The Hell in Vietnam – обзор
Тема конфликта во Вьетнаме пользовалась популярностью. Книги (от документалистики до фантастики), разнообразные публикации, огромное количество фильмов.
Например, «Рэмбо 2», «Апокалипсис сегодня», «Взвод», «Цельнометаллическая оболочка» и т.п. Конечно, пройти мимо темы не смогли и создатели игр. Начнем с того, что первым бросается в глаза – графика. Это ужас.
Размытые текстуры, убогие модели, топорная анимация – пробы просто негде ставить. Для сравнения возьмем замечательного представителя жанра – Vietcong. Три с лишним года разницы в возрасте – но в данной ситуации почет старикам, а не молодым дорога. Если во «Вьетконге» игрок погружался в самые настоящие джунгли, то «Вьетнамский ад» отправляет геймера на склад дурно изготовленных картонных декораций. Иначе обозвать природные «красоты» язык не поворачивается. Из эффектов более прилично реализованы лишь вспышки от выстрелов, все остальное – не выдерживает никакой критики.
Одной из самых запоминающихся особенностей «Вьетконга» было оружие. Его было много. Оно было очень качественно сделано – царапины на металле и дереве, блики хромированных деталей, проработанные до последнего болта модели. То же самое оружие в «адской» вариации представляет собой топорные вариации.
История[ | ]
До французского завоевания[ | ]
Свадьба кхмер-кром во Вьетнаме
Кхмер-кром — этнические кхмеры, населяющие регион, который ранее был частью Кхмерской империи[11].
С начала XVII века вьетнамские поселенцы начали понемногу заселять эти земли. Они вьетнамизировали регион и изолировали местных кхмеров от Камбоджи, и со временем кхмеры стали в регионе меньшинством.
По-китайски кхмеров называли «гаомянь» кит. 高棉, пиньинь gāomián
, вьетнамизированное чтение этих иероглифов — «каомьен» (cao miên). Во Вьетнаме встречается также англифицированное название «Khmer», а ранее имели хождение варианты «кул» (Cul), «кур» (Cur), «вьеты из Мьена» (Việt gốc Miên) и тхо (Thổ)[12]. Постановлением правительства 117-CT/TƯ от 29 сентября 1981 года термин «кхоме» (Khơ-me) был признан рекомендованным, в отличие от нескольких пейоративных: мьены (người Miên), тхо (người Thổ), вьетгокмьен (người Việt gốc Miên), кхоме (người Khờ-me)[13].
Самым важным портом для кхмеров был Прей-Нокор, развившийся из деревни, основанной кхмерами-рыболовами задолго до вьетов. В 1623 году король Чей Четта II[en] разрешил беженцам, спасавшимся от войны кланов Чинь и Нгуен[en] селиться в окрестностях Прей-Нокора и построить там таможню, названную Сайгон[14]. Ослабленная войной с Таиландом Кхмерская империя не смогла удержать регион, который начал интенсивно вьетнамизироваться. С 1698 года регион дельты перешёл под управление Вьетнама, со временем вьетнамцы сменили название Прей-Нокора на Сайгон, а затем — на Хошимин. Потеря региона дельты Меконга означала для Камбоджи отсутствие доступа к Южно-Китайскому морю. В 1757 году вьеты колонизировали провинции Садек (Psar Dèk, вьетнамизировано в виде Шадек) и Moat Chrouk (вьетнамизировано как Тяудок). В 1845 году король Камбоджи Анг Дуонг признал передачу суверенитета над дельтой Вьетнаму[15][16][17].
Французский Индокитай[ | ]
Во время колониального режима, в 1940-х годах, некоторые кхмер-кром поддерживали Вьетминь, союзничавший с националистической кхмерской организацией Кхмер-иссарак[fr], состоявшей преимущественно из кхмер-кром[19]. Другие кхмер-кром поддерживали французов, в частности, некоторые буддийские монахи, которых третировала местная милиция[20].
Кхмеры не оставляли надежд на возвращение им дельты Меконга, что видно по письму Наполеону III 1856 года, где подтверждается, что Камбоджа не отказывается от прав на регион[22]. Однако 17 февраля 1859 года французы заняли спорную территорию и начали «миротворческую» операцию против автохтонного кхмерского населения[23]. Французские войска использовали межэтническую вражду, нанимая кхмер-кром в армию[24].
Надежды кхмер-кром на изгнание вьетнамцев быстро таяли. В результате в регионе постоянно ощущался недостаток рабочих рук, усугубляющийся быстрым развитием региона. Впоследствии французы культивировали среди вьетов образ кхмеров-завоевателей[25].
Современность[ | ]
Колония просуществовала до 4 июня 1949 года, после чего Кохинхина перешла под власть Вьетнама[26]. Король Нородом Сианук подтвердил претензии Камбоджи на этот регион, ссылаясь на обещание передать Виньлонг, Тяудок и Хатьен, данное в 1864 году Нордому Первому[en] адмиралом Пьером-Полем Грандьером[en] во время визита в Сайгон[27].
После получения независимости снова разгорелась кампания ассимиляции, подстёгнутая в 1956 году декретом о национализации[28]. Государство распорядилось о закрытии пагод и открытых при них школ, запретило использование кхмерского языка и обязало кхмеров брать вьетнамские имена[20]. Эта практика имела место в XIX веке, когда император Минь Манг заставил кхмеров принять одну из пяти фамилий: Зань (Danh), Ким (Kim), Кьен (Kiến), Шон (Sơn), Тхать (Thạch)[29]. Школа в Шокчанге была преобразована во вьетнамскую[20].
Между 1964 и 1974 годами кхмер-кром призывали вступать в подвижные ударные группы армии США[30]. Сперва они сражались на стороне Южного Вьетнама против Вьетконга, но со временем появились их противники, отряды «Прорывного фронта Кампучии-кром» (фр. Front de Lutte du Kampuchea Krom), основанные буддийским монахом по имени Самук Сен (Samouk Sen). Их также называли «Белые шрамы» (кхмер. Kangsaing Sar; вьетн. Can Sen So). Эти отряды были аффилированы с UFLOR[en][31].
Нго Динь Зьем — католический правитель Вьетнама, стремился замедлить распространение буддизма, а также переселял вьетов на юг, вьетнамизируя регион[28]. Вьетнамизация вызвала подъём кхмерского национализма[20]. Наиболее успешным было выступление Фронта кхмеров Кампучии-кром под руководством Чау Дара, требовавшего равных прав с вьетами. В 1963 году Чау Дара собрал 1,5-тысячный отряд кхмеров и потребовал вернуть долину Меконга Камбодже, после чего его остановило правительство[28].
В этот период времени образовались несколько националистических движений, как среди кхмер-кром, так и среди тямов и тхыонгов. В 1964 году Фронт кхмеров Кампучии-кром и Фронт освобождения Тямпы слились с БАДЖАРАКА, этнической националистической группой горных народов. Этот союз стал предшественником Объединённого фронта освобождения угнетённых народов[28].
После победы коммунистов в 1975 году Белые шрамы отошли к границе с Камбоджей. В 1976 году группа из 68 человек вместе с командиром обратилась из провинции Такео к вождям красных кхмеров, попросив передать Кхиеу Сампхану о своём решении сдаться. Сперва их хорошо приняли, однако после того, как местная администрация получила приказы из Пномпеня, лидер кхмер-кром был отправлен в столицу, где его пытали и убили, а 67 остальных членов отряда уничтожили на месте. В течение следующих месяцев до 2000 «Белых шрамов», пересёкших границу Кампучии в надежде на спасение было убито[32].
Принимая во внимание долгую историю кхмерского национализма, государство болезненно реагирует на любые попытки возрождения самосознания кхмер-кром[33].
Что с геймплеем игры The Hell in Vietnam?
Однако графика – это лишь прелюдия к настоящему аду. К геймплею. Сюжета в игре нет. Есть выполняющий функции рудимент, представленный жалкими текстовыми вставками между миссиями. Миссии не блещут разнообразием. Всего их 8 (в «Вьтеконге» около 30).
В каждой миссии одно и то же: пробежка по коридору, по ошибке именуемому картой, с обязательным уничтожением всего живого. Карты линейны, приходится практически все время идти по прямой. Шаг вправо, шаг влево просто не предусмотрен.
Истребление всего живого заслуживает отдельного рассмотрения. Вьетнамцы прут на игрока гигантскими заскриптованными толпами, появляясь в одних и тех же местах, и совершая одни и те же действия. Разработчики сэкономили на AI, заскриптовав все, что только можно.
Бедность[ | ]
Хотя дельта Меконга является главным рисоводческим регионом, кхмеры не получают особых прибылей. Исследование Австралийского агентства международного развития показало, что бедность кхмеров имеет этнические корни. В самых бедных провинциях — Шокчанг и Чавинь — расположены самые важные общины кхмер-кром. Повсюду кхмеры беднее других народов[3].
Многие кхмер-кром либо арендуют землю, либо вовсе забросили сельское хозяйство, занимаясь низкооплачиваемым трудом типа грузоперевозок или утилизации[3]. Имеется также неиссякающий поток молодёжи из дельты на заводы Хошимина[48].
Всё больше кхмеров протестует из-за отсутствия земли, юридической защиты и средств к существованию[39].
Нужно ли играть в The Hell in Vietnam?
Жесткая линейность уровней в дизайне карт и поведении врагов потихоньку сдвинула игру из жанра FPS в сторону не самого плохого виртуального тира. Но мы же в аду, помните? Ни физика, ни баллистика в игре не присутствуют.
Вместо них есть некий генератор случайных чисел, отвечающий за все. Например, за то, сколько пуль надо всадить в тело противника, чтобы спровадить его на тот свет. Пара попаданий в ногу может столь же успешно прикончить врага, как и половина обоймы, всаженная в голову в упор (стрельба в упор, кстати, вовсе не означает высокого процента попаданий).
Стрельба противников – это вообще кошмар. Есть два варианта:
- либо вьетнамцы палят мимо, и тогда хоть гопак пляшите перед ними – не попадут ни за какие коврижки;
- либо (что очень редко случается) начинают попадать, и тогда жизни сносит практически сразу.
Периодически в ход идут гранаты. Принцип, по которому их используют враги (в смысле, куда бросают), остается загадкой. Звук и музыка на общем фоне игры The Hell in Vietnam смотрятся не так уж плохо. Неплохие мелодии, приличная озвучка персонажей. Но стрельба не разнообразна. На полтора десятка стволов приходится от силы 5 звуков стрельбы.
Итог печален. Рекомендовать эту воистину «адскую» игру мы не можем никому, кроме закоренелых мазохистов.
Земельные споры[ | ]
После вторжения Красных кхмеров в 1978–1979 годах многие кхмер-кром бежали, покинув свои дома. После возвращения в 1979 году многие находили на своей земле поселившихся там вьетнамцев. Правительство распределило небольшие земельные участки среди беженцев, однако земля на них неплодородна, и кхмеры не могут выращивать достаточное для пропитания количество продуктов[38].
В 1986 году шестой съезд Вьетнамской коммунистической партии постановил о начале реформирования[en]* экономики и превращении её в рыночную. В 1988 году Политбюро создало систему договоров, которые позволяли желающим участвовать крестьянам получить земельные участки. Согласно закону 1993 года, вся земля в стране принадлежит государству, однако крестьяне имеют право владеть, продавать, менять, занимать и наследовать землю. Крестьяне получали сертификат на использование земель, называемый «красной книжкой», который должен был препятствовать конфискации земли[44].
На практике же многие бедные крестьяне, особенно из числа кхмер-кром, продавали свои участки для оплаты долгов или подорожавших удобрений и лекарств[45]. В результате произошёл скачок спекуляции, мошенничества и земельных конфликтов[46].
Статьи 28.3, 38 и 38.2.c законе 1993 года утверждали, что такого рода споры должны решать муниципальные комитеты. В случае несогласия с решением комитета можно подать апелляцию в администрацию или в суд. Кхмер-кром не могут воспользоваться этими рекомендациями, сообщая о коррупции среди местных властей и нежелани рассматривать дела не в пользу этнического большинства, а также дела, связанные с незаконным захватом земли чиновниками[47]. Исследователь-экономист Филип Тэйлор отметил, что основной проблемой кхмер-кром остаётся недостаток доступа к справедливому суду[45].
Отчаявшиеся найти легальные способы вернуть свои земли кхмерские крестьяне организуют протесты, которые периодически жестоко разгоняют. К примеру, 26 февраля 2008 года полиция применяла к протестующим в Анзянге электрические дубинки и собак. Несколько человек были ранены, девять — арестованы[42].
Отношения с Камбоджей[ | ]
Кхмер-кром считают себя наследниками кхмерской империи Камбуджадеша, доминировавшей в регионе в IX—XVI веках. С другой стороны, кхмерский ирредентизм в данном регионе всегда процветал. Кроме того, Камбоджа, на 90 % состоящая из кхмеров, всегда лояльно относилась к кхмерами из Вьетнама, позволяя им пересекать границу, если они хотели путешествовать, учиться или переселиться. Государство официально декларирует, что считает кхмер-кром гражданами Камбоджи[57][58].
В недавнем прошлом власти Камбоджи, особенно в период республики Лон Нола, активно использовали кхмер-кром в целях своей антивьетнамской политики. Милиция из кхмер-кром напрямую ответственна за резню вьетнамцев в Камбодже в апреле 1970 года[59], в это же время республиканская армия получала подкрепление из вьетнамских кхмеров, экипированных и обученных американскими инструкторами[60][61]. К народности кхмер-кром принадлежали такие кабоджийские антикоммунистические лидеры, как Сон Санн и Дьен Дель.
Проблема кхмер-кром остаётся политической, потому что многие камбоджийцы считают, что правящая Народная партия Камбоджи и её лидер, премьер-министр Камбоджи, Хун Сен, получили власть в 1979 году от вьетнамских военных, вторгшихся в Камбоджу в рамках войны с Красными кхмерами; они остаются под контролем Вьетнама. Помимо этого, в кхмерах жива (и постоянно используется различными движениями) идея, согласно которой величие ангкорской империи подорвали вьеты.
После жестокого ответа Вьетнама на манифестации 2007 года камбоджийское правительство также начало пресекать мирные движения протеста монахов, бежавших в Камбоджу в попытке привлечь к действиям власти внимание. Подозрительная смерть монаха Аенг Сок Тхыана (Eang Sok Thoeun) вскоре после того, как он принял участие в демонстрации в Пномпене в феврале 2007 года[62] и участие властей Камбоджи в аресте позже экстрадированного во Вьетнам Тим Сакхорна (Tim Sakhorn) в июне 2007 года[63], позволяют говорить о растущей опасности для кхмеров во Вьетнаме. В ноябре 2007 года вьетнамский суд отправил Тим Сакхорна в тюрьму за «заговор против национального единства»[64].
После того, как Камбоджа стала принимать всё меньше беженцев, они изменили направление на Таиланд, традиционно принимавший кхмеров[23]; в 2008 году туда бежало около 50 монахов и 100 мирян[38].