Видео игры Total War: Arena
Особенности игры | |
1 | Исключительно в команде – сражения 10 на 10 игроков с тремя отрядами у каждого. |
2 | Четыре исторические фракции – римляне и варвары, греки и карфагеняне. |
3 | Известные личности и интересные отряды – воины на слонах, боевые псы, катапульты. |
4 | Много нюансов ведения боя – использование местностей, навыки полководцев, прокачка. |
У игры великолепная графика и серьезный выбор локаций, включая Салерно, Рубикон и Фермопилы.
Игра закрыта
Видео игры Panzer Tactics HD
Особенности игры | |
1 | Три стороны на выбор – Красная армия, вермахт, союзники. |
2 | Большой выбор войск – 150 видов наземной, воздушной и морской техники, 30 офицеров. |
3 | Есть тактика – в бою нужно учитывать рельеф, объекты на карте, погоду и время года. |
4 | Бесконечное прохождение – 30 исторических заданий и сражения на рандомных картах. |
Игру принято ругать за не самую высокую историческую достоверность, но, поверьте, мелкие несостыковки общее положительное впечатление не портят.
- Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/277630/
Flames of War
И наконец, представитель варгеймов, посвященных Второй Мировой войне — Flames of War, созданная компанией Battlefront Miniatures в 2002 году, с тех пор успешно развивающаяся и завоевавшая множество поклонников система моделирующая тактические сражения близкой нам эпохи. Разумеется, на игровой стол можно выставить армию одной из стран, игравшей более или менее значительную роль в Мировой войне. На полях сражений господствуют главные герои: Красная армия, Вермахт, армия Великобритании, императорская армия Японии, армия США и армия королевства Италия. Но и любители экзотики найдут для себя сторону: можно играть финнами, румынами, венграми, поляками, греками. Для интересующихся войнами второй половины ХХ века есть расширения правил, позволяющие сыграть во Вьетнамскую или арабо-израильские войны. По договоренности с противником можно даже устроить настольный World of Tanks, выставив только танковые отряды и сыграв эпизод из танкового сражения под Прохоровкой.
Правила игры просты и тот, кто играл в Warhammer, разберется в Flames of War за полчаса. Вооружение войск исторично и полностью следует времени проведения боя. Армии позднего периода войны оснащены мощными танками, артиллерией и современным стрелковым оружием, армии же раннего периода, представляют собой картину переходного времени, когда многие страны все еще полагали, что новая война будет похожа на Первую Мировую. В игре присутствуют именные части, к примеру 101 десантная дивизия США, или 8-й Гвардейский стрелковый корпус и герои, такие как снайпер Василий Зайцев. Их использование дает армии бонусы.
Впрочем, и тут не обошлось без недостатков. Советский комиссар может расстреливать своих солдат, чтобы повысить их боевой дух, а качество советских войск сильно уступает их противникам. Впрочем, при неудачном броске, расстреливаемые солдаты могут восстать и убить комиссара — таковы традиционные представления о том, как воюют русские на Западе. Впрочем, к концу войны Красная армия получает множество новой техники, а качество советских войск улучшается.
Поле боя и укрепившиеся войска (источник фото)
Так выглядит отряд Британской армии в поздний период войны (источник фото)
Кроме шести перечисленных здесь игр, можно найти и другие: те, кому по душе фэнтези выберут Hobbit, отправляющую игрока в сражения Средиземья. Найдется варгейм и для поклонников вселенной Star Wars, для интересующихся миром BattleTech есть игра, посвященная сражениям гигантских шагающих роботов — Mechwarrior. Ну а сторонников исторического хардкора ждут правила De Bellis Antiquitatis, охватывающие все периоды военной истории от античности до наших дней
Видео игры Napoleon Total War
Особенности игры | |
1 | Эпоха Наполеона – выступайте на стороне известного полководца или против него. |
2 | Три исторические кампании – итальянская, египетская и европейская, пройдите все. |
3 | Исторические сражения – много реализма в юнитах и картах. |
4 | Мультиплеер – сражайтесь с реальными противниками, используйте голосовую связь. |
Спустя 8 лет после выхода игра все еще отлично смотрится, интересно играется и продолжает получать положительные отзывы.
- Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/901162/
Видео игры Wargame: Airland Battle
Особенности игры | |
1 | Скандинавия – 2 стороны конфликта, 12 наций, 750 видов юнитов. |
2 | Авиация – не только вертолеты, но и истребители, бомбардировщики, штурмовики. |
3 | Живой мир – отправляйте войска в бой и читайте сообщения о том, как меняется ситуация. |
4 | Легко понять, трудно достичь мастерства – в игре очень много контента. |
Мультиплеер все еще живой и играть в него значительно интереснее, чем в одиночной кампании. Правда, реалистичность немного хромает, но это не важно.
- Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/222750/
Warmachine
Следующая игровая система — Warmachine, созданная компанией Privateer Press появилась всего 15 лет назад и в последние годы уверенно увлекла значительную долю игроков в фентезийные варгеймы. Warmachine отчасти похожа на Warhammer, но имеет характерную лишь для нее особенность: одно из главных мест в игре занимают огромные боевые паровые роботы. Мир Warmachine называется «Железные королевства», где соперничает множество враждующих между собой государств. В основе Warmachine лежит очень широкое использование магических сил (колдунов в этом мире много и магия очень распространена) в сочетании со стимпанком, в котором паровые роботы не только воюют, но и выполняют сложные работы, помогая людям.
Эта игра более ориентирована на «спортивный стиль». Баланс между различными армиями тщательно выверяется, а корректировки правил могут выходить не раз в несколько лет, а ежемесячно. Моделей на столе обычно немного, поэтому ценность каждого воина очень велика и его потеря может привести к поражению. В то же время игра заканчивается после гибели командира армии, поэтому распространена стратегия жертвы своими войсками ради убийства вражеского генерала. Отдельных книг по армиям нет — издается общая книга правил, заодно рассказывающая про мир игры.
Типичное сражение в Warmachine. На поле боя над простыми солдатами возвышаются паровые роботы (источник фото)
Уланы империи Кейдор, чьим прототипом отчасти является Россия (источник фото)
Видео игры Wargame: Red Dragon
Особенности игры | |
1 | Очень серьезная тактика – у каждой техники свои особенности, нужно учитывать все. |
2 | Новый театр военных действий – конфликт в Азии с участием Кореи, Японии, Китая. |
3 | Разнообразие техники – 1450 видов юнитов, включая авиацию и корабли. |
4 | Сетевые сражения – и в этот раз тоже упор идет на бои с реальными игроками. |
Осторожно: игра не особо дружелюбна к новичкам, так что в первые несколько часов может показаться скучной, но это совсем не так.
- Сайт игры: https://wargame-rd.com/
Игры серии Wargame
Линейка стратегий от студии Eugen Systems, подарившей нам необычную R.U.S.E. и Act of War. Здесь разработчики решили обратиться к тематике Холодной войны, охватив военные действия в разных точках мира в 1970-1990-е годы. Игрокам предлагается взять под свое управление одну из множества стран и поучаствовать в вымышленных конфликтах, используя аутентичное вооружение в детально смоделированных ситуациях. Как и во всех варгеймах, здесь необходимо учитывать множество взаимосвязанных факторов, вроде опытности подразделения, особенностей местности и запаса топлива техники.
Купить
Видео игры Wargame: European Escalation
Особенности игры | |
1 | И снова Холодная война – Европа 1980-х, приближение Третьей Мировой. |
2 | Огромные карты – 150 квадратных километров площадью, есть где разгуляться. |
3 | 350 видов войск – не так много, как в следующих играх, но все равно круто. |
4 | Мультиплеер – до 8 игроков на одной карте в непростых сражениях. |
С онлайном тут все еще все в порядке, так что рекомендуем в коллекцию.
- Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/58610/
Война на столе — краткая история варгеймов
Начало истории военных настольных игр принято возводить к таким древнейшим представителям жанра как чатуранга
— прародитель шахмат, и ряду похожих настольных игр, в основе игровой механики которых лежит стратегия и расчет, однако несмотря на определенную схожесть прародителем классического варгейма стала
Кригшпиль
(нем. Kriegsspiel). Придуманная прусским бароном
фон Рейсвицом
еще 1811 году, эта игра быстро завоевала сердца двух принцев Фридриха и Вильгельма, которые после партии в Кригшпиль, рекомендовали фон Рейсвица и его игру кайзеру Фридриху III. Первоначально Кригшпиль проводился на макете местности устраиваемом в простом ящике с песком, однако для демонстрации игры кайзеру, фон Рейсвиц, изготовил комод с раскладной столешницей, на которой выкладывался рельеф местности, и фишки изображавшие войска, еще в набор включал: линейки для измерения расстояний, специальные ящики изображавшие “туман войны”, и первую редакцию правил, носившую название
“Инструкция по представлению тактических маневров в виде военной игры”
.
Постепенно Кригшпиль начал завоевывать популярность у различных монарших и высокопоставленных особ, например известно что великий князь Николай Павлович, будущий правитель России Николай I
, то-же увлекался этой игрой.
Тем временем Кригшпиль развивался, новая редакция правил, написанная уже сыном фон Рейсвица, офицером артиллерии, завоевала популярность среди офицеров берлинского гарнизона, а принц Вильгельм
, ярый поклонник этой игры, поспешил посодействовать молодому офицеру в деле популяризации этой игры во всей прусской армии. Таким образом в
1824 году
, произведя ошеломительный фурор на показательной игре в генеральном штабе, Кригшпиль открыл историю варгеймов.
Классический Кригшпиль игрался на топографических картах реальной местности, двумя командами до десяти человек в каждой. Участники команд находились в разных комнатах и не видели движения “войск” как оппонента так и союзников, получая сведения через посыльных, фишки войск, союзных или противника, выставлялись на карту только в момент соприкосновения друг с другом. Таким образом симулировался “туман войны”, чтобы усилить “эффект погружения”, арбитр, назначавшийся из наиболее опытных офицеров, мог задерживать посыльных или вовсе изъять сообщение, поэтому игрок не мог быть уверен в том, что его депеша доставлена во время. Все спорные моменты, а так же итог столкновения войск на карте решался арбитром на основе его личного военного опыта.
Вскоре Кригшпиль стал одной из учебных дисциплин в Прусской армии, что позволило быстро и без лишних затрат готовить офицеров к ведению боя. Во время Франко-Прусской войны
, многие офицеры отметят что именно благодаря игре, они развили в себе способности быстрой оценки тактической ситуации и мгновенному принятию решений, в какой то степени именно Кригшпиль стал залогом победы немцев в этой войне. Еще в 1858 году,
Мольтке
, одни из величайших стратегов германии положительно высказался об этой игре, и сам применял ее для решения различных тактических задач.
Однако, сам по себе Кригшпиль, был очень сложной игрой, требующей глубоких знаний таких дисциплин как стратегия, тактика, логистика и многих других, да еще для полноценной игры требовался арбитр, человек наделенный большим военным опытом, поэтому “на гражданке” Кригшпиль в чистом виде не прижился.
Наследие Кригшпиля в армии живо и по сей день, во всех армиях мира проводятся Командно Штабные Учения
где различные сценарии “разыгрываются” на штабных картах, в армии
США
уже почти полвека существуют специальные отделы создающие варгеймы, например в 2020 году был разработан концепт полноценного варгейма для подготовки офицеров к ведению противопартизанской войны —
Insurgent Uprising
.
Если фон Рейсвица можно назвать “дедушкой варгейма”, то право носить почетный титул “отца варгейма” удостоился британский фантаст Герберт Уэллс
, который в 1913 году издал сборник правил под названием
“Маленькие войны”
(Little Wars). Эти правила впервые описали такие вещи как очередность ходов, фазы боя, броски кубика для определения результата, и многое другое, что сегодня считается само собой разумеющимся. Правила выдержали ряд переизданий, например последний раз правила переиздавались в 2004 году.
Именно эти правила лежат в основе многих популярных варгеймов современности, например Game Workshop
на их основе создала вселенную
Warhammer
. По мимо простых правил, в отличе от правил Кригшпиля, и их небольшой объем, книга правил “Маленьких войн” была написана прекрасным языком, все это упрощало понимание игры и снизило порог вхождения до такого уровня о котором Уэллс писал: “для мальчиков от шести до девяноста, умных и энергичных девочек и даже – хотя это, конечно, исключение – некоторых женщин”.
Идея создать свою военную игру к Уэллсу пришла во время встречи со своим другом Джеромом К. Джеромом
, тем самым, который написал “Трое в лодке не считая собаки”, после совместного обеда, Джером начал развлекаться стреляя в игрушечных солдатиков из миниатюрной пушки, Уэллс поддержал товарища, и спустя некоторое время решил что для полноценной игры необходимо создать правила.
В первой редакции правил исход рукопашной схватки определялся броском монеты, время на ход ограничивалось четырьмя минутами, а перед игрой, во время фазы расстановки фигур, поле боя разделялось ширмой. За соблюдением правил следил судья.
Постепенно правила усложнялись, например появилась возможность захватывать вражескую артиллерию, а сама игра переместилась из помещений на открытый воздух, где выстраивались макеты местности где дома склеены из обоев, деревья — воткнутые в землю ветки, а то и просто из подручного материала.
Уэллс с самого начала указывал в правилах то, что подобная игра может быть очень демократична, и в ход может пойти что угодно, например вместо полноценных фигурок солдат можно использовать пробки. Впрочем тема развития “Маленьких войн” весьма обширна, и разбор ее тонкостей и правил займет отдельную большую статью.
В 1940 году, на этот раз американский писатель и военный аналитик Флетчер Прэтт
издает свои правила для морского варгейма
“Морские военные игры”
(Naval War Game), кроме того что командовать игрокам доверили флотом, а не сухопутными войсками, Прэтт разработал математические таблицы для вычисления урона, варгейм Уэллса же предлагал стрелять из миниатюрной пушки по фигуркам противника, что отрицательно сказывалось на балансе.
Игра Прэтта включала в себя набор миниатюр кораблей изготовленных в размере один дюйм к пятидесяти футам, которые расставлялись игроками по игровому полю, чаще всего таким полем становился пол дома, который масштабировался как один дюйм к ста ярдам.
В игру автор постарался включить все аспекты, современной ему, войны на море. Например выстрелы торпед эсминца отмечались меловыми линиями на полу, которые перемещались арбитром на три фута в течении трех ходов. Была и морская авиация, действие которой ограничивалось тремя игровыми часами, после чего считалось что самолет исчерпал горючее и должен был либо вернуться на авианосец или рухнуть в воду, однако в результате эта механика оказалась слишком сложной и от нее было решено отказаться. Были и морские мины, учитывались скорости судов и множество других факторов, все корабли представленные в игре имели реальные прототипы в действующем флоте характеристики которых достоверно перенесены в игру.
По этим правилам до сих пор устраивают игры в которых участвуют, в основном старшее поколение американцев.
Это позволило варгреймам завоевать широкую популярность среди многих людей как в Британии так и во всем мире. Однако грянувшие, отнюдь не на столе, одна за другой Мировые Войны надолго прервали развитие этих настольных игр.
После войны, угасший было интерес с варгеймом удалось разжечь таким людям как Джек Скруби
и
Дональд Фезерстоун
.
Американец Джек Скруби
, который сам в 50-х годах увлекался настольными играми, в 1955 году начинает выпускать миниатюры, изготовленные из более дешевого материала, отливая их по готовым формам, это позволило многократно удешевить конечный продукт сделав игру доступной для более широкого круга.
Но популярность миниатюр Скруби объяснялась не только их дешевизной, 1962 году цена на миниатюры Скруби была всего пятнадцать центов, но и качеством проработки деталей, их исторической точностью, приемлемым размером, а еще широким спектром исторических эпох, в которые входили практически все периоды развития человечества.
Благодаря широкому ассортименту, качеству и доступности, Скурби обеспечил себе широкую аудиторию сначала распространяя миниатюры, правила игр и другие материалы по почте, а в 1973 открыл собственный магазин “The Soldier Factory”
в Калифорнии. Впрочем до того как открыть магазин, Скурби не занимался только тем что рассылал по почте свои игры, в 1956 году он организовал первый конвент настольщиков, в с 1957 года начинает издавать журнал
“War Game Digest”
, первый журнал полноценно посвященный варгеймам и примерно в этоже время он основал клуб
“San Joaquin Valley War Gaming Association”
(SJVWGA), который на данный момент считается старейшим варгейм клубом в США.
Тем временем за океаном, в Британии, Дональд Фезерстоун
активно развивает дело начатое Уэллсом. Он написал множество книг и статей по варгеймам, выступал на
ВВС
где рассказывал об этом хобби, в 1966 году организовал первый в Британии конвент и создал журнал
“Wargamers’ Newsletter”
.
Фезерстоун написал множество книг правил, книг с бэком, и различных статей с типологизацией варгеймов, например он разбил все варгеймы на следующие категории: варгеймы, продвинутые варгеймы, соло-варгеймы, военные кампании, сражения с моделями танков, схватки.
Первая книга с правилами Фезерстоуна — “War Games”
вышла в 1962 году, и издавалась широким тиражом через книжное издательство, а не была выпущена игроками для игроков. Это позволило получить ей широкое распространение и в скором времени у Фезерстоуна начинаую печататься други авторы. Всего Дональд Фезерстоун выпустил более пятидесяти книг по варгеймам, и привлек большую аудиторию к этому хобби.
В 1952 году Чарльз Робертс
, разрабатывает и издает первый, современный варгейм использующий картонный фишки —
“Tactics”
, и если варгеймы Скурби и Фезерстоуна стали предчетчей RPG и настолок вроде Warhammer, то “Tactics” и появившаяся в 1958 году
“Tactics II”
заложили основы для таких игр как “Panzer General”.
Робертс создал первую доску для своего варгейма в квартире в Мэрилэнде, а спустя два года, в 1954, начинает продавать игру через почту. “Tactics” оказывается коммерчески успешным проектом и в 1958 году Робертс организовывает “Avalon Hill Game Company”
— первое полноценное издательство интеллектуальных игр. В том же году появляется “Tactics II” — от своей предшественницы она отличалась усовершенствованными игровыми механиками.
В 1964 Avalon Hill начинает издавать собственный журнал “The General Magazine”
, а за три года до этого выпускает первый варгейм основанный на историческом событии
“Геттисберг”
, первые гексагональные поля так же появились благодаря Робертсу в таких играх как
D-Day
и
Chancellorsville
.
Об играх компании Avalon Hill были высокого мнения даже такие люди как президент США Джон Ф. Кеннеди
и советник президента
Генри Киссинджер
, которые любили по играть в
“Дипломатию”
, настолку созданную
Алланом Б. Кальхамером
, главной идеей который был не прямой конфликт, а заключение союзов и интриги.
В 1974 года учреждена ежегодная премия для варгеймов, названная в честь Чарльза Робертса — The Charles S. Roberts Awards
, а в 1999 году журнал
“Pyramid”
назвал Чарльза Робертса одним из влиятельных людей тысячелетия, по крайней мере в индустрии игр.
70-е годы вообще стали расцветом для варгеймов, как грибы после дождя начали появляться различные компании, новые правила игр и новые форматы. Варгеймы стали разделяться на различные жанры, появляются первые игры в жанре научная фантастика такие как Galactic Warfare
и
Star Fleet Battles
, игры начинают разделяться по размеру начиная от микро игр, которые позволяют быстро раскинуть партию, до огромных, включающих в себя десяток различных карт и длящихся по несколько суток.
Однако подъем продлился не долго, с развитием видеоигровой индустрии интерес к настольным играм начинает спадать, варгеймы постепенно начинают перемещаться в цифровое пространство что лишает необходимости приобретать книги правил и игровые поля что отрицательно сказывается на объемах продаж настольных игр.
Однако это не мешает 1983 году компании Game Workshop
выпустить успешную
Warhammer Fantasy Battle
сначала в виде
Mass-combat Role Playing Game
, которая быстро завоевала популярность, и остается самым узнаваемым брендом и по сей день.
Можно еще много чего рассказать о развитии этого жанра, например о появлении различных редакций правил которые стали основоположниками целых жанров но это вряд ли станет действительно интересно, можно было рассказать о развитии варгейма в видеоигровой индустрии, но это уже тема для отдельного рассказа.
Видео игры Call to Arms
Особенности игры | |
1 | Командуйте армией – управляйте войсками в реальном времени. |
2 | Играйте за солдат – переключайтесь на любой юнит в любой момент. |
3 | Новая война – США против движения сопротивления, реалистичные войска и техника. |
4 | Вертолеты и танки – 60 видов вооружения и 20 транспортных средств, неплохо для начала. |
Вся одиночная кампания проходится в кооперативе, а выбор режимов в мультиплеере не ограничивается дезматчем, есть еще захват точек, превосходство, эвакуация и так далее.
- Сайт игры: https://digitalmindsoft.eu/products/call-to-arms
Видео игры Steel Division: Normandy 44
Особенности игры | |
1 | Короткий исторический период – это операция Оверлорд во времена Второй мировой. |
2 | Только настоящие отряды – более 400 юнитов из реально существовавших дивизий. |
3 | Настоящие локации – они создавались по чертежам, так что каждая канава на своем месте. |
4 | Выбор режимов – есть одиночная кампания, ранговые сражения и мультиплеер. |
В многопользовательских сражениях на одной карте встречаются 20 командиров с несколькими сотнями бойцов у каждого. Выглядит это эпично!
- Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/572410/
Игры серии Blitzkrieg
Стратегиями «Блицкриг» занимается российская студия Nival, и это, пожалуй, одна из лучших отечественных франшиз. Здесь игроки могут принять участие во множестве значимых военных операций Второй мировой, которые охватывают едва ли не все театры боевых действий, и лично проявить свой полководческий талант в одиночных и многопользовательских сражениях. Не считая привычной для варгеймов ставки на реализм и аутентичность, игры серии Blitzkrieg могут похвастать еще и хорошим ИИ – особенно третья часть, для которой разработчики создали нейросетевой искусственный интеллект, способный бросить серьезный вызов лучшим стратегам.
Купить
Видео игры Blitzkrieg 3
Особенности игры | |
1 | Все ключевые исторические события – 3 большие кампании, с более чем 70 миссиями. |
2 | Личная армия – более 200 юнитов, включая авиацию, фортификации и легендарную технику. |
3 | Самый умный ИИ – постоянно анализирует ситуацию на поле боя и подстраивается под игрока. |
4 | Мультиплеер – сочетание PvP и PvE, классические режимы схватка и штурм. |
Обратите внимание: у игры есть бесплатная демо версия!
- Сайт игры: https://blitzkrieg.com/
Warhammer
Начнем с безусловного короля этого жанра, игр серии Warhammer, которые выпускает английская компания Games Workshop. Среди них главное место занимает Warhammer 40 000 — игра про то, как в мрачном будущем сорокового тысячелетия сражаются за возможность выжить армии империи человечества, инопланетных рас и порождения хаоса, желающие уничтожить весь мир. Мир Вархаммера 40 000 существует уже почти три десятка лет. Это темная готическая космическая фантастика, где нет места размышлениям о совершенствовании и развитии общества, в нем нет утопизма и стремления к светлому будущему. Напротив, хорошо известно, что золотой век человечества позади, многие технологии утрачены, а те, что есть — воспроизводятся порой без понимания того, как они работают.
Суть игры — командование небольшими отрядами войск, чаще всего 20-30 моделей воинов и боевой техники. Поэтому основной уровень командования — тактический, игрок управляет отдельными воинами и достигает успеха за счет уловок и нанесения потерь противнику, а не создания стратегического перевеса своей армии. Каждая из сражающихся сторон имеет свои особенности, но самая знаменитая из них, это, конечно, Божественные Астартес — Космический десант. В качестве главных сил эта опора Империи Человечества использует генетически модифицированных суперсолдат в силовых доспехах.
Миниатюры солдат на поле боя (фото: Warhammer 40 000 Core Rulebook)
Каждый из орденов космического десанта имеет свои цвета и эмблемы (фото: Warhammer 40 000 Core Rulebook)
Вторая большая серия игр Warhammer ранее называлась Warhammer Fantasy Battle, но в 2020 году после масштабной кампании «Конец времен» старый мир рухнул и на его осколках появилась новая игра Warhammer Age of Sigmar. Warhammer Fantasy это мир похожий на нашу землю в которой смешались европейцы Ренессанса и высокого средневековья, древняя магия и фантастические расы эльфов, гномов, орков, человекоящеров. Карта Warhammer Fantasy похожа на немного измененную карту Земли, на которой легко угадываются очертания Евразии, Африки и Америки. Первоначально Warhammer Fantasy предполагал более высокий уровень управления войсками — в битвах участвовали не отдельные воины, а полки, но как оказалось игроки предпочитают командовать меньшим числом воинов и поэтому Age of Sigmar стал более похож на Warhammer 40 000.
Армии Warhammer Fantasy очень разные по стилю игры, причем различаются даже родственные фракции. Так, человеческая империя обладает множеством хорошей пехоты, которую поддерживают немногочисленные рыцари, закованные в прочную броню и различная техника от пушек до паровых танков. Другая людская фракция — Бретония — полагается на рыцарскую армию, а их пехота хотя и многочисленна, но плохо обучена и слаба, ведь это не профессиональные воины, а вчерашние крестьяне.
Так выглядит поле битвы в игре Warhammer Fantasy (фото: Иллюстрация из книги Warhammer Rulebook (8E))
Высшие эльфы сражаются с войском демонов (фото: Иллюстрация из книги Warhammer Khaine Book 2)
А это уже бой в игре Age of Sigmar. Воины бога Сигмара сражаются с хаосом. Заметно, что масштаб игры существенно уменьшился (источник фото)
Видео игры Ultimate General: Civil War
Особенности игры | |
1 | Более 50 сражений – битва при Шайло, сражение при Энтитеме, Ричмонд, Вашингтон. |
2 | Историческое оружие – винтовки Уитворта и нарезные мушкеты, некоторые добываются в бою. |
3 | Игра за генерала – сохраните солдатам жизнь, и они прокачаются, потеряйте их, и армия разбежится. |
4 | Классные карты – учитывайте ландшафт, ройте окопы и просто оцените крутую графику. |
Наверное, это самая лучшая игра о Гражданской войне на сегодняшний день. Большая, красивая и глубокая.
- Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/502520/
Обратите внимание, это далеко не все игры о войне, которые есть на сайте. В разделе стратегий еще много интересного, а в блогах вы найдете и другие подборки.
Лучшие варгеймы 2012 года
Пусть с запозданием, но всё-таки представляю вам лучшие варгеймы 2012 года — победителей премии Charles Roberts Awards, которую уже стали называть «Чарли» по аналогии с кинематографическими «Оскаром» и «Сезаром».
Лучший варгейм от античности до эпохи Наполеона
The Battle of Fontenoy (Paul Dangel, Matt Hinkle & Phil Boinske), Clash of Arms Games
Как многопушечный парусный фрегат, игра The Battle of Fontenoy не ворвалась, а плавно, но неотвратимо вошла в список номинантов, и все остальные игры вынуждены были расступиться. Действительно, кого как не её назвать настоящим, «правильным» варгеймом!
Представительница серии BAR с двадцатилетней историей, традиционные гексы с фишками, коих в игре свыше полтысячи, сложные и подробные (если не сказать, дотошные) правила — да, это он, настоящий варгейм для настоящих варгеймеров! Если у вас есть лишний год жизни, и вы хотите досконально разобраться в перипетиях самого известного сражения одной из самых неизвестных войн (за Австрийское наследство) — купите The Battle of Fontenoy, не пожалеете!
Тем более что теперь языковой барьер рухнул — правила серии BAR перевёл на русский язык один из самых опытных российских варгеймеров, Илья Литсиос. Этот гигантский труд (правила занимают 52 страницы!), надеюсь, увеличит число варгеймеров, если не увлекающихся системой BAR, то знакомых с ней. Приведу слова Ильи:
Правила очень хорошие: исторически достоверные, интересные и хорошо отполированные. Их большой объём связан с тем, что в 3-й редакции попытались объяснить все более-менее часто встречающиеся сложные ситуации (во второй редакции, по-моему, было страниц 25). В целом это, пожалуй, лучшие правила батальонного уровня на эпоху «коня и мушкета», которые я знаю… BAR относится к той категории игр, к правилам которых у меня не возникает вопросов относительно реалистичности тех или иных игровых механик — всё логично и объяснимо.
Ссылку на перевод правил можно найти здесь.
Остальные номинанты на таком фоне выглядят, конечно, играми для вечеринок. Признаюсь, моим фаворитом была игра Kingdom of Heaven — у неё много плюсов: оригинальная система осад, наличие дипломатии в игре, интересная тема, и в то же время широкий охват событий — все крестовые походы (напомню, что игра примерно того же масштаба от Ричарда Берга охватывала лишь три первых крестовых похода). Но и минусы есть: розыгрыш карт зачастую предсказуем, а иногда оставшиеся на руке карты и вовсе некуда потратить, фишки собираются в большие неустойчивые «стеки», для которых не предусмотрены отдельные области, как в некоторых других играх.
К сожалению, не удалось в неё сыграть, но она есть у меня в коллекции, и я обязательно разложу её, чтобы отвоевать гроб господень, или наоборот, и обязательно вам об этом расскажу.
Кроме KoH в номинантах были:
- Virgin Queen — продолжение знаменитой мультиплеерной игры (на 6 игроков!) Here I Stand, которой (я имею в виду VQ), на мой взгляд, не удалось обойти свою предшественницу.
- Fading Glory — делюксовая версия четырёх игр по системе «Наполеоника 20» (я про неё недавно писал).
- Amateurs to Arms! — стратегическая игра о войне 1812 года. По ту сторону Атлантики.
Лучший варгейм от эпохи Наполеона до Второй мировой войны
Здесь победителем стала игра Bloody April, она посвящена войне в воздухе в период Первой мировой. Но это не бои самолёт на самолёт (хотя Манфред «Красный барон» Рихтгофен со своим «Альбатросом» здесь есть, куда же без него), это отдельные задания, к которым в то время начали привлекать авиацию: разведка, координация артиллерийского огня, бомбардировка, патрулирование линии фронта и т.п. Предыдущая игра автора была посвящена действиям авиации примерно того же масштаба, но в период арабо-израильских войн.
Благодаря игре начинаешь понимать, что воздушная война — это не рыцарские дуэли, а работа, в которой главное — выполнение своей задачи. К слову, заданий, то есть сценариев, в игре аж 30 штук, да несколько десятков самолётов, так что есть где развернуться. Правда, некоторые игроки уже говорят о том, что правила получились сложнее, чем в предыдущей игре, хотя порой эта сложность оказывается неоправдана, да и сама книга правил написана неряшливо, содержит ошибки и неясности. Впрочем, в Интернете уже появились Living Rules, в которые внесены необходимые исправления и дополнения. Поговаривают ещё об одной проблеме: дело в том, что в 1917 британская армия готовила и проводила большое наступление, и её авиация была, естественно, более активна, чем авиация противника, так что большинство сценариев более интересны для англичан — это им надо проводить разведку, корректировать огонь, бомбардировать траншеи. Удел немцев — мешать британцам выполнять их цели. Поэтому более опытному игроку рекомендуется играть за немцев, чтобы новичок не потерял интереса к игре после первого же сценария.
Среди претендентов на премию были:
- Guns of the Askari — тоже ПМВ, но уже на суше, причём на такой суше, которой и не сыщешь — в Восточной Африке. Журнальная игра, которую фанаты хвалят за простые правила и необычную тематику.
- Battles of 1866: Frontier Battles — австро-прусская война от Avalanche Press, сделана в их традиционном стиле, в каком они делают сражения всех эпох, от Древнего Рима до Американской гражданской войны. Основная интересная идея — несколько фишек на один отряд: по мере ослабления отряда в ходе сражения одна его фишка сменяется другой, другая третьей, и т.д. Это позволяет использовать в игре отряды с постепенно ухудшающимися параметрами, не засоряя при этом игровое поле кучей маркеров. Подробнее о системе можно почитать в одном из моих старых отчётов: Rome at War.
- Somme 1918 — оперативный уровень, снова ПМВ, весеннее наступление немцев на Западном фронте, известное, как «Операция «Михаэль». С одной стороны, взята интересная битва, поскольку армии после трёх лет траншейных войн вновь научились прорывать оборону противника. И достигается это, кстати, очень умными правилами. Например, обороняющийся может заменять хиты отступлением. С другой стороны, вновь «проблема обороняющегося» — за немцев играть гораздо интереснее, англичанам в этой игре атаковать почти не приходится.
- Zulus on the Ramparts (2nd edition) — довольно известная соло-игра из серии States of Siege, только вместо государств здесь действует малочисленный британский отряд, доблестно отражающий атаки полчищ зулусов. Мне кажется, все игры про зомби берут своё начало в этом сражении. Для интересующихся игрой очень рекомендую почитать отличнейший отчёт Андрея Шлепова (с иллюстрациями и даже видеороликом) о первом издании игры.
Лучший варгейм о Второй мировой войне
С чувством глубокого удовлетворения, как говорили в те времена, в которые мы снова сползаем, я представляю вам победительницу в этой номинации — ей стала игра Red Winter от GMT Games. Это мне особенно приятно, потому что и в моём личном списке игра оказалась на первом месте, она стала для меня и открытием, и лучшей игрой года.
Из полного названия становится ясно, о чём она: Red Winter: The Soviet Attack at Tolvajärvi, Finland: 8-12 December 1939. Советско-финская война, Карелия, никакой линии Маннергейма, только заснеженный лес и покрытые льдом озёра. Наступающая советская дивизия, которой противостоит полк финнов. Подробно о правилах рассказывать не буду, всё уже писал в своих отчётах.
Казалось бы, обыкновенный гексо-фишечный варгейм, чего нового там можно придумать? И верно, вроде ничего нового, но все правила, все параметры отрядов подобраны так аккуратно и точно, что на выходе получаем игру, воспроизводящую практически все детали, все особенности именно этой, советско-финской войны 1939 года. Чувствуется, что автор, Mark Mokszycki, с большим интересом и чувством подошёл не только к созданию игры, но и к истории, которой она посвящена. Смотрите сами, что есть в этой игре: гигантские костры, у которых грелись советские солдаты, ночные рейды финнов, полевые кухни и возможность использовать трофейное оружие, учёт артиллерийских боеприпасов и здоровья полковника Паяри (героический финский командир рискует слечь с сердечным приступом, если будет слишком активно участвовать в боях, что, кстати, и произошло в реальности).
В общем, Марку удалось наполнить классическую форму оригинальным содержанием. Возможно, именно в этом и лежал ключ к победе: ведь все остальные претенденты — это очередные модули уже давно существующих серий, а игра Panzer и вовсе переиздание игры тридцатипятилетней давности. Впрочем, всё это достойные и «играбельные» игры (простите за кривизну слога), которые уже нашли своих фанатов:
- It Never Snows от фирмы MMP — представитель серии Standard Combat Series. На этот раз отыгрывается начало операции Market Garden: парашютисты союзников должны захватить узловые точки и продержаться до подхода основных сил, а немцам надо уничтожить десант и контратаковать наступающих англо-американских союзников.
- No Question of Surrender из серии Grand Tactical Series от всё той же MMP. Северная Африка, май 1942 года, немецко-итальянская армия Роммеля пытается взять обороняемый французами бывший турецкий форт Бир Хакийм. Основа системы — маркеры активации частей (чувствуется рука геймдизайнера Adam Starkweather`a, разработчика A Victory Denied). «Фишка» оформления — для каждой нации используется её собственная система условных обозначений родов войск. Так что учите не только свою, но и вражескую матчасть. Прочитать про неё можно в обзоре системы от Кирилла Орешкина (https://prowargames.ru/rscs.html)
- The Blitzkrieg Legend — снова MMP, снова серия, на этот раз Operational Combat Series. Игра-монстр, почти 2000 фишек, посвящена падению Франции в 1940 году, практически от начала до конца (в реальности кампания шла чуть больше месяца, игра охватывает 26 дней).
Лучший варгейм о периоде после Второй мировой войны
Я не большой любитель игр по современности, а вот большинство варгеймеров, похоже, наоборот. По крайней мере, в последнее время появляется всё больше игр, посвящённых эпохе «после ВМВ». Название игры 1989: Dawn of Freedom (наследницы всемирно популярной Twilight Struggle) от GMT Games говорит само за себя, игра посвящена череде «бархатных революций», в ходе которых рухнуло советское владычество над Восточной Европой.
Другая игра, Angola (MMP) — долгожданное переиздание игры 1988 года, отлично сбалансированной и вместе с тем обладающей несимметричными сторонами (играть могут от 2 до 4 человек). Слишком удачно действующая сторона получает большую популярность в народе, в её армию притекают новобранцы, но в то же время иностранные державы начинают поддерживать техникой и боеприпасами менее успешных соперников. Чтобы победить в этой игре, нужно быть не только хорошим воином, но и хорошим политиком!
Следующий номинант — Thunderbolt Apache Leader (Dan Verssen Games), переработка игры 1991 года. Дэн Верссен, геймдизайнер и издатель, продолжает свою успешную серию Leader — игр для одного игрока, воспроизводящих действия одного или нескольких самолётов. В Thunderbolt Apache Leader, впрочем, вас ждут уже не только самолёты, но и вертолёты, а разброс кампаний — от «Бури в пустыне» и гипотетической Третьей мировой в 1986 году до не менее гипотетических, будем надеяться, столкновений в Иране в 2014 году. Кстати, автор переносит серию и в другие стихии, помимо воздуха: в 2011 году вышла U-Boat Leader, посвящённая субмаринам, а скоро Дэн обещает выпустить Tiger Leader, где можно будет порулить танками на полях второй мировой (обратите на неё внимание, любители World of Tanks).
Последний номинант, которому не суждено было победить — The Next War: Korea. Если Дэн Верссен прогнозирует войну в Иране, то автор этой, Gene Billingsley, считает, что гром грянет на корейском полуострове. Это тоже переиздание игры, изданной в 1992 году, в которой описывалась возможная война 1995 года, поэтому автору пришлось перенести действие, так сказать, из Past Future в Present Future, в год, предположим для ровного счёта, 2015-й. Это привычный гексо-фишечный варгейм стратегического уровня, в нём есть стандартные и продвинутые правила, которые более подробно описывают воздушную войну, с учётом множества факторов, вплоть до опытности пилотов.
Победителем же в этой номинации стала игра Andean Abyss (GMT Games), первая в серии COIN, что расшифровывается, как COunterINsurgency, то есть «подавление мятежей» или «наведение конституционного порядка», если угодно. Правительство маленькой, но гордой Колумбии воюет с отрядами коммунистов, националистов и наркокартелями, а те, в свою очередь, друг с другом. У каждой из четырёх фракций свой стиль игры, свои победные условия и средства их достижения. Некоторые считают, что игра станет вехой в мире варгеймов, так же, как вехой стала We The People, открывшая дорогу для варгеймов с карточным движком (CDG). И действительно, похоже, издателям кажется, что они напали на золотую жилу: уже вышли новые игры серии, Cuba Libre и A Distant Plain, посвящённые восстаниям на Кубе и в Афганистане соответственно, готовится к изданию игра по Вьетнаму, в планах игры про войну в Анголе (прямой конкурент варгейму от MMP) и партизанскую войну в Ираке. Всё бы хорошо, но вот только часть варгеймеров считает, что игры серии настолько абстрактны, что уже и не варгеймы вовсе, а, скорее, обычные настолки про борьбу за влияние. Поглядите:
Сможете отличить её от какой-нибудь игры про борьбу млекопитающих с динозаврами, например? Впрочем, вопрос не закрыт, я думаю, много ещё дискуссий нас ждёт по этому поводу. Идём дальше.
Лучший компьютерный варгейм периода до XX века
Компьютерные игры… Я в них почти не играю, но в этот раз так вышло, что единственная игра, в которую я играл — это как раз победитель, Levee en Masse (Victory Point Games). Правда, играл я не на компьютере, а на смартфоне.
Тоже очень абстрактна, но, тем не менее, тут присутствуют наступления на разных фронтах, отечество, находящееся в опасности, столица, грозящая бунтом. Кроме того, надо следить за уровнем влияния монархистов и бонапартистов и не допускать падения популярности республики. В общем, мне кажется, это удачная попытка перенести одну из игр серии States of Siege на экран компьютера и телефона. Хотя чем она лучше другого номинанта — Zulus on the Ramparts из той же серии, — сказать не могу. Разве что темой — Французская революция популярней штурма дикарями одинокого форта где-то в Южной Африке.
Остальные номинанты:
- Непотопляемая серия Napoleonic Battles: Campaign 1814 от John Tiller Software.
- Scourge of War: Gettysburg от Norb Development Software, реинкарнация «Геттисберга» от Сида Мейереа.
- Тактическая игра для айфона Civil War: 1863 (Hunted Cow Studios Ltd.).
Лучший компьютерный варгейм по XX веку и современности
Здесь лучшей стала Battle of the Bulge от Shenandoah Studios. Это тоже игра для айфона, поэтому особо много рассказать о ней мне нечего. Из того, что я читал о ней, могу заключить, что игра, скорее, выделяется своим оформлением, а не какой-то особой реалистичностью происходящего.
Почти все остальные номинанты — опять-таки повторение пройденного:
- Combat Mission: Fortress Italy от Battlefront.com.
- Operational Art of War 3 от Matrix Games.
- Panzer Campaigns: Moscow ’42 от JTS.
Особняком стоит лишь Conflict of Heroes: Awakening the Bear компании Matrix Games, но это игра для ПК, а сейчас в моде мобильные устройства. Этим, пожалуй, и можно объяснить её поражение.
Лучший журнальный варгейм
Лучшей журнальной игрой стала Beyond Waterloo (by John Prados) из журнала Against the Odds. Очень интересная тема — 100 дней Наполеона. Есть много игр про Ватерлоо — сражение, поставившее крест на «втором пришествии» императора французов. Но игра, в которой можно переиграть всю кампанию 1815-го года, мне встречается впервые. Более того, речь идёт не только о военной кампании — в игре есть и дипломатия, и экономика, а на игровом поле не только Франция, но и Бельгия, и части Германии, Италии и Швейцарии.
Другие номинанты:
- Boudicca: The Warrior Queen (Richard Berg), Against the Odds magazine (ATO) — игра, посвящённая восстанию в Британии против римского владычества в 61 году нашей эры. Кстати, про королеву Боудикку, возглавившую восстание, был снят одноимённый фильм в 2003 году. В русском варианте фильм назвали «Королева против Рима», спасибо что не «Королева против Тарзана». Рекомендую, фильм неплохой.
- Уже упоминавшаяся Guns of the Askari (John Gorkowski), Against the Odds magazine (ATO).
- Red Dragon / Green Crescent (Bruce Costello), Decision Games — варгейм про гипотетический конфликт Китая и США в тихоокеанском регионе.
- Wagram 1809 (Laurent Martin), Battles magazine — воспроизведение одного из самых известных сражений Наполеона.
Лучший профессиональный варгеймерский журнал
На этот раз победителем стал журнал C3i, издаваемый RBM Publications, хотя, конечно, ни для кого не секрет, что это журнал фирмы GMT Games.
C фаворитом прошлых лет, замечательным журналом Battles Magazine, к сожалению, стали происходить неприятные вещи: в течение полутора лет не мог выйти девятый номер журнала. Сначала проблемы с тиражом, затем с фишками для игры, прилагаемой к журналу. Я, кстати, своего экземпляра так ещё и не дождался. Будем надеяться, что его издатели найдут в себе силы выправить ситуацию.
Другие номинанты:
- Against The Odds, Against the Odds magazine (ATO).
- Le Franc-Tireur (ASL magazine).
- Special Ops, Multi Man Publications, Inc. (MMP).
Последняя номинация, о которой я хочу упомянуть — это…
Игра с лучшим оформлением
В этой номинации победила The Battle of Fontenoy, получившая, как вы уже знаете, и другую награду. Кроме того, номинировались Bloody April и Red Winter, чьи фотографии вы можете увидеть выше. Еще две игры-претендента:
- Amateurs, to Arms! от Clash of Arms Games, чьё игровое поле стилизовано под географические карты начала 19 века и выглядит если не красочно, то очень антуражно.
- No Question of Surrender (MMP), в которой я, откровенно говоря, каких-то художественных откровений не наблюдаю.
Можете просмотреть все иллюстрации и решить, какая из игр вам нравится больше.
Кстати, скоро начнётся борьба за варгеймерские премии 2013 года, а летом станут известны новые победители. Постараюсь написать о них более оперативно. А пока разрешите откланяться.
Нет — войнам, да — варгеймам!
Для статьи использованы иллюстрации из открытых источников в Интернете.
Оригинал статьи, а также другие мои отчёты и обзоры вы можете прочитать в блоге «Я варгеймер».