BAFTA Games Awards 2020: God of War стала «игрой года» и забрала ещё четыре награды

Сегодня в нашей постоянной рубрике «Лучше поздно, чем никогда»: God of War.

Про God of War

Ой, Кратос обнял березку, как мило. Этой березке конец.

Давно, давно агрессивный лысый спартанец не брался за свои клинки – дату выхода последней серии God of War без «Википедии» уже и не назвать. Да что там, у Кратоса выросла борода! А также сменилась прописка и появилась семья, но это уже детали.

Главное, что теперь мы знаем, куда именно уходит корнями генеалогическое древо Макса Пейна и снова можем устроить мифическую кровавую баню. На этот раз – в магической Скандинавии.

Про God of War

Кратос, напомним, так-то уроженец и патриот Спарты, но судьба сыграла с ним злую шутку. Будучи богом местной войны, наш герой развлекался дома как мог и в один прекрасный день доразвлекался до того, что в Греции было больше некого убивать. За несколько серий Кратос аннигилировал всю вертикаль олимпийской власти, включая самого Зевса. Мощнее карьеры на осиротевшей горе было не сделать и драмы острее в сиквеле – не сыграть.

Что делать? Естественно, езжать туда, где боги еще не повывелись, и начинать жизнь сначала. Завести семью, дождаться трагедии…

Но вот, кстати, наш герой, в отличие от протагонистов черт его знает скольки произведений геймдизайнерского искусства, кое-какие уроки из своей мясорубки извлек и нарываться на приключения сам собой перестал. Несчастье с Кратосом случалось вполне себе бытовое: умерла жена. Своей, кажется, смертью. Умерла, оставив богу войны молодого сына и очень, очень хитрое завещание. Как-то так получилось, что стоило Кратосу с сыном Атреем на пару исполнить его первый пункт, как в дом явился Конор Макгрегор и начал нарываться на бокс. Ну а потом понеслось.

Отец года

Новости часа: «дети второго плана» в играх и кино – в подавляющем большинстве случаев страшное зло и чума, оскверняющая собой каждый кадр и убивающая каждую первую строчку диалогов. Судьба знает мало шуток подлее, чем привести тебя на сеанс какого-нибудь боевика, где ты внезапно обнаружишь, что к харизматичному главному герою на десятой минуте показа приклеился отвратительный сопляк, главная черта которого – именно то, что он – отвратительный сопляк.

Про God of War

Он задает глупые вопросы, ищет лишних приключений, жмет красные кнопки и дергает за ржавые рычаги. Из-за него в фильме и происходит половина остросюжетных эпизодов, но ты ненавидишь его всей душой и, зная, что ничего с гадом на самом деле не случится, всей душой желаешь ему нехорошего. Наш Атрей – именно такой. Сынок практически сходу заявляет, что лучше бы вместо мамы умер папа, бежит по уровням вперед бога паровозов войны и отрицает любовь Кратоса к его почившей жене.

Как он бесит. Я бы, наверно, не вытерпел дитятки и двух часов, если бы Кратос не бесился вместе со мной. Вот он, сценарный гений, позволяющий вставить в игру школьника и не распугать геймеров. Главный герой переносит дебютные выходки Атрея так же плохо, как и мы. Мы становимся духовно ближе к Кратосу. Тот же стоически переносит свое неожиданное испытание, а игроки, понимая кипящий внутри героя гнев, идут дальше вместе с ним.

Так проходит несколько стартовых часов, в течение которых God of War учит нас обращаться с новым фамильным топором и напоминает, что ни один толковый экшен от третьего лица никогда в этой жизни не обойдется без головоломок «Тяни-толкай» и постоянных драк со всеми на свете.

Про God of War

Есть во что поиграть

Главная волна смутных сомнений по поводу «А не испортился ли GoW» накатила на меня еще до знакомства с несовершеннолетним Атреем. Опубликованные рекламные ролики про игру вселяли даже больше сомнений, чем школьник на обложке. Нам рассказывали, какой Крастос будет крутой и брутальный, сколько оживших скандинавских мифов он порубит на куски, а тем временем на экране творилось нечто, больше напоминавшее песочницу a la Horizon: Zero Dawn, чем собственно God of War.

Кому как, а мне песочницы успели поднадоесть. Шутеры переселили в песочницы, ролевые игры переселили в песочницы. Старые компактные, забитые контентом песочницы пересыпали в огромные и пустые песочницы, по которым ты часами бродишь в поисках геймплея и не всегда находишь. GoW туда же?

К счастью, нет. То есть да, у нас таки есть большая карта, по которой можно даже бегать просто так (или плавать на лодке), пятьдесят один секретный горшок и десять тысяч сундуков со всякой всячиной, расставленных по темным и не очень тупикам, но осточертевшие поля/горы/леса без ничего в Мидгарде и окрестностях не выросли. Судьба не то чтобы сильно любит Кратоса, но с первой по последнюю части включительно наш бог войны избавлен от блужданий по пустырям – даже переехав на север, Кратос убивает время (и всех, кто попадется под руку) в увлекательных лабиринтах.

Про God of War

Само собой, чем дальше в лес, тем толще и здоровее становятся скандинавские партизаны, и тем больше элементов в местных головоломках. А заодно расцветает Атрей. Лук со стрелами я бы все равно отдал Кратосу, потому что терминатору не нужен никакой помощник, терминатор должен всех косить сам, но вот в то, что наш бородатый бог вдруг начинает интересоваться чужим языком и чужим пантеоном, я бы и правда не поверил. Сын же – тот да, по очевидным причинам открыт всему новому, учит руны, с удовольствием читает и слушает сказки про Одина сотоварищи и, пока Кратос напролом прет к изначальной цели, пытается разобраться, а с чего вдруг вокруг него и папы столько суеты.

К слову: не вздумайте принимать байки скандинавского God of War за нормальный пересказ северных мифов. Как минимум половина рассказанных в игре историй перевернута с ног на голову. Отчасти потому, что GoW именно борьбе с предначертанным роком и посвящен, отчасти, кхм… не хочется говорить, что просто так. Правильнее будет – для построения собственной, игровой версии того волшебного пантеона. Так или иначе, пересказывать зарисовки из игры преподавателю истории литературы я бы не советовал.

Проходишь God of War и ловишь себя на мысли: «О боже мой, сценаристы и дизайнеры вернули в видеоигры логичную историю и здравый смысл». Давно это в последний раз было, чтобы геймер бегал по интересным локациям, да еще и одновременно играл за живого персонажа, попавшего не в картонные декорации, а интригующую историю.

Настоящие уровни! Настоящий сюжет! Настоящая игра! Редкая, знаете, в ААА-краях это нынче птица.

Про God of War

Необязательный хардкор

А еще в God of War есть валькирии. Они символизируют собой все то счастье, какое ты ждешь получить, найдя в очередной песочнице секретную запечатанную дверь. И, как правило, не получаешь – но не в нашем случае.

Всего валькирий девять штук. Каждая первая мифическая крылатая подруга была запрятана сначала где-нибудь в темном подземном тупике, а потом еще за хитрым магическим замком. Игра рассказывает нам историю про то, что у проводниц воинов на тот свет случилась какая-то своя параллельная основной драма, но на самом деле местных валькирий попрятали по малодоступным углам, потому что они прямо через экран телевизора высасывают геймерские души.

Бродишь ты по Мидгарду, думаешь, как все-таки ловко ты справляешься с испытаниями GoW, но тут тебя заносит на арену к первой бестии, и самомнение твое как-то резко падает, а картина окружающего мира рушится. Ни один – ни один! – монстр, босс, кто угодно из сюжетных и побочных приключений не сравнится по отмороженности и хардкорности с валькириями. Пока драугры, тролли и боги жуют сопли, дают время освоиться на поле боя, щадят Кратоса и выбивают из него дурь в строго ограниченных порциях, наши особенные сволочи рубят неподготовленного посетителя за два-три удара и отправляют загружать одну и ту же контрольную точку в пятый-двадцатый-пятидесятый раз.

Про God of War

Драки с валькириями – это большой привет от старых экшенов. Не припудренный хипстерский привет, где тебя бьют подряд раза три, а потом ты запоминаешь алгоритм и у монстра не остается шансов, не-ет. Это привет из тех времен, когда игры выпускали для аркадных автоматов и никто из дизайнеров особенно сильно не хотел, чтобы геймер просто брал и валил боссов. Геймер, во-первых, должен был помучиться, а во-вторых, скормить автомату как можно больше монеток.

То есть выучить, что там такое босс делает, в каком порядке и с каким разбросом, было лишь первым шагом. Дальше ты познавал дао контроллера, непрерывно ругал несовершенство управления, бесился, когда в самый распоследний момент ты нажимал нужную кнопку, а она не нажималась, с воем ел кактус, но продолжал пытаться вклиниться в полусекундные тайминги, оттачивал комбинации, учился уворачиваться от несущих моментальную смерть приемов и загружал чекпоинт снова и снова, потому что насколько было сложно, настолько и интересно.

Валькирии – ровно про это дело. После одно поверженной твари всякие мощные монстры перестают казаться такими уж и сильными соперниками, после двух практически любая драка выигрывается на автопилоте, после трех тебе начхать уже на всех, кроме оставшихся валькирий. На финального босса тоже начхать.

Но да, подруги из секретных комнат – развлечение для сильных духом. Историю и всякие сопутствующие сюжеты God of War на самом деле очень сильно хочет рассказать тебе до конца, поэтому в случае чего и совет толковый тебе даст, и предмет легендарный подкинет, и чекпоинты щедро расставит. Тут же все подушки безопасности убраны, и игре становится все равно, одолеешь ты вообще кого-нибудь, или нет. Хорошо провел 99% драки и попался под убойные когти перед решающим ударом? Ничего не знаем, контрольных точек не даем, начинай сначала.

Бонус-треком валькирии наглядно показывают, каким мусором являются рассыпанные по песочницам «спрятанные сокровища» по сравнению с реальными испытаниями. Вообще, весь GoW как раз про то, что бывает, если так любимый пиарщиками, экскюзе муа, набор фич обрастает настоящей плотью и кровью. Большая карта – не просто плато, но мозаика из тщательно проработанных локаций, которые мы больше привыкли видеть в экшенах от третьего лица прошлых поколений. История – не просто набор болванчиков на обочине, которым нужно доставить корзинку с пирожками через полмира, но заслуживающий внимания стройный рассказ. Задания – да, свои злосчастные наборы секретных безделушек есть и тут, но настоящих приключений все равно сильно больше.

Ну и, наконец, в кои-то веки предрелизные скриншоты и видео не соврали нам про графику.

Про God of War

Папа, не надо!

Серия God of War — один из самых старых и известных эксклюзивов Sony. Первая часть, вышедшая в 2005 году, пускай и была упрощенной версией японских слешеров, но привлекала своей брутальностью и эпичной историей. Но за столько лет эта концепция безнадежно устарела и сейчас недостаточно просто показывать расчлененку на экране. Именно поэтому в студии Santa Monica приняли решение полностью перезагрузить серию. О том, как поступили разработчики с богатым наследием God of War и заслуживает ли новая часть звания «Игры года», — в обзоре «Ленты.ру».

Однообразность God of War нисколько не умаляет величия серии. Где еще можно было выдавить глаза Посейдону, жестоко избить Зевса и оторвать голову Гелиоса, чтобы использовать ее как фонарь. Даже отец всех титанов Кронос пал от руки безумного падшего бога. Но рецепт всех частей был одинаковый и состоял из повторения одних элементов: битва с кучей слабых врагов, пара загадок, битва с боссом. Какой бы враг не встречался на пути Кратоса, его всегда можно было победить, постоянно нажимая одну из кнопок. И за 13 лет существования серии этот подход надоел даже самым прожженным фанатам.

Казалось, последняя номерная часть окажется заключительной в серии. Кратос убил всех олимпийцев, а затем совершил самоубийство мечом Олимпа. Но как мы помним, за шесть игр серии (мобильная Betrayal не в счет) Кратос трижды умирал и пять раз выбирался из мира мертвых. Так что возвращению падшего бога мало кто удивился.

