X-Men Origins: Wolverine (Mac OS X) [Cider]

У этого термина существуют и другие значения, см. Люди Икс (значения).

Люди Икс: Начало. Росомаха
X-Men Origins: Wolverine
Жанрсупергеройский боевик
РежиссёрГэвин Худ
ПродюсерЛорен Шулер Доннер Хью Джекман Ральф Уинтер Джон Палермо
Автор сценарияДэвид Бениофф Скип Вудс
ОператорДональд Макальпин
КомпозиторГарри Грегсон-Уильямс
Кинокомпания20th Century Fox Marvel Entertainment The Donners’ Company Seed Productions
Длительность107 мин
Бюджет150 млн [1]
Сборы373 062 864 [1]
СтранаСША
Языканглийский
Год2009
Предыдущий фильмЛюди Икс: Последняя битва (в хронологии киносерии о Людях Икс)
Следующий фильм Росомаха: Бессмертный (в трилогии о Росомахе),

Люди Икс: Первый класс (в хронологии киносерии о Людях Икс)

IMDbID 0458525
Официальный сайт​ (англ.)

«Люди Икс: Начало. Росомаха»

(англ. X-Men Origins: Wolverine) — художественный фильм, супергеройский боевик режиссёра Гэвина Худа, снятый по комиксам Marvel Comics о супергерое-мутанте Росомахе c Хью Джекманом в главной роли. Первый из спин-оффов к фильмам о Людях Икс[2][3] Премьера состоялась 19 апреля 2009 года (в России 29 апреля).

Сюжет[ | ]

1845 год, Канада, Северо-Западные территории. Маленький мальчик Джеймс Хоулетт открывает в себе необычайные способности. После убийства своего отца, совершённого в состоянии аффекта, он вместе со своим сводным братом Виктором Кридом, также наделённым сверхъестественными способностями, сбегает из дома.

В дальнейшем Джеймс и Виктор, уже взрослые, проходят через огонь множества войн XIX—XX веков, всегда находясь рядом и прикрывая друг друга. Но однажды военная операция во Вьетнаме заканчивается убийством офицера, и братьев приговаривают к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение, но, благодаря повышенной скорости регенерации тканей, оба выживают.

Однажды заключённых навещает американский полковник Уильям Страйкер и предлагает примкнуть к его команде. Он собирает группу одарённых мутантов (среди которых Крис Брэдли, Агент Зеро, Фред Дьюкс, Джон Рэйт и Уэйд Уилсон), разыскивающих таинственные обломки метеорита в Нигерии. Братья, которым нечего терять, соглашаются. Операции следуют одна за другой. Насилие, с которым приходится добывать необходимые обломки, противоречит убеждениям Джеймса, и он уходит.

Проходит 6 лет. Таинственным образом начинают погибать члены «Команды-Икс». Страйкер обращается к Джеймсу за помощью, но тому больше не хочется никого убивать. Спустя несколько дней погибает возлюбленная Джеймса, Кайла. Джеймс находит Виктора, вступает с ним в схватку, но проигрывает. Страйкер предлагает Джеймсу оружие, которое поможет отомстить за гибель любимой. Но на самом деле Страйкер преследует другие цели: он хочет создать «Оружие Икс» (от римской цифры X). Сплав, полученный из обломков метеорита, который искали члены команды Страйкера, называемый адамантием, был введён в скелет Джеймса, сделав того неуязвимым. Услышав, что ему хотят стереть память, Джеймс сбегает из лаборатории. Страйкер приказывает убить его.

Джеймс прячется у семьи пожилых фермеров, которые дарят ему мотоцикл. Агент Зеро, посланный за Джеймсом, убивает фермеров из снайперской винтовки. После погони Зеро гибнет во взорвавшемся вертолёте.

Логан, как теперь именует себя Джеймс, начинает поиски Виктора. От Фреда Дьюкса он узнаёт, что его брат и Страйкер работают вместе и перевозят мутантов в некое место, называемое «Островом», для проведения экспериментов. Логан ищет возможность попасть туда. Он узнает, что один из мутантов — Реми Лебо — смог сбежать оттуда. Логан силой убеждает Лебо отвезти его на этот остров.

