Harvest Moon | |
Официальный логотип | |
Жанры | Симулятор жизни, экономический симулятор, японская ролевая игра |
Разработчики | Marvelous Interactive, Victor Interactive Software |
Издатели | Marvelous Entertainment, Natsume, Rising Star Games, Nintendo Australia |
Создатель | Ясухиро Вада |
Платформы | Game Boy, Game Boy Advance, Game Boy Color, Nintendo 3DS, Nintendo 64, Nintendo DS, Nintendo GameCube, PlayStation, PlayStation 2, PlayStation 3, PlayStation Portable, Super Nintendo Entertainment System, Wii, Android |
Первая игра | Harvest Moon / 1996 |
Последняя игра | Harvest Moon: A New Beginning / 2012 |
Спин-офф | Rune Factory |
Официальный сайт |
Harvest Moon
(яп. 牧場物語
бокудзё моногатари
, «История на ферме») — серия японских компьютерных игр, симулирующих жизнь человека на ферме. Разработана геймдизайнером Ясухиро Вадой и студией Victor Interactive Software (ныне Marvelous Entertainment). Выполнением англоязычных локализаций и распространением игр в североамериканском регионе занимается компания Natsume, издателем на территории Европы выступает Rising Star Games. Первая игра
Harvest Moon
была выпущена ещё в 1996 году для приставки Super Nintendo Entertainment System, с тех пор появилось множество продолжений и ответвлений для самых разнообразных платформ.
Игрок, управляя фермером, занимается земледелием и животноводством, продаёт полученные продукты, строит и улучшает на своём участке различные сельскохозяйственные сооружения. Помимо развития фермы, важное место во всех частях традиционно занимают ролевые элементы, героя окружают многие другие персонажи, и от общения с ними во многом зависит успех в прохождении игры — часто фермер может жениться и завести собственных детей, которые будут помогать ему работать. По мере прохождения персонаж накапливает опыт владения теми или иными инструментами, после чего те улучшаются.
Игровой процесс
Каждая игра всегда начинается с того, что некий персонаж получает в собственность старую заброшенную ферму и теперь должен возродить её практически с нуля. Игрок при этом управляет не самой фермой, а именно главным героем, перемещает его по локациям, выполняет с помощью него необходимые работы и т. д. События происходят в реальном времени, в дневное время суток персонаж должен успеть сделать все запланированные дела, поскольку работа ночью сбивает режим и отрицательно сказывается на здоровье. Работая, персонаж устаёт — периодически необходимо восстанавливать силы отдыхом в горячих источниках или приёмом пищи, в противном случае фермер может потерять сознание и вынужден будет провести целый день в больнице. Подконтрольная ферма обычно находится внутри некой деревни, где живут многие другие персонажи, есть магазин, кузница, церковь, библиотека и прочие полезные места.
Развитие фермы
Основными занятиями на ферме являются земледелие и животноводство. Персонаж расчищает поле от камней, веток и сорняков, обрабатывает поделённую на квадраты землю и засаживает её семенами, приобретёнными в магазине. Разные культуры растут и дают урожай по разному, например, одни очень быстро созревают, но плодоносят только один раз, тогда как другие после длительного развития способны давать урожай многократно. Каждый день посадки необходимо поливать, чтобы они продолжали расти. Определённые растения сажаются в определённое время года, в некоторых играх продолжать заниматься земледелием можно даже зимой, если построить теплицу или выкопать подвал. В первой части были представлены только четыре культуры, репа, картофель, томаты и кукуруза, однако в последующих появились многие другие: капуста, морковь, лук, земляника, батат, тыква, рис, ананас, огурец и пр. Также в каждой части присутствует возможность засеять поле травой, которая не даёт никаких плодов, но может быть скошена и использована в качестве корма для животных.
Не меньше дохода персонаж получает от животноводства. В самой первой Harvest Moon
были представлены только куры и коровы, дающие яйца и молоко соответственно. Позже к ним добавились овцы, с которых можно состригать шерсть, в некоторых поздних играх присутствуют утки, козы, коровы разных пород. В
Harvest Moon: Tree of Tranquility
есть возможность разводить тутовых шелкопрядов и страусов, а также одомашниванию поддаются некоторые дикие звери. Животные способны размножаться, куриное яйцо помещается фермером в инкубатор, и через несколько дней из него вылупляется цыплёнок. Коровы и овцы беременеют, если дать им так называемое чудесное зелье, процесс отдалённо напоминает искусственное осеменение. Все животные требуют тщательного ухода, ежедневной кормёжки, чистки, иначе они заболевают и могут умереть. Если регулярно оказывать им внимание, отношение к хозяину, выраженное количеством сердечек, улучшается. От количества сердечек зависит вероятность того, что животное выиграет на проводимых регулярно деревенских соревнованиях. Победившие животные, в свою очередь, очень хорошо влияют на материальное состояние, победившая курица, к примеру, начинает нести золотые яйца.
Помимо сельскохозяйственных животных есть также животные-любимцы, они не дают прямого дохода, выполняя роль своеобразных декораций, хотя тоже требуют внимания и могут участвовать в соревнованиях. Обычно это собака и конь, но в некоторых отдельных частях присутствуют свинья, кот, черепаха и даже панда, в Harvest Moon: Back to Nature
впервые можно разводить рыбу. Иногда на ферму заявляются животные-вредители, например, волки утаскивают вышедших из курятника кур, гоферы занимаются разорением полей.
Для работы на ферме персонаж пользуется разнообразными инструментами: вырубает ветки и пни топором, разбивает камни молотом, косит сорняки косой, поливает посадки лейкой и т. п. По мере прохождения уровень владения каждым инструментом увеличивается, и позже их можно усовершенствовать в кузнице, повышая тем самым эффективность. Улучшенная лейка поливает сразу несколько клеточек на поле, тогда как улучшенный молот разбивает самые большие валуны. В кузнице также продаются некоторые вспомогательные вещи, например, приспособление для дойки коровы, ножницы для остригания овец пр. В результате рубки пней и веток персонаж получает древесину, которую впоследствии можно использовать на модернизацию находящихся на ферме строений и возведение забора.
Всю полученную продукцию фермер относит в специальный контейнер, откуда ежедневно её забирает перекупщик, оставляющий взамен деньги. Продукты не обязательно продавать, их можно съесть для восстановления здоровья, можно сохранить их в холодильнике или приготовить из них какую-либо еду, обладающую большей ценностью. Кроме выращенных на ферме существуют также места в деревне, где тоже есть полезные предметы: в определённые времена года в лесу самостоятельно растут травы и грибы, иногда с деревьев падают яблоки, а из диких ульев можно добыть мёд. Часто неподалёку от деревни расположена шахта, в которой персонаж может выкапывать руду для улучшения инструментов, драгоценные камни для создания украшений или просто деньги.
Взаимодействие с другими персонажами
Деревня, в которой находится ферма, включает множество разных персонажей, у каждого свои проблемы и заботы, мировоззрение, определённый распорядок дня: в светлое время суток люди занимаются повседневными делами, вечером идут отдыхать в бар, по определённым дням ходят мыться, бывают друг у друга в гостях. Ежегодно жителями устраиваются праздничные мероприятия по поводу Дня благодарения, Нового года, Рождества, проводятся фестивали и выставки, спортивные состязания, например, чемпионат по плаванию. Подконтрольный игроку фермер принимает в этом всём непосредственное участие, приводит своих животных на ярмарки, готовит еду для кулинарных конкурсов и т. д. Персонаж может подружиться с определёнными жителями или наоборот вызвать у кого-то неприязнь.
В большинстве игр присутствует возможность найти себе невесту и жениться. Девушки постепенно влюбляются в фермера, если он регулярно общается ними, в чём-то помогает, делает подарки. Иногда у героя появляются конкуренты, которые тоже борются за сердца потенциальных невест и в случае промедления могут сделать предложение о бракосочетании раньше главного героя. В некоторых версиях Harvest Moon
главной героиней выступает девушка, она, соответственно, может выйти замуж за кого-нибудь из деревенских холостяков. В отдельных играх присутствует возможность рождения детей, причём в более поздних частях ребёнок развивается от младенца до взрослого человека. После полного прохождения
Harvest Moon: Tree of Tranquility
игрок может начать заново, взяв под управление сына своего фермера.
Обзор безнадёжной Harvest Moon: Light of Hope
Harvest Moon: Light of Hope — весьма ожидаемая игра в стиле фермы, где основной задачей является засаживание огорода, разведение скота и готовка блюд. Как и в Stardew Valley (клон этой самой Harvest Moon) всё начинается с приезда в заброшенное захолустье. Страшный шторм разрушил постройки, испоганил плодородные земли и разогнал жителей на все стороны. Смотрительница маяка выходила протагониста, попавшего в бурю на корабле… И по некой странной причине он решает остаться на богом забытом острове, чтобы там жить, не вспоминая о прошлом (семье, доме, знакомых). Сразу становится ясно, что место это не приветливое, угрюмое и пустое. Да разве же такое остановит искателя приключений на свою голову? Тут главное найти знающих людей, заручиться поддержкой и день за днём работать на благо общества. Там гляди, народ подтянется и жизнь вернётся в прежнее русло.
На собственном горбу
Работать в игре приходится изрядно, даже по меркам самых гриндовых ферм. Тебе выдают лишь стартовый малюсенький домишко с кроватью и всё. Далее шаг за шагом приходится приглашать новых жителей в пока ещё разрушенный городок, чтобы получить доступ к новым возможностям. Торговец приезжает одним из первых и просит построить себе магазин. Казалось бы, это нелепая просьба, но протагонист не умеет отказывать (и разговаривать), так почему бы и нет? Заселившись, торгаш тут же открывает доступ к покупке семян и начинается жесткий фарминг. Покупаешь кабачки, роешь грядки, поливаешь, садишь. Спустя несколько дней собираешь урожай, тащишь на продажу и снова закупаешь семена. Процесс сей повторяется неоднократно, благо на ферме полно места под засадку, да и вода в колодце не заканчивается. В дождливые дни работы меньше, ведь не нужно вручную поливать каждый росток, зато в ясные приходится пахать знатно. На каждое активное действие расходуется энергия и сели истратить всю — упадёшь в обморок. В результате на следующий день получишь слабость, а растения, весьма вероятно, засохнут. После строительства общего магазина тебе намекают, что неплохо бы отремонтировать и другие полезные здания. Цветочник открывает доступ к семенам цветов, ресторан к рецептурам и готовке блюд, различные маги дают подсказки и так далее. Один за другим жители возвращаются в город и радуются, что некий незнакомец восстанавливает им дома бесплатно. Довольно быстро открывается доступ к рыбалке, которая делает огород нецелесообразным. Ловить и продавать рыбу в десятки раз выгоднее, чем садить ту же клубнику и ежедневно за ней ухаживать. Да и времени это отнимает мало. Выполнено всё в виде мини-игры, где нужно просто подождать клёва, а затем быстро долбить мышку, пока не вытянешь чего из воды. Можно проворачивать это даже без приманки, ведь рыба тут не брезгливая. Инвентарь не бесконечный, поэтому забивать его лишним не рекомендуется, что заставляет окончательно плюнуть на фермерство из-за большого разнообразия культур… Их попросту некуда складывать, а продавать жалко — авось пригодятся.
НПС-ы периодически присылают задания в почтовый ящик у дома. Обычно, это запросы принести 10-15 единиц овощей или фруктов. В награду дают удобрения, семена, цветы и прочую ненужную дребедень. Также выполнение квестов добавляет очки дружбы с тем или иным персонажем, но я так ни разу и не получил от этого ощутимой выгоды. Разве что владелец ресторана важен, так как иногда дарит рецепты. Всеми делами приходится заниматься в одиночку. Строительство, сбор ресурсов и материалов, крафт, закупка, менеджмент, уборка территории — можно задолбаться. Изо дня в день приходится выполнять одинаковые действия и даже не надеяться на автоматизацию, ведь тут нет авто-поливаек или возможности найма работников. Ни один из жителей не предлагает руку помощи, а только просит или требует. Ни тебе молотилки для семян из культур, ни авто-кормилки животных, никаких технических устройств. Притом карта мира достаточно крупная, разделённая на несколько зон со своими зданиями и возможностями. Часто приходится бегать от конца концу без удобной телепортации.
Артиллерийский обстрел недостатками
Первое, что бросается в глаза — ужасная графика. Создаётся впечатление, что ею разработчики вообще не заморачивались. Выглядит так, будто это чудо сошло с экранов мобильных телефонов 10-летней давности. Точно также хромает анимация, в которой значительно меньше 24 кадров. Нейтральные персонажи при этом странно двигаются по маленькой траектории, имитируя ‘активную жизнь’, а между локациями телепортируются, просто исчезая с одного места и появляясь на другом. Подобная дешевизна коснулась и текстур. Различные по сути деревья выглядят одинаково, скопления руд в шахте тоже на одно лицо, да и товары разного качества отличаются лишь надписями. И ведь нет никаких удобных фильтров или настроек, как в графическом плане, так и в плане интерфейса. Товар сбрасывается в одну кучу и приходится долго скролить, чтобы найти необходимое. Мало того, скрол любит постоянно сбрасываться в исходную позицию. Найди опаловую руду в списке, затем создай опалы, но по возвращении ‘назад’ придётся с верха списка искать уже изумрудную руду и делать изумруды. И так 20 раз для каждой из руд…
Как только получаешь доступ к шахте, а происходит это в первые часы знакомства, необходимость в золоте улетучивается и баланс летит в тартарары. Огород приносит сотни монет, рыбалка уже тысячи, но шахта — десятки тысяч, при этом не нужны ни особые приспособления, ни куча времени. Вторая неделя уже идёт, а патчей я не лицезрею, значит, разработчики ничего менять и не собираются. К слову, если в Stardew Valley можно было неоднократно улучшать каждую постройку и ставить новые, то в Harvest Moon: Light of Hope можно восстановить уже существующие, а апгрейдам подлежит только дом (да и то всего парочке). Девать огромные суммы монет попросту некуда. Декорирование дома и огорода? Такого и в помине нет. Разрешается лишь стены установить (деревянные, каменные и кустарниковые), которые выглядят весьма бедно и не обладают даже двумя визуальными вариациями. Таким образом, очень быстро становится не интересно заниматься ‘развитием’, ведь его попросту нет.
В курятнике и загоне проживают животные. Корова даёт молоко, овца шерсть, куры несут яйца и т.д. Всё это добро можно съесть напрямую, получив почти ничего (малое восстановление энергии), продать за гроши (что бессмысленно, учитывая прибыль шахт) или же скрафтить что-то покрупнее. Блюда зачастую стоят дешевле ингредиентов, что совершенно не логично. Тратится на них много усилий и денег, а в итоге получаешь пшик. Разнообразие крафта также весьма низкое, большая часть продуктов не используется вообще. Например, на первом году мне удалось раздобыть рецепты хлеба, варенья из клубники и рыбной запеканки. В закромах же лежит целая куча томатов, картофеля, моркови и ещё добрых двух десятков культур разных видов, размеров и мастей. Они попросту не реализованы. Также без дела лежит куча рыбы, цветов и удобрений. Всё это по-отдельности интересные механики, но в целом никакого толку не несущие. НПЫ-ы не просят эти товары (лишь за редкими исключениями), остаётся сдавать добро торговцу на реализацию.
https://youtu.be/baVkK3N2u8U
Уникальность
Не всё в Light of Hope так уж печально. Например, у каждой огородной культуры есть подвиды. Возьмём, к примеру, капусту. Она может получиться обычной (зелёной), огромной, деликатесной или даже пурпурной. Виды исходной продукции зависят от удобрений, поры года, а также грунта. Да, существует четыре различных биома со своей уникальной почвой. Какое-то время может быть интересно заниматься селекцией, но в итоге все эти интересные мутации никому не нужны и только зря забивают инвентарь, ведь хранилище (холодильник) появится аж под конец сюжета. К слову об этом, улучшение дома даёт доступ к двум очень важным элементам: тумбочке (хранится не еда) и холодильнику. Туда можно сложить все излишки, чтобы потом удобно отнести по заданию (хотя вряд ли понадобится), ну или для крафта. Удобрения и семена при этом хранятся в специальном стенде для компоста, который стоит на улице. Разные виды удобрений открываются тоже ближе к концу прохождения сюжета, когда возвращаться к ним уже не хочется.
Сама история ничего нового не предлагает. Кто-то нарушил природный баланс и тебе необходимо отыскать пять артефактов для восстановления былой славы острова. По мере реконструкции зданий эти артефакты и находишь, так что напряга никакого нет, ни тебе интриги, ни приключений. Время ограничений не накладывает, да и особых целей для выполнения попросту нету. Все дополнительные задания сделаны по шаблону ‘принеси X товара’ и тоже сдаются без временных рамок. НПС-ы комментируют эти действия в подозрительно одинаковом стиле «ох, неужели ты уже добыл необходимое?». Также стоит учесть, что здесь сильно ограничивают продвижение по сюжету искусственным затягиванием: пока не наступит новый сезон ты не получишь доступ к некоторым цветам, а без них не усилишь инструменты. Да… Хочешь крутую сапу? Принеси охапку роз! Улучшить молот? Тащи космос! Что такое космос? Тебе никто не скажет, ведь внутренней энциклопедии нет, как и википедии, и даже официального сайта. И это после двух десятков лет опыта, за что ]Natsume[/anchor] должно быть стыдно. P.S. космос = осенние цветы.
Подводим итоги
Light of Hope должна была стать реинкарнацией серии Harvest Moon, ведь последние несколько тайтлов были не так уж хорошо восприняты критиками. На эту часть возлагали большие надежды, как фанаты, так и крупные геймеркие издания, о чём неоднократно заявляли. Даже если не брать в учёт подкачавшую графику, контента у игры мало, уж тем более за $15. Многие отзывы крайне отрицательно обрисовали релизную версию, но наибольший удар понесла сама популярность франшизы. Всего 205 человек приобрело проект, это, опять же, учитывая два десятилетия существования серии. Полный провал — ещё мягко сказано. Большинство тошнит уже только от внешнего вида скриншотов и трейлера, которые, к слову, тоже были сделаны неумело, даже отвратительно. Stardew Valley стоит в два раза дешевле, а предлагает в 10 раз больше контента. Ну а чтобы вы окончательно прочувствовали, насколько разработчикам пофиг, я прикреплю скриншот трёхместного семейного домика, где проживают торговцы крупным скотом…
Отзывы и критика
В целом серия оценивается критиками положительно, однако отдельные части удостоены более высоких оценок, чем другие. По данным сайтов GameRankings и Metacritic, наиболее удачными получились Harvest Moon 64
,
Harvest Moon: Back to Nature
,
Harvest Moon: Friends of Mineral Town
,
Harvest Moon: A Wonderful Life
и
Harvest Moon: Magical Melody
, хотя ни у одной из частей совокупный рейтинг рецензий не опускался ниже 60 %. Как отмечает автор статьи в журнале «Страна игр», поздние части рассчитаны в основном на знакомых с серией игроков и по этой причине очень тяжело воспринимаются новичками, поскольку многие геймплейные процессы нигде не объяснены[1].
Несмотря на то, что было выпущено уже достаточно много разных игр, явных бестселлеров среди них нет. В сентябре 2011 года издатель Rising Star Games сообщил о продажах более миллиона копий в PAL-регионе[2]. Есть сведения, что на территории Японии наиболее популярными оказались части для портативного устройства Nintendo DS, было продано 948 тысяч экземпляров, при этом продажи версий для PSP намного скромнее, всего лишь 81 тысяча[3]. Игра Harvest Moon: The Tale of Two Towns
только за первую неделю после релиза распространилась тиражом в 64 тысячи копий[4].
Где купить игру со скидкой?
VGTimes ищет и сравнивает цены на Harvest Moon: Light of Hope в разных магазинах, чтобы вы могли купить игру дешевле, чем в Steam, PS Store и других официальных сервисах дистрибуции.
Сейчас Harvest Moon: Light of Hope продается в таких магазинах, как Steam, PS Store, Gamivo и других. Самая низкая цена, которую нам удалось найти — 435 рублей
. В продаже есть разные издания Harvest Moon: Light of Hope, например
Special Edition
.
Вот некоторые актуальные предложения:
- Harvest Moon: Light of Hope Special Edition в магазине Steam за 435 руб
- Harvest Moon: Light of Hope Special Edition (PS4) в магазине PS Store за 2299 руб
- Harvest Moon: Light of Hope — Special Edition EU (EU) в магазине Gamivo за 1252 руб
- Harvest Moon: Light of Hope (Steam) в магазине Humble Bundle Store за 2212 руб
- Harvest Moon: Light of Hope Special Edition (STEAM, Global) в магазине HRK Game за 1018 руб
Еще больше скидок и вкусных цен ищите здесь.
Примечания
- Константин Говорун.
Harvest Moon DS. Страна игр (16 декабря 2006). Проверено 24 сентября 2012. Архивировано 1 ноября 2012 года. - James Batchelor.
Rising Star Games exceeds 1m Harvest Moon sales (англ.). MCVUK. Проверено 18 сентября 2011. Архивировано 1 ноября 2012 года. - Sahdev Ishaan.
Here’s How Harvest Moon Has Fared On The Nintendo DS (англ.). Siliconera (16 июля 2011). Проверено 24 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2012 года. - Sahdev Ishaan.
This Week In Sales: Chronicling The Wii Party Under The Harvest Moon (англ.). Siliconera (16 июля 2011). Проверено 24 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2012 года.
Примечания[ | ]
- Константин Говорун.
Harvest Moon DS
(неопр.)
. Страна игр (16 декабря 2006). Дата обращения 24 сентября 2012. - James Batchelor.
Rising Star Games exceeds 1m Harvest Moon sales (англ.). MCVUK. Дата обращения 18 сентября 2011. Архивировано 1 ноября 2012 года. - Sahdev Ishaan.
Here’s How Harvest Moon Has Fared On The Nintendo DS (англ.). Siliconera (16 июля 2011). Дата обращения 24 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2012 года. - Sahdev Ishaan.
This Week In Sales: Chronicling The Wii Party Under The Harvest Moon (англ.). Siliconera (16 июля 2011). Дата обращения 24 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2012 года.