После того как Кратос наконец исполнил свою месть, он долго скитался по миру в надежде обрести спокойствие. В результате своих путешествий он попадает в Скандинавию, где заводит новую семью, строит дом в глуши Мидгарда и пытается воспитывать сына Атрея. Стоит отметить, что все сказанное выше никак не объясняется в игре и узнавать приходится из интервью с разработчиками и других материалов. Поэтому поначалу не понимаешь, это новая история или все же продолжение. Сценаристы пользуются этим неведением игрока, и новая God of War выглядит больше как основательное вступление к новой трилогии.

Важно понимать, что новая God of War пусть и позиционируется как полный перезапуск, но является им лишь отчасти. История Кратоса продолжается и его прошлые «подвиги» никто не забыл, но вот геймплей игры сильно переработали. Это теперь не однокнопочный слешер, а достаточно сложный приключенческий боевик с прокачкой и псевдооткрытым миром. И, чего уж точно не ожидаешь от серии, отличным сюжетом.

Для полного понимания происходящего стоит хотя бы прочитать пересказ сюжета в Википедии. В диалогах часто вспоминают заслуги Кратоса, а к середине игры концентрация отсылок к прошлым частям зашкаливает. И игра нисколько не настроена объяснять, кто такой Кратос и почему он ненавидит богов.

Скриншот: игра God of War

1/4

Новая God of War не грузит долгими вступлениями и рассказами о том, что делал Кратос до начала игры. Игра начинается сразу со смерти жены Кратоса и подготовки отца и сына к долгому путешествию на самую высокую гору девяти миров, чтобы развеять прах матери. Вероятно, как это было раньше, в будущем выйдет несколько приквелов, раскрывающих, что происходило до действий игры.

Но обстоятельства складываются так, что Кратосу все же приходится решать проблемы грубой силой. При этом игра избавилась от нарочитого пафоса. Всю игру Кратос и Атрей преследуют простую цель — добраться до вершины горы, а все остальное их не особо волнует. Да, они столкнутся с драконом и решат несколько семейных конфликтов, но все это в рамках их задания. Кратос не пытается мстить кому-то и не лезет без дела на рожон, как раньше, а просто хочет защитить и воспитать сына в их нелегком приключении.

Новая история Кратоса аккуратно вплетена в скандинавскую мифологию. Но, опять же, из-за общей приземленности герои не пересекаются со значимыми персонажами. Все вокруг только и говорят о том, какие плохие Тор и Один, и травят байки о грядущем Рагнарёке, но воочию посмотреть на все это никто не даст. Можно предположить, что это лишь начало новой серии, и все самое эпичное уберегли на потом, но оправдание слабое. Это только создает новые рамки, которые не дают в полной мере раскрыться игре.

Новая God of War больше не ставит во главу бессмысленную жестокость, а фокусируется на личной истории Кратоса. После оригинальной истории он всеми силами пытается забыть о своем прошлом. Даже сыну он не рассказывает о его божественном происхождении, не желая ворошить прошлое. Скрывая от Атрея правду, Кратос также пытается защитить мальчика в надежде, что он не повторит ошибок отца.

Эволюция отношений Кратоса и Атрея — одна из самых важных частей игры. Кто-то проводит параллели с The Last of Us, но такие сравнения не совсем корректны. В God of War более простая и менее драматичная история о трудностях общения отца и сына. Для большего понимания лучше просто привести цитату креативного директора студии Кори Барлога: «Это игра про то, как Кратос учит своего сына быть богом, а сын учит Кратоса снова быть человеком».

Скриншот: игра God of War

1/4

Их отношения проходят от полного непонимания до совместного распития вина. Поначалу Кратос вообще ни во что не ставит Атрея и обращается к нему только когда надо прочесть руны. Впрочем, поначалу он реально ни на что не способен. Но по мере развития истории Атрей из трусливого мальчика, который даже зверя убить не может, становится полезным союзником. В какой-то момент он вообще теряет рассудок и, возомнив себя серьезным воином, решает казнить поверженного врага, ослушавшись отца.

Атрей всюду сопровождает Кратоса, оказывая содействие в боях и при исследовании мира. Во-первых, посреди боя он может вцепиться во врага и обезвредить его на некоторое время. Но большую часть времени он стреляет из лука во все стороны, помогает решать головоломки и отвлекает противников.

По части геймплея новый God of War — совершенно другая игра. Теперь Кратос размахивает огромным топором Левиафаном и не гнушается забить врага кулаками. Это ощутимо замедлило темп боев, но вот дуэли с боссами стали гораздо осмысленнее и сложнее. В каком-то смысле игру можно сравнивать с Dark Souls или любой другой Action RPG. Как и обычно, доступны сильная и слабая атаки топором, а также его можно метать. Да и сын-лучник, которому можно отдавать приказы, добавляет вариативности в боях.

Но и здесь не без придирок. Всего в игре не больше десятка типов врагов. При этом эпичная битва с троллем из первого трейлера здесь повторяется чуть ли не каждые два часа. И если в первый раз это выглядит как полноценный боссфайт, то потом становится рядовым сражением. Другой вопрос к анимациям добивания — у одного врага всего одно «фаталити». Даже для тех же троллей анимация никак не меняется со сменой оружия. Это непростительно для игры на 20 часов с упором на боевую систему.

Скриншот: игра God of War

1/4

Из RPG тут позаимствована еще система прокачки и возможность улучшать броню. Раньше нужно было копить души, чтобы повысить уровень оружия и открыть новые комбо. В новой части для каждого параметра есть свое дерево прокачки, но и тут не дожали. На выбор всего три комбо, причем они одинаковые для всех видов оружия (да, кроме топора и кулаков будет еще кое-что), а в отдельной ветке Атрея представлены только навыки на увеличение урона и скорострельности.

Это было бы критическим недостатком, если бы не общая вариативность боевой системы, которая достигается, в частности, за счет рунических атак. На топор можно повесить две руны, которые дают дополнительные возможности по настройке стиля ведения боя. Одни из них замораживают, а другие оглушают врагов, некоторые бьют по области, когда другие лучше подходят для дуэлей и битв с боссами. В общем, из-за общего количества возможностей, проблемы с прокачкой отходят на второй план.

Львиную долю игры занимают второстепенные задания и исследование мира в поисках лучшей брони. По итогу прохождения сюжетной кампании у Кратоса останется еще много занятий, на выполнение которых уйдет еще часов 20. Во-первых, практически в самом начале игры пару заданий выдадут гномы-кузнецы. Сразу выполнить их не получится, потому что там слишком сильные враги. Также на пути будут постоянно встречаться запечатанные двери, открыть которые тоже получится только ближе к концу. За некоторыми из них встречаются самые сложные боссы игры — валькирии.

Потом, как и в прошлых частях God of War, на локациях разбросано огромное количество сундуков, большинство из которых не получится открыть при первом прохождении. Обычно в этих ящиках лежат предметы для крафта брони или немного серебра на покупку улучшений. Но наибольшую ценность имеют особые сундуки, запечатанные рунами. В них находятся предметы, увеличивающие количество здоровья и полоску ярости.

Скриншот: игра God of War

1/4

Есть также два мира-арены. Один из них — Нифльхейм — полностью покрыт проклятым туманом, в котором нельзя долго находиться, а в случае смерти все собранные ресурсы теряются. При каждом новом его прохождении все ловушки и враги обновляются. А второй — Мунспельхейм — представляет обычную череду испытаний, вроде «Продержись пять минут» или «Босс не получает урона пока есть другие враги».

Проходить эти второстепенные задачи никто не заставляет. Но если нравится боевая система и хочется выбить лучший шмот, то почему бы и нет. Это реальная проверка на прочность. А вот задания в Мидгарде скучные донельзя, они построены по принципу «убей врагов на другом конце карты, а потом вернись обратно».

***

Все опасения по поводу новой God of War были абсолютно напрасны. У нее есть ряд недостатков и смена жанра далась студии Santa Monica с трудом. Разбираясь в деталях, тут нельзя найти чего-то кардинально нового и в игре очень много позаимствовано из самых разных проектов. Несмотря на все это, разработчики сделали огромный шаг вперед по всем фронтам, начиная от боевой системы и заканчивая графикой с режиссурой. То, как подается новая история, какие она задает вопросы и что оставляет после себя, — лучшее, что случалось с серией за все время ее существования. Бесспорно, это обязательная к ознакомлению игра для владельцев PS4 и одна из лучших игр текущего поколения.

Полный комплект

Все-то в игру завезли: и классику, и новые модные мотивы, и даже дозированный хардкор. Жаловаться не на что. Ну, почти. Скандинавская GoW распрекрасна, только кончается она странно. Совсем чуть-чуть.

Глобальная цель Кратоса и Атрея – исполнить завещание почившей маман – ни разу не меняется за всю игру. Причем, как ни странно, эта самая цель напрямую вообще никак не связана ни с Одином, ни с его большой семьей, ни с заполонившими Мидгард живыми мертвецами, ни с грядущим Рагнароком. Не мешайся все вышеперечисленное под ногами, папа с сыном отправились бы в удивительно мирное путешествие.

Только вся эта побочная чехарда настолько тебя увлекает, настолько красочно все встречные расписывают злой гений Одина, что, как только завещание таки исполняется, ты думаешь, что вот сейчас-то жара и пойдет. Отсмотрим важную сюжетную сцену – и поскачем давать езды Тору, Одину, всем. Игра развлекала тебя несколько десятков часов кряду, ты рвешься отвоевать еще столько же, а тут вдруг оказывается, что заявленный еще в самом начале истории конец пути – и правда конец пути. По крайней мере, до DLC и прямых сиквелов.

Хм. Получается, главная проблема God of War в том, что тебе его даже спустя десятки часов мало. Всем бы играм такие недостатки.

Источник

God of RPG

Разработчики задолго до даты выхода God of War заявили, что на прохождение всей игры потребуется до 40 часов. И, честно сказать, Santa Monica даже преуменьшили масштаб игры. Даже после 50 часов блуждания по скандинавским мирам у вас будет чем заняться. Например, прокачивать способности персонажей и даже ковать им броню и оружие. Теперь приключения Кратоса напоминают самую настоящую RPG с шестью ветвями прокачки: четыре для Кратоса и две для Атрея.

Конечно, система прокачки была и в прошлых частях серии, но ее влияние на геймплей было минимальным, здесь же можно полностью изменить боевую механику игры. Разработчики предоставили богатую систему кастомизации, которая позволяют сформировать Кратоса своей мечты.

god of war обзор

Рунические камни для улучшения амуниции и элементы брони добавляют не только пассивные, но и активные бонусы, вроде новых способностей и ударов. При желании можно превратить верный топор Кратоса в лазерное оружие и проводить комбо-атаки с Атреем.

И если на минимальном уровне сложности можно с дерзкой ухмылкой игнорировать хлопоты с прокачкой, приговаривая: «Да что со мной может случиться, я же бог войны!», то уже начиная со второй со сложности могут начаться проблемы. Даже стандартный драугр, навевая воспоминания о Dark Souls, может прикончить игрока с пары-тройки ударов.

god of war рецензия

Еще одна вещь, которая роднит бога войны с серией Souls – это раскладка управления и концепция боевой системы. Так как враги бьют больно, требуется наизусть заучить тайминги и выбирать лучший момент для удара, не забывая уклоняться, блокировать или контратаковать выпады супостатов. В целом, благодаря вариативной прокачке и разнообразным врагам каждое сражение в игре God of War похоже на партию в шахматы на реактивных скоростях.

Вам требуется тщательно продумывать поведение врагов, учитывать их тип, количество и менять стиль игры прямо на ходу. А в качестве вишенки на торте – отличные тактильные ощущения от боев. При каждом ударе топора о вражескую тушку геймпад начинает вибрировать, что заставляет еще лучше вжиться в роль Кратоса.

god of war рецензия

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: