Воздух вокруг меня был пропитан спиртом, поэтому когда я прыгал, я прыгал не на шкаф, а в воду.
Max Payne – серия легендарная, и так далее. В последний раз легенда посещала наши мониторы еще в 2003 году, после чего история Макса вроде как не закончилась, но и с нормальным продолжением было туго. Не брать же за настоящую серию MP проходное кино 2008 года розлива.
Первый «Макс Пейн» был в своем роде революционным шутером, и так далее. Вот только с 2001 года прославленный bullet time успели взять на вооружение вообще все, включая некоторых инди-разработчиков, а хороших экшнов от третьего лица счастливым геймерам успели настрогать целую тьму, взять к примеру тот же Gears of War. От третьей части «Пейна» хочется получить даже не возвращение к хардкорным корням, а хорошую концовку злоключений главного героя. Чем же там все наконец у Макса закончилось?
Но солнечная Бразилия настораживала всех любителей ставшего классическим для серии мрачного урбанистического стиля. На первый взгляд Латинская Америка с Той Самой Атмосферой сочетается плохо. На второй взгляд — тоже. Никак Макс еще отрастит бороду и пострижется налысо. О времена, о нравы! Внезапно, повестка дня для прожженных поклонников Max Payne сменилась обратно на хардкорный шутер. А что там с героем стало, ладно, глянем одним глазком.
Смена обстановки
Когда я попал на вечеринку, первой моей мыслью было: «С перепою ошибся играми. Гореть мне теперь в Saints Row». За это стоило выпить.
И все-таки новый Max Payne в первую очередь давит на свою кинематографичность™, поэтому с нее и начнем. Если кто-то пропустил первые две части: Макс Пейн любит алкоголь, болеутоляющие, «Матрицу», комиксы и нуар, а его не любит никто из ныне живущих. В самом начале первой игры серии Макс потерял семью, в конце второй — любовницу. Теперь уже совсем не понятно, за кого и за что наш герой дерется, ведь Макс даже в полиции уже не работает.
После очередного плохого мрачного дня в США наш герой перебирается в Бразилию работать телохранителем. Все время с окончания второй части Макс пил, и продолжает пить, также не понимая, зачем он еще вообще дышит. Но внезапно появляется перспектива перестрелять еще кучу народу во имя добра, и бывший коп возвращается на тропу войны.
Сначала у босса Макса похищают жену, потом все становится еще веселее. В каком-то смысле в плане кинематографичности™ команда Rockstar уже впереди тех же BioWare и компании любителей, чтобы их игра была «как кино». В то время, как все кругом лепят безногих сюжетных колоссов, стараясь, чтобы было и про спасение галактики, и про героическую драму, и про любовь, и про все-все-все, рокстаровцы делают сравнительно простой, зато крепкий криминальный боевик и, что круче всего, доводят дело до нормального конца.
Проведем актуальную аналогию: если Mass Effect в конце таки скатывается к идиотизму, что твой «Прометей», то Max Payne во всех своих эпизодах радует динамикой, не превращаясь в цирк, как, — ладно, здесь заберемся подальше — «Из Парижа с любовью».
Да, уже десятилетие воспеваемый макспейновский «нуар» был не то, чтобы потерян, просто оставлен за бортом. Сама игра-то, между прочим, то и дело возвращается в прошлое, выдавая геймеру ностальгические эпизоды, но настроение у третьего «Пейна» все равно радикально отличное от оригинальной дилогии. Комиксовая стилистика тоже трансформировалась в нечто иное, но тут уж ничего не поделаешь — нынче графика позволяет обходиться без статичных картинок, последние, наверно, были бы не к месту чисто технически.
Графика и музыка
Безусловно, заметно, как разработчики потрудились над графической составляющей. Студия Rockstar смогла создать удивительно реалистичный, детализированный и красивый мир, включая все входящие в него объекты. Окружающая обстановка проработана настолько, что заметен каждый скол на стене и трещина на кафеле. Снег, вода, дождливые уровни – все это выглядит впечатляюще.
Достаточно реалистично смотрится и анимация в игре, созданная при помощи технологии Motion Capture. Благодаря ей можно заметить, как появляются складки на одежде персонажей во время движения и двигаются элементы оружия при стрельбе и перезарядке. А попавшая во врага пуля оставляет отверстие, из которого вполне натурально начинает идти кровь. В общем, с графикой все отлично у игры. Устройство, для которого также выпускается Max Payne 3, — PS3. Обзор, кстати, этой версии показывает, что она немного проигрывает компьютерной в визуальном плане.
Нельзя не отметить и отличную оптимизацию продукта Rockstar. Казалось, при такой графике без «топового» железа не обойтись. А вышло иначе. Игру неплохо запускали даже компьютеры со средними характеристиками.
Если говорить о саундтреке к игре, то музыка здесь на любителя. Большинство своих действий Максим совершает под композиции групп Health и Emicida.
Дубль три
С корабля я падал секунд двадцать. За первые пять я успел зестрелить восьмерых боевиков, за остальные пятнадцать — несколько раз раскаяться в том, что так и не научился плавать.
Но ни жаркое бразильское солнце, ни декалитры виски не отбили у Макса привычки молча беседовать самим с собой. Даже наоборот — к третьей части Пейн стал настолько одинок, что не перестает болтать про себя даже во время перестрелок. Вообще, у Rockstar хорошо получилось сцепить собственно игру с сюжетом. Ты все время более-менее понимаешь, почему Макс оказался вот тут, что именно он делает, и в чем соль. В немалой степени погружению в бразильскую движуху способствуют различные достопримечательности-улики, расставленные по коридорам уровней. Заголовки газет, всякие мелочи жизни, раскрывающие мотивы и поступки героев местной драмы с головой, истории в историях… Словом, декорированы несгибаемые трубы уровней здорово.
Собственно локации и способ их прохождения с 2003 года не изменились совсем. Ну, почти совсем — у нестабильного Макса отобрали гранаты. Что в отдельных эпизодах, наверное, правильно, — вот вы бы наняли себе телохранителя, постоянно таскающего с собой взрывчатку? — но вот уже когда начинается самое мясо, почему бы и нет? Все станет слишком просто? И хотя Max Payne 3 – действительно несложная игра для всех геймеров, заставших шутеры старой закалки, гранаты с коктейлями Молотова бы не помешали.
Правда, взрывы не спасли бы нас от главной проблемы с перестрелками в MP3, странными-странными чекпоинтами.
С одной стороны, все логично: посмотрел скриптовый ролик на (отлично показывающем себя на ПК) движке — сохранился, прорываешься до следующего ролика. С другой, частенько Макс «загружается» прямо под ураганным огнем со всех сторон. Два самых веселых эпизода моего Макса пришлись на сцену, когда герою в течение первой секунды в упор одновременно прилетали заряд из дробовика и очередь из автомата, и момент с бразильской засадой, когда Макс появлялся за низким бетонным блоком a la блокпост, зато в яме, с тремя боевиками на крышах, еще двумя на подходе и еще двумя на стреме ближайшего выхода.
На пяток таких эпизодов я потратил примерно столько же времени, сколько на прохождение половины остальной игры, с учетом просмотра всех роликов. В такие моменты кинематографичность™ разворачивается к геймеру своим, кхм, багажником: ты вроде бы как должен быть увлеченным страстями зрителем, а на деле становишься актером, часами пашущим дубль за дублем одну и ту же сцену. Такие проблемные моменты не столько злят, сколько просто изматывают, но хорошим добрым словом разработчиков-дизайнеров вспоминаешь все равно.
Особенно тепло хочется говорить о сотрудниках Rockstar, когда в игре, железобетонно завязанной на автосейвах, проблемы начинаются в третьей большой перестрелке от последнего чекпоинта. Но в остальном все здорово — Макс не регенирирует здоровье аки тролль и полагается на старые-добрые болеутоляющие таблетки, по десять секунд летит до ближайшего шкафа, раздает зрелищные хэдшоты, прячется за стенами, выздает остроумные и не очень комментарии по поводу и без, словом, все, как в старые-добрые времена.
Стрелять весело, благо не мешают ни управление, ни дизайн уровней, ни перекошенная сложность, ни даже тот факт, что каждый раз после скриптовых роликов Макс норовит переключиться с винтовки на хилый пистолет. И если уж вам совсем понравились перестрелки в Max Payne 3, можете попробовать еще и местный мультиплеер.
Обзор Max Payne 3
Как только в прессу просочились первые изображения Max Payne 3, многочисленные фанаты оригинала устроили массовые акции протеста, выливая на специализированных форумах потоки отвращения и нелюбви к Rockstar. Еще бы, какое кощунство! Резкая смена окружения с нуарного Нью-Йорка на яркую Бразилию, а вместе с новой страной и изменение имиджа героя с опрятного полицейского в костюме на лысого и бородатого гавайского туриста.
Впрочем, спорные, на первый взгляд, решения не просто попытка дистанцироваться от оригинала Remedy, но и желание создать более глубокую и близкую к голливудским стандартам историю. Полицейский, мучимый страданиями из-за смерти жены и ребенка, топит боль в алкоголе и антидепрессантах и по воле судьбы оказывается в солнечной Бразилии, где цепочка событий приводит его к самым неожиданным позам злого рока. При этом Rockstar не просто вызывает внутренних демонов Макса Пейна, но и создает им соответствующее окружение, прибавляя окружающему миру натуралистичной жестокости. Если в творении Remedy всегда была одна плоскость, удачно создающая глубину и острые вопросы морального выбора, то Max Payne 3 берет планку выше, шокируя резкими и слишком правдивыми сюжетными развязками, где хорошие парни проигрывают плохим, а невинные жертвы всегда погибают в муках, несмотря на старания героя. Путь Макса Пейна к искуплению лежит в новой реальности, где ответственные задания не имеют смысла: люди предают друг друга, а невольные свидетели почти всегда погибают при шокирующих обстоятельствах. Предсказать развитие сюжета практически невозможно, также как и смену декораций, где пропитанные ностальгией миссии в Нью-Йорке резко сменяются Бразильскими фавелами, шикарными небоскребами и разрушенными трущобами старого города. При этом герой эволюционирует, борется со своими проблемами и, в конце концов, побеждает алкоголизм и зависимость от антидепрессантов, сделав твердый шаг к новой жизни. Этот непростой путь сопровождается изменением облика героя от гладковыбритого полицейского из Нью-Йорка до бородатого и вечно пьяного охранника избалованной элиты и, наконец, бритого борца с преступностью похожего на героев Брюса Уиллиса.
Как уже отмечалось выше, Max Payne 3 – это суперсовременная игра, созданная Rockstar с учетом всех веяний моды. Компания активно использует продвинутые приемы, вроде инфографики, интерактивных надписей и комбинированного монтажа. Кроме того, система экшен-камеры позволяет во всех деталях наслаждаться гибелью очередного врага. Внимание к деталям всегда было визитной карточкой Rockstar, но в Max Payne оно доведено до совершенства. Укрытия разрушаются под градом пуль, электрические счетчики выпускаю столпы искр, почти каждый источник света можно уничтожить, пустые автоматные рожки, еще дымясь, падают на землю, а трубы дышат горячим паром в лицо врагам. От каждой выпущенной пули остаются отверстия, а из тел поверженных врагов брызжут фонтаны крови. Игрок может творчески уничтожить того или иного противника, выбив домкрат из-под автобуса или обрушив на голову несчастного перекрытия. Не обходится в игре без доли фантастики: Макс Пейн без труда подстреливает летящие в воздухе гранаты и выпущенные из базуки ракеты. При этом искусственный интеллект противников превосходит все самые смелые ожидания: враги координируют действия, прессуют, обходят с разных сторон, активно пользуются укрытиями и забрасывают Макса гранатами не давая ни секунды расслабиться под свинцовым дождем. Если вы хотите увидеть разницу в работе разных студий с искусственным интеллектом и физикой – просто запустите последний Ghost Recon.
Основной механикой Max Payne остается режим замедления времени. Он накапливается за обычные убийства, но так как игра перешла из прямого экшена в проект с укрытиями, то многочисленные прыжки и бег со стрельбой в замедлении уходят на второй план. Большую часть времени герой прячется за различными предметами и ведет оборонительно-наступательный огонь. Изредка он может выпрыгивать за патронами, чтобы вновь продолжить последовательное уничтожение целей. Безусловно, малое использование замедленных прыжков снижают общий динамизм игрового процесса, но концентрацию на укрытиях можно считать более реалистичным решением разработчиков, так как при сильном искусственном интеллекте подобная акробатика приводит к неминуемой смерти. Поэтому приходится тонко просчитывать свои действия, комбинируя все имеющиеся возможности, что делает перестрелки напряженнее, чем когда-либо.
Вести огонь с двух пистолетов или укороченных автоматов все также можно, но из-за нехватки патронов это становится просто нецелесообразным. Оружие в игре, как и раньше, разделено на классы. Игрок может нести до трех типов вооружений, включая пистолеты, укороченные автоматы и длинноствольные орудия. Каждый из типов вооружения имеет свою кучность стрельбы и уровень повреждений. Естественно, что от того куда вы попадаете противнику зависит не только физика падения тела, но и гибель неприятеля. Пуля в голову убивает с первого раза, в то время как ранение в ногу остается просто ранением в ногу (однако, попадание в бедренную артерию или паховую область также быстро делает из врага трупа). Здоровье главного героя зависит от болеутоляющих, которые частично восстанавливают здоровье, вызывая неприятные визуальные галлюцинации. При этом система регулирует сложность прохождения контрольных точек именно количеством доступных лекарств, в случае смерти главного героя. Чем чаще вы умираете, тем больше лекарств будет в аптечке у Макса Пейна при очередной загрузке игры. Кроме того, Max Payne 3 использует систему последнего выстрела, которая активируется, если у вас есть болеутоляющее, но вы не смогли использовать его до критического урона. В этом случае, герой в замедленном прыжке должен поразить цель, которая нанесла смертельный урон и тогда оставшийся препарат будет использован для спасения жизни Макса. Есть в Max Payne 3 элементы коллекционирования. На уровнях разбросаны части золотых вооружений, собрав которые можно получить награду в виртуальном мире игры.
Rockstar делает ставку на художественную передачу атмосферы игры. Дети, играющие в футбол в фавелах, шикарные ночные клубы и гигантские небоскребы помогают в создании максимально реалистичной атмосферы, также как новостные репортажи, которые можно посмотреть, включив любой из ТВ. При этом миссии в Нью-Йорке значительно проигрывают ярким уровням в Бразилии, также как и технически устаревший оригинал проигрывает современной, бескомпромиссной и достигший максимума возможностей современных приставок новой части игры.
Но дело не только в технологиях — Max Payne 3 ставит вопросы, которые значительно глубже и актуальнее путешествия мстителя-одиночки по черно-белым улицам карикатурного Нью-Йорка. И как бы ни была сильна ностальгия, нужно признать, что Max Payne 3 – это лучшее, что могло случиться с мрачным и депрессивным миром игры, который благодаря невероятно разнообразным игровым ситуациям, технологиям и отличным сценаристам смог установить новую планку для игр своего жанра.
Встречайте – алкоголик Максим
Что бы как-то объяснить случившиеся перемены, события уходят далеко вперед, по сравнению с предшественником. Нелегкая судьба побросала Макса по дну общества, вываляла в помойке жизни, а потом, в очередной раз, смеясь над безвольной куклой, слегка подняла и бросила в совершенно новую круговерть событий. Жизнь теперь как карнавал – события меняются с феерической скоростью. Добро пожаловать в Сан-Паулу – солнечный рай, где нет места неудачникам. Хотя главный герой, как раз и тот самый неудачник, который по всем законам логики и справедливости, должен был оказаться за бортом. Встречайте – алкоголик Максим. Много пьет. Много рассуждает, на тему того как много же он пьет. Все вокруг него смотрят на него, и думают, как же много он пьет. И я не шучу. Какого-то черта, разработчики решили сделать склонность к зеленому змию, основной чертой главного героя.
Видеообзор игры Max Payne 3 от Мэддисона
Что касается сюжета, то он тут есть. И все. Единственная его ценность, так это объяснять, почему из офисов игрок попадает на крышу, предварительно защищая с вертолета какую-то самку. Потом разъяснит, почему мы попали на дискотеку. Затем какие-то портовые склады, с зубодробительной погоней на катерах. И так далее, и тому подобное. Беспрерывная цепь телепортаций со стадионами и прочим драйвом, старается показаться целостной. И на том спасибо. Но интересно ли это повествование? Помните стильные комиксы бескомпромиссной истории оригинала? Забудьте. Помните ролики Deus Ex Human Revolution? Вроде бы как и наполненные пафосом, но гармоничные и… откровенные, что ли. Забудьте. Местный герой – невероятно везучий алкаш.
Пафосные главы
Вся история подается затянутыми и нудными видеороликами. Разработчики попытались стилизовать их под оригинал, но-о-о… Но мы имеем полу видеоролик, полу комикс. Динамика отсутствует. Вялые диалоги, иногда доходящие до маразма: “Мы такие богатые и счастливые… ну почему эта чернь мешает нам жить? Мы заберем все деньги, и уедем в лучшие края! – Не беспокойтесь, мы все исправим. ” Кто это писал? Карлица-алкоголица (привэд Мэд)? Но еще хуже когда сам главный герой рассуждает о смысле жизни, Мало того что они бессмысленны, так еще и подаются весьма пафосным голосом. Я целенаправленно играл в английскую версию, поскольку интересно было, как создатели видят Макса. Учитывая все перемены, которые его коснулись, он мог быть и писклявым, и шепелявым.
Каждая миссия (называемая тут главой, для придания пафоса), начинается с монолога. Он такой же длинный, как и бестолковый. А еще его голос…низкий с хрипотцой… вальяжно размазывающий набор штампов об мозг игрока. А еще, в нем чувствуется притянутое за уши отчаяние и какая-то аккуратная… нежность. Да-да. Вот сидишь за компьютером, а из динамиков аккуратно льется что-то про алкоголизм, бессмысленное существование и прочее нытье. А перед глазами совсем другая картина : “Привет малыш, у меня полные карманы конфет, а за углом стоит мой невзрачный микроавтобус. Если хочешь, покатаю. А дома, в моем подвале с видеокамерой, лежит много-много мороженого!”. Б-р-р-р!!! Моя, склонная к юмору, фантазия не рисовала бы эти забавные образы, если бы следить за развитием сюжета было интереснее. А так – штампы, клише и пафос. Ну, ведь игра классная, зачем было писать такой бездарный сюжет? Может и голос актера, который работал так же и над предыдущими частями, воспринимался бы как раньше. А так, Макс уже не тот… Хорошо хоть эти ролики начинаются вместо экрана загрузки.
А еще, я поначалу подумал, что они не перематываются, поскольку безуспешно давил эскейп, и был вынужден смотреть их полностью. Посмотрел парочку, а потом оказалось, что их можно скипать энтером. И решил попробовать смотреть их через один – потеряется ли сюжетная линия? Оказалось, что играть без сюжета интереснее. Вот так, будучи телохранителем (в народе — секьюрити), мы будем метаться, оберегая или отбивая от врагов, семейство местного олигарха. Врагов – как покупателей в супермаркете под Новый Год. Их так много, что складывается стойкое чувство, что на мажоров ополчилась вся страна. Очевидно, что их тут столько для хардкорности (и это просто замечательно), но их количество превышает пафос видеороликов. И хватит о сюжете – он этого не достоин.
Глава XIV — Последний козырь[править]
Да Силва привозит Макса к зданию аэропорта, из которого Виктор собирается улететь. Попытка пройти незаметно оказывается неудачной, так как офицеры UFE замечают Макса, и последний убегает в багажное отделение, где происходит «перестрелка на конвейере». После гибели всех копов, Макс выходит в главный терминал, где происходит эвакуация гражданских, и после вступает в перестрелку с легавыми под музыку HEALTH. Победив и их, мистер Пейн садится на поезд, ведущий в другой терминал. Во время очередной перестрелки он вынужден перепрыгнуть на ходу в другой состав (потому что первый врезается в бетонное ограждение). В конце концов, Макс добирается от ангара с самолётом Виктора, и с первым вступают в бой UFE под руководством Беккера, взявшего многозарядный гранатомёт и прикрывшегося пуленепробиваемым щитом. Невероятно, но и тут леди Фортуна помогла Максу — он перебил всех шестерок Беккера, а последний в результате попадания пули в выпущенную им гранату и её взрыва изуродованным отлетает на десяток метров, потеряв при этом руку. (На этом моменте можно решить, добить его или нет.)
После к ангару подъезжает Да Силва, и Макс вместе с ним начинают преследование Виктора, отбиваясь от UFE. Пэйну удаётся сбить самолет на ВПП с помощью гранатомёта Беккера. Разъяренный Макс, выйдя из машины, бежит к выжившему Виктору с целью прикончить его на месте, но Да Силва убеждает ГГ не убивать его, ибо «пусть помучается». При виде этого, Виктор прямо начинает говорить, что он отмажется. За эти слова Макс ломает ему ногу.
Наконец, Пэйн спустя неделю видит сообщение в новостях, где говорится о том, что 55-ый батальон UFE был расформирован, а Виктор Бранко был найден повешенным в своей камере. Заплатив бармену, он берёт сумку и уходит в закат, окончательно порвав со своим прошлым. Всё, конец и титры под трек «HEALTH — Tears».