Hard Reset
Эта игра наглядный пример того, что случится, если адреналиновый шутер в духе «Painkiller» осовременить и перенести из Ада в антураж киберпанка, основанного на традициях произведений Уильяма Гибсона. Бывшие разработчики из студии People Can Fly остались верны своему концепту динамичных шутеров и предлагают геймеру проверить свои рефлексы, а заодно усмирить взбунтовавший искусственный интеллект.
От сюжета Hard Reset не стоит ждать откровений, к тому же он чаще всего подается в коротких роликах между миссиями. Однако типичный грязный и дождливый антураж в стиле киберпанка 80-х станет отличным поводом пройти игру. Отдельно отметим, что в 2020 вышел Hard Reset Redux, который заметно улучшает картинку и благодаря добавлению катаны делает процесс шинкования обезумевших роботов еще более веселым и аддитивным.
Реальная жизнь[ | ]
Sony Center в Берлине.
«В течение последних десятилетий IT-пакет развивался в соответствии с онтологическими представлениями, построенными в 1980-х гг. писателями-фантастами направления «киберпанк»»[20], а не стимпанк, характеризующий традиционную форму производящей экономики. «Примером эстетики киберпанка является айфон (малые размеры, обтекаемые формы, невозможность судить по внешнему виду вещи о её назначении). Для этой формы эстетики характерна мода в стиле «унисекс», игнорирование гендерных различий. Примером эстетики стимпанка является атомная электростанция, крупный боевой корабль, тяжёлый ракетоноситель. Это — индустриальная эстетика: большие понятные механизмы, выраженные гендерные различия в моде и поведении, прогресс»[20].
Некоторые существующие в действительности места описываются как «состоявшийся киберпанк»:
- Акихабара и Сибуя в Токио[21]
- Sony Center на Потсдамской площади в Берлине[22]
Syndicate
В чемодане у Electronic Arts можно найти множество интереснейших игровых серий, среди которых даже есть культовый киберпанковый сериал Syndicate. Всю серию можно разделить на два периода: стратегический (1993-1996) и шутерный (2012). Так как оригинальные стратегии уже устарели, то мы все же порекомендуем остановить внимание на шутер от Starbreeze 2012 года, но заметим, что перезапуск по части глубины сценария уступает оригинальным играм.
Но что касается шутерной механики, адреналиновых сражений и красочных локаций, то здесь последний Syndicate сможет приятно удивить. Особенно сегодня, когда сюжетные FPS находятся на грани вымирания.
Примечания
- ↑ 12
Рыльщикова Л. М. Типология жанров современного научно-фантастического дискурса // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. - ↑ 12
[www.gazeta.ru/culture/2010/09/07/a_3416945.shtml Газета. Ру: Двое с ракетами минус «Аватар» Премию «Хьюго» получили лучшие фантасты года.] - [www.popmech.ru/science/53330-mir-pobedivshikh-biotekhnologiy/ Популярная механика: Синтетическая биология изменит наш мир]
- Quinion, Michael (1997). «[www.worldwidewords.org/turnsofphrase/tp-bio3.htm World Wide Words: Biopunk]».
- [www.trashotron.com/agony/news/2005/04-11-05.htm This Just In…News from The Agony Column]. Trashotron.com. [www.webcitation.org/69z8SxayJ Архивировано из первоисточника 17 августа 2012].
- [www.locusmag.com/2002/Reviews/Lalumiere05_WonderAnatomy.html Locus Online: Review by Claude Lalumière]. Locusmag.com. [www.webcitation.org/69z8UW4Ve Архивировано из первоисточника 17 августа 2012].
- [www.scifi.com/sfw/issue399/books.html Science Fiction Book Reviews](недоступная ссылка — история
). Scifi.com. [web.archive.org/20080517073058/www.scifi.com/sfw/issue399/books.html Архивировано из первоисточника 17 мая 2008]. - [www.locusmag.com/2005/Features/01 Lalumiere BestOf2004.html]
- [www.infinityplus.co.uk/fantasticfiction/whitedevils.htm White Devils by Paul McAuley — an infinity plus review]. Infinityplus.co.uk. [www.webcitation.org/69z8V1WQ7 Архивировано из первоисточника 17 августа 2012].
- Newitz, Annalee (2001). «[www.sfbg.com/SFLife/tech/71.html Biopunk]».
- Grossman, Lev
[www.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,1945379_1943868_1943887,00.html The Windup Girl by Paulo Bacigalupi]. Time (8 December 2009). [www.webcitation.org/69BSUaO0Z Архивировано из первоисточника 16 июля 2012]. - [www.gamespot.com/xbox360/action/bioshock/player_review.html?id=532056 BioShock for Xbox 360 Reviews — Xbox 360 BioShock Reviews]. 2K Games (August 21, 2007).
- [www.lki.ru/text.php?id=5742 Рецензия журнала «Лучшие компьютерные игры» на игру «BioShock 2»]. [www.webcitation.org/6Cwr5Rsik Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012].
- [neuroethics.upenn.edu/narrative_perspec.html NEUROETHICS | The Narrative Perspectives]. Neuroethics.upenn.edu. [web.archive.org/web/20080531123956/neuroethics.upenn.edu/narrative_perspec.html Архивировано из первоисточника 31 мая 2008].
- [www.scifi.com/sfw/issue222/news.html Science Fiction News of the Week](недоступная ссылка — история
). Scifi.com. [web.archive.org/20080513105239/www.scifi.com/sfw/issue222/news.html Архивировано из первоисточника 13 мая 2008]. - [io9.com/341903/modify-your-body-but-also-worry-about-the-planet Warren Ellis: Modify Your Body But Also Worry About the Planet]. Io9.com. [www.webcitation.org/69z8Vw0ih Архивировано из первоисточника 17 августа 2012].
- [www.genomealberta.ca/blogs/main_08180801.aspx Genome Alberta Interview]. Genome Alberta. [www.webcitation.org/69z8WoK50 Архивировано из первоисточника 17 августа 2012].
Remember Me
Разработчики из французской студия Dontnod зарекомендовали себя как настоящие мастера всего, что касается сюжета или визуала игры, а вот с геймплеем уже не все так гладко. Особенно это хорошо видно на примере дебютной проекта студии – Remember Me. Игра выделялась эстетикой киберпанкового Парижа и сюжетом, где главная героиня после амнезии должна была по кусочкам восстановить свою память, а заодно и личность.
Одной из главных фишек киберпанк-игры стала возможность изменять воспоминания людей. В антиутопичном Париже вы никогда не сможете знать, существовали ли ваши воспоминания на самом деле или они были интегрированы хакерами, что заставляет жить людей в условиях тотальной паранойи и недоверия друг к другу. В общем, все в лучших традициях киберпанка.
The Red Strings Club
Год выпуска
: 2018
Разработчик
: Deconstructeam
Играйте, если вам нравятся
думать, готовить коктейли, надеяться на будущее
The Red Strings Club — это приключенческая киберпанк-игра с несколькими играбельными персонажами, уделяющая большое внимание диалогу и взаимодействию персонажей через головоломки и исследования: будь то бармен Донован, выпытывающий информацию у своих покровителей, хакер Брандейс, обманывающий людей по телефону с помощью изменителя голоса, или Акара, манипулирующий эмоциями с помощью кибернетических имплантатов.
E.Y.E. Divine Cybermancy
Французы из Streum on Studio явно не ищут легкий путей, ведь иначе зачем выпускать deus ex-подобную игру за несколько месяцев до релиза Deus Ex Human Revolution? Так или иначе, но за подобный шаг разработчики дорого поплатились, а их киберпанковое творение E.Y.E. осталось в тени своего иминитого конкурента.
Так вот, мы предлагаем полностью исправить это недоразумения и как можно скорее установить E.Y.E. Divine Cybermancy. Да, игра даже на момент релиза выглядела неказисто, а сейчас и подавно, но геймплей – вот что на самом деле важно. Игра с рвением ученика отличника копирует геймплейную формулу Уоренна Спектора и предлагает пройти практически каждую ситуацию в игре несколькими способами. E.Y.E. Divine Cybermancy – отличное решение для всех, кто соскучился по песочницам в жанре Immersive sim.
Neon Struct
Год выпуска
: 2015
Разработчик
: Minor Key Games
Играйте, если вам нравятся
стелс, иммерсивные симуляторы, свобода, Deus Ex
Не позволяйте примитивной графике и низкому бюджету обмануть вас: это одна из лучших стелс-игр со времен Deus Ex, с удивительно хорошо рассказанной историей и огромными уровнями со многими альтернативными путями прохождения. Город с его вездесущими камерами видеонаблюдения стал отличным сеттингом для киберпанка, даже несмотря на то, что вашему воображению приходится дорисовывать большую часть всего этого.
Transistor
При поверхностном взгляде на Transistor самое главное – не обмануться. Под обложкой бюджетного изометрического экшена скрывается одна из самых меланхоличных и эмоциональных историй в играх жанра киберпанк. Неприветливый город Клаудбанк соединил судьбы двух неординарных персонажей: певицу Ред, которая буквально лишилось голоса и двуручный меч транзистор, который совсем как живой благодаря возможности поглощать сознания других людей.
История примечательна еще легким налетом философии, приятным послевкусием, которое можно сравнить разве что с финалом «Бегущим по лезвию» 1982. Согласитесь, уже звучит как достойная причина скачать Transistor, но помимо этого игра готова предложить тактические бои и картинку, в которой совместился хай-тек стиль с абстрактной живописью эпохи раннего модернизма.
Топ-5 игр жанра киберпанк
Новый скандал с Deus Ex: Mankind Divided только разжёг нестерпимое пламя ожиданий (эх, скорее бы 23 августа) и навеял бурю ностальгических воспоминаний. Мнение 100% субъективное, но порой кажется, что мрачное корпоративное будущее с вечным дождём и лесом небоскрёбов в несколько сотен этажей — оптимальный сеттинг для видеоигр (наряду с пост-ядерной разрухой, конечно). В общем, мы решили вспомнить наилучшие киберпанковские игры всех времён и народов.
Предупреждаем сразу: материал составлен в формате топ-5, но игр будет упомянуто чуть больше (по причинам, которые вскоре станут понятны). Кроме того, перечисляется лишь то, во что автор играл самостоятельно. По этому как минимум одного культового шедевра (подсказка: римейк недавно собрал внушительную сумму на Кикстартере) здесь, к огромному сожалению, не будет. Итак, отправляемся в мрачное будущее — то бишь в прошлое, пропитанное духом ностальгии.
5. Shadowrun, Shadowrun Returns + add-ons
Это, пожалуй, единственное органичное соединение концепций фэнтези и киберпанка. В будущем пробудилась древняя магия, и вместе с ней вернулись легендарные расы — орки, эльфы, гномы, тролли и так далее. Несколько лет всё это было сенсацией, но потом жизнь пошла своим чередом: компьютерные и кибернетические технологии рука об руку с мистикой.
На “деле” что-то вышло из под контроля и появилась корпоративная полиция? Загипнотизировать, обстрелять из штурмовых винтовок, кинуть файерболлом или хакнуть двери и заблокировать наёмников в коридоре — такой экзотический выбор предлагает вселенная Shadowrun.
Оригинальный Shadowrun вышел в незапамятные времена — ещё на Sega и Super Nintendo. И сразу же стал игрой, опередившей своё время: диалоги, квесты, свободное исследование города, развитие персонажа — всё это было огромной редкостью для консолей того поколения.
Ну а вернулся (как следует из самого названия) Shadowrun Returns в 2013-м году. Профинансировала проект на Кикстартере целая армия фанатов вселенной, и разработчики не подвели. Фундаментальные принципы игры остались теми же, что и во времена SNES, только real time уступил место действию по ходам. После возвращения подоспело и два крупных дополнения: Dragonfall, переносящий игрока из США в Берлин, и Hong Kong (думаем, что объяснять не надо). Неоспоримый плюс Returns и Dragonfall — достаточно качественный порт на Android i iOS: стратегические RPG-приключения можно взять с собой в отпуск или на дачу.
4. Omikron: The Nomad Soul
Omikron в своё время считался одним из ключевых систем селлеров (т.е. игрой, благодаря которой продаётся консоль) Sega Dreamcast. Создатели Omikron — Quantic Dreams, так что если не играли сами, посмотрите хотя бы ролики на YouTube: будет представление, чем легендарный разработчик занимался до Fahrenheit и Heavy Rain.
В Omikron просто блестящая завязка: вставив диск в Dreamcast, вы не просто запустили очередную игру, а открыли портал в другое измерение, куда отправилась частичка вашей души, и теперь она управляет первым встретившимся персонажем. Причём это не наши лирические бредни, а реальное описание начала сюжета!
Киберпанковская детективная драма по мере развития событий превращается в эзотерическую историю о вечном противостоянии добра и зла. Кстати, Nomad Soul (Бродячая Душа) фигурирует в названии не случайно: на определённом этапе вы сможете (даже будете должны) оставить офицера полиции, и вселиться в другого персонажа. Потом — ещё в одного, и так далее.
Кстати, в игре увековечен великий Дэвид Боуи, мир его праху! Талантливый британец не только написал футуристический саундтрэк в своём духе, но и присутствует в Omikron в виде NPC.
3. Blade Runner
1997-й год, разгул пионерских мультимедиа-форматов, расцвет CD-ROM. Аж на шести дисках выходит отличная игра по культовому фильму — снятому, в свою очередь, по легендарной книге. “Мечтают ли андроиды об электрических овцах?” — считается, что с этого сакрального вопроса фантаста Филипа К. Дика, заданного ещё в бородатом 1968-м году, и начался весь жанр киберпанка.
Условия на рудниках Марса просто невыносимы, а для столь тяжёлой работы нужны киборги с человеческим уровнем сознания. Первые серии устраивали массовые бунты, когда понимали, зачем их создали и куда поместили. Тогда учёные поступили хитро — изобрели репликантов. Это особый вид киборгов: срок службы — 5 лет, набор типовых человеческих воспоминаний прилагается. Причём все сценарии сводились к одному: “Я в этой чёртовой дыре на пару лет: платят хорошо, поднакоплю деньжат, улечу обратно на Землю”.
Немногочисленные репликанты, перед которыми случайно раскрывалась суть ужасающего обмана, предпочитали не бунтовать, а тихонько улизнуть на Землю на пару лет — посмотреть хоть, как нормальные люди живут, и …умереть. Конечно, репликантов в колыбели человечества объявили вне закона. Выслеживать и уничтожать андроидов поручили особым детективам — Бегущим по лезвию бритвы.
Но что-то мы отвлеклись на горячо любимый сюжет: пора бы и о самой игре рассказать. Огромный мир, полностью озвученные диалоги, плавная анимация персонажей и сногсшибательная картинка (по тем временам): 6 дисков — это вам не хухры-мухры! А в плане сюжета даже многие современные игры позавидуют ветвящемуся развитию событий Blade Runner. Можно было идти напролом и уничтожать всех репликантов, но был и куда более сложный вариант: попытаться понять хотя бы некоторых, и помочь им. Концовка в этом случае была совсем другая…
2. Syndicate, Syndicate Wars, Satellite Reign
Ну а здесь — без нюансов, всё прямо и конкретно. Первый Syndicate вышел в 1993 г., и сразу начал продвигать понятную идею анти-утопии. В будущем крупные корпорации окончательно уничтожат границы между государствами и подомнут всё под себя. Вместо утомительных судов деловые разногласия будут решаться просто: высылаешь к конкуренту команду из 4-х вооружённых до зубов и модифицированных по самый головной мозг наёмников, и ждёшь результатов.
Через 3 года вышел Syndicate Wars. Изометрическая графика сменилась на 3D с видом сверху (камеру можно было крутить и даже немного приближать), а так же в Wars появилась интересная концепция того, как корпорации станут бороться с общественным недовольством и бунтами. Большинству граждан в кору мозга имплантируют чип, генерирующий картинку на основе реальной, но только намного лучше и радостнее. В 1996 г. понятия дополненной реальности ещё не существовало, но, видимо, авторы имели в виду именно её. В общем, представьте, что у вас в голове 24 часа в сутки прыгают радостные Покемоны, а вокруг на самом деле дождь и мрак, и суровые мужчины в чёрных плащах, расстреливающие соперников из шестистволок — это Syndicate Wars.
Затем разработчики обанкротились, а права на франшизу выкупила Electronic Arts. Попытку ребута Syndicate (шутер от первого лица с проходным сюжетом и отдельными миссиями в коопе на 4-х человек) лучше забыть всем, кроме самых хардкорных фанатов жанра киберпанк.
А вот на Satellite Reign внимание заострить стоит. Создатели того самого Syndicate больше не могли использовать оригинальное название, но выйти на Kickstarter и собрать деньги на нечто очень похожее им никто не мешал.
В центре сюжета новой игры — уже не контроль сознания, а клонирование, ведущее к квази-бессмертию. Некая мега-корпорация изобрела технологию, позволяющую делать регулярный бэк-ап сознания и ДНК человека. По спутнику информация передаётся в любой из сотен центров клонирования, раскиданных по всем мегаполисам мира, и оперативно создаётся копия. Разумеется, услуга доступна лишь самым обеспеченным. Произошёл несчастный случай — без проблем, вот ваш бэк-ап. Хотите тело помоложе? Запросто — сейчас похимичим чуток с ДНК, быстро вырастим, и загрузим туда ваше текущее сознание. Мега-корпорация стала мега-богатой, и у неё появились конкуренты — вот за них-то мы и играем.
С 1993 года немало воды утекло, и механика Satellite Reign стала намного сложнее. В оригинальном Syndicate универсальной стратегией было снабдить всю команду самым тяжёлым вооружением и непробиваемыми имплантами. Ну а в Satellite Reign есть принципиально разные классы. Солдат ближе всего к своим синдицированным предкам: он носит тяжёлую броню и оружие. Хакер делает понятно что, Саппорт лечит, ну а Оперативник ловко обращается со снайперскими винтовками, и может уходить в полную невидимость на несколько секунд.
Это создаёт множество подходов к решению одной и той же задачи. Например, банк можно банально ограбить: взорвать хранилище, единожды взять крупный куш, но затем учреждение закроют. А можно поступить хитро: проникнуть по стэлсу, поставить хакерские модули, и заветные кредиты будут ежеминутно капать всю игру.
1. Deus Ex
Вот мы и подобрались к гвоздю нашей программы — первый Deus Ex. Нет, многоуважаемая молодёжь, не Human Revolution, а именно первый Deus Ex, вышедший на заре миллениума — ровно в двухтысячном году. Просто попытайтесь представить себе (или вспомнить) те времена, когда эталоном шутера был Quake 2, а Half-Life ассоциировался не с горькими шутками про третью часть, а с достаточно свежими впечатлениями и искренними восторгами по поводу революционной сюжетной концепции.
И в этот момент выходит Deus Ex. Каждый уровень — огромен. Исследовать его можно беспрепятственно. Помимо боевых зон встречаются и мирные хабы, где позволяется поговорить с NPC и получить новые квесты. Своего персонажа можно развивать как угодно — боевая машина, невидимый призрак, хакер, обходящий все препятствия, или микс этих трёх ключевых составляющих в любых пропорциях. Гигантские уровни, NPC, задания, RPG-прокачка, стэлс, пальба и хакерство: сегодня такие вещи звучат несколько банально, однако в начале тысячелетия это было настоящей революцией!
По сюжету в мире будущего терроризм окончательно вышел из под контроля (жаль, но правдоподобно) и наш герой, Джей Си Дентон, призван это безобразие прекратить. Кстати, забавный факт: Адам Дженсен к тому времени уже будет давно на пенсии. Обе современные игры, Human Revolution и Mankind Divided — приквелы к событиям оригинального Deus Ex, которые происходят аж в 2052 г.
… Cyberpunk 2077
Рейтинг уже закончен, но про этот проект мы никак не могли умолчать. На наш взгляд, это надежда и будущее всего игрового жанра киберпанк, не меньше. Конечно, нет даже примерных сроков релиза, но это будет явно не скоро — для разработки Cyberpunk 2077 нет даже движка! Но есть нечто обнадёживающее. В интервью одному деловому изданию босс CD Projekt заявил о том, что для него Rockstar и GTA — идеальные примеры истории успеха и отличной игры. Что же, если Cyberpunk будет представлять собой киберпанковскую GTA с мега-интересными квестами а-ля Ведьмак — мы не против. И даже очень за! Осталось только подождать каких-то 60 с лишним лет…
Shadowrun Returns
Воскрешение популярной ролевой серии стало возможным только благодаря финансированию фанатов на Kickstarter. Разработчики обещали создать ролевую игру старой школы, а также грозились написать историю совмещающую традиционный нуарный киберпанк с сеттингом фэнтези.
Студия Harebrained Schemes не со всеми элементами справилась на «отлично», например, открытый мир был абсолютно безжизненным и неинтересным, а излишне хардкорный гейплей мог вызвать продолжительные приступы ярости, но… Визуальный стиль и сюжет полностью компенсировали неудачи геймдизайна, а легкий ля усвоения редактор поможет вам создать бесконечное количество собственных сценариев для игр в жанре киберпанк.
Final Fantasy VII
Год выпуска
: 1997
Разработчик
: Square
Играйте, если вам нравятся
ролевые игры, мотоциклы, истории о несправедливости, чокобо
Эту игру маловероятно встретить в подобном списке, но все же художественный стиль в FFVII очень походит на киберпанк, особенно мрачный футуристический город Мидгар, где обедневшие жители обитают в грязных трущобах под богатыми районами. За пределами городских стен атмосфера киберпанка не так сильна, но влияние таких художников, как Жиро и Отомо, ощущается повсюду.
Observer
Хоррор с элементами детектива Observer – игра от истинных поклонников жанра киберпанка. Повсеместный ретрофутуризм, VHS-фильтры и отсылки к классикам антиутопической литературы – этого уже достаточно для привлечения внимания поклонников сеттинга, но как насчет Руттгера Хауэра, озвучившего главного героя? Разве этого недостаточно, чтобы купить Observer?
Окей, тогда возможно вас заинтересует геймплей, где подобно Remember Me мы вынуждены будем вторгаться в сознания преступников, чтобы узнать нужную для нас информацию. Вот только вместо структурированных путешествий из проекта Dontnod, в Observer мы отправимся в психоделический мир подсознания и иррациональных страхов, где самому не стать жертвой безумия – это уже подвиг.
Ruiner
Год выхода: 2017
Приготовьтесь к безумному путешествию! Далекое будущее, 2091 год. Ты, запустив игру «Ruiner», становишься киберсоциопатом. Твоя задача – отправиться в феерическое путешествие, в киберметрополис, который называется Ренгкоком.
Тебе придется сразиться с коррумпированной системой, которая захватила власть в свои руки. Узнай о ней всю правду, раскрой тайны, но верни своего пропавшего брата, которого захватила помощница злых сил и хакер в одном лице.
Omikron: The Nomad soul
Самая лучшая неизвестная игра в сеттинге киберпанк – лучшее описание для дебютной игры Дэвида Кейджа. Конечно, в Detroit Become Human, талантливый геймдизайнер и сценарист повторно обращался к киберпанковому сеттингу, но до сих пор Omikron: The Nomad soul остается главным произведением Кейджа.
Для стартового проекта молодой студии Omikron был воистину титанической работой, ведь в одной игре талантливо совместился файтинг, квест, шутер от первого лица, обилие ролевых элементов и даже открытый 3D-мир с управляемыми машинами, вышедший раньше культовой GTA 3. Но тем не менее, главное – сюжет, ведь киберпанковые декорации были использованы для рассказа мистической и философской истории, где роль одного из персонажей исполнил сам «человек из будущего» — Дэвид Боуи.
Торжество биотехнологий и моральный упадок
Описанный в этой статье мир – всего лишь один из вариантов мрачного будущего, рисуемого в фильмах, книгах и играх жанра биопанк. Этот жанр можно назвать одним из самых молодых фантастических жанров. Хотя, как и в случае с дизельпанком, биопанковские фантастические произведения существовали еще до того, как появился сам термин «биопанк» и оформились его отличительные признаки.
В целом, биопанк вполне соответствует основному постулату киберпанка: взлет технологий при моральной деградации общества. Только если киберпанк – это мир циничных одиночек и зловещих корпораций, это основной стержень нуара 30-х годов, перенесенный в далекое будущее, то биопанк – эдакая фантастическая Римская империя (хотя он такой далеко не во всех случаях). В этом мире чаще всего есть угнетатели и угнетенные, в роли последних могут выступать клоны, мутанты либо просто генетически неполноценные люди. Генетика, так уж получилось, очень легко делит людей на нормальных и неполноценных – и, как правило, этот конфликт положен в основу многих биопанковских произведений.
Но, как обычно, очень важно все-таки отделять мух от котлет. То есть, сегодняшние исследователи легко относят к биопанку «Людей Икс», «Человека-паука» и «Халка» на том основании, что в комиксах практически везде есть мутанты (кстати, еще черепашек-ниндзя можно упомянуть – вот уж где раздолье для мутантов!). Если относить к биопанку все произведения искусства, где есть мутировавшие люди – с тем же успехом в киберпанк можно записывать «Терминатора» и «Приключения Электроника» на том основании, что там можно увидеть человекоподобных киборгов (а в «Электронике» еще и собака была!).
В лучшем случае во многих современных произведениях есть элементы биопанка, в «Людях Икс» эти элементы, пожалуй, выражены сильнее всего. Однако чистый биопанк – это целый мир или страна, или город, где обществом правят биология и генетика.
Важно также не путать биопанк с боди-хоррором, жанром, который столь сильно любит режиссер Дэвид Кроннерберг. Среди классических примеров боди-хорроров – его киноленты «Муха» и «Видеодром». Многие работы художника Ганса Рудольфа Гигера также принадлежат именно к боди-хоррорам. Это тоже интересный жанр, со своими особенностями, родственный биопанку – но все же это не биопанк.
System Shock 2
Самое время подойти к настоящей и общеизвестной классике игровой индустрии. System Shock 2 принято хвалить за геймплей, поражающий вариативностью действий и атмосферу, которая пугает похлеще любого «Аутласта». Игра периодически пробивается на лидирующие позиции в топах лучших игр вообще, но вот к киберпанку ее редко относят.
Но именно в System Shock 2 раскрывается лучше всего сценарий про сбредивший искусственный интеллект, который стал неотъемлемой частью многочисленных киберпанковых произведений. Жестокий и всегда логичный ИИ SHODAN станет вашим личным кошмаром даже после прохождения игры, мы это гарантируем.
Binary Domain
А это уже тактический шутер хорошего покроя.
Море роботов, их схожесть с людьми и вечное терзание неопределившегося разума — в общем, всё то, за что люят киберпанк.
Binary Domain — это интересное приключение, намекающее на расплату за промахи прогресса. Ведь любое действие во вселенной влечёт за собой последствия и зачастую — разрушительные. Именно в этом главный посыл этой игры, да и всего киберпанка как такового.
Ну и краеугольная мысль всей игры — сможет ли человек смириться с вытесняющим его искусственным разумом, который он же сам и породил? Именно в этом так или иначе заключается главная философия киберпанка, его главный посыл.
Deus Ex Human Revolution
Признайтесь, вы наверное еще до открытия топа знали, какая игра будет под лидирующей позицией? Серия Deus Ex отлично раскрывает все проблемы, которые поднимаются в киберпанковых произведениях: власть корпораций, нищета и разлад человеческого общества на фоне прогрессивных достижений науки, киберпреступность, расслоение общества на аугументированных и обычных людей, а также многое другое.
Мы честно заметим, что по части вариативности Human Revolution не может сравниться с оригинальным Deus Ex 2000-го года. Но именно за счет гармоничного сочетания всех составляющих, вроде сюжета, музыки, графического дизайна и сюжета, Human Revolution ощущается как наиболее комплексная часть серии. До выхода Cyberpunk 2077, Deus Ex Human Revolution однозначно лучшая игра в сеттинге киберпанка.
Metal Gear Rising
Можно было бы сюда пригрести всю серию Metal Gear, но всё же именно Metal Gear Rising вмещает в себя больше всего киберпанка.
Сложные киборги, используемые неведомо для каких целей, — почти вершина передовых технологий. Но, как обычно, эта вершина опасна и от части печальна. И нотки киберпанка — это вовсе не предупреждение, это рок, судьба и неизбежность, в которую войдёт человечество, хотим мы этого или нет.
Отличная игра, позволяющая не просто весело убить время, но и задуматься о столь неоднозначном и отнюдь не таком уж далёком, как может показаться, будущем.
Satellite Reign
Год выхода: 2014
Выбери, что развить: грубую силу или интеллект, который поможет тебе взламывать защитные системы, оставаясь незамеченным.
«Satellite Reign» – это стратегия в киберпанк-жанре с персонажами различных классов. Тебе предстоит стать командиром команды, состоящей из четырех агентов, чтобы сражаться за контроль над оживленным городом будущего. Во всем мире корпорации контролируют правительство, демократия доступна лишь богачам. Бедняки прозябают в трущобах, в то время как нувориши купаются в изобилии.
Но настало время перемен – агенты таинственной организации готовы давать взятки, убивать, взламывать и др. Но что они хотят – заполучить власть или спасти людей? Выбор остается за тобой.