Волкодав: Месть Серого Пса: Прохождение игры

Primal Software делает игры редко, но душевно, а главное в собственном приятном стиле. После стратегических проектов им удалось выступить в роли автором ролевой игры, основанной на фильме, который вызывал не самые приятные впечатления. Увы, игра также не на вершине хит-парадов, однако она лучше всех своих конкурентов. Интересно, что бы получилось без необходимости оставаться во вселенной «Волкодава».

Сводная таблица

Уровни сложности

Пять штук. Чем меньше выбранный уровень сложности, тем выше стартовый уровень главного героя, а значит – легче путь к победе.

Освоение игры

В наличии небольшой туториал, всплывающие подсказки и встроенная справка по управлению. Все удобно и очевидно.

Ролики

Сценки на собственном движке, нарезка фрагментов из фильма плюс бонус – клип группы «Алиса».

Камера

Свободно вращается и масштабируется, на героя можно взглянуть под любым углом, присутствует линия горизонта и красивое небо

Атмосфера и стиль

Мрачно-реалистичное средневековье.

Качество картинки в целом

Небольшое количество полигонов – особенно страшно в сценках-диалогах. Неживая вода.

Внешность главного героя

Абсолютное отражение надетой амуниции и оружия. По бокам топоры, за спиной щит и копье, в руках мечи… В бою игрока частенько окружают, и он умудряется очень красиво отбиваться сразу от нескольких противников. Спецудары выглядят эффектно.

Сюжет

Повествует о мести Людоеду и прочим сподвижникам Мораны.

Линейность прохождения

Идеальная линейность прохождения довольно быстро заканчивается, предлагая второстепенные задания и относительную свободу выбора следующего уровня.

Уровни и архитектура

Соблюдение пропорций и размеров, реалистичные масштабы, сложный рельеф.

Друзья-товарищи

Обуза, которую надо беречь от смерти. Мышь всегда рядом – добавляет шарма.

Ролевая система

Простая и понятная, двухуровневая – отдельно совершенствуются параметры (сила, ловкость и пр.) и навыки (двойной удар, комбо, меткий выстрел и т.д.). Опыт добывается в сражениях и за счет выполнения квестов. Присутствует деление на рукопашный, ближний и дальний бой.

Звук

Не все диалоги озвучены, игра актеров средняя.

Пауза для отдачи

Есть.

Сохранение/загрузка

Под быстрое сохранение отведено 3 слота. Еще три слота ведают автоматическим сохранением в ключевых точках. Ограничений на обычное сохранение нет.

Инвентарь

Большой выбор всевозможных вещей. Надеть можно в зависимости от требований к параметрам и уровню героя.

Карта

Несколько масштабов, возможность перемещаться прямо по карте.

Противники

Разновидностей хватает.

Поведение в бою

Минимум инициативы, четко следует полученным приказам.

Вердикт

Неожиданная ассоциация с Готикой. Симпатичный славянский мир средневековья в относительно реальном масштабе. В целом понравилось.

Общий рейтинг

7/10

Показать все скриншоты к статье «Волкодав: Месть Серого Пса» (20)

Скриншоты к статье «Волкодав: Месть Серого Пса» на отдельной странице
Автор публикации: Veles Дата публикации: 27-01-2007 Комментарии: 0 / Прокомментировать Статью читали 22202 раз
  • Карточка игры Волкодав: месть Серого Пса

Обзор Волкодав: Месть Серого Пса [КГ]

Нелетучий Мыш с самого начала пути досаждал своему хозяину. Переминался с ноги на ногу, теребил плечо, жалобно пищал в самое ухо Волкодава и даже несколько раз плюнул на его и без того спутанные волосы. «Вот непоседа…», — подумалось венну, который только и сподобился, чтобы поправить болтавшийся позади тул со стрелами. Следующая мысль появиться не успела — идущий впереди стражник замертво свалился с кинжалом в спине. На дорогу, улюлюкая, выскочили разбойники. Нападать они не спешили, словно хотели нагнать страху одним своим видом. Этого времени вполне хватило, чтобы последний из рода Серых Псов обратил взор в небо и пробормотал несколько фраз. Сеча была недолгой: грабители, распознавшие в Волкодаве всю силу отряда, гурьбой бросились к нему. Как оказалось, зря — каким-то невероятным образом выбравшись из плотного кольца, воин уложил всех наземь. Когда Тилорн бросился к Ниилит (увидит, чего доброго, кровь!), венн вставлял в ножны свой меч. Криво усмехнувшись, никогда не обладавший красноречием Волкодав проворчал: «Ну, так стоять и будем? Пошли!»

Я бы верно служил, и хранил, и берег — Просто так, за любовь! — Улыбнувшихся мне… …Но не ждут, и по-прежнему пусть одинок, И охота завыть, вскинув морду к луне. Мария Семенова, «Волкодав»

Российская «Акелла» решила не оставаться в стороне от славянского праздника, устроенного книжным «Волкодавом», и поручила студии Primal Software заняться разработкой одноименного проекта. Работы над компьютерной адаптацией начались в 2004 году. Даже тогда, когда завеса тайны была частично приподнята, action/RPG не торопилась на свидание с поклонниками русского фэнтези. Виной тому был фильм, явно не спешивший с премьерой и заключивший негласный уговор с компьютерными адаптациями книг Марии Семеновой. Нет «Волкодава» на большом экране — стало быть, нет его и на винчестерах изголодавшихся и отощавших пользователей.

Велено так, боярин…

Взгляд сотрудников Primal Software на события оригинального «Волкодава» знатоки литературного цикла признают самыми верными. Одобрительно закивают головами при диалогах и сюжетных ходах, уважительно отзовутся о местах, по которым разгуливает главный герой, понимающе зацокают языками при взгляде на характерный для action/RPG геймплей. И в чем-то они будут правы. Много повидавший на своем веку Волкодав предстает в тот момент, когда ему уже нечего терять: отца и мать жестоко убили разбойники, родное поселение выжжено дотла, а за плечами — несколько лет адского труда в рудниках Самоцветных гор. Что может волновать такого человека, который в последнее время даже не видит снов? Конечно, Месть! Хладнокровная, безжалостная, с беспристрастными глазами и ухмыляющимся лицом. Первым пунктом в списке стоит Людоед, насквозь проткнувший отца мальчика рода Серых Псов.

Чуть ли не в самом начале игры — знакомство со своими верными спутниками: красивой девчушкой Ниилит и чародеем Тилорном. Душки, они мило беседуют с главным героем, от всей души благодарят за спасение, но нехотя усложняют дальнейшую задачу — их преждевременная смерть недозволена. Поклониться в ответ, по-отечески похлопать по плечу и отправиться в дальнейшее странствие не удастся. Здесь нет свободы уровня The Elder Scrolls IV: Oblivion или Gothic III: невидимые щупальца сценаристов чувствуются подкожно и не оставляют ничего иного, как сказать банальность: «Игра движется словно по рельсам». Сказано побывать здесь? Выполняйте и не задавайте лишних вопросов. А вот за эпизоды, не вошедшие в фильм, но присутствующие в «Мести Серого Пса», скажите спасибо — не обидимся.

Не духом единым

Отличительной чертой игры стало отсутствие магии. Чароплеты, кастующие сложносочиненные заклинания в мире Семеновой, не прижились. Да и к чему, собственно, изгаляться над русскими воинами, слава которых гремела на тысячи верст вокруг? Богатырская силушка, вложенная в меч-кладенец, заткнет за пояс любого мага, силящегося выпустить из протянутой руки огненный шар. Поэтому — в сторону свитки, силы Земли/Огня/Воздуха/Воды да поклонения пантеону богов. Булавы, мечи, копья, луки и стрелы — вот наш выбор. Волкодав предпочитает контактный способ общения с людьми. Левой клавишей грызуна , осыпая собеседников нехитрыми рубящими ударами, а правой применяем весомый аргумент — разного рода спецудары, которые на поздних уровнях вполне способны стать местной альтернативой фаталити. Управляться как с камерой, так и с ведением боя удобно: вид от третьего лица легко масштабируется, идею с выбором особых ударов колесиком мыши иначе как удачной не назовешь. Оказывается, даже action/RPG может стать расслабляющим времяпрепровождением. Причиной на удивление быстрого прохождения «Волкодава» становится искусственный интеллект. За исключением количества здоровья враги не преподносят тактических сюрпризов и прямолинейно атакуют нашего протагониста. Аналогов с глубоким погружением героя в кому (как было в «Волкодав: Последний из рода Серых Псов») здесь практически не наблюдается — сражающиеся сплошь джентльмены и терпеливо ждут своей очереди. Даже к «боссам» как такового ключика искать не приходится: пара бутылочек целительного зелья, поза лотоса перед схваткой (Волкодав вопреки предупреждениям Минздрава склонен к самолечению) — и раунд, что называется, наш. Тем не менее, монстры и вооруженные люди успевают досадить количеством — иногда создается такое впечатление, что нет ни одной тропки, где не расхаживали бы матерые волчищи, не лазали медведи, не бродили лешие и не шлялись представители враждебных племен. Ладно хоть бестиарий старается предложить какое-нибудь разнообразие, пополняясь новыми особями и возможностями для отыгрываемого персонажа.

Скажем откровенно: дальше играть хочется вовсе не из-за немого вопроса «как закончится?», а благодаря неплохо поставленной системы боев. Минимум напряжения серого вещества, больше экшена, малая толика ролевых элементов — при грамотном подходе сработать может даже этот немудреный рецепт.

От добра добра не ищут

Что-то мы все о сюжете да сражениях… А как там в плане RPG? Честно говоря, не очень. Параметров кот наплакал, вариантов развития Волкодава не густо, а внятной «прокачки» — плюнуть и растереть. Растущий в уровнях, как на дрожжах, герой волен потратить призовые на телосложение (здоровье, то бишь), скорость атаки, сноровку (шиш достанешь) и силушку. Кроме того, имеются автоматически улучшающиеся рукопашный/ближний и дальний бои — распределять очки не требуется, умения растут сами собой в зависимости от ваших предпочтений при сражениях. Набор оружия также не впечатляет обилием, хотя вряд ли бы нам понадобилась сотня ненамного отличающихся друг от друга палиц или алебард. Несколько вариантов мечей, дубинушек, тяжелых топоров — все как обычно. С бижутерией, доспехами и всякого рода эликсирами тоже полный порядок. Интересной особенностью, пожалуй, обладает только аптечка — будучи под рукой у героя, она способна усиливать его восстановление во время сеансов самолечения.

Леса Большого Погоста иль сереющие вдали стены Галирада вряд ли оставят равнодушными даже самых привередливых из наших соотечественников. А вот западные коллеги по геймерскому цеху вряд ли поймут, что пейзажи до боли смахивают на исконно русские земли. Небольшие холмики, покрытые густой растительностью; белесые березки, жмущиеся друг к другу; даже хижины простого люда кажутся до боли родными и не раз виденными в сказках. С моделями персонажей ситуация похуже — движения их далеки от плавности и эластичности, но на выручку приходят хорошо поставленные бои. Спецэффектов как таковых немного, однако они выглядят бледно из-за передозировки блура, которым обильно полита чуть ли не каждая вещь. Манипуляции с графическими настройками частично компенсируют замыленность картинки, но вряд ли станут решающей панацеей. За такие фокусы, конечно, нужно ругать, но игра шустро бегает даже на очень маломощных конфигурациях — поэтому злость стоит поуменьшить. Самым слабым звеном стала озвучка. Во всех без исключения диалогах актерами (или кто там у них?) проговариваются только одно-два предложения. Остальная часть разговора происходит между шлепающими в полной тишине губами персонажами. Цена ошибки резко возрастает, когда вспоминаешь, что у разработчиков была масса времени, чтобы исправить баги «Мести Серого Пса» — они предпочли заняться другими делами. На музыку, кстати, тоже особо не рассчитывайте — в «Волкодаве» она практически незаметна.

Предсказуемый и «рельсовый» сюжет, скучные диалоги, безобразная озвучка, неоднозначная графика в противовес местами бодрому геймплею и хорошо срежиссированным боям. Именно таким в памяти большинства из нас останется «Волкодав: Месть Серого Пса». Сможет ли игра задержаться на винчестере, зависит лишь от ваших жанровых предпочтений и степени влюбленности в фэнтезийный мир, придуманный Марией Семеновой.

Плюсы: ·Знакомый по книгам и фильму фэнтезийный мир. ·Простое управление и интерфейс. ·Небольшие системные требования.

Минусы: ·Слабоватая для нынешнего времени графика. ·Отсутствие игровой свободы. ·Слабый AI.

Оценка: 5,5. Вывод:

Русским духом здесь пахнет — этой фразой можно охарактеризовать всю игру, которая получилась неказистой, но в то же время увлекательной ровно настолько, чтобы провести за ней пару вечеров.

Антон Борисов

Одним словом «наше»

Первые же минуты погружения в здешний мир навевают воспоминания о «Lineage II», но, разумеется, в «локальном» исполнении. Неоспоримым и, пожалуй, единственным серьезным достоинством игры является ее «русский характер». Полная версия скорей всего не станет чем-то оригинальным в жанре RPG, но вполне сойдет за «середнячка» и наверняка будет интересна своим национальным колоритом и, разумеется, славой романов «Волкодав». Также любопытно, что проект создается по мотивам снимающегося фильма «Волкодав из рода Серых Псов», который, в свою очередь, также снимается именно по мотивам романов, поэтому документального сходства с книгами видимо ждать не приходится.

Автор: Александр Снегов

Волкодав: Путь воина — Дурацкий путь…

Дурацкий путь…
Вот, скажите, пожалуйста, чего вы ждете от слэшера в средневековом фентези сеттинге? В идеале: бешенной динамики, возможно не самой технологичной, но очень зрелищной картинки с предельной концентрацией спецэффектов на квадратный метр игрового пространства. Плюс, конечно же, разнообразия, хотя бы десяток экземпляров вооружения, пару сотен монстров и ролевые элементы в боевой системе. Тогда происходит единение с играющим, время пролетает быстро и незаметно. Все счастливы, довольны и требуют добавки. Наиболее яркий «положительный» пример последнего тысячелетия: Two Towers и Return of the King (не трудно догадаться — во вселенной «Властелина Колец») от Electronic Arts, органично дополняющие друг друга и в тандеме образующие целостное, красивое, запоминающееся произведение. Рекомендуем к ознакомлению. Качество гарантируем. Кажется, формулу успеха в данном случае испортить при условии правильного расположения рук (ну то есть, когда растут они, к примеру, не из ушей) решительно невозможно. Но эксцессы случаются. Невесть откуда взявшиеся, отметившиеся отвратными «гамбургерами» местного приготовления, разработчики под теплым крылом могучего издателя начинают готовить смрадное блюдо, не соблюдая общепринятых правил кулинарии. «Мы и так самые умные, зачем нам образцы!?», — восклицает дизайнер, клея статичные «обои» на локации, которые в свою очередь разваливаются по швам. А мы потом давимся, страдаем от несварения желудка, разочаровываемся в бытие. Да: Так бывает. Вы, уже, видимо поняли, в каком ключе будет проходить наша сегодняшняя беседа.
Волкодав номер три
Новости сегодня две — хорошая и плохая. Начну с первой: перед нами последний компьютерный «Волкодав», больше ничего по мотивам недавнего российского блокбастера (который уже сам по себе довольно спорный), по крайне мере в ближайшее время к нашей великой радости не выйдет. Слава богу, идеи закончились. Плохое известие? «Волкодав: Путь Воина» от «1С» и Gaijin — это, кхм — попытаюсь остаться предельно корректным и не переходить на личности и оскорбления — жалкое зрелище. И самое место всему тиражу — не в магазинах, где за нее просят, между прочим, пару сотен российских рублей, а на городских свалках. Браво, блин. Не думал, что это когда-нибудь скажу, но титул самого позорного «Волкодава» отходит от «Последнего из Рода Серых Псов» к нашему пациенту. Болен он, между прочим, неизлечимо, безнадежно. И даже страдания ему облегчить не удастся. Поклонникам творения Семеновой по-прежнему остается лишь одна альтернатива — «Месть Серого Пса» от «Акеллы». «1С» почему-то примеру «коллеги» не последовала. И, признаться, доверие к некогда самому уважаемому российскому паблишеру уже почти опустилось ниже критической линии. За которой бездна. Все как обычно. Сказочное славянское государство. Соответствующая природа, атмосфера и все дела. Только чуть больше, чем обычно темных красок. Маленький мальчик теряет родителей, от чего страшно страдает и клятвенно обещает отомстить обидчикам, покромсав их на куски и сделав каждому из них по пятьсот «добиваний» тремя доступными ему способами. «Изведав горести потери, рабства и унижения… Он возвращается в родные места — для того, чтобы свести счеты с давним врагом и обрести покой», — заявляет jewel-box. Верим. А вот, что касается: «Вам предстоит биться в известных по фильму и книгам сражениях, побывать в знакомых местах и узнать новые подробности культовой истории», — то, что-то не очень. Никаких новых подробностей, никаких знакомых мест. Нет, конечно, все эти нагромождения растянутых текстур в чудовищно маленьких и с точки зрения дизайна жалких локациях, при вселенском желании могут восприниматься, как «знакомые» пространства. Но почему-то его у нас не возникло.

Непослушный раб

Спартанские настройки изначально обрубают надежды на прикосновение к прекрасному. Позволено изменить только разрешение, настроить уровень анизотропии, определиться с уровнем качества текстур, выбрать версию пиксельных шейдеров и включить/отключить «проработку, тени, отражения». Ставим все по максимуму в слабой надежде (а слабая она по причине официальных скриншотов и картинок с коробки) «увидеть солнце». Благо «сумасшедшие» системные требования располагают. О, нет, это какая-то ошибка. Фигурка главного героя — сродни той, что храбро сражалась в бродилке (клоне Tomb Raider) середины последней декады прошлого столетия — Deathtrap Dungeon. Он состоит из пары сотен полигонов, у него мимика носорога и дерганные движения. Он умеет говорить (о, нет, не своим голосом), но порой почему-то глотает слова или обрубает фразы посередине. Он не всегда послушен, свободолюбив и не всегда слушается команд своего хозяина, чем приводит последнего в страшный гнев, даже ярость. Он запросто может остановиться в любую минуту и так простоять минут семь. Для него не существует законов физики, и он порой мертвой хваткой вгрызается в пространство, искажая его своим слиянием с каменой стеной, деревом или бочкой. Он — Волкодав, с которым вам только предстоит познакомиться. Под стать ему и сопровождение, будь то особи женского или мужского пола. Их, к величайшему сожалению, придется защищать. Расходный материал, жизненная энергия, неумолимо ползет к критической отметки, а вам тем временем приходится метаться из одного угла карты к другому (ибо, так задумано, что персонажи разбегаются по противоположным углам и там усиленно стараются как можно быстрее подохнуть), разбрасывая многочисленных неприятелей, то и дело орущих «Он здесь!», «Тебе не Уйти», «Я видел его». Эти слова, произносимые с навязчивой периодичностью в одну секунду (иногда — в 5-6 голосов одновременно) тут же выводят из себя, заражают нервным заболеваниям и вынуждают отключить звук до победного конца. А, тем временем, пока вы нервничаете и крутите ручку «регулятор громкости» на колонке, ваши подопечные умирают и вам приходится начинать все с начала.
Примитивная суть
Только, не дай бог, не подумайте, что «Путь Воина» сложна. Какой там. Даже Battle City (1990 Tank) на хорошо известной 8-битной игровой платформе обладает более сложной системой искусственного интеллекта, чем творение Gaijin. Враги делятся на несколько типов. Есть воины, а есть лучники. Так вот первые — всегда идут напролом, иногда обладают щитом, могут бить героя топором, мечом или копьем. Тупы до безобразия, не представляют опасности даже, когда нападают толпой, состоящей из десятка военизированных негодяев. Прием «вертушка» побеждает любое зло. Что касается лучников, то они просто банально стоят на расстоянии и поливают Волкодава стрелами. При критическом приближении вашей персоны достают нож и бросаются в рукопашную. Ничего страшного, бояться нечего. Жизненной энергии валом, до убийства последнего из рода серых псов доходит очень редко. Чего вы хотите, супергерой все-таки. Да и аптечек — прошу прощения — целебных зелий (максимум у вас в запасе могут находится три) великое множество. Стоит ли говорить о том, что все враги — на одно лицо. Разнообразие не насчитывает даже десятка «лиц». Максимум — пара-тройка. Плюс призраки. Даже захудалых животных и то побить не позволят. Берегут моральный облик играющего. Боссы не заслуживают отдельного разговора, ибо действуют всегда по одной схеме: беспрерывно машут мечами (топорами, копьями и т.д.). От вас требуется лишь поймать момент и ударить, вовремя поставить блок, провести атаку. И так десять-двадцать раз. Погибнуть в бою с ними также нелегко. Разве что специально задаться такой целью. Внешне также невзрачны, как рядовые бойцы. Битвы скучны и по причине примитивной боевой системы. Имеем в распоряжении обычный удар (повешен на левую кнопку мыши), мощный (в свою очередь — на правую) и блок (на пробеле). По мере прохождения добавится «средняя кнопка мыши» с вращающейся атакой, несколько комбо и ближе к концу нечто вроде магического суперудара. Можно еще стрелять из лука, добивать лежащих на земле противников или же подкрадываться к ним тихо и расправляться аки Сэм Фишер (нам так не хватает Splinter Cell). В последнем придется вдоволь поупражняться в предпоследней миссии. Там-то ваши нервы и будут расшатаны до предела. Возможно, вы даже ударите кулаком по столу или накричите на ближнего. Посыл ясен? Не играйте так долго. Лучше вообще не играйте.
Уже не спасти
Ролевые элементы отсутствуют напрочь. Если, конечно, не считать за таковые набор Волкодавом уровней, получение экспы и заучивание новых навыков (вы ничего не выбираете; за вас уже все решили). Тут вырисовывается интересная особенность: если примерно до 5 уровня герой дорастает уже во второй миссии, то далее — не происходит ничего. За 10 миссий вы дорастете разве что до 11, максимум 12 уровня. Где, спрашивается, баланс? Черт с ним, с балансом. Внимайте; «Волкодав: Путь Воина» проходится за полтора-два часа! Мы даже не знаем, как к этому относится. Вроде бы и положительно: дольше весь этот ужас вытерпеть невозможно. С другой стороны — для коммерческого проекта непростительно мало. Даже несерьезно. Есть ли тут что-то хорошее? Да, представьте себе. Первая миссия выполнена весьма неплохо, даже сопровождается обещанным саундтреком из кино. Затем музыка пропадает до самых финальных титров. Первые несколько минут даже может ошибочно показаться, что перед нами не какой-то мусор, а Игра. Потом, впрочем, все становится на свои места. Еще понравилась внешняя реализация водной поверхности. Неплохи задумки некоторых уровней. Но реализация хромает на обе ноги, а также на руки, шею и голову. Кто-то, возможно, будет счастлив присутствию множества (в общей сложности — минут на двадцать) видеофрагментов из кино. На особо качественную обработку видео надеяться не приходится, но все же здесь оно лучше, чем в «Мести Серого Пса». В остальном — все плохо, очень плохо. Никакого шарма, никакой атмосферы, куча глюков, недоработок, отвратительный ландшафт (нет, ну как можно позволить в проекте по такого уровня лицензии клеить обойные текстуры вместо леса и неба; забывать о швах, пронизывающих всю игровселенную). Это очень плохая игра. И она заслуживает все вышесказанное. Вам не стоит обращать на нее внимания. Вообще!

Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси

Не­ком­мер­чес­кое Парт­нер­ст­во «Ру­ко­пис­ные па­мят­ни­ки Древ­ней Ру­си» со­зда­но при учас­тии Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. В. В. Ви­но­гра­до­ва РАН и из­да­тельст­ва «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур». На­уч­ное ру­ко­водст­во де­я­тель­ностью Парт­нер­ст­ва осу­щест­вля­ет На­уч­ный со­вет, воз­глав­ля­е­мый чл.-корр. РАН, ди­рек­то­ром Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка РАН А. М. Мол­до­ва­ном. В На­уч­ный со­вет вхо­дят: А. А. Гип­пи­ус, В. М. Жи­вов (зам. пред­се­да­те­ля На­уч­но­го со­ве­та), А. А. За­лиз­няк, А. А. Пич­хад­зе, Н. Н. По­кров­ский, А. А. Ту­ри­лов, В. Л. Янин. Глав­ная на­ша цель – со­брать как мож­но бо­лее об­шир­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, хра­ня­щих­ся в оте­чест­вен­ных и за­ру­беж­ных му­зе­ях (ар­хи­вах, биб­лио­те­ках, хра­ни­ли­щах) и пред­ста­вить его в от­кры­том до­сту­пе в ин­тер­не­те с со­блю­де­ни­ем и за­щи­той всех юри­ди­чес­ких прав му­зе­ев-хра­ни­те­лей ру­ко­пи­сей. Важ­ность этой за­да­чи обу­с­лов­ле­на тем, что к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни опуб­ли­ко­ва­на лишь не­зна­чи­тель­ная часть (ме­нее 0.1 про­цен­та) ру­ко­пис­ных па­мят­ни­ков, на­хо­дя­щих­ся во мно­гих хра­ни­ли­щах Моск­вы, Пе­тер­бур­га, Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Кост­ро­мы, Тве­ри, Яро­с­лав­ля, Ка­за­ни, Са­ра­то­ва, и дру­гих го­ро­дов. Меж­ду тем со­бра­ние древ­не- и ста­ро­рус­ских ру­ко­пи­сей (XI–XVII ве­ков), хра­ня­щих­ся в рос­сий­ских биб­лио­те­ках и ар­хи­вах, чрез­вы­чай­но ве­ли­ко и на­счи­ты­ва­ет бо­лее 100 000 еди­ниц хра­не­ния. При от­сут­ст­вии пол­но­цен­ных и ка­чест­вен­ных ко­пий мы на­хо­дим­ся под по­сто­ян­ной угро­зой утра­ты это­го на­сле­дия. Ре­а­ли­за­ция по­став­лен­ной це­ли бу­дет осу­щест­влять­ся пу­тем предо­став­ле­ния на на­шем сай­те пер­со­наль­ной экс­по­зи­ци­он­ной пло­щад­ки му­зе­ям, ар­хи­вам, из­да­тельст­вам, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским кол­лек­ти­вам для раз­ме­ще­ния в от­кры­том до­сту­пе элек­трон­ных ко­пий име­ю­щих­ся у них ру­ко­пис­ных ма­те­ри­а­лов (вмес­те с не­об­хо­ди­мой со­пут­ст­ву­ю­щей ин­фор­ма­ци­ей: пра­ва на ее пуб­ли­ка­цию, ад­ре­са и те­ле­фо­ны для на­уч­ных и де­ло­вых кон­так­тов и пр. Мы так­же бе­рем на се­бя тех­ни­чес­кое об­слу­жи­ва­ние этой экс­по­зи­ции, вклю­ча­ю­щее пер­вич­ную об­ра­бот­ку и по­сле­ду­ю­щее раз­ме­ще­ние от­ска­ни­ро­ван­ной ру­ко­пи­си, об­нов­ле­ние и до­пол­не­ние экс­по­зи­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов и др. При этом все пра­ва му­зея, ар­хи­ва (дру­го­го пра­во­об­ла­да­те­ля) на предо­став­лен­ные ма­те­ри­а­лы пол­ностью со­хра­ня­ют­ся, а ру­ко­пис­ные ма­те­ри­а­лы раз­ме­ща­ет­ся в ви­де, не до­пус­ка­ю­щем их не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ное из­да­ние. При­ме­ром мо­жет слу­жить на­ше со­труд­ни­чест­во с Го­су­дар­ст­вен­ной Треть­я­ков­ской Га­ле­ре­ей. В на­сто­я­щее вре­мя на­шем сай­те раз­ме­ща­ет­ся элек­трон­ная ко­пия из­да­ния «Ти­по­граф­ский Ус­тав (ус­тав с кон­да­ка­рем)» а трех то­мах, осу­щест­влен­но­го под на­уч­ной ре­дак­ци­ей Б. А. Успен­ско­го из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур» при со­дейст­вии Га­ле­реи. Это из­да­ние по­свя­ще­но ру­ко­пис­но­му па­мят­ни­ку кон­ца XI – на­ча­ла XII вв. Пер­вый том пред­став­ля­ет фак­си­миль­ное вос­про­из­ве­де­ние ру­ко­пи­си, вто­рой — на­бор­ное вос­про­из­ве­де­ние и сло­во­ука­за­тель, тре­тий со­дер­жит по­свя­щен­ные ей на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния. При­мер со­труд­ни­чест­ва с уче­ны­ми – раз­дел, по­свя­щен­ный древ­не­рус­ским бе­рес­тя­ным гра­мо­там, раз­ра­бо­тан­ный кол­лек­ти­вом уче­ных во гла­ве с ака­де­ми­ка­ми В. Л. Яни­ным и А. А За­лиз­ня­ком. Впер­вые в пол­ном объ­еме пред­став­ле­ны кол­лек­ции бе­рес­тя­ных до­ку­мен­тов Го­су­дар­ст­вен­но­го ис­то­ри­чес­ко­го му­зея и Нов­го­род­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го объ­еди­нен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. При­ме­ром со­труд­ни­чест­ва с из­да­тельст­ва­ми яв­ля­ет­ся со­вмест­ная ра­бо­та с из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур», ко­то­рое предо­ста­ви­ло нам свои из­да­ния пер­вых то­мов Пол­но­го со­бра­ния рус­ских ле­то­пи­сей, п так­же ру­ко­пис­ных книг «Ис­то­рия иудей­ской вой­ны Иоси­фа Фла­вия» (древ­не­рус­ский пе­ре­вод) и «Псал­тырь 1683 г. в пе­ре­во­де Ав­ра­мия Фир­со­ва». На­ря­ду с глав­ной за­да­чей — со­брать пол­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, мы ста­вим пе­ред со­бой еще две за­да­чи. Вто­рая за­да­ча, не­по­средст­вен­но свя­зан­ная с пер­вой — со­зда­ние спе­ци­аль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм по изу­че­нию са­мых раз­ных ас­пек­тов древ­не­рус­ской ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры, как свет­ской, так и ре­ли­ги­оз­ной (вклю­чая бо­го­слу­же­ние, мо­на­с­тыр­ское устройст­во, ху­до­жест­вен­ные сти­ли и вку­сы, куль­то­вые фи­гу­ры и проч.). Эти про­грам­мы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на раз­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уров­ни обу­ча­ю­щих­ся (от млад­ших школь­ни­ков до сту­ден­тов стар­ших кур­сов и ас­пи­ран­тов уни­вер­си­те­тов) мо­гут стать не­за­ме­ни­мым под­спорь­ем в школь­ном и ву­зов­ском об­ра­зо­ва­нии на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, важ­ным ис­точ­ни­ком воз­рож­де­ния оте­чест­вен­но­го са­мо­соз­на­ния и ду­хов­ных тра­ди­ций. На­ко­нец, третья на­ша за­да­ча — спо­собст­во­вать рас­ши­ре­нию ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ре, куль­ту­ре, язы­ку Древ­ней Ру­си, пу­тем об­лег­че­ния до­сту­па оте­чест­вен­ным и за­ру­беж­ным сла­вис­там к ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам и по­свя­щен­ным им на­уч­ным ра­бо­там. Это бу­дет спо­собст­во­вать по­вы­ше­нию ин­те­ре­са к рус­ской ис­то­рии и куль­ту­ре, рос­ту ее вли­я­ния и ав­то­ри­те­та в ми­ре.

ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ

Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций

  • Древнерусские берестяные грамоты
  • Русские летописи
  • Издания славянских памятников

В создании сайта участвуют и помогают:

Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО

Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.

Контактный email:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: