«Симбионт» удостоился звания «Самый нестандартный проект КРИ 2008». Как вы помните, эту награду получили «Тургор» в 2007-м и «Мор. Утопия» в 2005 году — игры, которые действительно сумели нас поразить.
Нет резона сравнивать между собой эти три проекта, три игры разных жанров, ничуть не похожие друг на друга. Обратимся непосредственно к «Симбионту». Чем же он удивит нас — крайне оригинальным сюжетом, совершенно новым игровым процессом или вовсе уж необычными находками? Попробуем разобраться.
Бронированный гвардеец
После того как Правосудие (Justice) в припадке гнева убил своего отца, он был схвачен бронированными гвардейцами, в составе которых присутствовал Скотт Вашингтон (Scott Washington). Героя обвинили в непредумышленном убийстве и отправили в тюрьму. Во время заключения охранниками Правосудия были те же самые бронированные гвардейцы. В тюрьме Скотт не раз обучался рукопашному бою у Правосудия, и, несмотря на то что Вашингтон так и не смог победить своего учителя, они стали друзьями. Спустя некоторое время бронированные гвардейцы были посланы шпионить за экспериментами Фонда Жизни (Life Foundation). Ученые этой корпорации поймали Яда (Venom) и извлекли из него 5 семян: Райота (Riot), Фага (Phage), Лэшера (Lasher), Агонию (Agony) и Крика (Scream). Компания собиралась создать команду суперсолдат, для чего полученные симбиоты прошли искусственное созревание и были имплантированы в пятерку начальников службы безопасности лаборатории: Карла Мача (Carl Mach), Лесли Геснерия (Leslie Gesneria), Рамона Эрнандеса (Ramon Hernandez), Тревора Коула (Trevor Cole) и Донна Диего (Donna Diego). Ученые ставили над пришельцами чудовищные эксперименты, заставляя их страдать от боли. Скотт, зная о том, что Эдди Брок был преступником и убийцей, особо не беспокоился за его судьбу и за судьбу потомства Яда. Вашингтон лишь хотел вытащить свою мать и своего брата из гетто и найти нормальное местожительство. Спустя некоторое время Крик окончательно сошла с ума. Она напала на четырех оставшихся симбиотов и убила их носителей. Крик собиралась уничтожить и самих симбиотов, однако ей помешал Яд, и злодейка была вынуждена бежать. Тогда бронированные гвардейцы схватили ослабленных пришельцев и доставили их на Объект 12 для изучения. На новом месте над симбиотами продолжали ставить жуткие эксперименты. Однажды пришельцам удалось вырваться, и тогда они слились воедино, образовав новое существо – Гибрид. После этого симбиот попытался слиться со Скоттом. На мгновение их разум соединился, и Вашингтон почувствовал боль, которую пришельцы терпели все это время. Скотт понял, что симбиоты на самом деле добрые и не заслуживают такой участи. В это время прибыли остальные бронированные гвардейцы и, выстрелив из звуковой пушки, прогнали Гибрида. Освободив Вашингтона, гвардейцы дали ему оружие и приказали идти с ними. Вскоре Скотт увидел Гибрида, однако он так и не выстрелил, позволив симбиоту сбежать. Начальство Вашингтона, узнав об этом, было в не себя от ярости. Скотта уволили, и он вернулся к себе домой. Тем временем, Гибрид понимал, что ему необходим хозяин, и лучшей кандидатурой, по его мнению, стал Вашингтон.
…Потенциал нестандартности?
Возможно, просто не нашлось среди проектов этого года такого, которому звание «нестандарт» досталось бы безоговорочно, без сомнений и колебаний? А «Симбионт» оказался, с одной стороны, достаточно необычным, чтоб хотя бы претендовать на него — но с другой, увы, не настолько оригинальным, чтобы не вызывать вопросов: а за что, собственно?
Обидная ситуация. «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол» — не верь глазам своим», — советовал Козьма Прутков. Вот мы и не знаем, чему именно верить — надписи или содержимому, честно пытаясь разглядеть в «Симбионте» нестандартность, вместо того чтобы просто порадоваться неплохому боевику.
Если активно махать лапами, то большую часть боя экран будет выглядеть вот так. |
Хотя потенциал у «Симбионта» был. Если бы разработчики задались целью сделать игру действительно заслуживающей звания «нестандартный проект», они могли бы, к примеру… продлить ее. Вот смотрите, что мы имеем: наш боец всю игру уничтожает пришельцев. Сначала, правда, ему и людей приходится убивать, но потом они признают в нем собрата и даже помогают немного. Мы постоянно движемся вперед, в поисках лекарства от мутации и босса инопланетян. В итоге противоядия мы не находим, а самого главного пришельца уничтожаем и занимаем его место. Что дальше?
А ничего. Спасибо, что нам не пришлось спасаться бегством из-под обломков базы инопланетян, срочно драпающих с Земли. Уже лет десять в разнообразных финалах мы бегаем как угорелые — разработчики, видимо, считают это лучшей наградой победителю. Но в «Симбионте» нас бегать не заставили, да и база не разрушилась. И игра не закончилась. Герой сообщил, что он, дескать, теперь главный, но экран не погас и нам не стали показывать титры. Мы лишь получили еще одно умение — и возможность дальше уничтожать пришельцев, занятие еще примерно на час.
Нечто подобное было и в Quake 4, однако там после превращения героя в строгга у нас еще оставалось множество дел, прежде чем поставить точку в повествовании. В «Симбионте» же она напрашивалась именно здесь. Но поскольку ее нет — почему бы не пойти еще дальше, не перевернуть идеологию игры с ног на голову?
Наш герой — мутант, и человеком ему уже не быть. А не стать ли ему в таком случае Черным Властелином… то есть, извините, повелителем инопланетян и врагом человечества? Вот это был бы интересный сюжетный разворот! Как бы это освежило действие! Новые тактики, новый сюжет, да и локации совершенно иные. Скажем, бой на Красной площади против президентского полка и почетного караула… Каково?
Но нет, это лишь фантазии автора. Разработчики оставили героя добрым и положительным победителем злого внеземного врага… Все хорошо — и вполне стандартно.
Не станем порицать разработчиков за то, что на коробочке с игрой написано «Самый нестандартный проект». Они не сами выдумали награду и виноваты в этом не более, чем, к примеру, Козьма Прутков. Но на самом деле перед нами вполне обыкновенный боевик, в котором можно отлично сочетать ближний и дальний бой да использовать разнообразные тактики благодаря умениям. И боевик весьма неплохой.
Трагедия и месть
Вернувшись домой, Скотт так и не смог найти нормальную работу (во многом благодаря его бывшему начальству) и устроился на работу охранником. Параллельно Вашингтон составлял проекты своей старой брони в надежде продать их когда-нибудь. Однажды на брата Скотта Дэрека (Derek) напал головорез Шрам (Scar) из банды Изи Х (Eazy X). Вашингтон вступился за родственника и сломал бандиту руку. Тогда Шрам был вынужден бежать, однако, убегая, он сказал, что герои об этом еще пожалеют. В ту же ночь головорезы ворвались в дом Скотта и расстреляли его родственников. Дэрек погиб на месте, а Вашингтон был парализован и потерял возможность ходить. В больнице Скотта навестил Правосудие, однако герой не узнал своего изменившегося друга. В сердце Вашингтона не осталось места для сострадания, только для мести. Возвращаясь домой, Скотт услышал странные звуки и по началу подумал, что это бандиты вернулись за ним. Однако эти звуки исходили от Гибрида, вернувшегося за своим носителем. Вначале Вашингтон не хотел сливаться с симбиотом, однако, осознав, что ему необходима сила для возмездия, он согласился. Получив силу, Скотт начал осуществление плана мести. После слияния Гибрид понял, что после их последней встречи Вашингтон изменился, став более жестоким. Вскоре Скотт увидел на улице одного из членов Изи Х, расстрелявшего его брата. Вашингтон собирался убить бандита, однако Гибрид его остановил, сказав, что он – не убийца. Тогда Скотт попытался уговорить симбиота, однако в этот момент появился Правосудие. Герой быстро узнал в Гибриде своего друга и остановил его. В этот момент бандит вырвался, однако Скотт успел пометить его кусочком симбиота, позволявшего бывшему гвардейцу отслеживать местоположение преступника. После побега Правосудие сказал, что Изи Х украли планы брони, сделанные Вашингтоном, и теперь собираются превратить ее в оружие.
Используя свой маячок, Гибрид вместе со своим другом отыскали логово бандитов. Там герои подверглись нападению Изи Х, вооруженных костюмами, собранных по планам Скотта. Во время сражения Вашингтон увидел человека в маске. Скотт схватил бандита, снял с него маску и увидел Дуайта (Dwight) – лучшего друга Дэрека. Молодой человек объяснил, что после нападения на Вашингтона он стал членом Изи Х, боясь стать следующим в списке бандитов. Тогда Скотт использовал усики симбиота, чтобы разоружить преступников. После этого Вашингтон сказал, что корень всех бед – неуважение людей друг к другу. Скотт также добавил: бандитизм, продажа наркотиков и оружия делает обществу только хуже, подрывая его устои и не давая людям спокойно жить. Однако бандиты, схватив оружие, выстрелили в Вашингтона и сбежали. Несмотря на то, что костюм симбиота остановил пули, Скотт впал в отчаяние. Он обратился к Правосудию со словами: это враг, которого мы никогда не сможем победить. В этот момент Дуайт бросил оружие и сказал, что он больше никогда не станет преступником. На следующий день Гибрид вместе с Дуайтом посетили могилу Дэрека. Стоя у могилы брата, Скотт сказал, что хотел уехать из их района, однако Дэрек наотрез отказался, желая сделать это место лучше. После этого Вашингтон избавился от своего гнева и поклялся бороться с преступностью, чтобы осуществить желание брата.
Пчела как модель человека?
Исследовать взаимодействие симбионта и хозяина очень непросто. Кишечные сообщества млекопитающих включают сотни видов, и определить вклад одного из них практически невозможно. Кроме того, состав микробиоты зависит от внешних условий и потому неустойчив.
Совершенно иная ситуация сложилась в кишечнике медоносной пчелы Apis mellifera.
Его населяет всего девять доминирующих видов бактерий, относящихся к пяти группам:
Snodgrassella
,
Gilliamella
,
Bifidobacterium
и две линии
Lactobacillus.
Такая композиционная простота облегчает изучение. Все виды можно культивировать в лаборатории и заражать ими насекомых, свободных от симбионтов, то есть проводить сравнительное исследование.
Микрофлора медоносных пчел специализирована, она встречается только в кишечнике A. mellifera
и в улье. Ее становление совпало с формированием пчелиной социальности, у одиночных пчел этих бактерий нет или они присутствуют в следовых количествах (Waldan K. Kwong et al. Dynamic microbiome evolution in social bees //
Science Advances
, 2020, 3, e1600513, doi: 10.1126/sciadv.1600513). Социальность обеспечивает постоянство состава микрофлоры. Пчелы живут большими группами и заглатывают бактерии, которые содержатся в экскрементах, на поверхностях внутри улья, а иногда и в пище, которую получают от других рабочих пчел (такое взаимное кормление называется трофоллаксисом).
Рис. 1.
Пищеварительный тракт медоносной пчелы
Формирование микрофлоры происходит постепенно и строго соответствует пищевым потребностям пчелы в зависимости от ее возраста и статуса. Личинки поначалу свободны от бактерий, но их кормят рабочие пчелы: сперва маточным молочком (секретом специальных желез), затем медом, нектаром и пыльцой. В результате личинки обзаводятся бактериями из улья, корма и кишечника взрослых особей, но это сообщество неустойчиво. У юной пчелы, только вышедшей из куколки, кишечник чист, и бактерии появляются там в первые дни жизни, до того, как пчелы покинут улей. Микрофлора поселяется главным образом в тонкой и толстой кишке, в других отделах пищеварительного тракта бактерий мало (рис. 1).
Поскольку диета рабочих пчел богата сахарами и другими углеводами (нектаром, медом и пыльцой), большинство видов кишечных бактерий расщепляет эти соединения. Некоторые симбионты разлагают даже редкие сахара (маннозу, арабинозу, раффинозу, галактозу и лактозу), которые для пчел неперевариваемы и потенциально токсичны (Waldan K. Kwong, Nancy A. Moran. Gut microbial communities of social bees // Nature Reviews Microbiology
, 2020, 14, 374–384, doi: 10.1038/nrmicro.2016.43).
У пчелиных маток и трутней микрофлора беднее. У трутней она сходна с микробиотой рабочих пчел, в ней много лактобацилл. В кишечнике личинок и маток в изобилии встречается специфическая бактерия Parasaccharibacter apium
. Она также присутствует в железах рабочих пчел, которые кормят молочком матку и личинок.
P. apium
хорошо приспособилась к аэробным условиям и высокому содержанию сахара, токсичным для большинства кишечных симбионтов, и прекрасно себя чувствует в маточном молочке, нектаре и меде.
Изменения в составе кишечной микробиоты ухудшают здоровье хозяина, попустительствуют патогенам и увеличивают смертность. Микрофлору медоносных пчел много лет изучает профессор Техасского университета в Остине Нэнси Моран. Вместе с коллегами она исследовала влияние кишечной микробиоты на рост рабочей пчелы (Hao Zheng et al. Honeybee gut microbiota promotes host weight gain via bacterial metabolism and hormonal signaling // Proceedings of the National Academy of Sciences
, 2020, 114, 4775–4780, doi: 10.1073/pnas.1701819114).
Роль микрофлоры познается в сравнении. Сравнивать нужно обычных и безмикробных насекомых. Чтобы их получить, куколок удаляют из улья, и они развиваются в стерильных лабораторных условиях. Часть вылупившихся пчел кормят стерильной пищей, и в их кишечнике не более 10 тысяч случайных бактерий. Другой группе насекомых дают корм, зараженный бактериями из кишечника рабочих пчел. У них формируется нормальная микрофлора, которую положено иметь здоровой пчеле. Обе группы насекомых в лабораторных условиях выживают одинаково, но безмикробные пчелы весят на 82% меньше, чем пчелы с нормальной микрофлорой и рабочие особи из обычного улья.
Рис. 2.
Благодаря микробиоте рабочая пчела нормально растет, активно реагирует на запах сахарозы и экспрессирует гены, регулирующие метаболизм и поведение. Ее кишечные симбионты, в том числе
G. apicola
и
Lactobacillus sp.
, расщепляют сахара и синтезируют короткоцепочечные жирные кислоты, которые обеспечивают рост насекомого. Этим бактериям нужны анаэробные условия, которые обеспечивает
S. alvi
: она активно связывает кислород, не допуская его в просвет кишечника
Рост, размножение, поведение и старение пчел находятся под контролем инсулиноподобных пептидов и двух рецепторов к ним. Кроме того, в инсулиноподобном пути участвует белок вителлогенин, регулирующий питание пчел. У A. mellifera
с нормальной микробиотой гены этих белков экспрессируются активнее, чем у безмикробных, благодаря чему пчела увеличивает вес (рис. 2).
Чтобы пчела хорошо питалась, она должна чувствовать запах сахарозы. Эта чувствительность, а также трудовое поведение рабочих пчел находятся под контролем инсулиноподобного пути. Активируя этот путь, кишечная микробиота существенно повышает чувствительность пчел к сахарозе.
Экспрессию генов инсулиноподобного пути стимулирует высокое содержание аминокислот. Ими пчелу снабжают кишечные бактерии. Кроме того, симбионты пчелы синтезируют короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК) — уксусную, пропионовую и масляную. Эти кислоты — результат ферментации сахаров — служат основным источником энергии для хозяина (и клеток кишечника, в частности). КЦЖК также влияют на нервную и иммунную системы пчелы, то есть на ее поведение и функции мозга.
Расщепляют углеводы и синтезируют КЦЖК в основном бактерии Gilliamella apicola
, живущие в тонкой кишке, и
Lactobacillus
spp., облюбовавшие толстую кишку. Некоторые штаммы
G. apicola
разлагают даже пектин — компонент клеточной стенки пыльцевых зерен, которые пчелы своими силами переварить не могут, поскольку не вырабатывают пектиназы. Однако пыльца — важная часть их рациона, ее насекомые усваивают благодаря ферментам симбионтов.
Для успешной работы кишечным бактериям необходимы бескислородные условия, а меж тем кислород просачивается через стенку кишечника, и его концентрация может достигать 1%. Но у пчел есть специальный перехватывающий симбионт — Snodgrassella alvi.
Он обитает у самой стенки, углеводы не расщепляет, а окисляет продукты метаболизма других бактерий: цитрат, малат, ацетат и молочную кислоту. При этом кислород расходуется и не проходит дальше в просвет кишечника, где живут анаэробные симбионты (рис. 2).
Кишечное микробное сообщество медоносных пчел специфично и хорошо организовано пространственно, бактерии помогают пищеварению хозяина, обеспечивают его здоровье и нормальное развитие. По мнению Нэнси Моран, эти особенности делают медоносную пчелу прекрасным объектом для изучения микробиоты человека, в том числе факторов, влияющих на формирование симбиотического сообщества. Однако пчелы — объект настолько уникальный, сложный и ценный, что достойны изучения сами по себе.
Жюри
Позже Гибрид привлек внимание Жюри (Jury), состоявшую по большей части из бывших ученых Объекта 12. Чувствуя, что за ним началась охота, Скотт начал обдумывать, как ему спрятаться. Однако в этот момент члены Жюри выстрелили в Вашингтона из звуковой пушки и поймали его. Во время сражения Скотту удалось отделить кусок симбиота, который нашел Дуайта и предупредил его об опасности. Недолго думая, юноша связался с Новыми Воинами (New Warriors) и попросил их о помощи. Вскоре к Дуайту прибыли Правосудие, Турбо (Turbo) и Поверпекс (Powerpax). Кусок симбиота указал героям координаты местоположения Вашингтона, и команда отправилась в путь. Тем временем, лидер Жюри Оливиа Ленц (Olivia Lentz) приняла решение отделить симбиота от Скотта. Для этого ученые использовали звуковую пушку. Опасаясь за жизнь Гибрида, Максвелл Тэйлор (Maxwell Taylor) настоял на том, чтобы процедура была прервана. Под давлением Тэйлора Оливиа приказала бросить Вашингтона в камеру. В этот момент Часовой (Sentry) попытался освободить Скотта, чтобы заманить его в новую ловушку. Однако герою помешали Новые Воины, прибывшие с целью освободить Гибрида. Во время сражения Максвелл приказал всем остановиться и все обдумать. Тогда Правосудие сумел убедить Жюри в том, что Гибрид не опасен для общества. После боя Новые Воины предложили Скотту присоединиться к ним, однако он отказался, желая продолжать бороться с преступностью в своем районе.
Примеры симбиоза[ | ]
- Эндофиты живут внутри растения, питаются его веществами, выделяя при этом соединения, способствующие росту организма-хозяина.
- Транспортировка семян растений животными, которые поедают плоды и выделяют непереваренные семена вместе с помётом в другом месте.
Насекомые/растения[ | ]
- Опыление цветущих растений насекомыми, в ходе которого насекомые питаются нектаром.
- Некоторые растения, например табак, приманивают к себе насекомых, которые способны защитить их от других насекомых[3].
- Так называемые «сады дьявола»: деревья Duroia hirsuta
служат жилищами для муравьёв вида
Myrmelachista schumanni
, которые убивают появляющиеся в окрестностях зелёные ростки иных видов деревьев, давая тем самым возможность разрастаться
Duroia hirsuta
без конкуренции.
Грибы/водоросли[ | ]
- Лишайник состоит из гриба и водоросли. Водоросль в результате фотосинтеза производит органические вещества (углеводы), использующиеся грибом, а тот поставляет воду и минеральные вещества.
Взаимоотношения водоросли и лишайникового (лихенизированного) гриба в большинстве случаев представляют собой пример эндопаразитосапрофитизма. Гриб паразитирует на водоросли, обитающей в слоевище лишайника и разлагает отмершие клетки водорослей.
Животные/водоросли[ | ]
- Желтопятнистая амбистома уже с момента существования в икринке может содержать в себе одноклеточные водоросли. При этом водоросли, используя метаболиты животного, вырабатывают кислород, используемый для получения химической энергии в митохондриях[4].
- Поселение зелёных водорослей в желобках волос ленивца, который таким образом маскируется под зелёный фон.
Грибы/растения[ | ]
- Многие грибы получают от дерева питательные вещества и снабжают его минеральными веществами (микориза).
Насекомые/насекомые[ | ]
- Некоторые муравьи защищают («пасут») тлю и получают от неё взамен выделения, содержащие сахар.
Последние события
Сейчас судьба Скотта неизвестна, но из событий комикса «Carnage USA» можно понять, что правительство «конфисковало» его симбиота и разделило на изначальные составляющие, т.е. на четыре симбиота: Удавку (Lasher), Агонию (Agony), Бактерию (Phage), Мятежа (Riot). При разделении эти симбиоты лишились личности и стали биооружием на основе которого была создана команда «Меркурий».
Симбиоты «Меркурия»:
- Удавка:
Этот симбиот достался члену команды Меркурий, Маркусу Симмсу (Marcus Simms). Его симбиот представляет из себя собаку. «Пес» может чуять цели за пять сотен миль.
- Агония:
Агонией же оснащен морской пехотинец, отвечающий за тяжелую артиллерию, Джеймс Мерфи (James Murphy). Его симбиот покрывает руки Джеймса и дает ему навероятную силу для переноса тяжелого оружия, такого как рельсовый пулемет, который весит восемьсот фунтов.
- Бактерия:
Снайперу Рику Аксельсону достался симбиот Бактерия. Покрывая всю верхнюю часть туловища, дает Рику Сверхчеловеческое зрение и мышечную силу для сверхточной стрельбы. Рик смог поразить цели из автомата, которые находились на расстоянии полторы мили.
- Мятеж:
Говарду Огдену, непревзойденному разведчику, достался Мятеж в виду симбиотических ног. Симбиот дает ему молниеносную скорость и ловкость. Так же он практически бесшумен, может передвигать по стенам, что доводит его способности разведчика до пика совершенства.
P.S. За картинками попрошу пройти в галерею.
Занимательная ксенобиология
«Ух ты, какие зеленые руки!» |
Мы подробно рассмотрели, из чего состоит герой, и теперь переходим к его противникам. Здесь мы разберем не только то, как они действуют, но и что им противопоставить.
Исследователь
— первый пришелец, с которым мы встречаемся. Его главная особенность: он замедляет время, а сам ускоряется. При этом герой начинает видеть все в желтых тонах. Большой опасности этот враг не представляет, и его можно легко уничтожить при помощи оружия ближнего боя. А после середины игры исследователи умирают от одного удара когтей героя.
Детектор —
маленький и крайне противный враг. Держится он всегда на приличном расстоянии, в темноте не виден, сражаться с ним в ближнем бою бессмысленно. Детекторы бегают небольшими группками, и единственное, что они делают, — пытаются прыгнуть на героя. Как только они касаются его тела, происходит взрыв. Остатки детектора пачкают экран, а у героя отнимается довольно много здоровья. Группа этих пришельцев может легко уничтожить полностью здорового персонажа.
Противостоять им и просто, и тяжело одновременно. Они настолько маленькие, что замечаем мы их только когда детекторы уже оказались у нас перед ногами. Однако есть возможность выследить этого пришельца еще на подходе. Когда маленькая тварь бежит, она издает специфический звук, эдакий писк. Как только услышали его — включайте «зрение пришельца» и начинайте стрелять по обнаруженным врагам. Детектору обычно хватает одной пули.
Гончая —
с виду напоминает большую собаку, закованную в чешуйчатую броню. Двигается быстро, обычно ходит в группе с собратьями — так что приходится драться сразу с двумя или тремя «собачками». Кусают больно, но дохнут быстро. Лучшее средство против них — когти.
Ганнер
— довольно интересный противник, у которого мы позаимствуем умение «щит». Ганнер использует оружие дальнего боя, а точнее — плюется огнем и энергетическими шарами. Этот пришелец почти всегда держится от героя на расстоянии. Однако это не значит, что надо стрелять в него из автомата! Ни в коем случае не следует пытаться его застрелить. Враг включает щит, и все пули летят обратно в героя. Самый простой способ с ним справиться — впасть в «ярость», добежать и зарезать. И старайтесь зайти ему за спину. Ганнер неповоротлив.
Первая встреча с тварью. |
Спарг —
неприятный противник. В первую очередь потому, что умеет становиться невидимым и появляется неожиданно. Нельзя сказать, что это сильно портит нам жизнь, но спарг способен, как и мы, бить когтями в ближнем бою. Это наносит довольно большой урон. Вдобавок он еще и стреляет. Его стандартная тактика борьбы выглядит примерно так: он неожиданно появляется, наносит два-три удара, исчезает, убегает и начинает стрелять по нам с небольшого расстояния.
Легче всего увидеть спарга при помощи развитого зрения пришельцев. Однако это не единственный вариант. Даже глядя на мир простыми человеческими глазами, мы видим движения противника. Заметен его контур, который изгибает пространство.
Противостоять этому противнику можно несколькими способами. Первый — набрасываться на врага со включенной яростью и когтями наготове. Четыре точных удара — и ошметки врага летят во все стороны. Второй способ более изощренный и неудобный — использовать энергопушки. Сначала стреляем в режиме прицела (это отбросит неприятеля назад), а потом добиваем его уже обычными выстрелами. Но, поскольку пришельцы хорошо противостоят любым пулям, нам придется повторить процедуру чуть ли не три раза. Излишне долго, конечно, зато здоровья наш персонаж не теряет вовсе. И третий способ — самый простой. Навстречу спаргу запускаем энергогранату и стреляем в него в прицельном режиме. Враг мертв.
Инфильтратор —
самый опасный враг. Ходит он с огромным пулеметом, из которого легко убивает нашего героя за три-четыре секунды. Не спасает даже энергощит. Сражаться с инфильтратором при помощи оружия дальнего боя бессмысленно. Он все равно стреляет мощнее, чем вы. Остается единственный выход — подходить вплотную.
Когда вы решите атаковать инфильтратора, первым делом включайте умение «ярость», с ним гораздо проще увернуться от пуль. Затем подбегайте к врагу и становитесь у него за спиной. После этого можно начинать активно махать когтями. Вот только пришельцу это не понравится, и он станет отбрасывать вас пулеметом. Если ваш персонаж уже вышел из «ярости», это закончится плохо.
Убить инфильтратора можно только при помощи финального удара. Дождитесь, пока он опустится на колено, а тогда выключите «ярость» и нажмите кнопку Е.
Это важно:
первый инфильтратор, из которого вы высосали энергию, наградит вас энергопушкой. Так что не спешите взрывать его гранатой или сбрасывать в пропасть. Вам нужна его сила.
Силы
В результате слияния с симбиотом Скотт обладает многими сверхчеловеческими способностями, похожими на силы Человека-Паука (Spider-Man) или Яда.
Симбиотический костюм: Костюм Вашингтона по сути дела является смесью четырех различных симбиотов, развивавшихся самостоятельно и имевших несколько отличавшиеся друг от друга силы. Помимо всевозможных сверхчеловеческих способностей, симбиот дает Скотту возможность ходить. Стоит сказать, что костюм не восстанавливает позвоночник Вашингтона. Так что, если Скотта отделить от симбиота, он окажется полностью беспомощным.
- Ускоренная выработка генетического материала: Костюм Вашингтона способен очень быстро синтезировать собственный генетический материал. Это позволяет симбиоту создавать длинные усики, с помощью которых Скотт может поражать врагов на расстояние и даже ловить пули. Благодаря этому Вашингтон также способен отделять кусочки своего костюма и использовать их в качестве оружия. Отделенные части костюма будут активны в течение нескольких часов, после чего они умрут.
- Улучшенное управление генетическим материалом: Благодаря способностям, унаследованным от четырех симбиотов, Гибрид в лучшей степени управляет своим генетическим материалом. Так способности Райота, Лэшераи Фага позволяют Скотту создавать из своих рук молотки, удлиненные усики кислоты: Гибрид способен вырабатывать особую кислотную слюну, которая горит при контакте с окружающими предметами. Полный предел этой способности не известен. Симбиот также способен поглощать любые химикаты.
- Полет: В отличие от других симбиотов Гибрид способен создавать особые крылья из своего генетического материала. Благодаря этому Скотт может летать со скоростью 240 км/ч (150 миль/ч).
- Сверхчеловеческая сила: Симбиот значительно укрепляет мышцы и скелет Вашингтона, делая его намного сильнее. Это позволяет Скотту поднимать предметы, весящие более 10 тонн.
- Сверхчеловеческая ловкость: Ловкость Гибрида, баланс тела и координация намного выше, чем у обычного человека. Ловкость Скотта примерно равна ловкости Человека-Паука.
- Сверхчеловеческая скорость: Костюм позволяет Вашингтону бегать со скоростью, существенно превышающую скорость любого человеческого атлета.
- Сверхчеловеческая выносливость: Симбиот существенно замедляет выработку токсинов усталости в мышцах Скотта. Благодаря этому Вашингтон способен находиться на пике своих возможностей в течение 24 часов, прежде чем он начнет уставать.
- Сверхчеловеческая устойчивость: Костюм делает мышцы Скотта более жесткими, позволяя ему противостоять ударам огромной силы, взрывам, падениям с больших высот, пулям большого калибра без особого вреда.
- Сверхчеловеческие реакции: Симбиот существенно увеличивает реакции Скотта, делая их недоступными даже для человеческих атлетов.
- Ускоренный исцеляющий фактор: Костюм Вашингтона существенно увеличивает процесс заживления ран своего хозяина.
- Выработка паутины: Подобно Человеку-Пауку Скотт может плести паутину из своего симбиота.
- Паучье чутье: Вашингтон владеет паучьем чутьем, предупреждающим его об опасности
- Лазание по стенам: Подобно Человеку-Пауку и Яду Гибрид способен цепляться за абсолютно вертикальные поверхности. Он также способен ползать по веществам, облитым нефтью или водой.
- Иммунитет к паучьему чутью: Подобно всем остальным симбиотам Гибрид при рождении получил иммунитет к паучьему чутью Паркера. Но поскольку и Скотт и Питер борятся с преступностью, вряд ли ему придется когда-нибудь использовать эту силу.
- Камуфляж: Костюм Вашингтона позволяет ему принимать любой облик.
В кишечнике кровососа
В отличие от пчел, иксодовые клещи не вызывают ни симпатии, ни желания заботиться об их здоровье. Тем не менее состояние их кишечной микробиоты представляет практический интерес, поскольку определяет способность этих кровососов переносить ту или иную инфекцию.
Возбудители туляремии, болезни Лайма, риккетсиозов — все эти и другие патогены клещи поглощают вместе с кровью, которую высасывают из зараженных животных и затем передают людям. Однако клещ не шприц, в его кишечнике есть собственная микрофлора, с которой сталкивается всякая проглоченная бактерия.
Всосанная кровь попадает в обширную и разветвленную среднюю кишку (рис. 3). Она выстлана эпителиальными клетками, а сверху покрыта слизистым защитным слоем (перитрофиновым матриксом). Этот слой делает стенки кишечника непроницаемыми для бактерий, которые могут попасть в него вместе с кровью. Вовсе незачем, чтобы посторонние микроорганизмы просочились через кишечную стенку и отправились гулять по организму клеща. Формированию перитрофинового матрикса и синтезу его главного белка перитрофина способствует собственная кишечная микробиота. У иксодового клеща Ixodes scapularis
ее составляют представители восьми родов:
Acinetobacter, Pseudomonas, Rickettsia, Lysinibacillus, Cornybacterium, Staphylococcus, Enterococcus
и
Delftia.
Они образуют биопленку, которая взаимодействует с клетками кишечного эпителия и стимулирует синтез гликопротеинов.
Рис. 3.
Строение иксодового клеща
Между тем некоторым патогенам жизненно необходимо выбраться из кишечника! Такова, например, Anaplasma phagocytophilum —
облигатный внутриклеточный паразит, вызывающий у человека гранулоцитарный анаплазмоз. Больной страдает от лихорадки, мышечной и головной боли, у него резко сокращается количество всех клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Попав в кишечник
I. scapularis
, анаплазма проходит через его стенки и размножается в слюнных железах, ожидая своего часа.
Недавно американские исследователи под руководством профессора Йельского университета Эрола Фикрига показали, что анаплазма разрушает микробиоту клеща, повышая проницаемость его кишечника и соответственно шансы попасть в кровь человека (Nabil M. Abraham et al. Pathogen-mediated manipulation of arthropod microbiota to promote infection // Proceedings of the National Academy of Sciences
, 2020, 114, E781–E790, doi: 10.1073/pnas.1613422114). Ученые провели множество экспериментов и вот что выяснили.
Рис. 4.
IAFGP и пептидогликановая оболочка бактерий:
а
— IAFGP связывается с концевой аминокислотой (D-аланином) пептидного мостика;
б
— при замене D-аланина на D-серин взаимодействия с IAFGP не происходит
В организме I. scapularis
анаплазма стимулирует работу гена
iafgp
и синтез гликопротеина IAFGP. Это антифриз, позволяющий клещу пережить холода. Но у IAFGP есть еще одно свойство — он механически связывается с аминокислотами пептидогликановой клеточной стенки грамположительных бактерий, нарушает ее структуру и тем препятствует образованию биопленки. Эрол Фикриг и его коллеги исследовали этот механизм на модельном объекте, золотистом стафилококке
Staphylococcus aureus
, и предполагают, что он справедлив и в отношении грамположительных бактерий кишечной микрофлоры клеща. Пептидогликановая оболочка состоит из N-ацетилмурамовой кислоты (NAM) и N-ацетилглюкозамина (NAG). Полимерные нити скреплены короткими пептидами из пяти аминокислот с D-аланином на конце. IAFGP связывается с D-аланином и мешает пептидам образовывать сшивки (рис. 4). Микробиота не погибает, однако ее состав меняется, в частности уменьшается доля энтерококков — одного из основных организаторов биопленки.
Возникший дисбактериоз влияет на взаимодействие микробиоты с эпителиальными клетками кишечника. В них снижается активность регулятора транскрипции STAT, контролирующего работу многих генов, в том числе ответственных за синтез перитрофина и других белков защитного матрикса. У личинок клещей, которых кормили кровью мышей, зараженных анаплазмой, толщина перитрофинового матрикса меньше, чем у личинок, получавших здоровую кровь.
Истончившийся матрикс повышает проницаемость кишечника. Сквозь него проходят даже крупные частицы декстрана, и анаплазма пройдет. Эксперименты показали, что, если заблокировать экспрессию перитрофиновых генов, вводя личинкам клещей антисмысловую РНК, численность анаплазмы в кишечнике и слюнных железах выше, чем в контрольных особях.
А. phagocytophilum —
грамотрицательная бактерия, IAFGP не связывается с ее клеточной стенкой и ничем не мешает патогену, напротив, облегчает колонизацию, да еще помогает зараженному хозяину выжить холодной зимой.
Кто-то подумал, что нормализация кишечной микрофлоры иксодовых клещей сделает их менее активными переносчиками инфекции? Напрасно. Для анаплазмы, возможно, так и будет, однако в других случаях микробиота помогает патогенам. Возбудитель болезни Лайма, спирохета Borrelia burgdorferi,
чувствует себя гораздо лучше, когда биопленка в кишечнике
I. scapularis
цела (Sukanya Narasimhan et al. Gut Microbiota of the Tick Vector
Ixodes scapularis
Modulate Colonization of the Lyme Disease Spirochete //
Cell Host & Microbe
, 2014, 15, 58–71, doi: 10.1016/j.chom.2013.12.001). Боррелиям не нужно покидать кишечник, они размножаются в его эпителиальных клетках, под защитой перитрофинового слоя, поэтому боррелии конкурируют с анаплазмой. Если клещ заражен одним возбудителем, колонизация вторым пройдет с большим скрипом. Эрол Фикриг не исключает, что зависимость между микробиотой и способностью переносить инфекцию существует и у других членистоногих, например у малярийных комаров. Все это будут изучать и думать, как воспользоваться новым знанием.
Слабости
Высокая температура: Как и все остальные симбиоты Гибрид уязвим для огня и высоких температур.
Ультразвук: Симбиот Скотта очень уязвим для ультразвука.
Паралич: При отделении от симбиота Вашингтон вновь лишается возможности ходить.
Гнев: После убийства брата и паралича психика Скотта изменилась: он стал более агрессивным и раздражительным. Поэтому симбиоту часто приходиться успокаивать своего хозяина.
Разные личности: Так как Гибрид – это смесь четырех различных симбиотов, каждый из которых обладает собственной личностью, то Скотт, общаясь с костюм, должен договариваться сразу с четырьмя голосами.
Умения
Разбирать способности героя будем в порядке появления их в игре.
Симбиоз
—
дает возможность поглощать жизненную силу из тел пришельцев. Кроме того, позволяет взаимодействовать с инопланетными механизмами и считывать генетическую информацию.
Умение полезно тем, что позволяет восполнять запас энергии прямо в бою. Убили пришельца, высосали из него все соки и побежали дальше. Особенно полезно в тех местах, где не хватает коконов.
Это важно:
в начале игры пользы от симбиоза минимум. Энергию тратить некуда, а восполнять здоровье при помощи трупов врагов не слишком удобно. Аптечками пользоваться сподручнее. Зато потом, когда у вас появятся умения «ярость» и «щит», без симбиоза сражаться будет очень сложно.
Красные гены в умении отвечают за восстановление здоровья, а зеленые — за энергию. Советую сначала развить зеленую часть генов, а только потом переходить к красным.
Взгляд чужого
—
позволяет видеть в темноте, замечать невидимых врагов и знаки пришельцев, оставленные на стенах. Причем активизация одного дополнительного красного гена дает возможность видеть все полезные предметы и оружие, а сразу двух — видеть спаргов и детекторов, которые устанавливают растяжки.
Если активно махать лапами, то большую часть боя экран будет выглядеть вот так.
Не слишком полезное умение. Да, иногда в игре настолько темно, что без «взгляда чужого» двигаться сложно. Однако ради одного лишь «ночного видения» умение можно и не развивать. Всяческие же полезные штуки хорошо видны и человеческим взглядом. Собственно, как и исчезающие пришельцы. У меня не было проблем с их обнаружением. Использовать умение можно, а тратить на него блоки — не стоит.
Эволюция
—
увеличивает запас энергии и здоровья, а также ускоряет регенерацию последнего.
Умение очень полезное. Чем больше здоровья и энергии — тем лучше, не поспоришь. Вот только в начале игры на «эволюцию» не хватает блоков, так что приготовьтесь первое время бегать со стандартными показателями.
Ярость
—
позволяет на некоторое время (пока не кончится энергия или пока вы сами не выключите способность) впасть в звериное состояние, подобно пришельцам-гончим. При этом возрастает реакция и урон в ближнем бою. Вдобавок каждое удачное попадание по противнику восполняет часть здоровья персонажа.
Самое полезное умение в игре. Появляется довольно рано, а потом всю игру служит главным помощником в прохождении уровней. Во-первых, как сказано в описании, оно позволяет восстановить здоровье. При этом врагу очень сложно попасть по вам, особенно если он использует оружие дальнего боя. Во время «ярости» все в мире движется очень медленно и вы легко замечаете движение снарядов. А уж когда вы добежали до неприятеля, стоит только зайти ему за спину и нанести два-три удара — как говорится, клиент готов.
Это важно:
не забывайте, что в этом режиме очень легко разрубить врага на мелкие части, после чего высосать его энергию уже не получится. Так что действуйте аккуратно, и если против вас борются несколько врагов, то выходите из «ярости» для восполнения энергии.
Красные гены снижают получаемый в «ярости» урон, а также увеличивают регенерацию здоровья. Зеленые гены просто снижают потребление энергии. Но развивать надо оба направления, и как можно быстрее. Все-таки «ярость» очень сильно облегчает жизнь бойца.
Это важно:
основная масса энергии тратится во время запуска умения. Поэтому не переключайте его без надобности.
Энергощит
—
частично поглощает удары в ближнем бою, однако создан для ведения дальнего боя. При развитии двух красных генов позволяет отражать абсолютно любые виды снарядов, от простых пуль до огненного дыхания врагов. При этом щит не только поглощает урон, но еще и отражает снаряды (куда именно — выбирается игроком при помощи прицела). При развитии зеленого гена с помощью щита можно проходить мимо растяжек.
Хорошее умение. С его помощью довольно просто убивать практически всех человеческих врагов. Главное — точно прицелиться. При этом чем больше врагов, тем лучше. Три бойца стреляют в вас — значит, один из них получит колоссальную порцию свинца в ответ. Но я категорически не рекомендую использовать щит в ближнем бою, здесь он только вреден.
Это важно:
со щитом можно ходить бесконечно долго — энергию он потребляет только во время отражения урона.
Необходимо ли его развивать? Без сомнения. Красные гены делают щит шире, и вам гораздо проще будет защищаться сразу от нескольких противников. А зеленые гены снижают потребление энергии и позволяют лучше поглощать урон.
Это важно:
щит не может принять на себя весь наносимый противником урон. Поэтому персонаж все равно теряет здоровье, даже если энергощит развит полностью. Не забывайте про это и особенно осторожно сражайтесь с пришельцами, у которых в руках огромные пулеметы.
Оружие Роя
—
позволяет превратить персонажа в настоящую машину смерти, в бойца, способного сравниться с лучшими инопланетными солдатами.
Энергетическое поле отлично защищает пришельца от пуль.
Пафосное описание, но на самом деле все довольно просто. Развивая это умение, герой наносит больший урон при помощи энергопушки и энергогранат. При этом красные гены увеличивают урон, а зеленые — скорость перезарядки.
В принципе, развивать эту способность вовсе не обязательно. Особенно зеленые гены. Активация красных хоть как-то оправдана, поскольку из странной энергопушки мы стреляем редко, но все-таки иногда стреляем.
Отключение от Роя
—
выбранное игроком существо перестает чувствовать себя частью Роя и начинает активно уничтожать собратьев до тех пор, пока не сработает защитная система Роя и пришелец не самоуничтожится.
Последнее умение, которое мы получаем уже после того, как убили главного инопланетянина на Земле. Способность просто великолепная. Ее необходимо сразу же развить на максимум, и тогда вы станете непобедимым. На нее уходит мало энергии, она долго действует и позволяет пройти оставшуюся часть игры практически без сражений. Но можно и не впадать в крайности, а сделать себе двух помощников. Вместе крушить инопланетян гораздо веселее. Главное — не ходить с ними рядом, поскольку при взрыве от них эффект как от разорвавшейся гранаты. Урон сопоставимый.
Красные гены увеличивают продолжительность жизни существа, а зеленые — потребление энергии.
Это важно:
дружественное существо, если по нему ударить, сразу же становится враждебным.
Рецензии и оценки
Обозреватели в большинстве хорошо встретили игру. «Игромания» в рубрике «Вердикт» подытожила свою рецензию словами: «Симбионт» — крепкий, обильно смазанный инопланетной биомассой экшен. Это трэш в хорошем смысле слова: жестокий, динамичный, а кое-где даже смешной. Если вы неприхотливо ждете от игр генетических экспериментов, идиотских диалогов, огромных боссов и груд мяса, то у Targem Games все это есть.»[1]. Журнал «Лучшие Компьютерные Игры» похвалил графику, систему развития персонажа в форме мини-игры, оценив игру в 8.4 из 10 баллов[2].
Версия для Xbox 360 получила низкие оценки от критиков (в среднем 33 балла из 100)[3].
Где и чем живут наши маленькие друзья?
Бактерии есть практически по всей длине желудочно-кишечного тракта, начиная от ротовой полости до прямой кишки. Но самые важные обитают именно в кишечнике. Здесь они вырабатывают ферменты и витамины, без которых процесс пищеварения попросту невозможен.
На каждом участке кишечника живут именно те микроорганизмы, которые приспособлены к определенным условиям обитания и содержанию питательных веществ. Например, в слепой кишке самой многочисленной группой являются бактерии, расщепляющие целлюлозу, что делает возможным переработку клетчатки.
Бактериям тонкого кишечника приходится выживать в довольно жестких условиях. Именно здесь находятся агрессивные вещества, смертельные для многих микроорганизмов. Например, соляная кислота, необходимая для пищеварения, убивает значительное количество микробов. Только несколько видов бактерий и дрожжей способны выжить в такой среде.
Кроме того, именно в тонком кишечнике процесс поглощения питательных веществ идет полным ходом. Это значит, что бактериям приходится сражаться за пищу с самим организмом. А еще сюда попадают не до конца обработанные вещества, не всегда пригодные для питания бактерий.
Тонкий кишечник связан с кровеносной и лимфатической системами, переносящими полученные питательные вещества. А нервная система по сигналу тонкого кишечника регулирует состав и количество гормонов, необходимых организму. То есть тонкий кишечник, благодаря своим симбионтам, является энергетической станцией и поставщиком питательных веществ.
В толстом кишечнике бактериям живется значительно привольней, поэтому их количество и видовое разнообразие гораздо больше. В толстый кишечник организм отправляет непереваренные остатки пищи и другие отходы (осколки до размеров молекул) для дальнейшего вывода наружу.