Обзор Alan Wake
Если вы хоть раз в жизни просыпались после кошмара и, испуганно озираясь, вытирали со лба испарину, то история об успешном писателе Алане Уэйке покажется вам до боли знакомой. Разработчики из компании Remedy, написавшие потрясающую повесть о Максе Пейне, вновь взялись за дело, да как, выдав нам рассказ о молодом американце — Алане Уэйке. Интересный, красивый, глубокий и атмосферный рассказ, подробности которого вы узнаете из нашей статьи.
Играя на поле психологического триллера, авторы с первых минут погружают нас в атмосферу утопии. С вступительной сцены или, вернее будет сказать, фрагмента, мы ощущаем себя частью хорошо срежисированного сериала, в котором от нас ничего не зависит, но в, то же время, без наших действий дальше первой серии не уйти.
Alan Wake представляет собой сериал, выполненный в духе всем известного «Остаться в живых»: на протяжении всех эпизодов мы не понимаем, что происходит на экране, где сон, где явь, кто друг, а кто враг; лишь в самом конце становится ясно за что мы боролись, но от этого не легче — ведь во сне могут быть лишь условности.
Психологический триллер от Remedy поделен на шесть эпизодов, между которыми время от времени мы можем наблюдать «флешбеки» из прошлого — в них показаны, казалось бы, абсурдные моменты жизни Алана и его жены Элис, но позже понимаешь, что каждый из них — кусочек пазла, без него собрать картину не получится. Порой необходимо потратить несколько часов на прохождение очередного эпизода, чтобы понять суть показанного на экране несколько часов назад.
Понимая, что развитие сюжета — ключевой элемент игры, разработчики добавили классическую для сериалов, но редкую для видеоигр вставку «В предыдущих сериях». Начиная новый эпизод, буквально за 30 секунд мы вспоминаем основные моменты пройденных.
А вспомнить есть что: каждая часть несет в себе не только мелкие побочные задания вроде побега от полиции, но и строго ведет нас по сюжетной линии, акцентируя внимание на важных деталях. Впрочем, Alan Wake позволяет не только сопереживать герою, нажимая в нужный момент на подходящие кнопки геймпада, но и принять в его судьбе непосредственное участие.
В кошмаре Алана не нашлось места футуристическим штурмовым винтовкам и «по-фишеровски» заумным гаджетам, тут все просто: револьвер, ружья, световые гранаты и сигнальные огни. Ну и конечно, главное оружие медленно сходящего с ума писателя — фонарик.
Пробираясь между контрольными точками, выполненными в виде фонарных столбов, нам необходимо расправляться с Одержимыми — жуткими существами, порождениями фантазии самого Алана. Разнообразием они не отличаются, разве что можно выделить стаи порабощенных тьмой воронов, которые пусть и не смертельны во многих уровнях, но нервы портят знатно. Да и сам бой с порождениями больной фантазии Уэйка однообразен: подсветили фонариком, сбили с них «темную спесь», да расстреляли.
А происходит все это крайне эффектно: в целом, игра не претендует на лавры самой технологичной, но вот самой стильной — вполне. Порой налетает зловещий ветер, в котором мы буквально чувствуем и видим темную сущность, а иногда из темноты в нас кидают многотонным минивеном. Да и бульдозеры, несущиеся на полной скорости без водителя, не редкость.
Игра света и тени действительно реализована превосходно, разглядеть что-то без фонаря попросту невозможно, а надписи на стенах, видимые только в лучах света, добавляют в происходящее жутковатые нотки. Все это делает фонарик ключевым элементом игры, способным побороть не только страх перед тьмой, но и вполне осязаемые объекты, просто растворив их в темноте.
В рамках эпизода оружие раскидано по уровню равномерно: кажется, будто какая-то высшая сила специально оставила его для нас и подвела к этому месту как раз в тот момент, когда патроны закончились, а батарейки для фонарика сели. Впрочем, все это меняется на высоких уровнях сложности, когда иногда проще сбежать от противников и добраться до освещенного места, где они просто пропадут.
Если вы думали, что Alan Wake станет хоррором в прямом смысле этого слова, то будете разочарованы. Здесь нет по-настоящему страшных моментов, заставляющих жмуриться или же отворачиваться от экрана, изредка поглядывая не закончился ли страшный эпизод. Тем не менее, каждую секунду разработчики держат нас в напряжении: камера предательски висит за спиной, с одной стороны создавая достаточный для восприятия происходящего обзор, а с другой не позволяющая наблюдать что творится за спиной. Вспышка slow motion и вот мы видим, как сзади заносит для удара нож темная сущность — остается лишь уклоняться.
Такие яркие элементы — основа динамики геймплея. Не стоит ожидать эффектных моментов в каждом эпизоде, но, добравшись до уровня с рок сценой, прощаешь несколько ровную сюжетную линию. В течение нескольких минут под громогласный рев одной из рок-групп семидесятых, нам необходимо оборонять сцену от полчищ противников. Выстрелы, световые гранаты, фейерверки, непрекращающаяся пальба — начинаешь понимать, что финские парни из Remedy не так меланхоличны, как могло показаться на первый взгляд, — есть в них нотки бесшабашности.
Расставляя акценты над элементами игры, хотелось бы отметить, что сюжет завлекает все же больше, нежели сам геймплей. Порой нам требуется пройти через лес, затем пробраться через разрушенный дом, и когда уже хочется узнать очередной виток сюжета, нас вновь отправляют на какую-нибудь перестрелку в лес, что несколько разочаровывает.
В лесу вообще проходит добрая половина игры. Пригород Вашингтона — Брайт Фоллс — небольшой городок, где все друг друга знают. Окруженный деревьями, он словно ждал подходящего момента, чтобы разыграть душещипательный триллер, — он ждал Алана Уэйка, которому предстояло столкнуться с необычным противником.
Не зря в самом начале игры Алан цитирует Стивена Кинга: «Кошмары существуют вне границ логики». Творчество мастера ужасов прослеживается по ходу всей игры: здесь и, на первый взгляд, бессмысленные высказывания порожденных воображением Уэйка монстров, леденящие кровь своей абсурдностью и отрешенностью от происходящего, и вообще общее позиционирование основного противника — тьмы. Его нельзя потрогать, нельзя уничтожить в прямом смысле слова — это вселяет куда больший ужас, нежели обезображенный зомби или сумасшедший маньяк. Мы даже не понимаем, откуда это зло взялось и не является ли оно порождением нашей больной фантазии, ведь развитие событий точь-в-точь повторяет написанный Аланом роман, о коем он ничего не помнит.
По ходу игры Уэйк находит обрывки книги, события которой сбываются в кошмаре известного писателя. Причем точное время не указано — описанное может случить и через минуту, и через час-два. Прочитали о том, что бывшего знакомого забрала темная сущность — будьте уверены, что через некоторое время вам придется с ним расправиться. Поведение и взаимоотношение героев романа Алана — пусть и не основной момент для полного восприятия сериала, но безусловно один из самых интересных.
Второстепенных персонажей в игре не так много, а важных — еще меньше. Не сказать, что все они прописаны ярко и интересно, но вот Барни — менеджера Алана — стоит выделить отдельно. Он представляет собой типичного «сериального» друга: насмехается над попавшим в беду Уэком, считает его сумасшедшим и даже, осознав всю сложность ситуации, продолжает отвешивать колкие шутки и замечания. Здесь же и типичный ФБРовец, выслеживающий писателя, подозревая его в убийстве, и фанатка творчества Алана, по ходу игры она принесет немало бед, и симпатичная девушка-шериф, которая с первых минут вступается за Уэйка.
Но главные герои второго плана — это, конечно, два брата-рокера Тор и Один. В их характерах, поведении и окружающей обстановке проявляется тонкий юмор, граничащий с безумием; не зря основной диалог с ними происходит в стенах местной психбольницы для одаренных людей, где Тор посылает к черту окружающих, размахивая пластмассовым молоточком, называя его «Мельониром».
Не лишенная огрехов история о, казалось бы, спокойном отдыхе писателя Алана Уэйка, обернулась настоящим кошмаром, способным увлечь вас на долгие часы. Получив в самом начале несколько важных психологических вопросов, по ходу развития сюжета мы находим ответы на большинство из них, но даже в последнем кадре Alan Wake сквозит неопределенность. «Это не озеро — это океан», — говорит писатель. А дальше только многоточие.
Луч света в темном
Барри, литературный агент Уэйка, настолько стереотипичный «комический персонаж второго плана», что в какой-то момент вы уже начинаете угадывать его следующую шутку. |
Если за прошедшие годы вы вдруг успели забыть, о чем речь, то напоминаем, что Alan Wake — это финский эксперимент Сэма Лейка в жанре «триллер под Стивена Кинга». Главный герой — некогда успешный писатель по имени Алан Уэйк — вот уже два года не может написать ни строчки. После долгих уговоров жены он все-таки соглашается сменить обстановку и, чтобы выйти из творческого кризиса, приезжает в маленький туристический городок Брайт-Фоллс, где селится в уютном деревянном домике на озере, среди сосновых лесов и горных пейзажей умопомрачительной красоты. В первый же вечер, повздорив с женой и выйдя наружу подышать, Алан вдруг слышит странный шум и крики супруги, успевает заметить, как она падает в воду, и без раздумий прыгает за ней в темную глубину озера. В следующий раз он приходит в себя в лесу, сидя за рулем разбитого автомобиля с рваной раной на лбу и севшим мобильным телефоном в кармане. Через некоторое время выясняется, что с того вечера, как Уэйк поселился с женой в домике на берегу озера, прошла неделя, о которой он совершенно ничего не помнит…
Вооруженных серпами и молотами рабочих и колхозников Брайт-Фоллс удивительным образом объединила ненависть к буржуазному писателю. |
Что особенно приятно — Alan Wake, в отличие от большинства современных игр, не пытается строить сложное лицо и не доказывает почтенной публике свою удивительную уникальность. Приключения ушибленного на голову литератора Уэйка — это по сути такое незамысловатое попурри по мотивам всех стереотипов и клише творчества Стивена Кинга и телесериала «Твин-Пикс». Remedy не только не скрывают источники вдохновения, но и даже старательно выпячивают их: главный герой поминает Кинга в первом же монологе, название одного из ачивментов — цитата из любимого выражения агента Купера, персонаж второго плана, отбиваясь от стаи зловещих ворон, что-то кричит про Хичкока, а сцену, в которой Зловещий Человек стучит топором в дверь, Уэйк тут же комментирует цитатой из фильма «Сияние».
Для воссоздания атмосферы реальной «провинциальной Америки» Сэм Лейк лично объехал десяток придорожных закусочных штата Вашингтон. |
Впрочем, несложная история, вся суть которой сводится к фразе «в горном озере поселилось очень древнее и страшное зло!
», увлекает не удивительными сюжетными твистами, а точными, практически дословными цитатами из всех хоррор-фильмов, хоррор-книг и хоррор-игр, которые вы в своей жизни смотрели, читали или играли, но чьи названия можете сразу и не вспомнить. Даже концовка, которая разочаровала часть интернет-публики, потому что «все равно ничего не понятно», в этом контексте вышла вполне себе в духе жанра: ну и что, что «непонятно», зато страшно, загадочно и зловеще. У Стивена Кинга такие финалы в каждом втором рассказе, и ничего.
В тумане светит
В мире Alan Wake сигнальная ракетница — универсальное оружие: и бьет больно, и освещает все вокруг. |
Естественно, Remedy не были бы собой, если бы сделали игру без флэшбеков. Правда, в отличие от дилогии про Макса Пейна, в Alan Wake воспоминания прошлого (их действие происходит в нью-йоркской квартире Уэйка) включаются только дважды за всю игру и большой смысловой нагрузки не несут.
А вот что финны сделали действительно чуть ли не круче, чем в Max Payne, так это всевозможные «сопроводительные развлечения» вроде местной телепередачи Night Springs, которую можно посмотреть, периодически включая телевизоры в различных локациях. Снятое в духе «Баек из склепа» или «Невероятных историй», это хоррор-шоу является пародией на все подобные телепередачи, вместе взятые, причем за две-три минуты у вас на глазах разворачивается настоящая маленькая драма. Наконец, кроме телевизоров, во время беготни по взгорьям Брайт-Фоллс Уэйку периодически будут попадаться радиоприемники, настроенные на одну и ту же волну локального ток-шоу. Ведущий приглашает в студию гостей, рассказывает о местной жизни и даже пытается на расстоянии подбодрить скитающегося по лесам Уэйка, на которого в какой-то момент начинается натуральная охота.
Под определенным углом Алан неуловимо напоминает утонченную версию Рассела Кроу, хотя рисовали его, вообще-то, с финского киноактера. |
А теперь уголок грустной правды. Несмотря на то что все, о чем мы написали выше, сделано безусловно очень сильно и качественно, в 2010 году Alan Wake выглядит как гордая, но все равно морально устаревшая игра. Если вы играли в первую и вторую часть Max Payne (а тем более если вдруг искренне, как и мы, любите эти игры), то первое, что нужно сделать при начальном знакомстве с Alan Wake, — не строить иллюзий и не ждать каких-то невероятных чудес и откровений. Завышенные ожидания не приведут ни к чему хорошему: почти шесть лет, делая перерывы только на водку, сауну и праздник Юханнус, трудолюбивые финны ваяли игру своей мечты, и, если бы Alan Wake появился на полках хотя бы на год раньше, наша финальная оценка была бы на балл выше. Беда в том, что он вышел только сейчас, когда все вокруг ждут от игр открытого мира, интерактивной драмы, нелинейного сюжета, кооперативного прохождения и тому подобных подвигов.
Ну а что самое обидное, большинство геймплейных находок Alan Wake еще два года назад были замечены в Alone in the Dark, уникальной попытке перезапуска хоррор-сериала девяностых, игре удивительной, но совершенно не понятой публикой и с треском провалившейся в рознице. Сюжет, разбитый на эпизоды, «черные тени», фонарик как основное оружие, источники света — островки спасения, «древнее зло» как причина всех бед… Ничего не напоминает? Кроме того, в Alone in the Dark были большие эпизоды с открытым миром, возможность собирать оружие из подручных предметов и инновационная физика (взять в руки табуретку, поджечь ее в камине и метнуть в толпу зомби до сих пор нельзя ни в одной другой игре).
Очевидно, чтобы оправдать засилье мужчин с сельхозинвентарем, разработчики то и дело загоняют Алана то на лесоповал, то в какой-нибудь шахтерский городок, то просто в чащу. | Судя по тому, как быстро разряжается фонарик Алана (в считанные секунды), он пользуется «обычными солевыми батарейками». |