Crusader Kings 2 | |
Разработчик | Paradox Development Studio |
Издатель | Paradox Interactive |
Часть серии | Crusader Kings |
Дата анонса | 19 августа 2010 |
Дата выпуска | 14 февраля 2012 года |
Последняя версия | 2.8.3.2 |
Жанр | Глобальная стратегия |
Технические данные | |
Платформа | Microsoft Windows, Linux, Mac OS X |
Игровой движок | Clausewitz Engine 2 |
Режим игры | однопользовательский многопользовательский |
Носители | или загрузка через Steam |
Системные требования | Windows /Vista/, Intel® Pentium® IV 2.4 GHz or AMD 3500+, 2 GB RAM, 2 GB free hard drive space, NVIDIA® GeForce 8800 or ATI Radeon® X1900 video card, Direct X-compatible sound card, DirectX 9, 3-button mouse, keyboard, speakers, Internet connection for multiplayer |
Управление | Клавиатура, мышь |
Официальный сайт |
Crusader Kings 2
(рус. Короли-крестоносцы 2) — глобальная стратегия в реальном времени (с тактической паузой), проект от студии Paradox Interactive.
Содержание
- 1 Разработка
- 2 Игровой процесс
- 3 Дополнения 3.1 Sword of Islam
- 3.2 Legacy of Rome
- 3.3 Sunset Invasion
- 3.4 The Republic
- 3.5 The Old Gods
- 3.6 Sons of Abraham
- 3.7 Rajas of India
- 3.8 Charlemagne
- 3.9 Way of Life
- 3.10 Horse Lords
- 3.11 Conclave
- 3.12 The Reaper’s Due
- 3.13 Monks and Mystics
- 3.14 Jade Dragon
- 3.15 Holy Fury
Игровой процесс
Как и первая часть, Crusader Kings 2 моделирует систему феодальных отношений в средневековой Европе и на Ближнем Востоке, включая личные взаимоотношения между тысячами персонажей, войны (в том числе крестовые походы), интриги, борьбу за влияние на папу римского. Сам процесс построен исключительно на игре за выбранную игроком династию, а не государство. В игре присутствует огромное множество исторических личностей, но также есть редактор персонажей, позволяющий создать своего персонажа. Временные рамки игры со всеми дополнениями — с 769 до 1453 года.
Игровой процесс[править | править код]
Как и первая часть, Crusader Kings 2
моделирует систему феодальных отношений в средневековой Европе и на Ближнем Востоке, включая личные взаимоотношения между тысячами персонажей, войны (в том числе крестовые походы), интриги, борьбу за влияние на папу римского. Сам процесс построен исключительно на игре за выбранную игроком династию, а не государство. В игре присутствует огромное множество исторических личностей, но также есть редактор персонажей, позволяющий создать своего персонажа. Временные рамки игры со всеми дополнениями — с 769 до 1453 года.
Дополнения
На данный момент вышло двенадцать официальных дополнений и один дополнительный сюжет, а также более десятка не влияющих на игровой процесс мелких дополнений, добавляющих новые портреты, скины боевых юнитов и национальную музыку. 24 октября 2020 года было анонсировано новое дополнение, которое вышло 16 ноября.
Sword of Islam
Предоставляет возможность играть за мусульманские династии, также добавляет для них новые виды интриг и различные особенности. Мусульмане могут иметь одну главную жену и до трёх вторичных. Половина умений главной жены переходит к правителю. DLC был выпущен 26 июня 2012 года.
Legacy of Rome
Второе дополнение добавляет разнообразия в игре за Византийскую империю. Появились фракции, возможности ослепить или кастрировать заключённых, воссоздать Римскую империю либо преодолеть великую схизму. Теперь императоры Византии могут сами назначать себе наследников, давая почетный титул «деспот» предпочитаемому наследнику. DLC был выпущен 16 октября 2012 года.
Sunset Invasion
Дополнение или дополнительный сценарий, добавляющий в игру вымышленное вторжение кровожадных ацтеков в Европу. Это первая работа Paradox Development Studios, в которой они отошли от реальной истории. DLC был выпущен 15 ноября 2012 года.
The Republic
Четвёртое дополнение, в котором добавлена возможность игры за богатые торговые республики. Патриции могут основывать свои представительства и фактории по всему морю. Если начать с 1066 года, на выбор предложат пять купеческих государств: Венецию, Пизу, Геную, Амальфи и Готланд. Ганзейский союз присоединяется к ним позже. Основная задача — строить в приморских провинциях торговые порты, приносящие стабильный куш[3]. DLC был выпущен 15 января 2013 года.
The Old Gods
Пятое дополнение позволяет играть за языческого или зороастрийского правителя, а также доступна более ранняя дата старта игры — 867 год. DLC был выпущен 28 мая 2013 года.
Sons of Abraham
Шестое дополнение, в котором было существенно расширено взаимодействие игрока с церковью и военно-монашескими орденами. Теперь появилась возможность посредством епископов влиять на папскую курию, брать ссуды у орденов (которые теперь имеют реальную силу). Также игрок может играть за иудейских каганов Хазарии, воссоздать Иудейское царство и восстановить Храм Соломона. DLC был выпущен 18 ноября 2013 года.
Rajas of India
Седьмое дополнение, в котором карта была расширена на восток, была добавлена Индия, часть Сибири и тюркские степи. Появилась возможность игры за три индийские религии (индуизм, буддизм и джайнизм). Также была переделана Абиссиния, а несторианство стало отдельной ветвью христианства. Также в обновлении была улучшена интеграция со Steam, были добавлены официальные сервера для игры в мультиплеере. DLC был выпущен 25 марта 2014 года.
Charlemagne
Восьмое дополнение, повествующее об эпохе завоеваний Карла Великого, в игру были добавлены новые события, рассказывающие о Карле Великом и его восхождении к власти. Помимо прочего в игру были включены десятки новых культур, новая система климатов и их смены, также полной переработке была подвергнута система регентства, также стала доступна более ранняя дата старта игры — 769 год. DLC был выпущен 14 октября 2014 года.
Way of Life
Девятое дополнение, в котором появились новые дипломатические опции: персонажи могут вызывать друг друга на дуэли, соблазнять и прерывать любовные связи, шпионить, пытаться освободить пленников и т. д. Персонажам позволяется задать цель жизни, в результате чего они получают бонус к определенным параметрам и смогут прийти к ней через цепочку соответствующих и случайных событий. На выбор доступно десять сфер: правление, коммерция, охота, война, семья, пирушки, обольщение, козни, наука и богословие. DLC был выпущен 16 декабря 2014 года
Horse Lords
Десятое дополнение, которое расширяет карту на Монголию и Таримскую впадину. Добавляет игровую механику для кочевников, создавая клановые отношения, систему населения и перенаселения степных территорий и связанную с ней новую систему набора войск, связанную не с ополчением, а с количеством боеспособного мужского населения. Добавляет новые культуры, а именно киданей и уйгуров. DLC был выпущен 14 июля 2015
Conclave
Одиннадцатое дополнение, которое даст вассалам больше возможностей влияния на игрока, поскольку совет, управляющий королевством, теперь пристально наблюдает за его царствованием. Влиятельные графы, независимо от своей компетенции, будут требовать место внутри совета, и те, кто в него не попадут, скорее всего начнут плести заговоры против игрока. DLC был выпущен 2 февраля 2016 года.
А также другие изменения:
- Совет получает возможность голосовать по поводу законов, принимаемых в государстве, однако можно попытаться ограничить его в этом.
- Система обучения дополняется новыми событиями и трейтами, ориентированными исключительно на детей.
- Расширенная дипломатия: брачные союзы, пакты о ненападении и коалиции.
- Переработанная система сражений, в которой значительную роль играет боевой дух, а также новая механика для наёмников.
- Большое количество мелких изменений, в том числе, как всегда, связанные с ИИ.
The Reaper’s Due
Двенадцатое дополнение, которое добавило в игру «больше способов умереть». Был убран трейт «Изувеченный», вместо него появились трейты «Одноглазый», «Однорукий» и т. д. Также добавлена возможность настроить игру под себя — дату вторжения монголов, возможность реформировать языческие религии, скорость культурной ассимиляции и т. д. DLC вышло 25 августа 2020 года.
Monks and Mystics
Тринадцатое дополнение, которое расширяет религиозный аспект «Крестоносцев», давая персонажам возможность принять постриг в монашеский орден, присоединиться к запретным культам смерти и даже поклоняться Сатане в своём стремлении к вящему могуществу. Игрок может проявлять великое милосердие или же великую подлость — так он продвинется в выбранном им религиозном сообществе. DLC был выпущен 7 марта 2020 года.
Разработчики описали особенности «Монахов и мистиков»[4]:
- монашеские ордена:
присоединяйтесь к бенедиктинцам, доминиканцам или к другому монашескому сообществу и увеличивайте свой престиж, служа Господу;- тайные религиозные общества:
храните в своём сердце тайную веру и постепенно увеличивайте могущество своей религии, превращая её из веры исчезающего меньшинства в общепринятую религию;- поклонение дьяволу и алхимия:
присоединяйтесь к вершащим чёрные мессы и мрачные преступления или же воспользуйтесь своим интеллектом, чтобы разузнать сокровенные тайны вселенной;- сокровищница и реликвии:
собирайте священные реликвии, чтобы поднять свой статус и увеличить влияние, или же создавайте шедевры оружия и украшений, которые повысят ваш престиж и доблесть;- новые действия советников:
даже не занятые на государевой службе советники будут использовать свои навыки, чтобы увеличивать благосостояние и стабильность вашего королевства; и многое другое!
Jade Dragon
Четырнадцатое дополнение, существенно расширяющее возможности геймплея: в игру добавлен экран, отображающий средневековый Китай, появились китайские персонажи, товары и артефакты, а также новая религия — даосизм, дающая бонусы к управлению, но распространяющаяся крайне медленно. Помимо этого, в игру добавлено 8 новых casus belli
для объявления войны.
Император Китая чрезвычайно силен, но не неуязвим. Умные правители могут использовать его щедрость, чтобы построить свою собственную империю, внимательно следить за новостями и изменениями в Поднебесной и не затеряется в потоке истории. Затем, в нужный момент, когда вы будете готовы, атакуйте и захватите Трон Дракона
.
DLC Jade Dragon вышло 16 ноября 2017[5].
Holy Fury
Пятнадцатое дополнение, которое выйдет во второй половине 2018 года, расширит возможности игры за язычников, реформировавших свои верования: помимо консолидации власти над верой и усиления защиты от смены религии, доступных с дополнения «Old Gods», язычники-реформисты смогут настроить реформированную религию, сделав её либо «верой мира», либо «культом войны». От игрока, реформировавшего тенгрианство, славянское, балтийское, финское (Suomenusko) или германо-скандинавское язычество (в игре — Norse), будет зависеть, будут ли его соплеменники-единоверцы ведомы звёздами, или же станут приносить кровавые жертвы богу войны, которого вождь-реформатор выделил из пантеона. Ему предстоит построить Новое Кредо на пепелище Старого Пути[6].
Особенности[ | ]
Обещано, что Crusader Kings 3 с
самого начала будет включать значительно больше контента, чем было в
Crusader Kings 2
в день выхода[5]. В числе анонсированных особенностей:
- В качестве стартовых дат доступны 867 год и 1066 год, но не 769 год (который был добавлен в Crusader Kings 2
дополнением «Charlemagne»); как и прежде, игра заканчивается в 1453 году; при этом возможности начать игру в любой момент между 1066 и 1337 годами, как в
CK2
, не будет[8]; - Карта игры, охватывающая примерно те же регионы, что и в CK2
(«от Испании до Индии, от Скандинавии до Центральной Африки»)[9], но в 4 раза более детальная — помимо графств, на ней отображены также баронские владения (но играть за баронов по-прежнему невозможно[8]); каждое графство включает в среднем 3 баронства; - Мусульмане, язычники и прочие нехристианские правители будут доступны для игры, но теократии и торговые республики — нет; также не будет специфической игровой механики для кочевников, присутствовавшей в CK2
[8]; - Персонажи представлены трёхмерными моделями в полный рост вместо двумерных портретов[10];
- Каждый персонаж может выбрать один из 5 доступных образов жизни, у каждого из которых есть 3 дерева навыков[11];
- Игра стимулирует отыгрыш с помощью новой механики стресса: когда персонаж принимает решение, противоречащее его характеру, его уровень стресса повышается[8];
- Динамичная система религий: игрок может создать собственную ересь и сам определить её особенности (например, разрешить каннибализм или ординацию женщин)[5][8];
- Реализованы побочные ветви династий: внутри династии может существовать несколько домов (например, Йорки и Ланкастеры как побочные ветви Плантагенетов); у каждой династии и у каждого дома есть свой глава, полномочия которого будут включать, например, возможность легитимации бастардов[8][12];
- Армия состоит из рекрутов (levies
) и более профессиональных солдат (
men-at-arms
), которые могут принадлежать к одному из нескольких типов (например, арбалетчики или кавалерия); игрок сам выбирает, какие подразделения нанять, и благодаря этому имеет больший контроль над составом армии, чем в предыдущих частях[8]; - Персонажи с высокими боевыми навыками могут быть сделаны рыцарями, которые присоединяются к армии игрока в качестве мощных боевых единиц (20 рыцарей в бою примерно соответствуют 200 рекрутам)[8].
- В игре планируется глубокая система любовных взаимоотношений, которая будет непосредственно влиять на игровой процесс. Прогресс игрока всегда будет отображаться наглядно, чтобы было понятно, к чему привели те или иные решения[13].
Модификации
- Глобальная модификация A Game of Thrones
, основанная на серии романов американского писателя Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня», была выпущена в мае 2012 года[7][8][9]. - Глобальная модификация Elder Kings
, основанная на серии компьютерных ролевых игр The Elder Scrolls, вышла 1 апреля 2013 года. В ней присутствуют все расы, их черты, различные заклинания, Тёмное братство, различные монстры, новые здания, новые члены совета, а также множество новых решений[10]. - Глобальная модификация Geheimnisnacht
, основанная на вселенной Warhammer Fantasy. В ней присутствует большая часть мира (кроме Китая), все расы, религии и большинство знаковых персонажей. Модификация начинается с восстания Влада фон Карштайна против Империи в 2100 IC.
Отзывы и критика
Рецензии | |
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
Metacritic | 82/100[11] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
GameSpot | 8/10[17] |
IGN | 8/10 [13] |
Русскоязычные издания | |
Издание | Оценка |
Absolute Games | 95/100 [12] |
Сайт «Игромания.ру», подводя итоги 2012 года, охарактеризовал Crusader Kings 2 как «бездонный и дотошный симулятор дворянских дрязг в средневековой Европе, построенный на династиях и родословных, с ходу отпугивает обилием функций и механикой» и о[18].
Автор сайта Артемий Козлов также о[19].
Интересные факты
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. (1 августа 2015) |
- В игре интегрирована связь исторических персонажей с Википедией. При нажатии на соответствующую кнопку в профиле правителя открывается статья с его биографией.
- Единственным персонажем, у которого отсутствует портрет, в игре является пророк Мухаммед — на месте портрета у него каллиграфическое написание имени.
- Несмотря на то, что все персонажи в игре являются историческими личностями, включая даже придворных (например, при дворе герцога Исландии есть придворный Снорри Стурлусон), разработчики добавили своих персонажей в качестве придворных в некоторые из графств.
- Разработчики проводят частые конкурсы под названием After Action Report, победители которых будут добавлены в игру в качестве баронов с собственным гербом или же как придворные.
- Разработчикам настолько приглянулась работа автора модификации CK2plus над изменением поведения AI, что в итоге Wiz
был принят на постоянную работу в PDS в качестве программиста искусственного интеллекта.
Разработка[ | ]
По утверждению ведущего гейм-дизайнера Хенрика Фареуса, разработка началась примерно за год до Imperator: Rome
, то есть в 2020 году[4]. Игра использует новый, более мощный движок[4].
В день анонса игры сайт Rock, Paper, Shotgun опубликовал материал, в котором сообщалось, что разработчики решили не использовать в игре фразу Deus vult (боевой клич крестоносцев, в настоящее время популярный среди ультраправых)[5]. Это вызвало возмущение игроков, некоторые из которых даже организовали онлайн-петицию, требуя от Paradox отменить своё решение. В итоге Фареус выступил с заявлением о том, что «вопрос был неправильно разъяснён» и на самом деле разработчики не задумывались, какие термины использовать в игре, если не считать того, что они должны соответствовать историческому контексту[6][7].
Примечания
- Gamescom 2010: Paradox Interactive Announces Crusader Kings II (англ.). IGN (19 августа 2010). Проверено 11 июля 2010. Архивировано 7 мая 2012 года.
- Development diary archive
- Фомин, Константин.
Рецензия: Crusader Kings 2: The Republic. Riot Pixels (25 января 2013 года). Архивировано 3 февраля 2013 года. - Latest News — Paradox Calls You to Take the Orders on March 7 — Paradox Interactive
- Paradox Store | Paradox Interactive (англ.). www.paradoxplaza.com. Проверено 27 октября 2020.
- Crusader Kings II: Holy Fury | Paradox Interactive
- Plunkett, Luke
. There is an Awesome Game of Thrones Video Game. You Can Play it Right Now. (28 May 2012). Проверено 31 мая 2012. - Adam Smith.
A Mod Of A Game Of Thrones: Crusader Kings II (May 28, 2012). Проверено 21 октября 2012. Архивировано 29 апреля 2013 года. - Crusader Kings 2’s Game of Thrones mod update lets you feast on new scenarios | Mods, News. PC Gamer. Проверено 21 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
- Christopher Livingston.
Mod of the Week: Elder Kings, for Crusader Kings II.
Mods
. PC Gamer (August 11 2013). Проверено 14 октября 2013. - Crusader Kings II for PC Reviews. Metacritic (14 февраля 2012). Проверено 21 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
- Рецензия от AG.ru
- Crusader Kings II Review
- Crusader Kings 2 review
- Crusader Kings II Review
- Crusader Kings II PC Review
- Shaun McInnis.
Crusader Kings II Review. GameSpot (February 16, 2012). Проверено 6 сентября 2012. - Игра года: лучшие по жанрам, часть 1. Игромания.ру (30 декабря 2012).
- Лучшие и худшие игры 2012 года. Мнение второе. Игромания.ру (18 января 2013).
Примечания[ | ]
- Scott Baird.
Crusader Kings 3 Is Coming In 2020
(неопр.)
.
Screen Rant
(19 октября 2019). - Luke Plunkett.
Rejoice, For Crusader Kings III Cometh
(неопр.)
.
Kotaku
(19 октября 2019). - Paradox Store (англ.).
- ↑ 12Crusader Kings 3 — PDXCON Berlin keynote
, <https://www.youtube.com/watch?v=aqUZoO8WwK8&list=WL&index=14>. Проверено 27 октября 2020. - ↑ 123Nate Crowley.
Crusader Kings 3 is happening: here’s ten things we know so far
(неопр.)
. Rock, Paper, Shotgun (19 октября 2019). Дата обращения 19 октября 2020. - Yin-Poole, Wesley
Paradox says it’s yet to decide whether Crusader Kings 3 has Deus Vult
(неопр.)
.
Eurogamer
(23 October 2019). Дата обращения 23 октября 2020. - Светлана Нелипа.
Авторы Crusader Kings 3 хотели убрать клич Deus Vult — но игроки против
(неопр.)
. Игромания (23 октября 2019). - ↑ 12345678T.J.Hafer.
Paradox Answers 12 Major Questions About Crusader Kings 3
(неопр.)
.
USGamer
(23 October 2019). Дата обращения 23 октября 2020. - Страница игры в Steam (неопр.)
. - Fraser Brown.
Crusader Kings 3 will let you become the pope of your own cannibal cult (англ.).
PC Gamer
(23 October 2019). Дата обращения 23 октября 2020. - Dustin Bailey.
Level up in Crusader Kings 3 to remove the bonds of sexual preference
(неопр.)
.
PCGamesN
(23 October 2019). Дата обращения 23 октября 2020. - Richard Scott-Jones.
Here’s how cadet houses will work in Crusader Kings 3
(неопр.)
.
PCGamesN
(23 October 2019). Дата обращения 23 октября 2020. - Plem.
Crusader Kings 3 углубит систему средневековой жизни (рус.). GoHa.Ru (2 февраля 2020). Дата обращения 6 февраля 2020.