Симулятор адвоката. Обзор игры Ace Attorney: Dual Destinies

В Америке существует занимательная премия Stella Award, названная в честь Стеллы Либек, которая в 1992 году отсудила у «Макдоналдса» почти три миллиона долларов за то, что сама себе пролила на ноги горячий кофе, купленный в одном из ресторанов сети. Вот уже несколько лет этой премией отмечаются самые курьезные решения американских судов. Смеем предположить, что лауреаты этой премии просто-напросто заскучали во время заседаний и вынесли обвинительные вердикты, чтобы побыстрее отделаться от работы. По крайней мере, в серии игр Ace Attorney

все обычно происходит именно так.

Я протестую!

Еще одна аналогия с файтингами — вот такие экраны перед каждой перепалкой между героем и очередным свидетелем.

Оригинальная Phoenix Wright: Ace Attorney

появилась в 2001 году на Game Boy Advance (тогда она еще называлась
Gyakuten Saiban
и продавалась исключительно в Японии), а за ней последовали два продолжения. Позже вся трилогия была портирована на Nintendo DS (с недавних пор — и на Wii), а заодно переведена на английский. Это был детективный квест с молодым адвокатом Фениксом Райтом в главной роли. Феникс важно расхаживал по местам преступлений, собирал улики и затем участвовал в суде, доказывая невиновность своих подзащитных.

На словах звучит так же увлекательно, как и слово «юриспруденция». Но это только если вы сами никогда не видели ни одной игры о приключениях неугомонного адвоката. Забудьте напыщенные квесты вроде CSI: Crime Scene Investigation

и
Law & Order: Justice Is Served
. Расследования и судебные препирательства получились настолько позитивными, сумасшедшими и смешными, что оторваться от распутывания очередного дела было невозможно. Ace Attorney — это выжимка всего самого интересного, что происходит в зале суда. Здесь никто не зачитывает двадцать томов искового заявления и не заставляет выслушивать ходатайства сторон. Вместо этого карикатурные персонажи швыряют друг другу в лицо доказательства и улики, тычут в оппонента пальцами и по любому поводу орут: «Я протестую!» Кстати говоря, на Nintendo DS эту самую фразу в кульминационный момент нужно было лично прокричать в микрофон консоли. Говорят, кричать нужно было с такой силой, что те, кто играл на пляже, периодически силой голоса убивали чаек.

Слушать, как персонажи орут «Я протестую!», не надоест, наверное, никогда. Потому что за этой фразой обычно следует самое интересное: сокрушительное разоблачение. Незначительное нововведение по сравнению с предыдущими частями серии: меню «Логика». В нем можно объединить два кусочка информации и получить на их основе новую улику.

Другие произведения

Музыка

См. также: Дискография серии Ace Attorney

Официальный саундтрек к Phoenix Wright: Ace Attorney

был изначально издан
Suleputer
30 ноября 2005 года[14]. Саундтреки ко второй, третьей, четвёртой и пятой играм также вышли[15][16].

Capcom

также выпустила альбом
Gyakuten Saiban Orchestra Album: Gyakuten Meets Orchestra
с оркестровой обработкой множества песен из игры и двух её сиквелов 9 сентября 2006 года. Второй CD с дополнительными оркестровыми композициями
Ace Attorney
был выпущен для продажи на Tokyo Game Show 2006 и продавался позже в том же году. 31 марта 2007 года другой официальный альбом под названием
Gyakuten Saiban Jazz Album: Gyakuten Meets Jazz
был выпущен
Capcom
[17]. Как и указывает его название, альбом состоит из джазовых аранжировок. Изначально все диски планировались к выпуску только в Японии[18][19], но позже было сообщено, что они все же могут выйти в Северной Америке[20].

20 апреля 2008 года был дан концерт с музыкой из Ace Attorney

, а 16 июля 2008 года саундтрек был записан и выпущен под названием
Gyakuten Saiban Tokubetsu Houtei 2008
.

Манга

Манга-версия, придуманная Кэндзи Курода и иллюстрированная Кадзуо Маэкава, начала публикацию в журнале Bessatsu Young Magazine

издательства
Kodansha
с августа 2006 года. Пять её томов вышли в Северной Америке, изданные
Kodansha USA
[21]. Четыре антологии манги, созданной различными авторами, были выпущены в Японии и все они изданы по всему миру издательством
Del Ray
.

Мюзикл

Capcom Japan

совместно с Такарадзука Ревю создали мюзикл для игр о Фениксе Райте, премьера которого состоялась в феврале 2009 года[22][23]
Gyakuten Saiban −Yomigaeru Shinjitsu−
(яп. 逆転裁判 −蘇る真実−
Гякутэн Сайбан -Ёмигаэру Синдзицу-
, букв. «Turnabout Trial -Truth Resurrected-«). В главной роли сыграл Тому Рандзю. Несмотря на японское производство, имена в шоу использовались из английской локализации игр. Мюзикл был хорошо принят, что привело к выходу сиквела в августе 2009 года[24][25]. Третий мюзикл,
Gyakuten Saiban 3 Kenji Miles Edgeworth
(яп. 逆転裁判3 検事マイルズ・エッジワース, букв. «Turnabout Trial 3 Prosecutor Miles Edgeworth»), был анонсирован 31 июля 2012 года[26] и исполнен в январе 2013 года[27].

Фильм

Основная статья: Адвокат-ас (фильм)

Полнометражный фильм с живыми актёрами был создан совместными усилиями Nippon Television Network Corporation

и
Toho Co., Ltd.
и вышел в Японии 11 февраля 2012 года. Режиссёром фильма стал Такаси Миикэ, главные роли сыграли Хироки Наримия (Феникс), Такуми Сайто (Майлз) и Мирей Киритани (Мая)[28].

Появление в других играх

Феникс Райт, Франциска фон Карма и Майлз Эджворт являются картами в игре SNK vs. Capcom: Card Fighters DS

. Райт и Эджворт также имеют камео в игре-кроссовере
Marvel vs. Capcom 3: Fate of Two Worlds
, в конце за Женщину-Халка[29]. Феникс Райт является одним из игровых персонажей в
Ultimate Marvel vs. Capcom 3
, где ему помогают Мая, Миссиль и судья, тогда как Эджворт, Франциска и Годот являются картами в режиме игры
Heroes vs. Heralds
[30][31].

Врет, как очевидец

Благодаря сенсорному экрану DS, исследовать места преступлений очень удобно и интересно. Можно не только обшарить каждый подозрительный предмет, но и выделить какую-то область и указать на противоречие, что приведет к новым, неожиданным выводам.

Ace
Attorney Investigations: Miles Edgeworth
— пятая игра в серии, которая, в отличие от всех предыдущих, смещает акцент с Феникса Райта на другого героя. Она целиком и полностью посвящена прокурору Майлсу Эджворту. Когда об этом узнали поклонники серии, чуть было не случился международный скандал. Ведь Майлс — главный соперник Феникса в суде на протяжении многих лет. Холодный, расчетливый, с аристократическими замашками. Совершенно непонятно, как с таким типом в главной роли можно сделать позитивную и смешную игру. Но опасения оказались напрасными. Майлс, хоть и носит пышное жабо и строит умное лицо по любому поводу, в итоге оказывается не таким черствым сухарем, каким выглядел в предыдущих частях.

Тем не менее ни Феникса Райта, ни его подруги-медиума Майи, ни многих других знакомых героев в Ace Attorney Investigations нет, и это, конечно, обидно. Впрочем, как минимум для Майи быстро найдется замена: исполненная энтузиазмом Кей Фарадей («Можешь звать меня Кей, окей?»), которая, как и полагается по законам серии, будет подкалывать главного героя по ходу расследования. Плюс некоторые старые знакомые все-таки появятся. Например, Франциска фон Карма, суровейший прокурор («Любит: бить людей хлыстом. Не любит: не бить людей хлыстом»), и туповатый, но преданный детектив-неудачник Дик Гамшу.

Сюжет любой игры серии, в том числе и Ace Attorney Investigations, — это самая главная причина, из-за которой вы будете повсюду таскать с собой DS и включать ее каждую свободную минуту. Поэтому никаких деталей о нем мы раскрывать не станем — это было бы преступлением с нашей стороны. История растянулась на пять огромных эпизодов (чтобы их пройти, потребуется как минимум 15 часов), действие которых разворачивается в разные временные промежутки, но в итоге приводит к одной тайной и очень скользкой организации.

Совет для новичков: обязательно показывайте всем свой жетон прокурора. Увидите, что будет.

Чтобы играть в Ace Attorney, крайне желательно хорошо знать английский язык. И не только потому, что львиную долю удовольствия получаешь от развития сюжета, но еще потому, что для успешного продвижения вперед необходимо очень

хорошо вникать во все, что происходит вокруг. Хорошая новость в том, что в игре нет ни одного судебного заседания, все расследования проходят на открытой местности. Благодаря этому Ace Attorney Investigations получилась самой напряженной игрой серии: то убийство произойдет прямо в кабинете Майлса, то его самого сделают подозреваемым, то по темечку ударят, то похитят…

Каждое расследование можно разделить на две части: исследование места преступления и разговоры с персонажами. Осмотр проходит точно так же, как и в любом другом квесте: вы ищете подозрительные предметы, собираете улики и на основе полученных данных приходите к интересным умозаключениям.

Допросы и ругань вполне успешно заменяют в Miles Edgeworth судебные заседания из предыдущих частей. Здесь нужно очень внимательно слушать, что вам говорят, и искать, в каком месте речи оппонента кроется подвох. В нужный момент звучит громогласное «Я протестую!» — и ошарашенному противнику предъявляется улика из инвентаря, наглядно доказывающая, что он лжет.

Хоть Кей и не умеет, как Майя, вызывать духов (с увеличением груди на два размера во время спиритического сеанса), но зато энтузиазма ей не занимать.

Те, кто никогда не играл в Ace Attorney, наверняка очень удивятся, когда узнают, что этим, собственно, игровой процесс и исчерпывается. Не будет ни свободы передвижения, ни разветвленных диалогов — игра больше похожа на графическую новеллу. С той лишь разницей, что в ключевые моменты настает ваша очередь блеснуть эрудицией. Задачки не слишком сложные, но и не простые. Действовать методом тыка можно (придется лишь постоянно сохраняться и перезагружаться), но вся соль как раз в том, чтобы сначала самому понять, как все случилось, а уж потом — тыкать в морды доказательствами. Тут очень уместна аналогия с файтингами: каждая удачная фраза, каждое найденное противоречие — это очередной удар по обвиняемому, и чем ближе к финалу, тем сильнее у бедняги сдают нервы. Очень сложно словами передать тот кайф, когда загнанный вами

в угол преступник корчится на экране в ментальных судорогах. Именно ради таких моментов в Ace Attorney и стоит играть.

Обзор серии

Мир игры

Действие игр происходит в крупном городе в 2020 году и позже; для японских версий это просто город где-то в Японии, тогда как североамериканская и европейская версии называют местом действия Лос-Анджелес, Калифорния[2]. Различия в локализации отражают и социальные различия между странами, например, место расположения сиденья водителя в машинах. Кроме того, имена основных персонажей были адаптированы при локализации: так, главный герой «Рюити Наруходо», чья фамилия является игрой слов с японской фразой «ясно», а первый кандзи имени переводится как «дракон», был переименован в западных версиях в «Феникса Райта», чьё имя ссылается на феникса, восстающего из пепла, и фамилия которого является омофоном для слова «правильно» (англ. right)[2].

Персонажи и сюжет

См. также: Список персонажей Ace Attorney

У каждой игры свой собственный сюжет, но персонажи из них и их взаимоотношения переносятся из игры в игру.

В первых трёх играх главным игровым персонажем является Феникс Райт. Он начинающий адвокат, только что закончивший школу права в начале первой игры и устроившийся работать в компанию Fey & Co. Law Offices

, возглавляемую Мией Фэй. Несколькими годами ранее Миа защитила Феникса от обвинения в суде. После того, как Миа была убита, Феникс с помощью младшей сестры Мии — Маи Фэй — возглавляет компанию и переименовывает её в
Wright & Co. Law Offices
. Семья Фэй является семьей сильных медиумов, благодаря чему Мая и её кузина Перл (от англ. Pearl — «жемчужина») могут иногда вызывать дух Мии для помощи Фениксу в зале суда. Главным оппонентом в суде для Райта становится прокурор Майлз Эджворт. Победы над ним (и над его наставником Манфредом фон Кармой) привлекают к Фениксу внимание третьего прокурора — Франциски фон Кармы, настроенной преуспеть там, где провалился её отец и «младший брат», как она обращается к Эджворту, хотя он её и старше. В третьей игре главным оппонентом в суде для Феникса становится загадочный обвинитель по имени Годо, у которого, по всей видимости, есть какие-то личные счёты к нему. В ходе расследования отдельных дел постепенно раскрываются различные детали прошлого всех героев, а затем их судьбы плотно переплетаются.

Сюжет четвёртой игры разворачивается спустя семь лет после завершения третьей. Феникс, лишенный права на адвокатскую деятельность из-за использования сфальсифицированных доказательств (о чём он не знал), стал пианистом и удочерил девушку-мага по имени Трюси, а компанию переименовал в Wright Talent Agency

. Он оказался обвиненным в убийстве и поэтому разыскивает молодого и талантливого адвоката Апполло Джастиса, нанимает его и приглашает на работу к себе, меняя имя офиса теперь уже на
Wright Anything Agency
. Пока Апполо и Трюси занимаются делами, Феникс тоже работает с юридической сфере, стараясь внести изменения, которые смогут улучшить проведение суда, в том числе введение системы «суда присяжных», которая оставляет решение о вине или невиновности шести присяжным, и расследование всех тайн вокруг дела семилетней давности.

По хронологии между Trials and Tribulations

и
Apollo Justice
происходит действие серии интерквелов
Investigations
, в которой главная роль отводится Майлзу Эджворту. В ходе и после путешествия в Европу Майлз оказывается втянут в серию происшествий, связанных в общую картину и включающих в себя фальшивые деньги и подделку предметов искусства. В играх также появляются и другие знакомые персонажи, такие как Франциска и Дик Гамшу. Другими ключевыми персонажами серии являются Кай Фарадей, говорящей, что она является наследницей легендарного вора Ятагарасу, и Ши-Лон Лан, агент Интерпола, который по какой-то причине не любит прокуроров. Одно из дел разворачивается в прошлом и демонстрирует наставника Майлза и Франциски Манфреда фон Карму и описывает первую встречу Майлза с Кай и Гамшу.

Система судопроизводства

Система судопроизводства в играх Ace Attorney

находится под сильным влиянием гражданского права разыскного процесса Японии, а не принципа состязательности судопроизводства стран общего права. Игровой журнал выпустил статью с критикой японской правовой системы[3]. Согласно этой статье, в Японии официальное обвинение в преступлении происходит только в случае полной уверенности в виновности, многие адвокаты могут за всю свою карьеру ни разу не добиться вердикта «невиновен», а прокуроры могут использовать спорные показания и любые разночтения в свою пользу[3]. С другой стороны, научная статья, написанная Дж. Марком Рамсейером из Гарвардской правовой школы и Эриком Б. Расмусеном из Индианского университета[4], утверждает, что это из-за того, что разыскной процесс использует судей, которые рассматривают дела годами, чтобы вынести вердикт, что делает результат крайне предсказуемым и, в результате, японские прокуроры выдвигают обвинения лишь в случае, когда шанс признания виновным приближается к абсолютному, что объясняет почему в Японии признаются виновными в 99 % случаев, а в США подобный показатель составляет 88 %. Более того, в Японии признание в совершении преступления не является доказательством вины, только признание, указывающее на детали, которые может знать только виновный, например, оружие убийства или способ или местонахождение тела, может быть сочтено доказательством.

Журнал дальше сообщает, что в Японии вновь был введен суд присяжных, не использующийся в стране с 1943 года[3]. Хотя на деле это не совсем так. В Японии используется система заседателей, где судьи активно изучают доказательства, представленные и защитой и обвинением. В то же время в игре отображены недавние изменения в системе судопроизводства Японии. До того, как в Японии была принята система заседателей, в случае разбирательств по убийствам проходили годы (или даже десятки лет) до их завершения. В играх Ace Attorney

человек, обвиненный в убийстве, предстает перед судом, который не может длиться дольше 3 дней; если адвокат не сможет доказать невиновность клиента за это время, обвиняемый будет признан виновным и дело будет передано в вышестоящий суд (для игрока это означает конец игры).

Как и в реальной японской системе, дело, достигшее суда, в игре снабжено более чем достаточным числом доказательств вины обвиняемого и различные встречающиеся игроку обвинители полностью уверены в итоге суда и раздражающе манерны[3]. В то же время, к адвокатам (Феникс и Апполо) изначально обращаются свысока как прокурор, так и судья и им приходится избегать тем в перекрёстном допросе свидетелей, которые могут завести в тупик, чтобы избежать быстрого закрытия дела и признание их клиента виновным. Аналогично, полиция, представленная в игре такими персонажами как Дик Гамшу, изображена увлеченной, но некомпетентной в выполнении своей работы, обычно к неудовольствию прокуроров[3]. Так как при разыскном процессе судьи являются «инквизиторами», которые могут изучать доказательства, неудача защиты в указании смысла в дальнейшем допросе свидетелей приводит к окончанию рассмотрения дела (и концу игры).

Критика

Обзоры

ИграMetacriticGame Rankings
Phoenix Wright: Ace Attorney81/100 (53 обзора)[32]82 % (63 обзора)[33]
Phoenix Wright: Ace Attorney Justice for All76/100 (51 обзор)[34]78 % (58 обзоров)[35]
Phoenix Wright: Ace Attorney Trials and Tribulations81/100 (45 обзоров)[36]81 % (52 обзора)[37]
Apollo Justice: Ace Attorney78/100 (48 обзоров)[38]78 % (48 обзора)[39]
Ace Attorney Investigations: Miles Edgeworth78/100 (51 обзор)[40]79 % (31 обзор)[41]

Западные выпуски игр привлекли внимание игровой прессы. Серия превозносилась как отличный квест в уже умирающем жанре с отличным видом, музыкой и диалогами, в то же время она критиковалась за прямолинейность и отсутствие интереса повторного прохождения и развития серии в разных играх[42][43][44]. Изображение судебной системы в игре критиковалась как сильно некорректное, не учитывая, что она основана не на используемой в США; обзор GameSpot
Phoenix Wright: Ace Attorney
отметил, что в ходе заседаний суда стоит «относиться с долей скепсиса ко всему происходящему, потому что, хотя все и выглядит весьма достоверно, многие вещи в ходе всей процедуры могли бы ужаснуть настоящих представитель системы судопроизводства»[45].
Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice for All
также была раскритикована за отсутствие уникальных возможностей в DS-версии, представленных в предыдущей игре[43][44].

Популярность

В Японии продажи игр проходят неплохо. Первые две игры были распроданы тиражом порядка 400 000 штук в версиях для GBA и DS, а продажи третьей игры на GBA составили 250 000 копий[46]. Четвёртая игра только в первый день продаж была продана в количестве 160 000 экземпляров, а продажи за первую неделю составили 250 000 копий[46].

В США первая игра была удивительно успешна, поэтому Capcom пришлось как минимум трижды доиздавать тираж игры, чтобы соответствовать запросам[47][48]. Частично в этом вина изначально низких ожиданий таких продавцов, как Wal-Mart и Toys «R» Us, пропустивших игру; Capcom выпустило девять-десять партий по три-четыре тысячи каждая перед тем, как Toys «R» Us запросили в продажу 15 000 копий[49].

На декабрь 2009 года эта серия являлась девятой по успешности у фирмы за все время её существования[50]. В октябре 2010 года Capcom сообщила, что продажи по всему миру достигли 3,9 миллиона копий, и назвала серию «одной из важнейшей частей интеллектуальной собственности» компании[51]. По данным на декабрь 2011 года продажи серии достигли 4,2 миллиона экземпляров[52].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: