Не в деньгах счастье? Как дела у киберспорта и про-игроков в СНГ

Кирилл «Likkrit» Малофеев

«LoL практически мертва. Команды не могут поддерживать ожидания игроков — денег просто нет. Уходят команды (в следующем сезоне не будет Virtus.pro), уходят кастеры. С точки зрения денег LoL в СНГ откатилась на полтора года назад», — так в конце прошлого года оценивал ситуацию в киберспортивной дисциплине League of Legends бывший игрок M19 Кирилл Малофеев, известный под ником Likkrit.

Насколько все хорошо или, наоборот, плохо с деньгами в киберспорте в СНГ? Откуда берутся деньги? Какие зарплаты у про-игроков? Что сделать для развития киберспорта в СНГ? Анализируем ситуацию и спрашиваем мнения экспертов отрасли.

Откуда берутся деньги в киберспорте

Согласно отчету аналитической компании SuperData Research (высылается бесплатно отсюда), которая занимается исследованиями игровой отрасли, в общем объеме киберспортивного рынка львиную долю составляют деньги от спонсоров и рекламы. За 2020 г. в мировом котле киберспортивной экономики их набралось 70%. Да, все очень просто и банально: крупные мировые бренды платят за рекламу своих торговых марок на киберспортивных событиях — так и живет киберспорт. Остальные доли примерно поровну приходятся на призовые награды за турниры, ставки на киберспорт, продажу билетов на игровые события и продажу продукции с символикой команд.

Как зарабатывают киберспортивные организации

Львиная доля дохода организации — это все та же реклама. Бренды спонсируют организацию, чтобы их логотип «светился» как можно чаще: в кадре, на сайтах и одежде игроков. Чем больше команда выигрывает — тем дороже она может продать спонсорский пакет. По словам генерального менеджера киберспортивной организации Virtus.pro Романа Дворянкина, 70% дохода приходится на спонсорские контракты.
Кроме того, организации продают мерч — товары с собственной атрибутикой. Еще одна статья доходов — призовые от выигрыша турниров, но это самая малая часть прибыли.

«Самый популярный товар у нас — это реплики игровых маек команд. Их продается около 10 тысяч штук в год, остальные артикулы — по несколько тысяч. Благодаря онлайн-магазинам продажи в 2017-м выросли относительно 2020 на десятки процентов. Сейчас мы продаем мерч на сотни тысяч долларов»

, — сообщает Роман Дворянкин.

Из соображений коммерческой тайны организации не раскрывают подробных данных о своих доходах.

Заработки киберспортсменов

Киберспортсмены, состоящие в командах, подписывают контракты. Там обозначаются условия получения игроком зарплаты: выступление только за одну команду в течение определенного срока, ношение символики команды и другие пункты. Такая практика распространена в серьезных организациях. Плюс банковские счета игроков пополняются средствами от выигрышей в турнирах (подробнее об этом чуть ниже).
Помимо зарплаты, киберспортсмены нередко зарабатывают на стриминге. Причем стримеры зарабатывают несколькими способами. Первый — это банальный донат, когда зрители жертвуют стримеру собственные деньги. Второй способ — партнерство. Заключив партнерское соглашение с Twitch, можно продавать платную подписку на канал — часть средств направляется стримеру. Кроме того, стример получает отчисления за показ коротких рекламных видео на своем канале (которые вполне успешно блокирует AdBlock). К самым популярным стримерам могут «постучаться» различные компании и предложить сотрудничество за определенную плату — например, предложить деньги за «подвешивание» логотипа бренда на стриме. Чем больше зрителей смотрят игрока, тем охотнее у него закажут рекламу. Например, игрок под ником SilverName, состоящий в команде Team Spirit и играющий в Hearthstone, легко собирает у себя на стриме 12-15 тысяч зрителей.

Теперь конкретно о зарплатах игроков в различных киберспортивных организациях.

Какие зарплаты у киберспортсменов в СНГ

Virtus.pro
Как сообщает генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин, средняя месячная зарплата киберспортсмена в его организации составила $8 тысяч на 2020 год. Но несмотря на заключенные спонсорские контракты (сумма которых не разглашается), выигрыши от призовых и продажи мерча, Virtus.pro планирует выйти на полную безубыточность лишь к 2020 году.

Na’Vi

Гендиректор Natus Vincere Евгений Золотарев в 2017-м сообщил, что в его организации зарплаты профессиональных киберспортсменов, играющих в Dota 2, составили $5-6 тысяч в месяц. По его словам, это относительно небольшие зарплаты, но зато на турнирах по Dota-2 очень большие призовые фонды (по $3-4 млн). По его же словам, зарплаты игроков в CS:GO несколько выше: они хоть и начинаются с $1-1,5 тысяч, но могут доходить до $10 тысяч в месяц. Также менеджер Natus Vincere Дмитрий Репин сообщил, что в 2017-м профессиональные игроки в World of Tanks получают в среднем зарплату в $500-700 в месяц (состав по WoT был закрыт в июне 2017-го).

Team Spirit

В одном из интервью 2020 года молодой игрок в Dota 2 из команды Team Spirit (тогда он учился в 10 классе) под ником Ramzes666 поделился информацией о своей зарплате. Он сообщил, что если взять среднюю зарплату взрослого человека в 30 тысяч рублей, то он зарабатывает в месяц в 10-15 раз больше. Сейчас он играет за Virtus.pro.

Какие зарплаты у киберспортсменов за рубежом

Team Liquid
Согласно данным портала theverge.com, в 2017-м киберспортивная организация Team Liquid платила игрокам Dota 2 от $100 до $200 тысяч ежегодно.

Ninjas in Pyjamas

Гендиректор шведской команды Ninjas in Pyjamas раскрыл сведения о годовой зарплате своих игроков: в 2017-м команда платила игрокам в CS:GO $170-230 тысяч, а «дотерам» порядка $116 тысяч.

Astralis

Игроки датской команды Astralis под никами devve и Xyp9x в 2016-м поделились информацией о ежемесячной зарплате игроков в CS:GO. Как выяснилось, в среднем она составляет $9 тысяч.

Evil Geniuses

В конце 2016-го известный китайский киберспортсмен по Dota 2 с ником Chuan сообщил, что сильный игрок за год в команде вроде Evil Geniuses зарабатывает порядка $720 тысяч ежегодно (зарплата+призовые).

Overwatch League

Компания Blizzard (автор игр World of Warcraft, Overwatch, Hearthstone, Heroes of the Storm и др.) создала киберспортивную лигу Overwatch League. По правилам лиги руководства клубов могут подписать спортсменов на минимальную годовую зарплату в $50 тысяч, вдобавок обеспечивая медицинскую страховку.

Для наглядности все указанные зарплаты сведем в одну таблицу, выделив три организации из СНГ и три — зарубежные. Годовые зарплаты переведены в месячные.

По таблице заметно, что зарплаты профессиональных игроков в высокоуровневых командах стран СНГ примерно на 25% ниже, чем средние зарплаты киберспортсменов иностранных команд.

Заработки игроков, исходя из призовых

Чаще всего киберспортивные организации забирают не более 10-20% от выигрыша команды в турнире. Это условие прописано в контрактах игроков. Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин в интервью рассказывает: «80–90% призовых остается у игроков. В прошлом году мы заработали больше двух миллионов долларов призовых — из них организация получила немного».
Сперва разберем, команды по каким дисциплинам есть у шести киберспортивных организаций, которых мы выделили в первой таблице.

Несмотря на обилие команд по разным дисциплинам, турниры чаще всего проводятся по двум: CS:GO и Dota 2. Так, в 2018-м только «дотеры» и «ксеры» шести выбранных организаций участвовали в турнирах, занимая призовые места. В следующей таблице показано, какая команда сколько денег получила из призовых фондов турниров, которые проводились с начала 2020 г.

Из пяти десятков анонсированных и проходящих в настоящее время профессиональных киберспортивных турниров лишь два пройдут на конкретных площадках в СНГ (причем оба в Москве): EPICENTER XL по Dota 2 в Yota Arena и LCL Spring Split 2020. Призовой фонд первого мероприятия — $1 млн. Второго — $176 тысяч. Львиная доля предстоящих турниров пройдет в онлайне, но главными площадками для проведения турниров на местах все равно остаются США и Китай.

Получается, что деньги, крутящиеся в киберспорте, идут в оборот преимущественно не в странах СНГ. Несмотря на это, команды игроков из СНГ примут участие минимум в половине проводимых турниров — они поедут в Стокгольм, Будапешт, Шанхай, Марсель и Лос-Анджелес. Расписание турниров известно лишь до середины года — оставшиеся анонсируют позднее.

WCG: World Cyber Games

Всемирные киберигры, знакомые практически всем русскоязычным любителям компьютерного спорта как WCG, ведут свою историю с 2000 года.

WCG считается одним из самых старых и по-настоящему массовых турниров по компьютерным играм. За обширную географию и достаточно большой набор дисциплин турнир практически сразу же нарекли киберолимпиадой.

Яркая церемония открытия и даже собственный гимн также добавили соревнованиям олимпийского лоска.

С 2000 по 2013 год финал World Cyber Games пять раз проходил в городах Южной Кореи, где зародились соревнования. Тем не менее главное событие года в мире киберспорта (а WCG, безусловно, считался таковым в начале нулевых) успело трижды погостить в США (в Сан-Франциско, Сиэтле и Лос-Анджелесе) и дважды в Европе (в Монце и Кёльне).

Набор дисциплин в рамках WCG был достаточно обширным: от популярных Quake, Counter-Strike, FIFA и StarCraft до достаточно экзотичных Age of Mythology и Carom3D. Примечательно, что на турнире кроме PC-игр были представлены консольные и даже мобильные проекты вроде гонки Asphalt.

В 2013 году главный спонсор этой турнирной серии корпорация Samsung потеряла интерес к своему маркетинговому детищу. В феврале 2014-го исполнительный директор WCG Брэд Ли объявил о закрытии оргкомитета и завершении игр. По информации, просочившейся в прессу сразу от нескольких партнёров турнира, работать с Ли и его коллегами из года в год становилось всё сложнее, а турнир уже не вызывал того ажиотажа и внимания среди поклонников киберспорта, как в начале нулевых.

Тем не менее до сих пор WCG остаётся одной из самых памятных серий турниров, с которой во многом связаны и успехи российского киберспорта периода становления: золотые медали Антона «Сooler» Синьгова в дисциплине Quake и легендарная победа M19 — команды по Counter-Strike из Санкт-Петербурга, которой Андрей Лошак (в то время корреспондент НТВ) посвятил один из сюжетов программы «Намедни».

Не у всех дела идут хорошо

Однако не в каждой кибердисциплине и организации в СНГ все хорошо с деньгами. В конце 2020 г. бывшие игроки команды ANOX по Hearthstone под никами SilverName, Iner, ShtanUdachi и NickChipper ушли из организации из-за невыплаты зарплат в течение четырех месяцев. Теперь они стали членами Team Spirit.
А профессиональный российский игрок в League of Legends под псевдонимом Likkrit в конце 2017-го сетовал на отсутствие денег в его дисциплине в СНГ. Он считает, что денег на профессиональной сцене LoL в СНГ вовсе не осталось, поэтому хорошие игроки должны покинуть регион и вступить в другие европейские команды. За свою критику он получил запрет от разработчиков League of Legends выступать на турнирах по этой дисциплине.

«LoL в СНГ для игроков с точки зрения денег откатится года на полтора назад. Мы возвращаемся хоть и не в те времена, когда зарплата была по 15 тысяч рублей, но все же довольно далеко», — сообщает Likkrit.

Причина — большие расходы

На поддержание киберспортивных организаций требуются деньги. Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин сообщает, что основные статьи расходов — это зарплаты игроков. Кроме того, есть тренировочные базы, аренда помещений, оплата питания, перелета на турниры и проживание в гостиницах. Не говоря уже о небольшом штате сотрудников организации. Как сообщает Роман, только на зарплату киберспортсменам Virtus.pro выделяет $2,4 млн ежегодно.
Бизнесмен Евгений Туголуков, чье состояние оценивалось Forbes в 2011-м в $550 млн, ныне владеет киберспортивной организацией M19 (созданной в 2017-м). По его словам, на содержание M19 уходит минимум $500 тысяч в год — и это было в то время, когда в составе M19 была лишь команда игроков по League of Legends. Теперь в организации есть еще команда по Dota 2.

10.The International и The International 2 — $1,6 млн

The International — первый по дисциплине Dota 2 и самый крупный среди прочих ежегодный турнир. Проводится компанией Valve. Впервые проведён на GamesCom в 2011 году. В каждом турнире участвует 16 лучших команд мира. Часть команд получают прямые приглашения, прочие имеют шанс попасть на турнир через квалификации, проводящиеся по регионам: Америка, Юго-Восточная Азия, Китай и Европа. Победители квалификаций получают приглашения, после чего команды, занявшие вторые места могут побороться за последние приглашения. После группового этапа определяется положение команд в турнирной таблице. И по олимпийской системе проводится сам турнир.

The International 2011 — первый в истории турнир по игре Dota 2, проведённый компанией Valve, который был проведён на выставке GamesCom 2011 в Кёльне с 17 по 21 августа 2011 года. Начальный призовой фонд составил 1 600 000 долларов США, дополнительных сборов в фонд не поступало. Сам турнир стал презентацией игры и ежегодным событием киберспортивной сцены. Для освещения турнира были приглашены известные комментаторы, которые в том числе прямые видео трансляции на четырёх языках: китайском, немецком, русском и английском.

Прямое приглашение на турнир получили все 16 команд со всего мира, которые в то время играли в DotA, поскольку Dota 2 на рынке в то время ещё не было, поэтому отборочных турниров не проводилось.

Результаты The International

МестоКомандаПризовые
1Na’Vi$1 000 000
2EHOME$250 000
3Scythe.SG$150 000
4MYM$80 000
5-6M5$35 000
5-6iG$35 000
7-8OK.Nirvana.int$25 000
7-8MiTH-Trust$25 000

The International 2012 — второй турнир по игре Dota 2, проведённый компанией Valve, который был проведён в Сиэтле с 26 августа по 2 сентября 2012 года. Начальный призовой фонд составил 1 600 000 долларов США.

Прямое приглашение на турнир получили 14 команд со всего мира, а ещё две были выбраны при помощи онлайн квалификаций «Wild Card Qualification» (проведённых 6—10 июня 2012 года для востока и запада одновременно), которые проходили отдельно для западного и восточного регионов. В отборочных каждого региона приняли участие по 8 команд, которые соревновались друг с другом по системе Double Elimination, где победитель верхней сетки не имел никаких преимуществ в финале.

Результаты The International 2

МестоКомандаПризовые
1IG$1 000 000
2Natus Vincere$250 000
3LGD$150 000
4Team DK$80 000
5-6EHOME$35 000
5-6Zenith$35 000
7-8Orange E-Sports$25 000
7-8TongFu$25 000
9-12Counter Logic Gaming
9-12compLexity
9-12Evil Geniuses
9-12Darer
13-16mTw
13-16mousesports
13-16Moscow Five
13-16Absolute Legends
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: