Стратегию «Блицкриг 3» можно назвать настоящим долгостроем — она была анонсирована 9 августа 2013 года и уже два года находится в раннем доступе. Выяснять, что собой представляет новый «Блицкриг», отправился отряд разведчиков VGTimes.Ru.
Трудно оценивать проекты, находящиеся в раннем доступе. Многое может измениться, добавится что-то более интересное сообществу, а что-то менее увлекательное будет удалено. Тем не менее, «Блицкриг 3» выйдет на РС и сейчас мы разберем основную часть возможностей, плюсов и минусов проекта.
Забудьте все, что знали
Первое, что понимаешь, играя в новый «Блицкриг» — это существенные изменения, на которые пошли разработчики. Третья часть если не полностью, то очень серьезно отличается от того, что было в первых двух. Игровой процесс стал масштабнее, но легче, изменился спектр тактических задач на поле боя и на глобальной карте, некоторые юниты исчезли без замены (пока что), геймплей был переработан в разных мелочах.
«Блицкриг 3» теперь больше пошаговая стратегия, у которой переходы между годами осуществляются через миссии, а не отдельной кнопкой. Всего представлено три «эпохи», каждая из которых предлагает свой набор юнитов, заданий и фронтов действия. Разработчики постарались адаптировать под свой геймплей идею высокого влияния стратегической части, которая в свое время привела к трансформации Total War и Hearts of Iron.
Один из недостатков предрелизной версии — туман войны скрывает даже атакующие подразделенияОдин из недостатков предрелизной версии — туман войны скрывает даже атакующие подразделения
На глобальной карте можно как играть в мультиплеер или одиночное сражение против ИИ, так и выполнять разного рода миссии — исторические за сессию можно пройти один раз, побочные — несколько раз. По сути, в «Блицкриг 3» кампания, одиночная игра и мультиплеер объединены в одном месте, эту концепцию Nival называет онлайн-RTS. Игроку потребуется некоторое время на адаптацию к такому подходу.
Разработчики из Nival также обратили внимание на опыт карточных игр, так что теперь за победы в сражениях игрок получает награды, которые состоят из обычных, редких, уникальных и легендарных юнитов. Чем выше статус, тем более высокую эффективность проявит юнит в бою.
Особенности игры
- Около полусотни образцов пехоты. Простые солдаты, бойцы с ПТР, инженеры, механики, офицеры, снайперы – каждый имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать в бою;
- Две сотни образцов военной техники: пушки, танки, бронетранспортёры, грузовики, легковые автомобили и множество других. Используйте технику, чтобы приблизить долгожданную победу;
- Широкое применение авиации. Время от времени можно вызывать самолет-разведчик, истребители, штурмовики, бомбардировщики для выполнения определенных целей.
Кампания и геймплей
«Блицкриг 3» предлагает пройти три одиночные кампании — первую за СССР, вторую за Союзников и третью за Нацистскую Германию. Оценить качество этих кампаний можно будет только после релиза, но по предварительной версии «Блицкриг 3» мы делаем вывод, что они удались. Масштаб событий большой, действие происходит на самых разных фронтах, миссии отличаются одна от другой. Единственный реальный недостаток — отсутствие интересного сюжета и малое количество брифингов именно перед миссиями в виде заставок или хотя бы роликов на движке.
Враги где стояли, там и умерлиВраги где стояли, там и умерли
Что касается геймплея «Блицкрига 3», то здесь еще непочатый край работы. Признаем, фанаты правы, когда говорят, что игра стала слишком простой. Повысится ли сложность и вариативность — узнаем после релиза, а пока что разбираться в «Блицкриге 3» особо не в чем, все понятно уже через 15 минут игры, а у знатоков RTS игровой процесс и вовсе может вызвать зевоту. В предрелизной версии достаточно запомнить пиктограммы юнитов, особенности фракций и типы карт, чтобы играть на хорошем уровне.
Прохождение кампании из-за высокой степени скриптованности даже на высоком уровне сложности очень просто, а если вы проиграете первый раз, то пройдете миссию со второго точно. По сути, каждая миссия в кампании сводится к «зачистке» расположенных в контрольных точках болванчиков и они совершенно не реагируют на происходящую с соседними подразделениями ситуацию. Также в миссиях кампании боты не проявляют вообще никакой смекалки, уныло атакуя хорошо укрепленные позиции в лоб. Нейросетевого Бориса здесь, очевидно, пока еще не подключили.
К недостаткам «Блицкрига 3» можно отнести и пользовательский интерфейс, в котором очень многое держится на всплывающих подсказках, которые не всегда показываются. Не хватает описаний юнитов, маркеров на карте (всё подряд обозначается красным цветом), а также толкового целеуказания — порой просто не понятно, куда двигаться дальше.
Дизайн карт довольно неплох, тем более игра учитывает открытые пространства и укрытия и дает за это бонусыДизайн карт довольно неплох, тем более игра учитывает открытые пространства и укрытия и дает за это бонусы
Еще один недостаток — весьма высокий темп геймплея, с которым можно управиться только с помощью паузы, а в реальном времени микроменеджмент четырьмя-пятью юнитами затруднителен даже с использованием горячих клавиш. Не хватает и некоторых юнитов — передвижной артиллерии, ремонтников, медиков, зенитчиков.
Радует качество исполнения и стабильность работы — за время тестирования нами не было замечено ни одного вылетала или бага, хотя игре требуется оптимизация, поскольку уровень графики не соответствует потребляемым ресурсам, особенно страдает качество моделей.
Визуальное качество высокое, со скидкой на то, что игру делают на движке Unity. Радует размер уровней и число юнитов — первые дают возможность почувствовать масштаб и атмосферу, а количество юнитов — почувствовать себя диванным командиром. В игре, конечно, не будет полноценных дивизий и армий, как в Total War, но и как есть вполне неплохо.
Мама, я стратег
Было бы нелепо ожидать того, что «Блицкриг 3» по механикам окажется близким ко второй или тем более первой части. В угоду современному изнеженному пользователю из игры ушла довольно приличная часть микроменеджмента: автомобили снабжения, возможность выбрать формацию построения пехоты и пути её следования, перевозку солдат на броне техники и многое другое. По поводу отсутствия многих фишек серии фанаты уже успели поныть в отзывах, но если сказать честно, то по большинству старых возможностей лично я скучать не буду.
Тем более, Blitzkrieg 3, несмотря на упрощения, не стал бездумной примитивной RTS, в которой можно просто обвести побольше войск зелёной рамкой и ждать, пока толпа выиграет тебе сражение. Как минимум принцип «камень-ножницы-бумага» работает здесь на все сто процентов – пехотинцы разбирают артиллерию, та бьёт танки, а они в свою очередь уничтожают пулемётные расчёты, которые за мгновения косят солдатские ряды. Если учесть, что типов юнитов в игре больше двух сотен и все они отличаются бронированностью, скоростью, дальностью зрения и прочими характеристиками – простора для тактических манипуляций хватает.
Противотанковый отряд сражается с КВ-1. Исход боя предсказуем.
Кроме упрощений есть в Blitzkrieg 3 и вполне себе приятные улучшения. Например, в кой-то веки в поддержке перестали летать картонные самолёты, рассыпающиеся под огнём зениток за секунды, как это было в прошлых частях.
Единственное, о чём реально жалеешь – уменьшившийся масштаб сражений. Вверенные войска выделяются чуть ли не поштучно (особенно поначалу), поэтому забудьте о том, как вы железным кулаком из пары десятков «Т-34» резво гоняли фрицев под Москвой в «Блицкриг 2» — здесь так не разгуляться. Карты сделаны под стать этому скромному масштабу, то есть очень даже компактно. Blitzkrieg 3 всё-таки не варгейм, а RTS, поэтому за такую скромность немного обидно.
Нейросетевой ИИ Борис
Одна из главных фишек «Блицкриг 3» — нейросетевой ИИ Борис. Честно говоря, геймплей в версии игры, которую мы тестировали в конце марта, не очень приспособлен для того, чтобы использовать потенциал этой идеи. ИИ просто негде развернуться, поскольку дизайн карт хоть и очень хорош, но все же прямолинеен и не предполагает какого-то особого тактического навыка.
Графика и эффекты на современном уровнеГрафика и эффекты на современном уровне
В большинстве игр из-за однотипного геймплея и дизайна карт все решается очень просто — кто первым добежал до стационарного орудия, дзота или миномета, того и тапки. Поэтому Борис действует шаблонно — стремится захватить одну точку, а потом разведывает обстановку и сливается о две точки, которые уже захватил игрок. Если каким-то чудом с захватом точки начнется перетягивание каната, то Борис начнет возить своих юнитов и перехватит инициативу за счет лучшего микро-менеджмента. Игрок просто не в состоянии также эффективно управлять юнитами, как ИИ.
Разница в сложности нейросети, которую можно выбрать при создании партии, не так существенна, как ожидаешь. Борис старается действовать агрессивнее, но если подразделения игрока уже успели окопаться, ИИ не найдет способа проломить оборону. Он может приводить новые и новые юниты, но тут уже сам геймплей не предоставляет возможности для перехвата контрольных точек и Борис тупо убьет свои наступающие отряды об оборону игрока.
А вот приближение показывает, насколько плохие моделиА вот приближение показывает, насколько плохие модели
Также он часто выбирает бесполезные функции поддержки. Сейчас в игре только одна функция — атака штурмовиком — может принести пользу, так что либо Борис знает о других функциях что-то такое, чего игроки не могут опробовать в полную силу, либо просто не учится.
Сыграв 14 игр против ИИ на разных уровнях сложности и на разных картах, мы не заметили ничего такого, что отличало бы его от начинающего игрока-человека. Для разработчиков это может быть большим успехом, а что можно сказать с точки зрения игрока? Скримиш будет интересным первые десяток-два раундов, но нами не было замечено каких-то особенных действий со стороны нейросетевого ИИ — он не умеет действовать нерационально, но победно.
Очевидно, что разработчики будут еще не раз обновлять его, натаскивая в раундах с самыми умелыми игроками. Кстати о том, что творится в мультиплеере.
Прохождение Блицкриг 2: Освобождение
В Бесте вытаскиваем пехоту из домов и вместе с подошедшей помощью располагаем всех перед городом, прикрывая пушку и пару пулеметов. Потом подойдет танк из Сона, который должен замечательно прикрыть левый фланг. Ни в коем случае не пытайтесь обороняться в городе — у противника слишком много пехоты, он просто выкосит ваши отряды поодиночке. Кроме того, такая тактика позволит уничтожать пехоту отдельно от танков. Если же вы будете обороняться в городе, пехота дождется подхода , и те выбьют ваших бойцов из зданий. Затем добавьте еще одну пушку из города, и вся позиция должна стоять долго и упорно. Если уцелела пушка в Соне, то вам ее не удастся протащить к Бесту, но зато она сможет встать в лесу и стрелять во фланг наступающим союзникам.
Мосты ниже города будут атаковать позже Беста, но там в атаку пойдут тяжелые танки, и с ними будет очень непросто бороться. И лучше всего обороняться не в городе, а около деревянного и каменного мостов, потому что тут из двух мостов очень легко сделать один. Начинается же все отнюдь не с танков, а с ремонтного грузовичка, расположенного в деревне неподалеку. Им мы минируем подступы к деревянному мосту, после минируем подступы к каменному мосту (начинать надо подальше) и ставим на каменном мосту пару заграждений от пехоты.
Далее роем им окопы на нашем берегу и ставим ремонтировать танки. Кроме этого, эвакуируем снайперов — они все же смогут помочь нам в битвах с наступающей пехотой. Танки делим так — окапываем около каменного моста, а остальные ставим оборонять деревянный, стараясь, чтобы они не стояли около самого моста. Здесь идея обороны выглядит так: танки расстреливают пехоту на мосту, и тот скоро рушится. После этого оборону около деревянного моста можно сворачивать и отводить всю технику к нижнему, каменному. Главная особенность каменного — в минировании. Сразу несколько танков застрянут на дальних подступах к мосту, мешая выбираться на него остальным. Эти самые танки ни в коем случае не надо сшибать, ибо только это снизит вражеской пехоты и техники на мост. Поскольку атаки танков будут идти одновременно с боями около Беста, играть нужно на пониженной скорости. Но при правильном подходе вы выдержите все атаки до тех пор, пока саперы заминируют мосты.
3. Адская дорога
Первые атаки отбиты, и теперь уже немцы сами переходят в наступление. В этой миссии нашим заданием будет отрезать армию союзников от снабжения, перерезав шоссе и перехватив грузовики с боеприпасами.
Для начала нам надо провести отвлекающую атаку на город Шиндел, оттянув к нему часть войск из Вегеля. Тут надо воспользоваться биноклями пехоты и засечь обе пушки, повернутые в нашу сторону. Если одновременно атаковать парой танков каждую, то максимум, что смогут орудия, — выстрелить по разу. Возможно, даже и вовсе не попадут. После этого вычищаем пехоту из окопов и уничтожаем танк в самом городке. Но прежде всего окапываем танки на западе, за окопами и около них укладываем пехоту. После чего одним бронеавтомобилем выбиваем последних вражеских пехотинцев. И тут же отбиваем атаку противника. Если вы успели закрепиться, то наступление захлебнется, и вы не понесете существенных потерь. Сразу после окончания боя в ваше распоряжение поступят отряды на севере.
Теперь наше задание — захватить город, одновременно оседлав дорогу. Дорога идет через город с юго-востока на северо-запад, и лучше всего начать с уничтожения блокпоста на северо-западе, так как очень скоро пройдет пара грузовиков, и там можно их сразу же перехватить. Само взятие города несложно, единственную проблему представляет зенитка, которая расположилась в юго-восточной части города около железнодорожных путей. Ее довольно сложно увидеть, поэтому атаковать нужно с углов или пехотой, иначе она попортит много танков. Сразу же после захвата города (надо уничтожить несколько вагонов на железнодорожных путях) пройдет высадка парашютистов на западе, а с оставшегося блокпоста придут танки при поддержке пехоты. Если отразить эту атаку, то останется только сдержать еще несколько наступлений с обоих направлений и уничтожать все грузовики, которые попытаются прорваться сквозь город.
4. Периметр
Операция провалилась, и теперь немецким войскам предстоит закрепить свой успех. Но Арнем все еще в руках английских парашютистов, которых надо уничтожить, прежде чем к ним на помощь придет бронетанковая дивизия.
Первая задача — захватить городской музей. Сил у нас вроде бы достаточно, но ломиться напрямую ни в коем случае не стоит. Наоборот, сначала надо небольшим количеством танков при поддержке пехоты и войск специального назначения пройти по крайней западной улице к мосту. При таком варианте вы обойдете все основные противотанковые укрепления противника и частично выманите пехоту с соседних улиц, причем получите ее порционно, а не всю сразу. Спецназовцы пусть идут в скрытном режиме и засекают гранатометчиков в зданиях.
Как только вы доберетесь до площади перед мостом и очистите ее от противника, настанет время выполнять задание. Кстати, пробиваться к мосту стоит побыстрее, иначе не успеете и вам засчитают поражение. Музей лучше всего захватывать от церкви, которая уже в наших руках. Причем удобнее идти по улице, которая выше музея — лучше обзор.
После музея нам предложат взять под контроль мост. Пусть две-три на полной скорости пролетают через него и проезжают за пехотные окопы. А там уж они легко расстреляют окопавшихся в них пехотинцев. Выполнение этого задания откроет нам путь к подкреплениям и, что уж совсем приятно, — к гаубицам. Поэтому очистить Арнем от парашютистов и прорвать периметр около Остербрюка окажется легче легкого. Снайперы засекают цели, гаубицы уничтожают противотанковые сооружения, а танки расстреливают пехоту в окопах.
Последний блицкриг
Последняя наступательная операция Германии во Второй мировой оказалась крайне неожиданной для сил союзников. Немцам почти удалось выполнить поставленные задачи. По крайней мере, они почти достигли реки Маас. Первым камнем преткновения стало ожесточенное сопротивление отдельных частей союзников (здесь вы наконец-то сможете посмотреть на штурм Бастони со стороны немцев), вторым — нехватка горюче-смазочных материалов (стратегические планы предполагали захват складов с горючим). Однако окончательно союзников от поражения спасло только вынужденное наступление Красной армии, которое оттянуло на себя резервы вермахта…
1. Вахта на Рейне
Итак, союзники не готовы к наступлению, и наша вторая танковая дивизия рвется вперед, к их центрам снабжения. А пока надо взять два моста, по которым и будет развиваться наше наступление.
Первый мост берется при помощи нескольких отделений спецназовцев. Пока три отделения отстреливают пехоту около моста, еще одно в скрытом режиме ползет через мост к вражескому офицеру, которого надо быстро уничтожить, иначе он подорвет переправу. Сразу после этого мы получим подкрепления и возможность взять деревню. А далее надо прорвать рубеж обороны и взять еще одну деревню. Тут помогает наличие в наших рядах спецназа и гаубиц, с помощью которых можно уничтожать противотанковые укрепления противника. Следом будет еще один рубеж обороны в поле и мощная укрепленная сеть из нескольких траншей перед городом. Тут особенно помогут снайперы спецназовцев, которые замечательно справляются с вражескими гранатометчиками. Очень рекомендую вызывать подкрепления заранее и в как можно большем количестве, потому что идти они будут от самого начала и получить их оперативно будет невозможно.
Город обороняется слабо, всего-то десятком танков и редкими пехотинцами. Но зато сразу после него вам предложат захватить контрольные точки рядом с последним мостом. Лучше всего не отвлекаться на крайний рубеж обороны, на котором практически нет противотанковых средств, а просто проскочить через окопы средними танками и влететь ими через мост в город, благо сопротивляться там почти некому.
2. Бастонь
Наступление несколько забуксовало, и теперь ваше задание — помочь в штурме Бастони, опорного пункта, через который проходят несколько стратегически важных дорог.
Миссия, в общем-то, достаточно простая. В помощь нам выданы несколько , которые по своей сути — большие самоходные гаубицы. Они идеально подходят для уничтожения вражеской противотанковой артиллерии. Поэтому проходится все следующим образом — пехота засекает вражеские позиции, танки ее прикрывают. Особо гнусные точки обстреливаются вашими самоходками. Только учтите, что стреляют по всему, что увидят, а перезарядки для них не будет. Поэтому, если вы надеетесь получать эффект от них до конца задания, а не растратить их снаряды на пехотные окопы, лучше всего после обстрела разворачивать их кормой к позициям противника. Как только вы захватите положенные деревни, миссия закончится.
3. Встречный бой
Наступление немецкий войск сильно затормозилось, но еще есть шансы выйти к Маасу. Поэтому второй танковой дивизии под нашим командованием предстоит осуществить эту задачу, взяв контроль над Селлем.
Для начала надо взять город Кюстенн. Вообще задание это нелегкое. У нас есть несколько и право вызвать еще одно подкрепление. Наиболее правильным будет попросить еще один отряд средних танков и с его помощью быстро взять штурмом город. Если тянуть резину, то на место уничтоженных будут постоянно прибывать новые танки.
После этого нам выдадут три подкрепления (как и за любой последующий взятый город) и предложат взять деревню Ашен, из которой и идут вражеские танки. Однако делать этого не рекомендую, получите встречный бой с кучей вражеских тяжелых танков, и они просто задавят массой. Вместо этого проходим чуть дальше по дороге, вызываем отряд тяжелых танков и им вместе с оставшимися средними танками окапываемся на холме. Все, вражеские танки тут не пройдут.
Оставшимися подкреплениями (лучше всего средние танки плюс пехота) взять городок к северу от ваших позиций.
Страница: 3
Сражение генералов
Написание этого материала затянулось еще и потому что мультиплеер, который могут оценить покупатели ранней версии игры, почти пуст. Даже в выходные дни сложно найти игрока в лобби. Надеемся, они вернутся в релизную версию игры, а пока что оценим тот скудный опыт, который удалось набить за несколько сыгранных раундов.
В мультиплеере чувствуется, что играешь с настоящим человеком, каждый второй уже досконально знает все карты и уязвимые места. Кроме того, человек может и не выполнять захват точек, а начнет охотиться за армией соперника, не давая ей возможности осуществить какую-то стратегию. На самом деле, занять область респауна противника — отличное решение в «Блицкриг 3», пусть и рискованное.
При этом в мультиплеере приходится куда больше времени тратить на возню около точек, поскольку игроки-люди гораздо эффективнее оперируют своими войсками, стараются атаковать большим числом и предварительно проводят подготовку.
Однако и здесь веселье напирается на игровой процесс, когда перезахват оккупированной врагом точки требует втрое превосходящих сил, на что просто нет достаточного числа юнитов. Возможно, это изменится в релизной версии игры, когда появятся режимы на четырех и шесть игроков.