Вестибулярный слэшер — рецензия на Gravity Rush 2

2017 год игровое подразделение компании Sony решило начать с выпуска яркого во всех отношениях приключенческого экшена Gravity Rush 2. Это прямое продолжение игры 2012 года, вышедшей для карманной консоли PlayStation Vita. В отличие от предшественницы, сиквел изначально был анонсирован эксклюзивно для PlayStation 4, так что на портативную версию игры, к сожалению, рассчитывать не стоит. Впрочем, от переезда на полноценную стационарную консоль, как лично мне кажется, Gravity Rush 2 исключительно выиграла.

За созданием серии Gravity Rush стоит легендарный японский гейм-дизайнер Кейичиро Тояма. Когда-то он начал свою карьеру в игропроме с должности главного художника игры Snatcher, которую в 1988 году выпустил Хидео Кодзима. Спустя буквально пару лет он стал режиссёром игры Silent Hill (1999), положившей начало серии культовых хорроров. Тояма также воплотил в жизнь другую серию игр-ужастиков – Siren. Пускай она была менее популярна, нежели Silent Hill, армия поклонников у данной франшизы тоже есть. В 2012 на свет появилась необычная игра Gravity Rush (в Японии – Gravity Daze), вышедшая для карманной консоли PlayStation Vita. К сожалению, хандхельд Sony ждала печальная участь забвения в тени растущей популярности смартфонов, поэтому от выхода сиквела в портативном формате было решено отказаться в пользу крупнобюджетной игры для PlayStation 4.

События серии Gravity Rush разворачиваются в фантастическом мире, где города плавают высоко в небесах, а всё пространство под ними устилает океан тьмы. Время от времени случаются гравитационные бури, приносящие с собой ужасных созданий, которых местные жители называют Неви. Бури уносят с собой людей и даже целые городские кварталы. Главной героиней серии является очаровательная девушка Кэт, способная манипулировать гравитацией благодаря своей волшебной кошке Дымке. Кэт не знает, откуда взялись её необычные способности, она не помнит, кто же она на самом деле и откуда пришла. Обо всём этом нам рассказали в первой части игры. Мы также знаем, что девушка эта очень добра, отзывчива и не может остаться в стороне от чужого горя. Кэт старается помогать всем тем, кто попал в беду, благодаря чему у неё появилась армия поклонников, именующих её не иначе как «Королева гравитации».

Сразу следует оговориться, что перед тем, как садиться играть в сиквел, я бы настоятельно рекомендовал вам ознакомиться с оригиналом. Благо в прошлом году Gravity Rush была переиздана в виде ремастера для консоли PlayStation 4, и теперь насладиться игрой могут не только обладатели PS Vita. Помимо первой игры также крайне желательно посмотреть коротенький анимационный фильм Gravity Rush: The Animation – Overture, свободно доступный на YouTube. Он рассказывает о событиях, связывающих две игры друг с другом и поможет вам разобраться, что же произошло после окончания Gravity Rush и до начала Gravity Rush 2. Для удобства наших читателей я вставил этот анимационный фильм прямо в обзор. Вы можете посмотреть его чуть ниже.

Из анимационного фильма становится ясно, что при весьма странных обстоятельствах Кэт теряет свою подругу Врану, кошку Дымку, а вместе с ней и способность управлять гравитацией. Вдвоём с другом Сидом наша героиня оказывается втянута в загадочный межпространственный водоворот, который выбрасывает их близ шахтёрской деревушки Банга. Не зная, как вернуться обратно в город Хексевилль, друзья решают пока обосноваться здесь и устраиваются на работу к женщине по имени Лиза. Каждый день они спускаются в руины, расположенные близ океана тьмы, чтобы добыть там немного драгоценной руды, за счёт которой их деревушка держится на плаву и не проваливается в чёрную бездну. Так и проходят их дни, похожие друг на друга как две капли воды. Кэт и Сид усердно работают ради того, чтобы завоевать расположение начальницы, а вечером получить заслуженный сухой паёк и не умереть с голоду.

Конечно же, длиться вечно всё это не могло. В какой-то момент Кэт вновь встретится со своей подругой Враной, вернёт себе способность управлять гравитацией и найдёт множество новых друзей. Вы встретите нескольких уже знакомых вам персонажей из первой игры, а также неизбежно обзаведётесь опасными врагами. Вообще, Gravity Rush 2 отличается от оригинала тем, что здесь вам больше придётся сражаться с обычными людьми и созданными ими роботами, нежели с монстрами Неви. Создатель игры на этот раз делает особый упор на вопрос социального неравенства, когда сталкиваются интересы богатых и бедных слоёв населения. Аристократы маются от скуки в своих огромных особняках, парящих в белоснежных облаках, а бедняки сводят концы с концами в самом низу, близ океана тьмы. Разумеется, это неравенство подливает масла в огонь в и без того неспокойном мире игры. Порой игрок даже будет оказываться перед непростым моральным выбором: выполнить задание аристократа или же утереть нос зажравшейся знати и помочь беднякам. Такого в предыдущей игре я не припомню.

Игровой процесс строится на умении главной героини повелевать гравитацией, когда вы нажатием кнопки R1 отрываете её от земли, выбираете любое направление, а после этого вновь нажимаете R1 — и Кэт начинает лететь (а вернее — падать) в ту сторону. Вы способны легко и непринуждённо ходить по любой поверхности, с которой столкнётся Кэт на своём пути, и неважно, стена это или потолок. Но следует помнить, что гравитация подвластна вам лишь до тех пор, пока не закончилась шкала гравитационной энергии. Как только она заканчивается, Кэт падает с небес на землю до тех пор, пока её силы не восстановятся. Впрочем, во время полёта вы можете собирать голубые кристаллы, которые позволяют поддерживать эту энергию на необходимом для левитации уровне. Благодаря своим способностям вы можете поднимать в воздух не только себя, но и некоторые предметы и даже людей, которых необходимо доставить из пункта А в пункт Б. Это умение носит название стазис-поле. А ещё героиня умеет несколько ослаблять сцепление с поверхностью, на которой стоит и скользить по ней вперёд, словно лыжник с горного склона. В общем, у нашей Кэт в запасе впечатляющий арсенал удивительных трюков.

Сражения с противниками также играют в Gravity Rush 2 одну из ключевых ролей. Кэт может пинать своих врагов, когда перемещается по земле, а может нападать на них, пикируя с воздуха. Также у неё есть суператаки, расходующие особую красную шкалу энергии, накапливающуюся во время битв. В этой игре разработчики представляют нам два новых стиля ведения боя, переключаться между которыми вы можете, проводя пальцем вверх и вниз по сенсорной поверхности контроллера DualShock 4. Стиль Луны позволяет Кэт стать лёгкой, словно пушинка. Она начинает быстро бегать, прыгать на десятки метров вверх, легко скользить по водной глади и метко атаковать даже самых быстрых противников. Стиль Юпитера же, напротив, делает Кэт тяжёлой и неповоротливой. Удары её разрушают всё на своём пути, при этом скорость героини резко снижается, что делает её уязвимой для быстрых врагов. Переключаясь между тремя стилями (не забывайте о нейтральном, в котором показатели скорости и силы усреднены), вам предстоит разбираться с полчищами врагов и грозных боссов.

Все навыки Кэт прокачиваются благодаря собираемым ею красным кристаллам. Они щедро разбросаны по игровому миру, но наибольшая их концентрация, разумеется, в тех самых руинах, куда ежедневно спускаются шахтёры из деревушки Банга. Позднее вам станут доступны особые миссии, в ходе которых можно будет попасть в специальные шахты, где обитают особенно опасные монстры, а соответственно, и награды будут соизмеримы приложенным усилиям. Всего у Кэт шесть категорий навыков. Это боевые умения, гравити-удары, стазис-поля, уклонения от атак, гравити-скольжение и специальные атаки. Каждый навык прокачивается параллельно для всех трёх боевых стилей, так что не придётся их развивать по отдельности. Ещё одним подспорьем в бою являются так называемые талисманы. Талисманы вы получаете после выполнения некоторых миссий, находите в спрятанных на локациях сундуках, а также натыкаетесь на них во время добычи руды. У Кэт есть возможность надевать на себя одновременно три таких камня, каждый из которых дарует ей дополнительные бонусы в бою. Какой-то увеличивает количество здоровья, какой-то сокращает потребление гравитационной энергии, а какой-то — делает менее восприимчивой к вражеским атакам. Позднее в игре вы научитесь усиливать свои талисманы и даже создавать уникальные камни из уже имеющихся в вашей коллекции.

В любой момент игры вы вольны отвлечься от основного сюжета и посвятить всего себя выполнению сайд-квестов. Эти задания позволят вам лучше узнать мир игры, проникнуться её лором, а также познакомиться с новыми NPC и больше узнать об их жизни. Побочные квесты бывают разные от банальных «принеси-подай» до невероятно трогательных историй, которые навсегда оставят след в вашей душе. Впервые в игре нам предлагаются стелс-задания, в ходе которых придётся следить за людьми или подслушивать их разговоры. Вообще, сюжет, да и сами квесты в игре стали ощутимо разнообразнее и увлекательнее, нежели в оригинальной Gravity Rush. Разработчики утверждают, что добавили в игру более 50 заданий, что, поверьте мне, очень много. Одно только сюжетное прохождение отнимет у вас порядка 20 часов. А если вы решите пройти ВСЕ без исключения дополнительные миссии, то рискуете застрять в этом мире часов на 40-50. Если же вы вдобавок захотите заработать и все игровые трофеи, то мне даже страшно представить, сколько времени придётся на это потратить.

Ещё лично меня очень порадовал тот факт, что после выполнения большинства сайд-квестов вы автоматически возвращаетесь к человеку, который выдал вам задание. Впрочем, в каждой локации имеются специальные люки-телепорты для быстрого перемещения, так что большие расстояния и бэктрекинг раздражать вас не будут. В случае с миссиями не обошлось без ощутимой ложки дёгтя. Некоторые задания подразумевают прохождение главной героиней ряда последовательных испытаний. А испытания эти до зубной боли однообразные: убей 10 противников, убей 15 противников, убей противников с помощью вот этой атаки, собери 40 кристаллов, собери 50 кристаллов за отведённое время и так далее. В общем, от монотонности процесса меня порой начинало клонить в сон. Конечно, игра НЕ состоит исключительно из таких миссий, но их количество в Gravity Rush 2 всё-таки могло бы быть поменьше. Думаю, что некоторым игрокам такой подход разработчиков придётся по душе, но вот лично я от подобной монотонности вовсе не в восторге, посему отнесу эти миссии к минусам игры.

В Gravity Rush 2 реализована очень необычная асинхронная мультиплеерная составляющая. Асинхронность заключается в том, что вы взаимодействуете с другими игроками не напрямую. Иначе говоря, ваш оппонент может быть офлайн, но это ничуть не помешает вам помериться с ним силами, например, пробежать наперегонки по локации вместе с его «призраком» (записью его лучшего прохождения трассы). Время от времени вы будете получать от других игроков фотографии, которые изображают их версию главной героини в разных костюмах и позах. Поставив этим селфи оценку, вы принесёте в копилку другого человека особые бонусные баллы, которые он затем сможет обменять на ценные награды. Вы тоже можете публиковать свои фотографии во встроенной в игру социальной сети, зарабатывая призовые очки. Ещё один многопользовательский режим называется «Охота за сокровищами»: игрок, который находит спрятанное в игре сокровище, делает его снимок и отправляет другому случайному игроку. А тот по изображённым на фото подсказкам должен найти сундук, скрытый от глаз окружающих. Как я уже говорил выше, у вас будет возможность спускаться в особо опасные подземелья в поисках кристаллов. Так вот, другие игроки, погибшие в этих шахтах, оставляют на месте своей смерти половину собранных ими драгоценных камней. Чем не приятный бонус? В общем, с онлайном у игры всё в полном порядке. Он очень удобен, разнообразен и крайне привлекателен.

Мир игры состоит из нескольких крупных локаций. Сразу после деревушки Банга вы попадёте в огромный город Дзирга-Пара-Ллао. При его создании разработчики вдохновлялись архитектурой Азии и Латинской Америки, так что он сочетает в себе черты, присущие многочисленным странам этих регионов. Доведётся вам побывать и в Лей-Авина, где проживают высокомерные аристократы. Ну и куда без старого доброго Хексевилля из первой игры? Этот город заметно похорошел и стал значительно больше, если сравнивать его с оригиналом 2012 года. Вы даже сможете вернуться в старую квартирку Кэт, которую она обустроила себе в пустой трубе под мостом. Разумеется, её можно будет обставить новой мебелью, получая предметы интерьера за выполнения различных сайд-квестов. В ходе своих странствий вам предстоит побывать и в некоторых локациях поменьше, но я хочу сказать одно: по сравнению с предшественницей игра стала просто огромной. Шутка ли: карта мира Gravity Rush 2 увеличилась более чем в 2,5 раза.

Визуальная составляющая приумножила очарование оригинальной игры и возвела его в новую степень благодаря мощности консоли PlayStation 4. Первая Gravity Rush смотрелась впечатляюще даже на карманной PS Vita, а уж благодаря переезду на PS4 разработчикам удалось воплотить в жизнь прежде недоступные им идеи и впечатляющие спецэффекты. Города поражают количеством деталей: по улицам ходит огромное количество людей, торговцы предлагают купить у них овощи, за столиками кафе мирно беседуют горожане, светит солнце, летают птицы, ветер шевелит листву на деревьях, у фонтанов играются дети. Впервые игра по-настоящему живой, ведь в оригинале было довольно пустынно. Вы можете взаимодействовать с местными жителями. Помашите им рукой, и они поприветствуют вас в ответ, спросите у них дорогу, если заблудились, и они укажут вам правильное направление. Сэл-шейдерная стилистика сохранилась, но Кэт (да и остальные персонажи) стала выглядеть ощутимо лучше: её развивающаяся на ветру причёска больше не такая угловатая и может похвастать отдельными локонами, лицевая анимация стала передавать ещё больше эмоций, а костюм состоит из большего числа отдельных деталей. Художники проделали поистине колоссальную работу: от разнообразия шикарных видов ты приходишь в полный восторг, и каждая новая локация поражает работой с цветом, освещением, архитектурными изысками и огромным вниманием к деталям. Напомню вам, что практически все сюжетные вставки в обеих играх преподносятся нам в виде красивых частично анимированных комиксов, что придаёт серии дополнительный шарм.

В игре используется созданный разработчиками несуществующий язык, включающий речь и письменность. Поэтому ни о какой русской озвучке не может идти и речи. Только субтитры. В этих самых субтитрах меня ждал неприятный сюрприз: я столкнулся с многочисленными опечатками, ошибками уровня «ться» и «тся», а также серьёзными проблемами с орфографией. Впрочем, наличие перевода на русский язык – это уже приятный подарок для российских геймеров, а все эти мелочи с грамотностью – это уже мои профессиональные придирки. Однако мне до сих пор непонятно, зачем было переводить имя одной из главных героинь, как Врана, ведь и в японской и в английской версиях игр её зовут Рэйвен (Raven). Подозреваю, что локализаторы пытались стилизовать её имя под русское слово «ворона», но никакой необходимости в этом не вижу. Озвучка персонажей была выполнена японскими актёрами на высоком качественном уровне, поэтому к ней у меня претензий нет. Саундтрек в Gravity Rush 2 очень приятный на слух и крайне гармонично накладывается на те события, которые разворачиваются на экране.

Пришла пора поговорить о недостатках Gravity Rush 2. В игре просто отвратительная камера, которая периодически тупит, особенно в узких переулках и тесных помещениях. Порой она элементарно не поспевает за стремительными движениями Кэт и упирается в стену, давая фору вашим противникам, которые не станут ждать, пока вы всё настроите. Пару раз за более чем 20 часов геймплея моя игра выдавала жёсткие баги. Один раз не успела прогрузиться следующая локация после того, как я разрушил стену предыдущего помещения. Я оказался в белоснежном помещении с невидимыми стенами, а затем и вовсе провалился в бесконечную пустоту. Второй раз я во время сюжетной сцены нечаянно нажал на какую-то кнопку и после её завершения не обнаружил Кэт на экране. Она стала невидимой. А ещё в особенно перегруженных сценах ощущается заметное падение частоты кадров. Я играл на обычной PlayStation 4, поэтому ничего не скажу о версии игры для приставки PlayStation 4 Pro, но учитывая, что она выдаёт разрешение 4К, не удивлюсь, если и там частота кадров заметно провисает. Благо такие моменты в игре приключаются крайне редко. Последний минус, который я отметил для себя, это то, что говорить с другими персонажами и драться в игре нужно одной кнопкой. Поэтому часто случалась такая ситуация, когда вы хотите заговорить со старушкой, но вместо этого врезаете ей ногой по зубам. Мелочь, а неприятно.

Плюсы:

  • Более глубокий, комплексный и увлекательный сюжет, нежели в первой игре.
  • Впечатляющая визуальная составляющая, высокая детализация и шикарная анимация.
  • Множество всевозможных сайд-квестов и в 2,5 раза увеличенная карта мира.
  • Введение дополнительных боевых стилей сильно разнообразит ход поединков.
  • Наличие необычного и крайне увлекательного асинхронного мультиплеера.
  • Наличие у игры альтернативной концовки, которая длится (!!!) несколько часов.
  • Зрелищные битвы с игровыми боссами.

Gravity Rush 2 — Во имя луны и силы притяжения

В далёком 2012 году, когда PS Vita была ещё полна жизни, на ней вышла игра, которая использовала все её элементы управления, поражала визуальным стилем и вообще без проблем «продавала» консоль изначально незаинтересованному в такой авантюре человеку. SIE Japan Studio даже не попыталась спасти своё чадо от пожара, что обрушился на старый дом, а принялась ждать пожарных большого города с нашивкой PS4. Вот они и приняли на руку белокурую девочку, сжимающую магическую кошку, и отвезли её с пепелища в новый дом.

Gravity Rush не настолько японская и «для своих», как можно подумать при первичном осмотре. Вы же наверняка смотрели «Сейлор Мун» или хотя бы знаете, что это такое? Здесь то же «махо-сёдзе» про приключения милых девочек-чародеек, утрированно улыбающихся в камеру, но благодаря фирменному визуальному стилю и нарисованных для заставок комиксов оно выглядит более «западным». Магии как таковой нет, но вместо неё есть Гравитация, точнее — управление ею, как основа мира Gravity Rush.

Прохождение первой части в 2020 году — дело почти что обязательное, хотя бы ради «проверки чувств», вдруг не пойдёт, и общего ознакомления с управлением. Связь Gravity Rush 2 с предшественницей выражается не в точечных отсылках, а как раз наоборот: без понимания, почему девочка Кэт с кошкой Дасти борется со сгустками чёрной материи и розовыми пузырями, не получить всего удовольствия от происходящего. Поверьте, всё не так ужасно и психоделично: создатели продолжения хорошенько потрудились, чтобы на этот раз всё выглядело чуточку серьёзней — даже добавили роботов — но про гравитационных существ Nevi лучше узнать до начала путешествия в куда более мрачный мир GR2.

GRAVITY RUSH™ 2_20170129032549

GRAVITY RUSH™ 2_20170129032726

GRAVITY RUSH™ 2_20170129032447

GRAVITY RUSH™ 2_20170129032427

В предыдущей серии: Кэт и Рэйвен — две подозрительных супергероини с кошкой и вороном соответственно — нашли пропавших в соседнем мире похищенных розовыми пузырями детей, а по возвращению спасли город Хэксвилль от спятившего мэра, который не смог совладать с теми же пузырями, но уже у себя в голове. Подруги хотели было отдохнуть, но не получилось. Гравитационный шторм, частое в этом мире событие, уносит обеих в незнакомые края. Это всё, что вам стоит знать для начала, потому что авторы сами путаются в показаниях и обманывают ожидания в самый первый раз. Выпущенная к релизу короткометражка Overture была замечательной, но на момент выхода игры она почти никак не связана с тем, что главные герои будут творить в предстоящие 20+ часов. Воспринимайте её просто как отправную точку в новое приключение и смену обстановки. Вместо кавайного города девочек сразу же бросает в тлен и безысходность жизни горняка. Денег нет, но надо держаться и добывать руду в надежде на краюшку хлеба. Всю первую половину Кэт проведёт с работягами, привыкая к чуть более удобному управлению, собирая заново кристаллы для прокачки дерева спецатак и свергая недемократические режимы.

Gravity Rush стала почти во всех аспектах больше и лучше, кроме, разве что, графики — с ней всё как и было, только разрешение увеличилось, а вместе с ним и резкость рисованных человечков. Особенно выросли в размерах локации. Теперь перемещение от одной к другой происходит плавно и вертикально, т.е. можно буквально упасть с одного поселения и через минуту-другую приземлиться в другом — больше никаких мучительных путешествий на поездах и подгрузок. Сильно облегчают задачу и точки быстрого перемещения, но для начала их стоит отыскать, а они не так уж и очевидны. Рассматривать красоты можно под любым углом, хоть вниз головой, благо камера всё ещё нещадно чудит и доставляет хлопот, с этим полное ощущение «как дома».

Самым существенным нововведением можно назвать задания на скрытность, правда, сделаны они так, что лучше бы их не было. Во-первых, предсказать действия врагов невозможно и речь не об отсутствии скриптов или умном ИИ. Тревога срабатывает просто как придётся: можно телекинезом всех довольно шумно раскидать, но остаться невидимой, а случаются и запоротые вылазки из-за промелькнувшей пятки героини вдали от увидевшего, хотя тот должен предварительно просто заинтересоваться. Во-вторых, стелс зачастую навязывают и делают это каждую вторую миссию. Спасибо разработчикам, что не додумались вставить босса для такого болезного прохождения.

Я не зря вспомнил «Сейлор Мун» в самом начале. «Королеве гравитации» предстоит открыть боевые стили Луны и Юпитера (как объекты Солнечной системы попали в выдуманный мир — непонятно), переключаемые поглаживанием тачпада. Один даст скорости и прыгучести, другой добавит мощи атакам и общей непробиваемости. Штуки эффектные, главное не забывать переключаться. По сути система стилей делит всё разнообразие атак первой части между тремя режимами, только если раньше удары надо было прокачивать за кристаллы, то тут достаточно пройти два обязательных испытания. Освободившаяся «валюта» теперь тратится на качество базовых атак, а показатели здоровья и гравиполя растут с продвижением по сюжету. Спорное решение, с одной стороны не принуждающее летать по всей карте в поисках редких розовых кубов, но при этом лишающее возможности развивать именно ту характеристику, что нужна больше всего. Променяли функционал на красивую эффектную одёжку для Кэт при переключении стилей.

GRAVITY RUSH™ 2_20170129022927

GRAVITY RUSH™ 2_20170128015213

GRAVITY RUSH™ 2_20170122022459

GRAVITY RUSH™ 2_20170119015436

Побочных заданий существенно прибавилось, но запоминающихся и оригинальных из них всего пяток. Возможно, весь запал ушёл на увлекательную стелс-механику. Для выполнения некоторых понадобится камера, потому что какой же современный герой видеоигры без камеры для сэлфи? Фотографирование превратили в канал общения с другими игроками и генерирования мини-игр вроде «найди клад» по фото или сделай «снимок с того же ракурса». Есть даже местный аналог Instagram, куда можно заливать и обрабатывать свои фотографии, ставить лайки друзьям и/или ожидать их от них. Для занимающихся тем же в реальном мире девушек это определённо «киллер-фича», но остальным трудновато будет объяснить, зачем игре масштабов отнюдь не GTAV и даже не Watch Dogs 2 такие пожиратели игрового времени.

А что же Рейвен? Почему брюнеточка мелькала в промо-кампании чуть ли не чаще блондиночки, а о ней до сих пор ни слова? Всё просто: её в основной игре почти нет. Разработчики по сути не сдержали обещание и не приготовили играбельную Рейвен, кроме пары редких эпизодов. Цифра 2 в названии также логично намекала на совместное прохождение, которого не случилось. Но погодите печалиться, ведь с ней готовится бесплатное (из-за переноса игры, так бы пришлось платить) дополнение с бесконечным названием, которое должно расширить основной сюжет и рассказать о финале истории девочки с вороном.

Хотите вернуть 2012 год и почувствовать себя в шкуре владельца PS Vita? Нет? Тогда просто попробуйте одну из главных игр скоропостижно скончавшейся консоли на системе, которая задержится у вас дома надолго. Гоняясь за масштабами и трендами, Gravity Rush 2 слегка утратила самобытность, но не фирменный стиль и обаяние. Кэт и Рейвен могли бы ещё годик-другой добираться до PS4, но время поджимало и они пришли такие, какие есть — девы гравитации, ищущие себя в бесконечном полузаполненном мире. И не пропустите эпилог на дополнительные пару-тройку часов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: