Описание
Hearts of Iron 4 — это еще одна игра, выполненная в жанре стратегии в реальном времени. Основные события разворачиваются во времена Второй мировой войны, когда немцы наступали по всему фронту. Им сопротивлялись лишь единичные герои, выступающие против многократно превосзодящего их по силе врага. В Hearts of Iron 4 вам предстоит управлять не только бойцами, но и вести своих людей к победе, задействуя все доступные способы: шпионов, шантаж, удары по экономике и так далее.
Данный проект предоставляет игроку возможность выбора поведения: вы можете стать мировым властелином или управленцем небольшого, но сильного государства. Выбирайте свой путь развития, на этом театре военных действий только от вас зависит судьба целой планеты!
Особенности игры:
- сражайтесь не только на земле, но в воздухе и на воде;
- модернизируйте производство и изобретайте новые виды оружия;
- управляйте легендарными командирами;
- возглавьте любое государство;
- управляйте другими с помощью силы или проводите грамотные дипломатические переговоры!
В раздаче присутствуют следующие дополнения:
Аддоны
- Together for Victory;
- Death or Dishonor;
- Waking the Tiger.
Материалы
- German Historical Portraits;
- Poland — United and Ready.
Аудио
- Allied Radio Music Pack;
- German March Order Music Pack;
- Sabaton Soundtrack;
- Sabaton Soundtrack Vol. 2.
Наборы юнитов
- British Tanks Unit Pack;
- French Tanks Pack;
- German Tanks Pack;
- Heavy Cruisers Unit Pack;
- Rocket Launcher Unit Pack;
- Soviet Tanks Unit Pack;
- US Tanks Unit Pack.
Hearts of Iron 3: Обзор
Любители зубодробительных стратегий во всем мире ликуют – вышла Hearts of Iron 3
. Радоваться можно было заранее, даже не знакомясь с игрой. Ведь
Paradox
не может подвести… Но почему-то после появления демо-версии началась паника. То не так, это иначе. Так что сегодня мы расставим все точки над i и однозначно решим, заслуживает ли этот проект нашего внимания или лучше подождать что-то более интересное…
Перед началом игры мы можем выбрать один из временных промежутков и любую страну. Рекомендации компьютера можете игнорировать.Ликвидируем безграмотных
Если вы до этого никогда не переписывали историю и не сталкивались с подобными играми, то начать стоит с небольшого ликбеза.
«День победы 3»
– это глобальная историческая стратегия, действие которой проходит в середине XX века аккурат перед Второй мировой войной и немногим после. Игрок может взять под руководство абсолютно любое государство из существовавших в то время. От выбора страны зависит и весь дальнейший путь. Так Германией вам придется завоевывать весь мир и делать Ось самым сильным и влиятельным союзом. У Югославии и Румынии задачи попроще – им надо лишь выжить и примкнуть к мощному альянсу. При этом вам необязательно возглавлять европейскую державу. Если захотите, сядете в кресло бразильского лидера и постараетесь, например, полностью подчинить всю Южную Америку.
Однако «День победы»
состоит не только из войны. В игре представлены практически все аспекты жизни государства. Вы занимаетесь внешней и внутренней политикой, подписываете торговые соглашения, заключаете союзы и пакты о ненападении. Увеличиваете промышленный потенциал страны, растите армию, делаете людей счастливыми, издаете различные законы, выбираете лучших министров, занимаетесь пропагандой, шпионите за противниками и устраиваете чистки госаппарата.
Вот примерно об этом все глобальные стратегии «парадоксовского» типа. И сегодня мы подробно поговорим о третьей части, ее особенностях, новшествах и отличиях.
Нам вернули «треугольник». С ним очень легко понять, какая страна к какому альянсу тяготеет.
Переписать историю
Предыдущие игры серии славились тем, что мы сами писали историю. Германия могла напасть на Францию и не трогать Польшу, СССР без труда первым объявлял войну Германии и при поддержке Румынии брал Берлин, пока Англия и Франция лишь тряслись от страха и боялись даже пискнуть в ответ.
