Rain World: обзор
Игра Rain World, на первый взгляд, кажется типичной игрой в сеттинге пост-апокалипсиса. Дикая растительность произростает из таинственных строений, остовы небоскребов достают до самого серого неба, жить в таком мире трудно и небезопасно. Главный герой Rain World — некое существо (кот, который имеет способности слизняка). Вы не добываете древесину, чтобы построить убежище, не встречаетесь с воинственными группировками выживших и не веселитесь, поднимая в качестве трофея хорошую пару штанов. Вы просто выживаете. И сделать это трудно. Эта игра — платформер с элементами выживания. Но эти определения не в полной мере подходят для странного Rain World. В игре присутствуют отчетливые следы других игр, такие как система костров из оригинальных Dark Souls, импровизированные враги из Alien: Isolation, но Rain World все равно выделяется из ряда как одна из самых отчуждающих и трудных в освоении игр. По-крайней мере, среди игр последних нескольких лет.
Rain World: там на неведомых дорожках…
Rain World: выживаем в постапокалиптическом городе
Итак, вы — вышеупомянутое существо, похожее на кота, покинувший свою семью и погрузившееся в городские руины, изобилующие беспорядочными, свободно перемещающимися чудовищами, которые хотят вас съесть. Ваш персонаж — одно из последних звеньев пищевой цепи, однако не самое последнее. Вам нужно есть летучих мышей, чтобы выжить в процессе зимовки. Переходить в режим сна можно только в специальных камерах, и для их использования необходимо иметь, по крайней мере, четыре единицы продуктов. Камеры для сна встречаются не часто, несколько для каждого сезона. Правила игры очень просты — переход ко сну без смерти и вы двигаетесь на одно звено цепочки вверх. Умираете — падаете на одно звено вниз. Этот процесс довольно мучительный, но мы пока не будем говорить почему. Главная причина того, что спать можно только в камерах для сна — их водонепроницаемость. Попадание под дождь в этой игре значит одно — Смерть. Каждая жизнь, или цикл сна, лимитирована: если вы за небольшой промежуток времени не найдете камеру для сна, (для использования которой вам надо быть хорошо накормленым), то Вам конец. Особенности игры — ее реиграбельность. Причем дело не в количестве концовок, а в количестве смертей.
Rain World: …следы невиданных зверей
Есть еще много подробностей, о которых можно вам рассказать, но уже и так сказано достаточно. Игра вам подскажет только как есть и где спать, все остальное вы должны изучить сами, однако у вас только есть руководящая рука загадочного желтого призрака, которого вы, скорее всего, попытаетесь убить и съесть на ранней стадии, так как игра воздерживается от того, чтобы сообщать вам, что призрак на самом деле желает вам помочь.
⇡#И хищник, и жертва
Игра начинается с очень бережно и мило нарисованной акварельной заставки, где мы знакомимся с нашим альтер эго — белым, с маленькими круглыми ушками, черными точками-глазами и полоской рта. Это slugcat, слизнекот. Хотя он с тем же успехом мог бы быть слизнемышью. Или слизнепсом. В том, что это частично моллюск, я уверен, а вот что касается принадлежности к миру кошачьих… Что же, это действительно беспроигрышный ход — коты продают.
Зачем снятся сны?
Как бы то ни было, это слизнекот. Более того — слизнекотенок. Он умеет бегать, ползать, прыгать, чуть-чуть карабкаться, собирать предметы и кидаться ими. А еще он умеет собирать еду и есть ее. Даже так — он должен это делать. Но, к сожалению, слизнекот находится не на вершине пищевой цепочки — этот момент, собственно, и формирует игровой процесс Rain World.
Мы можем убивать, но у нас есть выбор, насколько далеко мы можем зайти в этом деле. Но мы можем быть и убиты — и здесь у нас уже нет никакого выбора.
В процессе очень хочется ускорить эволюцию, обрести какие-то новые качества — научиться выше прыгать, лучше давать сдачи или хотя бы не умирать сразу. Как милый собрат слизнекота из Ori and the Blind Forest, к примеру. Но нет, в Rain World мы проживаем ровно одну жизнь: слабого, не очень ловкого, но способного на хитрости существа. Которому эти хитрости, по сути, не помогают.
Rain World: прохождение
Итак, первые часы игры в Rain World будут испытывать ваше терпение: управление персонажем сложно, это ужасно сказывается на прыжках. Если вам покажется, что это игра дразнится и старается причинить вам неудобства — будьте уверены, так и есть.
Ты — низшее существо, пугало. Ты — ничто. Ты уже должен быть мертв. И, тем не менее, есть небольшие нюансы, которые нужно учитывать. Например то, что персонаж постоянно сползает в расщелину ниже или выше вашего места положения. Это особенно бесит, когда рядом есть злые противники, желающие вас съесть. Да, это мило, что вы играете забавным персонажем, полукошкой — полуслизняком, но на этом и заканчиваются прелести Rain World. Мир — удручающая, 16-битная пустыня, и в то время, как прекрасное, обветшалое величие заставляет почувствовать знакомую атмосферу, однако ничто не заставит вас чувствовать себя хорошо. Вы, скорее всего, почувствуете что не выживете в мире игры. Автор статьи дважды бросал игру, мысля о том, что не справится с игровым миром.
И все же, несмотря на то, что в течение первых пяти, или около того, часов, вы будете ненавидеть Rain World, как только вы выучите базовую модель выживания, и как только станут очевидны истинные последствия смерти, вы начнете ненавидеть ее по-настоящему. Это огромная игра, требующая от своего игрока сверхъестественного запаса терпения. Но интрига не покинет вас до самого финала. Rain World — трудная в освоении игра. У вашего персонажа есть набор фишек и движений, которым можно научиться, однако узнать о них можно только методом проб и ошибок. За это время ваши враги не один десяток раз попробуют вас атаковать, убить и съесть. Ах да. Еще смертельный дождь, о котором тоже нужно позаботится. Иногда в Rain World вы просто должны умереть. Некоторые игроки научатся избегать верной смерти, но для большинства из нас поведение игры будет порой несправедливым. “Вы — просто пугало, низшая ступень эволюции в пост-апе. Вам стоит начать доказывать то, что вы не настолько ничтожны”. Ну, игра просто часто ведет себя по-свински. И в этом суть мира Rain World: отказ часто усложняет ситуацию, и если вы ищете оправдание, типа «это все должно сработать рано или поздно», при очередной неудаче, то… Спешу вас расстроить и надеюсь, что у вас крепкие нервы и есть неплохой запас терпения. Rain World требует таланта к импровизации, хитрости и способности быстро запоминать много информации. Первые часы, кроме того, облагаются неплохим налогом на эти самые терпение и нервы. Да и после двадцати — тридцати часов игры она всеравно продолжит вас дико бесить. Игра не позволяет вам расслабиться. Это не игра-развлечение, призванная отвлечь вас от рутинных дел.
Около шести лет понадобилось независимой студии Videocult для создания Rain World
— нового, так называемого survival-платформера, релиз которого в конце марта осчастливил игроков с домашней консоли PlayStation 4 и персональных компьютеров. Надо отметить, что дела у разработчиков шли довольно хорошо на протяжении всего срока создания игры: отметка бюджета на Kickstarter превзошла все ожидания, а публика чуть ли не с трепетом в сердце ожидала скорейшего релиза проекта. Но что же получилось слепить из Rain World в итоге? Давайте посмотрим. Знакомьтесь, Слизнекот. Именно так зовут главного героя Rain World. Маленький зверёк, напоминающий белого котёнка с большущим хвостом вместо задних лап — именно с этой зверушкой вам, на протяжении нескольких ближайших часов (а можно сказать и жизней) предстоит пройди огонь, воду, и медные трубы, в буквальном смысле. Всё дело в том, что Слизнекотёнок отбился от своей стаи и потерялся. Потерялся в мире, где когда-то процветала цивилизация, не факт что, конечно, человеческая, но всё-таки её остатки походят больше на это. Сейчас тут не осталось ничего кроме опасностей, подстерегающих вас на каждом шагу, и маленьких уголков блаженства и спокойствия — специальных убежищ, в которых котику и предстоит укрываться от всех невзгод.
Я думаю, лишний раз упоминать слово «хардкор» тут даже не уместно. Ещё на этапе разработки было понятно, что в Rain World игроков ждёт вовсе не прогулка по парку. Тут у нас имеется некоторая формула типичной «метроидвании», с большим, условно-открытыми миром, таящим великое множество секретов, и живущим по своим собственным законам. Дело только в том, что для свободного исследования локаций нам, конечно же, нужно выполнить определённые условия, и вот они то и станут настоящим испытанием. В игре присутствует некая система кармы: поглотив определённое количество пищи, котик вынужден переночевать в убежище, дабы на карте открылся проход в следующую локацию. И всё бы ничего, если бы после гибели, которая тут наступает буквально от каждого чиха очередного монстра или аборигена на вас, у вас не пропадал бы весь прогресс, и всю карму приходилось бы восстанавливать с нуля.
Гринд, гринд и ещё раз, гринд! Причём мир волен по своему постоянно меняться, и за поисками очередных еденичек пропитания вам каждый раз придётся залезать всё дальше и дальше, а может быть и нет, как повезёт (но чаще всего да, как показала практика). И вот тут Rain World подходит под определение «палки о двух концах». С одной стороны тут интересный, красивый мир, выполненный в специфической ретро-стилистике. Его хочется исследовать и с ним хочется взаимодействовать и наблюдать за тем, как он взаимодествует сам с собой. Вся его депрессивность, тоска и серость по-своему притягивает, и порой не заметишь как проводишь в игре несколько часов подряд. Но с другой стороны неоправданно завышенная сложность и практическое отсутствие каких-либо подсказок да и вообще мотивации к чему-либо способны отбросить все положительные впечатления и заставить вас забыть о местной атмосфере, и сосредоточить ваше внимание на наращивании кармы. Возможно, разработчики таким образом хотели продемонстрировать безжалостный антураж Rain World, мол «вот ты маленький беспомощный зверёк остался совсем один в этой мрачной вселенной, выживай как хочешь». Если даже и так, то получилось у них это сделать чересчур настойчиво, настолько, что иногда даже невыносимо, а иногда и вовсе очень скучно. Так что перед приобретением «Мира Дождя» задумайтесь, действительно ли вы готовы пройти весь этот путь?
65
Rain World
могла бы стать «второй
Limbo
», таким маленьким шедевром и очередным доказательством того, что независимые разработчики умеют творить «редко, но метко». Но, к сожалению, игра утонула в крайне неоправданной сложности и набивающем оскомину гринде, словно её главный герой утонул в беспощадном ливне.
Обзор написан по цифровой версии дополнения для PlayStation 4 Pro, предоставленной редакции издателем.
Итоги
Несмотря на все трудности прохождения, декорации пустынных ландшафтов будет неплохим стимулом продолжать игровой опыт, возвращаться в мир Rain World вновь и вновь. Вы просто должны быть умны и хитры. Вы должны учиться, понимать что знаете мало и учиться усерднее. Вы должны вжиться в роль персонажа и научиться выживать в самом странном, жестоком, бескомпромиссном мире Rain World. Вы будете признавать, что вам может просто не повезти. Может не повезти раз двадцать подряд, однако вы поймете, что это не так уж и плохо. У вас будет шанс сделать выводы. И повторять попытки выжить снова и снова. Для тех, у кого есть время и терпение, игра Rain World станет незабываемым опытом!