В контексте существующего тренда на развитие GPU в сторону универсальных вычислительных устройств, который активно поддерживает сама NVIDIA, архитектура процессора GM200 стала вынужденным компромиссом. Так как производство крупных дискретных GPU еще не вырвалось из тисков техпроцесса 28 нм, ограничивающего всесторонний рост производительности за счет простого увеличения транзисторных бюджетов, для архитектуры Maxwell пришлось расставить четкие приоритеты: графика – в первую очередь, вычисления двойной точности (FP64) – по остаточному принципу (более подробно об этой архитектуре вы можете прочитать в обзорах GeForce GTX 750 Ti и GeForce GTX 980).
В качестве ускорителя для игр и вычислительных задач, не включающих операции FP64, TITAN X сделал большой шаг вперед относительно как GTX 980, так и группы плат, построенных на старшем чипе архитектуры Kepler – GK110: GTX 780/780 Ti, TITAN/TITAN Black. Но GeForce GTX 980 Ti неизбежно должен быть ограничен в конфигурации вычислительных блоков по сравнению с TITAN X, ведь производительность FP64, и так чрезвычайно низкая у GM200, не может служить фактором, отличающим плату серии TITAN от лидера игровой линейки GeForce. Основная интрига связана с тем, где в промежутке между GTX 980 и TITAN X производитель решит поместить новинку.
Как выяснилось, в GPU нового флагмана были отключены лишь 2 из 24 потоковых мультипроцессоров (SMM). Соответственно, GTX 980 Ti обладает 2816 активными ядрами CUDA и 176 текстурными блоками вместо 3072 и 192 в GPU TITAN X. Число ROP (96) не изменилось, равно как широта шины памяти (384 бит). Тактовые частоты GPU и памяти также остались в неприкосновенности, однако объем RAM был уполовинен до 6 Гбайт. Вот, собственно, и вся разница между GTX 980 Ti и TITAN X.
Модель | Графический процессор | Видеопамять | TDP, Вт | Рекомендованная розничная цена для рынка США (без налогов), $ | ||||||||
Кодовое название | Число транзис-торов, млн | Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock | Число ядер CUDA | Число текстур-ных блоков | Число ROP | Разряд-ность шины, бит | Тип микро-схем | Тактовая частота: реальная (эффектив-ная), МГц | Объем, Мбайт | |||
GeForce GTX TITAN X | GM200 | 8 000 | 1000/1076 | 3072 | 192 | 96 | 384 | GDDR5 SDRAM | 1753 (7012) | 12 280 | 250 | 999 |
GeForce GTX 980 Ti | GM200 | 8 000 | 1000/1076 | 2816 | 176 | 96 | 384 | GDDR5 SDRAM | 1753 (7012) | 6 144 | 250 | 649 |
GeForce GTX 980 | GM204 | 5 200 | 1126/1216 | 2048 | 128 | 64 | 256 | GDDR5 SDRAM | 1750 (7000) | 4 096 | 165 | 499 |
GeForce GTX 780 Ti | GK110 | 7 100 | 875/928 | 2880 | 240 | 48 | 384 | GDDR5 SDRAM | 1750 (7000) | 3 072 | 250 | 699 (до снятия с продажи) |
За эту скромную жертву полагается существенная скидка: GeForce GTX 980 Ti имеет рекомендованную цену $649 (США, без налогов) – куда дешевле, чем TITAN X ($999). Рублевый эквивалент составляет 39 990 р. Новый флагман основной геймерской линейки NVIDIA GTX 980 Ti получился дешевле, чем 780 Ti, до снятия с производства продававшийся за $699, и в то же время дороже, чем GTX 980 ($549 на момент релиза). Кстати, последний в связи с выходом 980 Ti получил уценку до $499.
Топовый однопроцессорный адаптер AMD – Radeon R9 290X – по прежнему остается наиболее выгодным предложением в верхнем сегменте игровых видеоадаптеров ($369), хотя равным соперником для него может быть в лучшем случае GTX 980, но никак не GTX 980 Ti. Более интересно столкнуть новоприбывшего с Radeon R9 295X2 (цена – от $789). И хотя последний – это уже устройство классом выше как по цене, так и по производительности, интересно проверить, что новый продукт NVIDIA сможет противопоставить такому монстру.
⇡#Поддержка новых аппаратных функций в DirectX 12 и GameWorks VR
Осталось немного времени до выхода в свет Windows 10, поэтому DirectX 12 уже обрел окончательный вид. В частности, представлены два «уровня» аппаратных функций (feature level). Напомним, что новая версия DirectX – это, с одной стороны, другой API, поддержка которого может быть внедрена в драйверы GPU, выпущенных до его появления. Соответственно, относительно старое «железо» также сможет воспользоваться преимуществами DX12 – в первую очередь более эффективным расходованием ресурсов CPU. С другой стороны, DirectX 12 представляет новые функции рендеринга, которые опционально могут быть реализованы в графических процессорах, но не требуются для работы новой runtime-библиотеки API. GPU, принадлежащие ко второй итерации архитектуры Maxwell, включая GM200, обладают полной поддержкой данных функций (feature level 12_0 и 12_1), среди которых можно выделить Volume Tiled Resources и Conservative Raster.
Первая дает возможность по требованию загружать в память видеоадаптера необходимые части большой трехмерной текстуры (необходимой для рендеринга жидкости или дыма), не расходуя ресурс RAM на текстуру целиком. Вторая обеспечивает точную локализацию пересекающихся границ полигонов, что в ряде ситуаций помогает избежать артефактов с прозрачными текстурами или, к примеру, наложением теней методом Ray Tracing, как показано на следующем слайде.
Одновременно с GTX 980 Ti NVIDIA представила набор библиотек GameWorks VR, предназначенных для адаптации игр к шлемам виртуальной реальности. Одна из ключевых функций GameWorks VR, которая опирается на аппаратные алгоритмы в GPU архитектуры Maxwell, – Multi-Res Shading – должна увеличить производительность при рендеринге сцены для стереоскопического шлема.
В окулярах шлема установлены линзы, позволяющие глазам сфокусироваться на близко расположенных LCD-экранах, потому картинка, отрисованная GPU, должна быть модифицирована, чтобы компенсировать искажение геометрии: края изображения сжимаются, как в фотоснимке, сделанном на объектив-«рыбий глаз». В результате часть работы, которую выполнил GPU, потратив ресурсы на рендеринг пикселов по краям изображения, обесценивается компрессией.
NVIDIA предлагает разделить кадр на несколько зон (viewports), рендеринг в которых выполняется одновременно, но с различным разрешением: больше в центре, меньше – по краям. Специальные алгоритмы задействуются, чтобы сопоставить края пикселей разного размера на границе зон, а затем формируется финальный кадр с искаженной геометрией. По утверждению разработчиков, Multi-Res Shading увеличивает производительность пиксельных шейдеров в 1,3-2 раза по сравнению с такой ситуацией, когда изображение изначально строится в высоком разрешении.
⇡#Конструкция
С виду GeForce GTX 980 Ti отличает от TITAN X только маркировка, цвет кожуха системы охлаждения (светлый в данном случае и черный у TITAN X), да еще количество микросхем памяти: поскольку объем RAM вдвое меньше, все чипы разместились на лицевой стороне платы, под общим радиатором.
Видеокарта оснащается закрытым кулером, уже неоднократно использованным NVIDIA в других топовых решениях, начиная с самого первого TITAN.
Не будем в очередной раз описывать устройство этой системы охлаждения. Достаточно отметить, что в радиатор GPU вмонтирована испарительная камера, которая также применялась в адаптерах на базе GK110, но отсутствовала в GTX 980.
Видеокарта обладает тремя разъемами DisplayPort и по одной штуке – HDMI и Dual-Link DVI-I.
Видеокарта GTX 1060: в чем ее особенности
Полезно будет рассмотреть еще один нюанс — сравнение возможностей видеокарты GTX 980 с устройством GTX 1060. Дело в том, что девайс GTX 1060 может рассматриваться как младшая модификация рассматриваемого решения. Как отмечают эксперты, соответствующее решение дешевле стандартного, однако, показывает практически аналогичную производительность, а также вдвое меньшее энергопотребление.
Рассматривая контекст GTX 980 vs GTX 1060, на что можно обратить внимание в первую очередь? Здесь наиболее примечательны следующие аспекты. Несмотря на то что в модификации GTX 1060 установлен менее мощный процессор — GP 106 с использованием архитектуры Pascal, по расчетной производительности шейдерных элементов ALU видеокарта сопоставима с модификацией GTX 980. Кроме того, архитектура Pascal характеризуется наличием алгоритмов, позволяющих осуществить дельта-компрессию цвета с высокой эффективностью. Вполне конкурентен чип GP 106 и на фоне старшей модели — GP 104.
Объем ОЗУ, установленный на стандартной модификации видеокарты, например, на Gigabyte GeForce GTX 980 G1 Gaming – 4GB. В свою очередь, на устройстве GTX 1060 имеется больше оперативной памяти — 6 ГБ, как на девайсе Ti. Таким образом, при сопоставлении GTX 980 vs GTX 1060 выбор второго чипа вполне может быть оправдан при решении самого широкого спектра задач.
⇡#Плата
Печатные платы GTX 980 Ti и TITAN X различаются лишь количеством распаянных чипов RAM. Память набрана 12 микросхемами SK hynix H5GQ4H24MFR-R2C со штатной частотой 7 ГГц.
Преобразователь напряжения построен по схеме 6+2 (число фаз для питания GPU и микросхем памяти соответственно) и содержит контроллер ON Semiconductor NCP81174. Дополнительное питание подается через один восьмиконтактный и один шестиконтактный разъемы.
Внешний вид изделия
Первое, что бросается в глаза – насыщенный черный цвет. Создается такое впечатление, что я и не видел до сих пор видеокарт черного цвета, это были лишь оттенки серого. Очень порадовал тот факт, что в оформлении нет ни грамма пластика, все выполнено из металла. Когда берешь видеокарту в руки создается впечатление надежного и добротного устройства, в общем качество изготовления здесь на высоте.
Особенностью дизайна является использование прозрачных подсвечиваемых трубок, которые уложены в пластиковую круглую рамку вокруг вентиляторов. Поверьте мне на слово, выглядит подсветка потрясающе. Некоторые сейчас могут возразить, что все равно при стандартном размещении графического ускорителя внутри корпуса ничего не увидеть и это верно. Но все течёт и меняется и на смену уже зарекомендовавшему себя формату приходят различные нововведения, которые находят отражения в новых моделях компьютерных кейсов. Взгляните, например, на такие модели как Thermaltake Core X1, Corsair 380T, SilverStone RVZ01 и вы поймете, что дизайнерские изыски Gigabyte в будущем окупятся с лихвой.
На обратной стороне расположена стильная металлическая пластина с перфорацией, которая призвана защитить элементы печатной платы, а также дополнительно подчеркнуть внешний вид устройства.
Длина видеокарты не превышает 290 мм, что гарантирует совместимость с большинством компьютерных сборок. Кому-то может показаться, что это не такой уж важный параметр, тогда взгляните на MSI GTX 980Ti LIGHTNING длина которой составляет 330 мм.
Система охлаждения занимает более двух слотов. Несмотря на это, в соседний слот все же можно установить плату расширения. Однако, это может отрицательным образом сказаться на эффективности отвода тепла.
Поводом для особой гордости является наличие RGB подсветки. Причем подсвечиваются не только рамки вентиляторов, но и надпись WINDFORCE. Также, предусмотрена индикация остановки вентиляторов FAN STOP, надпись загорается белым цветом.
Для питания видеокарты предусмотрено наличие двух восьмиконтактных разъемов, которые также снабжены светодиодной индикацией. Для обеспечения стабильной работы системы вам потребуется качественный блок питания мощностью 600 Вт. Однако, учитывая возможный разгон видеокарты и процессора рекомендую взять модель с запасом.
Отличительной особенностью Gigabyte GTX 980 Ti Xtreme Gaming является наличие дополнительного разъема и кнопки для активации режима LN2 Mode. По заверениям производителя это должно повысить стабильность при разгоне для достижения более высоких результатов.
По умолчанию кнопка горит синим, а при нажатии происходит переход в LN2 Mode. Помимо этого не забудьте подключить дополнительный шестиконтактный кабель.
Интерфейсная панель несёт на себе типичный для GTX 980 Ti набор портов: 3х DisplayPort, DVI-I, HDMI.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Конфигурация тестовых стендов | |
CPU | Intel Core i7-5960X @ 4 ГГц (100×40) |
Материнская плата | ASUS RAMPAGE V EXTREME |
Оперативная память | Corsair Vengeance LPX, 2133 МГц, 4×4 Гбайт |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Archon |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 8.1 Pro X64 |
ПО для GPU AMD | AMD Catalyst Omega 15.4 Beta |
ПО для GPU NVIDIA | 350.90 |
Энергосберегающие технологии CPU во всех тестах отключены. В настройках драйвера NVIDIA в качестве процессора для вычисления PhysX выбирается CPU. В настройках AMD настройка Tesselation переводится из состояния AMD Optimized в Use application settings.
Бенчмарки: синтетические | |||
Программа | Настройки | Анизотропная фильтрация, полноэкранное сглаживание | Разрешение |
3DMark 2011 | Тест Extreme | – | – |
3DMark | Тест Fire Strike (не Extreme) | – | – |
Unigine Heaven 4 | DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Бенчмарки: игры | |||
Программа | Настройки | Полноэкранное сглаживание | Разрешение |
Tomb Raider, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SSAA 4x | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Crysis 3 + FRAPS | Макс. качество. Начало миссии Post Human | MSAA 4x | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Metro: Last Light, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SSAA 4x | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Company of Heroes 2, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SSAA 4x | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Battlefield 4 + FRAPS | Макс. качество. Начало миссии Tashgar | MSAA 4x + FXAA | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Alien: Isolation | Макс. качество | SMAA T2X | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Far Cry 4 + FRAPS | Макс. качество. Banapur (первая деревня) | MSAA 4x | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
GTA V, встроенный бенчмарк | Макс. качество | MSAA 4x | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Witcher 3 + FRAPS | Макс. качество. Локация Kaer Morhen | FXAA | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Бенчмарки: вычисления | |
Программа | Настройки |
DXVA Checker | Decode benchmark. H.264, H.265. Файлы 1920х1080p (битрейт видео ~3000 Кбит/с), 3840x2160p (битрейт видео ~7500 Кбит/с). Microsoft H264 Video Decoder (H.264), LAV Video Decoder (H.265), ускорение на аппаратном кодеке GPU (DXVA2) |
LuxMark 2.0 X64 | Сцена Room (Complex Benchmark) |
Sony Vegas Pro 13 | Бенчмарк Sony для Vegas Pro 11, продолжительность – 65 с, рендеринг в XDCAM EX, 1920х[email protected] |
CompuBench CL Desktop Edition X64, Ocean Surface Simulation | – |
CompuBench CL Desktop Edition X64, Particle Simulation – 64K | – |
SiSoftware Sandra 2020, Scientific Analysis | Open CL, FP32/FP64 |
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- AMD Radeon R9 295X2 (1018/5000 МГц, 8 Гбайт);
- AMD Radeon R9 290X (1000/5000 МГц, 4 Гбайт), Uber Mode;
- AMD Radeon R9 290X (1050/6000 МГц, 3 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX TITAN X (1000/7012 МГц, 12 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 980 (1127/7012 МГц, 4 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (875/7000 МГц, 3 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 770 (1046/7012 МГц, 2 Гбайт).
YouTube Premium
Хотите сохраните это видео?
- Пожаловаться
Пожаловаться на видео?
Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.
Понравилось?
Не понравилось?
Geforce GTX 980 Ti 6GB vs GTX 1060 6GB Test in 7 Games
Games: The Witcher 3 Battlefield 1 — 01:20 Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands — 02:36 Project Cars — 03:41 Mass Effect Andromeda — 05:22 Grand Theft Auto V — 07:02 Far Cry Primal — 09:10
System: Windows 10 Pro Intel i5 8400 2.8Ghz GTX 980 Ti 6Gb GTX 1060 6Gb 16Gb RAM 3400Mhz
Обзор Nv >Всего через три месяца после выхода GeForce GTX Titan X Nvidia выпускает на рынок другую видеокарту на базе графического процессора GM200 под названием GeForce GTX 980 Ti. Она примерно на $400 дешевле флагманской модели. Тем не менее, как нам сказали, по производительности GeForce GTX 980 Ti уступает ей лишь несколько процентов. Есть ли смысл тратиться на GeForce GTX Titan X ? Или может быть достаточно купить GeForce GTX 980 за $500? Является ли этот ход упреждающим маневром перед появлением графических процессоров AMD Fiji класса ultra-high-end?
Насчет последнего можно только догадываться. В любом случае, мы не ожидали увидеть продолжение GeForce GTX Titan X
так скоро. Nvidia представила первую
GeForce GTX Titan
в феврале 2013 года, и только через девять месяцев
GeForce GTX 780 Ti
, также на базе GPU GK110. Эти видеокарты определенно были ориентированы на разного покупателя. В
GeForce GTX Titan
один из кластеров SMX был выключен, а 6 Гбайт видеопамяти и GPU в равной степени хорошо справлялись с 3D-графикой и вычислениями с двойной точностью. Между тем,
GeForce GTX 780 Ti
имела полный комплект из 2880 ядер CUDA и 240 текстурных блоков, повышенные тактовые частоты и цену на $300 ниже. Большинство геймеров не задумываясь покупали
GeForce GTX 780 Ti
вместо
GeForce GTX Titan
.
Однако у GeForce GTX Titan
было преимущество: Nvidia оснащала
GeForce GTX 780 Ti
3 Гбайт памяти, а модель с памятью объемом 6 Гбайт, о которой ходили слухи, так и не появилась. Два года назад 3 Гбайт видеопамяти для разрешения 2560×1440 был вполне достаточно. 4K-дисплеи были в зачаточном состоянии, а доступные модели стоили более $3000. Но, как мы выяснили, 3 Гбайт не хватало для комфортной игры на трех QHD-дисплеях (> 11 млн пикселей). Позже, мы сталкивались с ситуациями, когда производительность на 4K-мониторе (> 8 миллионов пикселей) сдерживалась видеопамятью карты.
Сегодня рынок компьютерных мониторов выглядит несколько иначе. Цена на дисплеи Ultra HD стартуют с $500. Технологии динамической частоты обновления экрана Nv >
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон
Хотя по спецификациям GPU в составе GeForce GTX 980 Ti работает на тех же частотах, что и в TITAN X, выяснилось, что частота ядра в новой видеокарте может достигать более высоких значений – вплоть до 1202 МГц (в отличие от 1177 МГц у TITAN X). При этом на GPU подается чуть более высокое напряжение, чем позволяет TITAN X (1,193 против 1,174 В).
В разгоне GTX 980 Ti также не подкачал. Увеличив максимальное напряжение на GPU до 1,237 В, нам удалось поднять базовую частоту до 1270 МГц, а в динамике процессор достигал планки 1497 МГц.
Base Clock, МГц | Макс. Boost Clock, МГц | Base Clock, МГц (разгон) | Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон) | |
GeForce GTX TITAN X | 1000 | 1177 (+177) | 1252 | 1455 (+203) |
GeForce GTX 980 Ti | 1000 | 1202 (+202) | 1270 | 1497 (+227) |
GeForce GTX 980 | 1127 | 1253 (+126) | 1387 | 1526 (+139) |
GeForce GTX TITAN Black | 889 | 1032 (+143) | 1100 | 1262 (+162) |
GeForce GTX TITAN | 836 | 1006 (+145) | 966 | 1150 (+184) |
GeForce GTX 780 Ti | 876 | 1020 (+144) | 986 | 1130 (+144) |
GeForce GTX 780 | 863 | 1006 (+143) | 1053 | 1215 (+162) |
GeForce GTX 770 | 1046 | 1176 (+130) | 1190 | 1333 (+143) |
Среднее энергопотребление GTX 980 Ti в Crysis 3 чуть ниже, чем у TITAN X, что объясняется частично заблокированными вычислительными блоками. Если сравнивать с лучшим однопроцессорным решением AMD, то на штатных частотах новинка потребляет на 26 Вт меньше энергии, чем Radeon R9 290X.
FurMark демонстрирует меньший разброс показателей между разными видеоадаптерами. В частности, здесь GTX 980 Ti и R9 290X отстоят лишь на 13 Вт по средней мощности.
Поскольку GPU Boost позволяет графическому процессору работать при максимальной заданной температуре, не повышая без нужды обороты охлаждающего вентилятора, в замерах температуры под нагрузкой нет большого смысла. Ядро GTX 980 Ti прогревается до 84 °C, как и в TITAN X, а также продуктах на базе GK110. Система охлаждения референсного образца имеет большой запас мощности, который позволяет сбить температуру GPU до 63-66 °C даже после разгона, запустив вентилятор на максимальные обороты.
Обзор Nvidia GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт
Тестовый стенд | |
CPU | Intel Core i7-5930K (Haswell-E), 3,5/3,7 ГГц, шесть ядер, LGA 2011-v3, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл. |
Кулер CPU | Noctua NH-12S |
Термопаста | Arctic MX-4 |
Системная плата | MSI X99S Xpower AC (LGA 2011-v3), Intel X99 Express, BIOS v1.6 |
Опертивная память | Crucial Ballistix DDR4-2400, 4 x 4 Гбайт, 1200 МГц, CL 16-16-16-39 2T |
Видеокарта | Nvidia GeForce GTX 980 Ti 1002 МГц GPU, 6 Гбайт GDDR5 при 1753 МГц (7012 МТ/с) |
Nvidia GeForce GTX Titan X 1002 МГц GPU, 12 Гбайт GDDR5 при 1753 МГц (7012 МТ/с)
Nvidia GeForce GTX 980 1126 МГц GPU, 4 Гбайт GDDR5 при 1753 МГц (7012 МТ/с)
Nvidia GeForce GTX 780 Ti 875 МГц GPU, 3 Гбайт GDDR5 при 1753 МГц (7012 МТ/с)
Nvidia GeForce GTX Titan 837 МГц GPU, 6 Гбайт GDDR5 при 1502 МГц (6008 МТ/с)
AMD Radeon R9 295X2 1018 МГц GPU, 2 x 4 Гбайт GDDR5 при 1250 МГц (5000 МТ/с)
There is a strong push within the display industry to take 4K Ultra HD to the masses, especially with 4K monitors being sold deep under the $500 mark. A pair of any of today’s $300-ish graphics cards in a multi-GPU setup can set you up for gaming at this resolution with reasonably high eye-candy. Back in March, NVIDIA launched the first single-GPU graphics card that lets you play any of today’s games at 4K with high eye-candy, freeing you from the quirks of multi-GPU setups; it, on the flip-side, cost $1000, and you could only buy and use its noisy reference design if you didn’t have a liquid-cooling loop. Competition from AMD in the form of its upcoming «Fiji XT» graphics card and the rush for pre-summer builds and upgrades have now prompted NVIDIA to fill the vast gorge between the GeForce GTX 980 and the GTX Titan X with the cheapest 4K-worthy single-GPU graphics card before the season’s hottest games come out. Enter the GeForce GTX 980 Ti.
The GeForce GTX 980 Ti is being launched at the $650 mark, the traditional price point at which NVIDIA sold its high-end single-GPU products before it started asking $1000 for its fastest single-GPU graphics cards. The GTX 980 Ti is also a true successor to the GTX 780 Ti based on NVIDIA’s biggest silicon for the «Maxwell» GPU architecture, the GM200. Unlike its predecessor, it does not feature the full complement of CUDA cores on the silicon and is hence positioned a notch below the GTX Titan X. NVIDIA probably did so to avoid the repeat of the GTX 780 Ti cannibalizing the GTX Titan Black; buyers with deep pockets are lured with the prospect of buying a GM200 card with all its cylinders unlocked in the GTX Titan X.
The GeForce GTX 980 Ti, which we are reviewing today, still has a serious lot going for it. It features 2,816 of the 3,072 CUDA cores on this silicon, which NVIDIA achieved by enabling 22 of the 24 SMM units. The TMU count is 176 (compared to the 192 on the GTX Titan X), and the ROP count is confirmed to be 96. NVIDIA seems to have learned from the GTX 970 ROP-count and memory-configuration drama. The chip is wired to 6 GB of GDDR5 memory across its 384-bit interface and can address all of it at a consistent bandwidth. The clock speeds are similar to those of the GTX Titan X.
The best part about this SKU is that NVIDIA will allow its board partners to innovate custom-design boards with factory-overclocked speeds, so the inadequacy of NVIDIA’s reference cooler and its PCB could be overcome. Along with launching the GTX 980 Ti at $650, NVIDIA repositioned the GM204-based GTX 980 at $500. In this review, we will deal with the reference-design GeForce GTX 980 Ti to give you have a crystal-clear idea of whether NVIDIA managed to fill the gap between the GTX 980 and the GTX Titan X.
«>
⇡#Производительность: синтетические тесты
3DMark 2011
- В первом же тесте разница между GTX 980 Ti и TITAN X сведена к минимуму. Обе карты с большим отрывом лидируют среди решений на базе единственного GPU и уступают лишь Radeon R9 295X2, хотя преимущество последнего довольно скромное для двухпроцессорной карты.
3DMark
- Таким же образом можно описать результаты в 3DMark версии 2013 года, с тем исключением, что потенциал Radeon R9 295X2 здесь раскрыт более полно.
Unigine Heaven 4
- Лидерство адаптеров на базе GM200 по-прежнему вне сомнений. GTX 980 Ti успешно соревнуется даже с R9 295X2 в режиме WQHD. Только в 4К-разрешении «двухголовая» карта AMD заняла первое место.
- Что интересно, хотя при разрешении WQHD TITAN X немного быстрее GTX 980 Ti, в 4К они абсолютно равны.
⇡#Производительность: игры
Tomb Raider
- Разница между GTX 980 Ti и TITAN X вновь пренебрежимо мала вне зависимости от разрешения.
- GTX 980 Ti покоряется только Radeon R9 295X2, хотя карта AMD здесь недалеко ушла вперед.
Crysis 3
- Результаты GTX 980 Ti и TITAN X вновь одинаковы. Оба доминируют среди однопроцессорных видеокарт, но R9 295X2 все же быстрее, и намного.
Metro: Last Light
- Аналогичная картина: GTX 980 Ti и TITAN X идут ноздря в ноздрю, но не могут ничего противопоставить двухпроцессорному Radeon R9 295X2.
Company of Heroes 2
- Поскольку CoH 2 так и не научилась использовать CrossFire или SLI, GTX 980 Ti и TITAN X здесь властвуют безраздельно. Последний выдает на 1-3 FPS больше в зависимости от разрешения.
Battlefield 4
- Battlefield 4 возвращает нас к уже знакомой ситуации: GTX 980 Ti и TITAN X не знают равных среди видеокарт с единственным GPU, но уступают грубой силе Radeon R9 295X2. Разница между продуктами на GM200 опять-таки пренебрежимо мала.
Alien: Isolation
- Alien: Isolation – самая нетребовательная игра в текущей тестовой обойме. При разрешении WQHD абсолютные значения частоты смены кадров на топовых GPU так велики, что производительность наверняка упирается в центральный процессор. Поэтому расстояние между GTX 980 Ti и TITAN X, с одной стороны, и Radeon R9 295X2 с другой сократилось до минимума.
- В 4К-разрешении потенциал двухпроцессорного адаптера AMD наконец раскрывается. GTX 980 Ti больше не конкурент ему при таких настройках.
- Различия между GTX 980 Ti и TITAN X вновь пренебрежимо малы.
Far Cry 4
- Far Cry 4 никогда не мог использовать CrossFire, что автоматически исключает Radeon R9 295X2 из числа соперников GeForce GTX 980 Ti. Более того, Radeon R9 290X здесь работает быстрее, чем его двухпроцессорный родственник.
- Кстати, R9 290X отлично справляется с Far Cry 4 и немногим уступает GTX 980 Ti в режиме WQHD. Другое дело – разрешение Ultra HD, в котором только GTX 980 Ti и TITAN X не скатились в слайд-шоу за счет своего объема RAM. Разницы между двумя картами вновь практически нет.
GTA V
- GTX 980 Ti ненамного отстал от R9 295X2 в режиме WQHD и даже чуть превосходит его при разрешении Ultra HD.
- Существенных отличий GTX 980 Ti от TITAN X не выявлено.
Witcher 3
- И снова CrossFire отказывается работать, оставляя лидерство адаптерам NVIDIA. Разницы между TITAN X и GTX 980 Ti по-прежнему нет никакой.
Печатная плата
Здесь применяется модифицированная печатная плата с усиленной подсистемой питания и качественной элементной базой. Помимо этого, отличительной особенностью является защитное покрытие против влаги, коррозии и пыли. Да-да вы не ослышались, если случится протечка в процессорной СВО, то Gigabyte GTX 980 Ti Xtreme Gaming останется исправной. Чего не скажешь о любой другой видеокарте, которую постигнет незавидная участь.
С обратной стороны можно лишь отметить наличие большого количества танталовых конденсаторов.
Графический процессор GM200-310-A1 произведен по 28 нм техпроцессу и несет на борту 8 млрд. транзисторов и 2816 шейдерных процессоров. Кристалл снабжен металлической рамкой, что предохраняет его от возможных сколов. Важной особенностью здесь является заводское повышение частоты чипа со стандартных 1000 МГц до 1216 МГц.
Все микросхемы памяти распаяны с одной стороны и контактируют с широкой медной пластиной. На чипах Samsung нанесена маркировка K4G41325FC-HC28. Общий объем памяти составляет 6 ГБ и набран 12 микросхемами. Разрядность шины составляет 384 бита. Эффективная частота памяти в следствии заводского разгона также увеличена на 200 МГц.
Подсистема питания выполнена по схеме 12+2+1. Двенадцать фаз отведено на графический процессор, две фазы на память и одна на PLL (генератор с фазовой автоподстройкой частоты).
Силовые ключи выполнены в виде готового интеллектуального модуля, включающего в себя полевые транзисторы с драйвером и всевозможные защиты.
Управляет подсистемой питания ШИМ-контроллер промаркированный как uP1984a. Левее расположен микроконтроллер Texas Instruments с маркировкой MSP430, на базе которого реализовано управление подсветкой.
Чуть выше можно найти два разъема, один из которых (2-х пиновый) питает индикатор FAN STOP, а второй (4-х пиновый) используется для подключения подсветки вокруг вентиляторов.
Как уже упоминалось ранее, две фазы отведено на память. Правее находятся два четырёхконтактных разъема – один для подсветки надписи WINDFORCE, а второй для питания трех вентиляторов. Так как коннекторы одного цвета, производитель отметил их надписями LED и FAN, чтобы во время сборки вы не перепутали куда и что подключать.
⇡#Производительность: разгон
Оверклокинг, как уже не раз бывало, отлично конвертируется в баллы 3DMark, но далеко не всегда заметен в реальных играх. В Metro: Last Light и Witcher 3 эффект налицо, а вот в других тестах пользы от разгона совсем немного.
3DMark 2011
3DMark
Игровые тесты + Unigine Heaven 4
⇡#Производительность: вычисления
Luxmark: Room (Complex Benchmark)
- Radeon R9 290X еще после выхода GTX 980 сложил претензии на лидерство в задаче трассировки лучей, но R9 295X2 все еще обеспечивает производительность, недостижимую для любых одиночных GPU.
- GTX 980 Ti существенно опережает любых конкурентов в своей категории и нисколько не уступает TITAN X.
Sony Vegas Pro 13
- Адаптеры AMD лучше всего подходят для этого приложения, хотя два GPU в R9 295X2 тут ничем не лучше одного.
- Среди карточек NVIDIA наилучший результат принадлежит GTX 980 – видимо, за счет более высокой, чем у прочих, частоты. GTX 980 Ti немного уступает как ему, так и TITAN X. Впрочем, при столь небольших различиях (в пределах нескольких секунд работы теста) трудно судить о явном преимуществе одного адаптера перед другим.
CompuBench CL: Ocean Surface Simulation
- Довольно неожиданно, но сокращение массива ядер CUDA в GTX 980 Ti обернулось существенным отставанием от TITAN X в данной задаче.
- GTX 980 Ti держится на одном уровне с GTX 780 Ti и уступает Radeon R9 290X.
CompuBench CL: Particle Simulation
- И вновь проявилась разница между GTX 980 Ti и TITAN X, которая сближает новинку с GTX 980 по результатам в этом тесте. Несмотря на это, у GTX 980 Ti (как и GTX 980) тут попросту нет равных соперников как в 700-й серии GeForce, так и среди продуктов AMD. Два GPU в составе R9 295X2 CompuBench CL одновременно задействовать не может.
SiSoftware Sandra 2020: Scientific Analysis
- GTX 980 Ti демонстрирует столь же прискорбную производительность в расчeтах FP64, как и TITAN X. Даже Radeon R9 280X оставил их позади.
- А вот с FP32 TITAN X справляется значительно лучше, чем GTX 980 Ti. Впрочем, Radeon R9 290X больше подходит для этой задачи, не говоря уже о R9 295X2.
Nvidia Geforce GTX 1080 vs Titan X и GTX 980 Ti: быстрее, экономнее, дешевле
Прошлой ночью состоялось мероприятие, на котором Nvidia сделала несколько важных анонсов:
- Ansel — инструмент для создания игровых скриншотов
- набор технологий VR Funhouse для более качественного погружения в виртуальную реальность
- систему одновременного построения множества проекций для игры на нескольких периферийных мониторах, и наконец
- Geforce GTX 1080 и Geforce GTX 1070 — первые игровые видекарты 1000-й серии серии с новейшей архитектурой Pascal и 16-нанометровым техпроцессом.
Пожалуй с них и начнем, поскольку по своим возможностям GTX 1080 претендует на значительный отрыв от обоих нынешних флагманов Nvidia. Приведем известные на сегодня характеристики новинок вместе с Titan X, 980 Ti и непосредственным предшественником GTX 1080, GTX 980:
GTX Titan X | GTX 980 Ti | GTX 980 | GTX 1070 | GTX 1080 | |
Дата анонса | 17.03.2015 | 01.06.2015 | 18.09.2014 | 07.05.2016 | 07.05.2016 |
Цена при анонсе (США) | $999 | $649 | $549 | $379 | $599 |
Производительность FP32 (терафлопс) | 7 * | 5.63 ** | 5 *** | 6.5 | 9 |
Кол-во транзисторов | 8 млрд | 8 млрд | 5.2 млрд | 7.2 млрд | 7.2 млрд |
Кол-во ядер CUDA | 3,072 | 2,816 | 2,048 | ? | 2,560 |
Кол-во текстурных блоков (TMU) | 192 | 176 | 128 | ? | 160(?) |
Скорость заполнения текстур (гига-текселей/с) | 192 | 176 | 144 | ? | ? |
Кол-во растровых блоков (ROP) | 96 | 96 | 64 | ? | 64(?) |
Базовая частота | 1,000 МГц | 1,000 МГц | 1,126 МГц МГц | ? | 1,607 МГц |
Разогнанная частота | 1,075 МГц | 1,075 МГц | 1,216 МГц | ? | 1,733 МГц |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5X |
Эффективная частота памяти | 7 ГГц | 7 ГГц | 7 ГГц | 7 ГГц | 10 ГГц |
Разрядность памяти | 384-бит | 384-бит | 256-бит | ? | 256-бит |
Максимальная полоса пропускания памяти | 336.5 Гб/с | 336.5 Гб/с | 224 Гб/с | ? | 320 Гб/с |
Объем видеопамяти | 12 Гб | 6 Гб | 4 Гб | 8 Гб | 8 Гб |
Доля ядер FP64 | 1/32 FP32 | 1/32 FP32 | 1/32 FP32 | ? | ? |
Энергопотребление (TDP) | 250 Вт | 250 Вт | 165 Вт | ? | 180 Вт |
Архитектура | Maxwell 2 | Maxwell 2 | Maxwell | Pascal | Pascal |
ГПУ | GM200 | GM200 | GM204 | GP104(?) | GP104(?) |
Техпроцесс | TSMC 28нм | TSMC 28нм | TSMC 28нм | TSMC 16нм | TSMC 16нм |
* По данным официальной презентации Nvidia. По неофициальным данным — 6.14 ** По неофициальным данным *** По другим данным — 4.6
В первую очередь обращают на себе внимание значительное снижение энергопотребления GTX 1080 по сравнению с флагманами прошлого года (180 Вт vs 250 Вт) — и это несмотря на 1.6-кратный рост тактовой частоты. Благодаря в т.ч. последнему обстоятельству производительность GTX 1080 превысила даже самую производительную в мире игровую карту, прошлогоднюю GTX Titan X. Судя по графику на презентации, разница составляет 20-25%, причем в приложениях виртуальной реальности, в сочетании с применением анонсированных сегодня технологий, рост производительности становится двукратным. Главную роль в снижении энергопотребления очевидно сыграли два обстоятельства: новый техпроцесс и новая архитектура ГПУ.
Релизная цена GTX 1080 ($599) оказалась ниже не только по сравнению с GTX Titan X ($999), но и GTX 980 Ti ($649). Сравнивать с последним пожалуй корректнее, поскольку в играх у него примерно такая же производительность, что у Titan X.
Если же сравнивать с предшественником, GTX 980, то GTX 1080 немного прибавила в энергопотреблении (180 Вт vs 165 Вт) и цене ($599 vs $549), но при этом по быстродействию превосходит GTX 980 SLI, т.е. две объединенные GTX 980.
В качестве стандарта видеопамяти для GTX 1080 Nvidia предпочла GDDR5X вместо HBM2. Напомним, что последний используется в её первой видеокарте с архитектурой Pascal и 16-нанометровой литографией, Tesla P100. У видеокарты пять дисплейных выходов: 3 x DisplayPort 1.4, 1 x HDMI 2.0B и 1 x DVI. Для подключения второй карты потребуется разъём нового стандарта, SLI HB.
GTX 1080 поступит в продажу 27 мая, а GTX 1070 — 10 июня. Обе карты можно будет приобрести также в специальном издании, которое от традиционного отличается более высокой частотой и, соответственно, производительностью. Разогнанная до 2 ГГц GTX 1080 стоит $699 (при этом в ней по-прежнему используется воздушное охлаждение), а разогнанная до неназванной частоты GTX 1070 — $449.
Как мы уже говорили выше, вместе с новыми видеокартами Nvidia представила и несколько новых технологий. Особенностью архитектуры Pascal стала поддержка Simultaneous Multi-Projection — одновременной мульти-проекции, когда видеокарта выводит одно и тоже изображение под несколькими (до 16) самостоятельными углами зрения. Это особенно актуально в игре на трех мониторах, которые воспроизводят, например, вид из салона гоночного автомобиля. Традиционно изображение выводится таким образом, словно мониторы стоят в ряд. Разумнее было бы поставить их полукругом, но тогда возникает визуальное искажение — вы под одним углом смотрите на изображение, сформированное из расчета обзора под другим углом. До сих пор этого можно было избежать с помощью нескольких видеокарт, но теперь, благодаря возросшей производительности, Nvidia предусмотрела такую возможность силами одной видеокарты.
Simultaneous Multi-Projection легла в основу двух других технологий, Lens Matched Shading и Single Pass Stereo, которые значительно оптимизируют процесс графического рендеринга на двух дисплеях в очках виртуальной реальности. Именно благодаря их применению производительность GTX 1080 в устройствах виртуальной реальности превосходит Titan X в два раза. Также Nvidia анонсировала несколько новых технологий, ставших расширением VRWorks и PhysX и образовавших набор инструментов VR Funhouse. В частности, речь идет о VRWorks Audio, которое обеспечивает более достоверное, соответствующее законам акустики, распространение звука в виртуальном пространстве. Компания рассчитывает, что благодаря VR Funhouse погружение в виртуальную реальность станет более реалистичным.
Еще одна технология, Ansel представляет собой инструмент, встроив который в свои новые игры разработчики позволят геймерам создавать весьма эффектные скриншоты, задавая нужные ракурс и точку обзора, применяя фильтры и фотоувеличение. Последнее станет возможным благодаря 32-кратному повышению разрешения сделанного скриншота (до 8 гигапикселей) по сравнению с разрешением самой игры. Скриншоты можно будет делать панорамными и стереоскопическими, с последующими просмотром не только на ПК, но и устройстве виртуальной реальности и даже на смартфоне.
Nvidia, AnandTech
⇡#Выводы
NVIDIA удается двигать вперед производительность дискретных GPU, несмотря на ограничения техпроцесса 28 нм, который используется в этой категории микросхем с 2011-2012 года. GeForce GTX 980 Ti, оставшись в рамках TDP, которые заданы прошлыми флагманскими продуктами на базе GK110, предлагает совершенно новый уровень производительности в 3D-рендеринге и вычислениях FP32. Кроме того, GTX 980 Ti поступил в продажу по меньшей цене ($649), чем GTX 780 Ti в свое время ($699). В глазах перфекциониста впечатление от новинки немного портит тот факт, что в GTX 980 Ti отключена часть вычислительных блоков GPU, но на поверку это практически не влияет на игровую производительность и даже не всегда сказывается в расчетных задачах. В то же время небольшой компромисс в спецификациях GPU позволил NVIDIA нарастить объем поставок, пустив в дело частично дефектные чипы.
На текущий момент, пока AMD еще не разродилась адаптерами нового поколения, GTX 980 Ti просто не имеет конкурентов среди игровых однопроцессорных видеокарт. Выбирая аналог от AMD, вам придется либо удовлетвориться существенно менее производительным, но куда более дешевым Radeon R9 290X ($369), либо собрать систему из двух таких видеокарт (альтернатива – несколько более дорогой Radeon R9 295X2). В последнем случае, к сожалению, не гарантирована одинаковая производительность в любых играх в связи с подчас неэффективным использованием CrossFire либо отсутствием поддержки последнего, не говоря уже о повышенном энергопотреблении двухголовой системы.
Однако для того, чтобы нарастить производительность без перехода на более прогрессивный техпроцесс, NVIDIA пришлось кое-что принести в жертву. В отличие от GK110 (старшего GPU семейства Kepler), чип GM200, установленный в GTX 980 Ti и TITAN X, не претендует на универсальность и обладает весьма посредственными возможностями в расчетах двойной точности (FP64). Для этой задачи NVIDIA предлагает специализированные продукты – либо TITAN Z, либо ускорители Tesla на базе GK110/GK210. Видеоадаптеры AMD на GPU Hawaii (Radeon R9 290X, R9 295X2) также отлично подходят для этой цели.
Поскольку производительность в FP64 не позволяет провести черту между игровой (GTX 980 Ti) и полупрофессиональной (TITAN X) картами на базе GM200, разница проявляется лишь в избранных вычислительных задачах одинарной точности (FP32), когда количество активных ядер CUDA прямо связано с результатом. В отличие от ситуации с оригинальным TITAN и GTX 780, на этот раз существование отдельной разновидности ускорителя с полностью разблокированной конфигурацией GPU имеет под собой меньше оснований. Впрочем, TITAN X сослужил службу желающим получить самое лучшее, не дожидаясь по-настоящему массовых продуктов, и по-прежнему остается непревзойденным однопроцессорным ускорителем для FP32.
Видеокарта GTX 980 от Gigabyte: в чем ее особенности?
Прежде всего, изучим то, чем рассматриваемая модификация устройства принципиально отличается от эталонной модели, от NVIDIA. Видеокарта Gigabyte GeForce GTX 980 G1 Gaming (обзор соответствующего решения доступен на многих тематических онлайновых порталах) и оригинальная модель — от NVIDIA, имеют совершенно одинаковые:
— процессор (GM 204-A1);
— техпроцесс (28 нм);
— показатель площади кристалла (он составляет 398 кв. мм);
— количество шейдерных элементов (их по 2048 в обоих устройствах);
— количество текстурных элементов (по 128);
— количество блоков, отвечающих за растровую обработку (по 64 в каждом девайсе);
— характеристики видеопамяти — с точки зрения типа микросхемы (GDDR5), разрядности шины (256 бит), показателя по эффективной частоте функционирования модулей (7012 МГц при обработке графики в режим 3D, 648 МГц при работе с изображениями в формате 2D), объему ОЗУ (4 ГБ), полосы пропускания (224,3 Гбайт/сек);
— максимальный показатель потребляемой мощности при обработке графики в режиме 3D (165 Вт).
Рассматриваемые решения различаются:
— по частоте графического чипа (версия от Gigabyte имеет показатель в 1228 МГц при обработке графического потока в режиме 3D, оригинальная — 1126 МГц);
— по максимальной скорости процесса закраски (видеокарта от Gigabyte имеет показатель в 78,6 Гпикс/сек, оригинальная модель — 72,1 Гпикс/сек);
— по предельной скорости процесса выборки текстур (решение от Gigabyte обеспечивает показатель в 157,2 Гтекс/сек, а оригинальная модель — 144,1 Гтекс/сек);
— по требованиям к оптимальной мощности для блока питания ПК (видеокарту от Gigabyte лучше подключать к компьютеру, обеспечивающему мощность в 600 Вт, оригинальную карту — к ПК с показателем в 500 Вт);
— по величине (устройство от Gigabyte чуть больше);
— по поддержке выходов (на Gigabyte установлены порты DVI-I + DVI-D, оригинальная модель не оснащена соответствующими компонентами).
Таким образом, рассматриваемое решение от Gigabyte совсем немного превосходит оригинальное по характеристикам. В целом обе видеокарты линейки GeForce GTX 980 характеризуются исключительно технологичной базой и их вполне обоснованно можно отнести к самым высокопроизводительным решениям в соответствующем сегменте — видеокарт для игровых ПК.
В числе наиболее примечательных технологических решений, реализованных в видеокарте в той модификации, что произведена брендом Gigabyte — мощная система охлаждения. Изучим ее подробнее.