Submerged: Обзор
Актуально для платформы: Какие компоненты нужны для действительно душещипательной и слёзовыжимательной истории? Конечно же, дети — в первую очередь. Детям сочувствуют все. Кроме того, неплохо подойдёт какой-нибудь апокалипсис. Хорош, например, зомби-апокалипсис, как в The Walking Dead
или
The Last of Us
, но и всемирный потоп, как в
Submerged
, тоже может послужить «рыдательным» целям, если в сюжете будут беззащитные и несчастные несовершеннолетние, вынужденные выживать в жестоком мире.
С одной стороны, на разработчиков Submerged
вполне можно было возлагать определённые надежды:
Uppercut Games
уже успела выпустить небезынтересную серию
Epoch
для мобильных устройств — как раз таки в рамках постапокалиптического сеттинга. С другой стороны, обе
Epoch
были шутерами с акцентом на геймплейную сторону дела. Новое творение студии — проект совсем иного толка.
Трудно понять, почему люди, жившие здесь когда-то, оставляли свои припасы в однотипных сундуках на крышах домов. В затопленно-полевых условиях
Девочка-подросток с мальчиком поменьше на руках высаживается на берег странного полузаброшенного сооружения, напоминающего старинный храм. Младший ребёнок стонет, кашляет и страдает от раны в области живота. Старшая сестра оставляет его на скамейке в «храме» и снова садится в свою лодку, чтобы отправиться в путешествие по бескрайнему океану, посреди которого торчат верхушки небоскрёбов, обломки моста, часть когда-то гигантского колеса обозрения…
Девочка плавает от здания к зданию, вылезает из лодки там, где есть возможность пришвартоваться, и начинает карабкаться по выступам на стенах или по зарослям плющеподобного растения, чтобы добраться до разбросанных тут и там припасов. Где-то находится бинт, где-то — немного воды или еды. Всё найденное отважная путешественница приносит брату: ему нужнее. Однако пустые небоскрёбы скрывают в себе не только ресурсы для выживания: повсюду обнаруживаются книги, способные пролить свет на прошлое некогда гордого мегаполиса, от которого теперь остался только торчащий из воды остов. Если история семьи героев открывается перед нами автоматически по мере прохождения, то сведения о городе приходится добывать, чередуя роль капитана плавсредства с ролью ловкой обезьянки. Без ящиков с медикаментами или пищей мы категорически не сможем продвинуться вперёд. Фрагменты местных «летописей», напротив, можно искать или не искать — как нам больше захочется. Правда, без поиска секретов наше времяпрепровождение в игре становится совсем уж печальным.
По газонам не прыгать!
Геймплей Submerged
мы, в сущности, уже описали выше. Здесь нет врагов, не предусмотрены сражения, отсутствуют загадки. Игровой процесс как будто бы посвящён чистому исследованию, но чтобы до чего-нибудь доисследоваться, нужно сначала долго и нудно лезть на вершину каждого здания по обломкам карнизов и водосточных труб. Внутрь заходить нельзя — двери и окна не открываются. Прыгать героиня не обучена, свалиться вниз не может по определению и даже по тонким досочкам, висящим над пропастью, передвигается с автоматической «страховкой» искусственного интеллекта. То есть вся условно-«сухопутная» часть прохождения — это некий бесконечно повторяющийся набор действий, в которых нет, с одной стороны, никакой сложности, а с другой — никакой интересной контентной составляющей. Вот и получается, что первые два раза мы забираемся на очередной затопленный небоскрёб с интересом и предвкушением, а оставшиеся много раз уже боремся со скукой, спрашивая себя, ради чего нужно было делать процесс подъёма таким муторным и одинаковым из раза в раз.
Такое ощущение, что руки героини связаны над тросом и самого троса не касаются. Всё в порядке, просто в затопленном городе существовал обычай: на праздники вместо флагов вывешивать на улицах девочек. Шутка.
С «морской» частью путешествия дела обстоят не то чтобы заметно лучше. В компьютерной версии управлять лодкой необычайно неудобно: она неповоротлива, не всегда вообще реагирует на нажатия клавиш и постоянно бьётся о близлежащие объекты без какого-либо ущерба для себя. Очевидно, построено это рыбацкое судёнышко из титана, иначе непонятно, почему оно не пробивается, не переворачивается и спокойно переживает столкновения с огромными рыбинами, облюбовавшими местную акваторию. Время от времени мы находим среди плавающих обломков «бусты» — ускорители, которые позволяют передвигаться по воде чуть быстрее. Но радостнее от этого не становится: спешить нам некуда, карта небольшая, за лодкой никто не гонится, и вообще проблемы пустых пространств здесь как раз нет. Есть проблема с управлением, которую ускорение, разумеется, не решает.
Впрочем, ладно. Все мы знаем, что исследовательские игры как бы «не про геймплей» вообще. Здесь главное — сюжет, атмосфера и, конечно же, слёзовыжимательные способности, раз уж речь идёт про детей на фоне апокалипсиса.
Шумерзкие письмена
Поначалу кажется, что как раз по части атмосферы разработчики из Uppercut Games
оказались на высоте. Постапокалиптическая картинка получилась вполне достойной: с фантазией, выдумкой и умелым использованием масштабирования. Когда крохотная девочка на маленькой рыбацкой лодчонке проплывает мимо гигантской статуи, подозрительно напоминающей Статую Свободы, это действительно как-то впечатляет.
Вот только история, поданная пиктограммами наподобие протошумерского письма, кажется не столько стильным ходом, сколько желанием сэкономить на труде сценаристов. Натыкаясь на очередную секретную зону, мы вроде бы находим книжки, но «прячется» в них не текст, а очередная схематичная картинка — довольно-таки невыразительная, к слову. В точно таких же пиктограммах раскрывается и печальное прошлое семьи, из которой происходят мальчик с девочкой. Далеко не всё из этого «живописного» рассказа понятно, а что понятно, то не слишком трогает.
С высоты птичьего полёта город выглядит даже жизнерадостно.
Низаплакать
Здесь-то и закопана основная проблема Submerged
. Игра «про а, как правило, рассчитана на эмоции. Пусть не на слёзы, о которых мы писали выше, но хотя бы на сочувствие героям, тревогу за них или желание узнать, чем всё закончится. Детям из
Submerged
невозможно сочувствовать: их характеры абсолютно непонятны, они совершенно не проявляют свою индивидуальность, им ничего не угрожает, и даже вполне приятный меланхоличный саундтрек не может заставить нас душевно проникнуться слишком уж простым повествованием о девочке в поисках лекарств для больного брата. В какой-то момент главная героиня явно подхватывает местный вирус и начинает планомерно зеленеть — вот тут-то бы и поволноваться за неё, но почему-то не получается. Может быть, дело в том, что «озеленение» кожных покровов более ни в каких страданиях не выражается? Или в том, что нам к этому моменту уже в принципе неинтересно, что произойдёт с заботливой сестрёнкой?
Но хуже всего, конечно, концовка — смятая, не во всём логичная и в то же время неприятно предсказуемая. На фоне откровенно слабого финала даже скромная графика и весьма подозрительная анимация как-то меркнут.
Ах да, сомнительное качество картинки не мешает игре даже на хорошем компьютере «подвисать» при загрузках новых областей на ни разу не огромной карте. Попытка выбраться куда-то за пределы этой карты прогнозируемо упирается в невидимые границы.
Подзорная труба позволяет разглядеть припасы или секреты на большом расстоянии. Иногда.
***
Игры, посвящённые исследованию, в последнее время явно набирают популярность, особенно в инди-сегменте. Причина понятна: для их создания как будто не требуются ни сложные ролевая и боевая системы, ни набор загадок для решения, ни вообще какая бы то ни было игровая механика. Есть история, есть набор локаций, по которым можно разбросать эту историю в виде дневниковых записей, например, — и всё. В сущности, ничего больше не нужно.
Вот только на самом деле создать интересную игру-исследование, которую не захочется бросить через полчаса после начала, пожалуй, даже сложнее, чем «наваять» очередной шутер или RPG. В Uppercut
c этой задачей справиться не смогли.
Плюсы:
атмосфера затопленного города; небезынтересная идея в основе; неплохой саундтрек.
Минусы:
простенький сюжет; скучный и однообразный геймплей; картонные персонажи; скромная графика; скверная оптимизация; неудобное управление.
Submerged: и что над нами километры воды…
В фольклоре практически всех народов мира есть истории о подводном царстве и затонувших городах, которые когда-то вновь поднимутся со дна моря. Submerged от австралийской студии Uppercut Games – современная версия одной из таких легенд.
Жанр action/adventure Платформы Windows, PlayStation 4, Xbox One Разработчик Uppercut Games Издатель Uppercut Games Сайт uppercut-games.com
Загадочный затонувший город, фантастический саундтрек, необычный формат подачи истории
Игра слишком короткая и слишком простая
Submerged – трогательная история, но как игра она слишком простая
В Submerged совсем нет текста. Персонажи игры в силу обстоятельств не общаются, никаких записок, книг, пояснений. Возможно, главная героиня игры, молчаливая решительная девочка, и ее раненый младший брат вообще не умеют читать. Submerged общается с игроком лишь картинками-пиктограммами, мы вынуждены додумывать детали, пытаясь представить, что же произошло с семьей потерянных детей, что привело их в странный затопленный город, почему он находится в таком плачевном состоянии, куда делись его жители и что не так со всем этим миром. Пиктограммы дают лишь общую канву, страшные детали – игра вашего собственного воображения. Понятно, что здесь случилась какая-то экологическая катастрофа, приведшая к повышению уровня океанов и отбросившая человечество в пещерный век.
Впрочем, Мику некогда задумываться над судьбой города и мира, ей надо спасти брата. Тику тяжело ранен в живот, мечется в горячечном бреду и без помощи сестры ему не выжить. А значит, девочке придется отправиться в плавание среди тысячи островов-небоскребов, чтобы найти нужные припасы – лекарство, огонь, еду и т.д.
Submerged – очень спокойная, в чем-то даже созерцательная игра. Здесь нет противников и Мику ничего не угрожает во время ее странствий по городу. Ненадежная труба не оборвется, промазать во время прыжка с карниза на карниз нельзя, джунгли, в которые превратились этажи высоток, не прячут опасных хищников, огромные киты, задевающие лодку во время плаванья, не перевернут ее. Даже исчезнувшие жители города не могут причинить вред девочке.
По настроению Submerged близка к таким проектам как Toren и Lifeless Planet. И если и превосходит их в графическом плане, то ненамного. Мы видели много примеров лучшего использования Unreal Engine.
Submerged – это игра-исследование, а не симулятор выживания. Мику путешествует по каналам-улицам, осматривает здания-острова в подзорную трубу, покоряет горы-небоскребы, ищет сброшенные когда-то давно припасы, старается собрать все секреты, раскрывающие историю города. Никакой опасности, никакой сложной акробатики. Скорей каждое здание-уровень – это пространственная головоломка и вам нужно всего лишь найти правильный путь, чтобы добраться до всех секретов и ящика с припасами на крыше.
Мику отдает всю себя спасению брата, стараясь не вспоминать о страшных событиях, приведших их в этот город. Но отдавая себя, она начинает терять себя в прямом смысле слова. Аналогия совершенно прозрачна, город хочет забрать девочку себе, а у нее, похоже, уже нет сил сопротивляться. Учитывая, что авторы игры австралийцы, похоже перед нами своеобразная попытка попросить прощения у коренных жителей страны, к числу которых, видимо, принадлежит и Мику.
Submerged – короткая игра. Вы дойдете до финальных титров всего за 3 часа. Еще столько же времени понадобится, чтобы отыскать все секреты затопленного города и собрать его историю. Тем не менее, ощущение недосказанности остается, Submerged явно чего-то не хватает. Возможно, каких-то материальных противников, сложных заданий, вызова. Меланхоличная история в итоге получается слишком беззубой, незавершенной, оборв…
P.S. Обратите внимание на саундтрек, который продается в том числе и отдельно. Только за него проекту можно простить некоторые недостатки.
ASUS рекомендует:
ASUS Strix Tactic Pro Keyboard (90YH0081-B2RA00) Мыши, клавиатуры на
Уведомить о появлении в продаже
ASUS Strix Pro (90YH00B1-M8UA00) Наушники, гарнитуры на
от 2 499 грн
Предложений: 2
Сравнить цены
ASUS Strix Claw Gaming Mouse (90YH00C1-BAUA00) Мыши, клавиатуры на
Уведомить о появлении в продаже
ASUS Strix Glide Control (90YH00E1-BDUA00) Коврики для мыши на
от 599 грн
Предложений: 1
Сравнить цены
ASUS Strix Glide Speed (90YH00F1-BDUA01) Коврики для мыши на
от 479 грн
Предложений: 2
Сравнить цены
Чтобы было, если бы на основе классического приключенческого фильма «Водный мир» с Кевином Костнером в главной роли, сделали видеоигру? Постапокалиптический мир, всецело погруженный в воду и немногочисленные люди, пытающиеся выжить в новых условиях… По-видимому, похожей мыслью загорелись и маленькая австралийская студия Uppercut Games при разработке своего последнего детища с говорящим названием Submerged
(«Затопленный») для Xbox One, PlayStation 4 и PC. Однако на выходе у них получился лишь маленький набор из роскошных пейзажей, разбавленный симпатичным саундтреком. Всё же остальное покоится на дне морском, так и не успев показаться на красивой водной глади. Но давайте обо всем по порядку. Или почти по порядку. Основное действие игры разворачивается в таинственном затопленном городе, в который случайно заплыли брат с сестрой Тику и Мику в поисках убежища, медикаментов и припасов. Что тут произошло? Куда подевались все люди? Почему по крышам домов разгуливают странные серые существа? Эти и многие вопросы будут возникать у вас в голове по мере прохождения, но так и останутся без ответа. Найденные в городе картинки с детскими рисунками («пиктограммами», похожими на наскальные изображения, оставленные нашими далёкими предками) помогут вам лишь воссоздать некоторые эпизоды, произошедшие задолго до начала игры, но никак не раскроют весь масштаб и причины катастрофы, случившейся с человечеством. Оставшиеся же детали, по мнению авторов, должно дорисовать ваше воображение. И такой бы несложный подход к общему сценарию и канве был бы даже простителен, если бы не одно «но» — оставшаяся часть истории вышла слишком уж банальной и предсказуемой.
Слезливая история о несчастном братике и бесстрашной старшей сестре разваливается прямо у вас на глазах и даже не пытается собраться вместе ради чего-то неповторимого, заставляя смотреть одну и ту же сценку с лечением больного. После полного прохождения игры, которое займет от силы три часа, на ум придет только одна и далеко не самая приятная мысль — вам абсолютно без разницы, что произойдет с этими детьми в дальнейшем, да и что с ними было в прошлом. Умрут ли они в один день или найдут себе прибежище? Какая разница, если они всего лишь безликие наборы полигонов без собственной индивидуальности и каких-то человеческих черт? Но последним гвоздем, забитым в крышку гроба, можно по праву назвать концовку — самый слабый эпизод с не менее глупой развязкой.
Когда же дело доходит до самого игрового процесса, то Submerged удается раскрыть все свои основные карты в первые десять минут. У Мики всего одна цель в её короткой жизни — спасти брата, отыскав для этого десять самых необходимых предметов (бинты, шприц, лекарство и многое другое). И где они могут находиться, учитывая тот факт, что практически весь город давно расположилось под водой? Правильно, на крышах самых высоких зданий, куда не так-то просто попасть: сначала нужно доплыть на моторной лодке до их более низких уровней, а потом еще неторопливо забраться на самый верх. Проблема только в том, что эта схема станет основной и не сможет ничего предложить нового, кроме монотонного карабканья по выступам и трубам с использованием двух основных кнопок. Героиня никак не может умереть, а каждый последующий забег на короткие дистанции ничем не отличается от предыдущего — «карниз, еще один карниз, спуск вниз, потом снова вверх… вот вы и у цели». Исследование мира как такового нет, есть лишь возможность «подсвечивать» предметы на зданиях и воде с помощью подзорной трубы, а также «прокачка» лодки, которая и вовсе необязательна.
От полного же уныния проект спасает замечательный дизайн города и экзотические животные, обитающие там. Грандиозные конструкции граничат с полуразрушенными мостами и изящными античными статуями, увитые растениями и водорослями, а из воды постоянно выпрыгивают дельфины и громадные киты. Постоянная смена погоды и времени суток придают Submerged особый шарм и дарят вам приятные воспоминания о красивых закатах и мерцающих переливах лунного света в кромешной тьме. Хорошо, что всё это можно «запечатлеть на камеру» посредством удобного фоторедактора, встроенного в меню. Дополняет общую картинку и блестящее музыкальное сопровождение, вышедшее из-под пера довольно известного композитора Джеффа Ван Дика. Печальные нотки быстро сменяются более яркими и насыщенными, чтобы потом снова вернуться к меланхолии и легкой безысходности.
50
Из Submerged
мог бы выйти отличный проект, если бы разработчики с самого начала вышли за рамки необычной концепции и довели хоть одну составляющую своего проекта до ума. Но, к нашему большому сожалению, ничего этого не случилось, а чудной картинке и сказочному саундтреку никогда не удастся скрыть целый ворох недостатков: скоротечность, отсутствие толкового игрового процесса и откровенно слабый сюжет без какой-либо изюминки. Именно поэтому последнее творение от авторов неплохой мобильной дилогии Epoch можно спокойно обойти стороной и больше никогда не вспоминать.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции разработчиками. Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы.
Затопленный мегаполис
Движок Unreal Engine 4 и фантазия разработчиков позволили создать впечатляющие локации города, практически полностью погруженного под воду. О былом величии мегаполиса свидетельствуют небоскребы и огромные памятники, которые не смогла одолеть стихия. Среди последних имеются сооружения, напоминающие Статую Свободы, Эйфелеву башню. Катастрофа, конечно, повлияла на все, что было создано когда-то человеческими руками.
Выбитые окна, стены, поросшие мхом, пальмы, растущие прямо на крышах, не скроются от внимания даже при беглом взгляде. Однако даже при таких признаках запустения город не кажется унылым и мертвым: красивые лианы вьются по проводам, вода переливается лазурью под солнечными лучами, а дельфины то и дело выпрыгивают возле лодки главной героини. Однако взаимодействовать с окружением Мику не может: ни забраться внутрь домов, ни, к примеру, погладить дельфина.
Исследование и созерцание
Играя за девочку с видом от третьего лица, нужно перемещаться на лодке и собирать различные предметы, раскрывающие тайну произошедшей катастрофы. Несмотря на не очень удобное управление единственным видом транспорта, героиня не рискует погибнуть ни от удара о здание, ни от столкновения с огромными рыбинами. В воде можно подобрать бусты, ускоряющие лодку, хотя спешить девочке особо некуда.
Кроме водной, есть и наземная часть геймплея, состоящая из карабканья по стенам строений с тем, чтобы добраться на крышу. Там можно найти бинты и съестные припасы. Как только Мику удастся забрать нужную вещицу, она автоматически переносится к братцу, а игроку показывают небольшой ролик и открывают четыре весьма абстрактных рисунка, кое должны пролить свет на историю детей.