Игровой процесс
Фракции
В игре представлено 6 разных фракций, каждая из которых имеет разные юниты и игровой процесс. Например, Амазонка (англ. «the Amazon») — человеческая фракция, состоящая исключительно из женщин, которая использует динозавров в качестве своего транспорта и оружия, а Кирько (англ. «the Kir’ko») — группа насекомых, которые используют рукопашный бой в качестве основной формы нападения.
Командир
Игрок, который берет на себя управление командиром одной из фракций, настраиваемой фигурой лидера, он может: исследовать планету, участвовать в дипломатии, одобрять секретные операции, шпионскую деятельность и объявлять войну.
Карта
Карта мира, которая генерируется процедурно, разбита на различные сектора-клетки. В каждом секторе есть 2 разных биома, которые можно использовать для производства, питания, исследований и энергии. Эти ожидания могут быть дополнительно повышены путем размещения структур биомассы.
По мере расширения игроков они будут контролировать больше городов, каждый из которых может управляться отдельно. Игроки могут собирать ресурсы на карте для исследований и вторгаться в враждебные лагеря, чтобы захватить их технологии. На карте игроки встретят нейтральные фракции, которые могут объединиться с фракцией игроков и обеспечить дополнительную боевую поддержку.
Оружие
В игре вводится «технология судного дня», которая представляет собой дерево навыков, которое в конечном итоге разблокирует оружие массового уничтожения. Игрок также может создавать военно-морской флот и военно-воздушные силы, чтобы усилить военную мощь своей фракции.
Пошаговый режим
Пошаговый наземный бой использует перспективу сверху вниз. Игрок управляет различными воинскими частями и войсками, управляя их позицией в зоне боевых действий и инструктируя их, чтобы они укрывались, открывали огонь и использовали тактику, такую как наблюдение.
В свою очередь, каждый юнит может выполнить 3 действия. Игроки могут «поразить» врага, который прерывает их специальные атаки и заставляет их терять одно очко действия. Был введена новая механика, в которой пропущенные выстрелы будут наносить половину урона. Военные подразделения могут быть модернизированы с помощью различных модов и экипировки, чтобы повысить их боевую эффективность.
Лучшая стратегия года? Обзор Age of Wonders: Planetfall
Age of Wonders: Planetfall — спин-офф одной из старейших серий пошаговых стратегий от Triumph Studios, которая, в свою очередь, была идейным наследником Master of Magic. Обычно, на двадцатилетие такие франшизы делают что-то вроде перезапуска, но «триумфаторы» решили пойти другим путем, радикально, но с присущим почерком сменив сеттинг, сохранив и приумножив свои лучшие идеи.
Многие, кому понравилась Age of Wonders: Planetfall, проводят параллели с серией XCOM — мол, боевая составляющая явно вдохновлялась подобными пошаговыми тактиками. Человеку, незнакомому с историей серии Age of Wonders, действительно так может показаться: тут вам и разные укрытия, и фазы атаки, завязанные на очках действия, и несколько типов орудий/умений у каждого юнита, и даже виртуальный ассистент обращается к игроку знакомым позывным Commander.
Однако, это не совсем так, а скорее — не так вовсе. Несмотря на то, что Age of Wonders стратегия в первую очередь глобальная, еще в девяностых первые ее части отличались от прочих наличием куда более комплексных, чем в каких-нибудь «Героях», сражений на тактической карте. Хоть система укрытий появилась лишь в Age of Wonders 3 (2014), когда серия возродилась в 3D, уже в первой Age of Wonders (1999) зарождались характерные механики. Поля битв были геометрически разнообразнее и больше, а также учитывали расположение армий на стратегической карте перед битвой и позволяли сражаться не отрядом на отряд, а сразу всем, кто столкнулся краями гексагонов, причем необязательно всего двум игрокам за раз. Во второй же части на вероятность и точность попадания влияли как непосредственные препятствия, так и относительная высота расположения отрядов. В общем, как для стратегии, так и для тактики — просторы.
Planetfall — это не смесь XCOM с «Цивилизацией», а скорее нечто, похожее по замыслу на Civilization: Beyond Earth, когда на многолетние наработки попытались примерить новый сеттинг. В случае с Age of Wonders, сделать это получилось куда удачнее и, как бы это сказать, по-человечески.
Игрокам предлагается как более ориентированная на сюжет, персонажей и энкаунтеры кампания, состоящая из разных по уровню сложности и выбору расы «планет», так и классические сценарии, где можно играть против ИИ, в онлайне, и, что самое важное, — в режиме hot seat. Главная прелесть игры — она пошаговая, а значит не требует скорости реакций, давая возможность тщательно обмозговать каждый свой шаг, как в бою, так и в глобальных дипломатически-стратегических историях. А для всех, кто с жанром знаком плохо, предусмотрен довольно подробно описывающий основные механики туториал, являющийся по совместительству вступлением к сюжетной кампании.
Sci-fi сеттинг очень ловко лег на наработки Age of Wonders 3: вместо замков — космические колонии, вместо крепостей — форпосты, вместо маунтов — вездеходы, а вместо маны и заклинаний — энергия и операции. Даже расы практически полностью дублируют всем знакомые по фэнтези прототипу: тут вам и люди, и нежить, и дварфы, и роги, и инопланетные жуки (да-да, они встречались в прошлых частях серии то ли в виде DLC, то ли пользовательских модов), и даже оркоподобные друиды-амазонки. Все это очень интересно переплетается, ведь можно не просто иметь героев и города рас, отличающихся от титульной, но и возводить уникальные постройки или получать уникальных юнитов, захватывая новые земли с определенными бонусами или даже торгуя с представителями нейтральных неиграбельных рас, управляемых ИИ. Добавьте сюда возможности прокачки героев в разные билды и снаряжения каждого юнита универсальными модификациями — и получите такую глубину, которой те же «Герои» или «Цива» позавидуют вместе взятые.
Каждый отряд на глобальной карте состоит максимум из шести юнитов, причем совсем необязательно иметь в нем пионервожатого героя. Куда логичнее разделять их по специализациям: вот отряд быстрых летающих разведчиков, вот танки (как в прямом, так и в переносном смысле), а вот тут будут снайперы и поддержка. Юниты, кстати, улучшаются не только обвесом модов, но и сами по себе, зарабатывая в боях опыт и продвигаясь по рангам, получая дополнительные очки и бонусы.
Освоение карты теперь происходит чуть комплексней, чем в предыдущих частях серии, хотя по-прежнему довольно интуитивно и даже более интересно. Если раньше вы по классике получали новые города и земли путем строительства замков/крепостей и/или отвоевывая их у врагов или нейтралов, то теперь вся планета более-менее равномерно покрыта зонами. Колонизация происходит по принципу ромашки: колония (город) — это райцентр. Все зоны, примыкающие к «столичной» при накоплении достаточного количества населения и колонистов в соответствующем городе, могут быть по очереди присоединены. Самое интересное — выбирать, в каком порядке вы будете это делать, ведь у каждой зоны свои уникальные бонусы, диктуемые ландшафтом, нейтральными постройками и наличием разных «природных» факторов, вроде пространственных разломов или ионных бурь.
Этот же набор предопределяет и силу нейтральных отрядов, охраняющих те или иные POI: на кучке ресурсов вы вряд ли встретите серьезное сопротивление, тогда как стратегически важные объекты или крутые артефакты (моды на новый лад) будут хорошо опекаемы. Также, в зависимости от того, как вы ведете себя с нейтралами — уничтожаете ли всех на своем пути, либо пытаетесь договориться за очки дипломатии — меняется и ваша репутация. Причем как у «добряка», так и у «злодея» есть свои бонусы и штрафы (это помимо бонусов и штрафов классовых, которые вы выбираете перед сессией).
Помимо стратегических механик, есть в игре и ролевые составляющие, и это не только уже упомянутая прокачка, но и квесты, которые делятся на два типа. Первый — случайные события, которые генерируются, как правило, под видом поручений от нейтральных фракций, а за выполнение вы не только получаете ценные награды, но и улучшаете отношения с квестгиверами, тогда как при отказе в помощи репутация теряется. Второй — глобальные задания, которые скорее напоминают «дэйлики»: первым основать несколько колоний/присоединить n-ное количество земель, встретить всех игроков, выполнить несколько квестов/убить несколько отрядов одной фракции, исследовать юнитов последнего уровня и так далее. Бонусы от этих квестов могут быть как в виде конкретных наград типа ресурсов, юнитов или артефактов, так и в виде перманентных бонусов к производству, обороне городов или чему-то еще.
Ах да, ресурсы! Здесь их всего четыре типа: энергия (вместо золота), космит (вместо маны), знания (тратятся на исследования) и убеждение (очки дипломатии). В свою очередь у колоний тоже четыре типа вырабатываемых ресурсов: продовольство, энергия, производство и наука. Также они накапливают (или теряют) довольство населения, что влияет как на его прирост, так и на появление «праздников» или, напротив, бунтов. Это критически важная механика, ведь без достаточного населения вы не сможете разблокировать очередной слот под присоединяемую к колонии область.
Полтора часа геймплея Age of Wonders: Planetfall. Источник: GameGuru
Если с энергией и космитом все работает по аналогии с прошлыми частями, их мы тратим на любые приобретения, постройки, крафт и так далее, то научные исследования теперь разделены на две ветки: военную и общественную. Также теперь более гибко работают «заклинания» верховного героя. Есть три сущности: тактические операции, стратегические и доктрины. Первые работают как боевые спеллы, вторые — как глобальные, а третьи дают различные пассивные баффы вам или дебаффы врагам.
Главное новшество в боевой системе Age of Wonders — появление уже привычной для пошаговых тактик механики overwatch, здесь переведенной как «охрана». Это когда ваш юнит не используете фазу «стрельбы» на своем ходу, а встает в защитную стойку, открывая встречный огонь на ходу противника, если тот попадает в зону видимости. В остальном все осталось как в третьей части и даже незнакомые с ней фанаты жанра без труда разберутся в интуитивно понятном интерфейсе, который по аналогу с играми серии XCOM неплохо работает даже с геймпадом.
В общем, в детали Age of Wonders: Planetfall можно вдаваться бесконечно, ведь не только много, но и они крайне интересно переплетены. Но какой в этом смысл — лучше попробовать все своими руками. Советуем это сделать даже тем, кто в жанре не опытен, но любит приключения в далеких галактиках. Надеемся, наш обзор сподвиг вас это сделать!
Режимы игры
Режимов игры всего три – одиночная кампания, одиночный сценарий и сетевая игра.
Кампания представляет собой несколько цепочек сюжетных миссий за каждую из доступных рас. Сюжет подаётся последовательно, и в нём не будет нескольких конфликтующих концовок. В каждой миссии игроку будут даваться задания, которые можно выполнить несколькими способами. В основном это мирный способ (накопи ресурсы, убей стражу, подружись с ИИ) или военный (захвати провинцию, развяжи войну с ИИ, убей вражеского героя). Сам сюжет не блещет сценарным качеством, но в целом есть интересные повороты.
Дядя из Авангарда вырвался из спячки и ужаснулся
Процедурная генерация карты в каждом сценарии кампании вызывает крайне смешанные ощущения. С одной стороны, каждый раз новая карта – это хорошо, большой плюс к реиграбельности. С другой стороны, карта кажется чересчур стандартной – тут вам не встретятся бережно выверенные ландшафты или интересные заскриптованные моменты. Я склоняюсь к мнению, что генерация карты в кампании – это зло. Всё равно, что играть кампанию в Heroes of Might and Magic 3 на рандомно сгенерированной карте, пресновато.
Сетевая игра страдает от довольно низкой динамики, ведь бои занимают достаточно большое время. Однако правильно выставленные настройки позволяют избежать большей части проблем. Рецепт прост и известен ещё со времён сетевых баталий в Age of Wonders 3: битвы против ИИ — только автобоем, битвы против игрока — только вручную. Другое интересное решение – использование боевых карт. Перед битвой вы решаете, потратить карту на бой вручную или не тратить и сыграть автобоем. Карты восстанавливаются через несколько ходов и позволяют провести самые важные битвы против ИИ вручную.
Настройки сетевой игры
Одиночный сценарий – это стандартный режим игры, более всего напоминающий Civilization. Параметров чуть меньше, чем при сетевой игре, но всё также можно выбрать скорость игры, возможные условия победы, тип и размер планеты и другие настройки.
Боевая система и герои
Увлекательная боевая система игр Age of Wonders всегда выгодно отличала серию от других 4Х-стратегий. И Age of Wonders: Planetfall не является исключением, ведь боевая система не претерпела значимых изменений. В одной армии может находиться не более шести юнитов. Ограничения по типам юнитов нет, вы можете сделать полностью воздушную мобильную армию или армию из шести героев – все зависит от ваших желаний и возможностей. При нападении на армию противника, можно подвести ещё несколько армий вплотную к противнику. В этом случае в сражении будут принимать участие юниты всех армий, однако это работает и в обратную сторону – если армии противника ходят группами, одолеть в бою придётся всех одновременно.
Что будет, если стрельнуть по своему герою?
Сам бой происходит на гексагональной карте. Так как в будущем оружие в основном дальнобойное, бои эволюционировали и стали напоминать X-COM. Появились укрытия и режим охраны. Интерфейс улучшили, и теперь при передвижении компьютер услужливо предупреждает, если враги смогут объявить атаку по передвигающемуся юниту. Появилась возможность поворота туловища, ведь фланговые атаки никто не отменял. В целом бои стали удобнее, сохранив основную механику Age of Wonders. Бои на воде тоже подвезли, но здесь ничего нового, кроме того, что укрытий в открытом море в разы меньше.
Если я приду сюда, птичка сможет меня клюнуть один раз. Красные чёрточки на ней не врут
Это важно: зажав кнопку Alt, в бою можно объявить атаку по своему юниту или по укреплению. Опять же, не самая важная функция, но она существует, спасибо!
Герои перекочевали в новую часть с небольшими изменениями. Они всё ещё качаются, дают бонусы для всей армии, имеют боевые навыки, могут носить разное оружие и модули (местные артефакты), но, к сожалению, не умеют выполнять операции.
Снайпер-двар по имени Железо. Брутально
А вот одно из важных изменений – это возможность экипировать модулями обычные юниты. Как раз для такого снаряжения требуется ресурс Космит, который производится далеко не в каждой области.
Дать юниту с 76 хп регенерацию — бесценно
Модули в Age of Wonders: Planetfall могут сыграть решающую роль. Грамотно экипированные юниты низкого уровня, вполне могут соперничать с более продвинутыми врагами, благодаря полученным преимуществам от модулей. А если найти хороший обвес для своих сильных бойцов высокого уровня, они могут стать машинами смерти или непробиваемыми танками.
Введение
30 июня 2020 года, после 20 лет независимого существования, Triumph Studious была приобретена шведским флагманом на ниве ПК-стратегий Paradox Interactive. Фанаты затаили дыхание в предвкушении новой игры и не прогадали: уже в 2020 году на выставке Е3 была представлена Age of Wonders: Planetfall.
Перенести вселенную в совершенно новый мир – это очень смелое решение, однако насколько удачно это получилось, вопрос ещё нерешённый.
Релиз игры состоялся 6 августа 2020 года, и, к сожалению, проклятие совершенно провального запуска и патча нулевого дня не обошло Age of Wonders: Planetfall. Мне не удалось запустить игру, и, как оказалось, проблема была у всех, кто решил выполнить предзагрузку. Но на данный момент серьёзных технических проблем у игры больше нет – это оперативно исправили.
Общие впечатления
Главный вопрос – какие впечатления от новой игры? Очень сильные. Первые пару часов были мысли о рефанде и неоправданных надеждах. Потом, так сказать, распробовал, и пошло веселее.
Почему же Age of Wonders: Planetfall не смогла впечатлить меня с первого взгляда? Я бы сказал, что это были завышенные ожидания и совершенно неоправданная и ретроградная любовь к предыдущим частям серии Age of Wonders.
Одна из концепций, что мне не понравились – расы. Мне показалось, что перенос рас в фантастический мир прошел несколько топорно. В каждой фракции виднеются уши их фэнтезийных братьев. Ещё один признак не лучшего креатива – 5 из 6 рас являются гуманоидными. Рас маловато, но зато они достаточно уникальны и юниты интересны.
Стратегическая часть потеряла в гибкости. Теперь нельзя основать поселение в любой точке карты, только заданные центры областей. Нет возможности строить дороги и нет подземелья. Зато стало проще и понятнее развиваться, нет дурацкого рандома в исследованиях из предыдущих частей серии.
Серьёзно? +6 хп за лычку и всё? И да, тут есть пингвины
Прокачка героев и юнитов стала менее интересной. Хоть опыт и остался, модули оказывают намного больше влияния на силу существ. Но модули действительно хороши, их можно покупать у малых фракций и комбинировать до трёх штук на одной тушке.
Дипломатия, к сожалению, тоже не получила должного развития. Однако, появились Casus belli, которые можно сфабриковать и даже продать.
Сейчас, после прохождения одного сценария, трёх миссий из кампании и одной сетевой игры, я думаю, это одна из лучших стратегий этого года, которая станет только краше с новыми дополнениями. А дополнения будут, тут сомнений быть никаких не может.
Что понравилось:
- тактические бои в стиле X-COM;
- добротное смешение экономических механик из популярных 4Х;
- исследования привели в порядок и разнообразили;
- Двары.
Что не понравилось:
- процедурная генерация карт в кампании;
- не очень креативный подход к созданию рас;
- оригинальных и новых механик нет, только заимствования;
- были проблемы на старте, патч нулевого дня.