The Battle for Wesnoth | |
Разработчик | Дэвид Уайт и сообщество независимых разработчиков[1] |
Издатель | свободное распространение через Интернет |
Дата выпуска | 18 июня 2003 |
Лицензия | GNU GPL |
Последняя версия | 1.14.9 / 24 сентября 2020 года |
Последняя бета-версия | 1.15.2 / 23 октября 2020 года |
Жанр | пошаговая стратегия |
Технические данные | |
Платформы | Кроссплатформенное ПО |
Режимы игры | однопользовательский, многопользовательский |
Языки интерфейса | английский, немецкий, чешский, испанский, французский, традиционный китайский[d], галисийский язык, шотландский язык, итальянский, словенский, польский, японский и упрощённый китайский[d] |
Носитель | цифровая дистрибуция |
Системные требования |
Windows 7 SP1, Apple macOS 10.10, Ubuntu 14.04 или более поздние
|
Управление | клавиатура и мышь |
Официальный сайт | |
Медиафайлы на Викискладе |
The Battle for Wesnoth
(локализованная версия —
«Битва за Весно́т»
, также называют просто
«Весно́т»
[2]) — пошаговая стратегическая компьютерная игра в жанре фэнтези, созданная независимым коллективом разработчиков и распространяемая полностью по свободной лицензии GNU General Public License. Исходный код доступен на сайте игры, там же имеются инструкции по сборке из исходных кодов и готовые пакеты для Microsoft Windows, Mac OS X, различных версий Linux и других операционных систем.
Содержание
- 1 Игровой процесс 1.1 Кампании
- 1.2 Расы Веснота и общая характеристика бойцов
- 1.3 Ландшафт
- 1.4 Эры
- 1.5 Экономика Веснота
- 2.1 Битвы на выживание
- 3.1 Проблемы с дополнениями
- 4.1 Кроссплатформенность
- 5.1 Искусственный интеллект
Игровой процесс
Графическое оформление игры двумерное, с анимированными персонажами и некоторыми деталями ландшафта, что критикуется некоторыми пользователями как устаревшее решение в эпоху трёхмерных стратегий. Однако тщательная и качественная отрисовка всех деталей позволяет говорить об интерфейсе как о приятном и удобном[3][4][5].
Игровой процесс содержит элементы как классической пошаговой стратегии, так и ролевой игры. Игрок, располагая вначале всего одним воином (лидером), должен создать большую армию и, воспитав из неопытных призывников мощных бойцов-ветеранов, уничтожить лидеров противника. Если, напротив, будет убит лидер игрока, ему засчитают поражение. В некоторых кампаниях поражением также будет смерть ключевых персонажей, сопровождающих лидера по ходу развития сюжета. Иногда для победы необходима добыча или защита важного артефакта, и т. д. Перед началом каждой новой битвы показывается окно, где изложены условия победы и поражения, а порой и полезный совет.
Не только лидер, но каждый юнит в игре — это отдельный индивидуум с определёнными боевыми качествами, запасом здоровья (hit points), собственным именем (кроме мертвецов, механизмов и монстров), иногда также с собственным характером и историей, раскрываемыми по ходу сюжета. В ходе сражений, а особенно — убивая противника, боец приобретает опыт
, который по достижении некоторого значения позволяет ему перейти на новый
уровень
и превратиться в более живучего и тяжело вооружённого воина. Исход каждого конкретного поединка отдельно взятых бойцов зависит от многих факторов: время суток, ландшафт, тип оружия (атаки), раса, класс бойца, индивидуальные особенности, опыт, состояние здоровья. Также присутствует элемент случайности, который иногда полностью нивелирует эти различия. Тем не менее, в среднем по игре отклонения от прогнозируемых значений попаданий незначительны, и выиграть целую партию на чистом везении практически невозможно.
«Битва за Веснот» достаточно, но не чрезмерно сложна. Компьютерные противники отличаются довольно неплохим интеллектом: применяют атаки с нескольких направлений, выбирают наиболее подходящие к ситуации войска, атакуют самых слабых бойцов (или ключевых персонажей, смерть которых означает поражение игрока) и отводят назад своих пострадавших в бою воинов. Поэтому метод примитивного «давления числом» против компьютера не работает, необходимо тщательно продумывать тактику. Однако компьютерный игрок никогда полностью не переходит к обороне, продолжает атаковать, даже понеся большие потери и оказавшись в меньшинстве, что облегчает победу над ним.
Кампании
Однопользовательский режим игры состоит в прохождении кампаний. Кампания представляет собой серию из определённого числа сражений-сценариев. Сюжеты кампаний взаимосвязаны и повествуют о возникновении и жизни фантастического королевства Веснот и сопредельных государств в мире под названием Ирдия. События некоторых кампаний даже происходят в одно и то же время и могут между собой пересекаться. Протяжённость саги о Весноте составляет сотни лет[6] (в самой игре она раскрывается с помощью заставок перед сценариями и диалогов в сценариях). Это позволяет практически неограниченно создавать дополнительные кампании, множество которых доступно в дополнениях и может быть легко загружено непосредственно из программы.
В первой стабильной версии игры — 1.0 — было всего шесть предустановленных кампаний, в версии 1.10 — уже шестнадцать. В последней версии, 1.12, их число не изменилось, но сами кампании были доработаны.
- Наследник престола (рекомендуется начинающим игрокам для изучения игры);
- Сказание о Двух Братьях;
- Набег орков;
- Южная стража;
- Освобождение;
- Легенда Весмира;
- Вторжение с Востока;
- Молот Тургасана;
- Спускаясь во тьму;
- Мемуары Делфадора;
- Мёртвые воды;
- Огненный скипетр;
- Сын Чёрного Глаза;
- На заре Веснота (содержит множество сведений по общему сюжету);
- Северное возрождение;
- Под палящими светилами.
Используя встроенные средства — редактор карт и мощный скриптовый язык, пользователь может создавать собственные карты и целые кампании. Разумеется, они могут иметь совершенно произвольные сюжеты.
Расы Веснота и общая характеристика бойцов
Эльфийка в Wesnoth
Всего в игре можно насчитать 20 рас: водяные, волки, гномы, гоблины, грифоны, дрейки, летучие мыши, лешие, люди, мертвецы, механизмы, монстры, наги, огры, орки, соколы, тролли, халифат, эльфы, ящеры. В каждой расе есть различные типы бойцов. Некоторые расы объединяются во фракции
: так, фракция «Северяне» включает орков, троллей, гоблинов, волков и наг.
В характеристику любого бойца входят базовые параметры: максимальный уровень здоровья, максимальная дальность хода, опыт, уровень, мировоззрение (восприимчивость к времени суток; зависит от расы). В зависимости от оружия, которым пользуется боец, присутствует понятие типа атаки
(всего шесть) и
особенностей оружия
(их двенадцать). Соответственно, каждый воин обладает характеристикой сопротивляемости к различным типам атаки (в процентах), и существует понятие
шанса попадания
, который зависит прежде всего от ландшафта, а также от особенностей оружия. Некоторые типы бойцов обладают особыми
способностями
(их 14), например, ящер-авгур обладает способностью лечить близстоящие дружественные юниты на 4 единицы здоровья каждый ход. Кроме того, каждый боец может иметь две (из шестнадцати)
индивидуальные особенности
, слегка изменяющие его базовые характеристики, но бывают исключения: так, мертвецы имеют лишь одну особенность — «мертвец» (позволяет им не бояться особенностей оружия «яд», «высасывание» и «чума», а также плавать под водой), а лешие вообще не имеют особенностей.
Ландшафт
Поле боя может быть покрыто самыми разными типами ландшафта: травой, грунтом, камнями, водой, горами, болотами, лесами, грибными рощами и другими. Тип ландшафта влияет на скорость перемещения разных видов бойцов и на их защищённость на различных покрытиях. Например, гномы в горах могут иметь защиту от попадания 70 %, а на равнине только 30 %; всадники хорошо перемещаются по ландшафтам типа «дорога» или «равнина», но сильно замедляются в пещерах. Кроме того, некоторые типы ландшафтов могут быть непроходимыми ни для кого (например, тип «высокие горы») или для конкретных типов бойцов (например, лаву или пропасть могут пересекать лишь летающие бойцы).
Особым типом ландшафта являются деревни
. В них многие бойцы имеют защиту от попадания на уровне 60-70 %, и, кроме того, если боец ранен, на каждом ходу у него восстанавливается 8 пунктов здоровья. Поэтому деревни часто служат важными опорными пунктами в битве.
Эры
Эра
в Весноте — это группа фракций и набор правил для них. Существует четыре стандартные встроенные эры:
- По умолчанию
. Доступны фракции: Верноподданные, Мятежники, Северяне, Мертвецы, Альянс Кналга, Дрейки. Для вербовки доступны бойцы первого уровня; - По умолчанию + Халифат
. Доступны те же фракции и в дополнение к ним — фракция Халифат. Для вербовки доступны бойцы первого уровня; - Эпоха героев
. Аналогична эре
По умолчанию
, только для вербовки доступны бойцы второго уровня, а лидер имеет третий уровень; - Эпоха героев + Халифат
. Аналогична эре
По умолчанию + Халифат
, для вербовки доступны бойцы второго уровня, а лидер имеет третий уровень.
В ранних версиях присутствовала эра Великая война
, которую убрали в связи с несбалансированностью фракций. Она включала всего две фракции — Альянс света и Альянс тьмы, куда входили соответственно порядочные и хаотичные персонажи.
Также игроки могут создавать и собственные эры. В одних эрах упор делается на создание новых рас и фракций, в других — преимущественно на модификацию правил для имеющихся фракций. В версии 1.12 в комплект игры входит только одна эра с модифицированными правилами — Новые земли
.
Экономика Веснота
Экономическая сторона в игре развита слабо. В этом плане «Битва за Веснот» очень напоминает игру Warlords. Добыча ресурсов и строительство зданий не производятся (за исключением некоторых сценариев в многопользовательской игре), а доход игроку приносят принадлежащие ему замок-укрепление и деревни, которые можно захватывать.
В начале каждого сценария даётся некая минимальная сумма денег. В кампаниях при досрочном завершении предыдущего сценария игрок получает в придачу денежный бонус за каждый неиспользованный ход. Каждая контролируемая деревня при стандартных настройках даёт по две единицы золота в казну, а также один золотой для содержания бойцов. Иногда в сценариях встречаются денежные клады. Собранные таким образом средства тратятся на вербовку солдат и выплату им жалованья.
Вербовка каждого воина требует определённой суммы. Самые дешёвые стандартные юниты — это зомби (8 золотых), самые дорогие — наездники грифона (24 золотых). Призыв ранее служившего воина в кампании, независимо от его типа и уровня, стоит 20 золотых. Далее воин требует содержания, равного его уровню, за исключением персонажей с индивидуальной особенностью «верный», которые служат без жалованья. Если жалования, которое дают деревни, недостаточно для содержания воинов, то расходуются средства основной казны. Если же и они истощились, то в ходе сценария армия не разбегается, но в начале следующего сценария игрок получит только минимум денег, на который он сможет нанять или призвать минимум солдат.
Руководство и прохождение по «Battle for Wesnoth»
Нечасто появляются игры, сочетающие в себе простоту и увлекательность, еще реже они создаются группами разработчиков. Один из таких «любительских» проектов — «Битва за Веснот», игра, сделанная в первую очередь для себя, но пришедшаяся по вкусу многим игрокам по всему миру. Разработка, начатая в 2003 году одним человеком, Дэвидом Уайтом, закончилась выпуском игры версии 1.0, над которой трудилась целая команда. «Битва за Веснот» — проект, выполненный в соответствии с философией открытых программ, и каждый желающий может присоединиться к дальнейшей разработке. Благодаря такой концепции, по некоторым позициям игра переплюнула все
платные проекты, только встроенных поддерживаемых языков —
восемнадцать
, что позволит большинству играть комфортно, и это еще не предел.
На втором ходу должны быть захвачены все окрестные деревни. |
Графика в игре симпатичная, но, чтобы насладиться ей, нужно, как это ни странно звучит, выставить разрешение не выше
1024х768 и полноэкранный режим. Движок позволяет и больше, но теряется весь шарм, а за отрядами придется бегать с микроскопом. Приятная неожиданность — поддержка множества языков, по умолчанию устанавливается системный. Но переводы сделаны на любительском уровне, и, как в нашем случае, носители языка далеко не всегда дружат с ним; если для вас комфортно, выбирайте английский.
На заметку:
система автоматического сохранения в игре отсутствует вовсе, записаться предлагается только в случае победы.
Очень качественно сделаны многопользовательские режимы: hot seat, игра по локальной сети, игра на официальном сервере. Здесь же находится игра против компьютера, при желании можно настроить так, чтобы все стороны находились под его управлением. При выборе карты выставляются модификаторы опыта, получаемого отрядами, доход с деревень и длительность партии, особый параметр — эпоха, от нее зависит набор бойцов. Далее цвет, выбор сторон для игроков, лидера фракции и стартовое количество золота.
Это интересно:
игры на сервере можно посмотреть в режиме наблюдения, все ходы до текущего можно просмотреть на ускорении.
Игровое поле состоит из шестиугольников с разными типами поверхностей, от которых зависят скорость передвижения отрядов и показатели уклонения. Некоторые из них непроходимы вовсе, по воде могут передвигаться только водоплавающие и летающие бойцы. Типы местности, конечно, важны при планировании боя, но есть три типа шестиугольников, без которых победа невозможна. В замке
можно завербовать новых солдат, для этого лидер должен находиться в его специальной ячейке —
убежище
. В кампании есть еще одна возможность — призыв бойцов из предыдущих миссий, со всем их опытом и умениями. За вербовку, призыв и содержание воинов нужно платить золотом, которое поступает с контролируемых
деревень
, к тому же они дают хорошую защиту большинству отрядов, засевших в них. Суммы доходов зависят от предварительных настроек, но, как правило, за ход поступает два золотых монетки «за так» и по одной — за каждую контролируемую деревню. За содержание отрядов нужно платить соответственно их уровню.
У лидера странная роль — с одной стороны, ему нужно воевать и набираться опыта, с другой — приходится сидеть в замке для организации призыва. Второй вариант, как ни странно, предпочтительнее, и сам главный герой целее будет, и возни с подкреплениями меньше.
После выбора бойца подсветится зона его перемещения; наведя указателем мыши на любую клетку, можно получить информацию, сколько ходов до нее идти. Передвижение всегда идет первым во время хода, если его целью является деревня, то весь его запас теряется. Теряется он и после атаки, ударить и отойти нельзя. Кольцо шестиугольников вокруг бойцов — зона контроля, противник не может по ней передвигаться, он должен либо отойти, либо атаковать. Слева от изображения отряда показывается его здоровье и опыт, а сверху небольшой шарик информирует о проделанных перемещениях: зеленый — боец еще не ходил, желтый — еще остались очки движения, красный — ходы исчерпаны.
Боевая система проста, но примитивной ее назвать никак нельзя. Есть два вида атак — рукопашная и дистанционная, отличаются они только применяемым оружием. У персонажа может быть несколько комплектов вооружения для обоих видов, для каждого из них указаны базовые повреждения и число ударов. Бой всегда ведется с соседних ячеек, атакующий выбирает оружие, защищающийся отвечает доступным оружием такого же типа. Такой подход дает простор для тактики: магам стоит навязывать ближний бой, а рукопашных бойцов обстреливать дистанционно. Типов наносимых повреждений шесть: клинок, холод, огонь, святой, удар, пронзать; у каждого бойца есть показатели сопротивления им.
Добровольно пришедший боец не требует денег на содержание. |
Во время боя первым наносит удар атакующий, затем защищающийся соответствующим видом оружия; если у одного из них закончатся удары, второй продолжает атаковать. После удара вычисляется шанс попадания, зависящий от уклонения противника на текущей местности, в случае попадания применяются модификаторы времени суток и сопротивления, и урон вычитается из жизни. При попадании по цели наносимый ущерб не может быть нулевым, даже при стопроцентном сопротивлении он будет равен единице. Если следует вторая и более атак за ход на одно соединение, операция повторяется.
Некоторые соединения используют специальные атаки:
- Замедление
— дистанционная атака, снижает на единицу скорость передвижения противника и на столько же уменьшает наносимый им урон; - Атака с магическим
уроном всегда имеет шанс попадания по цели в 70%; - Подразделение с атакой ядом
отравляет противника, затем он теряет по восемь единиц за ход. Умереть от этого нельзя, но жизнь постепенно уменьшится до единицы. - Соединение, погибшее от чумы
, заменяется на аналогичное своему убийце и переходит на его сторону. Доступно только мертвецам и на них же не действует, также не работает на бойцов в деревнях; - Иссушение
— способность получать половину нанесенного урона в виде здоровья; - Бросок
удваивает урон, получаемый обеими сторонами, имеет смысл использовать, когда шансы уничтожить отряд противника первым ударом велик. - Соединение с первым ударом
даже в защите начинает бой. - Боец с атакой берсерк
продолжает бой до гибели одного из участников, это еще один способ наверняка уничтожить врага; - Снайпер
при атаке имеет шанс поразить цель с вероятностью не ниже 60%; - Атака исподтишка
возможна, если с противоположной стороны от цели находится дружественное соединение, в результате наносимый урон удваивается.
Лучшая тактика — выстраивать линии обороны. Соединение с полным здоровьем проблематично уничтожить с двух и даже трех атак, а если его фланги прикрыты, других атак не последует. Раненых отводите — позади строя — на лечение в окрестные деревням в тылу; если у выбранной стороны есть такая возможность, держите лекарей. На острие атаки должны идти самые толстокожие отряды, наносимый ими урон второстепенен. Если у соединения несколько вариантов атаки одного типа, нужно выбирать в зависимости от теоретического урона и числа ударов.
Это важно:
всегда просматривайте шансы на варианты исхода боя, помогает действовать с максимальной эффективностью.
Все боевые единицы в Battle for Wesnoth похожи на героев ролевых игр. У них есть имя и пол, мировоззрение и навыки, они набирают опыт и получают уровни. Два солдата одного типа могут быть зеркальной копией друг друга, число вариантов все-таки не бесконечно, но скорее всего это будет не так.
Здоровье
бойца показывает, сколько он проживет. Восстановить его можно в деревнях, пропуская персонажем ход, либо с помощью лекаря. Все положительные эффекты суммируются. За потерю хода восстанавливается две единицы здоровья, в деревне — восемь, там же вместо лечения можно снять отравление.
На официальном сервере круглые сутки кипят жаркие баталии. |
Число ходов
показывает, на сколько шестиугольников может передвинуться боец по ровной местности. Затраты хода на разных поверхностях зависят от типа соединения.
С опытом
набираются уровни. За каждый проведенный бой персонаж получает единицу опыта за уровень противника, за победу над ним — по восемь за уровень (за нулевой — только четыре единицы опыта). Со временем персонаж сам получает
уровни
, их количество зависит от типа персонажа и может быть от нуля до шести. Для многих типов бойцов с уровнем появляется и возможность выбора дальнейшего развития, дерево подобных превращений у некоторых из них весьма раскидистое. Новый уровень дает еще один плюс — происходит обновление отряда, его жизнь полностью восстанавливается, а все негативные состояния снимаются.
Указаны оружие персонажа, его вид, повреждения от атаки и типа наносимого урона и число атак при столкновении
Мировоззрение, в соответствии с классикой жанра, может быть порядочным
,
нейтральным
или
хаотическим
. Первые получают усиление атаки на 25% днем и становятся настолько же слабее ночью, последние — наоборот. Нейтральные не зависят от времени суток и не получают никаких модификаторов атаки. Немного странное разделение, возможно, противостояние «добро—зло» подошло бы гораздо лучше, но зато у одной расы могут быть бойцы разных видов. Мировоззрение солдата всегда зависит от его типа.
Некоторые бойцы обладаю способностями
, влияющими на себя и на окружающих:
- Лидер
увеличивает урон всех окружающих соединений более низкого уровня, в зависимости от разницы усиление наносимых повреждений может быть до 25%; - Целитель
восстанавливает у окружающих соединений до четырех здоровья в начале хода; - Персонаж со способностью лечение
восстанавливает жизнь окружающих соединений до восьми единиц, но не более восемнадцати в сумме. Если дружественное соединение отравлено, снимает негативное состояние; - Освещающий
изменяет модификаторы день-ночь окружающих отрядов в светлую сторону, в сумерки они сражаются как днем, а ночью — как в сумерки; - Застрельщик
игнорирует зону контроля бойцов противника, его сложно заблокировать, и воинов с такой характеристикой стоит использовать для уничтожения раненых, прикрытых другими соединениями; - В ночное время невидимка
может быть обнаружен и атакован, только если боец противника находится в соседнем шестиугольнике; - Свойство скрытный
аналогично предыдущему, но вступает в действие, пока соединение находится в лесу; - Возрождающийся
в начале каждого хода восстанавливает свою жизнь на восемь единиц, либо излечивается от яда; - Стойкий
, защищаясь, удваивает сопротивление урону, но оно не может превышать 50%.
Кроме способностей, у большинства бойцов есть и особенности
, именно они делают одинаковые соединения различными по характеристикам. Для соединений при вербовке произвольно выбираются две из следующих: умный, быстрый, неунывающий, сильный.
- Умный
требует на 20% меньше опыта для получения уровня; - Быстрый
перемещается на единицу дальше, за что расплачивается 10% здоровья, очень спорное достоинство; - Неунывающий
получает семь дополнительных единиц здоровья; - Сильный
наносит на единицу повреждения больше и имеет на две единички жизни больше. - Эльфам присуща еще и особенность ловкий
, увеличивающая урон при стрельбе из лука, для них она выбирается наряду с предыдущими; - Мертвецы
— они и есть мертвецы, невосприимчивы к яду, но других особенностей им не дано; - Преданным
может быть только боец, пришедший по своей воле, это возможно только в кампаниях. Такие соединения не требуют содержания, а при высоких уровнях это большой плюс.
Почти полный комплект существ, пришедших из жанра фэнтези, разделен на фракции. Как именно? Интересный вопрос, ответ зависит от эпохи, в которую происходят сражения. В раннюю эпоху идет борьба за превосходство между расами, в эпоху героев расклад совсем другой — уже коалиции хотят править Веснотом, а во время Великой Войны и эти союзы распались, вместо них сформировалось два полярных альянса — Света и Тьмы. Стоит, пожалуй, сделать классификацию бестиария именно по нациям.
Раненых в тыл, здоровых — в первую линию. |
Люди
уповают на толщину доспехов, мощные, но редкие удары и силу заклинаний своих магов. В войнах принимают участие за несколько сторон, в зависимости от мировоззрения или просто отношения к короне.
Эльфы
— прирожденные партизаны. Очень сильны в лесу, здесь их защита достигает заоблачных показателей, а скорость передвижения почти вдвое превышает аналогичные показатели всех остальных. Стихия второй половины этого народа — вода, у них всегда есть кому повоевать на мелководье. При игре за эту расу облегчает жизнь возможность вербовать отряды со способностями врачевания. Эльфы всегда выступают «за правое дело», будь то возвращение трона истинному королю или война с тьмой.
Полная противоположность эльфам — орки
, на их стороне выступают гоблины и тролли. Полагаются на грубую физическую силу, но не гнушаются использовать отравленные ножи и кинжалы. У них нет целителей, и на острие атаки у орков всегда находятся тролли, залечивающие свои раны. На водных просторах за них сражаются союзники — наги.
У мертвецов
только один вид бойцов пока еще принадлежит к миру живых — некромант, все остальные вновь поднялись из земли. Они могут заражать врагов чумой, а могут и кровь выпить — усиление за счет врага для неупокоенных обычное дело.
Гномы
во многом похожи на людей — сила и толстые доспехи помогают их бойцам выживать. Но еще ужаснее для врагов ярость горного народа, доводящая бойцов до неистовства, и мастерство оружейников, изготавливающих огнестрельное оружие с чудовищными повреждениями.
Для драконов
огонь — жизнь, они сильны в рукопашной схватке, но с жаром дыхания мало что сравнится. Холод, наоборот, для этих рептилий опасен. Неизвестно, куда пропали драконы, были они уничтожены или просто ушли, но ко временам Великой Войны в землях Веснота не осталось ни одного.
Ящеры
— младшие собратья драконов и в то же время их противоположность, какое-то время они воевали на одной стороне, после их пути разошлись. Их стихия — лед, мировоззрение — хаос. Их бойцы откровенно слабы, но, как и у эльфов, у ящеров есть целители.
• • •
Может показаться, что руководство коротковато; но большего, чтобы с ходу начать сражения, в самом деле не требуется. Игра наделена классической простотой Warlords — для освоения достаточно получаса, а вот победить в сетевом сражении будет куда как потруднее.
На диске журнала «Лучшие компьютерные игры» за апрель 2006 вы увидите и саму игру, и несколько дополнений, карт и сценариев к ней. Назвал бы их неофициальными, но поскольку и сам проект делался на энтузиазме, где начинается официальное — непонятно.
Многопользовательский режим
Кроме однопользовательского режима, имеется также многопользовательский с участием до 9 игроков, управляемых человеком или компьютером. Дипломатия отсутствует, но доступна командная игра. Играть можно:
- на одной машине по очереди («горячий стул»);
- на разных компьютерах по локальной сети (по протоколу TCP/IP);
- через Интернет, создавая сервер на одной из участвующих в игре машин;
- с помощью постоянно действующих выделенных серверов[7], поддерживаемых разработчиками игры и другими энтузиастами.
Обычная многопользовательская игра выглядит как единственный сценарий, в котором игроки противостоят друг другу. Если игра ведётся по принципу «все против всех», то она заканчивается, когда убиты все лидеры соперничающих сторон, кроме одного; если командная — выигрыш наступает, когда убиты все лидеры всех команд, кроме одной. Первоначальное количество денег у участников определяется хостером игры при создании партии.
Для многопользовательской игры в дистрибутиве имеется большое количество предустановленных сбалансированных (симметричных) карт: 17 — для двух игроков, 3 — для трёх, 14 — для четырёх, 3 — для пяти, 6 — для шести, 2 — для восьми и 1 — для девяти (версия 1.12). Помимо этого, можно создать случайную карту желаемых размеров с различными вариантами ландшафта — обычным, пустынным, болотистым, снежным. Случайные карты не сбалансированы, и выигрыш сильнее зависит от везения.
В процессе многопользовательской игры участники могут обмениваться текстовыми сообщениями, причём при командной игре возможна отправка приватных сообщений, видимых только партнёрами по команде. В игре по сети или через Интернет могут присутствовать наблюдатели
, которые также имеют возможность отправлять сообщения, но только неприватные.
Другой важной особенностью многопользовательской игры является ограничение времени: хостер при создании партии может установить ограничение времени на ход — от 30 до 1500 секунд. (Обычно это значение находится в пределах 90 — 330 секунд.) Такая мера позволяет ускорить и/или усложнить игру.
Битвы на выживание
Интересной разновидностью многопользовательской игры является битва на выживание
. В самом общем виде её можно описать так. Несколько игроков противостоят компьютеру. Компьютер постоянно или же с некоторой периодичностью (волнами) атакует человеческих игроков, причём в атаках прибывают всё более сильные юниты и/или большее их количество. Необходимо продержаться определённое число ходов (реже — уничтожить всех компьютерных противников).
В дистрибутиве игры предустановлены три подобных сценария. Все они, если не изменить настройки существенным образом (например, добавить много денег человеческим игрокам), достаточно сложны для прохождения.
Сценарий «Командное выживание» менее всего отличается по правилам от обычного сценария — в нём действуют обыкновенные бойцы по стандартным правилам. Противник прибывает волнами, каждый раз более сильный. Для победы нужно продержаться 32 хода.
Сценарий «Мрачный прогноз» имеет интересную особенность: ландшафт регулярно меняется — по сюжету это связано с изменением погоды. Там, где был луг, через несколько ходов может возникнуть пустыня или, наоборот, болото. Это хорошо демонстрирует исключительную гибкость программы, позволяющую менять любые параметры игры. В остальном «Мрачный прогноз» похож по правилам на «Командное выживание», но условия победы сложнее: нужно не только выжить в течение 45 ходов, но и уничтожить всех компьютерных бойцов.
Сценарий «Новая земля» самый необычный из трёх. В нём используется особая эра, которая по геймплею заметно отличается от обычного «Веснота» и напоминает игру Civilization. (Собственно, дальним предком этого сценария было дополнение, которое так и называлось — Wesnoth Civilization.) У человеческих игроков имеется всего одна раса — люди, в этой расе один боец-лидер, который вначале может призывать только магов и крестьян. Крестьяне умеют преобразовывать ландшафт, строить замки, деревни, рудники, фермы и университеты. Рудники и фермы служат для извлечения дополнительного дохода. Маги же занимаются в университетах науками: либо изучением технологии строительства новых юнитов (из расы людей), либо повышением производительности рудников и ферм. Если же в университет поместить лидера, то он может наладить дипломатию с гномами или эльфами и научиться призывать юнитов также из этих рас. Таким образом, упор делается не только на войну с прибывающими войсками компьютера, но и на всевозможное развитие. Ещё в сценарии есть ролевое задание: освободить из ловушек сильных бойцов, которые после этого примыкают к армии освободителя. В сценарии необходимо остаться в живых в течение 25 ходов, далее засчитывается победа, но при желании и наличии сил можно добить противника.
Многопользовательские кампании
С версии 1.6 в игре появились многопользовательские кампании — в них компьютеру противостоит не один игрок-человек, а несколько. В течение долгого времени они были доступны лишь в составе расширений (Trouble Times, Gobowars и другие). После долгой доработки в версии 1.12 появилась одна стандартная многопользовательская кампания — «Легенда Весмира», которая в более ранних версиях присутствовала в дистрибутиве лишь как однопользовательская[8].
Ладдер
Официально разработчики игры не поддерживают составление рейтингов и киберспортивные состязания по «Весноту», в частности, по соображениям безопасности: возможны различные способы жульнического поведения игроков (cheat), в том числе модификация кода игры[9]. Тем не менее, часть игрового сообщества, заинтересованная в формальном определении силы игроков, создаёт сайты, где рассчитывается рейтинг игроков по системе Эло. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте и затем участвовать в матчах по определённым правилам. Победитель высылает результат на сайт. Поскольку ладдер не является официальной частью «Веснота», то сайты эти могут изменяться. На текущий момент самым крупным является сайт Ladder of Wesnoth, но есть и другие версии ладдера.
Турниры Wesnoth Life
Русскоязычный портал Wesnoth Life проводит (без явно выраженной регулярности) турниры различного формата[10], преимущественно по кубковой системе. В них может принять участие любой желающий, зарегистрировавшись на сайте. Обычно все участники этих турниров из и других стран бывшего СССР. Записи партий доступны на сайте. До конца 2020 года было проведено 20 турниров.
Игровой процесс[ | ]
Графическое оформление игры двумерное, с анимированными персонажами и некоторыми деталями ландшафта, что критикуется некоторыми пользователями как устаревшее решение в эпоху трёхмерных стратегий. Однако тщательная и качественная отрисовка всех деталей позволяет говорить об интерфейсе как о приятном и удобном[3][4][5].
Игровой процесс содержит элементы как классической пошаговой стратегии, так и ролевой игры. Игрок, располагая вначале всего одним воином (лидером), должен создать большую армию и, воспитав из неопытных призывников мощных бойцов-ветеранов, уничтожить лидеров противника. Если, напротив, будет убит лидер игрока, ему засчитают поражение. В некоторых кампаниях поражением также будет смерть ключевых персонажей, сопровождающих лидера по ходу развития сюжета. Иногда для победы необходима добыча или защита важного артефакта, и т. д. Перед началом каждой новой битвы показывается окно, где изложены условия победы и поражения, а порой и полезный совет.
Не только лидер, но каждый юнит в игре — это отдельный индивидуум с определёнными боевыми качествами, запасом здоровья (hit points), собственным именем (кроме мертвецов, механизмов и монстров), иногда также с собственным характером и историей, раскрываемыми по ходу сюжета. В ходе сражений, а особенно — убивая противника, боец приобретает опыт
, который по достижении некоторого значения позволяет ему перейти на новый
уровень
и превратиться в более живучего и тяжело вооружённого воина. Исход каждого конкретного поединка отдельно взятых бойцов зависит от многих факторов: время суток, ландшафт, тип оружия (атаки), раса, класс бойца, индивидуальные особенности, опыт, состояние здоровья. Также присутствует элемент случайности, который иногда полностью нивелирует эти различия. Тем не менее, в среднем по игре отклонения от прогнозируемых значений попаданий незначительны, и выиграть целую партию на чистом везении практически невозможно.
«Битва за Веснот» достаточно, но не чрезмерно сложна. Компьютерные противники отличаются довольно неплохим интеллектом: применяют атаки с нескольких направлений, выбирают наиболее подходящие к ситуации войска, атакуют самых слабых бойцов (или ключевых персонажей, смерть которых означает поражение игрока) и отводят назад своих пострадавших в бою воинов. Поэтому метод примитивного «давления числом» против компьютера не работает, необходимо тщательно продумывать тактику. Однако компьютерный игрок никогда полностью не переходит к обороне, продолжает атаковать, даже понеся большие потери и оказавшись в меньшинстве, что облегчает победу над ним.
Кампании[ | ]
Однопользовательский режим игры состоит в прохождении кампаний. Кампания представляет собой серию из определённого числа сражений-сценариев. Сюжеты кампаний взаимосвязаны и повествуют о возникновении и жизни фантастического королевства Веснот и сопредельных государств в мире под названием Ирдия. События некоторых кампаний даже происходят в одно и то же время и могут между собой пересекаться. Протяжённость саги о Весноте составляет сотни лет[6] (в самой игре она раскрывается с помощью заставок перед сценариями и диалогов в сценариях). Это позволяет практически неограниченно создавать дополнительные кампании, множество которых доступно в дополнениях и может быть легко загружено непосредственно из программы.
В первой стабильной версии игры — 1.0 — было всего шесть предустановленных кампаний, в версии 1.10 — уже шестнадцать. В последней версии, 1.12, их число не изменилось, но сами кампании были доработаны.
- Наследник престола (рекомендуется начинающим игрокам для изучения игры);
- Сказание о Двух Братьях;
- Набег орков;
- Южная стража;
- Освобождение;
- Легенда Весмира;
- Вторжение с Востока;
- Молот Тургасана;
- Спускаясь во тьму;
- Мемуары Делфадора;
- Мёртвые воды;
- Огненный скипетр;
- Сын Чёрного Глаза;
- На заре Веснота (содержит множество сведений по общему сюжету);
- Северное возрождение;
- Под палящими светилами.
Используя встроенные средства — редактор карт и мощный скриптовый язык, пользователь может создавать собственные карты и целые кампании. Разумеется, они могут иметь совершенно произвольные сюжеты.
Расы Веснота и общая характеристика бойцов[ | ]
Эльфийка в Wesnoth
Всего в игре можно насчитать 20 рас: водяные, волки, гномы, гоблины, грифоны, дрейки, летучие мыши, лешие, люди, мертвецы, механизмы, монстры, наги, огры, орки, соколы, тролли, халифат, эльфы, ящеры. В каждой расе есть различные типы бойцов. Некоторые расы объединяются во фракции
: так, фракция «Северяне» включает орков, троллей, гоблинов, волков и наг.
В характеристику любого бойца входят базовые параметры: максимальный уровень здоровья, максимальная дальность хода, опыт, уровень, мировоззрение (восприимчивость к времени суток; зависит от расы). В зависимости от оружия, которым пользуется боец, присутствует понятие типа атаки
(всего шесть) и
особенностей оружия
(их двенадцать). Соответственно, каждый воин обладает характеристикой сопротивляемости к различным типам атаки (в процентах), и существует понятие
шанса попадания
, который зависит прежде всего от ландшафта, а также от особенностей оружия. Некоторые типы бойцов обладают особыми
способностями
(их 14), например, ящер-авгур обладает способностью лечить близстоящие дружественные юниты на 4 единицы здоровья каждый ход. Кроме того, каждый боец может иметь две (из шестнадцати)
индивидуальные особенности
, слегка изменяющие его базовые характеристики, но бывают исключения: так, мертвецы имеют лишь одну особенность — «мертвец» (позволяет им не бояться особенностей оружия «яд», «высасывание» и «чума», а также плавать под водой), а лешие вообще не имеют особенностей.
Ландшафт[ | ]
Поле боя может быть покрыто самыми разными типами ландшафта: травой, грунтом, камнями, водой, горами, болотами, лесами, грибными рощами и другими. Тип ландшафта влияет на скорость перемещения разных видов бойцов и на их защищённость на различных покрытиях. Например, гномы в горах могут иметь защиту от попадания 70 %, а на равнине только 30 %; всадники хорошо перемещаются по ландшафтам типа «дорога» или «равнина», но сильно замедляются в пещерах. Кроме того, некоторые типы ландшафтов могут быть непроходимыми ни для кого (например, тип «высокие горы») или для конкретных типов бойцов (например, лаву или пропасть могут пересекать лишь летающие бойцы).
Особым типом ландшафта являются деревни
. В них многие бойцы имеют защиту от попадания на уровне 60-70 %, и, кроме того, если боец ранен, на каждом ходу у него восстанавливается 8 пунктов здоровья. Поэтому деревни часто служат важными опорными пунктами в битве.
Эры[ | ]
Эра
в Весноте — это группа фракций и набор правил для них. Существует четыре стандартные встроенные эры:
- По умолчанию
. Доступны фракции: Верноподданные, Мятежники, Северяне, Мертвецы, Альянс Кналга, Дрейки. Для вербовки доступны бойцы первого уровня; - По умолчанию + Халифат
. Доступны те же фракции и в дополнение к ним — фракция Халифат. Для вербовки доступны бойцы первого уровня; - Эпоха героев
. Аналогична эре
По умолчанию
, только для вербовки доступны бойцы второго уровня, а лидер имеет третий уровень; - Эпоха героев + Халифат
. Аналогична эре
По умолчанию + Халифат
, для вербовки доступны бойцы второго уровня, а лидер имеет третий уровень.
В ранних версиях присутствовала эра Великая война
, которую убрали в связи с несбалансированностью фракций. Она включала всего две фракции — Альянс света и Альянс тьмы, куда входили соответственно порядочные и хаотичные персонажи.
Также игроки могут создавать и собственные эры. В одних эрах упор делается на создание новых рас и фракций, в других — преимущественно на модификацию правил для имеющихся фракций. В версии 1.12 в комплект игры входит только одна эра с модифицированными правилами — Новые земли
.
Экономика Веснота[ | ]
Экономическая сторона в игре развита слабо. В этом плане «Битва за Веснот» очень напоминает игру Warlords. Добыча ресурсов и строительство зданий не производятся (за исключением некоторых сценариев в многопользовательской игре), а доход игроку приносят принадлежащие ему замок-укрепление и деревни, которые можно захватывать.
В начале каждого сценария даётся некая минимальная сумма денег. В кампаниях при досрочном завершении предыдущего сценария игрок получает в придачу денежный бонус за каждый неиспользованный ход. Каждая контролируемая деревня при стандартных настройках даёт по две единицы золота в казну, а также один золотой для содержания бойцов. Иногда в сценариях встречаются денежные клады. Собранные таким образом средства тратятся на вербовку солдат и выплату им жалованья.
Вербовка каждого воина требует определённой суммы. Самые дешёвые стандартные юниты — это зомби (8 золотых), самые дорогие — наездники грифона (24 золотых). Призыв ранее служившего воина в кампании, независимо от его типа и уровня, стоит 20 золотых. Далее воин требует содержания, равного его уровню, за исключением персонажей с индивидуальной особенностью «верный», которые служат без жалованья. Если жалования, которое дают деревни, недостаточно для содержания воинов, то расходуются средства основной казны. Если же и они истощились, то в ходе сценария армия не разбегается, но в начале следующего сценария игрок получит только минимум денег, на который он сможет нанять или призвать минимум солдат.
Дополнения
Энтузиастами создано множество дополнений игры — от отдельных карт до эр и целых кампаний. Для версии 1.10 их число составило 593 штуки, 1.12 — 575. Дополнения можно скачать и автоматически установить непосредственно из интерфейса игры (пункт меню «Аддоны»), либо же вручную с официального сервера[11]. Лучшие из дополнений при хорошей отлаженности и достижении популярности могут быть доработаны и включены в стандартный дистрибутив игры (последний такой пример — кампания «Мёртвые воды»[12]).
Проблемы с дополнениями
Так как дополнения не являются официальной частью «Веснота», то их поддержка лежит большей частью на первоначальном разработчике и на небольших группах энтузиастов. Поэтому на сервере довольно много дополнений, не оконченных в разработке, плохо портированных с предыдущей версии или содержащих иные серьёзные баги. Бывает, что разработчик забрасывает расширение на ранней стадии готовности, оно никем не портируется под следующую версию игры и исчезает навсегда. Впрочем, зачастую не портируются и вполне отлаженные версии. Кроме того, даже у лучших дополнений локализация намного беднее, чем у основной части игры; у большинства же присутствует только английский язык.
Технические особенности
Кроссплатформенность
Поскольку код игры открыт под лицензией GPL и не привязан к проприетарным API, то «Битва за Веснот» легко портируется на различные операционные системы. На официальном сайте бесплатно доступны готовые пакеты актуальной и разрабатываемой версий игры для Microsoft Windows, Mac OS X и Pandora[13], а также даны ссылки на репозитории для установки актуальной версии в различных десктопных дистибутивах GNU/Linux[14]. Ранее на сайте также публиковались пакеты устаревших (неподдерживаемых) версий для AmigaOS 4, Solaris, OS/2 и eComStation, RISC OS, Syllable. Помимо этого, заявлена совместимость с BeOS, FreeBSD, OpenBSD, NetBSD, DragonFly BSD[15]. Энтузиасты Haiku OS собирали порты для неё[16].
Игра портирована на Android для актуальной версии 1.12 [17] и для предыдущей ветки 1.10[18], оба варианта бесплатны. Для Apple iOS имеются порты устаревшей версии 1.10.5 [19] и нестабильной ветки 1.13 [20], распространяются они платно по цене около 4 долларов США.
Наконец, на сайте выложен исходный код игры и инструкции по сборке, благодаря чему энтузиасты могут попробовать портировать игру на другие операционные системы и аппаратные платформы.
Системные требования
На официальном сайте с середины 2020 года опубликованы новые сведения о системных требованиях программы. Они умеренны по современным меркам: минимальная частота процессора указана всего 1,3 ГГц, ОЗУ 2 ГБ, от видеокарты не требуется ничего, кроме поддержки SVGA. Но, кроме того, на официальном форуме приводятся сведения о запуске «Веснота» на сильно устаревших компьютерах. Также игра работает на таких довольно слабых устройствах, как смартфоны[21]. Отсюда можно сделать вывод, что запустится она на любом исправном компьютере, поддерживающем соответствующую ОС, но, возможно, при использовании больших карт, многочисленных армий или сложных скриптов будут длительные паузы при ходах компьютерного игрока. На любом же компьютере, современном актуальной версии «Битвы за Веснот», она должна исполняться комфортно для пользователя.
Следует иметь в виду, что установка большого количества дополнений всегда снижает скорость работы программы, особенно время первоначального старта.
Страница справки (версия 1.10.6)
Справочная система
«Битва за Веснот» располагает развитой справочной системой с удобной навигацией, в которой описаны географические понятия Веснота, свойства ландшафта, бойцы и их особенности, общее управление игрой и другие вопросы. Особенно полезны для начинающих советы по тактике, выводящиеся на стартовый экран игры.
Языковая поддержка
Интерфейс игры переведён на более чем 50 языков и диалектов, однако завершённость и качество перевода не одинаковы для разных языков. Усилиями добровольцев происходит постоянное расширение и улучшение локализации. Завершённость русского перевода на 7 мая 2015 г. оценивалась в 96,17 %[22]. Кроме официально входящей в дистрибутив, энтузиасты создавали неофициальные версии русского перевода[23].
Консольные команды
В игре можно вызвать командную консоль, нажав клавишу «двоеточие» в английской раскладке
и затем введя собственно команду с параметрами. Команды особенно важны в многопользовательской игре, когда необходимо удалить отсоединившегося или некорректного игрока, передать управление и т. д. Например, команда
:kick username
удалит из игры игрока username. Команда
:nosaves
позволяет оперативно отключить автосохранения, что ускоряет игру. Также существуют отладочные команды, которые при желании можно использовать в качестве «чит-кодов». Полный список команд доступен на официальном сайте[24] и в справочной системе программы.
Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси
Некоммерческое Партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» создано при участии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и издательства «Языки славянских культур». Научное руководство деятельностью Партнерства осуществляет Научный совет, возглавляемый чл.-корр. РАН, директором Института русского языка РАН А. М. Молдованом. В Научный совет входят: А. А. Гиппиус, В. М. Живов (зам. председателя Научного совета), А. А. Зализняк, А. А. Пичхадзе, Н. Н. Покровский, А. А. Турилов, В. Л. Янин. Главная наша цель – собрать как можно более обширный электронный архив древнерусских материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях (архивах, библиотеках, хранилищах) и представить его в открытом доступе в интернете с соблюдением и защитой всех юридических прав музеев-хранителей рукописей. Важность этой задачи обусловлена тем, что к настоящему времени опубликована лишь незначительная часть (менее 0.1 процента) рукописных памятников, находящихся во многих хранилищах Москвы, Петербурга, Великого Новгорода, Костромы, Твери, Ярославля, Казани, Саратова, и других городов. Между тем собрание древне- и старорусских рукописей (XI–XVII веков), хранящихся в российских библиотеках и архивах, чрезвычайно велико и насчитывает более 100 000 единиц хранения. При отсутствии полноценных и качественных копий мы находимся под постоянной угрозой утраты этого наследия. Реализация поставленной цели будет осуществляться путем предоставления на нашем сайте персональной экспозиционной площадки музеям, архивам, издательствам, научно-исследовательским коллективам для размещения в открытом доступе электронных копий имеющихся у них рукописных материалов (вместе с необходимой сопутствующей информацией: права на ее публикацию, адреса и телефоны для научных и деловых контактов и пр. Мы также берем на себя техническое обслуживание этой экспозиции, включающее первичную обработку и последующее размещение отсканированной рукописи, обновление и дополнение экспозиционных материалов и др. При этом все права музея, архива (другого правообладателя) на предоставленные материалы полностью сохраняются, а рукописные материалы размещается в виде, не допускающем их несанкционированное издание. Примером может служить наше сотрудничество с Государственной Третьяковской Галереей. В настоящее время нашем сайте размещается электронная копия издания «Типографский Устав (устав с кондакарем)» а трех томах, осуществленного под научной редакцией Б. А. Успенского издательством «Языки славянских культур» при содействии Галереи. Это издание посвящено рукописному памятнику конца XI – начала XII вв. Первый том представляет факсимильное воспроизведение рукописи, второй — наборное воспроизведение и словоуказатель, третий содержит посвященные ей научные исследования. Пример сотрудничества с учеными – раздел, посвященный древнерусским берестяным грамотам, разработанный коллективом ученых во главе с академиками В. Л. Яниным и А. А Зализняком. Впервые в полном объеме представлены коллекции берестяных документов Государственного исторического музея и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Примером сотрудничества с издательствами является совместная работа с издательством «Языки славянских культур», которое предоставило нам свои издания первых томов Полного собрания русских летописей, п также рукописных книг «История иудейской войны Иосифа Флавия» (древнерусский перевод) и «Псалтырь 1683 г. в переводе Аврамия Фирсова». Наряду с главной задачей — собрать полный электронный архив древнерусских материалов, мы ставим перед собой еще две задачи. Вторая задача, непосредственно связанная с первой — создание специальных образовательных программ по изучению самых разных аспектов древнерусской истории, литературы и культуры, как светской, так и религиозной (включая богослужение, монастырское устройство, художественные стили и вкусы, культовые фигуры и проч.). Эти программы, ориентированные на разные образовательные уровни обучающихся (от младших школьников до студентов старших курсов и аспирантов университетов) могут стать незаменимым подспорьем в школьном и вузовском образовании на всей территории России, важным источником возрождения отечественного самосознания и духовных традиций. Наконец, третья наша задача — способствовать расширению исследований по истории, литературе, культуре, языку Древней Руси, путем облегчения доступа отечественным и зарубежным славистам к рукописным источникам и посвященным им научным работам. Это будет способствовать повышению интереса к русской истории и культуре, росту ее влияния и авторитета в мире.
ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ
Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций
- Древнерусские берестяные грамоты
- Русские летописи
- Издания славянских памятников
В создании сайта участвуют и помогают:
Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО
Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.
Контактный email:
Разработка
Основной код программы написан на C++[25]. Отображение графики производится с использованием библиотеки SDL.
Главная тема «Битвы за Веснот» | |
автор: Aleksi Aubry-Carlson | |
Помощь по воспроизведению |
Мультимедийные ресурсы хранятся в открытых форматах: изображения юнитов, заставки и другая графика — в PNG, музыка — в Ogg Vorbis. Это позволяет легко модифицировать имеющиеся ресурсы и создавать свои собственные, что способствует постоянному прогрессу оформления игры. Если интерфейс альфа-версии 0.1 сам создатель «Веснота» Д. Уайт характеризовал как «уродливый» и «ужасный», то уже к первому стабильному релизу 1.0 были заметны значительные улучшения.
- Скриншот игры версии 0.1 или 0.2[26]
- Скриншот игры (версия 1.02)
- Скриншот игры (версия 1.8.1)
Для создания новых и редактирования существующих карт в дистрибутив включён интуитивно понятный редактор карт, работающий по принципу WYSIWYG и содержащий все необходимые функции: определение размера карты, рисование любых типов ландшафтов, установка очерёдности ходов игроков. Редактор поддерживает многооконный режим с возможностью копирования фрагментов карты из одного окна в другое.
Редактор карт (версия 1.10.6)
Искусственный интеллект
До версии 1.6 поддерживалось создание скриптов для искусственного интеллекта на языке Python, в версии 1.6. поддержка Python удалена в связи с вопросами безопасности[27]. В ходе разработки версии 1.8 была добавлена возможность программирования ИИ с помощью языка Lua[28].
В версии 1.12 имеется три предустановленных варианта ИИ: Default, Strong и Experimental.
Язык WML
Для «Веснота» был разработан так называемый язык WML (The Wesnoth Markup Language) [29], он значительно упрощает процесс разработки юнитов и фракций, сценариев и кампаний. Отдалённо он напоминает языки разметки, такие как HTML, поскольку там также фигурирует понятие тега. Пример простейшей карты, написанной на языке WML (файл example.cfg):
Google Summer of Code
Начиная с 2008 года и вплоть до 2014, разработчики «Битвы за Веснот» ежегодно участвовали в проекте Google Summer of Code[30][31]. В 2015-2017 гг. участие не велось.
Многопользовательский режим[ | ]
Кроме однопользовательского режима, имеется также многопользовательский с участием до 9 игроков, управляемых человеком или компьютером. Дипломатия отсутствует, но доступна командная игра. Играть можно:
- на одной машине по очереди («горячий стул»);
- на разных компьютерах по локальной сети (по протоколу TCP/IP);
- через Интернет, создавая сервер на одной из участвующих в игре машин;
- с помощью постоянно действующих выделенных серверов[7], поддерживаемых разработчиками игры и другими энтузиастами.
Обычная многопользовательская игра выглядит как единственный сценарий, в котором игроки противостоят друг другу. Если игра ведётся по принципу «все против всех», то она заканчивается, когда убиты все лидеры соперничающих сторон, кроме одного; если командная — выигрыш наступает, когда убиты все лидеры всех команд, кроме одной. Первоначальное количество денег у участников определяется хостером игры при создании партии.
Для многопользовательской игры в дистрибутиве имеется большое количество предустановленных сбалансированных (симметричных) карт: 17 — для двух игроков, 3 — для трёх, 14 — для четырёх, 3 — для пяти, 6 — для шести, 2 — для восьми и 1 — для девяти (версия 1.12). Помимо этого, можно создать случайную карту желаемых размеров с различными вариантами ландшафта — обычным, пустынным, болотистым, снежным. Случайные карты не сбалансированы, и выигрыш сильнее зависит от везения.
В процессе многопользовательской игры участники могут обмениваться текстовыми сообщениями, причём при командной игре возможна отправка приватных сообщений, видимых только партнёрами по команде. В игре по сети или через Интернет могут присутствовать наблюдатели
, которые также имеют возможность отправлять сообщения, но только неприватные.
Другой важной особенностью многопользовательской игры является ограничение времени: хостер при создании партии может установить ограничение времени на ход — от 30 до 1500 секунд. (Обычно это значение находится в пределах 90 — 330 секунд.) Такая мера позволяет ускорить и/или усложнить игру.
Битвы на выживание[ | ]
Интересной разновидностью многопользовательской игры является битва на выживание
. В самом общем виде её можно описать так. Несколько игроков противостоят компьютеру. Компьютер постоянно или же с некоторой периодичностью (волнами) атакует человеческих игроков, причём в атаках прибывают всё более сильные юниты и/или большее их количество. Необходимо продержаться определённое число ходов (реже — уничтожить всех компьютерных противников).
В дистрибутиве игры предустановлены три подобных сценария. Все они, если не изменить настройки существенным образом (например, добавить много денег человеческим игрокам), достаточно сложны для прохождения.
Сценарий «Командное выживание» менее всего отличается по правилам от обычного сценария — в нём действуют обыкновенные бойцы по стандартным правилам. Противник прибывает волнами, каждый раз более сильный. Для победы нужно продержаться 32 хода.
Сценарий «Мрачный прогноз» имеет интересную особенность: ландшафт регулярно меняется — по сюжету это связано с изменением погоды. Там, где был луг, через несколько ходов может возникнуть пустыня или, наоборот, болото. Это хорошо демонстрирует исключительную гибкость программы, позволяющую менять любые параметры игры. В остальном «Мрачный прогноз» похож по правилам на «Командное выживание», но условия победы сложнее: нужно не только выжить в течение 45 ходов, но и уничтожить всех компьютерных бойцов.
Сценарий «Новая земля» самый необычный из трёх. В нём используется особая эра, которая по геймплею заметно отличается от обычного «Веснота» и напоминает игру Civilization. (Собственно, дальним предком этого сценария было дополнение, которое так и называлось — Wesnoth Civilization.) У человеческих игроков имеется всего одна раса — люди, в этой расе один боец-лидер, который вначале может призывать только магов и крестьян. Крестьяне умеют преобразовывать ландшафт, строить замки, деревни, рудники, фермы и университеты. Рудники и фермы служат для извлечения дополнительного дохода. Маги же занимаются в университетах науками: либо изучением технологии строительства новых юнитов (из расы людей), либо повышением производительности рудников и ферм. Если же в университет поместить лидера, то он может наладить дипломатию с гномами или эльфами и научиться призывать юнитов также из этих рас. Таким образом, упор делается не только на войну с прибывающими войсками компьютера, но и на всевозможное развитие. Ещё в сценарии есть ролевое задание: освободить из ловушек сильных бойцов, которые после этого примыкают к армии освободителя. В сценарии необходимо остаться в живых в течение 25 ходов, далее засчитывается победа, но при желании и наличии сил можно добить противника.
Многопользовательские кампании[ | ]
С версии 1.6 в игре появились многопользовательские кампании — в них компьютеру противостоит не один игрок-человек, а несколько. В течение долгого времени они были доступны лишь в составе расширений (Trouble Times, Gobowars и другие). После долгой доработки в версии 1.12 появилась одна стандартная многопользовательская кампания — «Легенда Весмира», которая в более ранних версиях присутствовала в дистрибутиве лишь как однопользовательская[8].
Ладдер[ | ]
Официально разработчики игры не поддерживают составление рейтингов и киберспортивные состязания по «Весноту», в частности, по соображениям безопасности: возможны различные способы жульнического поведения игроков (cheat), в том числе модификация а игры[9]. Тем не менее, часть игрового сообщества, заинтересованная в формальном определении силы игроков, создаёт сайты, где рассчитывается рейтинг игроков по системе Эло. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте и затем участвовать в матчах по определённым правилам. Победитель высылает результат на сайт. Поскольку ладдер не является официальной частью «Веснота», то сайты эти могут изменяться. На текущий момент самым крупным является сайт Ladder of Wesnoth, но есть и другие версии ладдера.
Турниры Wesnoth Life[ | ]
Русскоязычный портал Wesnoth Life проводит (без явно выраженной регулярности) турниры различного формата[10], преимущественно по кубковой системе. В них может принять участие любой желающий, зарегистрировавшись на сайте. Обычно все участники этих турниров из и других стран бывшего СССР. Записи партий доступны на сайте. До конца 2020 года было проведено 20 турниров.
Влияние на другие игры
Как отмечено выше, благодаря свободе модификации кода и ресурсов разработчики создали множество дополнений, некоторые из которых весьма существенно отличаются по правилам от исходной игры. Но всё же основные параметры большинства дополнений находятся в сюжетных рамках, заданных сагой о Весноте. Тем не менее, в 2005-2007 годах существовало как минимум одно дополнение, которое, используя движок Battle for Wesnoth, фактически представляло собой отдельную футуристическую стратегию с собственным сюжетом, которая называлась Spacenoth. Хоть она и не была окончена в разработке, на основе исходного кода (недоступного по состоянию на 2020 год), описания сюжетов и юнитов[32], а также других ресурсов Spacenoth, игрок под ником Bob_The_Mighty
создал дополнение «Galactic Empires»[33].
Помимо этого, независимый разработчик из Испании Джон Андер Пеналба в 2008-2009 гг. трудился над игрой под названием «Герои Веснота» (Heroes of Wesnoth). По утверждению автора, он был намерен создать аналог игры «Герои меча и магии», используя графику (и некоторые сюжетные элементы) «Битвы за Веснот», но на базе собственного программного кода[34]. Однако разработка была заброшена на стадии альфа-версии. Тем не менее, исходный код под лицензией GPL v.3 доступен на launchpad.net[35], теоретически развитие игры может быть продолжено. Интересно, что создатели популярного репозитория getdeb.net до сих пор собирают последнюю версию Heroes of Wesnoth (0.1.2) для новейших выпусков Ubuntu [36].
Также «Битва за Веснот» оказала влияние на создание стратегии реального времени Wyrmsun[37] на движке Stratagus. Автор указывает:
Предание о Wyrmsun содержит множество элементов, адаптированных из описания «Битвы за Веснот» (которая также под лицензией GPL v. 2), например: основная сюжетная линия первой кампании за гномов, «Скипетр Огня», является адаптацией одноимённой кампании из «Битвы за Веснот» к вселенной Wyrmsun.
Примечания
- Wesnoth: Credits. Проверено 24 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- Google Summer of Code 2013 Архивировано 12 апреля 2013 года.
- Александр Тарасов: Битва за Веснот
- Битва за Веснот — Блог Валерия Шибанова
- Battle For Wesnoth — раздолье для стратегов и тактиков
- История Веснота
- Список серверов
- Legend of Wesmere(Multiplayer)
- Competitive Gaming
- Турниры
- Все дополнения
- Battle for Wesnoth 1.10 Release Notes
- Download
- Wesnoth Binaries Linux
- Description
- Software ports for the Haiku operating system
- Версия 1.12 для Android
- Версия 1.10 для Android
- Battle for Wesnoth for iPhone 3GS, iPhone 4, iPhone 4S, iPhone 5, iPod touch (3rd generation), iPod touch (4th generation), iPod touch (5th generation) and iPad on the iTunes App Store
- Battle for Wesnoth HD
- Автор порта на Android Алессандро Пира указывает в качестве минимальных системных требований процессор ARM 700 МГц, 512 МБ ОЗУ и разрешение экрана 800×480
- Статистика перевода
- Локализация от Fallen Phoenix
- Командный режим
- Interview: David White
- На официальном сайте нет точных сведений о версии, скриншот о
- Раздел «Разработка кампаний» в пресс-релизе версии 1.6
- Однако и здесь не удалось избежать проблем с безопасностью — после выхода версии 1.12.1 была выявлена уязвимость, затрагивающая все версии, начиная с 1.7.0
- ReferenceWML
- Google Summer of Code 2008
- Google Summer of Code 2009
- Описание Spacenoth (англ.)
- Дополнение Galactic Empires
- Анонс игры на форуме Wesnoth
- Страница Heroes of Wesnoth
- Heroes of Wesnoth на PlayDeb.net
- Раздел Wyrmsun на форуме Stratagus
Технические особенности[ | ]
Кроссплатформенность[ | ]
Поскольку игры открыт под лицензией GPL и не привязан к проприетарным API, то «Битва за Веснот» легко портируется на различные операционные системы. На официальном сайте бесплатно доступны готовые пакеты актуальной и разрабатываемой версий игры для Microsoft Windows, Mac OS X и Pandora[13], а также даны ссылки на репозитории для установки актуальной версии в различных десктопных дистибутивах GNU/Linux[14]. Ранее на сайте также публиковались пакеты устаревших (неподдерживаемых) версий для AmigaOS 4, Solaris, OS/2 и eComStation, RISC OS, Syllable. Помимо этого, заявлена совместимость с BeOS, FreeBSD, OpenBSD, NetBSD, DragonFly BSD[15]. Энтузиасты Haiku OS собирали порты для неё[16].
Игра портирована на Android для актуальной версии 1.12 [17] и для предыдущей ветки 1.10[18], оба варианта бесплатны. Для Apple iOS имеются порты устаревшей версии 1.10.5 [19] и нестабильной ветки 1.13 [20], распространяются они платно по цене около 4 долларов США.
Наконец, на сайте выложен исходный игры и инструкции по сборке, благодаря чему энтузиасты могут попробовать портировать игру на другие операционные системы и аппаратные платформы.
Системные требования[ | ]
На официальном сайте с середины 2020 года опубликованы новые сведения о системных требованиях программы. Они умеренны по современным меркам: минимальная частота процессора указана всего 1,3 ГГц, ОЗУ 2 ГБ, от видеокарты не требуется ничего, кроме поддержки SVGA. Но, кроме того, на официальном форуме приводятся сведения о запуске «Веснота» на сильно устаревших компьютерах. Также игра работает на таких довольно слабых устройствах, как смартфоны[21]. Отсюда можно сделать вывод, что запустится она на любом исправном компьютере, поддерживающем соответствующую ОС, но, возможно, при использовании больших карт, многочисленных армий или сложных скриптов будут длительные паузы при ходах компьютерного игрока. На любом же компьютере, современном актуальной версии «Битвы за Веснот», она должна исполняться комфортно для пользователя.
Следует иметь в виду, что установка большого количества дополнений всегда снижает скорость работы программы, особенно время первоначального старта.
Страница справки (версия 1.10.6)
Справочная система[ | ]
«Битва за Веснот» располагает развитой справочной системой с удобной навигацией, в которой описаны географические понятия Веснота, свойства ландшафта, бойцы и их особенности, общее управление игрой и другие вопросы. Особенно полезны для начинающих советы по тактике, выводящиеся на стартовый экран игры.
Языковая поддержка[ | ]
Интерфейс игры переведён на более чем 50 языков и диалектов, однако завершённость и качество перевода не одинаковы для разных языков. Усилиями добровольцев происходит постоянное расширение и улучшение локализации. Завершённость русского перевода на 7 мая 2015 г. оценивалась в 96,17 %[22]. Кроме официально входящей в дистрибутив, энтузиасты создавали неофициальные версии русского перевода[23].
Консольные команды[ | ]
В игре можно вызвать командную консоль, нажав клавишу «двоеточие» в английской раскладке
и затем введя собственно команду с параметрами. Команды особенно важны в многопользовательской игре, когда необходимо удалить отсоединившегося или некорректного игрока, передать управление и т. д. Например, команда
:kick username
удалит из игры игрока username. Команда
:nosaves
позволяет оперативно отключить автосохранения, что ускоряет игру. Также существуют отладочные команды, которые при желании можно использовать в качестве «чит-ов». Полный список команд доступен на официальном сайте[24] и в справочной системе программы.
Ссылки
В Википедии есть портал «Свободное программное обеспечение» |
Battle for Wesnoth на Викискладе |
- Официальный сайт игры
- «The Battle for Wesnoth, Официальная android-версия лучшей бесплатной пошаговой стратегии!» на форуме 4pda.ru
- Обзор игры в журнале «Игромания»
- Интервью с Дэвидом Уайтом (англ.)
- Неофициальный репозиторий для ОС Ubuntu и основанных на ней дистрибутивов
Тематические сайты | MobyGames |