффективно мотивирует, её структура не помогает максимально раскрыть человеческий потенциал, и её никто не продумывал от начала до конца лишь для того, чтобы сделать нас счастливыми».
«Человеку без документов строго воспрещается существовать!», – М. А. Булгаков (кадр из игры «Papers, Please»)
Даже если оставить за скобками дискуссию о «жестоких» играх, нетрудно понять, что позицию МакГонигал разделяли и разделяют не все. Сами игры прошли долгий путь от нишевого развлечения для узкого круга любителей до широкой и разномастной аудитории. Именно их стереотипная «нишевость» вместе со стереотипным образом геймера как асоциального бездельника подпитывала снисходительное – если не враждебное – отношение комментаторов.
Так, поклонники видеоигр до сих пор припоминают негативное отношение знаменитого кинокритика Роджера Эберта к этому жанру: на вопрос фаната он как-то сердито ответил, что не считает видеоигры искусством, и обсуждать в них нечего. Позже Эберт извинялся и обещал пересмотреть свою точку зрения, если ему попадется достойный объект, но позиция его (как бы странно это сейчас ни звучало) была типичной для многих: игры не то что даже искусство – они недостойны критического осмысления.
«Добро пожаловать в новый дом, невинный» (кадр из игры «Undertale»)
Вместе с тем ключевой аргумент Эберта – о том, что игры не учат гуманности – не выдерживает никакой критики. С одной стороны, это показывает очень ограниченное понимание медиума: ведь уже на момент ссоры Эберта с игровым комьюнити существовала не только «Doom», которая ему казалась моделью для всех остальных игр [читай: кровавой и бездушной «стрелялкой» для морально незрелых людей – прим. автора].
С другой стороны, и любому игроку, знакомому с относительно современными популярными играми, ясно, что это не так: в последние годы эта тема крайне популярна среди разработчиков. Стоит только вспомнить серию «Deus Ex» с дискуссией о правах человека или «The Last of Us». Более того, можно предположить, что как раз интерактивный, иммерсивный аспект таких игр позволяет аудитории сильнее прочувствовать этически тяжелые ситуации – ведь это игроку придется делать выбор.
Сейчас игры нередко «наказывают» игрока за неэтичное поведение: например, чем больше убиваешь в «Dishonored», тем отвратительнее становится и без того мрачный мир вокруг тебя. Количество трупов прямо пропорционально количеству крыс, а крысы разносят чуму. Отношение других персонажей к вам тоже меняется к худшему, если вы демонстрируете беспочвенную жестокость. Конечно, можно относиться к этому как дополнительному повышению уровня сложности, но отличие от большинства игр очевидно: там, где этический аспект не принимается во внимание, на повышенном уровне сложности вам как раз придется убивать больше и быстрее, и наказывать за это никто не будет.
В окружении тех самых безобидных «цветочков» (кадр из игры «Undertale»)
Еще более интересный подход к проблеме этического выбора в видеоиграх демонстрирует любимица критиков и игроков «Undertale». Здесь в зависимости от желания игрока сражаться с противниками-монстрами отношение окружающей среды к нему полностью меняется, обнажая то, насколько привычной для нас является игровая механика. «Ну а что, если предлагают драться – надо драться», – мысленно оправдывается игрок. Но кто в здравом уме станет драться с цветочками, овечками, кактусами и пушистыми собачками, интересуется «Undertale»? Нет, даже вариант с перезагрузкой после первого убийства не пройдет – игра вам обязательно это припомнит, монстр вы этакий.
Подытожим?
Нетрудно заключить, что помимо чисто исследовательского интереса к сравнительно новому и сравнительно понятному феномену, у авторов game studies есть и некоторый просветительский пафос.
Лукас Поуп на вручении премии BAFTA (2015)
С одной стороны, очевидно желание окончательно дестигматизировать видеоигры, которые до сих пор для некоторых воплощают все мировое зло. С другой стороны, стремление понять социологический аспект построения мира и создания персонажей в играх (к примеру, наличие или отсутствие стереотипов, разнообразие и проч.) помогает не просто указать на проблемы, но и предложить пути улучшения игр в будущем, сделав их более привлекательными для еще большего количества людей.
С третьей стороны, авторы game studies, нередко будучи по совместительству гейм-дизайнерами, преследуют прямо противоположную цель и иллюстрируют с помощью игр те или иные несовершенства социума.
Так, Ян Богост издевается над аддиктивной природой онлайн-игр вроде «Farmville» [«Веселая ферма» в русской версии – прим. автора] в восхитительно примитивной «Cow Clicker», где игроку всего лишь нужно кликать изображение коровы каждые шесть часов. Жюльен Тьенно доводит эту идею до абсурда в «Cookie Clicker», где вообще ничего больше не нужно делать – только кликать изображение печенья, пока не надоест, получать за это очки и покупать за них больше возможностей для производства печенья…
Джонатан Блоу на конференции GDC (2007)
Впрочем, пока вы кликаете, вы можете обдумать массу философских вопросов. Что побуждает вас кликать? Сколько еще вы будете это делать? Куда движется человечество, пока вы заняты «Cookie Clicker»? Точно ли эта игра делает вас лучше или вы уже чувствуете туннельный синдром? Поздравляем, вы сделали первый шаг на пути к исследованию видеоигры!
Path of Exile
Изометрический ролевой экшен в духе Diablo, отличающийся от множества диаблоподобных игр качественной реализацией основных механик своей прародительницы, дополненных большим набором собственных оригинальных задумок. К тому же мир в Path of Exile получился достаточно самобытным и темным, с собственной мрачной историей, демонами, героями, злодеями, эпическими и трагическими событиями. В общем, обилие темного фэнтези игрокам в Path of Exile обеспечено. Наконец, скачать и играть в Path of Exile можно бесплатно.
Играть
Vampire: The Masquerade – Bloodlines
В следующем году должна выйти вторая часть этой широко известной в узких кругах RPG. А пока любителям темного фэнтези и вампирских штучек, которые еще не познакомились с оригиналом, однозначно стоит это сделать.
Действие игры происходит в Лос-Анжелесе, а точнее – в его мрачном двойнике. В этом городе правят могущественные вампирские кланы, плетущие интриги, борющиеся за власть и пьющие кровь невинных. Но самое главное – все они обязаны тщательно соблюдать главный закон – Маскарад, ведь смертные ни за что не должны узнать, кто на самом деле дергает здесь за ниточки.
Купить Vampire: The Masquerade – Bloodlines
предзаказ Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2
Серия Dark Souls
Вот мы и добрались до второго места ТОПа. Им, по нашему скромному мнению, вполне можно считать серию хардкорных ролевых экшенов Dark Souls, которая цепляет не только своей мрачной историей, сюрреалистичным дизайном противников, зловещим антуражем всего окружения, но еще и неповторимыми жестокими сражениями, переносящими страдания и отчаяние с экранов мониторов прямо в душу игроков. Поэтому если вы бесстрашный и стойкий – добро пожаловать в мир Dark Souls!
Купить