История цензуры в комиксах: совращение малолетних или искусство?

Хранители

Watchmen

Хранители

Графический шедевр знаменитого автора Алана Мура заслуженно попал в список 100 лучших романов XX века по версии журнала Time. На первый взгляд это типичная история о героях в странных костюмах. Но на самом деле «Хранителей» можно противопоставить обычным комиксам.

Здесь жизнь супергероев аналогична человеческой: у персонажа, похожего на Бэтмена, проблемы с эрекцией, злодей спасает мир, а принципиальный мститель может его уничтожить.

Купить книгу

Расцвет в истории

Итак, в 1937 году в National Allied Productions (пока им еще руководит Виллер-Николсон) выходит третья серия Detective Comics. Она стала первой тематической серией комиксов (и она же дала компании ее современное название). В июне 1938-го выходит другая серия – Action Comics, где появляется Супермен, образ которого был создан Джерри Сигелом (Jerry Siegel) и Джозефом Шустером (Joseph Shuster). Надо сказать, это была не первая попытка напечатать комикс про данного супергероя и не первая версия его образа, но выстрелила именно она.

Спустя год в серии Detective Comics появляется другой тип супергероя – Бэтмен. Концепция героя, наделенного супервозможностями (в основном, сверхспособностями), пришлась публике по вкусу – таких персонажей становилось все больше.

Отдельный интерес представляют Человек-Факел и Намор Подводник – герои первого комикса одного из популярнейших сейчас издательств Marvel. В 1939 году, когда этот выпуск увидел свет, компания называлась Timely Comics, чуть позже она станет Timely Publications и лишь в 60-х приобретет название Marvel Comics. Ее основатель – Мартин Гудман (Martin Goodman), родственник знаменитого Стэна Ли (Stan Lee).

Человек-Факел и Намор Подводник

Надо сказать, что у Гудмана к тому времени уже был достаточно значительный опыт в издательском бизнесе, и он перенес на страницы комиксов про супергероев некоторых своих персонажей из предыдущих журналов. Таковы, например, уже упомянутый Намор Подводник, Ангел или Ка-Зар. Примерно в то же время Гудман привлек 16-летнего Стэна Ли (тогда еще Стэнли Либера – Stanley Lieber) к написанию историй и придумыванию новых персонажей. Именно это положило начало его карьере в мире комиксов.

Совсем скоро – в 1941-м – Timely Comics презентовала миру Капитана Америку, воплощенного редактором Джо Саймоном (Joe Simon) и художником Джеком Кирби (Jack Kirby).

Среди других интересных персонажей отметим Капитана Марвела. С 1940 года такой герой был у популярного в то время издательства Fawcett Comics, затем он перешел к DC Comics и был довольно известен в 1940-х годах. Позднее между этими двумя компаниями разгорелся спор, кому же из них принадлежат права на Капитана Марвела. Пока шло разбирательство, Marvel успело закрепить право на имя за собой. Сейчас за ним скрывается несколько героев, и фильм об одном из них планируется к выходу в 2020 году, а DC Comics пришлось переименовать своего героя – теперь он носит имя Шазам.

V значит вендетта

V — for Vendetta

V — значит Вендетта

Ещё одно произведение Алана Мура. На сей раз в жанре антиутопии. Великобритания во власти фашистского правительства, все стараются не выделяться из толпы. Но безумный анархист V бросает вызов системе.

В этом графическом романе важен не главный герой, а сам мир, в котором происходит действие. В середине 80-х Мур хотел описать антиутопическое будущее, но на самом деле предсказал многое из того, что стало нашей реальностью.

Купить книгу

Маус: рассказ выжившего

Maus: A Survivor’s Tale

Маус: Рассказ выжившего

Единственный в истории комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Его автор Арт Шпигельман попытался рассказать историю своего отца — еврея, выжившего в лагерях во время холокоста. Чтобы немного упростить визуальную подачу, он изобразил всех евреев мышами, а фашистов — кошками.

Но не нужно думать, что это делает произведение комичным. Жутких ощущений от него ничуть не меньше, чем от серьёзных статей на эту тему. Тем более что уже в конце книги Шпигельман показывает реальный портрет своего отца, заставляя читателя вспомнить, что всё это время речь шла о настоящих людях.

Купить книгу

Персеполис

Persepolis

Персеполис

Автобиографическое произведение французской писательницы Маржан Сатрапи. Она родом из Ирана и в этом произведении рассказывает о том, как маленькая девочка переживает исламскую революцию. Как после войны с Ираком её отправляют за границу, и там ей кажется, что она попала в мир свободы. И как ей приходится вернуться обратно в родную страну, где уже многое изменилось.

Купить книгу

Из чего состоит комикс

Тайтл (Title) — название комикса или серии комиксов.

Превью (Preview) — предварительный просмотр, краткий обзор комикса

Панель (Panel) — отдельная картинка на странице. Внутри панели находится рисунок и текст.

Канавка, гаттер (Gutter) — пространство между панелями.

Ряд (Tier) — набор панелей, расположенных в один ряд.

Полосной кадр (Splash page) — картинка на всю страницу комикса, которая усиливает ключевого момент сюжета. И в начале комикса есть полосной кадр, где изображено название, логотип, список авторов.

Разворот (Spread) — цельная двухстраничная картинка.

Пузырь (Balloon) — объект, в котором содержатся реплики или мысли персонажа. Пузыри имеют овальную форму с хвостом, который направлен к говорящему.

Авторский текст (Caption) — ремарка, которая описывает настроение персонажа, место и время действия. Иногда в этот блок помещают размышления самого героя.

Звуковые эффекты (Sound effects) — слова, написанные большим шрифтом. Цель — отобразить на картинках звуки.

Песочный человек

The Sandman

Песочный Человек

Тем, кому не хватает в комиксах литературности, необходимо прочитать серию «Песочный человек» от Нила Геймана. Его писательский талант в сочетании с увлечённостью мифологией позволил создать великолепную историю о Повелителе снов, его сестре Смерти и многих других обитателях потустороннего мира. Если даже первый том покажется не очень захватывающим, то после «Кукольного домика» остановиться точно невозможно.

Купить книгу

Из ада

From Hell

Из Ада

Ещё один графический роман от Алана Мура, на сей раз история о XIX веке. Депрессивный инспектор полиции, зависимый от опиума, пытается расследовать убийства проституток на улицах Лондона. Девушек убивает кто-то из аристократов, да ещё и с медицинским образованием. Инспектор пытается выяснить, кто скрывается за пугающим псевдонимом Джек-потрошитель.

Купить книгу

Первые шаги в истории комиксов

Долгое время иллюстрации выступали только в качестве дополнения к основному тексту (что было связано в том числе с уровнем технологий – текст оказывался намного проще для рукописного, а впоследствии и для типографского воспроизведения). Лишь в первой половине XIX века были опубликованы несколько произведений, считающихся родоначальниками современных комиксов.

В первую очередь речь идет о двух авторах. Первый – английский карикатурист и живописец Томас Роулендсон (Thomas Rowlandson). Его называют отцом газетного комикса, так как именно в газетах с 1812 по 1821 год публиковались его истории о докторе Синтаксисе, которые после смерти автора были собраны в один том. Второй знаковый в истории происхождения комиксов художник – швейцарец Родольф Тёпфер ( Rodolphe Töpffer). Нарисованные им «Приключения мистера Обадаи Олдбака» (The Adventures of Obadiah Oldbuck) были опубликованы в 1833 году, в дальнейшем они были переведены на различные языки и распространились по миру.

«Приключения мистера Обадаи Олдбака» (Томас Роулендсон)

Впоследствии Тёпфер создавал короткие истории из нескольких панелей (конечно, тогда такого термина из мира комиксов еще не было) и помещал текст под ними. Интересно, что его любовь к историям, поданным именно в таком формате, была продиктована одновременной любовью и к литературе, и к рисованию. Первую подстегнуло знакомство с Гёте, а что касается второй, то Тёпфер рисовать любил, но браться за масштабные произведения не хотел.

Блэксэд

Blacksad

Блэксэд

В последние годы очень популярны детские мультфильмы об антропоморфных животных. Но детектив, где главные герои — звери, не всегда похож на «Зверополис». Испанские авторы комикса «Блэксэд» переносят читателя в мир нуара, наполненного ложью и жестокостью.

Главный герой — чёрный кот — работает частным сыщиком. Он расследует убийства, ограбления и исчезновения. Каждый раз ему приходится сталкиваться с миром денег, соблазнов и лжи. Картинка в этом комиксе прорисована очень изящно, а где надо и реалистично. Буквально через несколько страниц можно забыть, что перед тобой коты, медведи и носороги: слишком уж их поведение похоже на человеческое.

Купить книгу

Что такое Маревый мир? Объясняет художница Альфина

Дарья Беленкова | 14.11.2017 | 596
Автор комикса «Полный пока» рассказывает о своём новом мистическом проекте. Представьте, что вы живёте на клочке земли, за пределами которого начинается что-то странное…

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

#веб-комикс #зомби #постапокалипсис #юмористическое фэнтези

Дарья Беленкова

Автор

Геймер и комиксовед. Пишет о фантастике во всех её проявлениях.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

    Комментарии для сайта Cackle
  • Свежий номер!

  • Еженедельная рассылка

    Самое интересное из мира фантастики — коротко.

  • Новости фантастики
    • В Assassin’s Creed Valhalla мир будет «немного больше», чем в Odyssey

    • Warner Bros. хотела вырезать из «Безумного Макса: Дорога ярости» слепого гитариста

  • «Академия Амбрелла» выйдет на Netflix 31 июля

  • Ведущий сценарист «Ведьмака 3» не исключает, что разработчики вернутся к Цири

  • Авторы новой «Дюны» год работали над дизайном песчаных червей

  • Рекомендуем
    • «Стальная тревога!»: мир и герои аниме

    • Гравипадово: «Гравити Фолз» в России

  • Фантастические фильмы, получившие больше всего «Оскаров»

  • Лучшие мультфильмы 2020 (и аниме тоже есть!)

  • Безумные идеи, вырезанные из фильмов про Чужого

  • Проповедник

    Preacher

    Проповедник

    Именно этот комикс Гарта Энниса лёг в основу сериала от канала AMC. Однако если в экранизации сюжет затянут, то оригинал динамичен с первого по последний 66-й выпуск. В священника Джесси Кастера вселяется божественная сущность, и он получает власть над словом — способность управлять людьми голосом. Однако всё не так просто. С небес посылают ангелов, чтобы они вернули сущность, а заодно с ними и бессмертного покровителя убийц. Хотя даже и с этим можно справиться, но есть ещё проблема посерьёзнее: из рая сбежал сам Бог.

    Эннис сумел смешать в этой серии буквально всё: апокалипсис, всемирные заговоры, спасение мира, драки, семейные отношения, чёрный юмор, вампиров, вуду. И если вас не пугает грубость и откровенность, то читать его очень легко, даже если вы не любите комиксы.

    Комиксы набирают обороты

    Знаменитый соперник Dell Publishing в то время – типография Eastern Color. Точнее, сначала компании не были соперниками – так, они вместе напечатали первые 36 выпусков The Funnies, но затем Eastern Color стала издавать комиксы самостоятельно. С 1933 года она выпускала Funnies on Parade, Famous Funnies и т.д. Значение этой типографии в становлении комиксов действительно велико. В частности, в 1929 году она смогла усовершенствовать печатные процессы, благодаря чему больше число газет – ее клиентов перешли с черно-белых комиксов на цветные. В 1932-33 годах с подачи Eastern Color золотым стандартом становится наличие черно-белого комикса в ежедневной газете и цветного в воскресной.

    Отдельно упомянем менеджера компании Гарри Уилденберга (Harry I. Wildenberg) – в 1933 году он предложил использовать комиксы для привлечения публики не только к изданиям, как это было раньше, но и к предприятиям совершенно других сфер. Первый компанией, которая внедрила данное новшество, стала нефтяная Gulf Oil. Совместно с Eastern Color она выпускала Gulf Funny Weekly и эксклюзивно продавала в своей довольно широкой сети заправок. Соответствующая реклама звучала даже по национальному радио, а популярность издания превысила все ожидания – в неделю расходилось до 3 миллионов экземпляров. Всего было выпущено 422 выпуска.

    Идея использовать комиксы для рекламы пришлась по вкусу и другим фирмам, таким как Procter & Gamble, а также крупным универмагам, магазинам обуви, химчисткам и т.д.

    Другая «выстрелившая» идея Гарри Уилденберга и его коллеги Маквеслла Гейнса (Maxwell Gaines) – многократное складывание большого печатного листа таким образом, чтобы получалась 64-страничная книжка формата покетбука, которую предполагалось продавать детям через газетные киоски по весьма привлекательной цене в 10 центов. И этот эксперимент, проведенный в 1933 году, оказался более чем удачным. Интересно, что под руководством Гарри Уилденберга в том же 1933 году вышло и первое издание, целиком посвященное одному герою. Оно так и называлось – «Собственная книга комиксов Скиппи» (Skippy’s Own Book of Comics).

    Обложка Skippy’s Own Book of Comics

    Шпионка

    Alias

    Шпионка

    «Джессику Джонс» нередко подают как «супергеройский сериал для тех, кто не любит супергеройские сериалы». Логично, что его первоисточник окажется в списке «комиксов для тех, кто не любит комиксы». История ровно та же: детектив Джессика Джонс обладает суперсилами, которые она ненавидит. И больше всего она хочет забыть о своём прошлом и жить нормально.

    Это в первую очередь эмоциональное произведение о женщине, пострадавшей от насилия. И хоть она является частью в супергеройской вселенной Marvel, «Шпионку» можно читать, даже не зная ничего обо всех остальных героях. Это вполне самостоятельные истории, совмещающие нуарный детектив и психологический триллер.

    Я убиваю великанов

    I kill giants

    Я убиваю великанов

    Жила-была девочка, которая носила на голове заячьи уши. Ещё у неё была волшебная сумка, в которой помещался огромный молот и множество магических вещей. Каждый день она спасала город от великанов. А может, эта девочка просто хотела верить, что спасает, а на самом деле пряталась от реальных проблем в вымышленном мире. Но как бы то ни было, она знала, что делает что-то важное.

    Нарисованный в виде чёрно-белых скетчей комикс иногда ошибочно приписывают к жанру фэнтези. Но на самом деле эта история о жизни простого испуганного ребёнка в сложном мире взрослых.

    Купить книгу

    Читайте также

    Маревый мир

    • Арт
    • Комиксы

    Что такое Маревый мир? Объясняет художница Альфина

    Три веб-комикса о принцессах

    • Комиксы

    Три веб-комикса о принцессах

    • Книги
    • Комиксы

    Что почитать? Три романтичных веб-комикса

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: