Прочитайте онлайн Генеральские игры | Офицеры, офицеры…


Есть ли жизнь на поле боя?

Наши возможности по вызову подкреплений еще очень велики!

Наверняка разработчики долго ломали голову над тем, как сделать так, чтобы игра отличалась от всех прочих и одновременно была реалистичной. Главным отличием стало то, что здесь «все как в жизни». Есть три ресурса — топливо, продовольствие и боеприпасы, — которые ваши войска могут использовать. Территория поделена на куски, и центром каждого служит какой-либо важный объект. Последний, будь то завод или аэродром, по совместительству становится складом. Вот с этого склада окружающие, находясь на подчиненной «хранилищу» территории, и берут припасы. Между складами можно беспрепятственно перемещать имущество, наполняя пустеющие. В этих опорных пунктах также можно вызвать подкрепление.

Но что же делать на вражьей территории, которая нам не подконтрольна? Все очень просто — как можно быстрее захватывать неприятельский склад, благо вместе с ним к нам перейдет не только новая точка снабжения, но и некоторое количество полезных во всех отношениях ресурсов. Если тянуть время, планомерно изничтожая противника, то наши солдаты оголодают, а танки расстреляют все боеприпасы. И придется либо погибнуть, либо возвращаться домой несолоно хлебавши.

Однако не все так просто. Кроме огромных пространств со складами в центре есть куча дополнительных опорных пунктов, в которых хоронятся бойцы противника, так или иначе осложняющие нам жизнь. В целом, можно наплевать на эти деревушки или засады, но за них обычно полагаются небольшие подкрепления (а правильному командиру много и не надо — достаточно всего пары танков или нескольких отрядов пехоты, чтобы значительно усилить свою линию обороны). Посему зачищать их стоит, благо о некоторых нас своевременно извещают в форме заранее запланированных заданий.

Очередной склад переходит из рук в руки…

Исходя из выше сказанного мы получаем следующую картину: есть территория, разграниченная на области. Мы должны захватывать контроль над этими областями, обеспечивая себя ресурсами. После завершения этой миссии следует зачищать местность на подконтрольной территории, уничтожая противника, и тем самым пополнять свои войска, потрепанные во время штурма центра. Как видите, основная стратегия проста как правда. При этом вполне успешно решается проблема, которая на первый взгляд кажется неодолимой: небольшое количество времени на прохождение миссии. Ибо тот, кто слишком тянет время, будет сожран собственной оголодавшей пехотой. Вперед, только вперед!

Итак, проблема отличия была решена с блеском, но на этом разработчики не остановились. Знатокам жанра хорошо известна система повреждений техники, которая была в Company of Heroes. Танк с напрочь разрушенным двигателем там просто продолжал ползти со скоростью смертельно раненной черепахи. Здесь же все по-другому. У танка есть ходовая часть, двигатель, бензобак, экипаж и башня. И все они могут быть повреждены или уничтожены. Ходовая часть отличается от двигателя тем, что первую могут починить даже непрофессионалы — например, пехота. Хотя в обоих случаях танк стоит на месте и никуда не торопится. Бензобак радостно полыхает, что, если быстро не починить пострадавшую машину, станет причиной ее взрыва. Экипаж можно выбить только у легкой техники; танки же превращаются в кучу металлолома вместе с ним. Наконец, башни есть не у всех видов техники; зато, повредив их, вы усложните жизнь танку, заставив его разворачиваться к цели всем корпусом. Разумеется, все это чинится, следует только подогнать к месту происшествия ремонтников.

Это интересно:
экипаж может и просто контузить. Тогда он выживет, но некоторое время танк будет совершенно беспомощен и не сможет ни стрелять, ни двигаться.

Вся королевская рать

Что же можно рассказать о основной движущей силе войны — солдатах, танках, артиллерии и прочих вспомогательных войсках? Естественно, наши солдаты уже давно не просто расходный материал, а воины, с течением времени набирающиеся опыта, в силу чего они лучше прячутся, укрываются, стреляют и лечатся или чинятся. Впрочем, добиваться высоких уровней от пехоты было бы странно — гибнет она пачками. Особенно если поблизости и не пахнет санитарной машиной. Есть также обычный и агрессивный режимы поведения. В последнем ваши озверевшие войска будут обстреливать всех, кто попадется им на глаза, до самой смерти (а там уж кому как повезет).

Рассматривать свои войска при максимальном приближении здесь не принято.

Имеется еще ряд действий. Пехота умеет минировать и убирать мины, чинить технику (обычная пехота — ограниченно), погружаться и выгружаться из машины, прятаться в подготовленных укреплениях. Заметьте — самостоятельно пехота окопов не роет. Техника умеет окапываться и, что она делает особенно успешно, обстреливать выбранный район. Обратите внимание, что для всех видов войск есть два радиуса — радиус видимости и радиус стрельбы. У большинства первый радиус значительно уступает второму. Но если использовать специальные войска разведывательной направленности, эта проблема будет успешно решена.

Еще одна особенность «Офицеров» состоит в оригинальной системе вызова подкреплений. Во-первых, здесь есть «круг» вызова подмоги из семи позиций. Для пяти из них — налета бомбардировщиков, вызова истребителей, артиллерийского обстрела, десанта и вызова самолета-разведчика — есть числовые показатели. То, чему они равны в начале миссии, не абсолютно — далее за особые заслуги вы можете получить в свое распоряжение еще некоторое количество каких-нибудь видов помощи. Толк, впрочем, есть далеко не от всех. Так, бомбардировщики могут быть сбиты, а истребители вообще занимаются непонятно чем. Артиллерийский налет относительно полезен, но и он не гарантирует, что именно нужная вам точка станет центром попадания. Разведчики неплохо помогают в деле обстрела вражеских позиций, если у противника нет зенитной артиллерии. А вот десант всегда кстати.

Для двух позиций — вызова пехоты и танков — конкретных цифр нет. Дело в том, что для каждого из этих видов мы имеем по восемь ячеек, которые можем заполнить отдельными подразделениями. Для пехоты это отделение пехоты, для техники — одна единица техники. Так, например, у нас есть 8 «Стюартов», 4 «Шермана», 2 зенитки, 2 гаубицы, 1 санитарная машина. Мы можем вызвать восемь легких танков либо «Шерманы» и артиллерию, а можем и скомбинировать все имеющиеся войска. Вызывать надо только то, что необходимо в текущий промежуток времени и немножко на перспективу. Просто так вызывать помощь ни в коем случае не стоит — следующее подкрепление можно будет получить только через некоторый промежуток времени. Пополнение списка войск вреди подкреплений идет постоянно, почти за каждый мелкий опорный пункт. А уж за «столицы» областей дополнительные войска подкинут обязательно.

Теперь имеет смысл поговорить о непосредственных героях войны и их возможностях.

Пехота

Начинается пехота с обычных стрелков. В свое время «Блицкриг 2» установил некоторую планку правдоподобия — бойцы в отряде стали вооружаться не однотипными винтовками, а набором из автоматов, винтовок и ручных пулеметов. Не могу сказать, что разница между бойцами резко бросалась в глаза, но радовал сам факт разнообразия. Здесь же пошли еще дальше, наделив пехоту не только винтовками, автоматами и пулеметами, но и ручными гранатометами. В итоге засевшее в окопах отделение пехоты страшно не только своим прямым противникам в лице вражеской пехоты, но и танкам, если таковым придет глупая идея повернуться к пехотинцам боком. Кстати, при атаках вражеских танков это происходит сплошь и рядом. Кроме того, любая пехота замечательно умеет занимать брошенную технику — например, если кто-то вышиб экипаж танка или расчет пушки.

Стратегическая точка на горизонте — будет, где подкормить голодающих воинов.

Десантники от простой пехоты отличаются тем, что их можно вызвать только в виде отдельного подкрепления и сразу несколько отрядов — регулировать их количество не удастся. Есть отличия и в вооружении: винтовки бравым десантникам не к лицу, они перешли на короткие и удобные автоматы. Десантники обычно отлично решают вопросы со всевозможными артиллерийскими батареями без пехотного прикрытия, высаживаясь прямо на головы противнику и без труда уничтожая расчеты. Бросать их в самоубийственные атаки совершенно ни к чему.

Еще одна разновидность пехоты — противотанковые подразделения. От обычной пехоты они отличаются повышенным числом гранатометов (три штуки), но при этом у борцов с танками полностью отсутствуют пулеметы. Хотя гранатометчики активно применяют свое оружие и против пехоты.

Следующими по списку идут разведчики. Это пятеро отважных бойцов, которые видят дальше всех в игре. Вооружены они винтовками и при пассивном поведении вражеской пехоты учиняют ей изрядный вред. Если противник будет нервно реагировать на выстрелы наших дальнозорких бойцов, охлаждению пыла должны поспособствовать прочие войска, которые окопаются за спинами разведчиков и при необходимости поддержат их огнем. Чрезвычайно полезные бойцы, которых надо всячески беречь.

Замыкают список пехотинцев ремонтники. Это небольшой отряд, который может, конечно, и пострелять, но лучше ему заниматься прямыми обязанностями, а именно — чинить технику. Ибо только они могут справиться с рядом серьезных неисправностей.

Пулеметчиков в игре вызвать невозможно, они уже окопались на заданных позициях. Но это не слишком большая угроза. В то время как хорошо укрепленный пулемет обычно творит чудеса, здесь он легко уничтожается одним попаданием из противотанкового гранатомета. О минометах можно сразу же забыть — здесь их просто нет.

Техника

Парад техники мы откроем все же не танками, а таким простеньким механизмом, как санитарная машина. Расположение ее на некотором удалении от ваших пехотинцев существенно повышает выживаемость последних в боях за счет постепенного выздоровления. А от здоровых бойцов пользы куда как больше.

Не менее полезны разведывательные машины. К ним относятся и джипы, и бронетранспортеры. Это быстроходные агрегаты, у которых дальность зрения куда больше дальности стрельбы. И этим надо пользоваться, определяя пределы обороны противника. Разумеется, в своем классе эти машины совсем не равнозначны. Чем слабее вооружен ваш разведчик, тем дальше он видит. Но этого дальнозоркого бойца легче уничтожить. В то же время некоторые относительно неплохо бронированные агрегаты, вроде немецкого SdKfz 222, причиняют значительные неудобства, когда начинают лихо ломиться вперед. Дело в том, что попасть в них на полной скорости довольно сложно (хотя один серьезный снаряд напрочь вышибает дух из этой жестянки), а уже пара их переключает на себя все внимание обороняющихся, позволяя следующей за ними пехоте подобраться поближе. Да и сами они вполне способны повредить даже вражеским танкам. Конечно же, с такими шутниками надо расправляться как можно быстрее, задействовав для этого все наличные силы.

Подходи, вражья пехота, получишь очередь из зенитки!

Танки — это прежде всего мобильные крепости, на которые отвлекается огонь противника без особого ущерба для самих танков. Главное при этом то, что танки должны маневрировать. Стоящий на месте танк — удобная неподвижная мишень; его успешно расстреляют вражеские гранатометчики. Как правило, они эффективны при использовании «скопом». Тогда они слаженными залпами поражают вражескую технику, отправляя ее на свалку. Стоит отметить тот момент, что в «Офицерах» не слишком увлекаются делением танков по классам. И только настоящие знатоки смогут быстро сообразить, что яростно атаковать «Пантеру» несколькими «Стюартами» в первую очередь опасно для жизни легких танков. Окопанный танк живет на порядок больше. Особенно если он не один и его есть кому поддержать. К группе танков вполне можно отнести и противотанковые самоходные артиллерийские установки. По крайней мере, каких-то значительных отличий у них я не заметил.

Поскольку на поле боя присутствуют самолеты — пусть управлять ими совершенно невозможно, — то здесь же имеются и зенитки. Правда, немцы почему-то оказались обделены знаменитыми «Вильбервиндами» и прочими вариантами мобильной техники. Но хотя бы оставили наземные легкие и тяжелые зенитки. И те, и другие — весьма вредные штуки, потому что легкие умудряются расправляться даже с «Шерманами», что уж говорить о тяжелых 88-мм орудиях! Кроме того, легкие зенитки активно расправляются с пехотой. И единственный способ уничтожить их — атака несколькими танками. Впрочем, если зениток несколько, то лучше сразу перейти к огню дальнобойной артиллерии. Американцев решили не обижать и наделили их мобильными зенитками. Поодиночке они ничего не смогут сделать против обнаглевших самолетов. Но три-четыре зенитки спускают вражеских летчиков на землю с завидной регулярностью. Кроме того, зенитки в силу своей скорострельности — первейшее средство против вражеской пехоты. Целые толпы полягут на пути к вашим позициям, пытаясь прорваться через огонь зениток, особенно если прикрыть их пехотой и обеспечить разведчиками дальнее зрение. Кстати, вражеские танки они разламывают не хуже стационарных зениток. А уж броневики от них мрут как мухи.

Высадка десанта противника прошла успешно — у нас проблемы.

Артиллерия начинается с противотанковых пушек. Сразу отмечу, что положены они только обороняющимся и вызвать их самому не получится, разве что захватить в качестве трофея. Но трофей этот очень полезен, и его рекомендуется тут же починить, ибо пушки намного скорострельнее танков, а уничтожить их непросто. Если вдруг вам повезло заполучить в свое распоряжение такие штуки, то укреплять ими свои оборонительные позиции — очень удачное решение.

Дальнобойная артиллерия представлена американскими гаубицей (Howitzer) и пушкой (Cannon). Не очень понятно, что же разработчики хотели этими машинами смерти сказать, потому что в игре они отличаются от описания в руководстве, как небо от земли. Ситуация с ними обстоит так. Обе пушки приезжают на буксире грузовика и крайне долго от него отцепляются, причем грузовик после свершения этого действия пропадает (и это баг). Стреляют они только прямой наводкой. Да-да, если видят цель, стреляют, не видят — не стреляют. Исключение составляют дома, по которым наши фигуранты могут стрелять и без прямой видимости. Отличие же между ними в следующем: пушка стреляет по настильной траектории и, как правило, в лоб какой-нибудь технике, а гаубица — по навесной, чем этим сильно вредит пехоте противника. Кстати, дальнобойной эту артиллерию можно назвать условно, стреляет она весьма недалеко.

Это интересно:
кое-что полезное в пушках есть — они умеют самостоятельно вести огонь, в отличие от аналогов из других игр. Впрочем, ведут они его, только когда видят противника, так что тут все логично.
По-настоящему далеко бьют всевозможные реактивные минометы. Конечно, «Катюши» известны нам куда лучше, однако здесь хватает и самоходных реактивных минометов и менее сложных вещей, вроде Nebelwerfer. Им, как и артиллеристам, нужна прямая видимость точки попадания. Единственный, кто выбивается из этой компании, — американская «Каллиопа», которая стреляет даже подальше, чем штатные гаубицы. Самоходки отличаются от прочей артиллерии только тем, что перемещаются очень шустро. А со стрельбами — все те же проблемы.

ПРИВЕТ, ОМАХА, ДАВНО НЕ ВИДЕЛИСЬ! «О боже, нет! – воскликнул свежеиспеченный офицер, выпрыгнув из десантной лодки на песок нормандского побережья. – Омаха-бич?! Опять?!!». Стоявший рядом солдат кивнул и вдруг истошно завопил: «>We under attack!». Все вокруг – и немцы, и американцы – голосили, кто во что горазд, перекрывая грохот взрывов и свист пуль. Цель, которую требовалось захватить в первую очередь, была заботливо обозначена огромным столбом дыма, красный цвет которого говорил о том, что стратегическая точка была все еще в руках врага. Прямо перед высадившимися пехотинцами рвались снаряды, не причиняя, впрочем, особого вреда. А там впереди, на холме – бункеры и траншеи, с засевшими немцами, пулеметные гнезда и зенитки. Молодой офицер вздохнул, вытащил из кобуры «кольт» и повел своих солдат на штурм немецких укреплений…Так началось мое знакомство с новой игрой «Офицеры» украинской кампании «>GFI UA».

АТЫ-БАТЫ, ШЛИ КОМБАТЫ
Скажу откровенно, что выхода этой стратегии я не ждал, за разработкой не следил. Узнал о ее существовании уже после выхода в свет. Но история ее создания, с которой я ознакомился постфактум, довольно занимательна. Изначально, игра «Комбат» (таково ее первое, рабочее наименование) задумывалась как некий «симулятор командира», с развитым тактическим и стратегическим режимами, с тремя компаниями – за СССР, Союзников и Германию; игроку предстояло управлять не одиночными солдатами, а целыми отрядами и соединениями, обеспечивать взаимодействие разных родов войск, заниматься их снабжением и планированием операций… Но за три прошедших года концепция игры была существенно изменена. Вернее, от нее мало что осталось, сменилось и название. В итоге, в «Офицерах», остался только тактический режим (не назовешь же стратегической карту-планшетку, где указаны цели миссии и ничего более), осталась только одна компания, естественно, за Союзников. И… никакого «симулятора командира»– обвел войска «мышью», и «кликай» себе, посылай солдат вперед, в бой. Кажется, это опять Омаха, сэр?
Прошедший год был богат на хорошие стратегии связанные со Второй мировой войной. Это и «Втылу врага 2», и «>Company of Heroes» и «>Rush for Berlin», каждая со своими особенностями, со своими достоинствами, со своею направленностью. Но все вместе они подняли планку «качественной стратегии» на очень высокий уровень. Чтобы наравне конкурировать с ними, разработчикам новых игр надо приложить немалые усилия. Ну а что же, спросите вы, «>GFI UA» и их «Офицеры», появившиеся последними в этом героическом ряду?

ВСЕ НОВОЕ — ЭТО ТАК И НЕ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
То, что получилось – довольно заурядная стратегия в реальном времени на избитую тему, запоздавшая с релизом года на два. Если бы я хотел выразить всю сущность игры в нескольких словах, я бы сказал: «Все тот же «Блитцкриг»! И дело тут не в буквальном клонировании, нет. Все дело в общем духе игры, в ее общих правилах, практически не изменившихся для сюжетов подобного сорта со времен «Противостояния». Конечно, есть свои особенности, но их количество и качество не компенсирует набившую оскомину «тактику» – два танка лучше, чем один, пехота в окопе лучше защищена, чем в открытом поле, пушку можно захватить, а броневик можно починить. Согласитесь, мы уже видели и разнородно вооруженное пехотное отделение в десяток человек, «реалистичную систему повреждения бронетехники» (вот избитая фраза, которой любят блеснуть рекламщики, не задумываясь над ее смыслом). Мы видели и поддержку с воздуха, и вызываемый артобстрел. Не вызывает удивления захват и удержание стратегических точек, дающее определенны плюсы к снабжению войск и ведущее, в конечном счете, к победе. Знакомо накопление отрядами опыта, увеличивающего их характеристики, лимитирование боеприпасов и т. д. и т. д. Интерактивность окружения (воронки, падающие от взрывов деревья, разрушающиеся строения) уже давно является стандартом для подобных игр. Все это, в разной степени качества и в разном количестве присутствует и в «Офицерах». Чем еще можно попытаться завлечь потенциального покупателя? Чем еще раскрасить продукт?
ОФИЦЕРСКАЯ ДОЛЯ
Одним из цветов рекламной радуги шла масштабность игры. Да, тут не обманули – масштабность есть, и еще какая! Чуть ли не 25 квадратных километров площади на каждой боевой карте. Согласитесь – не мало. Участок непосредственного столкновения «наших» и «не наших» относительно всей карты очень мал, и таких очагов на карте чаще всего несколько. Отбиваем атаку в одном месте, сами атакуем в другом, продвигаемся по карте, выполняя стратегические и попутные задания. При таком уровне масштаба, наличие всего шести карт-миссий в единственной кампании совершенно не кажется недостаточным. Кстати, мультиплеера или войны в режиме отдельных карт в игре нет, только одна кампания. Соответствует масштабу карты и дальнобойность оружия. Танки или пехота не сближаются для перестрелки на расстояние вытянутой руки (чем грешат многие аналогичные стратегии). На экране может и «не уместится» одновременно и стреляющая пушка и цель, по которой она ведет огонь. Но масштабность происходящего, призванная внести в игру реализм, сыграла в то же время злую шутку – охватить взглядом поле боя можно только «с высоты птичьего полета». Но при этом различить, где солдаты, где техника, где свои, где чужие – практически невозможно. Помочь разобраться призваны символические иконки, «висящие» над отрядами. Вот видна «каска» – значит, пехотный отряд, вот – «бронелист» (эдакий прямоугольник с заклепками по краям) – значит техника. Над этой картинкой прилеплена еще одна – «прицел», «бинокль», «гранатомет» — указывающая на тип отряда – стрелковый, разведывательный, противотанковый… Светятся эти иконки постоянно, независимо от воли игрока, причем относительный размер этих иконок огромен. Только их и можно увидеть «с высоты». Да еще трассирующие пули и взрывы. Остальное намертво сливается с ландшафтом. Вид этих «касок» и «бронелистов», ползающих по полю боя туда – сюда действует просто угнетающе. А если попытаться разглядеть что там, внизу, творится, придется довольно долго маневрировать «мышью» и «стрелками» клавиатуры, прежде чем найти удовлетворительный ракурс. Солдат и технику рассмотреть будет можно – а вот поле боя – нет. Причем, при максимальном приближении, ясно видно не ахти какое высокое качество графики. Сказать, что она устарела — язык не поворачивается, но такое определенное ощущение возникает. При максимальном приближении камеры одинаково хорошо видны детали юнитов и дефекты трехмерного ландшафта, а при максимальном удалении ни одной детали разобрать невозможно (кроме гигантских иконок и пиктограмм). С самого же выигрышного ракурса управлять игрой очень неудобно. Следует отметить и аляповатую панель управления, к тому же расположенную совершенно нерационально. Зато в «Офицерах» существует такой редкий для подобных игр элемент, как смена дня и ночи, постоянное изменение погоды и связанное с этим изменение боеспособности войск. Ночью или в пасмурную погоду радиус обзора войск существенно снижается и дистанция, на которой ведется перестрелка, сокращается. Декларируемая «реалистичная система повреждения бронетехники» сводится к традиционному «лайфбару», который под огнем постепенно сокращается, а при лечении или ремонте восстанавливается. При повреждении танка можно отремонтировать как перебитую гусеницу, так и разбитый двигатель. В этом весь реализм. Ну и, конечно, из винтовки танк не подобьешь. Это верно. Не знаю, отнести ли это к особенностям, к достоинствам или к недостаткам игры, но в ней напрочь отсутствуют такие традиционные элементы, как обучающий режим и различные уровни сложности игры.Подведем черту. Картина довольно печальная. «Офицеров» не спасает ни масштабность карты, ни другие положительные моменты. Несмотря на постоянную стрельбу и взрывы, атаки и высадки десанта, проходить кампанию довольно скучно, а если говорить точнее – уныло. Неудобство управления и регулировки камеры, разляпистые иконки и подсвечивающиеся пиктограммки, иные, казалось бы, мелочи складываются в общее неприятие игры, сводя на нет имеющиеся достоинства.*
ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ
Свежеиспеченный офицер, подавив зевок, отбил очередную атаку противника и выключил свой компьютер. Он честно пытался пройти полностью хотя бы одну миссию, одну карту. Но унылость той совокупности особенностей игры, что принято называть геймплеем, приводила его в отчаяние. Да в конце-то концов! Зачем себя мучить? Ведь есть игры и получше этой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: