Варкрафт: как появилась Орда. Лок тар огар!

Варкрафт

Warcraft Постер фильма

Жанрфэнтези приключения боевик
РежиссёрДанкан Джонс
ПродюсерТалл, Томас(англ.)русск. Чарльз Ровен Алекс Гартнер Стюарт Фенеган
Автор сценарияЧарльз Ливитт Данкан Джонс Крис Метцен (сюжет)
В главных роляхТрэвис Фиммел Пола Паттон Бен Фостер Доминик Купер Тоби Кеббелл Бен Шнетцер Роберт Казински Клэнси Браун Рут Негга Дэниел Ву
ОператорСаймон Дагган
КомпозиторРамин Джавади
КинокомпанияLegendary Pictures Blizzard Entertainment Atlas Entertainment[убрать шаблон] Universal Pictures (прокат)
Длительность123 минуты
Бюджет160 млн
Сборы433 677 183 [1]
СтранаСША
Языканглийский, общий, орочий
Год2016

«Варкрафт»

(англ. Warcraft) — американский художественный фильм, в основе которого лежит мифология вымышленной вселенной серии компьютерных игр Warcraft, разработанная компанией Blizzard Entertainment.

Выход фильма Варкрафт в России состоялся 26 мая 2020 года. В США 10 июня.

[править] История создания

9 мая 2006 года компании Blizzard Entertainment и Legendary Pictures (создатель фильмов «Бэ) объявили о намерении создать художественный фильм в жанре компьютерного боевика, в основе которого будет лежать мифология вселенной Warcraft. Legendary Pictures приобрела права на фильм по вселенной игры у Blizzard, и обе компании сосредоточились на перенесении наработок Warcraft

на большой экран.[7] Планировалось, что сюжет фильма будет оригинальным и не будет повторять сюжет каких-либо игр серии, однако будет проходить в том же самом сеттинге. Согласно главному операционному директору Blizzard Полу Сэмсу (англ. Paul Sams), запланированный бюджет фильма составлял более $100 млн.[8][9][10]

В августе 2007 года, на BlizzCon 2007, было сообщено, что фильм должен выйти в 2009 году[11], но впоследствии президент Blizzard Майк Морхейм заявил, что такие сроки не вполне обоснованы[12]. Также на BlizzCon 2007 стало известно, что сюжет фильма будет разворачиваться во время действия сюжетных событий World of Warcraft и освещаться со стороны Альянса.[13]

В сентябре 2007 года стало известно, что Крис Метцен отвечает за написание сценария к фильму. Было сообщено, что сюжет фильма будет разворачиваться вокруг «Kick Ass Human Character» — «крутого парня» человеческой расы, и что этим персонажем не будет Вариан Врин (англ. Varian Wrynn), тогда ещё неанонсированный герой комикса.[14]

В середине ноября 2008 года на BlizzCon Майк Морхейм заявил в интервью Moviehole, что в компании всё ещё есть планы на фильм по мотивам World of Warcraft, и что «сценарий пишется, однако, если сценаристы что-нибудь расскажут, то будут расстреляны».[15]

22 июля 2009 года компания Blizzard Entertainment объявила о том, что режиссёром фильма по Warcraft

станет Сэм Рэйми.[2][16]

Уве Болл пытался предложить свои услуги в качестве режиссёра фильма, на что исполнительный директор Blizzard Пол Сэмс ответил: «Мы не продадим права на фильм, не Вам… в особенности не Вам».[17][18]

В октябре 2009 года компании Legendary Pictures и Blizzard официально заявили, что бюджет фильма будет «не меньше, чем $220 млн».[19]

13 октября 2009 года MTV Multiplayer анонсировала, что сценарий к фильму будет писать Роберт Родэт, который до этого написал сценарии к таким фильмам, как «Спасти рядового Райана» и «Патриот».

По словам Майка Морхейма, уже написан черновик сценария[12]. Крис Метцен отметил, что фильм будет насыщен действием и насилием, заявив: «Мы точно не станем снимать фильм под рейтинг „G“ или „PG“. Это не будет драка на подушках („PillowfightCraft“

)».[11]

25 июня 2010 года во время проведения церемонии вручения премий Сатурн журналист сайта Collider.com взял краткое интервью у Сэма Рэйми, в котором спросил о фильме Warcraft. Согласно Рэйми, на момент интервью фильм находился в зачаточном состоянии, существует лишь 40-страничный сценарий, над которым работает Роберт Родэт. Кроме этого, Рэйми заявил, что возьмётся за съёмки Warcraft только после окончания работы над Оз: Великий и могучий; кроме этого, Рэйми намерен участвовать в съёмках фильма «Хоббит». Также Рэйми рассказал, что в целях погружение во вселенную Warcraft он принялся играть в World of Warcraft, причём игра увлекла его настолько, что он играл целыми днями и «прокачал» своего персонажа до 85-го уровня.[20][21]

Во время Comic-Con 2010, проходившей в июле 2010 года в Сан-Диего, Крис Метцен сообщил, что фильм всё ещё находится в разработке, хотя процесс и движется медленно.[22]

В конце декабря 2010 года журналисты сайта Badass Digest побеседовали с Данканом Джонсом, который заявил, что в связи с уходом Рэйми с поста режиссёра Джонс желает занять его место. Это желание он обосновал своей любовью и пристрастием к играм Blizzard в общем и играм серии WarCraft в частности. По словам Джонса, днём он работает, а по ночам играет в игры.[23][24]

В июле 2011 года на режиссёрское кресло фильма Warcraft пригласили Джеймса Кэмерона. Правда Джэймс Кэмерон в ближайшее время занят фильмами Аватар 2, Аватар 3 и Терминатор 5. Однако Сэм Рейми обещает вернуться в проект после съемок фильма Оз: Великий и могучий.[25]

В конце августа 2011 года Мила Кунис приглашена сняться в фильме Warcraft. Её роль в фильме не была раскрыта, однако, по предложению журналистов, она будет играть Валииру Сангвинер (англ. Valeera Sanguinar) или Джайну Праудмур (англ. Jaina Proudmoore).[26] Тогда же стало известно, что Лиам Нисон также приглашён сняться в фильме, но, предположительно, его роль будет незначительна. Однако значение роли может значительно увеличиться в будущих сиквелах. Боб Гудвин приглашён в качестве тренера для Марка Гилденбарта.[27]

В середине сентября 2011 года стало известно, что Томас Тулл станет новым исполнительным продюсером.[28]

Вселенная Warcraft

Вселенная Warcraft

включает множество миров, объединённых хаотической воронкой, которая носит название Круговерть Пустоты. Переход между мирами можно осуществить с помощью порталов. Описанная история вселенной охватывает более 10 тысячелетий[40].

Первой разумной расой, упоминаемой в официальной истории вселенной Warcraft

, являются титаны — возникшие как «души миров», которые, с целью поиска своих братьев, упорядочивают миры, пытаясь пробудить в них » душу мира» — своих братьев. Они оберегают упорядоченные ими миры от многочисленных демонических существ, стремящихся уничтожить жизнь во вселенной. Саргерас — гигант из литой бронзы — многие тысячи лет уничтожал демонических существ, однако разочаровался в своих братьях и сестрах из-за их нерешительности во время принятия тяжёлого решения. Чтобы завершить то, что задумал, он обращается к своим врагам — демоническим сущностям, и, подчинив их волю себе, он создаёт Пылающий легион, целью которого является очищение Великой Запредельной Тьмы (Аналог вселенной в варкрафте) от проявлений высшей Тьмы и Повелителей Бездны, абстрактных сущностей с желанием известить всю Великую За предельную Тьму. Так начался Пылающий поход.

Мир Азерот

Карта мира Азерот из компьютерной игры World of Warcraft
Азеро́т

представляет собой планету, напоминающую Землю. Большая часть описанных событий вселенной
Warcraft
происходит именно на ней[41].

Мир Азерота включает в себя следующие континенты: Восточные королевства, Калимдор, Нордскол, Пандария, Расколотые острова, Зандалар, Кул-Тирас и прилегающие к ним острова. Массив Восточных королевств включает в себя два субконтинента — южный (на нём находятся государства Штормград и Каз Модан) и северный (Лордерон, Гилнеас, Кель’Талас). На Азероте имеются три крупных острова: Кезан (земля гоблинов), Затерянные острова и Скитающийся остров — все они находятся между Пандарией и Водоворотом, однако Скитающийся остров не нанесён на карту мира, так как является гигантской черепахой по имени Шэнь-Цзынь Су, которая находится в постоянном движении по Великому морю. Между всеми континентами находится Великое море, с востока Калимдор омывает Сокрытое море, Восточное королевство с запада — Зловещее море. В середине Великого моря находится бесконечный водоворот, за которым расположен подводный город Назжатар, родина наг. В древности Азерот состоял только из одного континента с озером сверкающей энергии, позже названным Колодцем Вечности, в центре. Когда колодец взорвался в конце Войны Древних, этот континент раскололся, и мир принял существующий облик.

Азерот — родина эльфов крови (высших эльфов), ночных эльфов, дворфов, гномов, наг, людей, пандаренов, тауренов, троллей, гоблинов и драконов[41].

История Азерота

В древности на Азероте жили элементали, в один момент из Великой Тьмы явились древние боги, с которыми они воевали. Когда древние боги победили, главные элементали поклялись служить им. Армиями древних богов командовали самые сильные элементали — Рагнарос Владыка Огня, Теразан Мать Камня, Ал’Акир Владыка Ветра и Нептулон Охотник Приливов.

После прихода армий титанов (сами титаны не приходили в этот мир, а лишь следили за ним) и битвы с ними все четверо командиров армий древних богов были побеждены[42], а титаны начали изменять ландшафт планеты и создавать разумных существ (в их числе врайкулов, дворфов и пр.). Они заключили договор с великими существами — драконами — об охране Азерота. Титаны наделили драконов уникальными способностями. Лидер титанов Аман’тул, брат Саргераса, выбрал бронзового дракона Ноздорму и сделал его защитником времени, рока и судьбы. Титан Эонар избрала красного дракона Алекстразу и сделала её защитницей всех живых существ. Также Эонар избрала зелёного дракона Изеру, младшую сестру Алекстразы, для контроля человеческого безумия из её королевства Изумрудного Сна. Титан Норганнон избрал голубого дракона Малигоса для защиты магии. Титан Каз’горот избрал чёрного дракона Нелтариона для охраны земли.

После этого титаны ушли, оставив драконов на защиту Азерота. Однако древние боги свели Нелтариона с ума своим шептанием, и он предал других драконов во время одной из битв Войны Древних. Позже Нелтарион стал известен под именем Смертокрыл Разрушитель.

За десять тысяч лет до Первой войны в Азероте существовал лишь один континент Калимдор. Его населяли тролли, первоначально принадлежавшие к одному племени Зандалар, которые начали строить свои империи. Самые крупные из них — империя Гурубаши и империя Амани[43]. Общим врагом двух империй троллей была империя разумных насекомых Азж’Акир, позже под их давлением расколовшаяся на два города-государства Азжол-Неруб и Ан’Кираж.

Одно из племён троллей поселилось в джунглях вокруг Колодца Вечности, привлечённое потоками его энергии. Энергия Колодца изменила их, сделав сильными, мудрыми и фактически бессмертными. Племя стало называть себя «Калдорей», что в переводе с дарнасского означало «дети звёзд». Они поклонялись богине Элуне и являлись предками ночных эльфов. Любопытство калдореев привело их к Кенарию, научившему племя любить и почитать природу, жить в гармонии с ней[44].

Ночные эльфы быстро стали притеснять троллей и в итоге, на территории, где в древности находился Колодец Вечности, развили свою огромную магическую империю[43].

Королева ночных эльфов Азшара построила на берегах Колодца Вечности дворец, в котором жили приближённые к ней эльфы. Она называла их «калдорай» или «высокорождённые». Несмотря на то, что королева была любима всеми, ночные эльфы тайно презирали высокорождённых. Позже Азшара и высокорождённые стали изучать энергию Колодца. Они быстро поняли, что больше не нуждаются в примитивной друидической магии своих соплеменников. Не слушая советы Кенария, Азшара и её эльфы продолжили изучать энергию Колодца и экспериментировать с ней, превратившись в надменных и высокомерных существ.

Всплески энергии привлекли внимание Саргераса и Пылающего Легиона[45]. Азшара и её сподвижники быстро пали жертвами Саргераса, находясь в экстазе от своей магии. Азшара разрешила Саргерасу войти в Азерот, а высокорождённые стали почитать его как бога. После всех приготовлений, Саргерас начал вторжение в Азерот. Армия под предводительством Маннорота и Архимонда сметала всё на своём пути.

Двое братьев, Малфурион Ярость Бури, сторонник друидической магии, и Иллидан, один из высокорождённых, с помощью жрицы Тиранды разыскали Кенария и попросили его о помощи. Кенарий пробудил высших существ, животных-полубогов: Агамагган — гигантский вепрь, Торга — бог-черепаха, Малорн — белый олень, Авиана — богиня-ворон, Ло’Гош — бог-волк и аспектов драконов. Во время битвы безумие охватило Нелтариона, и он предал своих братьев и сестёр. В это же время Азшара и сильнейшие из высокорождённых пытались открыть портал для Саргераса.

Битва между Азшарой и Малфурионом повлекла за собой взрыв Колодца Вечности. На его месте образовался вечный водоворот. Азшара и её последователи были затянуты внутрь водоворота и превратились в наг. На дне водоворота они построили город Назжатар и стали восстанавливать свою силу, чтобы подняться на поверхность Азерота[46].

После войны эльфы разделились на две группы — ночных эльфов, приверженцев друидической магии, и высших эльфов, части бывших приближённых королевы Азшары, поддержавшей вторжение Пылающего Легиона. Позже высшие эльфы были изгнаны из земель ночных эльфов. Они поселились на севере Лордерона и создали своё собственное могущественное государство — Кель’Талас. Но здесь до сих пор была весьма влиятельна империя Амани, и вскоре две совершенно противоположные культуры сошлись в битвах, позднее названных Войны троллей. В конце Войн троллей высшие эльфы объединились с людьми рода Арати, и после битвы троллей и эльфов получилось два народа и одно разрозненное государство.

Тем временем в мире Дренор эредар Кил’джеден заставил ранее мирных и даже дружелюбных орков пойти войной на Азерот. Эта война была задумана для того, чтобы ослабить защитников Азерота перед вторым вторжением Пылающего Легиона[47]. Оркам удалось взять и уничтожить множество городов людей, в том числе Штормград. Выжившие люди отступили в северное королевство Лордерон. Лидеры семи наций людей объединились перед общим врагом. К альянсу также присоединились дворфы, гномы и высшие эльфы. Орда, в свою очередь, привлекла на свою сторону троллей и привела с Дренора огров. Однако в результате раскола в стане Орды орки и огры в Азероте были повержены и заключены в резервации.

С целью реванша лидеры Пылающего Легиона, используя заточённого на Ледяном Троне Короля Мёртвых, создали карательную Армию Плети и вторглись в пределы Лордерона. В то же время, часть оставшихся в Азероте орков объединилась под предводительством Тралла и отплыла в Калимдор. Там орки неожиданно нашли новых союзников в лице народа тауренов. После того, как принц Артас Менетил обнаружил меч Фростморн, он стал подданным Короля Мёртвых, после чего убил собственного отца. Лидер Легиона Тихондрий уговорил его присоединиться к ним и втянуть Кель’Талас и Лордерон в войну. Во главе Плети Артас уничтожил множество городов, включая Луносвет, осквернил Солнечный Колодец и уничтожил почти всех высших эльфов. Так началась Третья война. Только объединившись, армии ночных эльфов, орков, троллей Чёрного Копья, тауренов, дворфов и людей смогли дать отпор Пылающему Легиону и уничтожить демона Архимонда. Позже, в результате заклятья, прочитанного Иллиданом, Король Мёртвых утратил контроль над частью нежити, которая под предводительством убитой Артасом эльфийки Сильваны Ветрокрылой отделилась от Плети и стала называться народом отрёкшихся.

Мир Дренор

Карта разрушенного мира Дренор (Запределья) World of Warcraft
Дрено́р

— это суровый мир, озарённый красноватым светом. До разрушения Запределье было очень похоже на Азерот. После разрушения оно было затянуто в Круговерть Пустоты. У Запределья больше не было солнца, но была луна, находившаяся намного дальше, чем до разрушения этого мира. Орки назвали её «Бледной Госпожой». Вода может показаться грязной, но это не так: эта планета вполне способна поддерживать жизнь. Это родина орков, а также других рас — огров, дренорских гигантов[48], араккоа (птицелюдей), гроннов и убежище для дренеев — эредаров, бежавших от власти Саргераса из своего родного мира Аргус. Из Запределья армии орков вторгались в Азерот через разлом в ткани вселенной, называемый Тёмным Порталом. Силы, вызванные открытием этого и других порталов, привели к тому, что мир развалился на несколько островов и обломков суши, которые дрейфуют независимо друг от друга. Эти обломки соединены цепями, вдоль которых различные существа перелетают или же перепрыгивают с обломка на обломок.

Ранее орки построили множество чёрных крепостей вокруг своей земли, и некоторые из них стоят до сих пор. Войска Пылающего Легиона разбили здесь свои лагеря и осквернили коммуны дренеев, разбросанные вокруг островов.

Раньше Запределье отличалось сравнительно тёплым климатом. Его поверхность практически полностью была покрыта прериями и лесами из деревьев, напоминавших гигантские грибы. Цвет неба менялся от оранжевого к красному. Орки, исповедовавшие шаманские культы, под влиянием шамана (позже ставшего чернокнижником) Гул’дана попали под влияние Пылающего Легиона и начали использовать чёрную магию, что привело к порче целого мира. Постепенно прерии исчезли, уступив место красным пустошам. Мир медленно умирал.

После разрушения Запределья мало кто остался в живых из числа дренеев, а остатки были в дальнейшем изуродованы орками Скверны, возглавляемыми Владыкой Преисподней Магтеридоном, который окончательно покорил остатки мира. Вред, нанесённый Запределью, изменил реальность и время в нём.

Магтеридон правил Запредельем из Чёрного храма с помощью своих преданных помощников, известных как Повелитель Боли и Госпожа Страданий. Из его стальной хватки мир был вырван лишь Иллиданом, эльфами крови и нагами.

Мир Аргус

Аргус от «Сыновей Шторма»
А́ргус

— родина эредаров и отделившихся от них дренеев. Аргусом правил триумвират могущественнейших магов-эредаров. Это были Кил’джеден, Архимонд и Велен. Достоверно известно, что на планете были холодные горы Кааринос и множество городов с одарёнными магами, а самым священным из них была столица Мак’Ари. Согласно легендам, это был город, устланный драгоценностями и испещрённый реками-каналами, сверкающими даже ночью.

Приблизительно 25 000 лет назад к этой могущественной расе эредаров явился падший титан Саргерас, который предложил им присоединиться к его Пылающему Легиону и стать повелителями множества миров. Архимонд и Кил’джеден были готовы сразу согласиться, но Велен сомневался в истинных намерениях чужака. Затем он получил видение, в котором увидел будущее эредаров, согласившихся стать частью Легиона — они превратятся в демонов. Велен попытался предупредить об этом своих братьев, но те были уже опьянены мечтами о власти, и Велен понял, что с этого момента потерял их. В отчаянии он попросил помощи у небес, и ему ответили наару.

Наару являются врагами Легиона и сторонниками Света. Они втайне собирают все расы, противящиеся Саргерасу, чтобы однажды создать единую непобедимую Армию Света. Велен согласился присягнуть на верность Свету, если Наару помогут его народу. В назначенный час Велен собрал горстку единомышленников и едва успел бежать от сил Кил’джедена, который уже превратился в демона и считал Велена предателем своей расы.

Кил’джеден, Архимонд и все остальные оставшиеся эредары Аргуса стали частью Легиона.

В ходе событий дополнения Legion

Велен, Иллидан, Кадгар и герои Азерота отправились на Аргус с целью окончательного уничтожения Пылающего Легиона. В Анторусе они расправились с лидерами Легиона, а пантеон титанов, используя испорченную душу мира Аргуса, поместил Саргераса в заточение, следить за которым остался Иллидан.

Мир К’ареш

К’аре́ш

— мир с двумя солнцами и родина расы бесплотных эфириалов, которая странствует по Нижнему Вихрю. Планета была завоёвана армиями Владыки Пустоты Дименсиуса. Текущее состояние мира неизвестно.

Мир Зорот

Зоро́т

— пылающая адская планета, принадлежащая Пылающему Легиону, а именно натрезимам, то есть Повелителям Ужаса. Правит там владыка Хел’нурат. Зорот славится своими огненными демоническими лошадьми, которые используются в качестве транспорта.

Столичные города

  • Дарнас — столица ночных эльфов, расположенная на острове около северо-западной оконечности Калимдора. В ходе Войны шипов (перед событиями дополнения Battle for Azeroth
    ) город вместе с мировым древом Тельдрассилом, на котором он располагался, был сожжён.
  • Стальгорн — столица дворфов. Город построен в одной из гор заснеженной области Дун Морог.
  • Оргриммар — столица орков, названная в честь Оргрима Молота Рока. Она расположена на дне глубокой извилистой расселины Дуротара.
  • Штормград — столица людей, расположена в северной части Элвиннского леса.
  • Громовой Утёс — столица тауренов, расположенная в Мулгоре на нескольких столбчатых утёсах, соединённых подвесными мостами.
  • Подгород — столица отрёкшихся, расположенная под разрушенной столицей Лордерона. В ходе Войны шипов (перед событиями дополнения Battle for Azeroth
    ) руины Лордерона были осажены силами Альянса, в результате чего, чтобы не отдавать врагу город, весь он был заражён чумой.
  • Экзодар — разбившийся космический корабль дренеев, ставший их столицей в Азероте.
  • Луносвет — столица эльфов крови, частично разрушенная Артасом во время Третьей войны.
  • Шаттрат — столица расколотых земель Запределья, основанная беженцами-эредарами, впоследствии ей стали править наару, а населять её стали беженцы из других миров.
  • Даларан — столица магов Кирин-Тора. До дополнения Wrath of the Lich King
    Даларан располагался в Восточных королевствах, но после дополнения маги Кирин-Тора задействовали всю свою силу, и теперь Даларан парит высоко над землями Нордскола. На момент событий дополнения
    Legion
    Даларан перенесён в небо над Расколотыми островами.
  • Гилнеас — столица одноимённого королевства людей Гилнеас.

Круговерть Пустоты

Кругове́рть Пустоты́

— астральный план между мирами, скопление хаотической магии. Круговерть Пустоты стала убежищем для демонических существ, откуда они проникли в миры титанов[40][49].

Наиболее точно следовало бы определить Круговерть как высшую грань бытия, где обитают могущественные существа. Круговерть не является синонимом космоса, поскольку есть сведения, что народы Азерота имели представление непосредственно о космосе. У гномов, например, были астролябии, они владели информацией о движении планет и звёзд, в том числе небесных тел за пределами Солнечной системы. Более того, у эльфов были телескопы для наблюдения за ночным небом. Пространство между звёздами и планетами называется «Великая потусторонняя тьма»[40], или просто «Потусторонье». С другой стороны, Круговерть называлась иногда Пустотой, адским местом вне пространства и времени, как их понимают смертные, царством демонов, о которых Гул’дан говорит как о «давно мёртвых».

Демоны Пылающего Легиона

Расы Пылающего Легиона представлены обширным списком самых разнообразных существ, объединённых общей целью: уничтожение всего живого.

Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси

Не­ком­мер­чес­кое Парт­нер­ст­во «Ру­ко­пис­ные па­мят­ни­ки Древ­ней Ру­си» со­зда­но при учас­тии Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. В. В. Ви­но­гра­до­ва РАН и из­да­тельст­ва «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур». На­уч­ное ру­ко­водст­во де­я­тель­ностью Парт­нер­ст­ва осу­щест­вля­ет На­уч­ный со­вет, воз­глав­ля­е­мый чл.-корр. РАН, ди­рек­то­ром Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка РАН А. М. Мол­до­ва­ном. В На­уч­ный со­вет вхо­дят: А. А. Гип­пи­ус, В. М. Жи­вов (зам. пред­се­да­те­ля На­уч­но­го со­ве­та), А. А. За­лиз­няк, А. А. Пич­хад­зе, Н. Н. По­кров­ский, А. А. Ту­ри­лов, В. Л. Янин. Глав­ная на­ша цель – со­брать как мож­но бо­лее об­шир­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, хра­ня­щих­ся в оте­чест­вен­ных и за­ру­беж­ных му­зе­ях (ар­хи­вах, биб­лио­те­ках, хра­ни­ли­щах) и пред­ста­вить его в от­кры­том до­сту­пе в ин­тер­не­те с со­блю­де­ни­ем и за­щи­той всех юри­ди­чес­ких прав му­зе­ев-хра­ни­те­лей ру­ко­пи­сей. Важ­ность этой за­да­чи обу­с­лов­ле­на тем, что к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни опуб­ли­ко­ва­на лишь не­зна­чи­тель­ная часть (ме­нее 0.1 про­цен­та) ру­ко­пис­ных па­мят­ни­ков, на­хо­дя­щих­ся во мно­гих хра­ни­ли­щах Моск­вы, Пе­тер­бур­га, Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Кост­ро­мы, Тве­ри, Яро­с­лав­ля, Ка­за­ни, Са­ра­то­ва, и дру­гих го­ро­дов. Меж­ду тем со­бра­ние древ­не- и ста­ро­рус­ских ру­ко­пи­сей (XI–XVII ве­ков), хра­ня­щих­ся в рос­сий­ских биб­лио­те­ках и ар­хи­вах, чрез­вы­чай­но ве­ли­ко и на­счи­ты­ва­ет бо­лее 100 000 еди­ниц хра­не­ния. При от­сут­ст­вии пол­но­цен­ных и ка­чест­вен­ных ко­пий мы на­хо­дим­ся под по­сто­ян­ной угро­зой утра­ты это­го на­сле­дия. Ре­а­ли­за­ция по­став­лен­ной це­ли бу­дет осу­щест­влять­ся пу­тем предо­став­ле­ния на на­шем сай­те пер­со­наль­ной экс­по­зи­ци­он­ной пло­щад­ки му­зе­ям, ар­хи­вам, из­да­тельст­вам, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским кол­лек­ти­вам для раз­ме­ще­ния в от­кры­том до­сту­пе элек­трон­ных ко­пий име­ю­щих­ся у них ру­ко­пис­ных ма­те­ри­а­лов (вмес­те с не­об­хо­ди­мой со­пут­ст­ву­ю­щей ин­фор­ма­ци­ей: пра­ва на ее пуб­ли­ка­цию, ад­ре­са и те­ле­фо­ны для на­уч­ных и де­ло­вых кон­так­тов и пр. Мы так­же бе­рем на се­бя тех­ни­чес­кое об­слу­жи­ва­ние этой экс­по­зи­ции, вклю­ча­ю­щее пер­вич­ную об­ра­бот­ку и по­сле­ду­ю­щее раз­ме­ще­ние от­ска­ни­ро­ван­ной ру­ко­пи­си, об­нов­ле­ние и до­пол­не­ние экс­по­зи­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов и др. При этом все пра­ва му­зея, ар­хи­ва (дру­го­го пра­во­об­ла­да­те­ля) на предо­став­лен­ные ма­те­ри­а­лы пол­ностью со­хра­ня­ют­ся, а ру­ко­пис­ные ма­те­ри­а­лы раз­ме­ща­ет­ся в ви­де, не до­пус­ка­ю­щем их не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ное из­да­ние. При­ме­ром мо­жет слу­жить на­ше со­труд­ни­чест­во с Го­су­дар­ст­вен­ной Треть­я­ков­ской Га­ле­ре­ей. В на­сто­я­щее вре­мя на­шем сай­те раз­ме­ща­ет­ся элек­трон­ная ко­пия из­да­ния «Ти­по­граф­ский Ус­тав (ус­тав с кон­да­ка­рем)» а трех то­мах, осу­щест­влен­но­го под на­уч­ной ре­дак­ци­ей Б. А. Успен­ско­го из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур» при со­дейст­вии Га­ле­реи. Это из­да­ние по­свя­ще­но ру­ко­пис­но­му па­мят­ни­ку кон­ца XI – на­ча­ла XII вв. Пер­вый том пред­став­ля­ет фак­си­миль­ное вос­про­из­ве­де­ние ру­ко­пи­си, вто­рой — на­бор­ное вос­про­из­ве­де­ние и сло­во­ука­за­тель, тре­тий со­дер­жит по­свя­щен­ные ей на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния. При­мер со­труд­ни­чест­ва с уче­ны­ми – раз­дел, по­свя­щен­ный древ­не­рус­ским бе­рес­тя­ным гра­мо­там, раз­ра­бо­тан­ный кол­лек­ти­вом уче­ных во гла­ве с ака­де­ми­ка­ми В. Л. Яни­ным и А. А За­лиз­ня­ком. Впер­вые в пол­ном объ­еме пред­став­ле­ны кол­лек­ции бе­рес­тя­ных до­ку­мен­тов Го­су­дар­ст­вен­но­го ис­то­ри­чес­ко­го му­зея и Нов­го­род­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го объ­еди­нен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. При­ме­ром со­труд­ни­чест­ва с из­да­тельст­ва­ми яв­ля­ет­ся со­вмест­ная ра­бо­та с из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур», ко­то­рое предо­ста­ви­ло нам свои из­да­ния пер­вых то­мов Пол­но­го со­бра­ния рус­ских ле­то­пи­сей, п так­же ру­ко­пис­ных книг «Ис­то­рия иудей­ской вой­ны Иоси­фа Фла­вия» (древ­не­рус­ский пе­ре­вод) и «Псал­тырь 1683 г. в пе­ре­во­де Ав­ра­мия Фир­со­ва». На­ря­ду с глав­ной за­да­чей — со­брать пол­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, мы ста­вим пе­ред со­бой еще две за­да­чи. Вто­рая за­да­ча, не­по­средст­вен­но свя­зан­ная с пер­вой — со­зда­ние спе­ци­аль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм по изу­че­нию са­мых раз­ных ас­пек­тов древ­не­рус­ской ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры, как свет­ской, так и ре­ли­ги­оз­ной (вклю­чая бо­го­слу­же­ние, мо­на­с­тыр­ское устройст­во, ху­до­жест­вен­ные сти­ли и вку­сы, куль­то­вые фи­гу­ры и проч.). Эти про­грам­мы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на раз­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уров­ни обу­ча­ю­щих­ся (от млад­ших школь­ни­ков до сту­ден­тов стар­ших кур­сов и ас­пи­ран­тов уни­вер­си­те­тов) мо­гут стать не­за­ме­ни­мым под­спорь­ем в школь­ном и ву­зов­ском об­ра­зо­ва­нии на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, важ­ным ис­точ­ни­ком воз­рож­де­ния оте­чест­вен­но­го са­мо­соз­на­ния и ду­хов­ных тра­ди­ций. На­ко­нец, третья на­ша за­да­ча — спо­собст­во­вать рас­ши­ре­нию ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ре, куль­ту­ре, язы­ку Древ­ней Ру­си, пу­тем об­лег­че­ния до­сту­па оте­чест­вен­ным и за­ру­беж­ным сла­вис­там к ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам и по­свя­щен­ным им на­уч­ным ра­бо­там. Это бу­дет спо­собст­во­вать по­вы­ше­нию ин­те­ре­са к рус­ской ис­то­рии и куль­ту­ре, рос­ту ее вли­я­ния и ав­то­ри­те­та в ми­ре.

ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ

Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций

  • Древнерусские берестяные грамоты
  • Русские летописи
  • Издания славянских памятников

В создании сайта участвуют и помогают:

Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО

Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.

Контактный email:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: