« | Вот и арена, где зло будет биться со злом, И седой пианист потихоньку играет вступленье. | » |
— Андрей Макаревич |
« | — Хозяин, нет ли добрых вестей? — Нет. Добрых нет. | » |
— Диалог из аниме Berserk 1997 года, отлично описывает положение дел в любом произведении этого жанра |
Лейбл от издательства ЭКСМО
Тёмное фэнтези
(
dark fantasy
) — поджанр фэнтези, содержащий элементы готики и ужасов. Граница между жанрами тёмного фэнтези и готических ужасов очень условна. И там, и там описывается мистический мир сверхъестественного и преобладает мрачная, «тёмная» атмосфера. Тёмное фэнтези может сильно отличаться от других поджанров фэнтези, по антуражу скорее приближаясь к ужасам. Тем не менее, для порядка принято считать, что если основная цель ужасов — напугать читателя/зрителя, то тёмное фэнтези — это в первую очередь сюжет и атмосфера, а ощущение страха нужно лишь для нагнетания этой самой атмосферы. Кроме того, в тёмном фэнтези обязателен проработанный мир, в то время как в жанре ужасов он может оказаться довольно условным.
В последнее время тёмное фэнтези переживает рост популярности, следовательно, ушлые маркетологи стремятся выдать любое фэнтези за «тёмное». Даже если там из мрачняка одна-единственная деталь. Даже если её нет. Даже если в целом фэнтезЯ намного пряничнее того же Толкина. Даже если автором был сам Толкин!
Особенности жанра[править]
Действие обычно происходит в средневековом антураже. Впрочем, бывают и исключения, в которых автор переносит мистическую атмосферу, присущую средним векам, в современное время; получается нечто среднее между тёмным и городским фэнтези.
Главное отличие от других поджанров заключается в том, что если обычно в фэнтези происходит битва Добра и Зла, то в тёмном Зло уже победило, и героям приходится бороться за свои жизни, удерживая обломки старого мира от окончательного превращения в . Впрочем, не всегда все так плохо. Иногда пресловутое Зло не обладает достаточным могуществом для захвата мира и уничтожения всего светлого, и действие происходит в ограниченном масштабе. Тем не менее, нагнетанию атмосферы и ощущению приближающейся катастрофы вселенского масштаба это не мешает.
Часто авторы тёмного фэнтези используют стандартных мистических, мифических и сверхъестественных существ и героев. Нежить во главе с некромантом, вампиры, демоны, колдуны и ведьмы со своей черной магией и магией вуду и многие, многие другие. В отличие от эпического фэнтези и «меча и магии», магия здесь носит преимущественно «тёмный» характер. За некоторыми исключениями — один или парочка главных героев-борцов за справедливость обычно обладают мистическими силами (часто не догадываясь о таковых, и открывая в себе соответствующие способности уже по ходу сюжета) и способны противостоять злу.
Некоторые премудрые филологи считают, что антураж и атмосфера — это фигня, а по-настоящему «тёмной» делает фэнтезийную книгу отсутствие эвкатастрофы. В этом есть зерно истины: в «темнушных» книгах и фильмах эвкатастрофа, как правило, действительно отсутствует. Вместо нее может наличествовать просто катастрофа.
Также не до конца ясно, где проходит граница между тёмным и низким фэнтези. В частности, «Ведьмака», «Песнь Льда и Пламени», «Земной Круг» и «Сказания Меекханского пограничья» часто относят и туда, и туда. Если в случае «Ведьмака» критерием служит мрачность и беспощадность сеттинга, то в случае «Песни Льда и Пламени» — наличие/отсутствие высших сил (естессно, злых). Но, иногда подобные жанры вполне могут сочетаться. Например, сеттинг «Warhammer Fantasy Battles» можно назвать удачной смесью эпического и тёмного фэнтези, а «Приключения Гаррета» смесью городского и тёмного.
Выдающиеся произведения
В разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 29 августа 2020 года . |
В литературе
- Карл Эдвард Вагнер — цикл рассказов о Кейне.
- Майкл Джон Муркок — сага об Элрике из Мелнибонэ.
- Ричард Скотт Бэккер (англ.)русск. — трилогия «Князь пустоты» (англ.)русск..
- Стивен Эриксон — серия «Малазанская книга павших».
- Терри Брукс — «Слово и Пустота».
- Стивен Кинг — «Тёмная Башня» и дилогия «Талисман».
- Клайв Баркер — циклы рассказов «Книги крови» и серия «Имаджика».
- Глен Кук — «Чёрный отряд», «Империя ужаса».
- Урсула ле Гуин — «Шкатулка, в которой была Тьма».
- Танит Ли — «Кровавая опера».
- Джо Аберкромби — трилогия «Первый закон».
- Барб и Джошуа Хенди — «Дампир».
- Анджей Сапковский — «Сага о ведьмаке»
В настольных играх
- Сеттинги Ravenloft (1990) и Dark Sun (1991) по правилам Dungeons & Dragons[1].
- Сеттинг Midnight (англ.)русск. по правилам d20.
- Мир Тьмы
- Warhammer Fantasy
В компьютерных играх
- American McGee’s Alice и Alice: Madness Returns
- Серия игр и комиксов Darksiders
- Dark Messiah of Might and Magic
- Demon’s Souls и Dark Souls 1, 2, 3
- Bloodborne
- Серия Diablo (с 1996)[1]
- Vikings — Wolves of Midgard
- Серия Devil May Cry
- Серия Disciples
- Серия Gothic
- Серия Legacy of Kain
- Игры по настольной вселенной «Мир Тьмы»: Vampire: The Masquerade – Bloodlines и Vampire: The Masquerade – Redemption
- Серия Hexen
- Vagrant Story
- Amnesia: The Dark Descent
- Серия игр Thief
- Серия игр Dragon Age
- Darkest Dungeon
- The Darkness
- Path of Exile
- Total War: Warhammer
- Lords of the Fallen
- Серия Call of Cthulhu (с 2005)[1]
- Серия Castlevania (с 1986)[1]
- Planescape: Torment
- Hellblade: Senua’s Sacrifice
В кинематографе
- Серия фильмов «Другой мир» (2003—2016)
- «Ван Хельсинг» (2004)
- «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) и «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008)
- «Братья Гримм» (2005)
- «Константин: Повелитель тьмы» (2005)
- «Соломон Кейн» (2009)
- «Время ведьм» (2010)
- «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012)
- «Белоснежка и охотник» (2012) и «Белоснежка и охотник 2» (2016)
- «Дракула» (2014)
В аниме и манге
- Ублюдок!! Сокрушитель Тьмы (с 1988)
- Берсерк (с 1989)
- Манускрипт ниндзя (1993)
- Тёмный мститель Дарксайд (1994)
- Чёрная Библия (2001—2006)
- Клинок зла (с 2004)
- Сага о Винланде (с 2005)
- Клеймор (2007)
- Пожиратель душ (2008—2009)
- Девочка-волшебница Мадока (2011—2013)
- Скитальцы (с 2009)
- Обещание Волшебной Стране (с 2016)
Характерные тропы[править]
Для этого жанра наиболее характерны следующие штампы:
Магия[править]
- Отношении к магии и магам, как правило, резко негативное. Что совершенно неудивительно, ибо в тёмном фэнтези источником магии чаще всего являются местные силы зла — демоны, Злой Яхве или сволочные боги. Поэтому ведьмы и колдуны здесь чаще всего злые и практикуют в основном некромантию, магию крови, вуду и прочую членовредительскую магию. А местная церковь с храмовниками стремиться сжечь их всех на кострах, ибо «никто кроме бога/богов не имеет право использовать магию и с её помощью изменять реальность».
Политика и мир[править]
- Мир смерти, кишащий смертельно опасными животными и растениями, монстрами и нечистой силой.
- Политическая карта мира состоит из следующих элементов (нужное подчеркнуть, типажи могут пересекаться): Несколько королевств и более мелких единиц классически-феодального типа, грызущиеся между собой за какие-нибудь лысые холмы уже невесть сколько лет. Пока народ прозябает в грязи и нищете, короли-графы-бароны-герцоги пируют в своих замках, развлекаются поркой крестьян (за недоимки/отказ в праве первой ночи/намёк на крамольные мысли/оскорбление благородного дона/просто чтобы отвести скуку) и готовятся к новым войнам — между собой за те же холмы, со своими сеньорами/вассалами для выяснения, кто круче, или с собственным народом, задранным налогами, податями и войнами до ручки.
- Жутенькая империя сверхабсолютистского типа по соседству, где все ходят строем, где малейшая провинность карается пожизненной каторгой или смертью и где император активно строит планы подмять под себя упомянутые королевства. +10, если одно или более из этих королевств — бывшая мятежная провинция этой самой Империи. Ещё +10, если империя при всех своих грехах за счёт порядка и стабильности выглядит выигрышнее, чем вольные королевства с вечным бардаком и разбродом.
- Не менее жутенькая теократия, похожая на империю пунктом выше, но с добавлением. Князья церкви заставляют подконтрольное население расшибать лбы в молитвах и отдавать десятину с последней рубахи, а в качестве развлечения (нередко — единственного разрешённого в их землях) регулярно жгут ведьм и еретиков, в то время как высшие чины церкви преспокойно живут в своё удовольствие и предаются тем самым грехам, за которые готовы предать огню обычных простолюдинов.
- Некогда мощная, но ныне рассыпающаяся на глазах старая империя, осколки которой (в число которых, опять же, могут входить вышеупомянутые королевства) сползают в междоусобицы. Между населяющими её народами с новой силой разгораются старые распри, что опять же не лучшим образом сказывается на уровне жизни.
- Парочка вольных городов-республик (как правило, портовых), на фоне предыдущих выглядящие вполне себе (относительно) чисто-опрятно-богато и предоставляющие сравнительно широкие возможности для социального подъёма… Но не спешите обольщаться, ибо там балом правят деньги — так что no money, no honey, ничего личного. А если у вас нет хорошего внутреннего чутья или крепкой хватки, то там вас могут в два счёта развести на всё имущество — звериный оскал раннего капитализма, чтоб его. Да и сколько вас тут, желающих выбиться из грязи в князи… Опять же, из-за богатства и удобного расположения этих самых городов, скорее всего, на них уже точат зубы некоторые (если не все) из вышеперечисленных. Да и правители самих вольных городов как бы не прочь расшириться…
- Для полного счастия — орда варваров, надвигающаяся с границы на весь этот праздник жизни с целью всех ограбить/поработить/истребить к такой-то матери. +10, если орда с востока. +25, если это не люди, а какие-нибудь орки либо местная вариация на их тему.
- Для самого полного счастья — чужедальняя Империя ЗлаЪ, по сравнению с которой местная империя — так, детский садик. Может управляться каким-нибудь древним злом или вообще злом из иных миров; на вид из себя будет представлять, скорее всего, образцовый Мордор. +50, если вышеупомянутая орда дикарей на поверку оказывается войском этой самой чуждой империи.
объединиться против общего врага… ненадолго (впрочем, высока вероятность, что получится команда предателей). Хороших правителей и честных придворных тут обычно нет, или они долго не задерживаются… или они рано или поздно портятся сами.
Религия[править]
- На стороне условно-хороших — какая-нибудь Прогнившая церковь. Плохие будут исповедовать Религию зла или запишутся в мраккультисты. Если вероучение представляет из себя копирку с какой-нибудь реальной религии, то ждите многочисленных слабо завуалированных пинков и плевков в её адрес (например: Хрустальный дракон Иисус → католики/православные/протестанты плохие; Незримый орёл Аллах → мусульмане плохие… ну вы поняли).
- И да: далеко не факт, что неверующие персонажи будут сильно отличаться от верунов в лучшую сторону. Они вполне могут оказаться такими же упоротыми фанатиками, только борющимися нне за распространение веры, а против веры. В худшем случае это и вовсе могут быть ницшеанцы-недоучки особо зловредного извода, под видом борьбы с религиозными предрассудками отринувшие любое понятие сострадания, почтения, морали, доброты и прочего «ненужного хлама» и заскочившие на скользкую дорожку ради удовольствия; для них вся их свобода сводится к возможности творить беспредел себе в кайф.
- Впрочем, вполне может быть (особенно в низком тёмном фэнтези), что бога(ов) не существует, либо он(и) не хотят или не могут вмешаться в дела мира. Может относиться как ко всем учениям, так и к одному или нескольким конкретным. Вера в таком случае будет либо просто укоренившимся кв головах пережитком прошлого, либо… ну да, фальшивкой.
Герои[править]
- Антигерои и рыцари в ржавых доспехах в качестве условно положительных героев, полные чудовища и демоны в человеческом обличии в качестве злодеев. Безусловно хорошие персонажи же постоянно рискуют подвергнуться ломке либо вовсе оказаться слишком хорошими для этого грешного мира.
- Основные виды конфликтов в плане морали: Чёрно-серая мораль, а иногда и Зло против зла и Зло против небытия, а так же Все оттенки чёрного. В самом лучшем случае — Все оттенки серого.
- Конец произведений этого жанра обычно несчастливый или хороший плохой. В лучшем случае плохой хороший конец. И никаких хэппи-эндов.
Подводя итог, можно сказать, что тёмное фэнтези — это эдакая чернуха от мира меча и магии.
Примеры[править]
Литература[править]
- Цикл К. Э. Смита об Аверуане — если и не прародитель жанра, то первопример точно.
- Хронологически предшествовавшая им стилистика «Умирающей Земли» тоже пойдёт, хотя педанты могут усмотреть тут другой жанр. Лучшие представители — «Сага о Кугеле» и «Умирающая Земля» Д. Вэнса, «Ночная Земля» У. Ходжсона и цикл о Зотике того же Смита.
- Глен Кук «Черный отряд» Справедливости ради, уже с третьей книги скатывается в стандартное фентези за все хорошее против всего плохого. Вчерашние антигерои теперь повстанцы, и под предводительством избранной из пророчества теперь сражаются против империи зла[1].
Малый типовой набор, как он есть. - «Империя Ужаса»
- «Приключения Гаррета»
- «Первый закон»
Кино[править]
- «Возвращение в страну Оз» 1985 — продолжение и одновременно деконструкция фильма «Волшебник страны Оз» 1939 года.
- Лесная царевна — хотя скорее это фильм-сказка, нежели тёмное фэнтези. Но все каноны жанра на месте.
- Сказка странствий.
- Охотники на ведьм.
Телесериалы[править]
- «Настоящая кровь»
Веб-комиксы[править]
- Drowtales (Сказание о дроу) — убийства и одержимость демонами в этом мире являются довольно частым явлением. Из-за нехватки ресурсов, каннибализм в подземье является полностью легальным, как и изнасилования, инцест, педофилия и пытки. Школы не возражают, если ученики убивают друг друга. Лишь бы делали это тихо, и это даже поощряется. На поверхности смертные купаются в крови эльфов, думая что это сделает их бессмертными. Ну и довольно распространена магия крови.
Аниме и манга[править]
- Ayashi no Ceres
- Akame Ga Kill
- Berserk
- Claymore
- Devilman
- Dororo
- Drifters
- Fate/Zero
- Hellsing
- High school of the Dead
- Kimetsu no Yaiba
- Ninja Scroll
- Puella Magi Madoka Magica
- Re Zero Kara Hajimeru Isekai Seikatsu
- Shingeki no Kyojin
- Strike the Blood
- Vampire Hunter D
- Übel Blatt
- Хроники Эвиллиоса
- Goblin Slayer
Видеоигры[править]
- Первые две части трилогии Disciples, вторую часть у нас даже обснованно локализовали как «Канун Рагнарёка». Сюжет полный мрака и безнадеги, и графика под стать.
- Gothic
- Трилогия Dragon Age
- Серия игр Diablo.
- Кампании Альянса и Нежити в Warcraft III: Frozen Throne.
- Игры от компании From Sofware: King’s Field, Demon’s Souls, Dark Souls, Bloodborne.
- Nioh — Dark Souls в японской стилистике.
- Mortal Kombat.
- С прикрученным фитильком — мир Аллодов. Все земли сеттинга — осколки разбитого катаклизмом мира и находятся под перманентной угрозой нашествия демонов. Но для ММОРПГ сеттинг смягчили, получились «оливы». Собственно, и в Проклятых Землях под троп попадает только последняя глава, на Суслангере. Гипат и Ингос не тёмное фэнтези вообще никаким боком.
- С прикрученным фитильком, поскольку захватившее мир зло — очень ярко выраженный Lawful Evil, не ищущее лишних проблем и заботящееся о своих подданных, хоть и из чистого прагматизма и не всегда спрашивая их мнения.
- Туда же и подражатели: Darksiders, Dante’s Inferno…
и психического недуга.
Настольные игры[править]
- Мир Тьмы: линейки магов, подменышей и оборотней. Вампиров можно подавать и как готический хоррор, и как весёлую тёмную историю. А вот призраки да демоны — это уже точно ужасы.
- Warhammer Fantasy — один из эталонов, но беспросветность компенсируется эпичностью. Warhammer 40000 по сути космическое дарк-фэнтези.
- Простой вход — уже ошибка. Проклятия, ловушки, невообразимый древний ужас — малая часть того, что несет за собой вход в подземелье. Оно не созданно для развлечения игровой партии — оно созданно для ее полного уничтожения. Единственное, что можно вынести за его пределы — травмы, потери и негативный опыт. Подземелье вообще может не содержать сокровищ — и точно не содержит их в количестве, соизмеримом с челленджем. Это позволяет не концентрироваться на стандартной награде, а уделить больше внимания лишениям персонажей и задает специфику их мотивации.
пробуждения Древнего Зла, которое сразу же начинает уничтожать мир, не ожидая, пока его загонят обратно.
Значимые произведения[ | ]
В разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 29 августа 2020 года . |
В литературе[ | ]
- Говард Филлипс Лавкрафт — «Мифы Ктулху»
- Карл Эдвард Вагнер — цикл рассказов о Кейне.
- Майкл Джон Муркок — сага об Элрике из Мелнибонэ.
- Ричард Скотт Бэккер (англ.)русск. — трилогия «Князь пустоты» (англ.)русск., и ее продолжение, тетралогия «Аспект-император» (англ.)русск..
- Стивен Эриксон — серия «Малазанская книга павших».
- Терри Брукс — «Слово и Пустота».
- Стивен Кинг — «Тёмная Башня» и дилогия «Талисман».
- Клайв Баркер — циклы рассказов «Книги крови» и серия «Имаджика».
- Глен Кук — «Чёрный отряд», «Империя ужаса».
- Урсула ле Гуин — «Шкатулка, в которой была Тьма».
- Танит Ли — «Кровавая опера».
- Джо Аберкромби — трилогия «Первый закон», трилогия «Море осколков».
- Барб и Джошуа Хенди — «Дампир».
- Джордж Мартин — «Игра престолов»
- Нил Гейман — «Коралина», «Океан в конце дороги»
- Ренсом Риггз — цикл «Мисс Перегрин»
- Майкл Р. Флетчер — «Без надежды на искупление»[6]
- Марлон Джеймс — «Чёрный леопард, рыжий волк»[7]
В настольных играх[ | ]
- Сеттинги Ravenloft (1990) и Dark Sun (1991) по правилам Dungeons & Dragons[1].
- The Dark Eye (Das Schwarze Auge)
- Сеттинг Midnight (англ.)русск. по правилам d20.
- Мир Тьмы
В компьютерных играх[ | ]
- с 1986 — серия Castlevania[1]
- с 1992 — серия Mortal Kombat
- с 1994 — серия The Elder Scrolls
- с 1995 — серия Hexen
- с 1996 — серия Diablo[1]
- 1996-2015 — серия Legacy of Kain
- 1998-2014 — серия игр Thief
- 1999 — Planescape: Torment
- 1999 — 2012 — Серия Disciples
- 2000 — Vagrant Story
- 2000, 2006 — The Legend of Zelda: Majora’s Mask и The Legend of Zelda: Twilight Princess
- 2000/01— American McGee’s Alice и Alice: Madness Returns
- 2000, 2004 — Игры по настольной вселенной «Мир Тьмы»: Vampire: The Masquerade – Bloodlines и Vampire: The Masquerade – Redemption
- 2001-2019 — серия Devil May Cry
- 2001-2010 — серия Gothic
- 2002 — Arx Fatalis
- 2004 — 2010 — серия игр Dragon Age
- 2005 — серия God of War
- с 2005 — серия Call of Cthulhu[1]
- 2006 — Dark Messiah of Might and Magic
- 2007 — The Darkness
- 2009, 2011 — Demon’s Souls и Dark Souls 1, 2, 3
- 2010 — серия игр и комиксов Darksiders
- 2010 — Amnesia: The Dark Descent
- 2013 — Path of Exile
- 2014 — Lords of the Fallen
- 2014 — Серия Blackguards
- 2015 — Bloodborne
- 2016 — Grim Dawn
- 2016 — Darkest Dungeon
- 2016 — Total War: Warhammer
- 2016 — Tyranny (игра)
- 2017 — Hellblade: Senua’s Sacrifice
- 2019 — Sekiro: Shadows Die Twice
- 2019 — A Plague Tale: Innocence
В кинематографе[ | ]
Анимационный фильм «Кошмар перед Рождеством
» (1993) Тима Бёртона
- 1983 — Сказка странствий
- 1985 — Легенда
- 1992 — Армия тьмы
- 1998—2004 — трилогия Блэйд
- 1999 — Сонная Лощина
- 2003—2016 — серия фильмов Другой мир
- 2004 — Ван Хельсинг
- 2004 — Хеллбой: Герой из пекла
- 2008 — Хеллбой 2: Золотая армия
- 2005 — Братья Гримм
- 2005 — Константин: Повелитель тьмы
- 2006 — Лабиринт фавна
- 2009 — Соломон Кейн
- 2010 — Время ведьм
- 2012 — Белоснежка и охотник
- 2016 — Белоснежка и охотник 2
- 2014 — Дракула
В мультипликации[ | ]
- 1982 — Секрет крыс
- 1985 — Чёрный котёл
- 1993 — Кошмар перед Рождеством
- 2005 — Труп невесты
- 2012 — Паранорман, или Как приручить зомби
- 2013 — м/с RWBY
- 2014 — м/c По ту сторону изгороди
В аниме и манге[ | ]
- с 1988 — Bastard!!
- с 1989 — Берсерк
- 1994 — Тёмный мститель Дарксайд
- 1997—2008 — Хеллсинг
- 2001—2006 — Bible Black
- 2001—2014 — Клеймор
- 2004—2019 — Übel Blatt
- 2008—2009 — Soul Eater
- с 2009 — Drifters
- с 2020 — Обещанная Страна Грёз
- 2018 — Goblin Slayer