Игровое кино
Игровое кино, по сути, это истории написанные людьми разной степени вменяемости, что гордо зовутся сценаристами, и проиллюстрированы горсткой уникумов, что могут в подробностях воспроизвести историю на экране.
Вариантов, как рассказывать художественно истории, сотни, и правила на этом ринге, по большей мере, отсутствуют – сотни режиссёров отклоняются от уже проторённой классиками дороги и прокладывают свои пути на Олимп кино. Собственно, так и изобретается что-то новое и неизведанное.
Из вариаций игрового кино – разнообразие жанров (начиная от классических – комедии, трагедии и драмы, и заканчивая новомодными киберпанками и нео-нуарами), стилистики и форм (короткий метр, полный метр, музыкальный клип, что по сути тоже короткий метр).
Инструментом игрового кино является описанная в определенном порядке, с определенно расставленными акцентами, история. Эта история рассказана людьми – сценаристами, режиссерами, операторами и актерами – каждый из которых стремится преподнести под нужным (запланированным, я бы даже сказала) углом. В этом, собственно, и заключается суть приставки “игровое”.
В художественном фильме все должно быть просчитано до деталей, но в то же время, если картина не на историческую тематику, то возможны допущения – иногда, для получения более драматического эффекта, можно пожертвовать реалистичностью.
Игровое кино, несомненно, сложное и комплексное создание – для его реализации необходима тщательная подготовка и понимание того, что в результате у тебя получится. Многостраничные сценарии должны пройти огонь, воду и медные трубы для того, чтобы в результате мы получили 2 часа увлекательной фантазии на тему жизни.
И я нисколечко не приуменьшаю важность и сложность документального кино – просто, по сути, методы производства и воздействия в игровом кино и документальном разные. И, стоит отметить, что они прекрасно сосуществуют и взаимно дополняют друг друга.
Игровое кино – это сложная иерархически выстроенная структура, что работает подобно пирамиде из бокалов на роскошном балу – сначала рождается идея, за ней сценарий, поиск людей (режиссёра, продюсера, оператора), подготовительный период (предпродакшн), чётко выстроенный и в то же время абсолютно хаотичный съёмочный процесс, постпродакшн и выход на экраны.
Триумф документа
С «Трубой» Манского вышла история, схожая с венецианской. В Сочи на последнем «Кинотавре» у многих вызвало нарекания само решение отборщиков включить ее в конкурс наравне с игровыми картинами — но в итоге фильм получил второй по значимости приз, за лучшую режиссуру. Голод по реальности люди испытывают во всем мире. Впрочем, по словам самого Манского, на рыночную ситуацию этот факт повлиять не в состоянии.
«Документальное кино не может и не должно побеждать игровое в прокате. Массовое, жанровое кино никто не отменял. Другое дело, что нарушен баланс: 99,9% принадлежат развлекательному контенту и лишь одна сотая процента приходится на значимые фильмы, в которые входят и документальные, — отмечает Манский. — Я совершенно не считаю, что у документального кино должна быть какая-то фора перед серьезным игровым, тем более что серьезные фильмы все чаще эксплуатируют приемы неигрового кино. А почему нет? У искусства нет никаких ограничений, правил, догматов, а зрителю все равно, как это называется. Так что документальная манера — это прием, как у братьев Дарденн».
Вспоминается и еще один важный фильм сезона: «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, одержавшая победу на последнем Каннском фестивале. Это игровой фильм, но производимое им колоссальное впечатление объясняется как раз тем, насколько глубоко режиссер проник в реальность. Соединяя профессиональных актеров с непрофессиональными, он достигает эффекта полного погружения в повседневность, и эротические сцены кажутся подсмотренными без ведома героев фильма, а сцены застолья или прогулок — полностью сымпровизированными (на самом деле, и те и другие тщательно прописаны в сценарии). В результате фильм о лесбийской любви получает «Золотую пальмовую ветвь» одновременно с легализацией однополых браков и демонстрациями против нее в той же Франции: реальность полностью совпадает с художественным вымыслом.
Такие случаи в последнее время происходят в кино все чаще: до сих пор на слуху «Класс» Лорана Канте, также получивший высший каннский приз, в котором роли школьного учителя и его учеников играли подлинный учитель и настоящие школьники. А самые значительные режиссеры современности органично совмещают игровые фильмы с неигровыми — примерами могут служить Цзя Чжанке и Сергей Лозница, Филип Гренинг и Ульрих Зайдль.
Несмотря на это, слом сознания происходит лишь внутри профессиональной среды: рядовой зритель до сих пор ассоциирует словосочетание «документальное кино» с чем-то скучным и далеким от себя. «Собственно документальное кино никто не видит, мы работаем в пустоту, — констатирует Виталий Манский. — И единственное, что подпитывает меня и моих товарищей, — это то, что мы летописцы современности. Только это примиряет с оторванностью от моментальной отдачи. И я очень рад за моего товарища Джанфранко Рози, что он получил приз Венецианского кинофестиваля, несмотря на шквал критики в адрес председателя жюри Бернардо Бертолуччи. Но никакой тенденции я в этом не вижу. Ну, вот Майкл Мур получал в Каннах — и что? Это не более чем фестивальные игры».
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Информация о выходе печатной газеты «Ведомости»
Печатная газета «Ведомости» не будет выходить с 12 по 31 мая 2020 года из‑за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID‑19), введения в Москве режима повышенной готовности и ограничений, установленных Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12‑УМ.
Если у вас есть подписка на газету, вы сможете читать «Ведомости» на сайте без ограничений. Чтобы получить полный доступ к закрытым статьям, напишите нам: [email protected] Укажите email для входа в личный кабинет на сайте и адрес доставки газеты.
- Подписка
- Справочник компаний
- Об издании
- Редакция
- Менеджмент
- Архив
- Обратная связь
- Справочный центр
Документальное кино
Документальное кино, как и любое другое кино, – это тоже цепочка действий, связанная между собой, но в ней присутствуют (или отсутствуют) несколько звеньев, что отличает процесс от обычного.
Например, в момент, когда в игровом кино происходит процесс написания сценария, документалисты могут просто определить тему разговора или же то, что они хотят увидеть в кадре в это время. Причем зачастую режиссер-документалист может только запланировать приблизительную тему, например, разговора – в процессе съемки вполне вероятно, что персонаж окажется достаточно разносторонним и раскроет другую тему. Или же преподнести эту тему по другим углом он сможет не хуже, чем продвигаясь по запланированному раннее графику. Сценарий же может писаться уже по отснятому материалу и корректироваться уже после всего съёмочного процесса.
Также, условия съемочного процесса отличаются обычного “постановочного” – не так важно, какие планы и кадры вы выберете, как выставите свет (и выставите ли вы его вообще), в какой одежде будут действующие лица и будет ли на них грим (тут грим и костюмы важны только в реальной реконструкции событий во время съемки научно-популярного кино). Хочу заметить, что в данном случае дело касается “истинного” документального кино (как выражаются некоторые режиссёры в адрес современных тенденций).
Тут, я так думаю, подошло время собственно прояснить суть вопроса “истины”.
Некоторые современные документалисты считают, что как только человек видит камеру, то сразу же начинает играть – и вся суть документального кино пропадает. В их понимании человека нужно застать либо в врасплох, либо же организовать все так, что человек просто не будет подозревать, что его снимают.
Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси
Некоммерческое Партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» создано при участии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и издательства «Языки славянских культур». Научное руководство деятельностью Партнерства осуществляет Научный совет, возглавляемый чл.-корр. РАН, директором Института русского языка РАН А. М. Молдованом. В Научный совет входят: А. А. Гиппиус, В. М. Живов (зам. председателя Научного совета), А. А. Зализняк, А. А. Пичхадзе, Н. Н. Покровский, А. А. Турилов, В. Л. Янин. Главная наша цель – собрать как можно более обширный электронный архив древнерусских материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях (архивах, библиотеках, хранилищах) и представить его в открытом доступе в интернете с соблюдением и защитой всех юридических прав музеев-хранителей рукописей. Важность этой задачи обусловлена тем, что к настоящему времени опубликована лишь незначительная часть (менее 0.1 процента) рукописных памятников, находящихся во многих хранилищах Москвы, Петербурга, Великого Новгорода, Костромы, Твери, Ярославля, Казани, Саратова, и других городов. Между тем собрание древне- и старорусских рукописей (XI–XVII веков), хранящихся в российских библиотеках и архивах, чрезвычайно велико и насчитывает более 100 000 единиц хранения. При отсутствии полноценных и качественных копий мы находимся под постоянной угрозой утраты этого наследия. Реализация поставленной цели будет осуществляться путем предоставления на нашем сайте персональной экспозиционной площадки музеям, архивам, издательствам, научно-исследовательским коллективам для размещения в открытом доступе электронных копий имеющихся у них рукописных материалов (вместе с необходимой сопутствующей информацией: права на ее публикацию, адреса и телефоны для научных и деловых контактов и пр. Мы также берем на себя техническое обслуживание этой экспозиции, включающее первичную обработку и последующее размещение отсканированной рукописи, обновление и дополнение экспозиционных материалов и др. При этом все права музея, архива (другого правообладателя) на предоставленные материалы полностью сохраняются, а рукописные материалы размещается в виде, не допускающем их несанкционированное издание. Примером может служить наше сотрудничество с Государственной Третьяковской Галереей. В настоящее время нашем сайте размещается электронная копия издания «Типографский Устав (устав с кондакарем)» а трех томах, осуществленного под научной редакцией Б. А. Успенского издательством «Языки славянских культур» при содействии Галереи. Это издание посвящено рукописному памятнику конца XI – начала XII вв. Первый том представляет факсимильное воспроизведение рукописи, второй — наборное воспроизведение и словоуказатель, третий содержит посвященные ей научные исследования. Пример сотрудничества с учеными – раздел, посвященный древнерусским берестяным грамотам, разработанный коллективом ученых во главе с академиками В. Л. Яниным и А. А Зализняком. Впервые в полном объеме представлены коллекции берестяных документов Государственного исторического музея и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Примером сотрудничества с издательствами является совместная работа с издательством «Языки славянских культур», которое предоставило нам свои издания первых томов Полного собрания русских летописей, п также рукописных книг «История иудейской войны Иосифа Флавия» (древнерусский перевод) и «Псалтырь 1683 г. в переводе Аврамия Фирсова». Наряду с главной задачей — собрать полный электронный архив древнерусских материалов, мы ставим перед собой еще две задачи. Вторая задача, непосредственно связанная с первой — создание специальных образовательных программ по изучению самых разных аспектов древнерусской истории, литературы и культуры, как светской, так и религиозной (включая богослужение, монастырское устройство, художественные стили и вкусы, культовые фигуры и проч.). Эти программы, ориентированные на разные образовательные уровни обучающихся (от младших школьников до студентов старших курсов и аспирантов университетов) могут стать незаменимым подспорьем в школьном и вузовском образовании на всей территории России, важным источником возрождения отечественного самосознания и духовных традиций. Наконец, третья наша задача — способствовать расширению исследований по истории, литературе, культуре, языку Древней Руси, путем облегчения доступа отечественным и зарубежным славистам к рукописным источникам и посвященным им научным работам. Это будет способствовать повышению интереса к русской истории и культуре, росту ее влияния и авторитета в мире.
ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ
Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций
- Древнерусские берестяные грамоты
- Русские летописи
- Издания славянских памятников
В создании сайта участвуют и помогают:
Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО
Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.
Контактный email:
“Истинное” документальное кино
Существует и немного другое определение “истинного” документального кино – его придерживается Марина Разбежкина (является главным мастером своей же школы документалистики, что пропагандирует съёмки live, и среди её воспитанников, например, Валерия Гай Германика) и Роман Ширман. Для них истинная документалистика – это съёмки здесь и сейчас с минимумом комментариев и постановок. При этом действует правило – “Я вижу и сейчас показываю”, не используются закадровый текст или же музыка во избежание навязывания настроения по время просмотра.
С их точки зрения человек в документальном кино – лишь деталь. Они не используют интервью, и не рассказывают историю в последовательной хронологии – своеобразные импрессионисты кинематографа, что пытаются с помощью картинки выразить атмосферу. Ярким примером является небезызвестная картина “Барака” – фильм совершенно без текста, но это не мешает погрузиться в атмосферу и понимать увиденное на уровне подсознания.
Докудрама
Вообще, смешивание двух типов кино достаточно распространенная практика – например существует такой жанр как “докудрама” – вроде бы документальное, а вроде бы и игровое. В Европе докудрама – это поджанр игрового кино, которое снято на основе реальных событий. По сути, это масштабная реконструкция событий с участием актеров и гораздо более глубоким погружением во внутренний конфликт персонажей, нежели просто отображение дней знаковых, но уже минувших. Для наглядности возьмем, например, фильм “Капитан Филлипс” с Томом Хэнксом в главной роли – события совершенно реальны и исторически подтверждены, однако персонажей играют профессиональные актеры.
У нас докудрама немного отличается – чаще всего это все-таки документальное кино, но с драматическими вкраплениями главный действующих лиц (интервью с реальным участником событий, его комментарии и точка зрения рассказчика).
Топ-10 фильмов, которые должны увидеть фанаты компьютерных игр
В наш век технологий компьютерные игры уже давно стали равноправными конкурентами кино и музыке в сфере развлечения. Сюжеты и истории персонажах в играх порой куда лучше обычного сериала по ТВ.
Но что делать, когда от постоянного хождения по клавиатуре уже болят пальцы на руках и монитор натер мозоли на глазах. Конечно же лучший вариант — это прогулка на свежем воздухе и активные занятия. Но если погода не позволяет насладиться прогулкой, то можно вечером одному или компанией посмотреть хороший фильм.
«Обозреватель» совместно с компанией Logitech составили для вас топ-10 фильмов, которые придутся по духу даже заядлым геймерам.
«Военные игры»
Возможно, это один из самых старых фильмов, про геймеров 1983 года выпуска. Кинолента рассказывает историю молодого парня Дейва, который увлекается компьютерными играми и однажды нечаянно хакнул компьютерную сеть военного ведомства США. Среди множества непонятных файлов, он находит интереснейший список, принимаемый им за обычные игры. Дейв начинает играть в «Глобальную термоядерную войну».
В это время, в Пентагоне, предполагают, что Советский Союз, готовит ракетную атаку на Америку, и готовятся нанести ответный удар. Но сможет ли главный герой исправить ситуацию и вернуть все на круги своя?
Новости
Роковые леди: топ-8 фильмов о том, как покорить мужчину
«Бесплатная игра»
Документальный фильм 2014 года о трех геймерах из США, Сингапура и Украины, которые участвовали в международном кибер чемпионате The International по Dota 2. Украину представлял Данил Ишутин, игрок команды NaVi и боролся наравне с конкурентами за призовой фонд чемпионата. В фильме раскрывается их персональная мотивация к игре и персональная драма. «К игре нельзя быть готовым на все 100%. Ты должен в нее полностью погрузиться, только тогда придет успех».
«Игра Эндера»
Фильм, снят по мотивам одноимённой книги, придется по вкусу любителям фантастики и историй о далеком будущем. Действие происходит в 2135 году. Человечество пережило два вторжения инопланетной расы и, лишь чудом уцелев, готовится к очередному вторжению. Главному герою Эндрю Виггину предстоит спасти планету, но есть одно НО – пока что он ребенок. Дети-воины находятся в тренировочном лагере, где проходят всякого рода испытания на имитаторах реальных боевых действий.
«Гамер»
Украинский фильм «Гамер» Олега Сенцова — это своеобразный байопик о жизни среднестатического геймера. Главный герой Кос – подросток, у которого не ладятся отношения с родителями, надоедает школа и уроки, а единственное место, где он чувствует себя уверенно и комфортно – ближайший компьютерный клуб. Кос принимает участие в кибер чемпионате и занимает второе место. Как изменится его жизнь и изменится ли? Девиз фильма «Кто-то хочет, а кто-то получает».
Новости
Топ-10 фильмов, которые заставят вас испытать сильные эмоции
«Остаться в живых»
Не все фильмы про компьютерные игры радужные и веселые. «Остаться в живых» 2006 года это фильм ужасов. По сюжету, проходя очередную игру под названием «Stay Alive», персонаж геймера Лумис погибает от рук графини через повешение на цепи. Через несколько дней подобным образом погибает Лумис, но уже в реальной жизни. Его коллекция игр переходит его другу Хатчу. Он устраивает вечер памяти по умершему другу и приглашает всех близких поиграть в любимые игры покойного. В скором времени началась новая череда загадочных смертей. С чем они связаны и как разорвать порочный круг, дабы остаться в живых – это станет задачей для главных героев.
«На Игре» и «На игре 2»
Полнометражный фильм русского производства вышедший на экраны в 2009 году должен был иметь название Геймеры, но учитывая тот факт, что в том же году вышло кино с похожим названием, где Джерард Батлер был в главной роли, продюсеры изменили название на «На игре». Сюжет рассказывает о команде игроков по СS «Грандмастерс». Вампир, Док, Комар, Длинный и Ян выигравают региональный чемпионат. Помимо них первое место в файтингах получил друг Вампира – Макс, а девушка Вампира – Рита, заняла втрое место в гонках. После турнира победители получают диск с новой супер-игрой от директора . Но вместо игры, ребята получают новейшую научную разработку и становятся невольными участниками эксперимента. Все игроки после использования диска получают реальные способности, связанные с их игровыми скилами. Члены команды «Грандмастерс» становятся экспертами по стрелковому оружию, Максим — мастером рукопашного боя, а Рита — непревзойденным водителем авто. Но что за неприятности принесет ребятам их новые способности и чьими пешками они стали в этой игре?
Новости
Американские киносценаристы определили сотню лучших комедий Голливуда
«Лучший игрок»
Кинолента от компании Nickelodeon снята на аудиторию младшего школьного возраста. В нем отсутствует яркое развитие сюжета, но это кино отлично подойдет для разового семейного просмотра. По сюжету 33-х летний парень Куинси все еще живет с родителями, в подвале их дома. Вместо того, что бы учится, он целыми днями играет в видеоигры и работает доставщиком пиццы. Его единственный друг, такой же геймер, Вендел считает, что у Куинси нереализованный талант к киберспорту. Идиллия нарушается, когда родители сообщают сыну, что хотят продать дом и переехать в другой штат. Ошарашенный герой пытается найти деньги, дабы не остаться на улице и Вендел предлагает использовать природный талант Кью – выиграть чемпионат по игре «Черная дыра», призовой фонд которого составляет 175 тысяч долларов. И все бы ничего, но неожиданно в игре появляется новый персонаж под ником «Продиджи», которого Кью не может победить.
«Пиксели»
Американская фантастическая комедия, от режиссера «Один дома» — Криса Коламбуса. С виду это обычные кино про вторжение пришельцев, но есть одно но. А именно то, что атака и сами пришельцы явились к Землянам в форме видеоигр из 80-х. Сражаться за честь и спасение Земли призвана команда геймеров, в числе которых: Президент Соединенных Штатов Америки; карлик-ловелас, находящийся в местах лишения свободы; зануда-параноик, свято верящий в теорию вселенского заговора; профессиональный неудачник и циник, в детстве подававший большие надежды. И у них есть всего 3 попытки, чтобы спасти мир. Отличный фильм, ведь в главных ролях заслуженные актеры комедийного жанра – Адам Сендлер и Кевин Джемс.
«Варкрафт»
Уже больше 10 лет поклонники саги «WoW» ждут этот фильм. По многим причинам, в том числе и финансовом, его создание откладывали в «долгий ящик». Но сколько веревочки не виться, а 13 января 2014 года съемки стартовали и продолжались 4 месяца. Презентованный тизер всего за один день собрал более 3,5 миллионов просмотров Летом 2020 года «Варкрафт» выйдет на экраны. Фильм расскажет о первой встрече людей с орками, а точнее — о событиях Первой Войны, в которой Орда вторглась в Азерот и разорила Королевство Штормград. В центре событий окажется конфликт между Альянсом в лице Андуина Лотара и Ордой в лице Дуротана.
Новости
Вахтанг Кикабидзе планирует снять украино-грузинский фильм
«Сетевой торчок»
Фильм 2013 года Израильского производства рассказывает о кибер зависимости в Китае. Там это официально признано зависимостью, сродни наркотической и лечится психиатрами. По всей стране создано 400 реабилитационных центров, где подростков учат жить без Интернета и компьютеров. Съемочной группе удалось попасть в один из таких центров. Документальный фильм объясняет и описывает поведение «сетевых торчков».
Это конечно же не весь список фильмов о киберспорте, играх и геймерах. Рекомендуем все фильмы смотреть в определенном настроении и при достаточном уровне гиковости. Возможно, мы упустили ваш любимый фильм, с удовольствием узнаем о нем в комментариях.
Ранее «Обозреватель» сообщал про 10 фильмов, которые будут держать вас в напряжении до самого конца.
Кто из звезд ждет пополнения, а кто развелся — читайте в нашем Instagram!
Фильмы-портреты
Ещё из поджанров документального кино выделяют фильмы-портреты или же фильмы, что описывают какое-то событие в истории. По сути, это фильмы о знаменитых людях и событиях, но в отличие от научно-популярного кино, в них также присутствует эта “живость”, когда все, например, показывается через призму одного человека (фильм-портрет Большого театра с точки зрения постоянной посетительницы, бывшего танцора и какого нибудь ещё занимательного персонажа) с неподготовленными репликами и не отрепетированными сценами.
Псевдодокументальное кино
Самым занимательным видом (и жанром), на мой взгляд, является псевдодокументальное кино или же мокьюментари, название которого походит от английского mock – издеваться. И зачастую так и есть – эти фильмы со всей серьезностью заявляют себя как картины, основанные на реальных событиях и фактах, а на деле эти факты могут быть простой выдумкой или же искаженными до неузнаваемости (одни мои хорошие знакомые создали картину, где со всей серьезностью заявили, что побелка деревьев весной – это дело рук масонов, и, представьте себе, комиссия, что просматривала это кино, некоторое время сомневалась, реально ли тема поднятая существует).
Таблица жанров игрового кино[ | ]
Жанр/Поджанр | Краткое определение согласно авторитетному источнику | Пример жанра «в чистом виде» (1-2 фильма) | Наиболее авторитетные источники | Примечание | |
По способу построения художественного образа [БСЭ 1][Кн 5] | |||||
Драматические жанры | |||||
Трагедия | Драматический жанр, основывающийся на художественном осмыслении острых сущностных проблем человеческого бытия. Происходит непримиримое столкновение героя с обстоятельствами, сопровождающееся страданиями и гибелью важных для жизни ценностей[КЭС 1]. Противоположна комедии[БСЭ 3]. |
| БСЭ[БСЭ 3] Кино (энц.сл.)[КЭС 1] | ||
Кинокомедия | Жанр кино, основной предмет которого — явления, относящиеся к эстетической категории комического[КЭС 2]. Отличительная особенность — изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей[БСЭ 4]. |
| БСЭ[БСЭ 4] Кино (энц.сл.)[КЭС 2] | ||
| Поджанр кинокомедии, для которого свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом и зачастую неправдоподобном направлении, сопровождаемое множеством сюжетных перипетий. |
| БСЭ[Пр 10] Ист.отеч.кино[Кн 6] | ||
| Интрига фильма построена на отношениях влюблённых[Кн 7]. |
| Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8] | ||
|
| Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8] | |||
| Используются приёмы сатирической гиперболы; резкое изменение привычных жизненных связей и пропорций[Кн 7]. |
| Ист.отеч.кино[Кн 6] Ратников[Кн 8] | ||
|
| Киновед. публ.[Пр 1] | |||
| см. раздел «Музыкальные жанры» | ||||
Трагикомедия | Вид драматических произведений, совмещающих черты, свойственные комедии и высокой драме, трагедии[КЭС 3]. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации (трагическая ситуация — комический герой, реже — наоборот), на внутренней нерешённости конфликта. Сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому[БСЭ 5]. |
| БСЭ[БСЭ 5] Кино (энц.сл.)[КЭС 3] | ||
Драма | Один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, отражает прежде всего частную жизнь людей. Но главная цель не осмеяние человеческих характеров и нравов, а показ личности в её драматических отношениях с обществом. Как и трагедия, изображает героев в процессе их духовного становления или нравственных изменений. Но характеры лишены исключительности, а конфликты не столь напряжённы и в принципе не исключают разрешения[БСЭ 6]. |
| БСЭ[БСЭ 6] | ||
|
| БСЭ[БСЭ 7] | |||
| Разновидность драмы, сложившаяся в немецком театральном искусстве и кино в начале 1920-х годов. Характерные признаки: психологизм, граничащий с натурализмом, обычно немногочисленность персонажей — представителей среднего бюргерства и чиновничества, социальный пессимизм, единство места и времени действия в рамках, как правило, несложного сюжета, замедленность темпа, особое внимание к деталям, приобретающим символическое значение[КЭС 4]. |
| Кино (энц.сл.)[КЭС 4] | ||
Мелодрама | Традиционный драматургический жанр с характерными признаками: острая интрига, противопоставление добродетели и злодейства, идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значительная роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета, апелляция к чувствам зрителя[КЭС 5]. |
| БСЭ[БСЭ 8] Кино (энц.сл.)[КЭС 5] | ||
Эпические жанры | |||||
Киноэпопея | Жанр соединяет приёмы игрового и документального кино: широкие художественные обобщения, романтическая приподнятость и высокий пафос основываются на особой точности и достоверности в реконструкции исторических фактов, обстоятельств и места действия — арены истории[Кн 9]. |
| БСЭ[БСЭ 9] Кино (энц.сл.)[КЭС 6] | ||
Кинороман |
| Власов[Кн 5] | |||
Киноповесть | Произведение киноискусства, сюжет которого (сравнительно сложный) базируется на целом ряде событий и в котором достигается эпическая широта охвата изображаемой действительности. |
| Власов[Кн 5] | ||
Киноновелла | Действие развивается вокруг одного локального события или происшествия в жизни героев [Кн 10] |
| Власов[Кн 5] | ||
Также (слияние жанров): | |||||
| см. раздел «Лирические жанры» | ||||
|
| БСЭ[БСЭ 9] | Разновидность сатирической комедии | ||
Феерия | Жанр, распространённый на заре кинематографа в начале XX века. По происхождению близок к театральной и цирковой феерии. Характеризуется яркой зрелищностью с элементами фантастики, сказочными сюжетами, использованием специальных приёмов киносъёмки — стоп-кадр, многократная экспозиция, замедленная и ускоренная съёмки и др., включались элементы балета и пантомимы[КЭС 7] |
| Кино (энц.сл.)[КЭС 7] | ||
Лирические жанры | |||||
Кинопоэма | Власов[Кн 5] | ||||
Лирическая новелла |
| БСЭ[БСЭ 9] | Разновидность киноновеллы | ||
На основе фольклора | |||||
Сказка |
| БСЭ[БСЭ 9] | |||
Притча | Характерна простота фабулы, заданность характера, возвращение героя на круги своя[Кн 11] |
| Ист.отеч.кино[Кн 11] Шилова[Кн 12] | ||
По предмету отражения [БСЭ 1] | |||||
Приключенческий фильм (Авантюрный фильм) | Группа жанров , которым присуща острая, напряжённая, быстро развёртывающаяся фабула, основанная на событии, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Это может быть общественно-исторические катаклизмы, ломающие устоявшийся жизненный уклад, враждебная или незнакомая герою среда (война, преступный мир, природные катаклизмы, другая цивилизация и т. п.) [КЭС 8] |
| БСЭ[БСЭ 1] Кино (энц.сл.)[КЭС 8] | ||
Вестерн | Жанровая форма приключенческого кино, тематику которого составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в. [КЭС 9] |
| БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 9] | Разновидность прикл. ф. Жанр возник на основе сюжетно-тематических признаков[Кн 13]. | |
| Вестерны, снимавшиеся в Италии [КЭС 9] |
| Кино (энц.сл.)[КЭС 9] | ||
Детектив | Картина, рассказывающая о расследовании уголовных преступлений, а также о работе разведчиков. На первый план выходят поступки персонажей, зачастую параллельно показываются действия сыщика и преступника [КЭС 10] |
| БСЭ[БСЭ 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 10] | Разновидность прикл. ф. Жанр возник на основе сюжетно-композиционных признаков[Кн 13]. | |
Нуар («Чёрный» фильм) Неонуар | Приключенческий фильм с сильно трансформированным содержанием и этическими установками жанра. В центре повествования находится герой, в большинстве случаев частный детектив, к которому враждебны как преступный мир, так и «добропорядочное» общество. Чаще всего герой побеждает в столкновении с противником, однако вынужден при этом подчиниться правилам общества, считающего преступления нормой, что способствует полярной оценке моральных установок героя [КЭС 11] |
| Киновед. публ.[ИК 2], Кино (энц.сл.)[КЭС 11] | Часть исследователей полагает, что фильмы-нуар — это явление внежанровое[Пр 11] | |
Триллер | Особый тип приключенческого фильма, вызывающий у зрителей специальными приёмами активное сопереживание и сильные эмоции (тревожное ожидание, беспокойство, страх и пр.). Акцент с внешних действий (погони, драки) смещается на психологические переживания персонажей, связанные с преступлением. В триллере рассказ ведётся с точки зрения жертвы или преступника [КЭС 12] |
| Сл. по общ. наукам[Пр 12] Кино (энц.сл.)[КЭС 12] | Разновидность прикл. ф. | |
Гангстерский фильм | Категория фильмов об организованной преступности (гангстерских синдикатах), а также о профессиональных правонарушителях [КЭС 13] |
| БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 13] | Разновидность прикл. ф. | |
Фильм-катастрофа | Разновидность постановочных фильмов, тематика которых — масштабное изображение бедствий, постигших отдельные группы людей, города, целые страны [КЭС 14] |
| Кино (энц.сл.)[КЭС 14] | Разновидность прикл. ф. | |
Боевик | Приключенческий фильм с многочисленными эпизодами погони, стрельбы, поединков и т. п.[Пр 13] |
| Нов. словарь русс. яз.[Пр 13] | Разновидность прикл. ф. | |
Исторический фильм | Произведение киноискусства, сюжет которого основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого [КЭС 15] |
| Киновед. публ.[Пр 1] Кино (энц.сл.)[КЭС 15] | ||
| Произведение киноискусства, посвящённое жизни и деятельности исторического лица — обществ, деятеля, полководца, представителя науки и культуры [КЭС 16] |
| Кино (энц.сл.)[КЭС 16] | ||
| см. раздел «Музыкальные жанры» | ||||
| Условно-историческое действие, романтический герой которого с отвагой преданно служит справедливости. Большое место занимают эпизоды с фехтованием и скачками [КЭС 8] |
| Кино (энц.сл.)[КЭС 8] | Разновидность прикл. ф. | |
| Первоначально итальянские исторические и мифологические ленты, как правило, на основе событий древнего мира [Кн 14] |
| Энц. кино[Кн 14] Киновед. публ.[Пр 14] | Разновидность прикл. ф. | |
| Рассказывается о событиях истории, о борьбе народов за свободу и независимость, о борьбе трудящихся против феодального и капиталистического строя[КЭС 17] |
| Энц. кино[КЭС 18] Ист.отеч.кино[Кн 6] | ||
Также (слияние жанров): | |||||
|
| БСЭ[БСЭ 7] | Разновидность драмы | ||
Фантастический фильм | Фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего [КЭС 19] |
| БСЭ[БСЭ 11] Кино (энц.сл.)[КЭС 19] | Разновидность прикл. ф. | |
|
| БСЭ[БСЭ 11] | |||
|
| БСЭ[БСЭ 11] | |||
|
| БСЭ[БСЭ 11] | |||
| БСЭ[БСЭ 11] | ||||
|
| Искусство Кино[ИК 3] | |||
Политический фильм | Фильм, тема и сюжет которого связаны с политикой — классовой борьбой, национально-освободительными движениями, международными проблемами, вопросами государства и власти и т. д. [КЭС 20] |
| БСЭ[Пр 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 20] | ||
Фильм ужасов | Тематически обширный и разнообразный круг фильмов, показывающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с задачей вызвать у зрителей чувство страха [КЭС 21]. Подразделяются на 3 направления:
|
| БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 21] | Разновидность прикл. ф. | |
| Первоначально итальянский фильм ужасов, основанный на синтезе классического детектива, готической психоделики и максимально жестокого фильма ужасов, зачастую с очень примитивным сюжетом[ИК 4] |
| Искусство Кино[ИК 4] КЭСЛ[Кн 15] | ||
| Показ действия зачастую происходит сквозь призму восприятия убийцы. Характерно преобладание прямолинейных общих планов; клиповый монтаж; изображение, предельно приближенное к реальности[ИК 5] |
| Искусство Кино[ИК 5] | ||
|
| Искусство Кино[ИК 6] | |||
Музыкальные | |||||
Музыкальный фильм | Кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины [КЭС 22] |
| БСЭ[БСЭ 10] Кино (энц.сл.)[КЭС 22] | ||
| Вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами киноискусства. Все элементы произведения неразрывно взаимосвязаны, подготавливая переход одной формы воплощения в другую [КЭС 23] |
| БСЭ[БСЭ 7] Кино (энц.сл.)[КЭС 23] | Жанр возник на основе формально-языковых признаков[Кн 13]. | |
| Фильм с участием «звёзд» эстрады — певцов, танцовщиков, пловцов, мастеров фигурного катания [КЭС 22] |
| Кино (энц.сл.)[КЭС 22] | ||
|
| Кино (энц.сл.)[КЭС 22] | |||
|
| Кино (энц.сл.)[КЭС 22] | |||
|
| Кино (энц.сл.)[КЭС 24] | |||
|
| Словарь музыки[Пр 15] Кино (энц.сл.)[КЭС 23] | |||
Также (слияние жанров): | |||||
|
| Кино (энц.сл.)[КЭС 22] | Разновидность кинокомедии | ||
|
| Кино (энц.сл.)[КЭС 22] | Разновидность биографического фильма | ||
Жанры японского кино | |||||
Дзидайгэки | Энц. «Япония от А до Я»[Пр 16] | ||||
Кэнгэки | Энц. «Япония от А до Я»[Пр 16] | ||||
Сёсимингэки | Энц. «Япония от А до Я»[Пр 16] | ||||
Дзёсэйэйга | Энц. «Япония от А до Я»[Пр 16] | ||||
Пинк фильм (Пинк эйга, Пинк виоленс) | Направление японского кинематографа, эксплуатирующее тематику женщины в криминальных обстоятельствах, содержащее большое количество сцен насилия и эротического контента. Пик популярности приходится на начало 1970-х годов. | Киновед. публ.[Пр 17] | |||
Жанры, упоминаемые только в иноязычных источниках | |||||
Уся |
| Киновед. публ.[Пр 18] | |||
Тямбара |
| Киновед. публ.[Пр 19] | |||
Сплэттер | Поджанр фильмов ужасов. Термин изначально был придуман Джорджем Ромеро для своего фильма «Рассвет мертвецов». По его собственному определению, это фильм, в котором изображение крови и отрезанных частей тела занимает 80 % экранного времени[Пр 20] |
| Киновед. публ.[Пр 20] |
Примеры жанровой многоплановости кинокартин:
- Человек-амфибия — фантастика, приключения, мелодрама[Кн 16].
Докуфикшн
Некоторые европейские издания также выделяют поджанр “докуфикшн” – смесь докудрамы с мокьюментари. Это история о реальных происшествиях с актерами и прописанным сценарием, что следует историческим событиям, но с фантастическими допущениями. Альтернативная история, если пожелаете. И при этом стоит учитывать, что альтернативная история из разряда “что было бы, если бы нацисты выиграли” – это все же просто художественный фильм, а вот если бы тезис звучал “наши выиграли из-за секретной операции, в которой были задействованы солдаты с суперспособостями, что привела к гибели Гитлера и его жены” это уже ближе к докуфикшн – события истории не искажаются, лишь детали обретают более нереальный оттенок.