Коспле́й
(
м., скл.
, яп. コスプレ
косупурэ
, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра»[3]) — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и отыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги. Как правило, это увлечение включает в себя изготовление костюма и элементов атрибутики выбранного персонажа. Имеет некоторую связь с ролевым движением (отличие в том, что косплей не предполагает развитие сюжета и характера персонажа, а концентрируется на характерных особенностях, описанных в источнике), а также исторической реконструкцией (требует детального воссоздания исторического прототипа).
Уровень и сложность создания персонажей могут сильно различаться и варьироваться от простой тематической одежды до костюмов с высокой степенью детализации или сложной технической реализацией элементов. Считается, что косплей отличается от традиционных костюмов на Хеллоуин или Марди Гра тем, что косплей воспроизводит атрибутику и специфический характер произвольного персонажа, а не отражает культуру и символику конкретного религиозного события или праздника[источник не указан 174 дня
].
Образ, выбранный для косплея, может быть взят из любого источника или придуман автором косплея как оригинальная идея либо как синтез различных известных персонажей и стилей (например, версия известного персонажа в стиле стимпанк).
История
Золотой век научной фантастики, длившийся с 1930-х по 1960-е годы, а также успехи в научно техническом прогрессе, подпитывая друг друга, стали основой для широкого распространения в западном и, во многом, мировом обществе футуристических идей литературных произведений[источник не указан 183 дня
]. Эти же процессы дали старт для появления новых литературных жанров, таких как фэнтези или стимпанк. Поклонники этих жанров начали переодеваться в костюмы сродни маскарадным, в стилистике любимых произведений. Писатель и редактор Форрест Экерман[en] писал в отчёте «Fantastic Universe»: «Монстры, мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом»[4].
Американский исследователь популярной культуры Рон Миллер указывает[где?
], что в США уже к 1960-м годам произошло формирование отдельных групп фанатов, изготавливающих и примеряющих на себя костюмы и образы полюбившихся им персонажей научнофантастической культуры[
источник не указан 183 дня
]. Но основным катализатором движения косплееров стали фестивали, посвящённые культуре американских комиксов. Первым фестивалем, где основной упор делался именно на жанр комикса, стал Detroit Triple Fan Fair[en] (DTFF). Он, несмотря на статус первого подобного фестиваля, смог заложить основы организации аналогичных мероприятий на долгие годы. Хотя главный упор в DTFF делался на индустрию комиксов, он сбалансированно осветил исторические и научно-фантастические кинофильмы, литературу, а также организовал конкурс костюмов, превратившийся в характерный атрибут таких фестивалей[
источник не указан 183 дня
].
В 1970 году был проведен первый San Diego Comic-Con, ставший впоследствии ведущим мировым событием косплей-движения, а также распространивший свою франшизу на многие подобные фестивали по всему миру. На первом Comic-Con 1970 года было 145 человек, однако уже через 10 лет его посещало по 6000 посетителей, а позже количество гостей стало измеряться сотнями тысяч человек. Успех формата проведения Comic-Con International дал старт другим масштабным мультиформатным мероприятиям подобного рода: Electronic Entertainment Expo (Е3) в Лос-Анджелесе, Gamescom в Кёльне и другие; позже стало возможным проводить отдельные узкоспециализированные мероприятия, посвящённые конкретному продукту или одному издателю — BlizzCon, WG Fest и т. д.
Косплей, не являясь ключевым элементом подобных фестивалей, составляет важную их часть по привлечению и развлечению посетителей и гостей мероприятия[источник не указан 183 дня
]. Для самих косплееров данные фестивали являются ключевыми и, во многом, итоговыми событиями к которым идет целенаправленная и длительная подготовка.
С течением времени менялась поп-культура, а вместе с ней менялись и основные тенденции, повлиявшие на косплей. Если в 1970-х—1980-х годах основными двигателями косплея были комиксы, то в 1980—1990-х к ним добавились кинофильмы. В 2000-е годы, по мере возрастания графических возможностей персональных компьютеров и игровых видеоприставок, косплееры начали активно черпать идеи в видеоиграх.
Финансирование. Если что — родители помогут
Персонажи с оружием смотрятся эффектно. Возникает вопрос: а настоящее ли это оружие? Как оказалось, в 50% таких образов оно действительно подлинное! На «АзияБриз» мы встретили косплееров с ножами, пистолетами и даже с огромной бензопилой. В здание с такими аксессуарами охрана не пропускала, а вот за дверями ДК Лаврова с холодным оружием находиться было можно. |
— Кто финансирует такие фестивали? — Всякие магазины, клубы аниме-тематики и, наверное, богатые люди, которые также болеют косплеем. Иногда магазины с компьютерными играми.
— Как монетизировать такое хобби? — Деньги с этого можно иметь, если только ты хороший косплеер: костюмы у тебя качественные, образы полные, есть призовые места на фестивалях. Тогда тебя будут звать на разные мероприятия (премьерные показы фильмов, презентации компьютерных игр, праздники, корпоративы и т.д.), где с тобой будут все фоткаться. Некоторые ведут видеоблоги, тьюторилы (видеообучение макияжу), но этим редко кто большие деньги зарабатывает.
— Сколько стоит твой сегодняшний образ? — 7000 рублей (средняя сумма, выведенная из 10 ответов, — прим. ред.).
— Откуда ты берешь деньги на костюмы? — Работаю, иногда родители финансово помогают.
Читать далее
История косплея в России
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону , возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Косплей пришел в Россию в 1999 году, тогда же в журнале «Великий Дракон» была опубликована первая статья, посвященная новому увлечению[5].
Через два года, в сентябре 2001 г. открылся первый русскоязычный сайт; изначально на нём были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Новой качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия[источник не указан 183 дня
]. В начале нулевых основным локомотивом развития косплей-движения были аниме-выставки и фестивали, проходившие в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже[
источник не указан 183 дня
]. В этой связи в российском обществе и сложилось четкая ассоциация косплея и аниме[
источник не указан 183 дня
].
Второй расцвет косплея пришелся на начало второго десятилетия XXI века, этому послужило несколько факторов[источник не указан 183 дня
]:
- глубокое проникновение интернета и информации о самом хобби, фестивалях, изготовлении костюмов, способах и нюансах обработки материалов.
- доступность специализированных материалов EVA, ПВХ, PET и пр.
- появление и развитие российских мультиформатных фестивалей Игромир и Comic Con Russia, Старкон.
Благодаря этим факторам в косплей начали приходить новые люди, которые, в отличие от своих предшественников, могли, опираясь на сформированную базу знаний и доступные новые материалы, создавать очень качественные и эффектные костюмы, попадавшие в поле зрения СМИ, освещавших крупные фестивали, и тем самым запускать цепную реакцию привлечения новых людей в косплей[источник не указан 183 дня
].
Также на высокий уровень косплея в постсоветском пространстве оказывает влияние большой объем критики внутри косплей-сообщества и наличие крупных фестивалей с высоким уровнем отбора участников[источник не указан 183 дня
].
Кукольный косплей
Существует и такое хобби как кукольный косплей, когда люди шьют миниатюрные, но максимально приближённые к первоисточнику костюмы для кукол. Встречается он в любых форматах, но особо популярен среди обладателей шарнирных кукол. Их крупный масштаб позволяет проработать мельчайшие детали костюма, а благодаря подвижным шарнирам кукле можно придать любую позу, что делает её фотогеничной. Мода на таких кукол отчасти связана с тем, что производятся они в основном в Японии и Корее и пользуются спросом у любителей аниме, манги и косплея.
Увидеть косплееров или стать таковым самому можно на фестивале современной культуры, проходящем в ближайшем городе. Среди российских фестивалей самыми крупными и организованными можно назвать проходящие в Москве J-fest и Comic Con, петербургский Старкон, а также воронежский аниме-фестиваль.
Вдохновиться фото косплееров можно и в Сети. Крупнейшие международные сайты, посвящённые этому хобби, — cosplay.com и curecos.com.
Американский телеканал SyFy снял о косплее реалити-шоу Heroes of Cosplay. Хотя многие критиковали его за представление движения не в лучшем свете, рейтинги шоу получило неплохие, да и участвовали в нём многие звёзды местной косплей-сцены. Косплей также неплохо показан в сериалах и манге, рассказывающих о культуре отаку — заядлых фанатов аниме. Самым интересным и серьёзным из таких сериалов можно назвать Genshiken, аниме о студенческом клубе фэнов, в рядах которого оказалась заядлая любительница косплея, агитирующая всех вокруг примкнуть к её хобби. Косплееров можно также увидеть в Otaku no Video, Cosplay Complex и многих других аниме.
В сериале Genshiken отлично показана жизнь отаку, в том числе и косплееров.
Косплей — это здорово. Своим трудом косплееры создают на фестивалях атмосферу сказки, оживляют образы любимых героев, и этим трудно не восхищаться. Ведь таким образом они делают фантастику более реальной. А также дарят нам тысячи красивых фотографий после каждого конвента.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
#аниме #гик-культура #косплей #одежда
Ксения Аташева
Постоянный автор МирФ, любитель японской культуры, коллекционер фигурок.
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.
- Комментарии для сайта Cackle
Свежий номер!
# 198 Май 2020
Фэнтези и фантастика для широких массЕженедельная рассылка
Самое интересное из мира фантастики — коротко.
Новости фантастики
В Assassin’s Creed Valhalla мир будет «немного больше», чем в Odyssey
Warner Bros. хотела вырезать из «Безумного Макса: Дорога ярости» слепого гитариста
«Академия Амбрелла» выйдет на Netflix 31 июля
Ведущий сценарист «Ведьмака 3» не исключает, что разработчики вернутся к Цири
Авторы новой «Дюны» год работали над дизайном песчаных червей
Рекомендуем
Киберпанк-книги: 10 главных романов
Лучшие научно-популярные сериалы для гиков
Как создавались «Чужие» Джеймса Кэмерона
Безумные сценарии инопланетного вторжения: злобные будильники и бессмертные огурцы
Космозо: Бестиарий Кира Булычёва
Костюм
Девушка в образе Сакуры Харуно — одной из основных героинь манги «Наруто».
Главным атрибутом косплея является костюм, олицетворяющий образ персонажа. Как правило[источник не указан 183 дня
], костюм изготавливается косплеером самостоятельно из подручных или специализированных для бутафории материалов, однако существуют и покупные костюмы. В зависимости от сложности костюма его изготовление требует наличия навыков шитья, работы с бумагой и картоном, окрашивания, работы с пластиком, оргстеклом, тканью, умения работать со слесарными и токарными инструментами и т. п. В последнее время всё шире в косплей входит работа с искусственной подсветкой и анимацией[
источник не указан 183 дня
] (пневматика, электропривод) элементов костюма.
Также существуют команды и отдельные люди, специализирующиеся на обработке того или иного вида материала, изготовления определенного элемента костюма, услугами которых можно воспользоваться бесплатно или за деньги. Такие мастера получили наименование «крафтеры» (от англ. craft — ремесло)[источник не указан 183 дня
].
Косплееры часто используют дополнительные аксессуары: парики, макияж, контактные линзы, временные татуировки. Для многих персонажей важным атрибутом образа является их оружие или другие аксессуары. В случае имитации оружия на многих фестивалях действуют строгие правила по запрету применения в косплее боевого, травматического, страйкбольного и любого действующего оружия[источник не указан 183 дня
].
Косбенды и клубы
Постоянно совместно выступающая группа косплееров называется косбендом[6]. Слово появилось как объединение англоязычных cosplay и band — группа. Косбенды и клубы были основой этой субкультуры в нулевые. С распространением Интернета потребность в объединении стала не столь сильной[источник не указан 183 дня
].
Косбенды — это не только труппы, встречающиеся на репетициях и выступлениях. Часто это дружеские коллективы, проводящие вместе много времени. Кроме непосредственно выступающих, в косбенде может быть своя швея-костюмер, специалист по реквизиту, стилист-визажист, фотограф и звуковик. Некоторые участники объединения могут выступать в роли преподавателей для остальных участников.
В некоторых косбендах, особенно сформированных из подростков, общение происходит, не выходя из образа персонажей. Это помогает участникам вжиться в роль и лучше раскрыться на сцене, но также настораживает сторонних наблюдателей и порождает различные слухи[источник не указан 183 дня
].
Читайте также
- Аниме
- Кино
- Обзоры кино
«Мэри и ведьмин цветок»: аниме почти как у Миядзаки
- Аниме
- Кино
- Обзоры кино
«По ту сторону океана»: китайский мультфильм в духе Ghibli
- Аниме
- Сериалы
Аниме «Легенда о героях галактики»: грандиозный космический эпос
Идентификация с героем
Участницы косплея по мотивам фантастической саги «Звёздные войны» в сценических костюмах-бикини принцессы Леи Органа-Соло
Идентификация с героем (отыгрыш) — поведенческое соответствие выбранному в качестве образа персонажу являющееся важной частью косплея. Мимика, пластика тела, тембр голоса, а также специфические речевые обороты в сочетании с костюмом максимально приближают косплеера к выбранному персонажу. В современных реалиях косплееры используют отыгрыш лишь в части времени пребывания в образе, когда выступают на сцене (стенде) или при позировании для фото/видеосъемки. Это во многом вызвано тем, что подавляющее большинство косплееров не являются профессиональными актёрами, а постоянный отыгрыш отнимает много сил.
Гендерные вопросы
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (19 апреля 2018) |
Косплей позволяет косплееру примерить на себя образ не только представителя любой реальной или вымышленной расы или вида, живого организма или предмета, но и изменить свой пол.
Практика подобного косплея возникла из-за обилия в манге мужских персонажей с андрогинными чертами, в частности, бисёнэнов.
- создание персонажа с противоположным оригинальному полом. В этом случае женская версия персонажа будет называться «фем-версией» (от англ. female — женщина), а мужская версия персонажа будет называться «мел-версией» (от англ. male — мужчина). Однако из-за современной тенденции к феминизации создателями комиксов классических мужских персонажей (см. Riri Williams и Железный человек[7]) подобный вид косплея перестает выделяться в отдельную категорию.
- создание именно персонажа противоположного пола.
Создание описанного выше косплея традиционно вызывает много негативной реакции у публики, незнакомой или малознакомой с косплеем[источник не указан 183 дня
]. В случае создания женщинами фем-версий персонажей публика зачастую интерпретирует это как надругательство над полюбившимся им персонажем или образом из-за привнесения в него излишней сексуальности и пр. В случае создания мужчинами косплея мел-версий персонажей или же изначально женских персонажей они могут подвергаться дискриминации гомофобного характера[
источник не указан 183 дня
].
Сексуальная объективация
Также отдельно стоит выделить сексуальную объективацию косплееров, которая исходит от определенной части публики, обращающей внимание только на сексуальную часть образа выбранного персонажа.
Многие персонажи комиксов, существующие долгое время, имеют несколько канонических образов, меняющихся в течение эволюции произведения. Это происходит из-за изменений в работающих над произведением творческих коллективах, а также требованиях общества и/или продюсеров. Большая[уточнить
] часть женских персонажей супергеройских комиксов, нацеленных на мальчиков-подростков, получила сексуализированые образы, их изображают как идеальных сексуальных партнёрш, а не как независимые личности; они носят откровенную одежду, имеют большую грудь, часто изображаются с изогнутой спиной и в эротизированных ракурсах. В первую очередь такая женщина представляет собой сексуальный объект, а только потом уже героиню[8].
Одновременно может издаваться несколько различных комиксов с участием одного и того же персонажа, в которых художники могут закладывать или не закладывать в дизайн персонажа сексуальную объективацию, делая акценты на других аспектах комикса[8]. Окружающий персонажа имидж может привести к сложностям и для изображающего его человека. При этом часть косплееров специально использует данный эффект для своего продвижения в масс-медиа (от англ. mass media — массовая информация), получения популярности, рекламных контрактов и прочих преференций[источник не указан 183 дня
].
Использование откровенных костюмов получило распространение уже на заре специализированных фестивалей в 1970-е годы. Учитывая, что подобные фестивали посещала публика различных возрастов и взглядов, то организаторами фестивалей было выработано неформальное правило «no costume is no costume»
[9], то есть, без одежды или в крайне откровенной одежде в фестивале участвовать нельзя. Многие фестивали[
источник не указан 183 дня
] приняли правила, ограничивающие откровенность косплея, и в случае их нарушения могут требовать изменить костюм.
Косплей не только поглотил в массовом сознании мелкие культы двойников Элвиса Пресли или Дракулы, но и клонировал целые армии. Не только Ленин и Сталин на Красной площади, но и толпы реконструкторов великих сражений были клонированы дивным косплеем. Сколько себя помню, заводил картотеки. Каталожные ящики все бывали разной длины, а вот сами карточки — калиброванные, с дыркой внизу по центру для нанизывания на шпильку. Был у меня каталожный ящик, подаренный коллегой из одного московского издательства, которое как раз начали, как тогда говорили, прихватизировать. Ящик был добротный, и впоследствии его тоже украли из кладовки в подвале моего дома, где пережидал ремонт. На ящике было написано «Вещи Мнемозины», а на каждой карточке — маленькая история забытых слов, описывающих изделия, назначение которых перестало быть понятным. Обычно тогда, в конце 1970-х, такие старые новые слова попадались человеку при чтении литературы. Вот, например, один из персонажей Тургенева рассказывает о беседе со старым боевом генералом, который жаловался, что «отбил себе курпей». Что это за курпей такой, недоумевает герой Тургенева. Вроде бы это какой-то шишак или меховой бунчук, как же это мог отбить себе генерал. Или вот еще какое слово там было — астрагал — название косточки, которая оказалась уязвимым местом сразу нескольких персонажей греческой мифологии: так греки называли то, что мы знаем, как «Ахиллесову пятку», и то, что мы называем седьмым позвонком. Когда картотеку украли, я очень горевал, ведь на ее составление, — пусть это была и попутная работа, — ушло несколько лет. Однако техника забрасывания карточек в каталог не меняется: удивительное пересечение названия одной из костей скелета и обозначения нескольких событий из древнегреческой мифологии показало, что некоторые вещи, которые кажутся никак не связанными, на самом-то деле образуют поплавки над сетью. Вот почему, услышав иной раз непонятное слово, неведомо зачем попавшее в наш язык, можно получить ответ на какой-нибудь другой, более серьезный вопрос. От бывшей студентки — уроженки сибирского Томска — я впервые услышал новое русское слово «косплей» спустя несколько лет после того, как отгремели споры о его происхождении и относительной (не)нужности. Но мы живем в такие времена, когда некоторые слова не исчезают только потому, что ими пользуются всего-навсего десятки людей. А косплей, как писали в советских газетах, получил прописку в речевом обиходе сотен тысяч россиян. О том, как эта аббревиатура с буквальным значением «костюмированная игра» обаяла любителей японских аниме и манги, уже написаны книги. От Википедии до Абсурдопедии — кто только ни писал об этих странных современных людях, уже и о подросшей молодежи, а теперь и о вполне взрослых людях, а местами и о стариках, которые вдруг на наших глазах стали воплощением кукол, мультфильмов и комиксов собственного детства, ожившими персонажами исторических фотоальбомов и фантастических сериалов. В Японии это началось примерно тогда, когда в бывшем СССР началась перестройка, в конце 1980-х годов. Советские люди шли к простому и ясному светлому демократическому будущему, в то время как разочарованные чересчур механизированной реальностью молодые японцы захотели переодеться в фантастические или, наоборот, очень точно воспроизведенные древние наряды своих предков и — новомодных героев, вспорхнувших из-под пера магов, которых называют графическими дизайнерами. Японская мода распространилась по свету. Она сходилась с другими модами и оплодотворяла их. Субкультура косплея проникла и в Россию. Но фестивалями аниме и манги дело не ограничилось. Одно из свойств эстетики косплея — внимание к детали, к вещи, к антуражу. Другое свойство — безразличие к тому, а кто он вообще, твой персонаж — черт или ангел, бессловесная кукла или вампир. Косплей не только поглотил в массовом сознании мелкие культы двойников Элвиса Пресли или Дракулы, но и клонировал целые армии. Не только Ленин и Сталин на Красной площади, но и толпы реконструкторов великих сражений были клонированы дивным косплеем. Параллельная жизнь, в которой воображаемое прошлое и воображаемое будущее на полном ходу сталкиваются в настоящем и сплющивают его. Косплей — дело дорогое. Представьте себе, например, байкеров, которые рвутся на Берлин, желая повторить подвиг нескольких советских армий. Или родителей детсадовцев, для которых в преддверии Праздника Великой Победы шьют солдатскую форму времен Второй мировой войны. Или предпринимателей, все доходы которых вложены в дорогую иномарку в России и так называемый отдых за границей. Машина снабжена желто-черной косплей-ленточкой, за рубеж он вывозит ельцинский республиканский триколор, а представляет фантастическую Империю Обеих Евразий. В Японии, понятное дело, в центре военного косплея — самурайский меч. Не иначе и на Руси. Глава Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко сшила себе косплейский костюмчик цвета хаки и собрала на косплей-утренник глав бывших советских городов-героев и вручила всем золотые мечи. Размером с натуральный меч. Из позолоченной стали. Абсурдопедия не слишком далека от истины, когда пишет: «В разговорном русском языке слово «косплеить» сократилось до «косить». Косплей настолько полюбился русским людям, что они стали косить не только под персонажей онемэ, но и под лодырей, больных и даже под предметы быта (чайники, валенки)». Шутка, конечно. Не знаю, как с предметами быта, но иногда косплей приводит к полному разрушению быта в регионе проведения соответствующего фестиваля. Так, косплей-мастера по игре в «Новороссию», гиркины, бородаи, захарченки, нарядившись в униформу не всегда понятных родов войск и воинских частей, под флагами не существующего ныне и никогда не существовавшего прежде косплей-государства, ухитрились уничтожить мирную жизнь в довольно депрессивном регионе Украины. Чтобы подержать товарищей, косплей-аниматоры высокой политики прикинулись ветеранами-реконструкторами, заставив полстраны нацепить на себя хотя бы банты или желто-черные шарфики. Никакого практического содержания, кроме весьма вероятной угрозы перебранки между людьми вследствие неполного понимания всей этой символики, у косплея нет. Он — только игра. Сколько бы времени человек, нарядившийся товарищем Сталиным, ни провел на тусовке с себе подобными, он не проживет жизнь своего персонажа и вряд ли станет свидетелем чудесного наступления большого террора или парада победы. «В результате отравления аниме, — объясняет нам Абсурдопедия, — набор ролей резко меняется: человек, считавший себя адвокатом, алкоголиком или водителем троллейбуса, начинает считать себя самураем, дикобразом, даосским монахом или девочкой-волшебницей». Постепенно в косплей может превратиться даже политическая экономия довольно большой страны. Например, в России у слова «косплей» есть политический синоним — «вежливые люди», есть и экономический — «импортозамещение». Гражданам предлагают нарядиться в их собственные костюмы советского прошлого и вернуть себе органолептическое ощущение от советской гастрономии. Это — очень дорогой антураж. Для эдакого косплея российскому государству пришлось отказаться от импорта, на первый взгляд, мелочей вроде французских сыров или вин. В ходе игры, однако, большинство играющих уверовало, что продовольственное эмбарго — инициатива супостата, злого Запада, а вовсе не заигравшихся в ролевую игру руководителей Российской Федерации. Получается, что русскому языку очень даже пригодилось слово косплей. Из далекой середины нулевых оно объясняет нам игровую подоплеку происходящих событий. Вы спросите, как же остановить эту игру? Не знаю. Для этого надо сначала найти слово. У меня в картотеке такого пока нет.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Фотография и её цифровая обработка
Важным дополнением косплея является создание «фотосета», то есть тематической серии фотографий. Фотосет косплея можно отнести к одной из разновидностей модной фотографии, так как он направлен на отображение не только одежды и аксессуаров, но и на создание определённой атмосферы для передачи нюансов образа.
Особенностью создания косплейного фотосета является требование от фотографа знаний о фотографируемом персонаже (специфической мимики, пластики, атрибутики персонажа, подбор фона и антуража для места проведения съемок). Такая фотосъёмка представляет собой в первую очередь дополнительное средство достижения схожести косплеера с персонажем, а не документальную работу, фиксирующую детали косплеера и костюма. В этой связи к косплейному фотосету применимы те же подходы в процессе фотосъемки и цифровой обработки фотографии, что и для фэшн-фотографии, а именно подчеркивание достоинств косплеера и его костюма, сокрытие визуальных недостатков косплея или модели: косплей представляет собой образ персонажа, наделённого, как правило, недоступными для человека физическими свойствами и особенностями, а также недостижимыми на текущем уровне научно-технического прогресса аксессуарами.
В связи с высоким уровнем развития косплей-индустрии уже достаточно давно[уточнить
] появились фотографы, которые специализируются на создании и обработке именно косплей-фотографий.
Косплей в России
Более любопытно это явление в контексте российского пространства. По сравнению с иными западными фан-сообществами, российский косплей один из самых «профессиональных». Несомненно, всегда есть те, кто не доводит свой образ до совершенства, но некоторые апологеты косплейного перфекционизма достойны восхищения. И на самом деле, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы подобрать нужный парик, некоторые косплееры могут перебрать порядка нескольких десятков (в виду неточности изображения в интернет-магазинах), могут шить костюмы от нескольких недель до продолжительных месяцев, огромный труд подобрать подходящие линзы, а также аксессуары, которые приходится делать самостоятельно. Приготовление может затянуться даже на несколько лет, если какая-то важная деталь не может быть найдена.
Косплей – это не просто производство костюма, которое вторично по своей важности, а именно процесс вживания в роль персонажа. Этим косплей очень похож на театральное искусство и кинематограф.
Можно считать, что косплей как явление так распространено, и более того, так профессионально и качественно в России и странах СНГ по причине скудности и однообразности жизни и быта россиян, вековой закрепощенности мысли и невозможности выразить себя. Именно фрустрация наталкивает на бегство из мира, в котором набор ролей чрезвычайно беден. Косплей популярен в виду универсальной для всего человечества неудовлетворенностью границами своей биографии и стремлением к познанию альтернативного Я, обреченного на постоянную нереализованность. Во вторичной реальности можно найти любого персонажа, которому ты будешь симпатизировать, материализовать его внешний облик и стать этим нарисованным героем во плоти. И теперь ты – это он.
Это можно рассматривать как некоторую терапию. На востоке, в особенности в индийской литературе, человеческая личность понимается как нечто нецельное, а значит любые разносторонние проявления различных черт – естественное явление. Косплей и актерское мастерство и выполняют эту работу развития потаенных уголков личности и помогают стать человеку свободнее, понять, что он не прикреплен к одним единственным маске и телу.
Примечания
- Luke Plunkett.
Fallout Cosplay, Pin-Up Style (англ.). Kotaku (26 May 2016). Проверено 6 июля 2020. Архивировано 7 июля 2020 года. - Никита Богуславский.
Fallout 4 и косплей в стиле пин-ап просто созданы друг для друга (рус.). Канобу. Проверено 9 сентября 2020. Архивировано 16 сентября 2016 года. - Clements, Jonathan, McCarthy, Helen.
The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917. — 2-е изд. — Stone Bridge Press, 2006. — P. 30. — 867 p. — ISBN 978-1-93-333010-5. - История косплея (рус.). Проверено 18 апреля 2020.
- [1]
- Что такое косбенд — Значение слов «косбенд». teenslang.su. Проверено 12 сентября 2020.
- Exclusive: Marvel’s New Iron Man Is a Black Woman (англ.). Time. Проверено 18 апреля 2020.
- ↑ 12
Образ женщин в супергероике: чрезмерная сексуальность персонажей плохо влияет на сюжет (недоступная ссылка —
история
). Проверено 18 апреля 2020. Архивировано 7 июля 2020 года. - Miller, Ron
. A Treasure Trove of Cosplay from the Swinging 1970s [NSFW] (англ.),
io9
. Проверено 18 апреля 2020.