Попав на Остров, Логан узнает, что его возлюбленная — тоже мутант, чей особый дар — внушение через прикосновения. Выясняется, что она не погибла — её смерть была лишь инсценировкой, для того, чтобы Логан согласился на инъекцию адамантия. Логан и Виктор вступают в схватку вновь, но на сей раз Логан сильнее. По просьбе Кайлы Логан освобождает её сестру, а также всех заключенных мутантов. Все вместе они направляются к выходу. Путь им преграждает изменённый Уэйд Уилсон, детище полковника Страйкера, вобравшее в себя силы 11 мутантов и называемое «Оружием-XI». Логан принимает бой, который продолжается уже на вершине градирни. На помощь Логану приходит его брат, Виктор. Вместе они побеждают Уэйда, но вражда между ними не прекращается.

Полковник Страйкер предпринимает попытку стереть Логану память с помощью адамантиевой пули, выстрелив ему в голову. Логан теряет сознание. Затем Страйкер подходит к лежащей неподалёку раненой Кайле, прицеливается, но она успевает дотронуться до него и применить свои способности — решив не опускаться до убийства Страйкера, Кайла отправляет полковника, куда глаза глядят: «иди, пока не сотрешь ноги в кровь».

Освобожденные мутанты направляются к выходу из комплекса. Ведомые Скоттом Саммерсом, они находят выход, где их встречает профессор Чарльз Ксавьер — основатель школы для одаренных подростков.

Логан приходит в сознание и обнаруживает, что ничего не помнит. Вскоре он уходит с Острова.

В финальной сцене измотанный Страйкер идёт по дороге. Сзади подъезжает машина, его останавливают, чтобы допросить о причине смерти генерала Мансона. В сцене после титров Логан сидит в японском баре и пьёт. Девушка-бармен спрашивает у него по-японски, почему он пьёт (Пьёшь, чтобы что-то забыть?), на что Логан отвечает по-английски, что пьёт не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вспомнить. Альтернативная сцена после титров: среди развалин электростанции расчленённый Уэйд приходит в себя.

X-Men Origins: Wolverine — вопросы и ответы от разработчиков

Обычно разработчики любят говорить о своих проектах, но Dan Vondrak, продюсер X-Men Origins: Wolverine, кажется, на самом деле получает удовольствие от своей игры. Он с большой охотой рассказал журналистам IGN об особенностях продукта и неслыханной жестокости Росомахи.

— Игры основанные на комиксах и фильмах обычно получаются хреновыми. Почему? Вы что, парни, не можете сделать хорошую игру?

— Банальные слова, но мы хотим изменить ваше представление об играх по кинолицензии. В нашем распоряжении для этого имеются: куча мясных врагов, уникальная боевая система, жестокие спецприёмы, интересная история и харизматичный герой. Ну и, конечно, такая мелочь как острые как бритва знаменитые лезвия Росомахи.

Мы, конечно, знаем, что для сильной игры по лицензии требуется самостоятельный сценарий и отдельный геймплей. Если хотите, считайте, что фильм будет дополнением к игре.

— Какова ваша цель, к которой вы стремитесь при разработке игры?

— Сделать самую охрененную игру про Росомаху в мире, он этого заслужил. Когда мы только начали обсуждать концепцию, мы поняли, что ни перед чем не остановимся для этого, даже если Activision попытается нас придержать. Мы сами – большие фанаты Росомахи и знаем, что у него потрясная история и характер. Сделали такой список “идеальная игра про Росомаху” и записали, что туда должно входить. Ну а потом старались ему соответствовать.

— Многие жалуются, что в Супермэн – достаточно читерский персонаж, и за него в играх вообще неинтересно играть. А Росомаха может лечиться, как вы это покажете в игре?

— Мы пробовали множество вариантов для исцеляющего фактора. Делали его полностью неуязвивым, то есть, Росомаха падает, потом теряет сознание как будто, встаёт и бежит дальше. Пытались создать какую-то шкалу здоровья..Потом когда стали играть, нам это не понравилось. В конце концов остановились на следующей системе, назовём её условно “жизненно важные органы”. Если вам повредят серьёзно эти самые органы, то Росомаха станет очень уязвимым. При этом вы увидите порванную одежду, кровь, царапины – совсем как в комиксе. Но, однако, если вам всё-таки удаётся выжить в бою, то вы все раны будут потихоньку зарастать – так действует исцеляющий фактор.

— Как сюжет игры связан с кино? Это будет полностью отдельный сюжет?

— Кроме сценария из фильма вы получите множество дополнительных эпизодов. Думаю, что это похоже на дополнительное ответвление, часть кино, которая не вошла в полную версию.

— Нас поразило нереальное количество крови. То есть, конечно, если в жизни вот такими когтищами ударить какому-нибудь типу в грудь, будет много крови, но у вас в игре ОХРЕНЕТЬ СКОЛЬКО КРОВИ! Это вас геймеры попросили?

— В нашей игре есть кровь?! Конечно, мы читали комикс пару раз, и хотели соответствовать духу, атмосфере Росомахи. Единственное о чём мы толковали с фанатами – это история героя, его жизнь. Честно говоря, мы не хотели сделать кровь, только ради того, чтобы она была, для показа, так сказать.

— В любом современном экшне есть опыт, который помогает развиваться. А как очки опыта работают в X-men Origins?

— Я думаю, что идея опыта так популярна, потому что игрокам нравится развиваться своих подопечных, это полезно. Мы в этом плане неоригинальны: убиваете врагов, получаете опыт, набираете достаточно опыта – следующий уровень и так далее. У каждого уровня есть множество характеристик – здоровье, сила, спецдвижения. За скорость в бою и применение спецприёмов вам будут начисляться дополнительные пункты. Также по уровням будут спрятаны специальные секретные приёмы, так что вам придётся потрудиться, чтобы их найти.

— Мы заметили, что при восстановлении и наборе очередного уровня одежда заново “регенерируется”. Как это возможно? Нам нравится идея исцеления, постепенного заживления ран, но вот полностью обнажённого Логана увидеть не хотелось бы.

— Ха-ха-ха! Могу вам сказать, что при первых тестах наши люди были в шоке: при повреждениях были видны не только мускулы Росомахи, но и адамантиновые кости! Потом мы подумали, а что, он и в самом деле будет голый? Так появилась идея “регенерации” одежды.

— Вы общались во время разработки игры с создателями фильма?

— Да, конечно, ведь нам требовались факты для игры. Кроме того, нам давали активы, которые мы могли использовать в проекте. Ещё посещали сьёмки в Австралии, там мы видели множество сцен с участием Гамбита, Росомахи и Саблезубого.

— Правда ли то, что все актёры озвучивали своих персонажей в игре?

— Да, нам пришлось их заставить под угрозой пыток! Хью Джэкмэн, конечно, озвучивает Росомаху. Он сначала подумал, что это небольшая халтурка, и сильно удивился, когда ему пришлось читать кучу текста для игры. Ему пришлось смириться, потому что он понимает, что это важно для фанатов. Исполнитель роли Саблезубого тоже участвовал в озвучке.

— Помимо названных героев, кого из вселенной Марвел мы ещё встретим в игре?

— Это достаточный список, поверьте. Будет и множество второстепенных героев, которые, однако, важны в истории Оружия X.

— Какова продолжительность игры?

— 12-15 часов. Но для того, чтобы найти все секреты понадобится больший объём времени.

— Ну и последний вопрос. Почему люди должны купить вашу игру?

— Потому что мне нужно много денег…ну и ещё в нашей игре есть: суперграфика, интуитивная боевая система, эпический размах событий и бесконечный экшн! Мы прекрасно знаем, что люди имеют предубеждения относительно игр по фильмам, и мы к этому были готовы. X-Men Origins: Wolverine даст пинка всем условностям и стереотипам.

PS Такое весёлое интервью получилось, причём продюсер на самом деле так шутил.
%!%https://ps3.ign.com/articles/951/951483p2.html

В ролях[ | ]

Джеймс «Логан» Хоулетт / Росомаха Джеймс «Логан» Хоулетт / Росомаха
Лев ШрайберВиктор Крид Виктор Крид
Дэнни ХьюстонУильям Страйкер Уильям Страйкер
Линн КоллинзКайла Сильверфокс Кайла Сильверфокс
Тейлор КитчРеми Лебо / Гамбит Реми Лебо / Гамбит
Will.i.amДжон Рэйт Джон Рэйт
Дэниел ХенниДэвид Норт / Агент Зеро Дэвид Норт / Агент Зеро
Кевин ДюрандФред Дьюкс Фред Дьюкс
Райан Рейнольдс / Скотт ЭдкинсОружие-11 / Уэйд Уилсон / Дэдпул Оружие-11 / Уэйд Уилсон / Дэдпул
Тим ПакокСкотт Саммерс / Циклоп Скотт Саммерс / Циклоп
Тахина ТоцциЭмма сестра Кайлы Эмма
Стивен ЛидерМансон генерал Мансон
Доминик МонаганКрис Брэдли Крис Брэдли
Трэвис Хадсон Трэвис Хадсон
Джулия БлейкХизер Хадсон Хизер Хадсон
Ашер Кедди[5]Кэрол Фрост доктор Кэрол Фрост
Питер О’БрайанДжон Хоулетт Джон Хоулетт
Элис ПаркинсонЭлизабет Хоулетт Элизабет Хоулетт
Аарон ДжеффриТомас Логан Томас Логан
Трой Сиван[6]Джеймс Хоулетт юный Джеймс Хоулетт
Майкл-Джеймс ОлсенВиктор Крид юный Виктор Крид
Дэвид РичиКорнелиус доктор Корнелиус
Дэниел Негреану[7]игрок в покер
Хаким Кае-Казимафриканский бизнесмен
Аделаида Клеменсдевушка на карнавале
Эйприл Эллестон-Энаоро[8]Ороро Монро / Шторм Ороро Монро / Шторм (камео)
Патрик СтюартЧарльз Ксавьер профессор Чарльз Ксавьер (камео)

Создание[ | ]

Хронология киновселенной «Люди Икс»
Первая временная линия
  • 1962 — Люди Икс: Первый класс (2011)
  • 1979 — Люди Икс: Начало. Росомаха
    (2009)
  • 2000 — Люди Икс (2000)
  • 2003 — Люди Икс 2 (2003)
  • 2006 — Люди Икс: Последняя битва (2006)
  • 2013 — Росомаха: Бессмертный (2013)
  • 2023 — Люди Икс: Дни минувшего будущего (2014)
  • (Стражи уничтожают Людей Икс)
Вторая временная линия
  • 1962 — Люди Икс: Первый класс (2011)
  • 1973 — Люди Икс: Дни минувшего будущего (2014)
  • 1983 — Люди Икс: Апокалипсис (2016)
  • 1992 — Люди Икс: Тёмный Феникс (2019)
  • 2016 — Дэдпул (2016)
  • 2018 — Дэдпул 2 (2018)
  • 2020 — Новые мутанты (2020)
  • 2023 — Люди Икс: Дни минувшего будущего (2014)
  • (Сцена будущего в школе мутантов)
  • 2029 — Логан (2017)

Разработка[ | ]

Дэвид Бениофф, большой фанат комиксов, ждал этого проекта почти три года, прежде чем он был нанят, чтобы написать сценарий в октябре 2004 года[9][10]. В процессе подготовки сценария он перечитал комикс Барри Виндзор-Смита «Weapon X» и комикс Криса Клэрмонта и Фрэнка Миллера 1982 года, ограниченную серию о Росомахе (его любимый сюжет)[9][11]. Кроме того, Бениофф для вдохновления прочитал ещё одну ограниченную серию «Origin», рассказывающую о жизни Росомахи до проекта Оружие X[12]. Хью Джекман тоже работал над сценарием, в основном над своим персонажем, он хотел сделать его характер немного другим[13]. Скип Вудс, который написал сценарий для «Хитмэна», позже был нанят, чтобы пересмотреть и переписать сценарий Бениоффа[14]. Сценарий Бениоффа был предназначен для «тёмной и немного более жестокой» истории и в системе рейтингов был записан в категорию , хотя он был возложен на продюсеров и режиссёра[9]. Джекман же был против рейтинга R[15]. В итоге фильм занесли в категорию PG-13.

Кадр из beta-версии: Недоотрендеренное разрушение градирни АЭС на Острове.

Идея показать Дэдпула в кино появилась ещё в 2003 году у Райана Рейнольдса и Дэвида С. Гойера во время их сотрудничества на съёмках фильма «Блэйд 3: Троица» компании New Line Cinema. Однако проект развалился, и Дэдпула, которого сыграл Рейнольдс, решили показать в этом фильме как одного из главных героев[16]. Дэвид Бениофф описал его как «шутливого наёмника». Персонаж Тейлора Китча, Гамбит, был описан наподобие Пиро (актёр Аарон Стэнфорд), который появился в оригинальной трилогии. Отношения Логана и вышеупомянутого Пиро были схожи с отношениями Логана и Гамбита. В обоих случаях персонажи друг друга недолюбливают[17]. Дэвид Эйер также способствовал написанию сценария[18]. Бениофф закончил свою работу над фильмом в октябре 2006 года, а Джекман некоторое время не участвовал в создании фильма, поскольку снимался в драме 2007 года «Австралия»[19][20]. До забастовки гильдии сценаристов США (2007—2008) были наняты Джеймс Вандербилт и Скотт Сильвер для переписывания сценария[21].

Гэвин Худ был объявлен в качестве режиссёра проекта в июле 2007 года для выхода на экраны в 2008[22]. Брайан Сингер (снявший «Люди Икс» и «Люди Икс 2») и Бретт Ратнер (снявший «Люди Икс: Последняя битва») были заинтересованы возвращением во франшизу[23][24], а Александр Ажа и Лен Уайзман также хотели работать[25][26]. Режиссёрское кресло было предложено даже Заку Снайдеру, но тот отклонил предложение из-за работы над боевиком «Хранители»[27].

Хью Джекман замечал некоторую параллель между Логаном и главным героем предыдущего фильма Гэвина Худа «Цоци» (2005). Худ хотел сделать Логана другим, чтобы фильм не был похож на его предыдущие картины[28].

В октябре 20th Century Fox объявила, что выход фильма состоится 1 мая 2009 года.

Съёмки[ | ]

Предварительные съёмки фильма проходили в австралийской студии 20th Century Fox в Сиднее в конце 2007 года[29]. Основные съёмки начались 18 января 2008[30] в Новой Зеландии. Некоторые части фильма снимали в Данидине[31]. Во время съёмок в Куинстауне возникли проблемы с хранением взрывчатых материалов на местном катке[32].

Пробы[ | ]

Роль юного Росомахи изначально была отведена и Смиту-Макфи с декабря 2007 года[33], но он выбрал съёмки в фильме «Дорога»[34]. Мишель Монаган отказалась от главной женской роли из-за неких конфликтов, несмотря на то, что она проявляла энтузиазм в работе с Хью Джекманом[35]. Доминик Монаган поначалу должен был играть Барнелла Бохаска, однако исполнил роль Болта[36].

Эпизодические роли[ | ]

Фильм включает в себя многочисленные роли камео молодых персонажей из предыдущих фильмов о Людях Икс, в том числе и Джейсона Страйкера (сын Уильяма Страйкера из фильма «Люди Икс 2», которого он держит в криогенных подвесках)[37]. Существовало камео для молодой Ороро Монро, которое можно увидеть в трейлере, но оно не вошло в фильм[38]Данную сцену можно найти в разделе «Удалённые сцены» на Blu-ray и DVD[источник не указан 2182 дня

]. Омоложённый специальными визуальными эффектами Патрик Стюарт появился перед титрами в роли Чарльза Ксавьера, который ещё не ездит в инвалидной коляске[39].

Ашер Кедди сыграла доктора Кэрол Фрост. Знаменитый игрок в покер Дэниел Негреану имел камео в фильме. Один из создателей Людей Икс Стэн Ли сказал, что он будет играть камео, но в итоге не появился в фильме[40][41].

Примечания

  1. 12Faylor, Chris
    X-Men Origins: Wolverine Platforms Unveiled
    (неопр.)
    . Shacknews (9 декабря 2008). Дата обращения 21 февраля 2011. Архивировано 9 июля 2012 года.
  2. X-Men Origins: Wolverine for DS (неопр.)
    . GameRankings. Дата обращения 6 августа 2020.
  3. X-Men Origins: Wolverine for Xbox 360 (неопр.)
    . GameRankings. Дата обращения 6 августа 2020.
  4. X-Men Origins: Wolverine for PC (неопр.)
    . GameRankings. Дата обращения 6 августа 2020.
  5. X-Men Origins: Wolverine for PlayStation 2 (неопр.)
    . GameRankings. Дата обращения 6 августа 2020.
  6. X-Men Origins: Wolverine for PlayStation 3 (неопр.)
    . GameRankings. Дата обращения 6 августа 2020.
  7. X-Men Origins: Wolverine for PSP (неопр.)
    . GameRankings. Дата обращения 6 августа 2020.
  8. X-Men Origins: Wolverine for Wii (неопр.)
    . GameRankings. Дата обращения 6 августа 2020.
  9. X-Men Origins: Wolverine Critic Reviews for DS (неопр.)
    . Metacritic. Дата обращения 6 августа 2020.
  10. X-Men Origins: Wolverine Critic Reviews for Xbox 360 (неопр.)
    . Metacritic. Дата обращения 6 августа 2020.
  11. X-Men Origins: Wolverine Critic Reviews for PC (неопр.)
    . Metacritic. Дата обращения 6 августа 2020.
  12. X-Men Origins: Wolverine for PlayStation 2 Reviews (неопр.)
    . Metacritic. Дата обращения 6 августа 2020.
  13. X-Men Origins: Wolverine Critic Reviews for PlayStation 3 (неопр.)
    . Metacritic. Дата обращения 6 августа 2020.
  14. X-Men Origins: Wolverine for PSP Reviews (неопр.)
    . Metacritic. Дата обращения 6 августа 2020.
  15. X-Men Origins: Wolverine Critic Reviews for Wii (неопр.)
    . Metacritic. Дата обращения 6 августа 2020.
  16. Sterling, Jim
    Destructoid review: X-Men Origins: Wolverine
    (неопр.)
    . Destructoid (8 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  17. Bramwell, Tom
    X-Men Origins: Wolverine
    (неопр.)
    . Eurogamer (5 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  18. Reiner, Andrew.
    X-Men Origins: Wolverine (неизв.) // Game Informer. — 2009. — June (№ 194). Архивировано 20 июля 2009 года.
  19. X-Men Origins: Wolverine (360) (неопр.)
    . GamePro (1 мая 2009). Архивировано 5 мая 2009 года.
  20. Card, Ben
    X-Men Origins: Wolverine Review
    (неопр.)
    . Game Revolution (22 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2015.
  21. Ramsay, Randolph
    X-Men Origins: Wolverine Review (PC)
    (неопр.)
    . GameSpot (7 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  22. Ramsay, Randolph
    X-Men Origins: Wolverine Review (PS3)
    (неопр.)
    . GameSpot (1 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  23. McGarvey, Sterling
    The Consensus: X-Men Origins: Wolverine Review
    (неопр.)
    . GameSpy (7 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  24. X-Men Origins: Wolverine Review (неопр.)
    . GameTrailers (1 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  25. Lafferty, Michael
    X-Men Origins: Wolverine Uncaged Edition — PC — Review
    (неопр.)
    . GameZone (30 апреля 2009). Дата обращения 6 августа 2020. Архивировано 5 мая 2009 года.
  26. Grabowski, Dakota
    X-Men Origins: Wolverine Uncaged Edition — PS3 — Review
    (неопр.)
    . GameZone (30 апреля 2009). Дата обращения 6 августа 2020. Архивировано 4 мая 2009 года.
  27. Davis, Ryan
    X-Men Origins: Wolverine Review (X360)
    (неопр.)
    . Giant Bomb (4 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  28. Miller, Greg
    X-Men Origins: Wolverine — Uncaged Edition Review
    (неопр.)
    . IGN (30 апреля 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  29. Kolan, Patrick
    X-Men Origins: Wolverine AU Game Review (PS3, X360)
    (неопр.)
    . IGN (29 апреля 2015). Дата обращения 6 августа 2020.
  30. Bishop, Sam
    X-Men Origins: Wolverine Review (DS)
    (неопр.)
    . IGN (7 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  31. Miller, Greg
    X-Men Origins: Wolverine Review (PS2)
    (неопр.)
    . IGN (4 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  32. Miller, Greg
    X-Men Origins: Wolverine Review (PSP)
    (неопр.)
    . IGN (4 мая 2009). Дата обращения 6 августа 2020.
  33. Miller, Greg
    X-Men Origins: Wolverine Review (Wii)
    (неопр.)
    . IGN (4 мая 2009). Архивировано 7 мая 2009 года.
  34. X-Men Origins: Wolverine (Wii) (неизв.) // Nintendo Power. — 2009. — July (т. 242). — С. 90.
  35. Blyth, Jon
    X-Men Origins: Wolverine review
    (неопр.)
    .
    Official Xbox Magazine
    (1 мая 2009). Дата обращения 10 октября 2014. Архивировано 1 декабря 2011 года.
  36. Георгий Курган.
    Игра по фильму // Игромания. — 2010. — № 2 (149). — С. 70.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: