Джозеф Дилейни: все книги по порядку (Ученик ведьмака и др. серии)


Книжный цикл о Геральте из Ривии

«Ведьмак» – цикл произведений в жанре фэнтези, повествующих о приключениях наёмного охотника на чудовищ Геральта из Ривии. Ближе к середине цикла фокус авторского внимания смещается с Геральта на злоключения его приёмной дочери Цириллы, вынужденной преодолевать многочисленные и жестокие испытания, выпавшие на её долю.

Большая часть основного сюжета строится вокруг Цириллы и её происхождения

Данная серия книг принадлежит перу польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Первое произведение в рамках цикла (рассказ «Ведьмак») вышло в 1983 году. Действие книг о Геральте разворачивается в вымышленном мире, сочетающем в себе классические жанровые составляющие, впервые обозначенные еще Дж. Р. Р. Толкином, с мотивами, характерными для произведений в жанрах так называемого «тёмного» и «славянского» фэнтези.

Кроме того, на книги Сапковского наложило свой отпечаток и происхождение автора. Описанный им мир во многих деталях схож со странами Восточной Европы периода позднего средневековья, прежде всего с Польшей, Чехией и Словакией. Данный фактор нашёл своё отражение как в лингвистических (имена персонажей, названия городов, государств, географических объектов и т.д.), так и в социокультурных особенностях мира «Ведьмака».

Произведения, входящие в цикл

Сюжет всех книг связан, поэтому читать их нужно по порядку

Серия насчитывает восемь основных произведений и включает в себя следующие книги:

  1. «Последнее желание» (сборник рассказов, первоначально вышел в 1986 г. под названием «Ведьмак», после чего был переиздан в 1993 г. с авторскими правками).
  2. «Меч Предназначения» (сборник рассказов, 1992 г.).
  3. «Кровь эльфов» (роман, 1994 г.).
  4. «Час презрения» (роман, 1995 г.).
  5. «Крещение огнём» (роман, 1996 г.).
  6. «Башня Ласточки» (роман, 1997 г.).
  7. «Владычица Озера» (роман, 1998 г.).
  8. «Сезон гроз» (роман, приквел к самому первому рассказу серии, 2013 г.).

Кроме основных книг, в цикл также номинально входят рассказы «Дорога без возврата» и «Что-то кончается, что-то начинается», не имеющие прямой сюжетной связи с основными произведениями, но разворачивающиеся в той же вселенной.

Сапковский отправил свой первый рассказ о ведьмаке на литературный конкурс и завоевал третье место. После этого автор решил завязать с писательством, решив, что это максимум, на который он способен. Однако читатели требовали продолжения, поэтому Анджей продолжил свою историю.

Сюжет

Главным героем серии является Геральт из Ривии, ведьмак — наёмник, выполняющий заказы, связанные с монстрами, представляющими угрозу для жизни людей. В детстве он, как и другие ведьмаки, подвергся мутациям, из-за которых получил высокие боевые качества: повышенная сила, быстрота реакции, ускоренный метаболизм, но при этом потерял возможность иметь детей.

Основная работа Геральта — за деньги уничтожать опасных чудовищ. Однако он не всегда готов бездумно выполнять заказы своих нанимателей. К примеру, он отказывается уничтожать существ, обладающих высоким интеллектом, или драконов, которые находятся под угрозой вымирания.

В соответствии с собственным кодексом поведения, он старается не участвовать в политических интригах королей и чародеев, однако в итоге оказывается вовлечен в сложный узел противостояния северных королевств и могущественной южной империи Нильфгаард. Геральт пытается защитить свою приемную дочь и юную княжну разрушенного королевства Цинтра Цири (Дитя-Неожиданность), предназначенную ему ещё до её рождения. Цири становится средоточием интересов влиятельных сил (император Нильфгаарда, чародей Вильгефорц, Ложа чародеек), так как её потомку предсказано решить судьбу мира. Получив от своих приёмных родителей (Геральта и его возлюбленной, чародейки Йеннифэр) символические дары-умения: ведьмачье — владеть мечом; и чародейское — магией; перетерпевшая в дальнейшем тяжёлые испытания, Цири становится наряду с Геральтом главным героем саги.

Стоит ли читать «Ведьмака»?

Независимо от положительных и отрицательных сторон книжного цикла о ведьмаке с сугубо литературной точки зрения, поставленный в начале статьи вопрос всё же во многом остаётся риторическим. Читать данные книги или нет — в конечном итоге каждый решает сам.

Тем не менее, нельзя игнорировать яркость и самобытность произведений, написанных Сапковским в рамках данного цикла. Для любителей же фантастики и фэнтези (особенно «тёмных» его проявлений) «Ведьмак» является безусловным «маст ридом» наравне с произведениями Джорджа Мартина, Джо Аберкромби, Глена Кука и иных мэтров жанра.

Сапковский создал логичный и полноценный фантастически мир, в который приятно погрузиться на досуге

Аргументы «за»

Среди основных доводов в пользу ознакомления с книгами о ведьмаке можно выделить:

  • наличие ярких нешаблонных персонажей и их интересные взаимоотношения;
  • нестандартный подход автора к канонам жанра;
  • актуальность проблематики;
  • натурализм описываемых событий;
  • увлекательный и напряжённый сюжет, изобилующий непредсказуемыми поворотами;
  • юмор и многочисленные отсылки.

Интересные персонажи

Все основные герои, участвующие в событиях цикла, имеют чётко прописанные характеры, благодаря чему действуют, словно живые люди — порой противоречиво, нелогично или аморально, но руководствуясь лишь собственными интересами и мотивами, а не волей мелодии притаившегося в кустах рояля.

Иногда героям по сюжету удаётся собраться всем вместе и насладиться обществом друг друга

Авторский подход

Описанный Сапковским мир опирается на классические для жанра штампы и клише. Однако автор преподносит их с нестандартных точек зрения, тем самым реконструируя используемые каноны. «Ведьмак» отдаляется от классической фабулы «героического» романа и приближается к популярным ныне произведениям в жанре «тёмного» фэнтези, номинально не являясь ни тем, ни другим. В «Ведьмаке» Сапковскому удалось сохранить сильные и компенсировать слабые стороны означенных жанровых концепций.

В цикле книг есть вампиры, оборотни, василиски и прочие монстры, но Сапковский по-новому повествует об этих существах, не прибегая к избитым описаниям.

Сапковский заставляет читателя постоянно переживать за героев, поскольку описывает жестокий и непредсказуемый мир

Актуальная проблематика

В книгах цикла затрагиваются проблемы расовой нетерпимости (вплоть до геноцида), деструктивного влияния цивилизации на окружающую среду и жизнь коренных народностей, цены технического и культурного прогресса, а также межгосударственных и межкультурных конфликтов.

Описываемое Сапковским государство Нильфгаард похоже на Римскую Империю: у него есть дисциплинированная армия, Император и чувство собственного превосходства над всеми остальными

Натурализм описываемого

Книги о ведьмаке изобилуют яркими и подчас шокирующими подробностями — будь то тяготы военного времени, человеческая жестокость, многочисленные боевые и постельные сцены. Кроме того, Сапковский описывает без купюр и сам условно-средневековый быт со всеми присущими ему аспектами. Однако означенное не является концептуальной основой, а служат лишь для более детальной материализации придуманного мира в воображении читателей.

Почти с самого начала повествования Сапковский демонстрирует мрачность сюжета, и постепенно она нарастает

Увлекательный сюжет

В течение всей серии приключения главных героев происходят на фоне непрекращающихся внешних конфликтов, что, в свою очередь, обуславливает напряжённые отношения между самими героями. На протяжении цикла бывшие враги на раз станут союзниками, а друзья предадут или станут врагами. Кроме того, автор постоянно ставит героев перед выбором в ситуациях, не предусматривающих правильного варианта по умолчанию.

«Вселенная Ведьмака» настолько полюбилась читателям, что по книгам выпустили 6 комиксов, сняли сериал, который, впрочем, не увенчался успехом, и издали 3 видеоигры. Но и это не финал истории: студия Netflix будет снимать новый сериал о Геральте из Ривии.

В сюжете тесно переплетаются война, охота на чудовищ, политические разногласия, дружба и сложная любовь, верность и предательство

Юмор и отсылки

В свете вышеозначенного может сложиться ошибочное впечатление, что цикл «Ведьмак» – излишне кровавое и мрачное произведение. Вовсе нет: данные книги изобилуют юмором, варьирующимся от банальных, но от того не менее забавных шуток «ниже пояса», до откровенной и остроумной сатиры на современные реалии. Также в книгах цикла присутствует большое количество разнообразных отсылок к произведениям мировой культуры, гармонично вплетённых в основную канву повествования.

Колоритные персонажи с хорошим чувством юмора сразу располагают к себе читателя

Для какого возраста подойдут книги цикла «Ведьмак»?

Однозначный ответ на данный вопрос — лицам не младше шестнадцати лет. Чтиво, изобилующее жестокими и кровавыми сценами, хоррор-элементами, ненормативной лексикой, а также откровенными любовными сценами — не лучший выбор для неокрепшей детской психики.

Эмоциональным и восприимчивым людям «Ведьмака» лучше не читать

Адаптации

С 1993 по 1995 годы по произведениям Сапковского были выпущены 6 комиксов (сюжет Мацея Паровского, иллюстрации Богуслава Польха):

  • «Дорога без возврата» (польск. Droga bez powrotu)
  • «Геральт» (польск. Geralt)
  • «Меньшее зло» (польск. Mniejsze zło)
  • «Последнее желание» (польск. Ostatnie życzenie)
  • «Предел возможностей» (польск. Granica możliwości)
  • «Предательство» (польск. Zdrada)

В 2011 году был выпущен комикс «Благо народа».

В 2014 году был выпущен комикс «Дом витражей».

В 2020 году выпущен комикс «Угрызения совести» — комикс, повествующий о судьбе Саскии, Ярпена после событий игры «Ведьмак 2: Убийцы Королей».

В 2020 году на свет появился комикс «Лисьи дети», который основан на 14-й и 15-й главах последнего романа — «Сезон Гроз», содержание которых было переосмыслено и, таким образом, оно становится самостоятельным от влияния книжного сюжета.

В 2020 году выпущен комикс «Проклятье воронов».

В 2001 году польское издательство MAG выпустило настольную ролевую игру «Ведьмак: Игра воображения[pl]» (польск. Wiedźmin: Gra Wyobraźni) по мотивам цикла о ведьмаке.

В 2009 году симфо-рок группой «ESSE» поставлена рок-опера «Дорога без возврата» и снят одноименный фильм-мюзикл по мотивам саги о ведьмаке.

В 2000 году российским издательством «Северо-Запад пресс» в серии «Перекрёсток миров» издан состоящий из двух томов роман «Осенний лис» писателя Дмитрия Скирюка. Главный герой произведения, изгнанный из своего рода валашский воин, маг и травник Жуга. В одной из глав появляется беловолосый персонаж по имени Геральт, ведьмак. Произведение несколько раз переиздавалось. В послесловии автора к первому изданию есть следующие слова: «Я благодарен польскому писателю Анджею Сапковскому за Геральта — ведьмака, и надеюсь, он (Сапковский) простит мне то, что я воспользовался готовым образом его героя в одном из моих рассказов (во всяком случае, в личном разговоре в Москве, на „Росконе“, он против этого не возражал). Ведьмак в „Робком десятке“ так походил на Геральта, что мне всё равно попеняли бы столь явным сходством. Я мучился этой проблемой до тех пор, пока вдруг не понял, что это и есть Геральт, и всё сразу стало на свои места.»

Компьютерные игры

В 1997 году польский разработчик компьютерных игр Адриан Хмеляж (польск.)русск. и его тогдашняя студия Metropolis взялись за создание компьютерной игры по неоконченной на тот момент серии «Ведьмак»; Хмеляж был поклонником книг, находился в хороших отношениях с Сапковским и получил у него разрешение на разработку — переписка велась в виде бумажных писем, поскольку Сапковский не пользовался электронной почтой. За лицензию на «Ведьмака» Хмеляж уплатил некую сумму, «разумную для Польши 1997 года»; получив деньги, Сапковский долго не отвечал на новые письма разработчика, а потом написал, что ему «наплевать» на игру. Хмеляж намеревался сделать «3D action-adventure» с моральными выборами, серьёзным взрослым сюжетом и проработанными характерами персонажей[1]. Хотя Metropolis сделала раннюю версию игры, проект таких масштабов был не по силам для небольшой студии; ранняя альфа-версия страдала от многих технических проблем, а немецкое издательство TopWare Interactive, с которым студия вела переговоры, обеспокоилось, что книги Сапковского не настолько хорошо знакомы западным игрокам, чтобы убедить их купить новинку. В конечном счете проект был заморожен и так и не выпущен[2].

В 2002 году «Ведьмаком» заинтересовалась другая польская компания — CD Projekt; ранее эта компания открыла в Лодзе собственную студию CD Projekt RED и искала для неё подходящий проект. Сапковский вновь согласился продать права на «Ведьмака», попросив CD Projekt уладить возможный юридический спор с Metropolis; хотя компания предлагала ему процент от продаж будущей игры, писатель настоял на том, чтобы ему выплатили всю сумму сразу и целиком: он не верил в успех игры и считал, что если согласится на процент от продаж, то никаких денег не увидит. Он позже вспоминал, что CD Projekt принесла «большой мешок денег», и это было именно то, что он ожидал от адаптации: «большого мешка денег»[3]. Адриан Хмеляж и представитель CD Projekt RED Себастьян Зелинский позже сообщали, что суммы не были такими уж большими — Сапковский получил 15 тысяч злотых от Metropolis в 1997 году и 35 тысяч от CD Projekt в 2002[4].

В последующие годы CD Projekt RED последовательно выпустила три компьютерные ролевые игры: «Ведьмак» (2007), «Ведьмак 2: Убийцы королей» (2011) и «Ведьмак 3: Дикая охота» (2015). Каждая из этих игр последовательно получала все больший критический и коммерческий успех. Помимо этого в 2020 году также вышли коллекционная карточная игра «Гвинт: Ведьмак. Карточная игра» и её ответвление «Кровная вражда: Ведьмак. Истории» в жанре ролевой и карточной игры.

Телесериалы

В 2001 и 2002 году вышли полнометражный фильм и сериал «Ведьмак» режиссёра Марека Бродского по сценарию Михала Шчербица (польск. Michał Szczerbic). Роль Геральта исполнил Михал Жебровский. Фактически фильм представлял собой сокращённую версию сериала. И фильм и сериал получили негативные отзывы как критиков, так и фанатов книг Сапковского.

В 2020 году стриминговый сервис Netflix начал разработку телесериала по книгам о ведьмаке. Восемь серий первого сезона «Beдьмaкa» длительностью 1 чac каждая были сняты с 18 октября 2018 года по конeц мaя 2020 годa. Съёмки чacтично прошли в Бyдaпеште[5]. Анджей Сапковский отказался курировать проект[6]. Роль Геральта исполнил британский актёр Генри Кавилл, наиболее известный по роли Супермена в Расширенной вселенной DC. Первый сезон «Ведьмака» от Netflix вышел 20 декабря 2020 года и был встречен смешанными отзывами критиков (55% рейтинга на Rotten Tomatoes[7]), имел хорошие рейтинги и был продлён на второй сезон ещё до выхода[8]. Сам Анджей Сапковский воспринял сериал восторженно и откровенно расхваливал работу Генри Кавилла, выразив мнение, что его лицо должно остаться лицом Геральта навсегда в памяти народа[9].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: