Victoria An Empire Under the Sun / Виктория Империя под солнцем

Семь лет назад шведская компания Paradox

порадовала любителей стратегических игр мегапопулярной
Europa Universalis
; через год на том же самом движке вышла
Europa Universalis II
, еще более популярная.

Сегодня Paradox все так же продолжает выпускать глобальные стратегии с одинаковой графикой, одинаковым движком и одинаковым интерфейсом. Меняются (усложняются) только правила, и новейшие Paradox-игры («Виктория

», «
День Победы
») моделируют исторические события уже вплоть до мельчайших деталей.

Геймплей

Экономика

Экономическая модель игры очень сложна даже по сравнению с другими играми Paradox Interactive. Разработчики постарались как можно сильнее приблизить её к реальности.

Вся территория Земли поделена на провинции, часть из которых принадлежит тем или иным государствам, но некоторые из них (особенно в начале игры) не колонизированы. Провинции, в свою очередь, объединяются в области. В каждой провинции существует добывающее предприятие (ДП)

, которое производит либо один из видов сельскохозяйственной продукции (зерно, шерсть, рыба и так далее), либо один из видов сырья (например, древесина, уголь, железная руда). Изменить производимый ДП вид товаров или создать второе ДП самостоятельно невозможно. ДП может измениться только по событиям игры (например, открытие залежей нефти или шахты драгметаллов), но зато существует возможность расширять уже имеющееся производство.

Обрабатывающая промышленность в игре смоделирована в виде фабрик (заводов), которые, в отличие от ДП, относятся не к провинциям, а к областям. В каждой области может быть несколько фабрик, производящих разные виды продукции (такие, как боеприпасы, мебель, одежда, вино). Построить несколько фабрик одного типа в области нельзя, но можно расширять уже имеющиеся фабрики.

Все предприятия имеют уровень (от 1 до 5), определяющий, какое максимальное число POP’ов может работать на данном предприятии (5 за каждый уровень).

Всё население делится на группы, называемые POP’ами (аббревиатура англ. Part of Population

— часть населения). POP’ы могут включать в себя до 100000 жителей, каждый из которых, в свою очередь, символизирует семью из нескольких человек. POP’ы имеют много параметров, по которым отличаются друг от друга (такими параметрами являются, например, религия POP’а, его сословная принадлежность и политические взгляды). Всего в игре существуют 9 сословий:

  • Аристократы — повышают эффективность работы добывающих предприятий в провинции;
  • Духовенство — понижают уровень сознательности низших слоёв населения (высокий уровень сознательности повышает шанс восстания);
  • Капиталисты — повышают уровень эффективности фабрик, при рыночной экономике также строят фабрики на свои средства;
  • Офицеры — повышают параметр «лидерство», который позволяет нанимать генералов и адмиралов для руководства армией;
  • Солдаты — увеличивают рост людских ресурсов (англ. menpower
    ) государства, которые позволяют формировать новые дивизии и пополнять численность уже имеющихся;
  • Клерки (служащие) и ремесленники — работают на фабриках; при этом клерки работают более эффективно, чем ремесленники (и чем выше уровень грамотности в стране, тем выше эффективность их работы), однако число клерков на фабрике не может быть выше числа ремесленников;
  • Крестьяне и рабочие — работают на фермах и добывающих предприятиях;
  • Рабы — работают на добывающих предприятиях (это сословие существует в очень немногих странах, в которых в период, охватываемый игрой, ещё существовало рабство, например, в США).

Внутренняя политика

Каждый POP в игре имеет свою идеологию и две политические проблемы, которые интересуют его больше всего. Всего в игре существует 6 идеологий (их можно объединить в 3 группы, внутри каждой из которых выделяется более умеренная и более радикальная идеология):

  • Консервативные
    — консерваторы и реакционеры;
  • Либеральные
    — либералы и анархо-либералы;
  • Социалистические
    — социалисты и коммунисты.

Социалистические идеологии появляются в игре, начиная с 1848 года. В дополнении также появилась фашистская идеология, которая появляется после 1905 года. Каждое сословие изначально тяготеет к какой-то определённой идеологии (например, крестьяне — к консерватизму, рабочие — к социализму, клерки и капиталисты — к либерализму, и т. д.), но она может меняться в ходе игры из-за различных событий или действий игрока (например, при повышении налогов крестьяне и ремесленники из консерваторов могут перейти в либерализм, а затем — в социализм и коммунизм и т. п.).

В игре реализованы политические партии, которые, как правило, соответствуют существовавшим в действительности партиям. Каждая из них относится к той или иной идеологии и имеет политическую программу, в которой выражена позиция партии по 5 пунктам:

  • Экономика;
  • Внешняя торговля;
  • Религиозные вопросы;
  • Отношение к войне;
  • Отношение к национальным меньшинствам.

Политическая программа находящейся в данный момент у власти партии накладывает на игрока существенные ограничения (к примеру, если партия придерживается плановой экономики, то налоги не могут быть ниже определённого уровня; при рыночной экономике, наоборот, налоги не могут превышать 50 % и нет возможности строить фабрики и железные дороги — вместо игрока это делают капиталисты и т. п.).

Дипломатия

Каждая страна имеет «очки дипломатии», начисляемые несколько раз в год. Величина зависит от престижа и международного положения страны, например, Великие державы получают значительно больше «очков дипломатии», чем остальные независимые государства, а меньше всего «очков» получают сателлиты, доминионы и нецивизированные страны.

Каждое дипломатическое действие требует одного «очка дипломатии». Дипломатия позволяет заключать военные союзы, объявлять войны и подписывать мирные договоры, заключать различные соглашения, тем самым меняя ход истории и запускать альтернативные пути развития для страны.

Научный прогресс

Как и в других глобальных стратегиях, в Victoria большую роль играет открытие и внедрение новых технологий. Всё технологическое древо разбито на 5 направлений (военные технологии, морские технологии, коммерция, культура и промышленность), каждая из которых включает по 5 ответвлений, а каждое из ответвлений, в свою очередь, по 5 (в дополнении Victoria: Revolutions по 6) конкретных технологий. Помимо непосредственного эффекта, открытие технологии иногда инициирует ряд событий-изобретений.

Военное дело

Вооружённые силы в игре подразделяются на две части — сухопутные войска и военно-морской флот. У каждого из них есть свои характеристики (боевой дух, натиск, организация и т. д.), зависящие от уровня финансирования и развития технологий. Максимальная численность сухопутных подразделений — 10 000 человек, но если у подразделения есть бригада (например, артиллерийская), то численность достигает 12 000 человек. Чем больше армия и флот, тем больше расходы на них.

В дополнении Victoria: Revolution появились новые типы кораблей (таких, как авианосцы и т. д.) и бригад (например, различные виды авиационных бригад и т. д.), отсутствовавшие в оригинальной версии игры.

Военное дело

Как мы ждали это открытие! Теперь пора осваивать Африку.

Основы военного дела строятся сразу на трех изменениях. Первое — свободный выбор теории, на которой будут основываться наши победы. Второе — необходимость оплачивать мобилизацию. Шутка? Нет. Если раньше перевод какой-то группы населения в солдаты ничего не стоил (так же, как и демобилизация), то теперь извольте заплатить 750 монет и 10 единиц одежды. Таким образом, призыв крестьян на военную службу в условиях недостатка средств пройдет без излишней помпы. Последним ударом по простым любителям битв оказалась все та же политика.

Итак, есть 4 политических направления, призванных выразить отношение партий к войне.
Пацифизм ( Pacifist)
не позволяет «конвертировать» мирных граждан в солдат.
Антимилитаризм ( Anti- militarist)
позволяет получать дополнительные человеческие ресурсы только во время идущей войны.
Милитаризм ( Militarist)
позволяет перемещать жителей как в военную, так и в мирную стороны. А уж
шовинизм ( Jingaism )
ограничивает вас только созданием новых солдат, сделать из них гражданских получится только с другой партией. Кроме того, на воинские резервы влияет все та же политика гражданства. Только при полном гражданстве можно сделать из граждан некоренной национальности настоящих воинов. Кроме призыва в солдаты, политики влияют и на количество дивизий, призываемых по мобилизации. Чем более антимилитаристское правительство находится у власти, тем более беззащитным вы рискуете оказаться в случае войны.

Влияние разных факторов на рабочего человека безгранично. Главное, чтобы оно было правильным.

На этом фоне изобилие морских судов несколько блекнет. А между тем скудный выбор между линкорами, дредноутами да некоторым количеством крейсеров давно в прошлом. Сейчас одних только подлодок несколько видов, не говоря уж о таких достижениях цивилизации, как авианосцы. Ну и наконец, появились авиационные бригады в качестве дополнения к дивизиям. Полезно? А как же! Ведь раньше-то самолеты производились только для увеселения аристократии.

Несколько странны дела с офицерами. То, что лимит возможных очков лидерства ограничен общим количеством офицеров в стране, — это ладно. Просто создаем побольше групп, они и продуцируют лидерство побыстрее, да и общий вероятный объем лидерства побольше. Но вот получить в наши дни приличного генерала — огромная проблема. Это выходит в одном случае из пяти-шести. Нам уж и не надо Брусиловых — дайте хотя бы Самсонова! Но вместо них все больше Стессели и Ранненкампфы.

Это важно:
новость на стыке экономики и военного дела. В основной игре можно было делать свой «резерв». Выражался он в том, что вы создавали дивизии, но не выставляли их на поля страны. И это выражалось в куда более низких расходах, нежели если бы дивизия была «явлена свету». Да и противнику будет очень приятно узнать, что у нас в рукаве припрятан такой туз, что позволяло клепать такие тайные армии десятками дивизий. Отныне резервная дивизия стоит лишь чуть меньше, чем появившаяся на полях боев.

Царь всех славян Александр проводит реформы. А наше дело — сделать достойный выбор.

В сражениях стоит отметить интересное нововведение в виде «последовательного отступления». Дело в том, что раньше, если в сражении участвовало сразу несколько корпусов, то при приказе на отступление бежали сразу все. Теперь отступает только один корпус. Обычно — наиболее побитый. Но при таком подходе обычно кто-то всегда остается прикрывать общее отступление, так что при неосмотрительной атаке какие-то дивизии вы обязательно потеряете. Однако при некоторой ловкости можно построить на этом успешную тактику.

Еще одна приятная новость — теперь нам показывают общее количество дивизий в провинции, что облегчает стратегическое планирование. Причем дивизии делятся на стоящие в провинции и уходящие из нее. Появилось большее число модификаторов в сражениях, причем реально увидеть их и понять свои ошибки в планировании операций.

А вот сателлиты разочаровали. Они не только не торопятся вступит в войну на нашей стороне, но и не горят желанием выделит военную помощь, хотя логически мы вправе на это рассчитывать.

По-прежнему много сложностей с сепаратным миром и дипломатическим убеждением страны в том, что она обязана как-то от вас зависеть. А ведь было бы интересно выкинуть некоторые страны из войны или убедить кого-то присоединиться к вам — опять же без войны.

Рецензии

Российской игровой прессы

Крупнейший российский портал игр Absolute Games поставил игре 84 %. Обозреватель отметил интересный игровой процесс. К недостаткам был отнесён малый временной период игры. Вердикт: «В итоге остаются самые благоприятные впечатления. Правда, с небольшой оговоркой: Victoria — всего-навсего — проект класса „три в одном“. И трудность заключается лишь в том, готовы ли вы платить за блюдо, в котором вкусовые качества всех компонентов уже знакомы».[1]

Журнал «Игромания» поставил игре 8.5 баллов из 10-ти, сделав следующее заключение: «Игра мечты для всякого любителя глобальных стратегий, в которую, кроме них, почти никто не станет играть. Разгул статистики и социологии, тонкости планирования бюджета и идеологической борьбы. Почти настоящая история на экране вашего монитора».[2]

Victoria: Revolutions

So, you’ve started playing this 2003 monster of a game and haven’t got an F***in clue what’s going on? Nay bother. This series of videos should have you pick…Все видео

  • Понравилось 0
  • Не понравилось 0
  • Не по теме
  • Не работает

В августе 2006 года вышло официальное дополнение к игре, получившее название «Victoria: Revolutions» (официальное Виктория. Революции), которое распространяется через Интернет, но в России также выпущено на компакт-дисках.

Примечания

  1. Денис ‘worm’ Давыдов.
    [www.ag.ru/reviews/victoria_an_empire_under_the_sun Рецензия на Victoria: An Empire Under the Sun]. Absolute Games (19 марта 2004 года). [www.webcitation.org/65V726Ugm Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012].
  2. Богдан Агрис.
    [www.igromania.ru/articles/46443/Victoria.htm Victoria: An Empire Under the Sun. Вердикт]. Игромания (журнал) (18 мая 2004 года). [www.webcitation.org/65V7559Ff Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012].
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: