Есть ли жизнь на поле боя?
Наши возможности по вызову подкреплений еще очень велики! |
Наверняка разработчики долго ломали голову над тем, как сделать так, чтобы игра отличалась от всех прочих и одновременно была реалистичной. Главным отличием стало то, что здесь «все как в жизни». Есть три ресурса — топливо, продовольствие и боеприпасы, — которые ваши войска могут использовать. Территория поделена на куски, и центром каждого служит какой-либо важный объект. Последний, будь то завод или аэродром, по совместительству становится складом. Вот с этого склада окружающие, находясь на подчиненной «хранилищу» территории, и берут припасы. Между складами можно беспрепятственно перемещать имущество, наполняя пустеющие. В этих опорных пунктах также можно вызвать подкрепление.
Но что же делать на вражьей территории, которая нам не подконтрольна? Все очень просто — как можно быстрее захватывать неприятельский склад, благо вместе с ним к нам перейдет не только новая точка снабжения, но и некоторое количество полезных во всех отношениях ресурсов. Если тянуть время, планомерно изничтожая противника, то наши солдаты оголодают, а танки расстреляют все боеприпасы. И придется либо погибнуть, либо возвращаться домой несолоно хлебавши.
Однако не все так просто. Кроме огромных пространств со складами в центре есть куча дополнительных опорных пунктов, в которых хоронятся бойцы противника, так или иначе осложняющие нам жизнь. В целом, можно наплевать на эти деревушки или засады, но за них обычно полагаются небольшие подкрепления (а правильному командиру много и не надо — достаточно всего пары танков или нескольких отрядов пехоты, чтобы значительно усилить свою линию обороны). Посему зачищать их стоит, благо о некоторых нас своевременно извещают в форме заранее запланированных заданий.
Очередной склад переходит из рук в руки… |
Исходя из выше сказанного мы получаем следующую картину: есть территория, разграниченная на области. Мы должны захватывать контроль над этими областями, обеспечивая себя ресурсами. После завершения этой миссии следует зачищать местность на подконтрольной территории, уничтожая противника, и тем самым пополнять свои войска, потрепанные во время штурма центра. Как видите, основная стратегия проста как правда. При этом вполне успешно решается проблема, которая на первый взгляд кажется неодолимой: небольшое количество времени на прохождение миссии. Ибо тот, кто слишком тянет время, будет сожран собственной оголодавшей пехотой. Вперед, только вперед!
Итак, проблема отличия была решена с блеском, но на этом разработчики не остановились. Знатокам жанра хорошо известна система повреждений техники, которая была в Company of Heroes. Танк с напрочь разрушенным двигателем там просто продолжал ползти со скоростью смертельно раненной черепахи. Здесь же все по-другому. У танка есть ходовая часть, двигатель, бензобак, экипаж и башня. И все они могут быть повреждены или уничтожены. Ходовая часть отличается от двигателя тем, что первую могут починить даже непрофессионалы — например, пехота. Хотя в обоих случаях танк стоит на месте и никуда не торопится. Бензобак радостно полыхает, что, если быстро не починить пострадавшую машину, станет причиной ее взрыва. Экипаж можно выбить только у легкой техники; танки же превращаются в кучу металлолома вместе с ним. Наконец, башни есть не у всех видов техники; зато, повредив их, вы усложните жизнь танку, заставив его разворачиваться к цели всем корпусом. Разумеется, все это чинится, следует только подогнать к месту происшествия ремонтников.
Это интересно:
экипаж может и просто контузить. Тогда он выживет, но некоторое время танк будет совершенно беспомощен и не сможет ни стрелять, ни двигаться.
Вся королевская рать
Что же можно рассказать о основной движущей силе войны — солдатах, танках, артиллерии и прочих вспомогательных войсках? Естественно, наши солдаты уже давно не просто расходный материал, а воины, с течением времени набирающиеся опыта, в силу чего они лучше прячутся, укрываются, стреляют и лечатся или чинятся. Впрочем, добиваться высоких уровней от пехоты было бы странно — гибнет она пачками. Особенно если поблизости и не пахнет санитарной машиной. Есть также обычный и агрессивный режимы поведения. В последнем ваши озверевшие войска будут обстреливать всех, кто попадется им на глаза, до самой смерти (а там уж кому как повезет).
Рассматривать свои войска при максимальном приближении здесь не принято. |
Имеется еще ряд действий. Пехота умеет минировать и убирать мины, чинить технику (обычная пехота — ограниченно), погружаться и выгружаться из машины, прятаться в подготовленных укреплениях. Заметьте — самостоятельно пехота окопов не роет. Техника умеет окапываться и, что она делает особенно успешно, обстреливать выбранный район. Обратите внимание, что для всех видов войск есть два радиуса — радиус видимости и радиус стрельбы. У большинства первый радиус значительно уступает второму. Но если использовать специальные войска разведывательной направленности, эта проблема будет успешно решена.
Еще одна особенность «Офицеров» состоит в оригинальной системе вызова подкреплений. Во-первых, здесь есть «круг» вызова подмоги из семи позиций. Для пяти из них — налета бомбардировщиков, вызова истребителей, артиллерийского обстрела, десанта и вызова самолета-разведчика — есть числовые показатели. То, чему они равны в начале миссии, не абсолютно — далее за особые заслуги вы можете получить в свое распоряжение еще некоторое количество каких-нибудь видов помощи. Толк, впрочем, есть далеко не от всех. Так, бомбардировщики могут быть сбиты, а истребители вообще занимаются непонятно чем. Артиллерийский налет относительно полезен, но и он не гарантирует, что именно нужная вам точка станет центром попадания. Разведчики неплохо помогают в деле обстрела вражеских позиций, если у противника нет зенитной артиллерии. А вот десант всегда кстати.
Для двух позиций — вызова пехоты и танков — конкретных цифр нет. Дело в том, что для каждого из этих видов мы имеем по восемь ячеек, которые можем заполнить отдельными подразделениями. Для пехоты это отделение пехоты, для техники — одна единица техники. Так, например, у нас есть 8 «Стюартов», 4 «Шермана», 2 зенитки, 2 гаубицы, 1 санитарная машина. Мы можем вызвать восемь легких танков либо «Шерманы» и артиллерию, а можем и скомбинировать все имеющиеся войска. Вызывать надо только то, что необходимо в текущий промежуток времени и немножко на перспективу. Просто так вызывать помощь ни в коем случае не стоит — следующее подкрепление можно будет получить только через некоторый промежуток времени. Пополнение списка войск вреди подкреплений идет постоянно, почти за каждый мелкий опорный пункт. А уж за «столицы» областей дополнительные войска подкинут обязательно.
Теперь имеет смысл поговорить о непосредственных героях войны и их возможностях.
Пехота
Начинается пехота с обычных стрелков. В свое время «Блицкриг 2» установил некоторую планку правдоподобия — бойцы в отряде стали вооружаться не однотипными винтовками, а набором из автоматов, винтовок и ручных пулеметов. Не могу сказать, что разница между бойцами резко бросалась в глаза, но радовал сам факт разнообразия. Здесь же пошли еще дальше, наделив пехоту не только винтовками, автоматами и пулеметами, но и ручными гранатометами. В итоге засевшее в окопах отделение пехоты страшно не только своим прямым противникам в лице вражеской пехоты, но и танкам, если таковым придет глупая идея повернуться к пехотинцам боком. Кстати, при атаках вражеских танков это происходит сплошь и рядом. Кроме того, любая пехота замечательно умеет занимать брошенную технику — например, если кто-то вышиб экипаж танка или расчет пушки.
Стратегическая точка на горизонте — будет, где подкормить голодающих воинов. |
Десантники от простой пехоты отличаются тем, что их можно вызвать только в виде отдельного подкрепления и сразу несколько отрядов — регулировать их количество не удастся. Есть отличия и в вооружении: винтовки бравым десантникам не к лицу, они перешли на короткие и удобные автоматы. Десантники обычно отлично решают вопросы со всевозможными артиллерийскими батареями без пехотного прикрытия, высаживаясь прямо на головы противнику и без труда уничтожая расчеты. Бросать их в самоубийственные атаки совершенно ни к чему.
Еще одна разновидность пехоты — противотанковые подразделения. От обычной пехоты они отличаются повышенным числом гранатометов (три штуки), но при этом у борцов с танками полностью отсутствуют пулеметы. Хотя гранатометчики активно применяют свое оружие и против пехоты.
Следующими по списку идут разведчики. Это пятеро отважных бойцов, которые видят дальше всех в игре. Вооружены они винтовками и при пассивном поведении вражеской пехоты учиняют ей изрядный вред. Если противник будет нервно реагировать на выстрелы наших дальнозорких бойцов, охлаждению пыла должны поспособствовать прочие войска, которые окопаются за спинами разведчиков и при необходимости поддержат их огнем. Чрезвычайно полезные бойцы, которых надо всячески беречь.
Замыкают список пехотинцев ремонтники. Это небольшой отряд, который может, конечно, и пострелять, но лучше ему заниматься прямыми обязанностями, а именно — чинить технику. Ибо только они могут справиться с рядом серьезных неисправностей.
