Onimusha: Warlords: Обзор
Актуально для платформы: PS4 Классика бессмертна, с завидной регулярностью утверждают ретрограды, когда речь заходит о литературе и кинематографе. Как ни странно, они правы — сколько бы ни выходило новых прекрасных книг, шедевры уровня «Графа Монте-Кристо» с нами навсегда. Они не исчезнут со страниц истории. Они не станут хуже. Тем печальнее, что с видеоиграми всё иначе: не ровен час обожаемый критиками хит, обладатель десятков премий и пафосных титулов в духе «„Гражданин Кейн“ всея индустрии», выйдет из моды — а потом и вовсе устареет так сильно, что мама не горюй. Проверку временем (и гейм-дизайном) выдерживают лишь лучшие из лучших, среди которых оказываются порой весьма неочевидные вещи. Например, Onimusha: Warlords, мистический слэшер, покоривший миллионы геймеров на заре эпохи PlayStation 2. Что такого особенного в приключениях отважного Саманоске Акети и как один из первых бестселлеров PS2 чувствует себя почти 20 лет спустя?
Летопись
Ace Attorney. Devil May Cry. Mega Man. Monster Hunter. Street Fighter — что ни говори, а у Capcom найдутся релизы на любой вкус и цвет. Но какими бы жанрами ни баловалась именитая корпорация, у абсолютного большинства сине-жёлтый логотип ассоциируется с сериалом Resident Evil.
Легендарный хоррор едва ли кто-то отважится назвать абсолютно инновационным: оригинальностью байки о таинственных особняках и обитающих в них монстрах не отличаются, да и с переносом знакомой темы в 3D японцы опоздали на пару-тройку лет. Зато детищу Синдзи Миками (Shinji Mikami) удалось сделать для индустрии больше, чем иным куда более оригинальным проектам: его невероятный успех вдохновил других творцов.
История
Onimusha: Warlords началась в 1997-м, когда продюсеру Ёсики Окамото (Yoshiki Okamoto) пришла в голову идея так называемого Sengoku Biohazard — необычного спин-оффа, повествующего о схватке благородных ниндзя и жутких демонов в самый разгар периода Сэнгоку. Задумка попахивала бредом, однако в глазах её автора, заядлого поклонника лент Акиры Куросавы (Akira Kurosawa), Эпоха воюющих провинций с её сложными конфликтами и неоднозначными действующими лицами была идеальным фоном для кинематографичного приключения в багряных тонах. Лишь геймплей первоисточника слегка переработать, заменив огнестрельное оружие катанами с сюрикенами, и бестселлер готов! Долго убеждать руководство Capcom не пришлось.
Хотя предыдущий хоррор компании дебютировал на PlayStation, новый проект собирались делать эксклюзивно для N64 и её аксессуара 64DD. Увы, плохие продажи последнего поставили на планах жирный крест — так экшен сменил прописку с консоли Nintendo на первую PlayStation. Но на этом катавасия с платформами не кончилась: где-то на полпути программистов настолько впечатлили мощь и возможности маячившей на горизонте PS2, что они решили начать разработку с чистого листа. На память остались лишь ранние трейлеры — и надежда, что в старом офисе где-то в Осаке сохранился играбельный билд исходной версии самурайского хита.
Страшно представить, как подобная чехарда с платформами отразилась на бюджете, однако компания всё равно вливала деньги в тёмную лошадку. Так, по просьбе тогда ещё легендарного композитора Мамору Самураготи (Mamoru Samuragochi) она наняла целый оркестр для записи саундтрека — сравнительно редкое и отнюдь не дешёвое явление по тем временам. А если учесть, что авторы задумали целую трилогию и запустили производство сиквела ещё до релиза первой части,
Capcom явно рассчитывала на успех.
Уверенность в успехе легко объяснить. Аж со времён разработки на PS1 у команды был туз в рукаве — Такеси Канесиро (Takeshi Kaneshiro), актёр, певец, а также геймер в завязке, любезно предоставивший внешность и голос главному герою мистического эпоса. Благодаря музыкальной карьере и фильмам Вонга Кар-Вая (Wong Kar-wai) у Канесиро к тому моменту уже сформировалась армия поклонников, поэтому его участие гарантировало хотя бы какой-то интерес общественности к новинке, если та внезапно не найдёт своего покупателя.
Вышедшая в январе 2001 года
Onimusha: Warlords быстро пошла в народ. Несмотря на очевидные и не всегда лестные сравнения с Resident Evil (ругали главным образом «танковое» управление да камеру), критики высоко оценили исторический слэшер, а геймеры обеспечили ему почётное место в Книге рекордов Гиннесса. Удивительно? Отнюдь: что тогда, что сейчас игре есть чем зацепить.
Самурайская баллада
Япония, лето 1560-го. В битве при Окэхадзаме сходятся войска Имагавы Ёсимото и Оды Нобунаги — легендарного полководца и будущего политического лидера, который посвятит жизнь объединению Страны восходящего солнца. После неравной схватки и хитрого тактического манёвра армия клана Ода одерживает верх над превосходящими силами Ёсимото. Увы, триумф был недолог: в горло победителя вонзается стрела. Едва вкусив победу, безжалостный Нобунага захлёбывается в собственной крови.
События первой части Onimusha начинаются год спустя. Саманоске Акети получает письмо от принцессы Юки — вокруг бесследно пропадают люди, и бедняжка чувствует, что вот-вот попадёт в беду. Не зря. Прибыв на место, Саманоске и его боевая подруга Каэде обнаруживают, что опоздали: Юки уже схватили внезапно наводнившие окрестности монстры.
Бравый меченосец бросается на выручку и даже находит похищенную, однако ему, простому смертному, не под силу сразить сверхъестественных чудищ — после непродолжительной схватки те уносят девушку в замок Инабаяма, а «спасителя» оставляют умирать. В ситуацию вмешивается третья сторона — демоны расы Они, заклятые враги устроивших разруху порождений тьмы. Выбрав самурая в качестве своего воина, причудливые создания даруют ему магическую перчатку, способную по воле хозяина поглощать души противников. Теперь хоть король подземного царства, хоть возрождённый Ода Нобунага — никто и ничто не остановит Саманоске на пути к принцессе.
Как можно понять по краткому пересказу завязки, сюжет до смешного прост. Есть герои — смелые, неглупые, статные, за друзей и близких готовые неприступную гору покорить. Есть злодеи — коварные, изворотливые, ради хитрых планов готовые пожертвовать кем угодно, даже невинным ребёнком. Есть конфликт, который по сути недалеко ушёл от игр с NES или даже Atari 2600. Предсказуемо — а ругать не тянет. Сложно критиковать сценарий, в котором нет ничего лишнего.
Комичный английский дубляж только добавляет происходящему старомодного шарма.
Но это не единственная причина, по которой простую фабулу язык не поворачивается упрекать в излишней примитивности. Дело в том, что
Onimusha, при всей её кажущейся банальности, — толково написанная интерактивная былина. Студия Flagship умело почерпнула вдохновение из литературных эпосов и тематических лент, после чего вплела в слэшер знакомые ещё со школы элементы — от расхожих архетипов до темы борьбы народного воина с иноземными захватчиками. Недаром Саманоске помогают японские духи, а противостоят технически подкованные демоны с именами из «Гамлета» — так Capcom изобразила противостояние Востока и Запада на необычный манер.
Контекст периода Сэнгоку тут тоже отнюдь не для красоты. Как подобает древним сказаниям, в Onimusha откровенный вымысел переплетается с фактами: реально существовавшие личности общаются с выдуманными персонажами, а задокументированные события вроде взлёта Нобунаги переписываются и обретают совершенно фантастические объяснения. Каким образом самый известный Ода из провинции Овари обрёл свою мощь? Продал душу демонам, разумеется, подобно Чингисхану за несколько столетий до него! Бред, но бред в меру изобретательный и яркий, а в приключенческом экшене это главное.
Историческая подоплёка благотворно влияет не только на восприятие сюжета — она украшает игру в целом, придаёт ей неповторимый экзотический окрас. Демоны в касах, бамбуковые сады, крепости с высоченными лестницами и узкими коридорами — декорации Японии XVI века превращают, казалось бы, заурядное приключение в неповторимое зрелище, эдакий парк аттракционов на тему Страны восходящего солнца. Так что, даже будь экшен скучным и кособоким, опасное путешествие по замку Инабаяма нашло бы, чем поразить неподготовленного зрителя. К счастью, геймплей
Onimusha: Warlords таит в себе немало приятных сюрпризов.
Восточная сталь
Как отмечалось выше, Onimusha затевалась как ответвление Resident Evil — первая её версия даже разрабатывалась на движке того самого хоррора. Уже один этот факт создаёт слегка искажённое впечатление о самурайском боевике: воображение тут же начинает рисовать нудные загадки, беготню туда-сюда-обратно в поисках ключей, ограниченный инвентарь, «танковое» управление в худших его формах. Дела обстоят куда лучше: разработчики толково обновили знакомые с 1996 года механики, убрав почти все намёки на хоррор и акцентировав внимание на экшене. Что, признаться, поначалу тоже звучит пугающе — достаточно вспомнить, насколько неудобно воевать с зомби и прочими монстрами в особняке Спенсера и на улицах Раккун-Сити. И это с подспорьем в виде огнестрела! Но бояться нечего: Саманоске Акети — опытный воин с рядом уникальных трюков.
Во-первых, герой всяко подвижнее любого спецназовца S.T.A.R.S. У него есть уникальная стойка, которая работает как наведение на цель (и при этом позволяет двигаться); его блок отражает атаки с любого направления; а ещё Саманоске умеет парировать выпады и наносить критический урон (это два отдельных навыка!). Даже без прелестей ремастера (о которых ниже) такой арсенал приёмов отлично компенсирует «танковое» управление и позволяет играючи управляться с демонами без насилия над пальцами. Да, боевая система проста, зато работает как часы.
В узких коридорах замка куда сподручнее размахивать мечом, чем долго целиться из ружья
Во-вторых, у самурая есть перчатка Они. Если в
Resident Evil стычки с противниками призваны истощать запасы и чудищ желательно избегать, то в Onimusha всё наоборот: враги — это ресурсы! Убийство монстров приносит души, которые можно тратить на улучшение оружия, прокачку магии и усиление ключей для открытия сюжетных (и не очень) дверей. И пусть гадов очень много (и они то и дело возрождаются в некоторых зонах), авторы не перегибают палку со сложностью: пройти кампанию не составит труда даже с одной лишь катаной первого уровня. Главное — не лезть на рожон.
Слэшер в целом сделан по уму. Утомляющий бэктрекинг по пустым локациям в поисках ключей? Его свели к минимуму: возвращаться куда-то далеко приходится, как правило, ради побочных предметов. Ограниченный инвентарь? Забудьте — у самурая широкие штаны, подбирайте всё, что плохо лежит. Бестолковые головоломки? Их толком-то и нет — и абсолютное большинство совершенно опциональны.
Разве что обязательная задачка с водой может поставить в тупик. Главное — не растеряться.
От игрока даже не требуется применять аптечки, ведь из демонов то и дело вылетает целебная магия — это мотивирует биться до конца и избавляет от безвыходных ситуаций. Даже битвы с боссами, худшие в геймплейном отношении моменты многих боевиков с фиксированной камерой, и те вызывают азарт благодаря внятной боевой системе и толковой кинематографии. Если не считать битвы с Осриком: там виртуальный оператор выбрал отнюдь не лучшие ракурсы съёмки.
К сожалению, при всех её достоинствах, шедевром первую часть Onimusha не назвать. И проблема, как ни странно, не в управлении и не в камере. Подкашивает экшен количество контента: его до обидного мало, возможно из-за скачков с платформы на платформу в самый разгар разработки. Безусловно, сюжетная линия только выигрывает от подобной лаконичности, только после прохождения заняться особо нечем: бонусный режим Oni Souls с разбиванием горшков убог и до смешного краток, а дополнительных костюмов мало — как и поводов возвращаться в замок Инабаяма. Здесь бы пригодились переиздания в духе любопытного порта на Xbox с новыми механиками и локациями, но не судьба.
После премьеры
Onimusha: Dawn of Dreams и её слабых финансовых показателей Capcom фактически бросила цикл на произвол судьбы. Многих удивило подобное отношение компании к некогда успешному сериалу: где релизы на новых платформах, авторы Street Fighter II и Resident Evil 4? Однако теперь всё позади: после 13 лет забвения Onimusha вернулась в магазины в 2019-м. И о «новинке» стоит сказать отдельно — уж больно любопытным вышло переиздание первой части.
Как вино
На первый взгляд оно не слишком впечатляет — просто ещё один ленивый ремастер от NeoBards Entertainment, создателей Devil May Cry HD Collection (второй версии, для PC, PlayStation 4 и Xbox One). Как положено, команда обновила интерфейс, почистила текстуры и фоны, а также добавила возможность пройти игру в широкоформатном разрешении путём обрезки кадра. Словом, ничего особенного, если не считать переработанного управления и уникального музыкального сопровождения. Здраво рассудив, что движение при помощи крестовины уже давно не в моде, разработчики ввели поддержку левого аналогового стика — Саманоске способен двигаться в любую сторону как угодно, без необходимости разворачиваться, словно танк. Кроме того, теперь для смены оружия не требуется заходить в меню — достаточно нажать R2. Новшества заметно преображают динамику экшена, и смотрятся очень к месту: можно подумать, будто в Onimusha дела так обстояли изначально.
С музыкой немного сложнее. Как выяснилось в 2014-м, Мамору Самураготи был тем ещё аферистом — все шедевры «японского Бетховена» на самом деле писал другой человек, так что использовать их заново не комильфо. Проблема? Ещё какая, но у неё нашлось решение: во внезапном порыве щедрости Capcom заказала абсолютно новый саундтрек. Его сочинил композитор Okami и Fire Emblem: Three Houses Рей Кондо (Rei Kondoh). Стоит отдать должное маэстро: он и его ассистенты постарались на славу. Тем не менее превзойти исходные мелодии не удалось, и фанаты моментально почувствуют разницу в настроении отдельных сцен. Например, финальное противостояние прибавило в пафосности, однако утратило искру эпохи PS2. Зато для арены в Тёмном измерении подобрали достойное сопровождение.
Весьма толковый набор призов мотивирует близко ознакомиться с практически каждой механикой.
К сожалению, на этом все новинки издания закончились — контент
Genma-релиза для оригинальной Xbox умельцы из NeoBards оставили за кадром. Остаётся только гадать почему: неужели у Microsoft эксклюзивные права на новые доспехи и демона-куклу?
Есть ли смысл ознакомиться с незаслуженно забытым бестселлером сегодня? Ещё бы. Даже если история Японии не вызывает трепет, а «закосы» под Resident Evil кажутся порождением сатаны, Onimusha: Warlords вполне способна подарить приятные 4-5 часов вечером выходного дня. Как оказалось, Саманоске Акети ещё хоть куда — вот бы увидеть его в абсолютно новой игре!
Плюсы: увлекательная кампания; толковая боевая система с неочевидными нюансами; обилие инновационных по меркам 2001 года идей; незатасканный сеттинг; удобное управление (даже без учёта новшеств ремастера) и запоминающийся саундтрек.
Минусы: откровенный недостаток контента; временами неудачные ракурсы статичной камеры; неудобная и в целом бесполезная стрельба; простой сюжет способен огорчить своей прямолинейностью.
[PS4-PS2] Onimusha: Dawn of Dreams (OFW 5.05) (2006) [RUS] [Converted by 1010101 / dante3732]
Год выпуска: 2006 Жанр: Action/Adventure Разработчик: Capcom Entertainment Inc Издательство: Capcom Entertainment Inc Регион игры: NTSC (USA) Код диска: SLPM-66275 / SLPM-66276 Язык интерфейса игры: Multi2 (English (заменён на русский), Japanese) Озвучка: Multi2 (English, Japanese) Тип перевода игры: текст Работоспособность проверена: Да Описание: После поражения Nobunaga в предыдущей игре, темная армия Genma исчезла, и казалось, что в феодальной Японии образовался мир. Но все мы знаем, что мир не длится долго, не так ли? Тем более игра о мирном самурае была бы не столь интересна.Прошло 15 лет. Слуга Нобунаги, Хидеоши, появилась, снова вызывая неприятность рядом с возобновленной армией Genma. В последствии это принесло много бедствий и неудач, подобно землетрясениям и вулканам, что начало разорять страну. Вы возьмете под свой контроль нового воина по имени Soki – наделенный сверхъестественными способностями и обладающий внешностью известного японского актера. И вместе с вашими сторонниками вы должны будете нанести поражение Hideyoshi и Genma и восстановить мир. Вы начинаете с простого меча. а так же имеете нападение высшего качества, которое возрастает по мере того, сколько врагов вы уничтожили. Как и в предыдущих частях, убитые противники выпускают свою энергию, которую вы можете использовать как силу, оружие или броню. Что бы поглотить эту энергию, нажмите кнопку X.Чем больше соберете энергии, тем сильнее вы становитесь. В игре присутствуют 5 категорий оружия-палаши, мечи, огнестрельное оружие, перчатки и палки. По мере прохождения, вы получаете больше навыков в области оружия. Помимо нового оружия надо сказать о других характерных качествах игры. Становясь сильнее,вы можете модернизировать целую серию боевых маневров. И становясь более ловким сильным самураем вам становиться проще отразить вражеские нападения. Возможно самое большое новшество в Рассвете Мечтаний –это дополнительные персонажи, которые будут вам помогать в нелегком деле.Они будут бежать вместе с Вами, и будут помогать убивать орды демона. Еще в начале игры вы встретитесь с первым из них: маленькая, гибкая девушка-ninja по имени Jubei.Каждый из этих помощников имеет такое же здоровье, броню и оружие, как у вас. Во время сражений эти воины приобретают такой же опыт как вы, а так же после успешного прохождения битв вы можете модернизировать своих воинов.
Год выпуска: 2005 Жанр: Action / 3D / 3rd Person Разработчик: Capcom Издательство: Capcom Платформа: PC Язык интерфейса: ENG + Русификатор Таблэтка: Не требуется
Системные требования: * Операционная система Windows Win98/ME/XP/Vista * Процессор с частотой не менее 2.2 Ghz; * Видеокарта: 128 Мб видеопамяти (ATI Radeon 9800pro и выше). * 512 Мб оперативной памяти; * 2 Гб свободного места на жестком диске; * DirectX 9.0с.
Описание:
В Onimusha 3 — два главных героя, одним из которых стал уже известный многим самурай Саманоскэ (Samanosuke) – именно он боролся со злом в Onimusha: Warlords. Теперь же ему вновь предстоит взяться за верную катану и, собрав все свои силы и умения, дать отпор самым разнообразным монстрам, наводнившим…Париж! Да-да, я не ошибся – по воле сценаристов незадачливого Саманоскэ занесло именно во французскую столицу, да еще аккурат под конец двадцатого столетия (напомним, что сам Саманоскэ– житель средневековой Японии). Тем не менее, долг есть долг, Париж есть Париж, а демоны есть демоны – выбирать ни игрокам, ни герою не приходится.
Саманоскэ сохранил большинство своих старых приемов плюс разучил пару новых. Очень кстати оказалась появившаяся возможность быстро переключать внимание персонажа с одного противника на другого – это экономит массу времени и существенно облегчает управление во время схваток.
Вторым героем игры, по поводу которого уже было поднято немало шума, стал некий Жак Бланк (Jacques Blank), по сути – интерактивный двойник Жана Рено.
Сюжетная завязка такова. Взбешенный неудачными попытками завоевания мира, Ода Нобунага с помощью придворного алхимика создает дьявольских монстров Genma. А поскольку на родине в планы сегуна постоянно вмешивался Самоноске, Нобунага открыл портал, через который вся нечисть перенеслась в наше время. Но случилось то, о чем не могли подозревать ни коварный колдун, ни его повелитель. Случайно открылся еще один портал, куда угодил Самоноске, который и последовал за знакомыми врагами. Пока на улицах Парижа монстры уже вовсю вырезали мирное население, отстреливающийся от японской нежити французские полицейские отряды постепенно были уничтожены. Жак Бланк (Жан Рено) оказался единственным выжившим из полицейских в этой бойне. Он в свою очередь был перенесен в древнюю Японию. Вот с этого момента вам и предстоит сказать свое веское слово. Таким образом, вы получаете две игры в одной. Бороться с Нобунагой и его приспешниками вы будете, проходя параллельно оба сценария – за Жака и за Самоноске.
Скриншоты: