Arsenal of Democracy, или AoD – военная гранд-стратегия, основанная на игре Hearts of Iron II – Armageddon и ее движке Europa. Игру анонсировали 8 сентября 2009 года, на официальных форумах компании Paradox. Разработкой занимались хардкорные фанаты стратегий, предназначена игра для них же. Как и в случае с другими гранд-стратегиями Hearts of Iron, Arsenal of Democracy позволяет игроку управлять практически любой нацией эпохи Второй мировой войны и начала Холодной войны; игрок имеет дело с политикой, дипломатией, шпионажем, экономикой, военной отраслью и технологиями.
Геймплей
Строение наземных дивизионов, авиационных формирований и морских кораблей/флотов позволяет игроку развивать свою армию. Можно управлять назначением командиров для сил своего национального флага или сил контролируемых наций, равно как и отвечать за назначения министров и военачальников. Возможности управления главами штатов и правительств расширены, хотя эта опция доступна только при выигранных игроком выборах и только для демократов. Игрок может подстраивать перевороты, объявлять войны, включать новые территории и создавать альянсы. Для управления социальной и экономической сферой наличествуют ползунки, например «центральное планирование – свободный рынок» и «авторитаризм – демократия». Благодаря различным ползункам появляется возможность ведения различных стратегий. Игрок отвечает за технологические исследования и может взаимодействовать с нациями со всего мира.
Изменения относительноHearts of Iron II — Armageddon Arsenal of Democracy сохранила общий вид и атмосферу оригинальной игры, но представила ряд изменений и усовершенствований. Цель и конечный результат этих изменений – сделать игровой менеджмент менее интенсивным, более удобным для пользователя – но, с другой стороны, и более состязательным (посредством улучшения искусственного интеллекта). Изменения сосредоточены в областях Экономики, Производства, Сражений и Исторической точности.
Графика и интерфейс в Arsenal of Democracy тщательно пересмотрены (экранное разрешение повышено, появился режим свободного выбора окна), что повлияло на многие системы, включая торговлю, шпионаж и извещения. Регулировка коснулась и многих механик. Так, игрок получил куда больше возможностей контроля за производством и экономикой. Механики сражения, включая алгоритмы истощения, полностью переработали, желая придать поведению юнитов дополнительный реализм. Искусственный интеллект адаптирован под новые особенности и сделан более «состязательным». Кроме того, в число новых особенностей входят логистика, национальные идеи (напоминающие таковые из серии Europa Universalis), расширенная технологическая система и 4 новых боевых сценария.
Arsenal of Democracy
Арсенал Демократии
Жанр: Глобальная историческая стратегия Платформа: PC Разработчик: BL-Logic Издатель: Paradox Interactive Метод распространения: Цифровая дистрибуция Похожие игры: серия Hearts of Iron (День Победы) Системные требования: ОС Windows 2000/ME/XP/Vista/Windows 7, процессор 2.0 ГГц, 1 гб ОЗУ, видеокарта 128 мб, 1 гб на жестком диске Официальный сайт: https://www.paradoxplaza.com/games/arsenal-of-democracy
«Мы должны стать великим арсеналом демократии. Для нас сейчас это так же важно, как сама война. Мы должны приступить к решению этой задачи с такой же решительностью, так же безотлагательно, с тем же духом патриотизма и самопожертвования, как если бы мы были в состоянии войны»
Ф. Д. Рузвельт о США 29 декабря 1940
«Hearts of Iron 2 на стероидах!» — именно так охарактеризовал свой проект «Arsenal of Democracy» Леннарт Берг – глава команды разработчиков. Хотя в данном случае даже термин «команда» является преувеличением – над игрой работало всего шесть человек. Тем не менее, этим людям удалось достичь того, что оказалось не под силу целому штату Paradox Interactive – поднять глобальную стратегию Hearts of Iron 2 (в русской локализации День Победы 2) на новый уровень и тем самым доказать, что даже устаревший движок в умелых руках может дать фору новейшим проектам.
Прежде чем разбираться, что же такое Arsenal of Democracy, предлагаю вашему вниманию небольшую ретроспективу на развитие серии Hearts of Iron. Это поможет понять, каковы были предпосылки создания этой игры. Итак, в 2002 году выходит первая часть серии. В масштабности и историчности происходящего с ней могло соперничать лишь другое детище «парадоксов» Europa Universalis 2. Но в отличие от пропитанной духом эпохи Возрождения «Европы», Hearts of Iron переносила игроков не так далеко: всего лишь на 70 лет назад, в мрачное время крупнейшей войны в истории человечества. Еще никогда в глобальных стратегиях игроку не давали столько свободы. Для выбора было доступно любое государство на карте мира от Гондураса и Коста-Рики до СССР и Третьего Рейха. Военные действия, экономика, дипломатия, наука – все это было в руках игрока. Стоит отметить, что уже тогда был обозначен акцент на военной составляющей. Например, если мы строим, то не жилые дома, а военные заводы и укрепления. Если изобретаем, то не телевизоры, а шифровальные машины. Если производим, то не бытовую технику и автомобили (все это объединено в абстрактные «товары народного потребления»), а оружие, танки, самолеты, корабли. И, конечно же, основная мысль проекта – масштабные боевые действия во всех частях земного шара. Hearts of Iron 2, увидевшая свет в 2005 году, стала достойным продолжателем серии: геймплей был углублен и улучшен по всем показателем. Было выпущено два дополнения «Doomsday» («Новая война») и «Armageddon» («План Сталина»). Последнее стало эталоном серии и отличной площадкой для модов. Но разработчики понимали, что долго засиделись на одном месте и пришло время для качественного рывка, которым стал релиз Hearts of Iron 3. Игра поменяла движок, карта увеличилась в разы до рекордных показателей, номинальной военной единицей стала не дивизия, а бригада, что усложнило игровой процесс в разы. По замыслу разработчиков, игроки должны были передавать некоторые (а то и все) вооруженные силы под контроль ИИ, но тот оказался, мягко говоря, не на высоте. Плюс, большое количество багов. В итоге, поклонники серии разделились на два примерно равных лагеря: «за» и «против» Hearts of Iron 3. Есть еще рассудительная прослойка между ними: «подожду n-ого патча/аддона, тогда может быть куплю». Пока Paradox Interacive в панике клепает по патчу раз в две недели и в спешке анонсирует первый аддон под названием «Semper Fi», за дело берутся народные умельцы, желающие разыграть карту «недовольных народных масс» и по возможности немного подзаработать.
Итак, в основу Arsenal of Democracy лег последний аддон HoI 2 «Armageddon». Основные направления работы – это переработанная боевая система, улучшенный ИИ, многочисленные небольшие улучшения во всех областях геймплея, расширение возможностей для моддинга, борьба с багами и эксплоитами.
Изменения в управлении государством
Правильнее было бы сказать «изменения в панелях управления». Сюда входят: производство, дипломатия, торговля, разведка, наука и статистика.
В окне производства появился целый набор полезных улучшений. Во-первых, новый ползунок «Восстановление провинций» в окне распределения промышленного потенциала. Все строения и инфраструктура теперь поднимаются из руин не бесплатно: теперь на это нужно выделять определенные промышленные мощности. Таким образом, у нас появилась возможность ощутить на себе всю тяжесть стратегических бомбардировок, когда даже не знаешь за что проще: старое починить или новое построить. Во-вторых, возможность передать распределение промышленного потенциала на управление компьютеру, задав определенные параметры. Многие по достоинству оценили это нововведение и говорят, что ИИ можно доверять, но лично я все же предпочитаю следить за экономикой сам. В-третьих, добавлено новое окно «Конвертация». Раньше мы могли производить синтетическое топливо из угля (энергии). В добавок к этой возможности, в Arsenal of Democracy стало возможно производство синтетических материалов из нефти. Стоит отметить, что коэффициенты переработки просто грабительские, но в условиях острого дефицита ресурсов и за соломинку ухватишься. Масштабы переработки определяются упомянутыми выше ползунками и количеством соответствующих заводов (да – теперь еще и специальные заводы строить нужно). В-четвертых, появилось окно «Расходы», в котором опять же при помощи ползунков мы можем определять финансирование общественных и военных нужд, науки, шпионажа и производства ядерного оружия.
Теперь касательно материального производства. В Hearts of Iron 2 было два вида производства серийное и параллельное. И если параллельное осталось без изменений – тут сложно что-то новое придумать, то серийное оказалось серьезно переработано. Во-первых, мы можем изменять размер серии после того, как она была запущена. Во-вторых, мы можем форсировать производство: увеличивать скорость в 2 или 3 раза, в обмен на соответствующий рост стоимости производства. В-третьих, добавлена возможность апгрейда юнита, находящегося в серии: на это уходит время и средства, но зато не теряется бонус серийности. В-четвертых, мы можем замораживать производство опять же без потери бонуса. За все эти плюшки надо платить, поэтому разработчики ввели в систему два серьезных штрафа: 90-дневная подготовка к производству и рост потребляемых ресурсов по мере накопления бонуса серийности. Простыми словами, чем быстрее и эффективнее работает завод, тем быстрее и больше нужно подвозить ресурсы. Еще одна фишка Арсенала Демократии: заводы получают бонус при их высокой концентрации. Раньше можно было построить по 1-2 завода в каждой провинции и очень осложнить жизнь вражеским стратегическим бомбардировщикам. Это возможность сохранилась, но при ее использовании вы не получите прибавку к производству. И наконец, в целях сохранения баланса эффективность использования захваченной у врага промышленности снижена в разы.
В экране дипломатии изменений поменьше. Во-первых, ползунки внутренней политики можно двигать хоть каждый день, но чем чаще, тем больше недовольства вы получите. Во-вторых, появился своеобразный аналог национальных идей из Европы 3. Каждая страна может выбрать по одной идее из трех групп: национальная идеология, социальная политика и национальная культура. Например, «Реваншистская политика», «Имперский взгляд на мир», «Ставка на армию», «Традиционная рабочая этика» и другие. Эти «национальные идеи» несут как бонусы, так и штрафы и могут оказать достаточно сильное влияние на развитие страны.
В Arsenal of Democracy торговля вынесена с окна производства на отдельный экран, что положительно сказалось на удобстве интерфейса. Добавлена функция автоторговли. Все торговые соглашения теперь требуют организации конвоев, которые могут быть перехвачены. К слову, торговая карта теперь показывает пути следования ваших конвоев. Если конвой подвергается атаке на каком-то участке, то в следующий раз он старается обойти его стороной.
В окне «разведка» добавилась функция «морская разведка» и возможность активизации постоянных миссий. Здесь, следует отметить проблемы с балансом. Например, я при игре за Японию без труда наводнил США и СССР шпионами и крал все чертежи. Поэтому если у государства достаточно денег на финансирование шпионажа, то рано или поздно у него появляется целая армия «Джеймсов Бондов»
Наука была доработана под расширенные временные рамки (вплоть до 1964 года): практически все ветви удлиненны на 1-2 технологии. Добавлены и некоторые новые: перевозка войск по железной дороге, система военных госпиталей, пластмассы, полимеры, сверхтяжелая ж/д артиллерия и другое. Важное нововведение Арсенала Демократии, в некотором роде рушащее баланс – это увеличение максимума конструкторских бюро с пяти до десяти. За каждые 20 единиц промышленного потенциала можно открыть новое бюро. Это уводит крупные страны в огромный отрыв от остальных, да и новых технологий явно недостаточно для таких серьезных исследовательских мощностей.
Окно статистики пополнилось очень интересными разделами – количеством потерь и затраченных ресурсов. Причем потери высчитываются не только в живой силе, но и в танках, самолетах и даже грузовиках.
Боевая система
Изменения в боевой системе сложнее объяснить, так как они, как правило, кроются в файлах игры и невидимы игроку. Я постараюсь выделить основные области и закономерности. Начнем с того, что в Арсенале Демократии фактор качества стал играть еще большее значение по сравнению с количеством. Этот момент хорошо заметен в войне Японии против Китая. Достигается это при помощи такого показателя как ширина фронта. Приведу пример: дивизия А в два раза сильнее дивизии Б (за счет вооружения, организации и т.п). Две дивизии Б не будут также сильны как дивизия А. Этот показатель будет равен 0,7, так как тут и включается фактор ширины фронта. Более многочисленная армия не всегда способна полностью реализовать свое численное превосходство из-за особенностей местности. Боевые события (например, «прорыв», «засада», «контратака» и др.) имеют большее значение на исход сражения. Эффективность противотанковой артиллерии повышена. Потери во время видимого затишья значительно увеличены, что символизирует бои местного характера, а для отступающих частей – арьергардные бои. Кстати, отступающий флот также продолжает нести потери, а не выходит из боя мгновенно. У сухопутных войск появилась новая возможность: «Выжигать землю». При включенной опции, ваши отступающие части будут уничтожать за собой инфраструктуру. Теперь враг поймет смысл фразы «земля горит под ногами оккупанта». Во-первых, это замедлит его наступление и осложнит маневры. Во-вторых, у него возникнут проблемы со снабжением. В-третьих, ему придется выделять свой промышленный потенциал на восстановление провинции. Еще одна очень полезная опция для армии и флота «Стоять насмерть». Если ее активизировать, то ваши части будут продолжать бой, даже потеряв всю организацию. Применять этот приказ нужно только в крайних случаях, так как он ведет огромным потерям. В связи с появлением нового вида войск – сверхтяжелой железнодорожной артиллерии введена новая опция «Артобстрел». С ее помощью можно разрушить укрепления и инфраструктуру в соседних провинциях.
Авиация играет важную роль в войне, но средством истребления отступающих дивизий больше не является. Некоторые изменения в миссиях: помимо общей «стратегической бомбардировки» добавлены более узкие: «бомбардировка , а помимо «удара по авиабазам» (вывода из строя взлетно-посадочных полос), «удар по аэродромам» (по самолетам на аэродромах). Тут имеет место некоторая двусмысленность, но учитывая, что разработчики Arsenal of Democracy с релизом включили в игру русский язык, можно им это простить. Важное нововведение для авиационных и морских миссий – это то, что областью действия можно выбрать не только регион или область, но и одну провинцию, чего очень не хватало раньше. При выборе области или региона «умный ИИ» правильно выбирает наиболее подходящую цель. В графе время выполнения миссии теперь можно поставить «бесконечно», что позволяет не отвлекаться на каждую эскадру подлодок или эскадрилью истребителей. Важность радаров возросла в разы, причем не только для авиации и флота, но и для кораблей.
Некоторые изменения коснулись и военно-морских сил. Например, введен новый юнит – тяжелая субмарина. Эти гигантские подводные лодки обладают огромным радиусом действия и высокими боевыми характеристиками. Даже в одиночку они представляют большую угрозу для транспортного флота противника. Одна из новых интересных возможностей – это конвертация эсминцев в корабли прикрытия: теперь есть куда деть эти устаревшие корыта. Корабельные улучшения стали съемными: в любой момент вместо ПВО на корабль можно установить дополнительные орудия или систему обнаружения, например. Кроме того, добавлены новые улучшения. В морском бою возросла роль второстепенных показателей, таких как скорость, заметность, обнаружение. Иногда доходит до того, что корабли маневрируют много часов, будучи не в состоянии выйти на позиции для ведения огня. По сообщениям игроков, разработчики перестарались с ослаблением авианосцев и усилением линкоров. Если в Hearts of Iron 2 первые были чудо-оружием, то в Arsenal of Democracy наоборот вторые.
Снабжение, ИИ и другое
Снабжение – это очень больная тема для Hearts of Iron 3 и разработчики Arsenal of Democracy не могли позволить себе упасть в грязь лицом в этом вопросе. Нужно отметить, что со своей задачей они справились «на отлично». Во-первых, запасы (военные припасы и ГСМ) теперь не абстрактны. Каждая дивизия, каждый корабль имеют определенные запасы, которые отображаются полосочками в окне с информацией о юните. Для флота это полугодовой, а для сухопутных частей 30-дневный запас. Эти запасы тратятся в зависимости от интенсивности боевых действий. Таким образом, армия, попавшая в окружение, может сопротивляться относительно долгое время, но есть одно «но» запасы могут быть уничтожены налетами вражеской авиации. Поэтому если вы не можете организовать «воздушный мост» со своими окруженцами, то хотя бы не давайте противнику их бомбить. Параметр «фактическая эффективность снабжения» провинции стал значимее более общего «пропускная способность», которая высчитывается для всей страны в целом. Это правильно – можно вспомнить военную кампанию японцев в Китае, когда в захваченные порты поступало достаточно провизии, но вот доставить ее вглубь страны без нормальных дорог было очень проблематично. Также эффективность снабжения очень зависит от местности и погоды. Как тут не вспомнить двух русских генералов: «Грязь» и «Мороз».
Честно сказать, все обещания разработчиков о создании «умного ИИ» воспринимались игроками несерьезно и были очередным поводом для сарказма. Но все изменилось, когда на форумах стали открываться темы в духе: «Помогите при игре за СССР», «Как остановить компьютер?», «Посоветуйте стратегию», «Откуда у Германии столько войск?» и т.п. Причем спрашивают игроки с опытом, не новички. Дело даже не в том, что ИИ стал очень умным, а в том, что он просто перестал тупить. Не совсем конечно, но в общем это так. Посудите сами: правильное определение театров военных действий и соответствующее распределение сил (советские войска больше не перемещаются по стране, как броуновские частицы), использование простых стратегических приемов (концентрация сил, прорыв, окружение, массированные высадки с моря), активное использование авиации, рациональное использование гарнизонных дивизий (минимум войск на максимальной территории с максимальной эффективностью), грамотная комплектация кораблей во флотилии.
В Арсенале Демократии много внимания было уделено борьбе с эксплоитами. Например, передача флота союзнику для ремонта, эксплоит с радиусом действия авиации или формирование огромных воздушных флотов. Также было выловлено много багов. Масса показателей, триггеров и модификаторов была вынесена в текстовые файлы игры, что дает большой простор для моддинга. Наконец, добавлено четыре новых сценария: Первая Кашмирская война (1947), Первая Арабо-Израильская война (1948), Корейская война (1950), Суэцкий кризис (1956).
Конечно, в обзоре перечислены не все нововведения и улучшения, а лишь самые главные и заметные. На самом деле работу BL-Logic трудно недооценить. Чего стоит мануал, состоящий из 84 страниц. На такой труд были способны только настоящие фанаты серии Hearts of Iron.
Что касается вопроса издания. Как вы уже заметили из шапки, официально игра распространяется только цифровым путем. Издавать ее в СНГ, к сожалению, никто не собирается. Но в большой плюс разработчикам можно засчитать то, что они добавили русский в качестве одного из поддерживаемых языков. Конечно, первоначальное издание имело ошибки в переводе, но русское игровое сообщество проявило инициативу и в скором времени направило необходимую разработчикам, чтобы те включили ее в следующий патч. К слову, разработчики очень открытые люди и без колебаний идут на контакт. Единственным серьезным недостатком Arsenal of Democracy являются долгие загрузки и сохранения. Многие игроки соревновались с секундомерами в поисках увеличения быстродействия, но результаты пока не радуют – сохранения длятся по 30-40 секунд, а на некоторых системах вплоть до минуты. Первый патч 1.03 (игра вышла в версии 1.02) лишь усугубил ситуацию, но мы надеемся на скорое решение проблемы.
Плюсы:
— Многочисленные улучшения практически во всех областях — Победа над многими багами и эксплоитами — По-настоящему умный ИИ — Наличие русского языка в издании — Большой потенциал
Минусы:
— Цифровая дистрибуция — Долгие загрузки и сохранения — Недостаточное количество новых идей — Некоторые перекосы в балансе
Вывод:
Arsenal of Democracy – это альтернативная ветвь развития Hearts of Iron. Бальзам на душу для тех, кто после покупки Hearts of Iron 3 почувствовал себя обманутым. Согласно опросу на форуме локализатора серии, соотношение числа поклонников Arsenal of Democracy к Hearts of Iron 3 составляет 2 к 1. Многие считают, что это только начало – большинство модов уже перебрались на платформу Арсенала Демократии, создаются новые, а там уже глядишь – и Arsenal of Democracy 2 подоспеет. Другие лишь разочарованно качают головами: дескать, это ветвь тупиковая, из старого движка выжаты уже все соки и Hearts of Iron 3 рано или поздно возьмет свое. А кто-то никого не слушает и не строит прогнозов, он запускает игру и наслаждается ей, пока есть возможность.