Это фишка проекта. Однако реализована она была немного странно. Представьте, вы в отличных отношениях с Польшей, чуть ли не союзники, хотите вместе нападать на Германию и тут ровно по расписанию, в тот самый день, в тот самый час заключается пакт Молотова-Риббентропа. И от вас уже ничего не зависит. Просто вот такое историческое событие.
Ну, или другой пример. Вы всячески оказываете давление на Германию, ее бойкотирует вся Европа, Франция возмужала и может так ударить, что Гитлер застрелится еще задолго до 1945 года. Но наступает 22 июня, 4 утра и – война! Плевать, что фашистам она невыгодна.
Все войны, пакты и союзы свершались, разумеется, не из-за каких-то дат. Сталин не ходил к гадалке, чтобы узнать, какого числа ему напасть на финнов. Просто он выбрал наиболее удачное время – и повел войска на север. И если игрок делает все, чтобы Германии было невыгодно атаковать 22 июня, то какого рожна компьютер все равно лез в бой?
От высоты камеры зависит то, что мы видим. Сейчас солдаты обозначены прямоугольниками, а если приблизимся, то они окажутся обычными трехмерными фигурками.
Это недоразумение и исправили в третьей части. Исторические события остались, но их стало гораздо меньше, многие появляются далеко не в каждой игре и их разрешено игнорировать. Теперь если вы выберете Германию, то сможете затащить в союзники даже США или Китай. И необязательно будет устраивать аншлюс Австрии и говорить, что-де Польша и Чехословакия раскинулись на исконно немецких территориях. Вы сможете сделать из немцев классических добряков и обаяшек. И все подумают, что вы очень миролюбивый и крайне красноречивый немножко диктатор со смешными усиками и глуповатой привычкой вскидывать руку вверх…
Правда, до сих пор неясно, почему в игре появляются те или иные исторические события. Виной тому Великий Рэндом, или же «День победы»
правда рассчитывает вероятность появления того или иного акта?
В новой системе, однако, есть свои недостатки. Так почти все страны ведут себя жутко неестественно. Допустим, вы играете за СССР и всецело повторяете то, что делал Сталин. Просто развиваетесь, немного общаетесь с Западом, продаете Германии сталь. Исторически все достоверно. Но при этом Канада может перейти на сторону к фашистам, Япония окажется в лагере Союзников… Тут уже не вы переписываете историю, а она сама веселится вдоволь. Устала, бедная, из года в год рассказывать одно и то же. Решила побезобразничать…
Другая проблема – очень уж законсервированная политическая система в тоталитарных государствах. Чтобы вы ни делали, Сталин не покинет своего поста. Гитлеру тоже не грозит смена. Да и правящие партии никогда не окажутся аутсайдерами. Вы можете хоть каждому гражданину в морду плевать и неприлично выражаться о его матери – все равно коммунисты останутся на коне. Да, не спасают абсолютно никакие действия, включая смену всех министров, повышения недовольства и уменьшение авторитета правящей партии. Когда начнется полная задница, и в провинциях вспыхнут восстания, страну просто захватит первый попавшийся сосед. Люди сами перейдут на его сторону. Но демократии в СССР не бывать.
И пускай это частично правдиво, но в такой игре могли бы быть и механизмы по смене правления. Да, в Великобритании это возможно. Но там есть выборы, а где их нет – о смене курса забудьте. Остается ждать модов.
Одно из исторических событий, которое невозможно проигнорировать. Но оно происходит внутри страны и вполне гармонично смотрится. Если уж есть в Германии коммунистические партии – то их надо либо запретить, либо разрешить.
Готовься к войне
Внутренняя политика – это лишь малая часть всего того, что есть в «Дне победы»
. Вам, безусловно, придется ей заниматься, но, пожалуй, меньше всего. Вы можете издавать законы, но написать их самому – невозможно. Есть несколько направлений и шаблоны. Так, например, в законах о призыве вы можете выбрать, сколько лет служат в армии: добровольно, 1 год, 2 года, 3 года и по требованию. Причем чем суровее вы к своим гражданам, тем выше отдача для государства. Это даже немного странно. Все самые вкусные указы можно издать лишь во время войны. Экономика увеличится до небес, мирные граждане перестанут требовать хлеба и зрелищ, заводы так запыхтят, что только успевай танки с конвейера забирать. А штрафы? Да никаких практически. Государству просто выгодно постоянно быть в войне.
Это, кстати, один из важных недостатков «Дня победы»
. Допустим, командуя европейской державой, вы гарантируете независимость какой-нибудь азиатской стране. Или даже любой. Как только там вспыхивает война, вы автоматически присоединяетесь к ней. Пользуясь этим, меняете законы и начинаете активно развиваться. При этом ни одной битвы вы так и не увидите. Плевать, что происходит на другом конце земного шара, главное, что сейчас вы сильно вырветесь вперед.
Другой важный аспект жизни государства – это исследования. Они сильно изменились со времен второй части. Раньше у всех ключевых государств было свое древо технологий. Немцы разрабатывали «Пантер», русские шли к Т-34. Причем сохранялась историческая достоверность. У Великобритании все основные технологии крутились вокруг флота, а Германия делала ставку на танки.
Нападать на противника надо не только из-за желания захватить мир. На территории неприятеля могут быть очень важные ресурсы. Не просто так ведь Гитлер лез на юг СССР – нефти хотелось. Здесь немцам ее, кстати, всегда не хватает.
В третьей части разработчики отказались от заранее расписанных развитий. Теперь все страны… равны. Да, практически полностью пропал народный, так сказать, колорит. Технологии одинаковые, только названия у них различаются. То есть, русские совершенствуют винтовку Мосина, а немцы «Маузер», но итог один: +5% к атаке.
Такой подход позволяет игроку самому определить развитие государства. Вот решит он в 1936 году, что СССР должен стать самой сильной «воздушной» державой – есть все шансы на успех.
Но переход к такому типу исследований все-таки неоднозначен. Теперь не чувствуется та историчность, что была раньше. А как было приятно поручить тому самому заводу разрабатывать тот самый Т-34…
Зато сейчас абсолютно все во власти игрока. Древо технологий необъятное. Во-первых, в нем мы просто совершенствуем технику и оружие. Есть ветка для бронетехники, пехоты, флота и авиации. Причем в каждом разделе свои разветвления. Пехота делится на кавалерию, ополчение и обычных солдат. Танки – на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Вслед за этими разделами идут теоретические исследования. Они могут как улучшать разработки в выбранной области (например, мы натаскиваем наших инженеров на более глубокое и детальное изучение флота), так и благодатно действовать на всю армию. Это, например, изучение блицкрига или атаки широким фронтом. И это не все. Рядом с военными «навыками» есть и промышленные. Такие как перегон электроэнергии в нефть или улучшенная добыча стали. Повышение промышленного потенциала и лучшее изготовление припасов для армии.
Если вы начинаете игру с 1941 года, то все исторические события до этого мгновения соблюдены. То есть, за СССР придется сразу же бороться с фашистами. Это далеко не всегда интересно.
Голова кругом идет. Новичок обязательно потеряется во всем этом многообразии. Я, признаться, чуть ли не впервые вижу настолько всеобъемлющее древо технологий. А ведь чтобы начать что-то исследовать, надо выделить на это очки лидерства, а они нужны еще для шпионажа, дипломатии, набора офицеров… Настоящее испытание для стратегов!
Рассказать обо всех аспектах игры очень сложно. Мы затронули внутреннюю политику и исследования. А ведь вам предстоит постоянно заниматься и дипломатией. Если управляете Германией, то придется переманить на сторону Оси те державы, которые вам помогут в будущем. Например, коль решили нападать на СССР, то неплохо бы подружиться с финнами, турками и Китаем. Тогда во время наступления по Советскому Союзу ударят с нескольких сторон. И Сталин не сможет биться на четыре фронта.
