KV.by
Название игры в оригинале: Enemy Engaged 2 Жанр: вертолетный симулятор Похожие игры: Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. KA-52 Hokum, Team Apache, Enemy Engaged: Apache/Havoc Системные требования: CPU 2 GHz, 512 Mb RAM, video 64 Mb, free space 2 Gb Оценка: 5 |
Появление симуляторов боевых вертолетов — явление настолько же редкое, насколько узкоспециализированное. Кокпиты, множество приборов, тысяча нюансов в управлении — все это является сдерживающим фактором для любителей компьютерных игр. Впрочем, повод для преодоления всех этих трудностей имеется — в продажу поступила вторая часть известного верт-сима, Enemy Engaged 2.
Назад в прошлое
По иронии судьбы, игра с длинным названием Engaged: RAH-66 Comanche vs. KA-52 Hokum была одной из первых на PC для автора этих строк. Пока друзья ночи напролет «наяривали» в «Дюну» и хвастались количеством фрагов в Counter-Strike, ваш покорный вчитывался в объемное руководство по управлению винтокрылой машиной в Enemy Engage, по десятку раз перезагружался после проваленных заданий и все-таки сумел покорить небо. Небо — это, конечно, мягко сказано, так как сейчас графические красоты той игры кажутся размытыми текстурами. Но суть не в этом. RAH-66 Comanche vs. KA-52 Hokum оказалась во многом «патриотической» игрой, так как «наш» КА-52 (особенно после глобального патча) был на голову выше американского вертолета. Большинство игроков ждали немедленного продолжения игры, однако проекту с цифрой «2» суждено было появиться много позже…
Прежде чем перейти к поиску нового в «Ка-52 против «Команча», стоит указать на то, что над новой игрой работала совсем другая команда. Razorworks передала эстафетную палочку куда менее известной G2 CES и махнула на свой проект рукой. Потеря оказалась невероятно велика — по большому счету, в новой игре поменялись лишь «оппоненты» и чуточку изменилась графика. КА-52 по-прежнему представляет собой грозную боевую машину, увешанную мощным вооружением. «Команч» смотрится несколько слабее детища Камова, однако компенсирует свои слабости малым радиусом радарного обнаружения и завидной маневренностью.
Список доступных режимов невелик — три кампании, с десяток боевых операций и свободно настраиваемые вылеты. События широкомасштабных кампаний происходят в Ливане, Таиланде и Корее — лаконичные брифинги о начале чуть ли не Третьей мировой мы, конечно, опустим. Оказавшись в штабе управления полетами, игрок может видеть текущие события на фронте, изменения на карте и соотношение сторон. Щелкнув по интересующему вертолету, фокусируемся на нем и садимся в кабину.
Первое впечатление — культурный шок. Шок от того, что именно такой кокпит ты видел шесть-семь лет назад. Поднятию настроения не способствует и вид из кабины — внизу проносятся убогие, по современным стандартам, ландшафты. Из наушников доносится сообщение о текущем задании — машина берет правильный курс, а ты отмечаешь тот факт, что управление нисколько не изменилось. Подлет к цели, выпуск двух «Хеллфайров» и мгновенное изменение направления. Безуспешно — система вражеского ПВО работает как часы и оказывается поразительно точной — винтокрылая машина камнем падает на землю и остается только катапультироваться. Черный остов — все что осталось от вертолета — бухается с огромной высоты в песок. Физика, интерактивность? Нулевые — «скелет» вертолета целехонек и словно только что спроектирован в 3ds Max.
Не стоит также тешить себя надеждой, что управление вертолетом стало более реалистичным. Enemy Engaged 2 не ушла далеко от оригинала — после внимательного прочтения мануала полеты проходят легко и непринужденно. При желании вместо клавиатуры можно использовать джойстик, а отдавать команды звену — при помощи голосовой связи. К сожалению, никакого влияния на игровой процесс эти элементы не оказывают.
Искусственный интеллект, в отличие от мелких изменений графики, вообще не трогали. Вертолеты союзников весело прут на вражескую ПВО, танки пылят по пустыне сбившейся кучей, а реальную угрозу представляют разве что авиация противника и пехота с ПЗРК. Скучно, причем для себя отмечаешь, что некоторые любительские моды для первой части Enemy Engaged и то были поинтереснее.
В чем заключалась работа студии G2 CES, остается тайной за семью печатями. За исключением косметической «подтяжки» графики, в игре ровным счетом ничего не поменялось — перед нами все тот же «старичок» под названием Enemy Engaged. Попытку познакомить молодняк с классикой жанра можно считать проваленной — увидев такую графику и столкнувшись чуть ли не с аркадной моделью управления, всех новичков как ветром сдует. Порекомендовать Enemy Engaged 2 осмелимся лишь тем из вас, кто устал ждать «Kа-50: Черная Акула» — появиться ей следует как можно скорее, так как реальной конкуренции пока нет.
Антон БОРИСОВ
Лицензионный диск предоставлен «ХИТ компани»
«Аллигатор» против Apache: преимущества Ка-52 перечислили в США
Ка-52 — разведывательно-ударный вертолет, способный развивать скорость до 300 км/ч и подниматься на высоту до 5 500 метров. Перегоночная дальность — 1 110 км. «Аллигатор» может применять несколько видов противотанковых ракет, ракеты класса «воздух-воздух», 80-мм неуправляемые авиационные ракеты и 30-мм пушку. Также вертолет может выступать в качестве носителя противокорабельной ракеты Х-35 «Уран».
Российские противотанковые ракеты «Атака» и «Вихрь» превосходят свои американские аналоги Hellfire по бронепробиваемости. Однако Ка-52 может нести не более 12 таких ракет, в то время как Apache, по данным издания, может нести до 16 ПТУР. По дальности Hellfire превосходит «Атаку» (примерно восемь километров против пяти), но не дотягивает до «Вихря» (10 километров).
В результате Ка-52 имеет некоторое преимущество при выполнении задач по уничтожению серьезно защищенных объектов, таких как бункеры. Однако Apache несет больше ракет, что дает ему шанс уничтожить больше техники, чем «Аллигатор».
Еще одним важным преимуществом российского вертолета является возможность применения специальной противокорабельной ракеты Х-35. Американские Hellfire также могут быть использованы против надводных целей, однако боеголовка российской ракеты гораздо мощнее (145 кг против 8 кг у Hellfire). По сути, Ah-64 может уничтожать малые суда на малой дальности, в то время как Ка-52 может без труда потопить танкер, находящийся в 130 километрах от него.
Ка-52 несет 80-мм или 122-мм неуправляемые авиационные ракеты, калибр НАР вертолета Apache — 70 мм.
Российский вертолет отличается от американского не только вооружением, но и чуть более высокой скоростью полета. Правда, перегоночная дальность у «Аллигатора» значительно ниже — 1 100 км против 1 899 у «американца». Практический потолок у AH-64 также выше, чем у Ка-52 — 6 400 метров против 5 500 м. В горной местности это может иметь большое значение.
И все же Ка-52 — отличный вертолет, подводит итог We Are The Mighty. На «Аллигатор» можно установить широкий спектр вооружений, при этом машина остается быстрой и маневренной.
«Если вам когда-нибудь придется сражаться против него — берегитесь. Особенно если вы находитесь на корабле не далее чем в 130 км от российской машины. Неудивительно, что Ка-52 часто ставят на первое место в рейтингах боевых вертолетов», — констатирует американское издание. И напоминает, что современные AH-64E Apache Guardian получили целый ряд преимуществ, в числе которых пункт управления беспилотниками. На «Аллигатор» такое оборудование пока не устанавливают. Между тем Ка-52 может в ближайшем будущем получить новую дальнобойную ракету, а значит споры о том, какой вертолет лучше, в ближайшие годы не утихнут.
Новый вертолет?
Необходимость модернизации признают и в самой России. Одна из проблем хорошо видна всем: это архаичное вооружение класса «воздух-поверхность». Речь, в частности, идет о противотанковой ракете комплекса «Атака» с максимальной дальностью примерно в 6 км и радиокомандной системой наведения. Такой комплекс не всегда может обеспечить эффективное поражение целей в сложных боевых условиях. Можно сказать проще: он морально устарел.
В 2020 году в сети появилось фото, на котором можно видеть «сирийский» Ка-52, вооруженный противотанковой управляемой ракетой «Вихрь-1». Такой комплекс, конечно, лучше «Атаки», но он был хорош в 80-е, когда и разрабатывался.
Сейчас, когда США переходят на ПТУР AGM-179 JAGM с реализацией принципа «выстрелил-забыл», ракету, которую нужно вести по лазерному лучу, сложно назвать современной. В сложных боевых условиях это не только большая нагрузка на экипаж, но и существенный риск для вертолета быть сбитым, так как до момента поражения цели машина не может совершать резких маневров без опасения сорвать захват. Кстати, это лишний раз демонстрирует то, насколько «странной» была концепция Ка-50, использующего эти самые «Вихри».
Кстати, уместно напомнить, что этот принцип «выстрелил-забыл» на своих «вертушках» реализовали не только американцы, но и немцы. Eurocopter Tiger в версии для Бундесвера имеет возможность применять ракеты PARS 3 LR с дальностью более 7 км. На этом примере (Европу часто критикуют за «наплевательское отношение» к обороне) хорошо видно, насколько сильно за последние десятилетия отстали отечественные комплексы вооружения для вертолетов.
К счастью для ВВС РФ, модернизированный Ка-52, вероятно, будет иметь куда более серьезный ударный потенциал. В мае текущего года агентство ТАСС сообщило, что модернизированный вертолет Ка-52М будет обладать намного более широкими возможностями по поражению наземных и воздушных целей, чем базовая версия.
«Ведутся работы, связанные с еще большим увеличением дальности обнаружения и распознавания целей и, соответственно, увеличением возможностей применения вооружения для работы, как на земле, так и в воздухе», — говорится в сообщении пресс-службы холдинга «Вертолеты России».
«Ка-52 не должен был упасть!»
Пока не завершится расследование авиакатастрофы никаких комментариев, — говорит в телефонную трубку замначальника центра боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации полковник Иван Нерусин. — Поймите, у нас люди погибли…
Среди погибших — командир эскадрильи Ка-52 подполковник Дмитрий Ракушин и штурман лейтенант Михаил Федоров. Комэск был опытнейшим пилотом в центре, являлся инструктором-исследователем, обладал большим количеством налета на вертолетах всех типов и в любых погодных условиях. Штурман из молодых, но как говорят, из перспективных, тем более при таком инструкторе не мог совершить ошибку — системы управления Ка-52 позволяют дублировать друг-друга.
— Они не должны были погибнуть, — говорит заместитель командира эскадрильи подполковник Олег Есман. Во-первых, там был Ракушин, во-вторых, Ка-52 очень надежная машина, лучшая в своем классе. Это вообще первая авария с «Аллигатором». Тем более, там установлена не имеющая аналогов в мире система катапультирования.
Катапульта на Ка-52 и впрямь уникальна. Она срабатывает за 1,6 секунды и выбрасывает кресло на 120 метров — фактически катапультироваться можно с земли. Однако летчики системой спасения не воспользовались. Вообще такое ощущение, что они не ожидали соприкосновения с землей и не предпринимали никаких мер для предотвращения падения.
Одной из возможных версий катастрофы сразу назвали плохие погодные условия. Вечером 12 марта в окрестностях Торжка была плохая видимость и шел снег. Впрочем, Ка-52 является многоцелевым всепогодным вертолетом, его еще называют «ночным охотником» и он способен эффективно маневрировать над любой местностью даже в полной темноте. Тем не менее вертолет рухнул на землю, правда практически не пострадал его корпус, что свидетельствует, что летчики либо зависали над землей либо «присаживались» — «убийца танков» использует такую тактику, когда прячется за складками местности, а потом поднимается вверх для нанесения удара.
Поисками борта занимались 7 мобильных групп
У «КП» есть своя, предположительная, естественно версия этой авиакатастрофы. Дело в том, что на Ка-52 установлен лишь световой индикатор, предупреждающий об опасном сближении с землей, но нет голосового предупреждения.
Подобная функция присутствует на других типах вертолетов и многие летчики привыкли, когда в лорингофонах раздается голосовая команда. Кстати, в прошлом году в центре Ка-52 уже приземлялся без выпущенных шасси именно по этой причине — летчики не обратили внимание на один из многочисленных огоньков на приборной доске. (Вы всегда сразу замечаете, что загорелся датчик топлива в автомобиле?) Тогда пилоты получили «строгача» и были лишены премии. На вертолетный завод должна была уйти реляция по доработке. Могла не дойти…
Получается, что установка дополнительной, но такой важной функции, копеечной стоимости, может запросто погубить винтокрылую машину ценой почти в миллиард рублей!
Катастрофа под Торжком тем не менее не послужила поводом для прекращения полетов Ка-52 в боевых полках, где сейчас идет переворужение устаревших вертолетов Ми-24. Армия не собирается отказываться от «Аллигаторов», более того, Ка-52К (корабельный) планируются для вооружения «Мистралей», как основной боевой вертолет.
Разбившийся в Тверской области вертолёт КА-52 «Аллигатор» найден
Обычный тренировочный полет обернулся для двух членов экипажа военного вертолета К-52 трагедией.
Экипаж в составе двух человек: командира экипажа подполковника Ракушина А.В. и штурмана Федорова М.И. совершал учебно-тренировочный полет в условиях ограниченной видимости по маршруту Торжок – Малая Киселенка – Будово – Глухово – Курганово – Захожее – Торжок.
Связь с бортом № 25220 пропала в 21.05, 12 марта. До утра 13 марта никакой информации о членах экипажа и вертолёте не было.
Как мы писали ранее, о крушении вертолёта стало известно утром 12 марта (читайте «В Тверской области упал военный вертолёт»).
Вести были противоречивыми. Долгое время не сообщалось о модели вертолёта и была озвучена версия, что крушение потерпел вертолёт КА-50 «Чёрная акула». Позже стало ясно, что это «Аллигатор».
Что стало причиной крушения — на данный час неизвестно. Возможно виной всему сильный снегопад.
Напомним, именно вчера по данным Тверского Гидрометцентра, на территории региона было объявлено штормовое предупреждение (читайте также).
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Трагедия под Торжком: Командир разбившегося КА-52 «Аллигатор» пытался натаскать молодого штурмана
«Комсомолка» выяснила подробности крушения боевого вертолета [фото + комментарии + версии + карта места катастрофы]
Связь с экипажем боевого вертолета «Аллигатор» пропала ровно в 21:05 в понедельник, 12 марта (все подробности в теме «В Тверской области разбился военный вертолёт»).
Мощная винтокрылая машина с бортовым номером № 25220 поднялась в воздух под Торжком, с аэродрома Центра переучивания и боевого применения ВВС Министерства обороны. За штурвалом – опытный пилот, командир эскадрильи 37-летний подполковник Дмитрий Ракушин. Рядом с ним молодой 24-летний лейтенант Максим Федоров.
— Дмитрий как командир эскадрильи сам выбирал, с кем ему лететь. В этот раз он решил натаскать на штурмана лейтенанта, — рассказали однополчане пилотов.
Маршрут полета: Торжок – Малая Киселенка – Будово – Глухово – Курганово – Захожее – Торжок. Полет носил статус учебно-тренировочного в условиях ограниченной видимости.
За день до этого МЧС Тверской области объявило штормовое предупреждение.
— Предположительно, «Аллигатор» потерпел крушение из-за так называемого «снежного заряда», — сообщил «КП» заместитель начальника МЧС Тверской области Алексей Назарко. – Были сильный порывистый ветер, сильная метель, видимость нулевая. Пока мы только предполагаем, что именно это стало причиной падения.
На поиски пилотов и вертолёта были брошены все силы
Искали пропавший «Аллигатор» весь вечер. В областном МЧС был создан оперативный штаб, который заседал вплоть до трех часов ночи. Впрочем, ночью не искали, поиски возобновили лишь в 7.30. (далее)