Пулеметчиков в игре вызвать невозможно, они уже окопались на заданных позициях. Но это не слишком большая угроза. В то время как хорошо укрепленный пулемет обычно творит чудеса, здесь он легко уничтожается одним попаданием из противотанкового гранатомета. О минометах можно сразу же забыть — здесь их просто нет.
Техника
Парад техники мы откроем все же не танками, а таким простеньким механизмом, как санитарная машина. Расположение ее на некотором удалении от ваших пехотинцев существенно повышает выживаемость последних в боях за счет постепенного выздоровления. А от здоровых бойцов пользы куда как больше.
Не менее полезны разведывательные машины. К ним относятся и джипы, и бронетранспортеры. Это быстроходные агрегаты, у которых дальность зрения куда больше дальности стрельбы. И этим надо пользоваться, определяя пределы обороны противника. Разумеется, в своем классе эти машины совсем не равнозначны. Чем слабее вооружен ваш разведчик, тем дальше он видит. Но этого дальнозоркого бойца легче уничтожить. В то же время некоторые относительно неплохо бронированные агрегаты, вроде немецкого SdKfz 222, причиняют значительные неудобства, когда начинают лихо ломиться вперед. Дело в том, что попасть в них на полной скорости довольно сложно (хотя один серьезный снаряд напрочь вышибает дух из этой жестянки), а уже пара их переключает на себя все внимание обороняющихся, позволяя следующей за ними пехоте подобраться поближе. Да и сами они вполне способны повредить даже вражеским танкам. Конечно же, с такими шутниками надо расправляться как можно быстрее, задействовав для этого все наличные силы.
Подходи, вражья пехота, получишь очередь из зенитки! |
Танки — это прежде всего мобильные крепости, на которые отвлекается огонь противника без особого ущерба для самих танков. Главное при этом то, что танки должны маневрировать. Стоящий на месте танк — удобная неподвижная мишень; его успешно расстреляют вражеские гранатометчики. Как правило, они эффективны при использовании «скопом». Тогда они слаженными залпами поражают вражескую технику, отправляя ее на свалку. Стоит отметить тот момент, что в «Офицерах» не слишком увлекаются делением танков по классам. И только настоящие знатоки смогут быстро сообразить, что яростно атаковать «Пантеру» несколькими «Стюартами» в первую очередь опасно для жизни легких танков. Окопанный танк живет на порядок больше. Особенно если он не один и его есть кому поддержать. К группе танков вполне можно отнести и противотанковые самоходные артиллерийские установки. По крайней мере, каких-то значительных отличий у них я не заметил.
Поскольку на поле боя присутствуют самолеты — пусть управлять ими совершенно невозможно, — то здесь же имеются и зенитки. Правда, немцы почему-то оказались обделены знаменитыми «Вильбервиндами» и прочими вариантами мобильной техники. Но хотя бы оставили наземные легкие и тяжелые зенитки. И те, и другие — весьма вредные штуки, потому что легкие умудряются расправляться даже с «Шерманами», что уж говорить о тяжелых 88-мм орудиях! Кроме того, легкие зенитки активно расправляются с пехотой. И единственный способ уничтожить их — атака несколькими танками. Впрочем, если зениток несколько, то лучше сразу перейти к огню дальнобойной артиллерии. Американцев решили не обижать и наделили их мобильными зенитками. Поодиночке они ничего не смогут сделать против обнаглевших самолетов. Но три-четыре зенитки спускают вражеских летчиков на землю с завидной регулярностью. Кроме того, зенитки в силу своей скорострельности — первейшее средство против вражеской пехоты. Целые толпы полягут на пути к вашим позициям, пытаясь прорваться через огонь зениток, особенно если прикрыть их пехотой и обеспечить разведчиками дальнее зрение. Кстати, вражеские танки они разламывают не хуже стационарных зениток. А уж броневики от них мрут как мухи.
Высадка десанта противника прошла успешно — у нас проблемы. |
Артиллерия начинается с противотанковых пушек. Сразу отмечу, что положены они только обороняющимся и вызвать их самому не получится, разве что захватить в качестве трофея. Но трофей этот очень полезен, и его рекомендуется тут же починить, ибо пушки намного скорострельнее танков, а уничтожить их непросто. Если вдруг вам повезло заполучить в свое распоряжение такие штуки, то укреплять ими свои оборонительные позиции — очень удачное решение.
Дальнобойная артиллерия представлена американскими гаубицей (Howitzer) и пушкой (Cannon). Не очень понятно, что же разработчики хотели этими машинами смерти сказать, потому что в игре они отличаются от описания в руководстве, как небо от земли. Ситуация с ними обстоит так. Обе пушки приезжают на буксире грузовика и крайне долго от него отцепляются, причем грузовик после свершения этого действия пропадает (и это баг). Стреляют они только прямой наводкой. Да-да, если видят цель, стреляют, не видят — не стреляют. Исключение составляют дома, по которым наши фигуранты могут стрелять и без прямой видимости. Отличие же между ними в следующем: пушка стреляет по настильной траектории и, как правило, в лоб какой-нибудь технике, а гаубица — по навесной, чем этим сильно вредит пехоте противника. Кстати, дальнобойной эту артиллерию можно назвать условно, стреляет она весьма недалеко.
Это интересно:
кое-что полезное в пушках есть — они умеют самостоятельно вести огонь, в отличие от аналогов из других игр. Впрочем, ведут они его, только когда видят противника, так что тут все логично.
По-настоящему далеко бьют всевозможные реактивные минометы. Конечно, «Катюши» известны нам куда лучше, однако здесь хватает и самоходных реактивных минометов и менее сложных вещей, вроде Nebelwerfer. Им, как и артиллеристам, нужна прямая видимость точки попадания. Единственный, кто выбивается из этой компании, — американская «Каллиопа», которая стреляет даже подальше, чем штатные гаубицы. Самоходки отличаются от прочей артиллерии только тем, что перемещаются очень шустро. А со стрельбами — все те же проблемы.
АТЫ-БАТЫ, ШЛИ КОМБАТЫ
Скажу откровенно, что выхода этой стратегии я не ждал, за разработкой не следил. Узнал о ее существовании уже после выхода в свет. Но история ее создания, с которой я ознакомился постфактум, довольно занимательна. Изначально, игра «Комбат» (таково ее первое, рабочее наименование) задумывалась как некий «симулятор командира», с развитым тактическим и стратегическим режимами, с тремя компаниями – за СССР, Союзников и Германию; игроку предстояло управлять не одиночными солдатами, а целыми отрядами и соединениями, обеспечивать взаимодействие разных родов войск, заниматься их снабжением и планированием операций… Но за три прошедших года концепция игры была существенно изменена. Вернее, от нее мало что осталось, сменилось и название. В итоге, в «Офицерах», остался только тактический режим (не назовешь же стратегической карту-планшетку, где указаны цели миссии и ничего более), осталась только одна компания, естественно, за Союзников. И… никакого «симулятора командира»– обвел войска «мышью», и «кликай» себе, посылай солдат вперед, в бой. Кажется, это опять Омаха, сэр?
Прошедший год был богат на хорошие стратегии связанные со Второй мировой войной. Это и «Втылу врага 2», и «>Company of Heroes» и «>Rush for Berlin», каждая со своими особенностями, со своими достоинствами, со своею направленностью. Но все вместе они подняли планку «качественной стратегии» на очень высокий уровень. Чтобы наравне конкурировать с ними, разработчикам новых игр надо приложить немалые усилия. Ну а что же, спросите вы, «>GFI UA» и их «Офицеры», появившиеся последними в этом героическом ряду?
ВСЕ НОВОЕ — ЭТО ТАК И НЕ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
То, что получилось – довольно заурядная стратегия в реальном времени на избитую тему, запоздавшая с релизом года на два. Если бы я хотел выразить всю сущность игры в нескольких словах, я бы сказал: «Все тот же «Блитцкриг»! И дело тут не в буквальном клонировании, нет. Все дело в общем духе игры, в ее общих правилах, практически не изменившихся для сюжетов подобного сорта со времен «Противостояния». Конечно, есть свои особенности, но их количество и качество не компенсирует набившую оскомину «тактику» – два танка лучше, чем один, пехота в окопе лучше защищена, чем в открытом поле, пушку можно захватить, а броневик можно починить. Согласитесь, мы уже видели и разнородно вооруженное пехотное отделение в десяток человек, «реалистичную систему повреждения бронетехники» (вот избитая фраза, которой любят блеснуть рекламщики, не задумываясь над ее смыслом). Мы видели и поддержку с воздуха, и вызываемый артобстрел. Не вызывает удивления захват и удержание стратегических точек, дающее определенны плюсы к снабжению войск и ведущее, в конечном счете, к победе. Знакомо накопление отрядами опыта, увеличивающего их характеристики, лимитирование боеприпасов и т. д. и т. д. Интерактивность окружения (воронки, падающие от взрывов деревья, разрушающиеся строения) уже давно является стандартом для подобных игр. Все это, в разной степени качества и в разном количестве присутствует и в «Офицерах». Чем еще можно попытаться завлечь потенциального покупателя? Чем еще раскрасить продукт?
ОФИЦЕРСКАЯ ДОЛЯ
Одним из цветов рекламной радуги шла масштабность игры. Да, тут не обманули – масштабность есть, и еще какая! Чуть ли не 25 квадратных километров площади на каждой боевой карте. Согласитесь – не мало. Участок непосредственного столкновения «наших» и «не наших» относительно всей карты очень мал, и таких очагов на карте чаще всего несколько. Отбиваем атаку в одном месте, сами атакуем в другом, продвигаемся по карте, выполняя стратегические и попутные задания. При таком уровне масштаба, наличие всего шести карт-миссий в единственной кампании совершенно не кажется недостаточным. Кстати, мультиплеера или войны в режиме отдельных карт в игре нет, только одна кампания. Соответствует масштабу карты и дальнобойность оружия. Танки или пехота не сближаются для перестрелки на расстояние вытянутой руки (чем грешат многие аналогичные стратегии). На экране может и «не уместится» одновременно и стреляющая пушка и цель, по которой она ведет огонь. Но масштабность происходящего, призванная внести в игру реализм, сыграла в то же время злую шутку – охватить взглядом поле боя можно только «с высоты птичьего полета». Но при этом различить, где солдаты, где техника, где свои, где чужие – практически невозможно. Помочь разобраться призваны символические иконки, «висящие» над отрядами. Вот видна «каска» – значит, пехотный отряд, вот – «бронелист» (эдакий прямоугольник с заклепками по краям) – значит техника. Над этой картинкой прилеплена еще одна – «прицел», «бинокль», «гранатомет» — указывающая на тип отряда – стрелковый, разведывательный, противотанковый… Светятся эти иконки постоянно, независимо от воли игрока, причем относительный размер этих иконок огромен. Только их и можно увидеть «с высоты». Да еще трассирующие пули и взрывы. Остальное намертво сливается с ландшафтом. Вид этих «касок» и «бронелистов», ползающих по полю боя туда – сюда действует просто угнетающе. А если попытаться разглядеть что там, внизу, творится, придется довольно долго маневрировать «мышью» и «стрелками» клавиатуры, прежде чем найти удовлетворительный ракурс. Солдат и технику рассмотреть будет можно – а вот поле боя – нет. Причем, при максимальном приближении, ясно видно не ахти какое высокое качество графики. Сказать, что она устарела — язык не поворачивается, но такое определенное ощущение возникает. При максимальном приближении камеры одинаково хорошо видны детали юнитов и дефекты трехмерного ландшафта, а при максимальном удалении ни одной детали разобрать невозможно (кроме гигантских иконок и пиктограмм). С самого же выигрышного ракурса управлять игрой очень неудобно. Следует отметить и аляповатую панель управления, к тому же расположенную совершенно нерационально. Зато в «Офицерах» существует такой редкий для подобных игр элемент, как смена дня и ночи, постоянное изменение погоды и связанное с этим изменение боеспособности войск. Ночью или в пасмурную погоду радиус обзора войск существенно снижается и дистанция, на которой ведется перестрелка, сокращается. Декларируемая «реалистичная система повреждения бронетехники» сводится к традиционному «лайфбару», который под огнем постепенно сокращается, а при лечении или ремонте восстанавливается. При повреждении танка можно отремонтировать как перебитую гусеницу, так и разбитый двигатель. В этом весь реализм. Ну и, конечно, из винтовки танк не подобьешь. Это верно. Не знаю, отнести ли это к особенностям, к достоинствам или к недостаткам игры, но в ней напрочь отсутствуют такие традиционные элементы, как обучающий режим и различные уровни сложности игры.Подведем черту. Картина довольно печальная. «Офицеров» не спасает ни масштабность карты, ни другие положительные моменты. Несмотря на постоянную стрельбу и взрывы, атаки и высадки десанта, проходить кампанию довольно скучно, а если говорить точнее – уныло. Неудобство управления и регулировки камеры, разляпистые иконки и подсвечивающиеся пиктограммки, иные, казалось бы, мелочи складываются в общее неприятие игры, сводя на нет имеющиеся достоинства.*
ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ
Свежеиспеченный офицер, подавив зевок, отбил очередную атаку противника и выключил свой компьютер. Он честно пытался пройти полностью хотя бы одну миссию, одну карту. Но унылость той совокупности особенностей игры, что принято называть геймплеем, приводила его в отчаяние. Да в конце-то концов! Зачем себя мучить? Ведь есть игры и получше этой.