И ведь вы не один такой. Сильные государства интересуют и Союзников, и Коминтерн. Они тоже постоянно занимаются дипломатией и заключают альянсы. Каждый день что-то происходит, кто-то с кем-то мирится, враждует, торгует. И нельзя все это упускать из виду.
Вот оно – древо технологий. Здесь показана лишь одна из его двенадцати веток…
***
И что в итоге? «День победы 3»
– это действительно очень сложная, но столь же и увлекательная для стратегов игра. Сейчас у нее еще масса недостатков. Из-за огромного обилия провинций (их больше 10000!) устраивать мировые войны невероятно утомительно. Разработчики справились с проблемой элегантно: разрешили вам лишь намечать план наступления, всю рутинную работу сваливая на компьютер… но это не работает. Баги, дурной AI и прочее. И таких недоработок – три конвоя. Игра тормозит, отчего-то лагает, бьет сохраненки… Но, все-таки, она гениальна.
Paradox
просто запихнула в рот такой кусок, который еще не может переживать. Постепенно будут выходить патчи, вскоре появятся великолепные моды, и тогда проект полностью раскроется и зацветет. Ну а пока надо либо ждать, либо мириться со всеми недостатками. StopGame.ru выбрал второй вариант. Ни разу не жалеем.
Плюсы:
стратегия старой школы, в которой надо часами ломать голову.
Минусы:
немалое количество недоработок.
Геймплей
Игра проработана просто идеально, поскольку вы теперь будете иметь возможность заниматься разведывательными операциями и шпионажем. Высаживайте своих разведчиков на территории противника, изучайте все их локации, формируйте огромное войско и делайте все, чтобы победить в этой войне. Все локации соперника в игре обозначены определенными квадратами и флажками. В игре Hearts of Iron 3, скачать торрент которой возможно бесплатно на нашем портале игр, вы будете постоянно следить за перемещениями противника, а интерфейс поможет вам. Все события происходят на глобальной карте, которую нужно постоянно изучать.
День Победы 3
Вот это, понимаю, праздник
Игры от шведской Paradox Interactive – лучший подарок для хардкорного геймера-стратега. Никакого украшательства, никаких трехмерных сражений, продвинутой анимации солдат, фотореалистичных погодных эффектов и прочих рюшечек-оборочек. Только чистая, ничем не замутненная стратегия. Только полный и бескомпромиссный контроль над жизнью, наукой и политикой целого государства. Только возможность переписать историю.
Жанр
глобальная стратегия
Разработчик
Paradox Interactive
Издатель
Paradox Interactive
Издатель в СНГ
«1C» / Snowball Studios
Сайт
www.snowball.ru/pobeda3
Возраст
7+
Paradox Interactive
– шведский разработчик и издатель, известный в основном благодаря своим сериям глобальных исторических стратегий, позволяющих игроку примерить на себя роли государственных деятелей различных эпох.
Игры
«Крестоносцы», «Виктория», серии «Европа», «День Победы»
Идея
Самый масштабный, глубокий и подробный симулятор Второй мировой войны
Графика
Карты, таблицы, сводки, выкладки…
Звук
Вполне соответствующая идее игры музыка и более чем условная озвучка
Игра
Поначалу потрясает, но потом разочаровывает
Итог
3.5/5
Серия «День Победы» (Hearts of Iron) воплощает эти принципы целиком и полностью. Непритязательная графика, неспешный геймплей и обилие разнообразных управленческих рычагов могут запросто напугать игрока-неофита. Но стоит разобраться в хитросплетениях интерфейса и понять, что именно предлагают разработчики, как испуг сменяется восторгом. Не каждый день нам дают возможность возглавить одно из государств 1936 года, и, управляя его внутренней и внешней политикой, наукой, производством, организацией армии и непосредственно боевыми действиями, поучаствовать во Второй мировой войне, полностью изменив ее ход.
Третья часть этого орденоносного сериала не отступает от традиций, основанных славными предками. В целом все то же и о том же. Действие неизменно происходит в 1936–1948 годах, и мы можем играть за любое государство, существовавшее на момент старта кампании. Впрочем, возможности по переделу мира у второстепенных стран и тогдашних супердержав несопоставимы, и игра за какую-нибудь Данию или Аргентину остается уделом асов-хардкорщиков. Всем же остальным подойдет одна из великих держав того времени.
Как и в предыдущих частях, основным экраном игры служит огромная карта мира, отображаемая через различные фильтры (географический, политический, погодный, инфраструктуры, ресурсов и т. д.), – разве что теперь она выполнена в 3D (используется движок третьей «Европы»), а количество провинций увеличили до шестнадцати тысяч. В результате карту стало гораздо удобнее масштабировать, а боевые действия на сравнительно небольших территориях типа Греции теперь многогранней и интересней. Впрочем, у нового решения основного экрана есть и неожиданные недостатки вроде слишком блеклых цветов, которыми обозначаются государства на политической карте – мелочь, а раздражает, особенно поначалу.
Куда более серьезные изменения коснулись милитаристской и научной составляющих игры. Теперь академию и армию можно полностью выстраивать в соответствии со своей военной доктриной. Планируете войну на море? К вашим услугам десятки исследований для ВМФ и морской авиации. Тут и разнообразные стратегические концепции, и программы обучения экипажей, и новое, более разрушительное оружие… Любителям агрессивной войны на суше стоит присмотреться к многочисленным технологиям, позволяющим нарастить бронетанковые кулаки. Ожидающие нападения со стороны сильного соседа могут навязать ему народную войну, испробовав схемы, превращающие ополчение и пехоту в грозную силу…
Доступны сотни технологий, и лишь игрок решает, что будет для него приоритетом. Новую научную систему можно считать главным достоинством «Дня Победы 3» в сравнении с предыдущими частями. Правда, есть и один спорный момент. Фактически сейчас наука страны привязана к конкретным населенным пунктам, где сосредоточен интеллектуальный потенциал. А значит, исследования вполне можно продвигать вперед, попросту завоевывая эти территории. В результате уровень развития науки в агрессивно расширяющейся империи всегда будет выше, нежели у небольшого мирного государства.
Интерфейс, конечно громоздкий, но на диво удобный |
Производство не претерпело практически никаких изменений. Разве что теперь можно формировать каждую дивизию буквально вручную, аккуратно подбирая именно тот состав, который соответствует вашим планам. В остальном это прежняя хорошо знакомая и интуитивно понятная система, а разобраться в ней стократ проще, чем кажется поначалу.
Ровно то же можно сказать и об управлении боевыми действиями. Они по-прежнему достаточно интересны и увлекательны, несмотря на то что игрок не руководит боем напрямую. Этим занимаются назначенные генералы, ваша же задача – выбирать направления атаки, наносить контрудары, планировать десантные операции и выводить из строя вражеские коммуникации…
На первый взгляд кажется: не став чинить то, что не сломалось, создатели вдобавок еще и улучшили все, поддающееся улучшению. К сожалению, через несколько дней игры начинают всплывать скрытые поначалу недостатки.
Значительно усилив аспекты геймплея, отвечающие за внутреннюю жизнь государства и военную экспансию, разработчики – увы и ах – полностью провалили дипломатию и вообще невоенное взаимодействие с другими державами.
В игре нет ровным счетом никаких опций для дипломатической работы с государствами-сателлитами, куда-то испарилась возможность поддержки союзника ресурсами (или наоборот выкачивания ресурсов из страны, находящейся под властью нашего марионеточного режима), торговая система стала непростительно простой и негибкой. Налицо совершенно анекдотичные недоработки вроде возможности прохода войск через чужую территорию, но невозможности их там снабжать.
Такое, конечно, раздражает, но это еще не главное…
Готовиться к войне и вести ее в «Дне Победы 3» интересно и увлекательно… Но не дай бог вам победить, особенно быстро. Проблема в том, что вершины местного идеологического треугольника: Союзники, Коминтерн, Ось – не полюса идеологического притяжения, а совершенно конкретные военные альянсы. И можно вступив, например, в Ось и добившись полного поражения всех государств Союзников, обнаружить… что война как ни в чем ни бывало продолжается! Более того – многие государства желают вступить в уничтоженный альянс.
Такому странному положению дел мы обязаны в первую очередь опции «правительства в изгнании» – они возникают в случае поражения страны с вероятностью примерно 50/50. При этом победители не могут их игнорировать, в том плане, что аннексировать страну, правительство которой отбыло в неизвестном направлении, почему-то нельзя (единственное исключение – Франция, и то в связи с историческим событием). В результате вполне возможны ситуации, когда входящие в альянс государства давно разбиты, но мы все равно «воюем» с «изгнанниками», ничего поделать с которыми нельзя.
Союзники полностью разбиты, но война с ними тем не менее продолжается |
Да и переписать историю мира по своему разумению получается далеко не всегда. Игра постоянно навязывает какие-то абстрактные правила вроде невозможности государств – членов Оси начать войну друг с другом, даже если прочие альянсы уничтожены и давно пора заниматься укреплением германо-японской границы. Изменение геополитической ситуации не приводит к изменению ситуации игровой, вместо симуляции государственной политики на многих уровнях «День Победы 3» посвящен борьбе трех титанов между собой – и только.
Множество мелких и обидных багов лишь подчеркивают прискорбное положение вещей. Маленькое государство Румыния решает перевоспитаться и вступить в Коминтерн, потом происходит историческое событие, вследствие которого оно теряет свои территории и меняет правительство на фашизм. Результат налицо – в составе Коминтерна страна с фашистским мировоззрением и это почему-то всех устраивает…
Поймите правильно, Hearts of Iron III – очень перспективная игра. Но пока внешняя политика, являющаяся огромным шагом назад по сравнению с предыдущими частями серии, не будет доведена до ума патчами и дополнениями, претендовать на высшую оценку проект никак не может.
ПЕХОТА Основные юниты — Легкая пехотная бригада. Потребляет меньше припасов, имеет более слабые характеристики в отличие от простой пехоты, зато это компенсируется повышенной мобильностью. — Элитная легкая пехотная бригада. Гвардейский эквивалент легкой пехоты. Более дорогая и эффективная. — Французский иностранный легион. Французский эквивалент элитной легкой пехоты. — Бригада берсальеров. Итальянский эквивалент элитной легкой пехоты. — Элитная бригада морской пехоты. Гвардейский вариант морских пехотинцев. — Бригада лыжников. Легкая бригада, имеющая преимущества боя в Арктике. — Воздушно-десантная бригада. Это не просто десантники. Это тяжеловооруженная пехота, которая транспортируется планерами. — Полумоторизованная бригада. Пехотные части с моторизованным тяжелым вооружением и ограниченным количеством грузовиков. Обладает скоростью перемещения между обычной и полностью моторизованной пехотой. — Фашистские полицейские бригады. Ополчение стран Оси, обладающее эффективным подавлением. Может быть апгрейжена в кавалерийские эсэсовские части. — Воздушная кавалерийская бригада. Поздний юнит. Это легкая пехота, имеющая вертолеты. Очень эффективна на труднопроходимой местности. Но и очень дорогая. Вспомогательные юниты — Бригада НКВД. Обладает повышенной моралью и стойкостью. Плюс эффективна в подавлении. — Бригады призывников. Представляют собой наспех сколоченные из гражданского населения части. Никудышная способность нанести урон противнику, однако подкрепленные НКВДшниками способны стоять буквально насмерть, сдерживая врага до последней возможности. — Бронированные поезда. Эффективно защищают ослабленные в моде обычные штабные дивизии. Как от воздушных атак, так и от партизан. — Бригады гуркхов. Британский юнит. Эффективен в джунглях и в пустыне. — Бригада коммандо. Небольшая численность и высокая эффективность на труднодоступной местности. Очень долго тренируются. — Пехотный десантный батальон. Не прыгают с парашютом, но ездят верхом на танках. — Бронепехотный батальон. Ослабленный эквивалент механизированной пехоты.
БРОНЕТЕХНИКА — Захваченные танки. Бригада, укомплектованная трофейной техникой. По характеристикам между легкими и средними танками. Апгрейдятся в истребителей танков. — Батальон легких танков. Используется для поддержки пехоты. Ослабленный вариант обычной легкотанковой бригады. — Танковый батальон. Аналогично предыдущему, но характеристики покрепче. — Бригада танков поддержки пехоты. Танки, разработанные специально для взаимодействия с пехотой. — Амфибийные танки. Идеально подходят для вторжения с моря или форсирования реки. — Бригада средних истребителей танков. Сильнее обычной. — Бригада тяжелых истребителей танков. Просто еще сильнее и медленнее. — Бригада штурмовых орудий. Эффективна для прорыва укрепленных позиций. — Бригада тяжелых штурмовых орудий. Еще эффективнее и медлительнее конечно. — Бригада артиллерии для воздушного десанта. Также может выбрасываться на парашютах в тылу врага. — Горная артиллерия. Эффективна в горах. — Сверхтяжелая артиллерия. Очень эффективна для бомбардировки городов или защиты побережья от вторжения. — Бронеинженерная бригада. Бригада инженеров для танковых частей. — Полумоторизованная ПВО. Потребляет много топлива, но очень полезна на поздних этапах игры. — Полумоторизованная артиллерийская бригада. — Бригады мотоциклистов. — Бригада охраны штаба. Поскольку штабная бригада сократила численность до 500 человек да еще обделена боевыми характеристиками, к штабам предлагается цеплять специальные охранные бригады.
АВИАЦИЯ И ФЛОТ — Воздушный спецназ. Прикрепить к авиагруппе, сбросить в тылу врага. Он полностью уничтожит в определенной окрестности всю инфраструктуру, порты, авиабазы и так далее. — Реактивные истребители. — Реактивные бомбардировщики. — Двухмоторные истребители. Имеют большой радиус действия. Полезно прикреплять к стратегическим бомбардировщикам. — Летающая лодка. Эффективна для морской разведки. — Камикадзе. — Карманный линкор. Тяжелобронированный крейсер для Германии. — Линкор береговой обороны. Дешевый и эффективный на мелководье. — Малая подлодка. Или малютка. высокая атака на море, но низкие скорость и дальность. — Торпедный катер. — Крейсер ПВО. Эффективен против авиации. — Фрегат. Эффективен против подводных лодок. — Эскортный авианосец. Высокая способность к обнаружению. Особо эффективен при группировке с фрегатами. — Легкий авианосец. Имеет одну авиагруппу. — Суперавианосец. Может нести очень мощные авиагруппы. — Вспомогательные суда. Фактически баржи, приспособленные под транспорт. — Конвойные суда. Улучшенные транспорты.
УСТАНОВКА Представленная здесь версия мода сделана под HOI3 Their Finest Hour 4.02. Устанавливаем в три этапа. Первый — сам мод, помещаем файл BlackICE7_010.exe в папку с HOI3, запускаем, выполняем команды. Второй — патч, помещаем файл BlackICE_Mk7_015.exe туда же, запускаем-выполняем. Третий шаг необязательный, это восстановление спрайтов. Дело в том, что играть в мод можно только со значками НАТО. Кому-то так нравится, но меня огорчает. Хорошо, что нашлись умельцы, восстановившие спрайты. Для этого надо лишь разархивировать содержимое архива ger-sprites BlackICE V2.rar прямо в директорию с HOI3. Правда, автор говорит, что должны быть уже установлены паки с германскими солдатами. Все! Можно играть. Запускаем лаунчер, в списке модов выбираем наш мод и вперед, к мировому господству… или суровому и трудному выживанию.